Научная статья на тему '«МЕЩЁРА – ЗЕМЛЯ ПАУСТОВСКОГО» – УНИКАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ'

«МЕЩЁРА – ЗЕМЛЯ ПАУСТОВСКОГО» – УНИКАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-ландшафтное пространство / культурный ландшафт / музей / музейная экспозиция / туристская инфраструктура / cultural landscape space / cultural landscape / museum / museum exposition / tourist infrastructure

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юрий Александрович Веденин

Статья посвящена проблемам формирования и развития культурно-ландшафтного пространства, созданного в результате сотворчества К.Г. Паустовского с природой и людьми, в течение многих лет осваивавших эту землю. Культурноландшафтное пространство «Мещёра – Земля Паустовского» включает разнообразные культурные и природные ландшафты и объекты, охватывает обширные приокские территории. В статье предлагаются основные пути развития «Мещёры-Земли Паустовского»: насыщение этого пространства исторической, интеллектуальной и духовной информацией, формирование сети музеев и музейных экспозиций, развитие туризма и туристской инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Юрий Александрович Веденин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“MESHCHERA – LAND OF PAUSTOVSKY" AS A UNIQUE CULTURAL AND LANDSCAPE SPACE OF RUSSIA

The article is devoted to problems of formation and development of cultural and landscape space, created as a result of K.G. Paustovsky's coworking with nature and people, who were developing this land for many years. Cultural and landscape space "Meshchera – Land of Paustovsky" includes variety of cultural and natural landscapes and objects and covers extensive Prioksky area. The article proposes some ways of the development of "Meshchera – Land of Paustovsky", that are based on filling this space with historical, intellectual and spiritual information, the formation of network of museums and museum expositions, the development of tourism and tourist infrastructure.

Текст научной работы на тему ««МЕЩЁРА – ЗЕМЛЯ ПАУСТОВСКОГО» – УНИКАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ»

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

MUSEUM SCIENCE, CONSERVATION AND RESTORATION OF HISTORICAL AND CULTURAL OBJECTS

УДК: 911-3:913

https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2022-5-4-426-447

«МЕЩЁРА - ЗЕМЛЯ ПАУСТОВСКОГО» - УНИКАЛЬНОЕ КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ

Юрий Александрович Веденин

Институт географии Российской Академии наук, Москва, Россия, vedenin37@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена проблемам формирования и развития культурно-ландшафтного пространства, созданного в результате сотворчества К.Г. Паустовского с природой и людьми, в течение многих лет осваивавших эту землю. Культурно-ландшафтное пространство «Мещёра - Земля Паустовского» включает разнообразные культурные и природные ландшафты и объекты, охватывает обширные приокские территории. В статье предлагаются основные пути развития «Мещёры-Земли Паустовского»: насыщение этого пространства исторической, интеллектуальной и духовной информацией, формирование сети музеев и музейных экспозиций, развитие туризма и туристской инфраструктуры.

Ключевые слова: культурно-ландшафтное пространство, культурный ландшафт, музей, музейная экспозиция, туристская инфраструктура

Для цитирования: Веденин Ю.А. «Мещёра - земля Паустовского» - уникальное культурно-ландшафтное пространство России / / Наследие и современность. 2022. Т. 5. № 4. С. 426-447. https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2022-5-4-426-447.

Благодарности. Статья выполнена в рамках ГЗ ИГ РАН «Проблемы и перспективы территориального развития России в условиях его неравномерности и глобальной нестабильности» №0148-2019-0008, №АААА-А19-119022190170-1.

Научная статья

Музееведение

ШЛй

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

© Веденин Ю.А., 2022 © Наследие и современность, 2022

ISSN 2619-0214 (Print)

426

Original article Museum Science

https://doi.org/10.52883/2619-0214-2022-5-4-426-447

"MESHCHERA - LAND OF PAUSTOVSKY" AS A UNIQUE CULTURAL AND LANDSCAPE SPACE OF RUSSIA

Yury А. Vedenin

Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, vedenin37@gmail.com

Abstract. The article is devoted to problems of formation and development of cultural and landscape space, created as a result of K.G. Paustovsky's coworking with nature and people, who were developing this land for many years. Cultural and landscape space "Meshchera - Land of Paustovsky" includes variety of cultural and natural landscapes and objects and covers extensive Prioksky area. The article proposes some ways of the development of "Meshchera - Land of Paustovsky", that are based on filling this space with historical, intellectual and spiritual information, the formation of network of museums and museum expositions, the development of tourism and tourist infrastructure.

Keywords: cultural landscape space, cultural landscape, museum, museum exposition, tourist infrastructure

For citation: Vedenin Yu.A. "Meshchera - Land of Paustovsky" as a unique cultural and landscape space of Russia. Nasledie i sovremennost' = Heritage and Modern Times. 2022;5(4):426-447. (In Russ.). https://doi.org/10.52883/2619-0214-2022-5-4-426-447.

Acknowledgment. The article was made within the framework of the State Law of the IG RAS "Problems and prospects of the territorial development of Russia in the conditions of its unevenness and global instability", No. 0148-2019-0008, No. AAAA-A19-119022190170-1.

Мещёра как Земля Паустовского

Честь открытия и «сотворения» Мещёры как уникального культурно-ландшафтного пространства принадлежит замечательному русскому писателю К.Г. Паустовскому. Именно эта земля, с её пейзажами, озёрами, болотами и лесами и, конечно, людьми, для которых она была их родиной, домом, сокровенным местом, которые осваивали её, наполняли особой интеллектуальной и духовной энергией, стала истинным героем его произведений. «В Ме-щорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но всё же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нём, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы» [i, с. 194].

© Vedenin Yu-А., 2022 © Heritage and Modern Times, 2022

Благодаря Паустовскому, на карте России возникла новая страна -Мещёрский край, с дремучими лесами, чёрными и белыми озёрами, босоногими и озорными мальчишками, разговорчивыми и незлобивыми стариками. «Казалось невероятным, что в трехстах километрах от Москвы лежит девственная земля, куда еще не проникали топографы. Я проследил по карте течение глухих лесных речек - Пры и Солотчи <...> Карта показывала множество безыменных озер, окруженных мелколесьем и сухими болотами - мшарами <...> Озера соединяли тонкие нити каналов <...>. К югу леса редели и за селом Солотчей сменялись неизмеримыми заливными лугами <...>. В лугах сверкали цепи небольших поемных озер, протоков, стариц, прорв и заводей, а за ними среди широких белых пляжей, нагретых солнцем, струилась зеленоватая и тихая Ока. За Окой начинались иные земли: рязанские - кудрявые яблочные сады, ржаные поля, рощи, дороги, где пыль, поднятая стадами, пахнет парным молоком. За Окой начинались места, обжитые тысячелетиями, богатые и спокойные» [2, с. 152-153].

Фактически в этом тексте Паустовский определил границы созданного им культурно-ландшафтного пространства, охватывающего обширные левобережные и правобережные приокские территории. Мы назвали это пространство «Мещёра - Земля Паустовского».

Конечно, можно подойти к Мещёре с точки зрения объективной и бесстрастной науки и дать строгое описание её ландшафтов, которые мало чем отличаются от многих других уголков нашей страны. Значительная часть Мещёры относится к озёрно-аллювиальной равнине, с характерными для неё песчаными дюнными повышениями и заболоченными низинами, с множеством термокарстовых, карстовых и пойменных озёр, с доминированием самых разнообразных сосновых лесов, - от сосняков-беломошников, расположенных на сухих песчаных дюнных холмах, до сосняков-черничников, брусничников и долго-мошников, растущих на торфяно-глеевых почвах. Здесь очень много пойменных лугов, которые в сочетании с реками и озёрами обеспечивают возможность визуального восприятия этого обширного пространства [3-5].

Однако, едва ли на основании этих данных можно говорить об уникальности Мещёры. Поэтому мы обратились к помощи К.Г. Паустовского и посмотрели на мещёрские ландшафты через призму его произведений. Это позволило нам расставить правильные акценты при оценке Мещёры как особого культурно-ландшафтного пространства, в котором ведущая роль принадлежит ассоциативным культурным ландшафтам. Благодаря Паустовскому, мы ощутили красоту и первозданность естественной природы и поняли, почему именно природа привлекает сюда многих людей, желающих ощутить обаяние Мещёры.

Одним из главных героев Паустовского в повестях и рассказах, по-свящённых Мещёре, является лес (рис. 1) «Мещора - остаток лесного океана. Мещорские леса величественные как кафедральные соборы <...>. По сухим сосновым борам идёшь как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны <...>. Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов <...>. Леса в Мещоре разбойничьи, глухие <...>. Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и наконец лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки» [1, с. 209-210].

Рисунок 1 - Лесная дорога

Сюжеты многих рассказов Паустовского связаны с мещёрскими озёрами (рис. 2). При этом отмечается их разнообразие и то, что каждое озеро обладает своим особым обликом и характером. «На дне Хотца лежат черные мореные дубы. В Тиши всегда затишье. Высокие берега закрывают озеро от ветров. В Бобровке некогда водились бобры, а теперь гоняют мальков шелесперы. Промоина - глубокое озеро с такой капризной рыбой, что ловить ее может только человек с очень хорошими нервами. Бык - озеро таинственное, далёкое, тянущееся на много километров <...>. В Канаве водятся удивительные золотые лини: каждый такой линь клюёт полчаса. К осени берега Канавы покрываются пурпурными пятнами, но не от осенней листвы, а от обилия очень крупных ягод шиповника. На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой. На дюнах растёт трава, ее зовут живучкой. Это плотные серо-зелёные шарики, похожие на туго закрывшуюся розу <...>. В Музге глубина доходит до двадцати метров. На берегах Музги во время осеннего перелёта отдыхают журавлиные стаи. Селянское озеро все заросло чёрной кугой. В ней гнездятся сотни уток» [1, с. 203-204].

Рисунок 2 - Озеро Шуя

Большая часть озёр, описанных в повестях и рассказах писателя -это места, от посещения которых Паустовский получал истинное удовольствие. Там он ловил рыбу, встречал восходы и дружил с местными мальчишками. На некоторых озёрах жили дорогие для Паустовского люди, с которыми писателю явно не хотелось расставаться. Это Ваня Малявин с Урженского озера, Кузьма Зотов с озера Сегден и его сын Вася Зотов - мальчишка, который познакомил писателя и его друзей с Мещёрским краем, Лёнька Зуев с Малого озера, забавные старики, живущие в землянках или шалашах около луговых озёр в пойме Оки, занимающиеся плетением корзин или охраной колхозных огородов.

Интерес писателя к рыбной ловле предопределил особое отношение писателя к местным рекам. Наибольшей любовью Паустовского пользовалась река Пра (рис. 3). «<Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра. Сосновые сухие леса на её берегах перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины <...>. Перемытые речной водой и перевеянные ветром песчаные косы поросли мать-и-мачехой и цветами <...>. Заросли вереска и брусники подходили к самой воде, перепутываясь с зарослями рдеста, розовой частухи и телореза. Река шла причудливыми изгибами» [6, с. 234].

Рисунок 3 - Река Пра

Одним из самых любимых мест Паустовского были луга (рис. 4). «(Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные пойменные луга. В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигнальные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей...» [1, с. 212]. «<Разнообразие трав в лугах неслыханное. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки, цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожника, колокольчиков, лютиков и десятков других цветущих трав. В травах к покосу созревает луговая клубника» [1, с. 219].

Рисунок 4 - Пойменные луга около Солотчи

Много страниц в «Мещорской стороне» посвящено описанию болот. Казалось бы, не самый привлекательный вид природного ландшафта. Однако К.Г. Паустовский смог создать свой особый образ болота, что позволило ему по-новому посмотреть на этот природный объект, ощутить его уникальность и значительность. «К востоку от Боровых озёр лежат громадные мещорские болота - «мшары» или «омшары». Это заросшие в течении тысячелетий озёра. Они занимают площадь в триста тысяч гектаров. Когда стоишь среди такого болота, то по горизонту ясно виден бывший высокий берег озера - «материк» - с его густым сосновым лесом. Кое-где на мшарах видны песчаные бугры, поросшие

сосняком и папоротником, бывшие острова. Местные жители до сих пор зовут эти бугры «<островами». На «<островах» ночуют лоси <...>. Мшары заросли сфагнумом, брусникой, гонобобелем, кукушкиным льном» [1, с. 201-202].

К сожалению, в настоящее время большая часть коренных, незатронутых агрессивной деятельностью человека лесов на территории Мещеры исчезла. Многие места, описанные Паустовским, застроены дачными кооперативами и садовыми товариществами. Это, прежде всего, берега лесных озёр, к которым писатель относился с особым трепетом и вниманием. Серьёзные изменения коснулись и пойменных лугов, которые перестали использоваться как луговые угодья, и поэтому большая часть их уже заросла. Всё это, несомненно, отрицательно сказывается на состоянии ландшафта, его биоразнообразии и исторической репрезентативности, а также эстетических характеристиках.

Однако не только природные объекты определяет ценность мещёрских ландшафтов. Мещёрская Земля хранит память о своей истории, которая не менее уникальна, чем природа этого края. Кроме того, ценность этих ландшафтов обусловлена, прежде всего, теми ассоциациями, которые были заложены в них в результате творчества художника, его обращением к исторической памяти.

К.Г. Паустовский начинает своё повествование с истории возникновения названия этой местности - Мещера (Мещёра или Мещора). Оно связано с наименованием народа, который много лет тому назад жил на этой земле. Судя по археологическим исследованиям, представители народа мещеры в далёком прошлом активно расселялись вдоль Оки. Впервые Мещера была упомянута в документе 1298 года, в котором говорилось о Бахмете Усейнове, сыне Ширин-ского, «выдворившем из Мещеры Махмета царя Осан-Уланова сына Крымско-ва». Второй раз это название упоминалось в 1392 году, когда приокские земли перешли во владение Великого князя Василия Дмитриевича. Впоследствии эти территории были заселены славянскими племенами, в результате чего автохтонные жители Мещёры были ассимилированы, а частично оттеснены к Волге [7]. Память об этих временах жива до наших дней. Часть топонимов, относящихся к названиям озёр и рек, сохранили свои древние названия. Естественно, что это не прошло мимо Паустовского и поэтому, рассказывая о мещерских озёрах, он пишет, что названия многих озёр вызывают у многих людей недоумение, поскольку в них «нет ничего русского. То были озёра Сегден, Негарь, Орса, Камгар, Уржа. Названия озёр остались от баснословных времён, когда эти места населяло финское племя «мещора» [2, с. 152].

Когда мы говорим о роли культурной составляющей мещерских ландшафтов, то помимо обращения к далёкой древности следует обратить внимание и на не столь отдалённые события, произошедшие на этой земле относительно недавно, во второй половине XIX века. Одним из самых зна-

чимых событий этого времени стало появление на Мещерской земле узкоколейной железной дороги, связавшей Рязань с Владимиром [8]. Эта дорога активно использовалась как для транспортировки леса и других грузов, так и для пассажирских перевозок. Сеть узкоколейных дорог просуществовала в Мещере до середины 1980-х годов. После прокладки автомобильного шоссе Рязань - Спас-Клепики - Тума - Касимов - Сасово она была заброшена.

Для Паустовского узкоколейная дорога - предмет особого внимания. Именно через узкоколейную дорогу началось его знакомство с Мещёрой. «<За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны. Пассажиры с вещами сидели на площадках - вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплёвывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне. Узкоколейка в Мещёрских лесах - самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами» [1, с. 195-196]. В настоящее время, от этой дороги почти ничего не сохранилось (рис. 5). Но благодаря Паустовскому узкоколейная дорога продолжает жить в памяти людей и составляет важную часть культурного ландшафта Мещёры. Некоторые места сегодня известны только благодаря тому, что здесь когда-то останавливался поезд, например, полустанок Летники, с которого начался путь Паустовского к кордону «273».

В своих произведениях, посвящённых Мещёре, Паустовский неоднократно писал о встречавшихся на его пути каналах. Эти каналы были прорыты при Александре II под руководством генерала И.П. Жилинско-го. Работы по их созданию велись в течение нескольких десятилетий -с конца 70-х по 90-е годы XIX века. Целью этих грандиозных работ было осушение болот и использование этих территорий для землепашества и животноводства. Со временем выяснилось, что осушённые земли оказались малопригодными для сельского хозяйства. Поэтому они так и остались неосвоенными. Пришлось прекратить и мелиоративные работы. Очень быстро вся созданная Жилинским система пришла в негодность, а выкопанные под его руководством каналы заилились, заросли древесной и кустарниковой растительностью (рис. 6).

Рисунок 5 - Дорога на месте бывшей узкоколейки

Рисунок 6 - Заросший канал ISSN 2619-0214 (Print) 435

Однако во времена пребывания в этих местах Паустовского, в 30-50 годы XX века каналы ещё можно было не только видеть, но и даже проплыть по ним на челнах или на обычных лодках. По словам Паустовского, «<каналы эти очень живописны. Они уходят вглубь лесов. Заросли свисают над водой темными арками. Кажется, что каждый канал ведёт в таинственные места. По каналам, особенно весною, можно пробираться в лёгком челне на десятки километров <...>. Плавание всегда приводит к неизвестной цели - к лесному озеру или к лесной реке...» [1, с. 207-208].

При Паустовском в Мещере «<на некоторых мшарах (на Красном болоте и на болоте Пильном) уже началась добыча торфа. Торф здесь старый, мощный, его хватит на сотню лет» [1, с. 205]. Однако прогноз Паустовского оказался не верным. В настоящее время этот промысел почти полностью прекратился. Но мы ещё до сих пор можем видеть каналы, оставшиеся здесь после добычи торфа.

Важной частью мещерских ландшафтов является сеть поселений, значительная часть которых возникла во времена прихода сюда славянских народов. Это город Спас-Клепики, старинные сёла Солотча и Тума, впоследствии получившие статус городских посёлков, многочисленные деревни, расположенные на берегах рек и озёр, объединённые между собой дорогами и тропами. Внимание Паустовского наиболее всего привлекали два поселения. Это расположенный в центре мещёрских лесов маленький городок Спас-Клепики и село Солотча, примыкающее к пойменным ландшафтам левобережья Оки.

«<Городок Спас-Клепики уж очень маленький, тихий. Затерялся он где-то в Мещёрской стороне, среди сосенок, песков, мелких камышистых озёр. Есть в Спас-Клепиках кино, старинная ватная фабрика чуть ли не времен Крымской войны, педагогический техникум, где учился поэт Есенин. Но, по правде говоря, городок этот ничем особенным не знаменит. Всё те же любопытные мальчишки, рыжие от веснушек, те же жалостливые старухи, плотники со звенящими пилами на плечах, те же дуплистые кладбищенские ивы и всё тот же гомон галок» [6, с. 50]. Следует отметить, что Спас-Клепики почти не изменились со времен Паустовского (рис. 7).

Село Солотча было одним из самых любимых мест Паустовского. ««На краю Мещорских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча. Солотча прославлена своим климатом, дюнами, реками и сосновыми борами» [1, с. 222]. Именно там происходили многие события, описанные в рассказах писателя. К сожалению, мы не смогли найти текста, в котором бы был дан развёрнутый портрет Солотчи. Его можно воссоздать только по отдельным фразам и абзацам, выбранным из повести «Мещорская сторона» и множества его рассказов. Это, прежде всего, описание усадьбы известного русского гравера

И.П. Пожалостина - двухэтажного дома с яблоневым садом и банькой. «Маленький дом, где я живу в Мещоре, заслуживает описания. Это бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тёсом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада высоким частоколом... Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду <...>. В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озёрах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке, в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьёт в неё сквозь пурпурную, лиловую, зелёную и лимонную листву» [1, с. 227-228].

Рисунок 7 - Дом купца А.П. Попова (70-80 гг. XIX в.) в Спас-Клепиках

Окрестности Солотчи - пойменные луга и расположенные там озёра. И, наконец, местные жители, старики и мальчишки, с которыми писатель встречался во время своего пребывания в этом селе, и благодаря которым у него сформировалось своё особое ощущение этого места. К сожалению, в настоящее время Солотча превратилось в современный коттеджный посёлок и совсем не похожа на то село, в котором жил К.Г. Паустовский.

В повестях и рассказах Паустовского, посвящённых Мещере, упоминается множество деревень - Заборье, Гришино, Ласково, Криуши, Шамурино, Поляны, Новосёлки, Окаёмово и т.д. (рис. 8). Некоторые деревни превратились сегодня в крупные посёлки, прежде всего, в резуль-

тате строительства на их территории дачных и садовых кооперативов. Значительная часть деревень исчезла. И лишь немногие сохранили свой прежний облик.

Благодаря творчеству Паустовского мы можем воссоздать образ мещёрской деревни. В рассказе «Кордон 273» писатель рассказывает о деревне Гришино, которое он посетил в те годы. «По новому - Гришино, а по старому - Заводской. Здесь при государе Петре был железный завод. Гришино оказалось обыкновенной деревней. Так, очевидно, о ней было бы сказано в любом описании. Но в этой его обыкновенности была спокойная и знакомая прелесть: в резных наличниках на оконцах, в высоких крылечках, в ягодах калины над частоколами, в старых брёвнах, сваленных у каждых ворот, в сварливых огненных петухах, в серых глазах женщин - то строгих, то застенчивых, то ласковых, в осторожной походке хозяек, когда они несут на коромыслах полные вёдра, в кудрявой герани, расцветающей из банок тушёнки, в ребятах с волосами, выгоревшими до цвета пеньки» [1, с. 227].

Рисунок 8 - Деревня Гришино

Одна из глав повести «Мещорская сторона» называется «Родина талантов». В Мещере жили и работали замечательные писатели, поэты, артисты и художники. Это уже упоминавшийся ранее известный русский гравер И.П. Пожалостин; в его солотчинском доме и примыкающей к нему баньке Паустовский бывал почти ежегодно, с 1930 года по 1954 год. На противоположном берегу Оки, совсем недалеко от Солотчи, в селе Новосёлки сохранился дом, в котором провели свои детские годы замеча-

тельные русские певцы братья Пироговы. В деревне Егорово, расположенной недалеко от полустанка Летники, от которого начинался путь Паустовского к кордону «273», родился известный русский художник Абрам Ефимович Архипов.

В селе Константиново, расположенном на правом берегу Оки, прошли детские годы замечательного русского поэта Сергея Есенина. Паустовский неоднократно вспоминает о связях Есенина с Мещерой, который будучи уроженцем села Константинова, воспевший в своих стихах сельские просторы правобережья Оки, не оставил без внимания и первозданные мещёрские ландшафты. «Топи да болота, Синий плат небес. Хвойный позолотой Взвенивает лес. Тенькает синица Меж лесных кудрей, Тёмным елям снится Гомон глухарей» [9, с. 50].

Важную роль в организации мещерского культурного ландшафта во времена Паустовского играли лесные кордоны - постоянные посты лесной стражи. На этих кордонах жили лесники, которые должны были осуществлять постоянный уход за лесом. О пребывании писателя на одном из таких кордонах рассказывается в «Повести о лесах». «В первый же день Леонтьев чисто-начисто вымыл сторожку <...>, протер два небольших оконца, затопил печь. В сторожке сразу посветлело. Она казалась уже обжитой, уютной, добродушной <...>. Он почистил песком чугунок, выполоскал его, поставил вариться кулеш <...>. Пока варился кулеш, Леонтьев осмотрел все кордонное хозяйство. Дров было запасено много. В сарайчике лежали лопаты, грабли, плетенные из лозы вентеря, висели на стене пилы и две косы <...>. Снаружи к сарайчику были прислонены длинные березовые удилища <...>. Леонтьев вернулся в избу, почистил тертым кирпичом самовар с изображением медалей, полученных тульским самоварником Баташёвым на Парижской выставке, и раздул самовар не в избе, а снаружи, где были вкопаны в землю столик и две скамейки» [10, с. 386-387].

На территории Мещеры в течении многих столетий велась активная хозяйственная деятельность. Во времена Паустовского это были, прежде всего, сельскохозяйственные работы, связанные с выпасом скота и заготовкой сена, с огородничеством и охраной колхозных огородов; а также работы по охране леса, обслуживанию железнодорожного транспорта, обеспечению переправы через Оку и т.д. К сожалению, большая часть этих видов деятельности уже исчезла и сохраняется лишь в литера-

турных воспоминаниях и музейных экспозициях. Одним из таких занятий, во времена Паустовского, было смолокурение. К.Г. Паустовский впервые упоминает о смолокурении, когда рассказывает о карте Мещеры 1930 года. Там были обозначены места «заброшенных смолокурен», которых в те годы уже оставалось совсем немного. Однако ему всё же удалось встретиться с настоящими смолокурами. «На одной лесной порубке, называвшейся «Казённой канавой», стояла старая изба-четырехстенка. Стояла она на берегу заросшего стрелолистом мелкого канала - той самой «Казённой канавы», по имени которой и называлась порубка <...>. Летом, в избе жили смолокуры - старик Василий и его внук, мальчик лет девяти, Тиша <...>. За чаем Василий сказал, оттирая рукавом пот со лба: - От нашего занятия один толк: долголетнее существование. Мы, смолокуры, живем крепко» [6, с. 366].

Подводя итог краткому обзору ключевых ценностных элементов Земли К.Г. Паустовского, повторим, что писатель в сотворчестве с природой и многими поколениями людей, обживавших и осваивавших эту землю, создал уникальное культурно-ландшафтное пространство. Оно включает разнообразные культурные ландшафты, ценность которых заключается, прежде всего, в богатстве ассоциаций, рождённых талантом и мастерством Паустовского, который фактически стал для Мещёры «гением места». Это во многом определяет и отношение современного общества к этому региону, его представление о том, как оно должно будет использоваться в последующие годы.

Пути формирования актуального культурно-ландшафтного пространства «Мещёра - Земля Паустовского»

Дальнейшее развитие «Мещёры - Земли Паустовского» как уникального культурно-ландшафтного пространства предполагает формирование соответствующих государственных и общественных, научных, социальных и экономических институтов, обеспечивающих устойчивое развитие региона на основе создания эффективной туристской отрасли и бережного отношения к объектам культурного и природного наследия.

Одна из важнейших задача, которую необходимо будет решать при актуализации культурно-ландшафтного пространства «Мещёра -Земля Паустовского», это предоставление полноценной и доступной информации о расположенных там природных и историко-культурных объектах, об исторической значимости этого региона и его месте в культурно-ландшафтном пространстве России. Особое внимание должно быть уделено связи этой территории с творчеством Г.К. Паустовского, который стал для этого региона определённым символом, раскрывшим обществу истинную ценность и уникальность Мещёры.

В настоящее время на территории Мещёры существуют только две музейные экспозиции, посвящённые К.Г. Паустовскому и его пребыванию там. Это дом-музей известного русского гравера И.П. Пожалостина, где представлены материалы, рассказывающие о творчестве писателя и его жизни в Солотче, а также небольшая выставка, размещённая на территории бывшего кордона «273». Очевидна необходимость создания большого музея, посвящённого рассказу о Мещёре как Земле Паустовского. В экспозиции этого музея должны быть показаны все культурные и природные ландшафты и объекты, описанные Паустовским в его повестях и рассказах; тексты, фотографии и рисунки, повествующие о жизни людей, связанных с этой Землёй и ставших героями произведений писателя; картосхемы маршрутов, совершавшихся писателем во время его пребывания в Мещёре. Особое внимание следует уделить созданию музейной экспозиции, посвящённой различным формам природопользования - организации лесного хозяйства, различных занятий, связанных с использованием лесных богатств, в том числе сбором грибов и ягод, охотой и рыбной ловлей и т.д. Подобный музей может быть создан в Спас-Клепиках - административном центре Рязанской Мещеры, в городе, который очень мало изменился со времён Паустовского.

Следует также проработать вопрос о возможностях открытия музейных экспозиций в деревнях, описанных в рассказах и повестях Паустовского. Одна из таких экспозиций может быть создана в деревне Гри-шино, расположенной на тропе Паустовского, ведущей к кордону «273».

Особое внимание необходимо уделить развитию существующих и созданию новых музеев и музейных экспозиций, посвящённых замечательным писателям, артистам, художникам, жизнь и творчество которых была связана с Мещёрой; многие из них упоминаются в произведениях Паустовского. В некоторых местах уже созданы подобные музеи. В Солотче работает дом-музей И.П. Пожалостина. В Спас-Клепиках находится музей, рассказывающий о школьных годах Сергея Есенина. Он расположен в бывшей церковно-приходской школе. Этот музей интересен ещё и тем, что в нём имеются экспозиции, посвящённые Спас-Клепикам, его жителям, городской интеллигенции, учителям, преподававшим в школе, когда там учился Сергей Есенин. На правобережной стороне Оки большую территорию занимает музей -заповедник С.А. Есенина, центром которого является родное село поэта Константи-ново. Там же на берегу Оки, что напротив Солотчи, в селе Новосёлки, работает мемориальный музей братьев Пироговых, расположенный в доме, где родились и жили эти замечательные артисты. На повестке дня стоит создание музея известного русского художника Абрама Ефимовича Архипова в деревне Егорово. Для этого следует воссоздать утраченный дом художника или создать современный музейный комплекс,

вписанный в историческую застройку деревни. Музей может быть совмещён с организацией там же базы творчества для рязанских (и не только рязанских) художников.

Кроме устройства новых музейных экспозиций, следует установить информационные щиты или таблички в местах, описанных Паустовским. В настоящее время на территории национального парка «Мещерский» установлены щиты около Шуйского озера, на территории кордона «273», в деревне Егорово, родине А.Е. Архипова. Однако очевидно, что их должно быть намного больше.

Сам факт упоминания населённого пункта, озера, реки или ручья в повестях и рассказах Паустовского делает их объектами наследия. Это озёра - Сегден, Урженское, Ласковое, Чёрное, Селянское, Старица, Муз-га, Боровое, Великое и т.д.; деревни - Заборье, Ласково, Гришино, Поляны, Новосёлки, Полково, Жуковские выселки и т.д.

До сих пор мы говорили о необходимости сохранения культурного и природного наследия, объектов, обладающих определённой исторической, научной и художественной ценностью. Не менее важную роль в актуализации данного культурно-ландшафтного пространства играет поддержка существующей и воссоздание - реальное или виртуальное -утраченной транспортной инфраструктуры. Следует иметь в виду, что полностью охватить Мещёру и связанные с ней местности, создать представление о целостности этого культурно-ландшафтного пространства возможно только в том случае, если будет организована единая сеть экскурсионных маршрутов, объединяющая район Солотчи и поймы Оки, лесные ландшафты и расположенные там поселения с сельскохозяйственными ландшафтами правобережья Оки, территорию национального парка «Мещерский» с государственным заказником «Солотчинский парк»1, музеем Пожалостина в Солотче, музеем-заповедником С.А. Есенина, Окским природным заповедником.

Во времена пребывания на территории Мещёры К.Г. Паустовского главными транспортными магистралями в этом регионе были река Ока и узкоколейная железная дорога. В настоящее время роль Оки стала менее значимой, чем это было во времена Паустовского. Заметно ослабла и её связь с глубинной Мещёрой. Между тем, в 30-е годы прошлого столетия события, происходившие на этой реке, были чрезвычайно важными для населения Мещёры, в том числе и для людей, живущих, казалось бы, в стороне от Оки. И это не только переправа с одного берега Оки на другой, которая касалось очень многих местных жителей, но и пароходное сообщение, которое в те годы было чрезвычайно активным и доступным

1 Ценность заказника «Солотчинский парк» заключается в том, что он занимает земли, расположенные между Солотчей и Национальным парком «Мещера». Это окрестности деревень, о которых много писал Паустовский - Заборье, Ласково, Ласковский, Требухино, Передельцы, Отводное, Кельцы, а также находящиеся там же озёра.

442

ISSN 2619-0214 (Print)

для местного населения. В настоящее время по Оке всё ещё продолжают ходить суда, перевозящие туристов из Москвы в Рязань, Константиново, Касимов и Нижний Новгород. Но местные жители почти не используют этот вид транспорта, да и прогулочные суда практически никогда не подходят к мещерским берегам.

В отличие от реки Оки, которая всё же ещё продолжает использоваться как транспортная магистраль, узкоколейная железная дорога полностью прекратила своё существование. Прошло уже несколько десятилетий с того времени; значительная часть бывших путей заросла лесом, полностью разрушена транспортная инфраструктура - мосты, обеспечивавшие проезд через болота, реки и овраги, станционные строения, хозяйственные постройки и т.д. Очевидно, что восстановить эту дорогу в её прежнем виде уже нельзя. Но сохраняется возможность использования отдельных участков трассы узкоколейки как пешеходных троп, а также как дорог, обеспечивающих передвижение туристов и спортсменов на велосипедах, лыжах, лёгких видах моторизованного транспорта. В мировой практике уже накоплен определённый опыт реконструкции бывших железных дорог и превращение их в прогулочные трассы. В качестве примера можно привести велосипедную трассу, расположенную в Канаде, в Квебеке, построенную на месте старой железной дороги. Её длина 234 км, официальное название - Линейный парк маленького северного поезда (Le Petit train du nord linear park).

При устройстве прогулочной трассы в Мещёре особый интерес представляют небольшие перегоны, объединяющие старые станции и разъезды на линии Солотча - Спас-Клепики - Тума, некоторые из которых до сих пор используются для проезда автотранспорта в расположенные вдоль трассы бывшей узкоколейки деревни. Соединение этих участков с современными автодорогами позволило бы туристам преодолевать заболоченные местности, овраги и реки и тем самым обеспечить возможности осуществления поездок, позволяющих охватить большую часть территории Мещёры. Для того, чтобы рассказ о мещёрской узкоколейки был представлен наиболее полно, следует установить информационные знаки на месте станций и разъездов, связанных с именами К. Паустовского, С. Есенина, А. Архипова, братьев Пирого-вых, Р. Фраермана, А. Гайдара. Может быть поставлен вопрос о воссоздании железнодорожных вокзалов и использовании их в качестве ресторанов, кафе, отелей или приютов.

Одним из направлений в формировании и эффективном использовании культурно-ландшафтного пространства «Мещёра - Земля Паустовского», является актуализация водно-канальной системы. В настоящее время главными компонентами этой системы являются реки и озёра, связанные между собой естественными протоками, все они уже

активно используются туристами. Конечно, хотелось бы включить в эту систему каналы, созданные в результате работы экспедиции генерала Жилинского. Однако вероятность их использования туристами как транспортных коммуникаций в настоящее время едва ли возможна. Вместе с тем, они могут быть включены в экскурсионный маршрут как объекты осмотра. Для этого необходимо провести инвентаризацию всех каналов, определить их эстетическую, познавательную и функциональную ценность, возможность их обустройства и включения в туристско-экскурсионную программу.

Очевидно, что необходимо создать специальную музейную экспозицию, посвящённую Мещерской водно-канальной системе. В неё должен быть включён рассказ о природной, историко-культурной и хозяйственной ценности озёр и рек, об истории возникновения сети каналов, прокопанных в конце XIX века под руководством генерала Жилинского. Кстати, рассказывая о водно-канальной системе, Паустовский неоднократно упоминал о мещерских челнах. «<Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме склёпаны коваными гвоздями с большими шляпками. Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам» [1, с. 212]. Соответственно, в музейной экспозиции эта тема должна быть отражена как можно полнее.

Знакомство со старинными каналами может быть дополнено осмотром мест бывших торфоразработок, на месте которых теперь возникли своеобразные антропогенные водно-болотные угодья, которые могут быть включены в уже существующие туристские и экскурсионные маршруты.

Одна из задач, которую необходимо будет решить в процессе формирования туристской инфраструктуры на «Мещёре - Земле Паустовского» - это создание сети гостевых домов и гостиниц. Они могут быть размещены на территории сохранившихся и исчезнувших деревень, а также лесных кордонов. При этом в «живых» деревнях особое внимание должно быть обращено на поддержание традиционного облика поселения, традиционных жилых домов, сараев, амбаров, бань, других построек. Если подобные объекты сохранились до наших дней, то их необходимо включить в Реестр памятников, охраняемых государством; в некоторых могут быть созданы музейные экспозиции, посвя-щённые рассказу об истории возникновения и развития этих деревень. При строительстве новых сооружений необходимо разработать соответствующие режимы использования земель и градостроительные регламенты, которые бы обеспечили их гармоничную связь с традиционной застройкой. Очевидно, что благодаря созданию в этих деревнях гостевых домов и гостиниц появляется возможность трудоустройства местного населения.

На месте исчезнувших сельских поселений могут быть созданы «туристские деревни». Такие деревни могут быть построены с участием частного капитала, на принципах частно-государственного партнёрства. Для этого следует выявить места утраченных деревень, провести оценку этих территорий с точки зрения их туристской привлекательности, в частности, эстетических качеств, наличия рядом реки или озера, их положения по отношению к современной системе расселения и транспортным коммуникациям. В каждой из таких деревень может быть устроена небольшая экспозиция, рассказывающая об истории деревни, её недавнем прошлом, о людях, которые в ней жили, о местной микротопонимике.

Особое внимание должно быть обращено на восстановление исчезнувших лесных кордонов и использование их как гостевых домов или приютов. Для этого нужно отобрать места бывших кордонов, располагавшихся в живописных местах, на берегу рек или озёр. При их обустройстве должны быть учтены современные требования к комфортности пребывания там туристов. Вместе с тем возможна и полная имитация традиционной жизни лесников, когда-то работавших на этих кордонах. Необходимо связаться с потомками местных лесников, с помощью которых можно было бы воссоздать характер обустройства лесных сторожек, найти подлинные вещи, использовавшиеся их предками и включить их в состав музейных экспозиций.

Развитие туризма и связанное с этим формирование сети гостиниц, гостевых домов должно сопровождаться созданием новых культурных центров, а также разнообразных пунктов питания, в которых можно было бы получить не только стандартный набор услуг, но и познакомиться с традиционными для этих мест видами еды, с технологией их изготовления, приобрести рецепты наиболее интересных блюд.

Признание культурно-ландшафтного пространства «Мещёра -Земля Паустовского» как особо ценной историко-культурной и природной территории, где в качестве одного из важнейших факторов развития выступает природное и культурное (материальное и нематериальное) наследие, актуализирует разработку программы его развития. Ведущим объектом наследия на территории «Мещёра - Земля Паустовского» выступает культурный ландшафт ассоциативного типа. В связи с этим следует уделить особое внимание расширению роли музейной составляющей, росту культурно-ландшафтного потенциала, расширению пространства доступной исторической, интеллектуальной и духовной информации, использованию самых разнообразных средств её распространения - от памятных знаков, щитов и табличек до электронных навигационных систем.

Необходимо принять самые эффективные меры для развития туризма, который должен стать одной из ведущих отраслей хозяйственной деятельности на этой территории. Ведущая роль в формировании и раз-

витии культурно-ландшафтного пространства «Мещёра - Земля К.Г. Паустовского» должна быть возложена на Национальный парк «Мещерский», который занимает большую часть этого пространства. Однако, это может быть достигнуто только при его партнёрстве с культурными и природоохранными учреждениями Рязанской области, а также с общественными организациями, связанными с охраной культурного и природного наследия, с краеведческим движением.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Паустовский К.Г. Собрание сочинений. Т. 4. Москва, Государственное издательство художественной литературы. 1958. 628 с.

2. Паустовский К.Г. Мещорская сторона: повести и рассказы. - М.: Время. 2018. 384 с.

3. Ландшафты Рязанской Мещеры и возможности их освоения / Г.Н. Анненская, И.И. Мамай, Ю.Н. Цесельчук; под ред. Н.А. Солнцева. М.: Изд-во МГУ, 1983. 245 с.

4. Природа Рязанской области / Под. Ред. В.А. Кривцова. Рязань. 2003. 215 с.

5. Петрова Н.Н. Мещерский край. М.: Эксмо, 2015.

6. Паустовский К.Г. Собрание сочинений. Т. 5. Москва, Государственное издательство художественной литературы. 1958. 664 с.

7. Ачурин М., Ишеев М., Абдиев А. Эпоха татарских князей в Мещере (XV-XVII). Казань, Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ. МОО «Ассоциация исследователей Золотой Орды», 2021. 316 с.

8. Берзин А., Миронов В. Мещерская магистраль. Владимир. Издательство «Па-сад», 2004. 190 с.

9. Есенин С. Лирика. - М.: Харвест, 1999. 480 с.

10. Паустовский К.Г. Собрание сочинений. Т. 2. Москва, Государственное издательство художественной литературы. 1958. 704 с.

References

1. Paustovskij K.G. Sobranie sochinenij. T. 4. Moskva, Gosudarstvennoe izda-teFstvo xudozhestvennoj literatury\ 1958. 628 s.

2. Paustovskij K.G. Meshhorskaya storona: povesti i rasskazy\ M.: Vremya. 2018. 384 s.

3. Landshaftyv Ryazanskoj Meshheryv i vozmozhnosti ix osvoeniya / G.N. Annen-skaya, I.I. Mamaj, Yu.N. CeseFchuk; pod red. N.A. Solnceva. M.: Izd-vo MGU, 1983. 245 s.

4. Priroda Ryazanskoj oblasti / Pod. Red. V.A. Krivczova. Ryazan4. 2003. 215 s.

5. Petrova N.N. Meshherskij kraj. M.: Evksmo, 2015.

6. Paustovskij K.G. Sobranie sochinenij. T. 5. Moskva, Gosudarstvennoe izda-teFstvo xudozhestvennoj literatury\ 1958. 664 s.

7. Achurin M., Isheev M., Abdiev A. Evpoxa tatarskix knyazej v Meshhere (XV-XVII). Kazan4, Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT. MOO «Associaciya issledovate-lej Zolotoj Ordyv», 2021. 316 s.

8. Berzin A., Mironov V. Meshherskaya magistral4. Vladimir. IzdateFstvo «Pasad», 2004. 190 s.

9. Esenin S. Lirika. M.: Xarvest, 1999. 480 s.

10. Paustovskij K.G. Sobranie sochinenij. T. 2. Moskva, Gosudarstvennoe izda-teFstvo xudozhestvennoj literatury\ 1958. 704 s.

Сведения об авторе Веденин Юрий Александрович, доктор географических наук, ведущий научный сотрудник Института географии РАН, Москва, Россия. Email: vedenin37@gmail.com

Раскрытие информации о конфликте интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Информация о статье Поступила в редакцию: 11 октября 2022. Одобрена после рецензирования: 20 октября 2022.

Принята к публикации: 25 октября 2022. Опубликована: 25 января 2023. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author of the publication Yury A. Vedenin, Doctor of Geographical Sciences, Leading Researcher at the Institute of Geography of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. Email: vedenin37@gmail.com

Conflicts of Interest Disclosure The author declares that there is no conflict of interest.

Article info

Submitted: October 11, 2022. Approved after peer reviewing: October 20, 2022.

Accepted for publication: October 25, 2022.

Published: January 25, 2023.

The author has read and approved the final

manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.