считает, должно соответствовать этому набору. Таким образом формируется векторов
= (у1, У2, ...,УП), 1 = й.
На следующем этапе строится уравнений вида (1) с помощью одного из известных методов оценивания параметров на основе обработки выборок (X, у'),' = 1, 5.
Далее оценивается адекватность всех уравнений на основе использования известных в регрессионном анализе критериев (С.И. Носковым приведен их достаточно полный перечень)5. В качестве основного при этом может быть назначен какой-то один из них, например, критерий множественной детерминации
Обозначим через значение критерия £ для у-го уравнения (построенного на основе высказываний у-го эксперта). Используем эти значения для «взвешивания» экспертной информации с целью построения окончательного варианта уравнения (1).
Введем ^рассмотрение весовые множители у, у = 1, 5 по правилу
к: — Ъ = -г- •> = 15. Е Г
I=1
Рассчитаем обобщенные значения зависимых переменных для каждого наблюдения:
5
Ук = Ту ¡у к. j=1
Окончательный вариант регрессионного уравнения (1) будет получен посредством оценивания его параметров (при заранее заданной функции F(•)) путем обработки выборки (X, у).
Примечания
1 Носков С.И. Технология моделирования объектов с нестабильным функционированием и неопределенностью в данных. Иркутск, 1996.
2 Там же.
3 Там же.
4 Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М., 1981. Т. 2.
5 Носков С.И. Указ. соч.
A.B. НЕГОДУЙКО
старший преподаватель Омского государственного технического университета
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ СЕГОДНЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ
Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя в демократических странах, выступает своеобразным гарантом демократии, выразителем местных интересов, позволяет реализовывать социально-экономическую самодеятельность населения, способствует повышению его уровня жизни через включение механизмов саморазвития.
В современных условиях развития Российской Федерации одним из наиболее актуальных и в то же время сложных вопросов остается вопрос о выборе и внедрении наиболее эффективных форм самоуправления населения на местах. Формирование и развитие местного самоуправления в России — одна из приоритетных задач государственной политики, решение которой на протяжении всего периода реформирования отечественной экономики всегда было связано с преодолением множества трудностей,
препятствий как социально-экономического, так и политического характера. Интерес ученых, политиков и общества к данной проблеме обусловлен необходимостью совершенствования структуры и оптимизации функционирования как института в целом, так и его органов управления в частности, их взаимодействия с другими общественными институтами и государством.
В процессе становления местного самоуправления в России был выявлен ряд проблем, связанных, прежде всего, с отсутствием финансовой независимости и политической автономии местной власти, а именно:
— нечеткостью правового разграничения полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней и органами местного самоуправления, отсутствием механизмов их взаимодействия;
— неопределенностью территориальной организации местного самоуправления;
© А.В. Негодуйко, 2006
— несоответствием ресурсов органов местного самоуправления исполняемым обязанностям;
— удаленностью органов местной власти от населения;
— неполнотой законодательного регулирования вопросов организации и деятельности местного самоуправления, несогласованностью существующего законодательства о местном самоуправлении;
— нехваткой квалифицированных кадров для замещения должностей муниципальной службы.
Органы местного самоуправления находятся в прямой зависимости от федерального, а в большей степени, от регионального уровней власти, и эта зависимость носит главным образом экономический характер. Население муниципальных образований зачастую считает, что местные органы власти не способны решить вопросы местного значения. Вследствие этого само население, образующее местные сообщества, пассивно в организации эффективного местного самоуправления в муниципальных образованиях России. Кроме того, население имеет низкий уровень политической культуры, не знает свои права и, соответственно, не может их защищать. Как отмечают Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов, отсутствует должное понимание и осознание идеи местного самоуправления, большинство руководителей не видят его нового качества. Существующая на местах власть в лучшем случае олицетворяет намерение превратиться в самоуправление1. Проблема часто усугубляется неумением, а иногда и нежеланием должностных лиц вырабатывать согласованные решения, осуществлять эффективное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления в интересах населения муниципального образования.
Устранение и предотвращение вышеназванных проблем является важной задачей реформы местного самоуправления, которая на первом этапе дала определенные положительные результаты. В частности, в 90-х годах прошлого века были созданы организационно-правовые основы местного самоуправления, а именно разработана значительная законодательная, нормативная база, проведен комплекс мероприятий организационного характера. Однако проблема обеспечения экономической независимости органов местного самоуправления от органов государственной
власти актуальна и сегодня. И именно этот вопрос, без решения которого невозможно выстроить четкую систему муниципального управления, является одним из центральных в новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-Ф3.
Предполагается, что реализация основных положений закона позволит завершить формирование экономических основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности местных органов власти. Кроме того, меняется сам принцип территориальной организации местного самоуправления: введена типологизация муниципальных образований, которые наделены новым статусом — городской округ, муниципальный район, городское или сельское поселение.
И хотя реализация закона в полном объеме начнется только с 1 января 2009 года, во многих регионах (по различным оценкам от трети до половины всех субъектов Российской Федерации) реформа местного самоуправления достаточно успешно стартовала уже в году нынешнем. В качестве положительного примера можно привести Омскую область, где в преддверии реализации реформы своевременно были осуществлены все подготовительные мероприятия:
1. Региональное законодательство и правовые акты органов местного самоуправления приведены в соответствие с федеральным законодательством. Приняты законы Омской области о границах и статусе муниципальных образований, о числе и наименованиях органов местного самоуправления, о местном референдуме, о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, об административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления в Омской области.
2. Созданы новые муниципальные образования, наделенные статусом городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения, установлены их территориальные границы. Всего на территории Омской области с 1 января 2006 года 424 муниципальных образования, в том числе 1 городской округ (г. Омск), 32 муниципальных района, 391 поселение (365 сельских и 26 городских).
3. Проведены муниципальные выборы. Избран 391 глава городских и сельских поселений и 3701 депутат городских и сельских советов.
4. Разработаны и приняты программы социально-экономического развития муниципальных образований Омской области на 2006 год.
5. Разработаны проекты модельных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Омской области и методические материалы по принятию налоговых решений органами местного самоуправления.
6. Приняты и опубликованы решения об установлении налогов, зачисляемых в местный бюджет.
7. Проведена информационная работа среди населения, что способствует приближению населения к управлению вновь созданными муниципальными образованиями, осознанию им своей роли в эффективном функционировании местного самоуправления, в формировании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.
В 2006 году выполнялись мероприятия, направленные на завершение разграничения полномочий между местной и региональной властью, выстраивание межбюджетных отношений между областью и муниципальными образованиями на основе новых принципов, внедрение эффективной системы финансовой помощи муниципальным образованиям. Завершается передача муниципального имущества в федеральную собственность и собственность субъекта Российской Федерации, имущества субъекта Российской Федерации — в муниципальную собственность. Активно ведется повышение квалификации и профессиональная переподготовка муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц. В мае 2006 года создана ассоциация «Совет муниципальных образований Омской области», основной задачей которого станет как организация эффективного взаимодействия муниципальных образований на территории Омской области по решению приоритетных социальных и экономических проблем, так и межмуниципальное сотрудничество на общероссийском уровне.
Губернатор Омской области Л.К. Полежаев, обращаясь с посланием к депутатам Законодательного Собрания Омской области, отметил, что «область не пошла ни на какие
отсрочки, полностью ввела в действие на своей территории закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечив формирование всех органов муниципального управления... За год накоплен некоторый опыт, выявлены недочеты, подготовлены кадры. В 2007 году эта работа должна быть направлена на расширение полномочий и обеспечение способности новых органов действовать самостоятельно и самостоятельно же нести ответственность за положение дел на подведомственных территориях. Планирование и программы, местное законотворчество и нормативы, тарифы и налоги, земля и имущество — вот блок тех задач, которые должны быть решены ими в самые кратчайшие сроки. Тогда этот орган управления станет реально полезным в глазах всего населения»2.
Таким образом, Омская область относится к тем регионам, где полностью подготовились к введению закона в действие, причем без социальных конфликтов. Хотя нельзя отрицать, что в ходе установления границ, передачи полномочий, разграничения имущества регионы сталкивались с определенными проблемами, которые, тем не менее, оперативно решались.
Для подготовки у федеральных и региональных властей было больше двух лет с момента принятия Федерального закона. Сложность, масштабность реформы местного самоуправления, предполагающей кардинальный пересмотр его основ, вполне оправдывает столь длительный период. Однако к началу 2006 года далеко не все регионы и муниципальные образования оказались готовы к переходу на новый закон, реформа реально началась не везде. В настоящее время 2006 год заканчивается, и впереди у них еще два года, в течение которых будут действовать переходные положения. Естественно, это дает возможность несколько «расслабиться» не успевшим. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не ставит ли это регионы, в полной мере готовые к реформе местного самоуправления, в неблагоприятные условия по сравнению с теми, кто не успел реформироваться в назначенные сроки? Проделана колоссальная работа, задействованы значительные ресурсы, как финансовые, так и интеллектуальные. Не обернется ли продление сроков для «тщательной подготовки к реформе» к стагнации
или вообще ее остановке на практике? Не снизит ли это мотивацию регионов по проведению федеральных реформ? Здесь еще много неоднозначных открытых вопросов.
Переходный период создает непонятную в правовом смысле ситуацию, когда часть страны живет по новому закону, а часть — еще только готовится к его реализации. Конечно, закон о местном самоуправлении даже после внесенных изменений и дополнений имеет ряд недостатков и «узких мест», в первую очередь, касающихся финансового обеспечения его реализации, но их устранение, на наш взгляд, возможно, и в ходе его практической реализации.
В заключение хотелось бы отметить, что, полемизируя относительно сроков реализации Федерального закона № 131-Ф3, не следует забывать об основной цели, гражданском смысле реформы — обеспечении конституционного права граждан Российской Федерации на местное самоуправление, формировании и развитии института местного самоуправления, максимально приближенного к населе-
нию. Определенные позитивные шаги в этом направлении уже сделаны, хотя и не без конфликтных ситуаций и перегибов. Эффективность проделанной работы во многом будет зависеть от последовательного претворения в жизнь закона о местном самоуправлении. При обилии вопросов очевиден тот факт, что исследование проблем муниципального управления в России останется актуальным еще долгое время, потребует приложения значительных усилий как специалистов-практиков, так и ученых. Многие проблемы еще ждут своего разрешения, так как институт местного самоуправления в Российской Федерации проходит только этап своего становления.
Примечания
1 Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. и перераб. М.; Ростов, 2005.
2 Послание Губернатора Омской области Л.К. Полежаева Законодательному Собранию Омской области «Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики Омской области на 2007 год» // http://www.omskportal.ru.