Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы поддержки предпринимательской деятельности на муниципальном уровне'

Проблемы и перспективы поддержки предпринимательской деятельности на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
250
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Магаданская область / предпринимательская деятельность / меры поддержки / проблемы и перспективы развития / Magadan region / entrepreneurial activity / support measures / problems and development prospects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татьяна Анатольевна Брачун, Елена Александровна Широкова, Светлана Геннадьевна Ковальчук

Статья посвящена анализу существующего уровня предпринимательской активности в муниципальном образовании северного региона и эффективности действующих мер поддержки со стороны муниципальных органов власти. Выявленные проблемы позволили определить направления совершенствования существующих механизмов и инструментов поддержки, созданных в муниципальном образовании северного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF ENTREPRENEURSHIP SUPPORT AT THE MUNICIPAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE MAGADAN REGION)

The article is devoted to analysis of the existing level of entrepreneurial activity in the municipality of the Northern region and the effectiveness of existing measures, support from municipal authorities. The problems identified helped to determine the direction of improving existing mechanisms and support tools created in the municipality of the Northern region.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы поддержки предпринимательской деятельности на муниципальном уровне»

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Аннотация. Статья посвящена анализу существующего уровня предпринимательской активности в муниципальном образовании северного региона и эффективности действующих мер поддержки со стороны муниципальных органов власти. Выявленные проблемы позволили определить направления совершенствования существующих механизмов и инструментов поддержки, созданных в муниципальном образовании северного региона.

Ключевые слова. Магаданская область, предпринимательская деятельность, меры поддержки, проблемы и перспективы развития.

Brachun T.A., Shirokova E.S., Kovalchuk S.G.

THE PROBLEMS AND PROSPECTS OF ENTREPRENEURSHIP SUPPORT AT THE MUNICIPAL LEVEL (ON THE EXAMPLE OF THE MAGADAN REGION)

Abstract. The article is devoted to analysis of the existing level of entrepreneurial activity in the municipality of the Northern region and the effectiveness of existing measures, support from municipal authorities. The problems identified helped to determine the direction of improving existing mechanisms and support tools created in the municipality of the Northern region.

Keywords. Magadan region, entrepreneurial activity, support measures, problems and development prospects.

Введение

В настоящее время предпринимательство получает достаточно широкую поддержку в соответствии с законодательной базой федерального [9] и регионального уровней [5, 6, 8]. Значительно меньше в его развитии участвуют муниципальные образования (МО), несмотря на то, что именно этот уровень управления наиболее приближен к предпринимательскому сектору экономики. Поэтому именно муниципальным органам власти необходимо решать конкретные задачи, связанные с развитием субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Политика органов местного самоуправления должна быть направлена, в первую очередь, на создание и развитие мер по стимулированию активности малого и среднего предпринимательства, поскольку благодаря предпринимательству создаются новые рабочие места для экономически активного населения, происходит сокращение безработицы, повышение покупательского спроса, создаются более качественные товары и услуги, а также пополняется местный бюджет.

ГРНТИ 06.56.31

© Брачун Т. А., Широкова Е.А., Ковальчук С.Г., 2020

Татьяна Анатольевна Брачун - доктор философских наук, кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан).

Елена Александровна Широкова - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики СевероВосточного государственного университета (г. Магадан).

Светлана Геннадьевна Ковальчук - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики СевероВосточного государственного университета (г. Магадан).

Контактные данные для связи с авторами (Ковальчук С.Г.): 685000, г. Магадан, ул. Портовая, 13 (Russia, Magadan, Portovaya str., 13). Тел. +7 914 855-24-00. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 01.08.2020.

Специфика предпринимательства в Магаданской области

В ряду основных факторов, влияющих в настоящее время на показатели предпринимательской активности в Магаданской области, должны быть выделены:

1) природно-ресурсные (природно-климатические условия, наличие/отсутствие пользующихся рыночным спросом природных ресурсов и полезных ископаемых на территории муниципального образования);

2) финансовые (величина доходов бюджета муниципального образования, объем доходов населения территории, уровень и стоимость жизни, средняя заработная плата в малом и среднем бизнесе, процентная ставка по кредитам);

3) экономические (уровень безработицы и занятости населения по отраслям региональной экономики и видам экономической деятельности);

4) социально-культурные (наличие культуры и традиций предпринимательства, существование династий предпринимателей);

5) научно-технические (уровень научно-технической базы инновационных и других видов предпринимательской деятельности);

6) человеческие (уровень квалификации работников, структура трудовых ресурсов региона);

7) инфраструктурные (поддержка со стороны государственных и муниципальных органов власти, доступность и возможность участия в программах льготного кредитования);

8) информационные (доступность информации по различным видам предпринимательской деятельности);

9) административные (пробелы в законодательстве).

В состав Магаданской области входит 9 муниципальных образований, которые наделены статусом «городской округ» (ГО). В каждом МО в качестве важнейшего стратегического документа принята и реализуется муниципальная программа, в рамках которой осуществляется развитие МСП на территории муниципального образования. На основании паспортов муниципальных образований Магаданской области [7], в рамках настоящего исследования в табличной форме сведены основные экономические показатели развития МСП (таблица 1).

Анализ таблицы демонстрирует, что в структуре распределения субъектов МСП по масштабу деятельности ведущее место принадлежит индивидуальным предпринимателям и микропредприятиям. Малые и средние предприятия занимают совсем небольшую долю в общем объеме субъектов МСП: в Магадане - 3,3%, в Ольском ГО - 0,9%, в Омсукчанском ГО - 3,6%, в Среднеканском ГО - 1,1%, в Тенькинском ГО - 2,4%, в Хасынском ГО - 1,5% и только в Сусуманском ГО этот показатель несколько выше и составляет 10,2%. Видно, что субъекты МСП всех муниципальных образований являются получателями поддержки в рамках муниципальных программ и принимают участие в конкурсах на получение госзаказов (доля размещения госзаказов у субъектов МСП также варьирует в различных МО).

Анализ процессов функционирования и развития экономики и предпринимательской активности в муниципалитетах Магаданской области позволил выявить основные проблемы её поддержки:

1) характерным для отдельных МО представляется факт неполного исполнения мероприятий, направленных на поддержку предпринимательства;

2) дефицит собственных средств бюджетов муниципальных образований сдерживает финансирование мероприятий, направленных на поддержку и развитие предпринимательской деятельности;

3) значительная доля населения и предпринимателей не знает о мерах поддержки, которые реализуются в рамках муниципальных программ, и о существующей инфраструктуре поддержки предпринимательства в регионе;

4) высокий уровень затратности и риска хозяйственной деятельности на северных территориях.

Таблица 1

Основные экономические показатели развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях Магаданской области

Название муниципального образования Город Магадан Ольский городской округ Омсукчанский городской округ Северо-Эвенский городской округ Среднеканский городской округ

Наименование показателя Значение показателя (на 01.01.2020 г.)

Число малых и средних предприятий (МСП), всего, ед.: 1920 246 37 * 15

малые предприятия (МП) 192 5 7 * 1

микропредприятия 1714 241 28 * 14

средние предприятия 14 нет 2 * -

Индивидуальные предприниматели, ед. 4387 287 213 51 83

В рамках муниципальной программы развития МСП:

получили поддержку, всего, ед. 47 3 1 2 1

общий объем поддержки, тыс. руб. 6158,3 2585,54 100,0 3824,3 -

Заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд:

количество проведенных торгов и других способов размещения заказов, ед. 8910 103 877 38 58

объем размещения заказов у субъектов МСП, тыс. руб. 385998,32 871,0 530192,77 26777,1 36874, 9

доля объема размещения заказов у субъектов МСП в общем объеме заказов для муниципальных нужд, % 11,1 0,6 71,4 6,6 69,0

Название муниципального образования Сусуманский городской округ Тенькинский городской округ Хасынский городской округ Ягоднинский городской округ

Наименование показателя Значение показателя (на 01.01.2020 г.)

Число малых и средних предприятий (МСП), всего, ед.: 91 33 207 *

малые предприятия (МП) 15 3 5 *

микропредприятия 60 29 200 *

средние предприятия 16 1 2 *

Индивидуальные предприниматели, ед. 214 132 257 279

В рамках муниципальной программы развития МСП:

получили поддержку, всего, ед. 1 7 4 -

общий объем поддержки, тыс. руб. 100,0 390,2 300,0 -

Заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд:

количество проведенных торгов и других способов размещения заказов, ед. 108 1608 139 83

объем размещения заказов у субъектов МСП, тыс. руб. 26193,06 97865,9 54862,04 72162,4

доля объема размещения заказов у субъектов МСП в общем объеме заказов для муниципальных нужд, % 20,7 74,0 44,1 64,8

* Данные отсутствуют.

Анализ развития и поддержки предпринимательства на муниципальном уровне

Проанализируем подробнее сущность названных выше проблем на примере муниципального образования «Ольский городской округ».

Ольский округ расположен на юге Магаданской области, омывается Охотским морем и целиком относится к северным территориям. Географически территория округа прилегает к главному, с экономической точки зрения, административно-территориальному образованию Магаданской области -МО «Городской округ Город Магадан». Площадь территории МО 75,9 тыс. кв. м, число административно-территориальных единиц - 9. Предпринимательство на территории Ольского округа развивается в узком спектре отраслей экономики, но, несмотря на это, выполняет ряд важнейших функций по смягчению социальных проблем, а именно снижению уровня безработицы, насыщению рынка товарами и услугами, а также обеспечению развития рыночной инфраструктуры. В таблице 2 представлены данные предпринимательской активности по состоянию на 01.01.2019 года [1].

Таблица 2

Динамика предпринимательской активности МО «Ольский городской округ»

Показатели Год Изменение 2018 к 2016 гг.

2016 2017 2018 В абсолютных единицах Темп прироста, %

Количество организаций, ед. 231 231 56 - 175 - 75,5

Число индивидуальных предпринимателей, ед. 319 319 201 - 118 - 36,3

Количество крестьянских и фермерских хозяйств (КФХ), ед. 12 12 6 - 6 - 50

Число наёмных работников у индивидуальных предпринимателей, чел. 72 26 31 -41 -56,9

Число наёмных работников в коммерческих организациях с численностью работников до 250 человек, ед. 519 379 432 -87 -16,8

Численность наёмных работников в КФХ, ед. 42 83 73 31 73,8

Прочие некоммерческие организации, ед. 1556 2899 2816 1260 81,0

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, % 28,9 14,4 16,0 - -

Финансирование затрат из бюджета МО «Ольский городской округ» на реализацию программ «Поддержка малого и среднего предпринимательства», тыс. руб. 1576,5 1210,9 1205 - 371,5 - 23,57

Ярмарки «выходного дня», ед./год 6 8 7 1 17

Количество участников ярмарок «выходного дня», ед. 20 20 18 - 2 - 10

Количество выделенных средств в рамках программы «Развитие торговли на территории муниципального образования «Ольский городской округ» на возмещение затрат по производству хлеба и хлебобулочных изделий, тыс. руб. 305 0 0 - -

Количество субъектов предпринимательства, получивших финансовую поддержку в рамках муниципальных программ, ед. 9 6 8 - 1 -11

Из общего числа предприятий, действующих на территории МО, 47% занимаются розничной торговлей, поскольку это самая привлекательная для предпринимателей сфера деятельности, которая позволяет быстро окупить первоначальные вложения и выйти на плановый уровень доходов; порядка 13% задействованы в сфере рыболовства и рыбоводства, 11% - в сфере обрабатывающего производства. Недостаточно представлены организации, занимающиеся лесным и сельским хозяйствами,

а также охотой - по 7%. Это связано с низкой привлекательностью данных сфер деятельности и суровыми природно-климатическими условиями.

Динамика среднесписочной численности работников с 2016 по 2017 год показывает снижение числа работников, занятых в коммерческой сфере (без внешних совместителей) почти в 2 раза (на 14,4%), в свою очередь, в 2018 году данный показатель демонстрирует незначительное увеличение.

В целях увеличения числа субъектов предпринимательства и активизации их поддержки в Оль-ском городском округе последовательно реализуются муниципальные программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Ольский городской округ». Предыдущий документ охватывал 2017-2019 годы [2]. Сегодня принята и реализуется программа на 2020-2022 годы [3]. Ответственным исполнителем программы является Администрация муниципального образования «Ольский городской округ», а соисполнителями - комитеты экономики и финансов Администрации МО. Запланированные в ней мероприятия исполняются в пределах средств, утверждённых бюджетом муниципального образования на соответствующие финансовые годы, несколько раз за год в программу вносятся изменения, в основном относительно параметров финансового обеспечения.

Исходя из особенностей развития экономики муниципального образования «Ольский городской округ», в рамках программы выделены приоритетные сферы предпринимательства, которые должны быть поддержаны государством в первую очередь. К ним относятся сферы бизнеса, связанные с добычей и переработкой рыбы, морепродуктов, производством пищевой рыбной продукции; производством и переработкой сельскохозяйственной и пищевой продукции; пассажирскими перевозками и грузоперевозками; заготовкой и глубокой переработкой дикоросов; бытовым обслуживанием населения; производством товаров народного потребления; предоставлением коммунальных и консультационных услуг; строительством и производством ремонтных работ; ветеринарными услугами. Кроме того, в качестве приоритетов выделены сфера розничной торговли, а также производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения в труднодоступных населённых пунктах на территории МО (к ним отнесены сёла Ямск и Тахтоямск).

Ввиду того, что муниципальное образование «Ольский городской округ» не имеет возможности самостоятельно обеспечивать финансовыми источниками все закрепленные за ним функции, его бюджет является дотационным. Отсюда - ограниченный размер финансовой поддержки, оказываемой предпринимателям, в основном тем, кто занимается социально-значимыми видами деятельности.

В целях поддержки, популяризации и увеличения объёмов реализации продукции местных товаропроизводителей на территории округа в рамках муниципальной программы «Развитие торговли на территории муниципального образования «Ольский городской округ» Администрацией проводятся ярмарки «выходного дня». Данное мероприятие является чрезвычайно востребованным. В нем принимают участие не только субъекты малого и среднего бизнеса Ольского округа, но и МСП других округов Магаданской области, а также потребители продукции местных МСП.

Также в рамках муниципальной программы «Развитие торговли на территории муниципального образования «Ольский городской округ» на 2018-2020 годы» предоставляются субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение транспортных расходов по доставке товаров народного потребления (за исключением алкогольной продукции), для снижения цен на товары первой необходимости для осуществления розничной торговли в труднодоступных населенных пунктах на территории муниципального образования «Ольский городской округ» [4].

С 2013 года в МО проводятся мероприятия, связанные с возмещением затрат по производству хлеба и хлебобулочных изделий, это позволяет сдержать рост цен в селах и снизить себестоимость выпечки хлеба. В 2017 и 2018 гг. субсидия по данному мероприятию не предоставлялась в связи с отсутствием средств в бюджете муниципального образования.

В рамках исследования был проведен социологический опрос, в котором приняли участие предприниматели МО, функционирующие в сфере розничной и оптовой торговли, предоставления бытовых услуг, услуг общественного питания и производства пищевых продуктов, а также граждане, планирующие открыть собственное дело. Целью опроса являлось определение эффективности мер поддержки предпринимателей на муниципальном уровне и выявление проблем, препятствующих усилению предпринимательской активности (таблица 3).

Таблица 3

Проблемы, препятствующие росту предпринимательской активности в МО «Ольский городской округ»

Меры поддержки предпринимателей Результаты опроса, доля предпринимателей, %

Информированность предпринимательского сообщества о действующих мерах поддержки малого и среднего бизнеса в целом:

не владеют информацией 43

частично информированы 32

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

владеют полной информацией 25

Информированность предпринимательского сообщества о существовании муниципальной программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Ольский городской округ» на 20172019 годы» 19

Эффективность муниципальной программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Ольский городской округ» на 2017-2019 годы»:

высокая 4

средняя 14

низкая 43

затрудняюсь с ответом 39

Обращение за поддержкой в администрацию МО:

обращались 9

не обращались 74

не нуждаются в поддержке 17

Необходимость в поддержке со стороны администрации МО:

финансовой 96

имущественной 68

информационной 75

консультационной 93

Препятствия в развитии предпринимательской деятельности:

существенная финансовая нагрузка на субъекты предпринимательства по ЖКХ 93

проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов 46

отсутствие стартового капитала 75

недостаточное изучение рынка услуг округа в определении сферы деятельности открываемого бизнеса 14

высокие процентные ставки по банковским кредитам 61

недоступность лизинга 25

неразвитость системы информационной поддержки предпринимательства в части, касающейся консультирования и предоставления справочной информации 100

высокие транспортные расходы (по причине удаленности от административного центра региона) 82

высокие ставки местных налогов и сборов 50

Выводы и рекомендации

Анализ представленных ответов представителей предпринимательского сообщества МО «Ольский городской округ» демонстрирует, что 91% опрошенных не обращались к органам местного самоуправления за поддержкой. При этом подавляющее большинство предпринимателей указало на то, что малый и средний бизнес все-таки нуждается в различных мерах поддержки со стороны муниципальных органов власти. По итогам опроса, самыми весомыми проблемами, препятствующими развитию предпринимательства в МО, стали: неразвитость информационной и консультационной поддержек со стороны органов местного самоуправления, финансовая нагрузка на субъекты предпринимательства по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также отсутствие стартового капитала и высокие транспортные расходы.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, на данный момент не в полной мере исполняются мероприятия, направленные на поддержку предпринимательства. Отсюда и возникает большое количество проблем, сдерживающих предпринимательскую активность. Сформулируем предложения и рекомендации по решению наиболее важных проблем и представим их в форме таблицы 4.

Таблица 4

Предложения и рекомендации по решению проблем, препятствующих росту предпринимательской активности в МО «Ольский городской округ»

Выявленная проблема Пути решения

Отсутствие информационной поддержки деятельности предпринимателей в Ольском городском округе Совершенствование системы информационного обеспечения: - размещение информации о поддержке предпринимательства на информационных стендах в наиболее часто посещаемых местах (в пенсионном фонде, в налоговой инспекции, в центре занятости); - модернизация официального сайта Администрации МО (выделить основной электронный адрес администрации, удалив старые не работающие ссылки сайта администрации из сети интернет; доработать поисковую систему, которая постоянно выдает ошибку; создать гиперссылки на официальные сайты муниципальных, региональных и федеральных органов; упорядочить списки нормативно-правовых актов по годам; опубликовать режим работы отделов и подразделений администрации; предоставить возможность оперативной рассылки информации о перечне услуг и мер поддержки предпринимателей путем контентной рассылки, которая будет осуществляться на электронную почту данной аудитории)

Отсутствие консультаций и содействия со стороны Администрации в составлении и реализации бизнес-проектов Создание социально-делового центра при Администрации, главными целями, которого будут: - оказание методической и консультативной помощи по вопросам поддержки предпринимательской деятельности на всех уровнях управления, государственного и муниципального заказа, финансового и юридического сопровождения бизнеса, маркетинга, выбора форм ведения бухгалтерской и налоговой отчетности, решения трудовых споров и т.д.; - оказание помощи по составлению бизнес-планов; - подбор кадров по заявкам предприятий и предпринимателей; - осуществление деятельности по формированию положительного имиджа малого и среднего предпринимательства, популяризация достижений в средствах массовой информации

Слабая имущественная поддержка предпринимателей Сдача помещений в аренду предпринимателям на льготных условиях при капитальном ремонте за счет арендатора

Ожидаемые результаты от внедрения предложенных мероприятий, по мнению авторов, следующие:

1) создание социально-делового центра будет способствовать:

• социально-экономическому развитию территории муниципального образования;

• развитию молодежного предпринимательства за счет вовлечения студентов в процесс оказания услуг субъектам предпринимательства;

• увеличению количества новых рабочих мест, в результате чего ожидается снижение численности незанятого населения и безработных;

• преодолению недоверия жителей и субъектов предпринимательства к муниципальным органам власти и развитию деловых взаимоотношений между ними;

• увеличению числа предпринимателей;

• возможности для хозяйствующих субъектов обменяться опытом и установить деловые связи;

• формированию положительного имиджа и популяризации малого и среднего предпринимательства;

2) совершенствование сайта Администрации Ольского городского округа будет способствовать:

• оперативному получению информации об изменениях в законодательстве и иной информации о развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства;

• обеспечению публичности и доступности информации;

• расширению возможностей получения, в наиболее короткие сроки, консультационной помощи гражданами, которые проживают на отдаленных от административного центра территориях;

3) предоставление субъектам предпринимательства льготной аренды муниципального имущества будет способствовать:

• уменьшению затрат на ремонт муниципального имущества;

• сокращению времени простоя имущества;

• приросту поступлений в муниципальный бюджет.

Итоги проведенного исследования позволили выявить ряд проблем, характерных для большинства северных территорий, наметить пути их решения и сформулировать ожидаемые результаты от реализации конкретных мероприятий по развитию системы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад главы муниципального образования «Ольский городской округ» о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Ольский городской округ» за 2018 год и планируемых значениях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ola49.ru/about/visits/4397 (дата обращения 17.05.2020).

2. Муниципальная программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Ольский городской округ» на 2017-2019 годы» от 11.07.2016 г. № 526. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ola49.ru/city (дата обращения 17.05.2020).

3. Муниципальная программа «Поддержка малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Ольский городской округ» на 2020-2022 годы» от 03.07.2019 г. № 509. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ola49.ru/about/priorities/5086 (дата обращения 10.07.2020).

4. Муниципальная программа «Развитие торговли на территории муниципального образования «Ольский городской округ» на 2018-2020 годы» от 24.11.2017 г. № 1112. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ola49.ru/city/economica.php (дата обращения 17.05.2020).

5. Областной закон Магаданской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Магаданской области» от 07 мая 2009 г. № 1135-ОЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 895204319 (дата обращения 17.05.2020).

6. Областной закон Магаданской области от 11 марта 2010 г. № 1241-ОЗ «О стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/8952496927895249692 (дата обращения 17.05.2020).

7. Паспорта муниципальных образований Магаданской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.49gov.ru/our_region/municipalites (дата обращения 20.07.2020).

8. Постановление Администрации Магаданской области от 20 ноября 2013 г. № 1146-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Магаданской области». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/460213049 (дата обращения 17.05.2020).

9. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.