Научная статья на тему 'МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ОТ СТИХИЙНОЙ ПРАКТИКИ УКРУПНЕНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПОДХОДА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ)'

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ОТ СТИХИЙНОЙ ПРАКТИКИ УКРУПНЕНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПОДХОДА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
65
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MAGADAN REGION / MUNICIPAL REFORM / TERRITORIAL ORGANIZATION OF LOCAL GOVERNMENT / ECONOMIC DEVELOPMENT LEVEL / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ РЕФОРМА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Брачун Татьяна Анатольевна, Широкова Елена Александровна, Ковальчук Светлана Геннадьевна

Цель. Выявление разнокачественных и разнонаправленных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие муниципальных образований Магаданской области в результате процесса реформирования местного самоуправления. Задачи. Охарактеризовать муниципальные образования Магаданской области, взятые в основу исследования до и после проведения реформы; провести анализ проведенных преобразований и оценить экономическую и управленческую эффективность территориальных преобразований. Результаты. К основным преимуществам преобразования районов в городские округа следует отнести сокращение числа работников аппарата управления, отсутствие межэлитных конфликтов районных/поселенческих властей. Сделан вывод о том, что реформа повлияла на снижение финансовой самостоятельности муниципальных округов Магаданской области. Выводы. Изучение реформирования территориальной организации местного самоуправления в Магаданской области как процесса с выделением в нем периодов (этапов) и мер, свойственных тому или иному периоду, позволяет не только выявить специфику проблем муниципальных образований, но и сформировать представление о факторах, обеспечивающих результаты реформы. В качестве примера были выбраны три муниципальных округа: муниципальное образование «Тенькинский городской округ», муниципальное образование «Хасынский городской округ», муниципальное образование «Сусуманский городской округ». Период для анализа процессов реформирования местного самоуправления - 2014-2017 гг., в качестве компонентов для идентификации факторов взяты правовая и территориальная основы местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Брачун Татьяна Анатольевна, Широкова Елена Александровна, Ковальчук Светлана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Local Government: From Spontaneous Consolidation Practices to the Development of an Approach to Improving Municipal Territorial Organization (Through the Example of Individual Municipalities of the Magadan Region)

Aim. The presented study aims to identify heterogeneous and competing factors that affect the socio-economic development of municipalities of the Magadan region resulting from the reformation of the local government. Tasks. The authors characterize the municipalities of the Magadan region, which serve as the basis of the study, before and after reformation, analyze the implemented reforms, and assess the economic and managerial efficiency of territorial transformations. Results. Among the major advantages of transformation of districts into municipalities is the reduced number of administrative personnel and lack of inter-elite conflict among district and settlement authorities. However, it can be firmly concluded that the reform has contributed to the reduction of financial autonomy of the municipalities of the Magadan region. Conclusion. Examination of reforms in the territorial organization of local government in the Magadan region as a process, along with identification of its individual periods (stages) and typical measures for each period, not only makes it possible to determine the specific problems of municipalities, but also provides insight into the factors that affect the results of the reform. Three municipalities are taken as an example: Municipal Formation “Tenkinsky Urban District”, Municipal Formation “Khasynsky Urban District”, and Municipal Formation “Susumansky Urban District”. The most recent period of 2014-2017 is taken as the period for the analysis of reformation of local government, and the legal and territorial basis of local government is taken as the components for the identification of factors.

Текст научной работы на тему «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ОТ СТИХИЙНОЙ ПРАКТИКИ УКРУПНЕНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПОДХОДА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОКРУГОВ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ)»

<

о

Местное с моупр вление: от стихийной пр ктики укрупнения к рзр ботке подход по совершенствов нию муницип льной территори льной орг низ ции (н примере отдельных муницип льных округов Мгд нской обл сти)

Local Government: From Spontaneous Consolidation Practices to the Development of an Approach to Improving Municipal Territorial Organization (Through the Example of Individual Municipalities of the Magadan Region)

УДК 352

Брачун Татьяна Анатольевна

профессор Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан), кандидат экономических наук, доктор философских наук, доцент 685000, г. Магадан, Портовая ул., д. 13

Tat'yana A. Brachun

Northeastern State University

Portovaya Str. 13, Magadan, Russian Federation, 685000

Широкова Елена Александровна

доцент Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан), кандидат экономических наук, доцент 685000, г. Магадан, Портовая ул., д. 13

Elena A. Shirokova

Northeastern State University

Portovaya Str. 13, Magadan, Russian Federation, 685000

Ковальчук Светлана Геннадьевна

доцент Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан),

кандидат экономических наук

685000, г. Магадан, Портовая ул., д. 13

Svetlana G. Koval'chuk

Northeastern State University

Portovaya Str. 13, Magadan, Russian Federation, 685000

Цель. Выявление разнокачественных и разнонаправленных факторов, влияющих на социально-экономическое развитие муниципальных образований Магаданской области в результате процесса реформирования местного самоуправления.

Задачи. Охарактеризовать муниципальные образования Магаданской области, взятые в основу исследования до и после проведения реформы; провести анализ проведенных пре-

образований и оценить экономическую и управленческую эффективность территориальных преобразований.

Результаты. К основным преимуществам преобразования районов в городские округа следует отнести сокращение числа работников аппарата управления, отсутствие межэлитных конфликтов районных/поселенческих властей. Сделан вывод о том, что реформа повлияла на снижение финансовой самостоя-

тельности муниципальных округов Магаданской области.

Выводы. Изучение реформирования территориальной организации местного самоуправления в Магаданской области как процесса с выделением в нем периодов (этапов) и мер, свойственных тому или иному периоду, позволяет не только выявить специфику проблем муниципальных образований, но и сформировать представление о факторах, обеспечивающих результаты реформы. В качестве примера были выбраны три муниципальных округа: муниципальное образование «Тенькинский городской округ», муниципальное образование «Хасынский городской округ», муниципальное образование «Сусуманский городской округ». Период для анализа процессов реформирования местного самоуправления — 20142017 гг., в качестве компонентов для идентификации факторов взяты правовая и территориальная основы местного самоуправления. Ключевые слова: Магаданская область, муниципальная реформа, территориальная организация местного самоуправления, уровень развития экономики

Для цитирования: Брачун Т. А., Широкова Е. А., Ковальчук С. Г. Местное самоуправление: от стихийной практики укрупнения к разработке подхода по совершенствованию муниципальной территориальной организации (на примере отдельных муниципальных округов Магаданской области) // Экономика и управление. 2018. № 9 (155). С. 24-31.

Aim. The presented study aims to identify heterogeneous and competing factors that affect the socio-economic development of municipalities of the Magadan region resulting from the reformation of the local government. Tasks. The authors characterize the municipalities of the Magadan region, which serve as the basis of the study, before and after reformation, analyze the implemented reforms, and assess the economic and managerial efficiency of territorial transformations. Results. Among the major advantages of transformation of districts into municipalities is the reduced number of administrative personnel and lack of inter-elite conflict among district and settlement authorities. However, it can be firmly concluded that the reform has contributed to the reduction of financial autonomy of the municipalities of the Magadan region.

Conclusion. Examination of reforms in the territorial organization of local government in the Magadan region as a process, along with identification of its individual periods (stages) and typical measures for each period, not only makes it possible to determine the specific problems of municipalities, but also provides insight into the factors that affect the results of the reform.

Three municipalities are taken as an example: Municipal Formation "Tenkinsky Urban District", Municipal Formation "Khasynsky Urban District", and Municipal Formation "Susuman-sky Urban District".

The most recent period of 2014-2017 is taken as the period for the analysis of reformation of local government, and the legal and territorial basis of local government is taken as the components for the identification of factors. Keywords: Magadan region; municipal reform; territorial organization of local government; economic development level.

Citation: Brachun T. A., Shirokova E. A., Ko-val'chuk S. G. Mestnoe samoupravlenie: ot sti-khiynoy praktiki ukrupneniya k razrabotke podkhoda po sovershenstvovaniyu munitsipal'-noy territorial'noy organizatsii (na primere otdel'nykh munitsipal'nykh okrugov magadan-skoy oblasti) [Local Government: From Spontaneous Consolidation Practices to the Development of an Approach to Improving Municipal Territorial Organization (Through the Example of Individual Municipalities of the Magadan Region)]. Ekonomika i Upravlenie, 2018, no. 9 (155), pp. 24-31.

Муниципальная реформа в Российской Федерации относится к числу важнейших компонент системообразующих институциональных реформ, в результате которой местное самоуправление призвано стать действительно значимой основой социально-экономического развития государства.

Вся территория Магаданской области относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера с низкой плотностью населения. В постсоветский период население региона сократилось с 542 000 до 144 000 человек, из которых 92 000 проживают в областном центре [1]. В 2014 г. (накануне муниципальной территориальной реформы) более чем в 80% сельских поселений Магаданской области (в 17 из 21) проживало менее 500 человек. Поэтому одним из побудительных факторов преобразований явилась необходимость снижения затрат на содержание самостоятельных органов власти в поселениях с малой и при этом системно сокращающейся численностью населения.

Территориальная организация местного самоуправления в Магаданской области установлена Конституцией Российской Федерации [2], федеральным законом от 6 ноября 2013 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [3] и соответствующими законами Магаданской области [4]. В результате реализации федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в начале 2000-х гг. на территории Магаданской области была сформирована двухуровневая система местного самоуправления, представленная 53 муниципальными образованиями, среди которых было 8 муниципальных районов, 21 городское поселение, 23 сельских

о

х

О

Таблица 1

Муниципальная территориальная организация Магаданской области после муниципальной реформы 2003-2006 гг.

Дата Всего муниципальных образований Муниципальные районы Городские округа Городские поселения Сельские поселения

01.01.2006 г. 53 8 1 21 23

Таблица 2

Социально-экономические показатели некоторых МО Магаданской области

за период 2014-2016 гг.

Показатель Городские округа

Тенькинский Сусуманский Хасынский

Численность населения, тыс. чел. на 01.01.2015 г. 4,529 8,080 7,297

Численность населения, тыс. чел. на 01.01.2017 г. 4,272 7,616 6,675

Плотность населения на 01.01.2017 г., %/чел./км2 12,0 16,3 0,3

Соотношение численности населения МО и Магаданской области в целом на 01.01.2017 г., % 2,89 5,23 4,59

Географическое положение (удаленность от административного центра субъекта РФ), км 264 626 82

Число организаций, прошедших процедуру государственной регистрации на 01.01.2017 г., ед. 99 189 115

Число индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на 01.01.2017 г., ед. 161 248 337

Численность работников организаций на 01.01.2017 г., чел. 4595 3697 2503

Показатель среднемесячной заработной платы работников организаций на 01.01.2017 г., тыс. руб./чел. На крупных и средних предприятиях — 84,214; малых предприятиях — 79,124 86,415 64,898

Количество всего и стабильно работающих предприятий в МО на 01.01.2017 г., ед. 105 176 137

поселений и 1 городской округ (областной центр Магадан). Это приведено в табл. 1.

Такая структура оказалась малоэффективна для северного региона, в первую очередь в связи с низкой плотностью населения1 и малым количеством жителей в поселениях.

В 2014 г. в Магаданской области приняты меры к реформированию территориальной организации местного самоуправления. В итоге было решено рассматривать вариант укрупнения муниципалитетов, сокращения их численности, поскольку на Севере в условиях одноуровневой модели местного самоуправления можно намного эффективней наладить организационные, межбюджетные и контрольные отношения с несколькими городскими округами, чем, по сути, с 50 муниципальными образованиями. В результате укрупнения муниципалитетов предполагалось сократить расходы на муниципальные выборы, содержание управленческого персонала, повысить эффективность межбюджетных и иных межуровневых отношений.

В период 2014-2015 гг. в Магаданской области восемь муниципальных районов были

1 Согласно [5], Магаданская область целиком отне-

сена к территориям с низкой плотностью населения.

преобразованы в городские округа, при этом упразднено 39 поселений: 18 городских и 21 сельское. Процент населения, проживающего на территориях, вовлеченных в процесс реформирования, составил 34,5%. Магаданская область стала первым регионом России, полностью перешедшим от двухуровневой модели организации местного самоуправления к одноуровневой.

В результате проведенной реформы в сентябре 2015 г. во всех вновь образованных округах в соответствии с действующим законодательством прошли выборы и были сформированы органы местного самоуправления. В результате сегодня на территории области местное самоуправление осуществляется в девяти городских округах — в г. Магадане и восьми новых городских округах, преобразованных из муниципальных районов. Поселенческий уровень местного самоуправления был полностью упразднен.

Для целей настоящего исследования были выбраны три муниципальных образования (МО), преобразованные в 2014-2015 гг. из муниципальных районов в городские округа: Сусуманский городской округ, Тенькинский городской округ, Хасынский городской округ. По

900,0 800,0 700,0 600,0 500,0 400,0

816,7

778,5

2013

503,3

490,5

525,7

2014

2015

2016

2017

Год

<

о

Тенькинский городской округ Хасынский городской округ

Сусуманский городской округ

Рис. 1. Динамика доходов бюджетов исследуемых МО до и после реформы, млн руб.

данным Росстата и сведениям, содержащимся в паспортах МО за период 2014-2017 гг., были сведены показатели по всем трем МО в форме табл. 2 [6-8].

Анализируя представленные в табл. 2 показатели, можно сделать следующие заключения.

1) По всем МО произошло снижение численности постоянного населения, что совпадает с региональной тенденцией. При этом наибольшая численность населения и его плотность наблюдаются на протяжении всего исследуемого периода в Сусуманском городском округе, несмотря на его наибольшую удаленность от областного центра — г. Магадана. Доля населения Сусуманского округа, в числе исследуемых МО, наибольшая (5,23% численности населения Магаданской области).

2) Уровень развития экономики МО неравномерный: по двум МО (Хасынский и Сусу-манский городские округа) наблюдается большая предпринимательская активность. При этом численность работников, занятых наемным трудом, выше в Тенькинском округе. Средняя заработная плата по двум рассматриваемым МО превышает региональный уровень, а по Хасынскому городскому округу этот показатель ниже регионального. При этом необходимо отметить, что по всем МО наблюдается рост среднемесячной заработной платы в сравнении с дореформенным периодом. При этом в Сусуманском округе до реформы уровень заработной платы был сравним с региональным, а в Хасынском — ниже регионального. Большее количество стабильно работающих предприятий зафиксировано на территории МО «Сусуманский городской округ». На втором месте — Ха-

сынский городской округ, в Тенькинском городском округе их меньше всего. 3) Главным видом деятельности для всех МО является добыча цветных и драгоценных металлов, второстепенным видом деятельности — сельское хозяйство. В Сусуман-ском МО также осуществляется производство электроэнергии (Аркагалинская ГРЭС). Эту территорию можно отнести к многопрофильным МО, а Тенькинский и Хасынский городские округа — к монопрофильным.

Для более глубокого анализа эффективности проведенных преобразований в системе местного самоуправления необходимо рассмотреть показатели бюджетов по выбранным МО в до- и послереформенный период [9-11]. Динамика бюджетных доходов представлена на рис. 1.

На основании представленных данных можно заключить, что для рассматриваемых МО ситуация с наполняемостью доходной части бюджета развивалась по-разному:

• для Сусуманского округа до 2016 г. наблюдается устойчивый рост доходной части бюджета, но в 2017 г. произошло некоторое снижение. Однако в целом можно сказать, что в первые годы реформы доходы росли;

• для Хасынского округа ситуация развивалась разнонаправленно и первоначально реформа вызвала снижение доходов бюджета на 21%, а затем начался подъем, и в 2017 г. доходы сравнялись с дореформенным уровнем;

• для Тенькинского округа реформа стимулировала наполняемость доходной части (в 2016 г. прирост составил 7,2%, в 2017 г. — 25,1%).

о

х

О

о

х

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

<

о

60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00

43,86

37,78

22,58

41,91

40,51

22,83

21,33

17,61

20,86

2013

2014

2015 2016 2017 Год

Сусуманский городской округ

Тенькинский городской округ Хасынский городской округ

Рис. 2. Динамика доли налоговых/неналоговых доходов в доходной части бюджетов изученных МО

до и после реформы, %

900,0

800,0

700,0 651,7

600,0 618,8

500,0 516,4

804,6

844,0

2013

2014

2015

2016

2017

Год

Тенькинский городской округ Хасынский городской округ

Сусуманский городской округ

Рис. 3. Динамика расходов бюджетов исследуемых МО до и после реформы, млн руб.

Основная доля доходов рассматриваемых МО формируется за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [Там же]. Об этом свидетельствует доля налоговых/неналоговых доходов бюджетов МО, представленная на рис. 2.

Только для Тенькинского городского округа доля налоговых/неналоговых доходов приближается к 50%, для двух остальных МО основная часть доходов — субсидии и дотации. При этом ситуация практически не изменилась и в послереформенный период ни для одного МО. Уровень дотационности по двум МО (Тень-кинскому и Сусуманскому округам) в период реформы несколько возрастает, но к 2017 г. снижается. Иная ситуация в Хасынском округе: в период реформы дотационность бюджета муниципального района в сравнении с городским округом снизилась на 5%, но затем нача-

ла расти и в 2017 г. составила около 80%, как и в дореформенный период. Таким образом, можно сделать вывод, что после объединения поселений и преобразования муниципальных районов в округа ситуация по формированию доходной части бюджетов существенно не изменилась.

Динамика расходной части бюджетов (рис. 3) в дореформенный период у всех трех МО показывала рост и затем — в год реформы (2015 г.) — снижение объема бюджетных расходов. Однако в послереформенный период динамика различна: по Тенькинскому и Ха-сынскому округам постепенный рост, а по Су-суманскому округу сначала рост (в 2016 г.), но затем падение практически до уровня 2013 г. [Там же].

Расходы бюджета на содержание работников органов местного самоуправления

Таблица 3

Расходы бюджета на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя исследованных МО, тыс. руб./чел.

МО\Год 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Тенькинский городской округ 0,0185 0,0136 0,0252

Сусуманский городской округ 0,0157 0,0166 0,0106

Хасынский городской округ 0,0180 0,0159 0,0121

о

х

О

СО

100,0

50,0

0,0

-50,0

-100,0

97,4

-7,0

- 81,1

<

о

2013

2014

2015

2016

2017

Год

♦ Тенькинский городской округ Сусуманский городской округ

А Хасынский городской округ Рис. 4. Долговая нагрузка бюджетов исследованных МО до и после реформы, млн руб.

в расчете на одного жителя МО, представленные в табл. 3, заметно снижаются в по-слереформенный период по Сусуманскому и Хасынскому округам. Учитывая, что при этом численность населения, проживающего в этих округах, за период 2014-2017 гг. устойчиво снижалась, можно предположить, что объединение поселений способствовало более эффективному расходованию средств на аппарат управления в Сусуманском и Ха-сынском округах [Там же].

По Тенькинскому округу, напротив, наблюдается рост расходов на содержание аппарата местного самоуправления на 36,2%. Для этого городского округа также наблюдается сокращение численности населения.

Существенной характеристикой эффективности местного самоуправления является показатель долговой нагрузки бюджета, представленный на рис. 4.

Резкие скачки от профицита к дефициту в Тенькинском муниципальном районе и снова к профициту уже в Тенькинском городском округе соотносятся с процессами предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов. В Сусуманском муниципальном районе в дореформенный период наблюдался бюджетный дефицит, который после преоб-

разования в городской округ был погашен, и все последующие годы бюджет сводится с профицитом. По Хасынскому муниципальному району в дореформенный период был бюджетный профицит, но затем наблюдается неравномерная динамика от дефицита к профициту и снова к дефициту. Динамика долговой нагрузки бюджета этого МО демонстрирует худшее положение по истечении нескольких лет после преобразования по сравнению с состоянием бюджета муниципального района.

Проведенный анализ преобразований по трем исследуемым МО (Тенькинскому, Сусуманско-му и Хасынскому городским округам) показал схожие тенденции и в основном одинаковые зависимости в период до и после реформирования. Результаты реформы по укрупнению МО в Магаданской области на основании проведенного анализа не могут быть истолкованы однозначно.

Для каждого МО на современном этапе формируется консолидированный бюджет. Ситуация в укрупненных МО в части формирования доходной части бюджетов принципиально не изменилась в связи с территориальными преобразованиями. Наблюдаемый рост доходной части муниципальных бюджетов находится

™ в прямой зависимости с аналогичным ростом

§ безвозмездных поступлений от других бюдже-

еЕ тов бюджетной системы Российской Федерации. Основная их часть идет на осуществление

5 мероприятий по подготовке к осенне-зимнему

2 отопительному периоду в населенных пунктах

^ МО, а также на поддержание коммунальной

^ и дорожной инфраструктуры в рабочем со-

^ стоянии.

х

^ Для всех трех МО налоговые доходы со-

^ ставляют основную часть собственных доходов

□: муниципальных бюджетов. Но при этом доля

ш

^ собственных доходов МО в доходах муници-2 пальных бюджетов колеблется и в разные годы составляет от 44 до 17%.

Основной идеей объединения поселений являлась идея оптимизации бюджетных расходов, в первую очередь, за счет сокращения расходов на аппарат управления. На основании проведенного анализа расходной части бюджетов МО можно сделать вывод, что объединение поселений способствовало более эффективному расходованию средств на аппарат управления. В послереформенный период сократилось число работников в администрациях городских округов и, как следствие, снизились расходы на их содержание. Также снизились расходы по нормативу на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих Магаданской области.

Можно сделать вывод, что основная цель реформы (сокращение расходов на аппарат управления МО) была достигнута. В то же время высокая дотационность поселений и большая доля целевых межбюджетных трансфертов в доходах МО во многом нивелируют этот эффект.

Динамика долговой нагрузки бюджетов МО на протяжении всего исследуемого периода различна. Резкие скачки от профицита к дефициту соотносятся с процессами предоставления муниципальным бюджетам межбюджетных трансфертов. В основном процесс реформирования никак не сказался на показателе долговой нагрузки. При этом необходимо отметить, что в Хасынском округе ситуация с долговой нагрузкой ухудшилась по сравнению с состоянием бюджета муниципального района в дореформенный период.

В результате укрупнения количество муниципальных депутатов, избираемых непосредственно населением, сократилось в Сусуман-ском округе в 3,2 раза, в Хасынском округе — в 2,3 раза, в Тенькинском — в 2,3 раза. Таким образом, возможности населения принимать непосредственное участие в формировании органов местного самоуправления в результате укрупнения снизились.

Литература

1. Управление Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу. [Электронный ресурс]. URL: http://habstat.gks.ru (дата обращения: 25.07.2018).

2. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собр. законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.

3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ: принят Гос. Думой 16 сент. 2003 г.: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24 сент. 2003 г. // Рос. газ. 2003. 8 окт.

4. Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Магаданской области: закон Магаданской области от 24 апреля 2015 г. № 1890-0З: принят Магаданской обл. думой 24 апреля 2015 г. // Магаданская правда. 2015. 28 апр. № 33.

5. Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой либо с высокой плотностью населения: Распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2004 г. № 707-р (ред. от 04.11.2004). [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitel-stva-rf-ot-25052004-n-707-r/ (дата обращения: 25.07.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Паспорт Муниципального образования «Сусуманский городской округ»: утв. Главой муниципального образования «Сусуманский городской округ» 30 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.49gov.ru/common/ upload/1/editor/file/Sus.pdf (дата обращения: 25.07.2018).

7. Паспорт Муниципального образования «Тень-кинский городской округ» Магаданской области: утв. Главой муниципального образования «Тенькинский городской округ» 1 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.49gov. ru/common/upload/1/editor/file/Tenkinskiy_go-rodskoy_okrug.pdf (дата обращения: 25.07.2018).

8. Паспорт Муниципального образования «Хасын-ский городской округ»: утвержден и. о. главы городского округа «Хасынский городской округ» 30 марта 2018 г. [Электронный ресурс]. URL: https://minselhoz.49gov.rU/common/upload/1/ editor/f ile/KHasyn.pdf (дата обращения: 25.07.2018).

9. Официальный сайт Муниципального образования «Сусуманский городской округ». URL: http:// susumanskiy-rayon.ru (дата обращения: 25.07.2018).

10. Официальный сайт Муниципального образования «Тенькинский городской округ». URL: http:// admtenka.ru/ (дата обращения: 25.07.2018).

11. Официальный сайт Муниципального образования «Хасынский городской округ». URL: http://adm-hasyn.ru (дата обращения: 25.07.2018).

References

1. Office of the Federal State Statistics Service for the Khabarovsk Territory, Magadan Region, Jewish Autonomous Region and Chukotka Autonomous Region. Available at: http://habstat.gks.ru. Accessed 25.07.2018. (in Russ.).

2. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on 12.12.1993. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 28399/. (in Russ.).

3. On general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation. Federal law of the Russian Federation of October 6, 2003 No. 131-FZ. Adopted by the State Duma on September 16, 2003. Approved by the Federation Council on September 24, 2003. Available at: http://www.con-sultant.ru/document / cons_doc_L AW_44571/. (in Russ.).

4. On individual issues of the organization of local self-government in the Magadan region. The law of the Magadan region of April 24, 2015 No. 1890-OZ. Adopted by the Magadan Regional Duma on April 24, 2015. Magadanskaya pravda, 28 April, 2015, no. 33. (in Russ.).

5. On approval of the lists of constituent entities of the Russian Federation and certain regions of the constituent entities of the Russian Federation (within the existing borders) related to territories with low or high population density. Order of the Government of the Russian Federation of May 25, 2004 No. 707-p (as amended on 04.11.2004). Available at: http://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-25052004-n-707-r/. Accessed 25.07.2018. (in Russ.).

6. Passport of the municipal entity "Susumansky urban ™ district". Approved by the Head of the Municipality □= "Susumansky urban district" on March 30, 2018. s Available at: https://www.49gov.ru/common/up- uj load/1/editor/file/Sus.pdf. Accessed 25.07.2018. ^ (in Russ.). ^

7. Passport of the municipal entity "Tenkinsky urban ^ district" of the Magadan region. Approved by the ^ Head of the Municipality "Tenkinsky urban dis- v trict" on March 1, 2016. Available at: https:// K www.49gov.ru/common/upload/1/editor/file/Ten-kinskiy_gorodskoy_okrug.pdf. Accessed 25.07.2018. ^ (in Russ.). ^

8. Passport of the municipal entity "Khasynsky urban ^ district". Approved by the acting Head of the city g district "Khasynsky urban district" on March 30, 2 2018. Available at: https://minselhoz.49gov.ru/ common/upload /1 /editor/file/KHasyn. pdf. Accessed 25.07.2018. (in Russ.).

9. Official website of the municipal entity "Susumansky urban district". Available at: http://susumanskiy-rayon.ru. Accessed 25.07.2018. (in Russ.).

10. Official website of the municipal entity "Tenkinsky urban district". Available at: http://admtenka.ru/. Accessed 25.07.2018. (in Russ.).

11. Official website of the municipal entity "Khasynsky urban district". Available at: http://adm-hasyn.ru. Accessed 25.07.2018. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.