Научная статья на тему 'МЕСТНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ'

МЕСТНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ФИЛАНТРОПИЯ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попкова Алена Анатольевна, Третьякова Оксана Владимировна, Киричук Степан Михайлович

В современной системе управления развитием города происходит трансформация от потребителя социальных благ, формируемых органами местного самоуправления, к реальному субъекту управления развитием, актуализирующему ключевые направления и реализующему свой потенциал на развитие территории. В этих условиях возрастает роль органов местного самоуправления в системе организации партнерского взаимодействия муниципалитета со всеми субъектами, направленного на создание условий и механизмов развития территории и активного включения всех участников в данный процесс. Современные трансформационные условия в социально-экономической жизни страны в целом и региона в частности формируют новые требования к механизмам взаимодействия власти, бизнеса и некоммерческого сектора. Для того чтобы сформировать эти механизмы и среду взаимодействия, необходимо понять ожидания каждого субъекта, его стремление и способность выступать в качестве партнера в развитии благотворительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Попкова Алена Анатольевна, Третьякова Оксана Владимировна, Киричук Степан Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL PHILANTHROPY IN THE TERRITORIAL DEVELOPMENT SYSTEM

In the modern system of city development management, there is a transformation from a consumer of social benefits formed by local governments to a real subject of development management, updating key areas and realizing its potential for the development of the territory. In these conditions, the role of local self-government bodies in the system of organizing partnership interaction of the municipality with all subjects is increasing; the role of local self-government bodies is aimed at creating conditions and mechanisms for the development of the territory and the active inclusion of all participants in this process. Modern transformational conditions in the socioeconomic life of the country in general and the region in particular form new requirements for the mechanisms of interaction between government, business and the nonprofit sector. In order to form these mechanisms and the environment of interaction, it is necessary to understand the expectations of each subject, his desire and ability to act as a partner in the development of charitable activities.

Текст научной работы на тему «МЕСТНАЯ ФИЛАНТРОПИЯ В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ»

DOI: 10.31660/1993 -1824-2021 -3 -94-107

УДК 352.075

Местная филантропия в системе развития территории

Алена Анатольевна Попкова1, Оксана Владимировна Третьякова1, Степан Михайлович Киричук2

1Кафедра маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный

университет, Тюмень, Россия

2

Тюменская городская Дума, Тюмень, Россия

Аннотация. В современной системе управления развитием города происходит трансформация от потребителя социальных благ, формируемых органами местного самоуправления, к реальному субъекту управления развитием, актуализирующему ключевые направления и реализующему свой потенциал на развитие территории. В этих условиях возрастает роль органов местного самоуправления в системе организации партнерского взаимодействия муниципалитета со всеми субъектами, направленного на создание условий и механизмов развития территории и активного включения всех участников в данный процесс. Современные трансформационные условия в социально-экономической жизни страны в целом и региона в частности формируют новые требования к механизмам взаимодействия власти, бизнеса и некоммерческого сектора. Для того чтобы сформировать эти механизмы и среду взаимодействия, необходимо понять ожидания каждого субъекта, его стремление и способность выступать в качестве партнера в развитии благотворительной деятельности.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, развитие территорий, филантропия, благотворительная деятельность, некоммерческая организация.

Local philanthropy in the territorial development system

1 12 Alena A. Popkova , Oksana V. Tretyakova , Stepan M. Kirichuk

department of Marketing and Government Administration, Industrial University of Tyumen,

Russia

2

Tyumen City Duma, Tyumen, Russia

Abstract. In the modern system of city development management, there is a transformation from a consumer of social benefits formed by local governments to a real subject of development management, updating key areas and realizing its potential for the development of the territory. In these conditions, the role of local self-government bodies in the system of organizing partnership interaction of the municipality with all subjects is increasing; the role of local self-government bodies is aimed at creating conditions and mechanisms for the development of the territory and the active inclusion of all participants in this process. Modern transformational conditions in the socio-economic life of the country in general and the region in particular form new requirements for the mechanisms of interac-

tion between government, business and the non-profit sector. In order to form these mechanisms and the environment of interaction, it is necessary to understand the expectations of each subject, his desire and ability to act as a partner in the development of charitable activities.

Keywords: local government bodies, development of territories, philanthropy, charity work, nonprofit organization.

Введение

Современные трансформационные условия в социально-экономической жизни страны в целом и региона в частности формируют новые требования к механизмам взаимодействия власти, бизнеса и некоммерческого сектора [1; 2]. Одним из механизмов такого взаимодействия является местная филантропия, ориентированная не столько на решения кризисных проблем, сколько на формирование и привлечение ресурсов для развития территории, реализации проектов в рамках межсекторного партнерства [3-7]. Система вовлечения ресурсов бизнеса и населения в рамках конструктивного диалога с властью в Российской Федерации приобретала различные формы с 90-х годов прошлого века. Первоначально благотворительность развивалась в условиях глубочайшего социального кризиса и была ответом на социально-психологические травмы общества, мерой преодоления социального неблагополучия, в реализацию которой постепенно стал включаться российский крупный бизнес, так как государство почти не имело ресурсов для изменений. Но уже к 2000-м годам, осознав значение бизнес-ресурсов для решения социальных проблем, государство стало формировать механизмы взаимодействия, корректирующие и направляющие данные ресурсы в наиболее значимые на данном политическом этапе проекты и организационные формы [8-12]. А уже с 2012 года по сути стала формироваться современная организационная модель взаимодействия власти, бизнеса и некоммерческого сектора, в результате чего модель местной филантропии приобрела несколько иерархических уровней: от федеральных фондов и корпоративных благотворителей до фондов местных сообществ, ресурсов жителей и отдельных индивидуальных предпринимателей. Однако к сегодняшнему дню традиционная система взаимодействия утрачивает свою эффективность, требуя трансформации сложившихся подходов взаимодействия, исследования ожиданий каждого субъекта местной филантропии, его стремлений и способности выступать в качестве партнера в развитии благотворительной деятельности.

Материалы и методы

Согласно сформированной цели и определенному кругу задач в работе были использованы как методы общенаучного характера (анализа и синтеза, системный, логико-формализованный, диалектический и др.), так и социологические методы (опрос, экспертный опрос, наблюдение). В процессе социологических исследований помимо информации о современных трансформационных условиях в социально-экономической жизни страны в целом и региона мы получаем информацию относительно выявления

новых требований к механизмам взаимодействия власти, бизнеса и некоммерческого сектора. Вся эта информация позволяет понять ожидания каждого субъекта, его стремление и способность выступать в качестве партнера в развитии благотворительной деятельности.

В статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного с целью развития программы взаимодействия с местным бизнесом при поддержке Благотворительного фонда развития филантропии «КАФ» в рамках открытого конкурса проектов «ПроВозможности_4.0. Местная Филантропия», которое было проведено совместно с Благотворительным фондом развития города Тюмени (БФРГТ) в период с декабря 2020 года по январь 2021 года. Первый этап исследования включал анкетирование с выборочной совокупностью 120 человек. Респондентами стали представители крупного, среднего и малого бизнеса Тюменской области. Исследование было анонимным и проводилось методом интернет-опроса.

Второй этап был дополнен данными, полученными методом экспертного опроса 15 представителей некоммерческих организаций региона (НКО), проводившегося в те же временные периоды. Результаты исследования, оценка эффективности использованных механизмов развития местной филантропии являются основой для корректировки действующей фандрайзинговой стратегии БФРГТ в разрезе программы взаимодействия с местным бизнесом.

Результаты и обсуждение

Вторичный анализ результатов различных исследований за период пандемии показывает, что благотворительность в сложных социально-экономических условиях не утрачивает своей актуальности, трансформируя формы и направления. Поэтому для анализа проявления данных тенденций в Тюменской области в первую очередь представителям бизнеса и НКО в рамках исследования было предложено оценить позицию бизнеса по отношению к благотворительной деятельности. Почти половина (47 %) опрошенных бизнесменов отмечает бессистемность благотворительной деятельности, заявляя, что «бизнес занимается благотворительностью от случая к случаю». При этом ~ 27 % опрошенных определяют, что бизнес — активный участник благотворительной деятельности. По сути 3/4 представителей бизнеса считают себя неотъемлемыми участниками благотворительной деятельности (рис. 1).

Позиция представителей НКО не совсем совпадает с позицией бизнеса, хотя большинство (62,5 %) респондентов признают активное, но бессистемное участие коммерческого сектора в благотворительной деятельности. При этом 37,5 % опрошенных из некоммерческого сектора заявили, что бизнесу неинтересно и невыгодно заниматься благотворительностью, что существенно не совпадает с позицией представителей самого бизнеса, 10,3 % которых высказались об отсутствии интереса, желания и выгоды благотворительной деятельности. Данные результаты подтверждают, что НКО и бизнес в благотворительной деятельности до сих пор не всегда рассматривают друг друга как конструктивных партнеров, взаимовыгодное сотрудничество которых формирует больше положительных эффектов для благополучателей.

Рисунок 1. Позиция бизнеса по отношению к благотворительной деятельности

Отчасти это отражают и результаты исследования (рис. 2), которые показали, что бизнес в основу содержания благотворительной деятельности закладывает безвозмездную помощь нуждающимся (так ответили 40,2 % респондентов), а также финансовый ответ компании на призыв о помощи от некоммерческих организаций, учреждений социальной сферы (31,6 %). То есть по сути бизнесу важна адресность помощи, понимание на какие цели используется их помощь и кто по факту является благополучате-лем. Некоммерческий сектор, выступая промежуточным звеном между благотворителем и благополучателями, не отражает востребованную бизнесом адресность и может быть поддержан коммерческими организациями только в условиях их конкретного целевого запроса на благотворительную деятельность. Сам же бизнес не всегда готов инициировать благотворительность, формировать фонды, программы, акции совместно с некоммерческими организациями и благотворительными фондами. Это определяет необходимость со стороны некоммерческого сектора выступать информационной и организационно-методической площадкой, обеспечивающей взаимодействие благотворителей и благополучателей с целью получения необходимого социального результата.

В современных условиях бизнес не во всех сферах благотворительной деятельности готов принимать активное участие. Так, анализ данного вопроса относительно позиции бизнеса в привлекательности различных сфер для реализации благотворительной деятельности показал, что представители коммерческих структур в первую очередь готовы к благотворительности в сферах социальной поддержки и защиты граждан в трудной жизненной ситуации (сирот, инвалидов, пожилых, бездомных и пр.) — 65,8 % опрошенных, поддержки молодежных проектов — 43,6 %, охраны окружающей среды и защиты животных, а также поддержки семьи, материнства, отцовства и детства — 33,3 % по каждой позиции соответственно.

Содержание благотворительной деятельности

Это безвозмездная помощь нуждающимся

Это финансовый/ материальный ответ компании на призыв о помощи от некоммерческих организаций, учреждений социальной сферы

Это работа компании по разработке и реализации собственной благотворительной программы

Это поиск компанией благополучателей и оказание им помощи

■ Другое

Рисунок 2. Содержание благотворительной деятельности, по мнению представителей бизнеса

Сопоставляя результаты исследования в оценке привлекательности со стороны бизнеса и НКО отдельных направлений для реализации благотворительной помощи, можно констатировать, что позиции представителей коммерческого и некоммерческого секторов почти совпадают. Существенная разница проявляется только в том, что НКО определили по приоритетности на первом месте поддержку проектов в области культуры и искусства — 62,5 %, в бизнесе же менее чем каждый пятый бизнесмен готов оказывать благотворительную поддержку в данной сфере. Невостребованными сферами для благотворительной поддержки являются «развитие общественной дипломатии и поддержка соотечественников», «укрепление межнационального и межрелигиозного согласия», «защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе защита прав заключенных», «развитие институтов гражданского общества». Это частично обусловлено тем, что благотворительность активнее развивается в проблемных сферах социального развития, так как там решение проблемы формирует осознание результата деятельности. Невостребованность отдельных направлений оказания благотворительной помощи определяет благоприятное состояние данных сфер и отсутствие в них проблемного поля в Тюменской области.

Принимая во внимание значение комплекса факторов на развитие благотворительности, была определена необходимость объединения их в категорию «благотворительный климат», как характер взаимодействия власти, бизнеса и НКО в благотворительной сфере, и оценка его состояния относительно территории исследуемого региона. При анализе благотворительного климата в Тюменской области были выделены две ключевые тенденции, определенные представителями коммерческого и некоммерческого секторов.

1. В сегодняшних условиях бизнес сокращает свое участие в благотворительной деятельности.

2. Бизнес, власть и НКО сосуществуют параллельно, иногда организуются в разовые благотворительные акции и мероприятия.

Следовательно, можно констатировать, что «благотворительный климат» в Тюменской области представители бизнеса оценивают более благоприятно, чем представители НКО. Так как несмотря на общие тенденции, выделенные респондентами, часть бизнесменов выразила мнение о важности благотворительности для региона и наличии условий со стороны НКО и органов государственной власти для развития благотворительной деятельности.

Несмотря на снижение активности бизнеса в благотворительной сфере, большинство предпринимателей подтверждают опыт участия в благотворительности. Наличие благотворительной активности со стороны бизнес-структур подтверждается тем фактом, что у более 65 % опрошенных представителей коммерческого сектора есть опыт оказания благотворительной помощи (рис. 3).

Рисунок 3. Наличие у бизнес-структур опыта оказания благотворительной помощи

При этом результаты опроса показывают, что большинство компаний, оказывающих благотворительную помощь, делают это бессистемно, откликаясь на просьбы о помощи, участвуя в разовых благотворительных акциях (30,8 %). Только 18,8 % опрошенных определили наличие у них благотворительной программы, определяющей системную работу с благополучателями. Что подтверждает вывод о том, что отсутствует системная работа некоммерческого сектора и бизнеса в благотворительной сфере, несмотря на отклик бизнеса и его желание участвовать в решении существующих социальных проблем.

В ходе исследования было определено, что именно обращение нуждающихся является тем фактором, который побуждает бизнес участвовать в благотворительности; такую позицию поддержали 63,2 % опрошенных. Немаловажным в этих условиях для бизнеса является и возможность через благотворительность сформировать позитивный социальный имидж компании — 51,3 % ответов. На призывы к благотворительности друзей, знакомых, бизнес-партнеров и рекомендации органов власти откликаются гораздо реже — от 38,5 до 18,8 % опрошенных. Данные тенденции подтверждаются и результатами опроса представителей НКО, которые, в свою очередь, определили более существенное значение рекомендации органов власти для принятия решений бизнес-структурами об оказании благотворительной помощи (рис. 4).

100,0%

обращение формирование просьбы друзей, призыв бизнес- рекомендации другое

нуждающихся позитивного знакомых партнеров органов власти

социального имиджа компании

Рисунок 4. Факторы, оказывающие наибольшее воздействие на желание оказывать благотворительную помощь

По результатам исследования треть коммерческих организаций не участвует в благотворительной деятельности. Факторами, препятствующими осуществлению благотворительной деятельности (рис. 5), являются в первую очередь финансовые: недостаток финансовых средств и отсутствие финансовых и налоговых льгот (61,5 и 47,9 % соответственно).

недостаток финансовых ресурсов отсутствие финансовых и налоговых льгот невозможность оценить результативность низкая информированность о возможностях оказания...

большое количество просителей недостаток времени для решения данных вопросов отсутствие доступных форм и механизмов недостаток квалифицированных сотрудников

другое

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0% 80,0%

Рисунок 5. Факторы, в наибольшей степени препятствующие осуществлению

благотворительной деятельности

Бизнесу наиболее удобно оказывать благотворительную помощь через передачу продукции или оказание услуг без оплаты/по льготным расценкам. Это форма позволяет активно отреагировать на запрос и в то же время предполагает относительную прозрачность использования предоставляемой помощи, что важно для коммерческих структур. Представители бизнеса также проявляют готовность перечислять наличные средства и организовывать участие сотрудников в оказании помощи (рис. 6).

Рисунок 6. Наиболее предпочтительные и удобные формы благотворительной помощи

В качестве фактора, способствующего принятию решений представителем бизнес-структуры оказать благотворительную помощь, наиболее приоритетным является «возможность решить значимую проблему». Данную позицию поддержали 46,2 % опрошенных. Представители НКО, напротив, абсолютно не поддержали эту позицию, определяя в качестве приоритета «прозрачность механизма использования благотворительной помощи благополучателями» (37,5 %). В бизнес-структурах этот фактор является значимым для 23,9 % респондентов (рис. 7).

Рисунок 7. Определяющие факторы при принятии решения об оказании благотворительной помощи

Благотворители готовы помогать в первую очередь тем, кто представляет механизм решения проблемы и готов привлекать возможные ресурсы для этого. Готовность поддержать социальную группу или сообщество, которое объединилось для решения конкретной проблемы или помощи нуждающимся, выразили 43,6% опрошенных бизнесменов. Возможность отслеживания результативности и адресности благотворительной помощи мотивирует бизнес поддерживать отдельного нуждающегося человека; такую позицию поддержали 42,7 %. Некоммерческие организации и благотворительные фонды также востребованы для поддержки — 38,5 и 37,6 % соответственно. В принципе можно констатировать, что у бизнес-структур нет однозначных предпочтений относительно организационной формы благополучателя.

В благотворительной сфере Тюменского региона одной из ключевых организаций является Благотворительный фонд развития города Тюмени, имеющий достаточно большой опыт реализации благотворительных практик. Среди традиционных из них благотворительный бал, благотворительные спектакли, благотворительные акции для детей к Новому году, Дню знаний, Дню защиты детей. Помимо практик БФРГТ в практиках благотворительной деятельности наиболее распространены сборы средств для нуждающихся в платной медицинской помощи, помощь в связи с COVID-19 (рис. 8).

Помощь в связи СОУШ-19 "СИЗы медицинским работникам", "Помоги учиться дома"

Сбор средств для нуждающихся в платной медицинской помощи

Благотворительные акции "Собери ребенка в шко-лу", "День защиты детей"

Благотворительные акции для детей к Новому году ("Подарок Деда Мороза", "Тюменские гавроши")

Благотворительные спектакли

Благотворительныйбал

0,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50,0% 60,0% 70,0%

достаточно информированы об этом, принимали участие что-то слышали об этом, но участия не принимали ничего не слышали об этом и не принимали участие

Рисунок 8. Информированность и вовлеченность бизнес-структур в практики благотворительной деятельности

Согласно анализу результатов опроса показатель информированности и вовлеченности опрашиваемых бизнесменов в данные благотворительные практики относительно небольшой. Больше всего предпринимателей информированы и принимали участие в сборе средств для нуждающихся в платной медицинской помощи (33,3 %), благотворительных акциях для детей к Новому году (24,8 %), помощи в связи с COVID-19 (23,8 %). О благотворительных балах и спектаклях знают 19,7 % бизнесменов, принимали участие 12 %. Относительно почти всех благотворительных практик по результатам исследования выделяется проблема недостаточного информирования об их реализации.

Опрошенные респонденты в рамках исследования указывали собственные практики благотворительной деятельности. Систематизация результатов показывает, что более 80 % имеют опыт оказания помощи по сбору средств на лечение, инвалидам, помощи в организации обучения детям-сиротам, помощи детским домам, предоставления в качестве помощи собственной продукции, участия в социальных проектах и акциях «Праздник в каждый двор», «Коробка храбрости», «Красота без границ», организации фотопроекта в «Доме малютки». Еще около 10 % предпринимателей указали, что оказывали благотворительную помощь, но не считают, что нужно конкретизировать ее содержание и об этом рассказывать.

Представители бизнес-структур слабо информированы о развитии некоммерческого сектора в нашем регионе. На вопрос о некоммерческих организациях Тюменской области, которые знают респонденты, смогли ответить около 70 %. Многие из них активно сотрудничают с БФРГТ (35 % опрошенных). Наиболее известными в регионе НКО являются следующие: Всероссийское общество инвалидов, БФРГТ, «Трезвая Тюмень», «Мы вместе», «Радость», «Synergy», «Green Helpers» «Потеряшки», «Особый ребенок», БФ «Наше время» (указали от 3 до 6 % опрошенных). При этом в качестве некоммерческих организаций респондентами указывались государственные органы исполнительной власти, государственные учреждения социального обслуживания.

Исследование показало, что бизнес взаимодействует с некоммерческими организациями, представляющими их интересы, недостаточно активно: 21,4 % респондентов взаимодействуют с ТРО ООО «Деловая Россия», 14,5 % — с ТРО ОПОРА России и 12,8 % — с Торгово-промышленной палатой Тюменской области.

В целом же можно отметить, что бизнес занимает активную позицию как благотворитель. Проведенный опрос НКО показал, что все они имеют опыт взаимодействия с бизнесом в рамках реализации благотворительной деятельности. Наиболее значимыми являются практики информационного продвижения благотворителя на мероприятиях, в организации которых он оказал помощь, грантовые конкурсы, финансовая помощь, благотворительная помощь от агрохолдинга в виде продукции собственного производства.

Выводы

Для формирования механизмов взаимодействия власти, бизнеса и некоммерческого сектора необходимо изучать ожидания каждого субъекта, его стремление и способ-

ность выступать в качестве партнера в развитии благотворительной деятельности. Результаты проведенного исследования показали следующее.

1. Бизнес участвует в благотворительной деятельности ситуационно, от случая к случаю, отзываясь готовностью помочь в решении какой-либо проблемы безвозмездно.

2. Получателем благотворительной помощи в первую очередь, по мнению бизнеса, должен быть тот благополучатель, который представляет механизм решения проблемы и аккумулирует для этого все возможные ресурсы.

3. В качестве приоритетных направлений реализации благотворительной помощи выступают сферы социальной поддержки и защиты граждан в трудной жизненной ситуации (сирот, инвалидов, пожилых, бездомных и пр.), поддержки молодежных проектов, охраны окружающей среды и защиты животных, а также поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

4. Ключевыми факторами, способствующими принятию решения об оказании благотворительной помощи, являются обращение нуждающихся, возможность решить их проблему и желание сформировать благоприятный социальный имидж компании.

5. Наиболее предпочтительная и удобная форма благотворительной помощи для бизнеса — передача продукции или оказание услуг без оплаты или по льготным расценкам, что определяет относительную прозрачность оказываемой помощи.

6. Несмотря на то что бизнес-структуры имеют опыт благотворительной помощи, все-таки отмечается недостаток финансовых ресурсов у бизнеса, и, как следствие, формируется тенденция к сокращению участия бизнеса в благотворительной деятельности в сегодняшних условиях, определенных социально-экономическими последствиями пандемии.

7. Отражаются слабая тенденция дезорганизованности бизнеса во взаимодействии с некоммерческими организациями, слабая информированность о возможных формах реализации благотворительной деятельности, недостаточное информационное продвижение благотворительных акций, в которых коммерческие структуры могли бы принять участие, а в случае желания оказать благотворительную помощь или организовать системную работу в сфере развития своей благотворительности.

Библиографический список

[ 1] Белоножко, М. Л. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением / М. Л. Белоножко, А. А. Попкова, О. В. Третьякова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский индустриальный университет. -Тюмень : ТИУ, 2020. - 193 с. - Текст : непосредственный. [2] Костко, Н. А. Город : инструменты управления развитием : монография / Н. А. Костко, Д. Ю. Руденко, А. А. Попкова ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тюменский индустриальный университет. - Тюмень : ТИУ, 2018. - 160 с. - Текст : непосредственный.

[3] Будущее филантропии : ключевые тренды. Метаанализ / Благотворительный фонд Владимира Потанина. - Москва : ДПК Пресс, 2020. - 44 с. - Текст : непосредственный.

[4] Найт, Б. Ценность местной филантропии / Б. Найт. - URL: https://globalfund communityfoundations.org/wpcontent/uploads/2012/02/Russian_ValueCommunityPhilan thropy.pdf (дата обращения: 11.05.2021). - Текст : электронный.

[5] Филантропия на пороге системности. Анализ тенденций, рисков и возможностей благотворительности в России. - URL: https://pltf.ru/wp-content/uploads/ 2018/09/filantropiya_na_poroge_sistemnosti_n.pdf (дата обращения: 11.05.2021). -Текст : электронный.

[6] Фонд представил масштабное исследование трендов глобальной филантропии. -URL: https://www.fondpotanin.ru/press/news/fond-potanina-predstavil-masshtabnoe-issledovanie-trendov-i-perspektiv-globalnoy-filantropii/ (дата обращения: 11.05.2021). -Текст : электронный.

[7] Ходорова, Ю. Как развивается благотворительность в малых городах и сельских территориях России / Ю. Ходорова. - Текст : электронный // Филантроп : электронный журнал о благотворительности. - Текст : электронный. - URL: https://philanthropy.ru/cases/2017/03/01/46764/ (дата обращения: 11.05.2021). - Дата публикации: 01.03.2017.

[8] Распоряжение Администрации города Тюмени от 02.06.2014 № 321-рк «Об утверждении муниципальной программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Тюмени на 2014-2022 годы"». - URL: http://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/struktura-administraciigorodatumeni/ departaments/departament/napravleniya/municipalynieprogrammi/ (дата обращения: 11.05.2021). - Текст : электронный.

[9] Распоряжение Администрации города Тюмени от 25.02.2019 № 23-рк «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Тюмени на 2014-2022 годы" за 2018 год». -URL: https://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/struktura-administracii-goroda-tumeni/departaments/departament/napravleniya/municipalynieprogrammi /otcetiv2012godu /otceti-o-realizacii-municipalynih-programm-za-2018-god/ (дата обращения: 11.05.2021). -Текст : электронный.

[10] Распоряжение Администрации города Тюмени от 26.02.2018 № 40-рк «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Тюмени на 2014-2020 годы" за 2017 год». - URL: https://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/struktura-administracii-goroda-tumeni/departaments/departament/napravleniya/municipalyniepro grammi/otcetiv2012godu/otceti-o-realizacii-municipalynih-programm-za-2017-god/ (дата обращения: 11.05.2021). - Текст : электронный

[11] Распоряжение Администрации города Тюмени от 25.02.2020 № 34-рк «Об утверждении отчета о реализации муниципальной программы "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в городе Тюмени на 2014-2022 годы" за 2019 год». - URL: https://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/struktura-administracii-goroda-tumeni/departaments/departament/napravleniya/municipalynieprogrammi /otcetiv2012godu/otceti-o-realizacii-municipalynih-programm-za-2019-god/ (дата обращения: 11.05.2021). - Текст : электронный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[12] Российская Федерация. Законы. О некоммерческих организациях : Федеральный закон № 7-ФЗ : [принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года]. - Москва. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 11.05.2021). - Текст : электронный.

References

[1] Belonozhko, M. L. & Popkova, A. A. & Tretyakova O. V. (2020). Vzaimodeystvie or-ganov mestnogo samoupravleniya s naseleniem. Tyumen, Industrial University of Tyumen Publ., 193 р. (In Russian).

[2] Kostko, N. A. & Rudenko, D. Yu. & Popkova, A.A. (2018). Gorod: instrumenty uprav-leniya razvitiem. Tyumen, Industrial University of Tyumen Publ., 160 р. (In Russian).

[3] Budushchee filantropii: klyuchevye trendy. (2020). Metaanaliz. Moscow, DPK Press Publ., 44 p. (In Russian).

[4] Nayt, B. Tsennost' mestnoy filantropii. (In Russian). Available at: https://globalfund communityfoutions.org/wpcontent/uploads/2012/02/Russian_ValueCommunity Philan-thropy.pdf

[5] Filantropiya na poroge sistemnosti. Analiz tendentsiy, riskov i vozmozhnostey blagot-voritel'nosti v Rossii. (In Russian). Available at: https://pltf.ru/wp-content/uploads/2018/09/filantropiya_na_poroge_sistemnosti_n.pdf

[6] Fond predstavil masshtabnoe issledovanie trendov global'noy filantropii. (In Russian). Available at: https://www.fondpotanin.ru/press/news/fond-potanina-predstavil-massh tabnoe-issledovanie-trendov-i-perspektiv-globalnoy-filantropii/

[7] Khodorova, Yu. (2017). Kak razvivaetsya blagotvoritel'nost' v malykh gorodakh i sel'skikh territoriyakh Rossii. (In Russian). Available at: https://philanthropy.ru/cases/ 2017/03/01/46764/

[8] Rasporyazhenie Administratsii goroda Tyumeni ot 02.06.2014 № 321-rk "Ob utverzhde-nii munitsipal'noy programmy "Podderzhka sotsial'no orientirovannykh nekommerch-eskikh organizatsiy v gorode Tyumeni na 2014-2022 gody". (In Russian). Available at: http://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/struktura-administraciigorodatumeni/ departaments/departament/napravleniya/municipalynieprogrammi/

[9] Rasporyazhenie Administratsii goroda Tyumeni ot 25.02.2019 № 23-rk "Ob utverzhdenii otcheta o realizatsii munitsipal'noy programmy "Podderzhka sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsiy v gorode Tyumeni na 2014-2022 gody" za 2018 god". (In Russian). Available at: https://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/struktura-administracii-goroda-tumeni/departaments/departament/napravleniya/municipalynieprogrammi /otcetiv2012godu/otceti-o-realizacii-municipalynih-programm-za-2018-god/

[10] Rasporyazhenie Administratsii goroda Tyumeni ot 26.02.2018 № 40-rk "Ob utverzhdenii otcheta o realizatsii munitsipal'noy programmy "Podderzhka sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsiy v gorode Tyumeni na 2014-2020 gody" za 2017 god". (In Russian). Available at: https://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/struktura-administracii-goroda-tumeni/departaments/departament/napravleniya/municipalynieprogrammi /otcetiv2012godu/otceti-o-realizacii-municipalynih-programm-za-2017-god/

[11] Rasporyazhenie Administratsii goroda Tyumeni ot 25.02.2020 № 34-rk "Ob utverzhdenii otcheta o realizatsii munitsipal'noy programmy "Podderzhka sotsial'no orientirovannykh nekommercheskikh organizatsiy v gorode Tyumeni na 2014-2022 gody" za 2019 god". (In Russian). Available at: https://www.tyumen-city.ru/vlast/administration/struktura-administracii-goroda-tumeni/departaments/departament/napravleniya/municipalynieprogrammi /otcetiv2012godu/otceti-o-realizacii-municipalynih-programm-za-2019-god/

[12] Rossiyskaya Federatsiya. Zakony. O nekommercheskikh organizatsiyakh: Federal'nyy zakon № 7-FZ. (In Russian). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc LAW 8824/

Получена / Submitted: 07/07/2021 Доработана / Revised: 13/07/2021 Принята к публикации / Accepted: 27/08/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.