Научная статья на тему 'Местное самоуправление как важнейший рычаг модернизации'

Местное самоуправление как важнейший рычаг модернизации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
96
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / CIVIL SELF-CONSCIOUSNESS / SOCIAL MOBILITY / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Милованов Сергей Владимирович

В статье дана оценка потенциала местного самоуправления в контексте модернизационных преобразований. Местное самоуправление предстает ключевым фактором для формирования гражданского самосознания и активизации социальной мобильности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Милованов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the potential of local self-government in the context of carrying out the reforms is assessed. Local self-government seems to be the key factor for the creation of civil self-consciousness and for activation of social mobility.

Текст научной работы на тему «Местное самоуправление как важнейший рычаг модернизации»

162

ВЛАСТЬ

2011 '04

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЫЧАГ МОДЕРНИЗАЦИИ

В статье дана оценка потенциала местного самоуправления в контексте модернизационных преобразований. Местное самоуправление предстает ключевым фактором формирования гражданского самосознания и активизации социальной мобильности.

In the article the potential of local self-government in the context of carrying out the reforms is assessed. Local self-government seems to be the key factor for the creation of civil self-consciousness and for activation of social mobility.

Ключевые слова:

местное самоуправление, гражданское самосознание, социальная мобильность, модернизация; local self-government, civil self-consciousness, social mobility, modernization.

Несмотря на все усилия президента Д.А. Медведева облечь призыв к модернизации в четкие контуры проекта общенационального масштаба, пока мы имеем серию политических решений, структурно слабо связанных друг с другом. Системного представления о том, как модернизировать страну, у российской политической элиты попросту нет.

Россия на собственном опыте знает множество попыток модернизации, из них только две (Петра I и Сталина) в основных чертах достигли поставленных целей. Однако эти единственно успешные модернизации, подгоняемые репрессивной государственной машиной, носили исключительно мобилизационный характер, а их цена в человеческих жизнях представляется непомерно высокой. Очевидно, что в нынешней ситуации подобная мобилизация сверху невозможна и вредна, а цели модернизации XXI в. пролегают несколько в стороне от укрепления военно-промышленной мощи государства. Россия столкнулась с тем, что, пожалуй, хуже всего удавалось реализовать ее бюрократическому аппарату и политическому руководству, — с необходимостью модернизации, движущей силой которой должны выступать гражданская инициатива и общественная самодеятельность.

Тем удивительнее, что, помимо принятия в 2003 г. федерального закона, не получила никакого нормативного закрепления российская концепция местного самоуправления, которая бы определила видение его развития в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Ведь именно низовой уровень народовластия — тот самый поворотный рычаг, который мог бы сдвинуть неподъемную глыбу российской

бюрократии, придать мощный импульс преобразованиям во всех сферах жизни общества.

Прямо скажем, периферийное по институциональному статусу положение местных органов власти, которые с точки зрения финансовой самодостаточности оказались в еще более худшем положении, чем до муниципальной реформы 2000-х гг., явно не содействует развитию гражданской инициативы.

Только закрепление за местными органами власти нормативов отчислений от региональных и федеральных налогов (в пределах выхода на самообеспечение), замещение субсидий от федерального центра и регионального уровня власти собственными источниками дохода (например, местный налог на недвижимость) могут способствовать преодолению порочной практики, когда главы муниципальных образований больше ориентированы на исполнение интересов вышестоящих государственных структур, чем на реальные потребности населения.

Именно способность низового уровня власти решать базовые социально-экономические проблемы населения может привести к приобретению навыков кооперации и сотрудничества между заинтересованными индивидами и социальными группами. Остается вопрос: смогут ли региональные элиты и федеральный центр поступиться своими властными интересами, чтобы позволить вырасти мощному конкуренту в лице гражданских сообществ на местном уровне?

МИЛОВАНОВ Сергей Владимирович — студент РГСУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.