Научная статья на тему 'Местное самоуправление в России сегодня: практические аспекты реализации реформы'

Местное самоуправление в России сегодня: практические аспекты реализации реформы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
359
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / REGION ECONOMY / LOCAL GOVERNMENT / STATE AUTHORITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Негодуйко Анна Валерьевна

Рассмотрены проблемы выбора и внедрения наиболее эффективных форм самоуправления населения на местах. Рассмотрены мероприятия, направленные на завершение разграничения полномочий между местной и региональной властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL SELF-MANAGEMENT IN RUSSIA TODAY: PRACTICAL ASPECTS OF REFORM'S REALIZATION

The problem of choosing and implementing most efficient forms of local government is explored. Measures are analyzed aimed at completing the divide between local and regional government.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление в России сегодня: практические аспекты реализации реформы»

считает, должно соответствовать этому набору. Таким образом формируется векторов

= (у1, У2, ...,УП), 1 = й.

На следующем этапе строится уравнений вида (1) с помощью одного из известных методов оценивания параметров на основе обработки выборок (X, у'),' = 1, 5.

Далее оценивается адекватность всех уравнений на основе использования известных в регрессионном анализе критериев (С.И. Носковым приведен их достаточно полный перечень)5. В качестве основного при этом может быть назначен какой-то один из них, например, критерий множественной детерминации

Обозначим через значение критерия £ для у-го уравнения (построенного на основе высказываний у-го эксперта). Используем эти значения для «взвешивания» экспертной информации с целью построения окончательного варианта уравнения (1).

Введем ^рассмотрение весовые множители у, у = 1, 5 по правилу

к: — Ъ = -г- •> = 15. Е Г

I=1

Рассчитаем обобщенные значения зависимых переменных для каждого наблюдения:

5

Ук = Ту ¡у к. j=1

Окончательный вариант регрессионного уравнения (1) будет получен посредством оценивания его параметров (при заранее заданной функции F(•)) путем обработки выборки (X, у).

Примечания

1 Носков С.И. Технология моделирования объектов с нестабильным функционированием и неопределенностью в данных. Иркутск, 1996.

2 Там же.

3 Там же.

4 Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М., 1981. Т. 2.

5 Носков С.И. Указ. соч.

A.B. НЕГОДУЙКО

старший преподаватель Омского государственного технического университета

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ СЕГОДНЯ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ РЕФОРМЫ

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя в демократических странах, выступает своеобразным гарантом демократии, выразителем местных интересов, позволяет реализовывать социально-экономическую самодеятельность населения, способствует повышению его уровня жизни через включение механизмов саморазвития.

В современных условиях развития Российской Федерации одним из наиболее актуальных и в то же время сложных вопросов остается вопрос о выборе и внедрении наиболее эффективных форм самоуправления населения на местах. Формирование и развитие местного самоуправления в России — одна из приоритетных задач государственной политики, решение которой на протяжении всего периода реформирования отечественной экономики всегда было связано с преодолением множества трудностей,

препятствий как социально-экономического, так и политического характера. Интерес ученых, политиков и общества к данной проблеме обусловлен необходимостью совершенствования структуры и оптимизации функционирования как института в целом, так и его органов управления в частности, их взаимодействия с другими общественными институтами и государством.

В процессе становления местного самоуправления в России был выявлен ряд проблем, связанных, прежде всего, с отсутствием финансовой независимости и политической автономии местной власти, а именно:

— нечеткостью правового разграничения полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней и органами местного самоуправления, отсутствием механизмов их взаимодействия;

— неопределенностью территориальной организации местного самоуправления;

© А.В. Негодуйко, 2006

— несоответствием ресурсов органов местного самоуправления исполняемым обязанностям;

— удаленностью органов местной власти от населения;

— неполнотой законодательного регулирования вопросов организации и деятельности местного самоуправления, несогласованностью существующего законодательства о местном самоуправлении;

— нехваткой квалифицированных кадров для замещения должностей муниципальной службы.

Органы местного самоуправления находятся в прямой зависимости от федерального, а в большей степени, от регионального уровней власти, и эта зависимость носит главным образом экономический характер. Население муниципальных образований зачастую считает, что местные органы власти не способны решить вопросы местного значения. Вследствие этого само население, образующее местные сообщества, пассивно в организации эффективного местного самоуправления в муниципальных образованиях России. Кроме того, население имеет низкий уровень политической культуры, не знает свои права и, соответственно, не может их защищать. Как отмечают Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов, отсутствует должное понимание и осознание идеи местного самоуправления, большинство руководителей не видят его нового качества. Существующая на местах власть в лучшем случае олицетворяет намерение превратиться в самоуправление1. Проблема часто усугубляется неумением, а иногда и нежеланием должностных лиц вырабатывать согласованные решения, осуществлять эффективное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления в интересах населения муниципального образования.

Устранение и предотвращение вышеназванных проблем является важной задачей реформы местного самоуправления, которая на первом этапе дала определенные положительные результаты. В частности, в 90-х годах прошлого века были созданы организационно-правовые основы местного самоуправления, а именно разработана значительная законодательная, нормативная база, проведен комплекс мероприятий организационного характера. Однако проблема обеспечения экономической независимости органов местного самоуправления от органов государственной

власти актуальна и сегодня. И именно этот вопрос, без решения которого невозможно выстроить четкую систему муниципального управления, является одним из центральных в новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-Ф3.

Предполагается, что реализация основных положений закона позволит завершить формирование экономических основ местного самоуправления, являющихся гарантом обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности местных органов власти. Кроме того, меняется сам принцип территориальной организации местного самоуправления: введена типологизация муниципальных образований, которые наделены новым статусом — городской округ, муниципальный район, городское или сельское поселение.

И хотя реализация закона в полном объеме начнется только с 1 января 2009 года, во многих регионах (по различным оценкам от трети до половины всех субъектов Российской Федерации) реформа местного самоуправления достаточно успешно стартовала уже в году нынешнем. В качестве положительного примера можно привести Омскую область, где в преддверии реализации реформы своевременно были осуществлены все подготовительные мероприятия:

1. Региональное законодательство и правовые акты органов местного самоуправления приведены в соответствие с федеральным законодательством. Приняты законы Омской области о границах и статусе муниципальных образований, о числе и наименованиях органов местного самоуправления, о местном референдуме, о статусе депутата представительного органа местного самоуправления, об административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления в Омской области.

2. Созданы новые муниципальные образования, наделенные статусом городского округа, муниципального района, городского или сельского поселения, установлены их территориальные границы. Всего на территории Омской области с 1 января 2006 года 424 муниципальных образования, в том числе 1 городской округ (г. Омск), 32 муниципальных района, 391 поселение (365 сельских и 26 городских).

3. Проведены муниципальные выборы. Избран 391 глава городских и сельских поселений и 3701 депутат городских и сельских советов.

4. Разработаны и приняты программы социально-экономического развития муниципальных образований Омской области на 2006 год.

5. Разработаны проекты модельных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Омской области и методические материалы по принятию налоговых решений органами местного самоуправления.

6. Приняты и опубликованы решения об установлении налогов, зачисляемых в местный бюджет.

7. Проведена информационная работа среди населения, что способствует приближению населения к управлению вновь созданными муниципальными образованиями, осознанию им своей роли в эффективном функционировании местного самоуправления, в формировании системы общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления.

В 2006 году выполнялись мероприятия, направленные на завершение разграничения полномочий между местной и региональной властью, выстраивание межбюджетных отношений между областью и муниципальными образованиями на основе новых принципов, внедрение эффективной системы финансовой помощи муниципальным образованиям. Завершается передача муниципального имущества в федеральную собственность и собственность субъекта Российской Федерации, имущества субъекта Российской Федерации — в муниципальную собственность. Активно ведется повышение квалификации и профессиональная переподготовка муниципальных служащих, депутатов, выборных должностных лиц. В мае 2006 года создана ассоциация «Совет муниципальных образований Омской области», основной задачей которого станет как организация эффективного взаимодействия муниципальных образований на территории Омской области по решению приоритетных социальных и экономических проблем, так и межмуниципальное сотрудничество на общероссийском уровне.

Губернатор Омской области Л.К. Полежаев, обращаясь с посланием к депутатам Законодательного Собрания Омской области, отметил, что «область не пошла ни на какие

отсрочки, полностью ввела в действие на своей территории закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обеспечив формирование всех органов муниципального управления... За год накоплен некоторый опыт, выявлены недочеты, подготовлены кадры. В 2007 году эта работа должна быть направлена на расширение полномочий и обеспечение способности новых органов действовать самостоятельно и самостоятельно же нести ответственность за положение дел на подведомственных территориях. Планирование и программы, местное законотворчество и нормативы, тарифы и налоги, земля и имущество — вот блок тех задач, которые должны быть решены ими в самые кратчайшие сроки. Тогда этот орган управления станет реально полезным в глазах всего населения»2.

Таким образом, Омская область относится к тем регионам, где полностью подготовились к введению закона в действие, причем без социальных конфликтов. Хотя нельзя отрицать, что в ходе установления границ, передачи полномочий, разграничения имущества регионы сталкивались с определенными проблемами, которые, тем не менее, оперативно решались.

Для подготовки у федеральных и региональных властей было больше двух лет с момента принятия Федерального закона. Сложность, масштабность реформы местного самоуправления, предполагающей кардинальный пересмотр его основ, вполне оправдывает столь длительный период. Однако к началу 2006 года далеко не все регионы и муниципальные образования оказались готовы к переходу на новый закон, реформа реально началась не везде. В настоящее время 2006 год заканчивается, и впереди у них еще два года, в течение которых будут действовать переходные положения. Естественно, это дает возможность несколько «расслабиться» не успевшим. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не ставит ли это регионы, в полной мере готовые к реформе местного самоуправления, в неблагоприятные условия по сравнению с теми, кто не успел реформироваться в назначенные сроки? Проделана колоссальная работа, задействованы значительные ресурсы, как финансовые, так и интеллектуальные. Не обернется ли продление сроков для «тщательной подготовки к реформе» к стагнации

или вообще ее остановке на практике? Не снизит ли это мотивацию регионов по проведению федеральных реформ? Здесь еще много неоднозначных открытых вопросов.

Переходный период создает непонятную в правовом смысле ситуацию, когда часть страны живет по новому закону, а часть — еще только готовится к его реализации. Конечно, закон о местном самоуправлении даже после внесенных изменений и дополнений имеет ряд недостатков и «узких мест», в первую очередь, касающихся финансового обеспечения его реализации, но их устранение, на наш взгляд, возможно, и в ходе его практической реализации.

В заключение хотелось бы отметить, что, полемизируя относительно сроков реализации Федерального закона № 131-Ф3, не следует забывать об основной цели, гражданском смысле реформы — обеспечении конституционного права граждан Российской Федерации на местное самоуправление, формировании и развитии института местного самоуправления, максимально приближенного к населе-

нию. Определенные позитивные шаги в этом направлении уже сделаны, хотя и не без конфликтных ситуаций и перегибов. Эффективность проделанной работы во многом будет зависеть от последовательного претворения в жизнь закона о местном самоуправлении. При обилии вопросов очевиден тот факт, что исследование проблем муниципального управления в России останется актуальным еще долгое время, потребует приложения значительных усилий как специалистов-практиков, так и ученых. Многие проблемы еще ждут своего разрешения, так как институт местного самоуправления в Российской Федерации проходит только этап своего становления.

Примечания

1 Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. 2-е изд., доп. и перераб. М.; Ростов, 2005.

2 Послание Губернатора Омской области Л.К. Полежаева Законодательному Собранию Омской области «Основные направления бюджетной, экономической и социальной политики Омской области на 2007 год» // http://www.omskportal.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.