Меры защиты российского рынка от контрафактной продукции Measures to protect the Russian market from counterfeit products
Окунева К.К.
студент 5 курса Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,
Россия, Владимир e-mail: [email protected]
Okuneva K.K.
student 5th year Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletovs,
Russia, Vladimir e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Сальникова А.В.
кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Финансовое право и таможенная деятельность», Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,
Россия, Владимир
Research Supervisor: Salnikova A. V.
candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department «Financial Law and Customs Activity»,
Vladimir State University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov,
Russia, Vladimir
Аннотация.
Контрафакт - это мировая проблема в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. В реальном мире пресечь продажу контрафакта несколько проще, например, устроив рейд по магазинам. Усложняется ситуация, когда эти же продавцы уходят во всемирную паутину - интернет, где вычислить и применить к ним ответственность практически невозможно. В России для эффективной борьбы с контрафактом требуется решить две проблемы: укрепить законодательную базу по защите правообладателей и потребителей от подделок в интернете; разработать универсальный механизм для борьбы с Интернет-торговлей. В статье перечислены категории самых подделываемых товаров, рассмотрено законодательство зарубежных стран в сфере Интернет-торговли подделками. Проведен статистический анализ с мнением потребителей о маркировке товаров как способе защиты от контрафакта. Представлен механизм ЕАЭС по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Перечислены способы самостоятельного выявления подделок правообладателями. Автор приходит к выводу об ужесточении наказания за продажу нелегальных товаров и развитию системы цифровой маркировке.
Annotation.
Counterfeiting is a global problem in the field of intellectual property rights protection. In the real world, it is somewhat easier to stop the sale of counterfeit goods, for example, by raiding stores. The situation becomes more complicated when these same sellers go to the world Wide Web-the Internet, where it is almost impossible to calculate and apply responsibility to them. In Russia, an effective fight against counterfeiting requires solving two problems: strengthening the legal framework for protecting copyright holders and consumers from counterfeiting on the Internet; and developing a universal mechanism to combat online commerce. The article lists the categories of the most counterfeit goods, considers the legislation of foreign countries in the field of Online trade in fakes. A statistical analysis was conducted with the opinion of consumers about the labeling of goods as a method of protection against counterfeiting. The mechanism of the EAEU for the protection of intellectual property rights is presented. The methods of self-identification of forgeries by copyright holders are listed. The author comes to the conclusion about the toughening of penalties for the sale of illegal goods and the development of a digital labeling system.
Ключевые слова: контрафакт, интернет-магазины, таможенные органы, потребители, правообладатели, маркировка, законодательство.
Keywords: counterfeit goods, online stores, customs authorities, consumers, copyright holders, labeling, legislation.
Сегодня подделки захватили абсолютно все категории товаров. Мы сами того не замечая становимся жертвами контрафакта, который не сразу можно отличить от оригинала. В России за 2020 год оборот контрафактной продукции составил 5,2 трлн рублей [2]. Эксперты считают, что доля незаконной продукции продолжает расти и остановить ее можно лишь с применением более жестких мер к ее распространителям.
В Российской Федерации понятие контрафакта законодательно закреплено в статье 1515 Гражданского кодекса РФ и звучит как «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными». Ключевым моментом для отнесения товара к контрафактному, служит нарушение авторских и иных интеллектуальных прав в результате создания такого товара.
К числу самых подделываемых товаров относят алкогольную и табачную продукцию - 40 %; одежда и обувь составляет - 38 % (в основном подделываются известные бренды и товары со спортивной символикой); детские товары составляют 35 %; парфюмерия и косметика - 31 % и меньше всего подделывается электроника -17,5 % (рисунок 1) [2].
17,50%
■ Одежда и обувь ■ Детские товары ■ Электроника ■ Парфюмерия и косметика ■ Алкоголь и табак Рисунок 1. Категории самых подделываемых товаров за 2020 год
В последние годы большую популярность во всем мире набрала интернет торговля - это быстро, удобно, а главное разнообразный ассортимент на одной площадке. Для продавцов подделок сеть интернет, является идеальным вариантом бизнеса, так как: в интернете многомиллионная аудитория разных возрастов и для каждого найдется свой товар; организовать интернет магазин гораздо проще и выгоднее, чем арендовать помещение; вычислить правонарушителей в интернете практически невозможно. Объем подделок в интернете составляет от 5 до 55 % в зависимости от категории продукции [5]. Проблема незаконной интернет торговли усугубляется тем,
что Российское законодательство слабо развито в сфере защиты от контрафакта в интернете, вследствие чего рост мошенников продолжает расти.
Выявить эффективные меры поможет обращение к зарубежному законодательству стран, которые являются лидерами мировой электронной коммерции, обладающих значительными объемами контрафактной продукции и в тоже время борющихся с подделками.
Главным в этой сфере, является Китай. С 1 января 2019 года в стране вступил в силу закон, по которому платформы электронной коммерции несут ответственность за продажу контрафактной продукции третьими лицами на своих сайтах. Новый закон требует от всех онлайн-ритейлеров сообщать о нарушениях и изымать контрафактную продукцию. В худшем случае на электронную платформу или интернет-магазин будет наложен штраф в размере от 50 000 до 500 000 юаней (от 567тыс руб до 5,7 млн руб). В случае, когда нелегальная продукция угрожает здоровью покупателей, сумма штрафа может достигать 2 млн юаней (22,7 млн руб) [6].
Для сравнения, в России самый большой штраф установлен статьей 1515 Гражданского кодекса РФ и составляет 5 млн рублей за незаконное нанесение товарного знака.
В Индии с 2020 года введен проект, в соответствие с которым интернет магазины обязаны предоставлять данные о сотрудниках, чтобы люди могли самостоятельно при обнаружении поддельных товаров подавать жалобы и требовать возмещения. За размещение на сайте и продажу контрафактной продукции онлайн-магазины обяжут выплачивать компенсации покупателям, а не платить штрафы контролирующим органам. Кроме этого, если продавец не сможет доказать подлинность товара в течение 48 часов после подачи жалобы, то его товары должны быть удалены со страницы интернет-магазина [6].
Как видно, каждая страна по-своему борется с данной проблемой, одни вводят баснословные штрафы, а другие и вовсе не желают участвовать в спорах и предлагают покупателям самостоятельно решать проблемы. На мой взгляд, при разработке положений о мерах ответственности для распространителей контрафакта в РФ стоит воспользоваться примером Китая и установить значительные суммы штрафов, не зависимо от заработка магазинов. Такая мера позволит продавцам задуматься, прежде чем выставлять поддельные товары на продажу. Также законодательство должно отвечать современным реалиям рынка, поэтому требуется постоянный мониторинг ситуации в интернет пространстве для выявления новых угроз.
На сегодняшний день в России единственным инструментом по борьбе с контрафактом, служит обязательная маркировка. Данная мера позволяет отследить все операции товара начиная от производства и до получения его покупателем, контролировать их оборот и не допускать, чтобы на рынок попадала поддельная продукция [4]. В первую очередь в качестве товаров должны быть заинтересованы потребители и именно от их активной позиции может зависеть эффективность борьбы с нелегальной продукцией. Для этого предлагается рассмотреть данные онлайн опроса с мнением россиян о введение маркировки товаров как мере борьбы с контрафактной продукцией и о том, кто же все-таки должен нести ответственность за ее распространение.
1. С контрафактной продукцией сталкивалось 40 % россиян, из которых: 18 % покупали ее, а 22 % только сталкивались с ней в магазине, но не приобретали.
2. О введение обязательной маркировки знают 75 % россиян: одобряют - 70 % и 20 % относятся с безразличием.
3. В случае если производители переложат затраты по маркировке на покупателей, то:
А) Жители готовы умеренно переплачивать: за маркированные лекарства - 51 %; за технику и электронику - 40 %; за продукты питания - 39 %.
Б) Жители не готовы платить больше: за сигареты - 72 %; за парфюмерию - 69 %; за одежду и обувь
4. При наличии технической возможности 71 % граждан установят на смартфоны приложение «Честный знак». В большинстве случаев об этом говорят граждане в возрасте 25 -34-лет (80%) и в возрасте 3544 (83%).
5. После внедрения маркировки россияне выберут приобрести товары, прошедшие проверку и обладают соответствующей отметкой. В большинстве случаев об этом говорят по поводу лекарств - 85 % россиян предпочитают покупать медицинские средства с маркировкой. При выборе обуви на маркировку будут обращать внимание 66 %; 30 % высказались о своем безразличие, а 50 % будет ориентироваться на нее при покупке сигарет.
6. По мнению 41 % россиян, введение обязательной маркировки снизит число контрафактных товаров; 56 % считает, что она повысит защищенность покупателей от приобретения нелегальных товаров; 60 % утверждает, что увеличится ответственность производителей и магазинов перед покупателями.
7. По мнению 91 % россиян - административную или уголовную ответственность обязаны нести производители контрафакта; 92 % граждан считает, что такая же ответственность должна возлагаться на государственные органы, допустивших производство или продажу контрафактной продукции и 83 % говорят о наказании продавцов контрафакта. По мнению 32 % россиян, человек, осознанно приобретший нелегальную продукцию, не должен нести никакой ответственности, а 34 % считает, что для покупателей должна быть уголовная или административная ответственность [3].
Делая вывод по проведенному опросу, можно с уверенностью сказать, что большая часть россиян заинтересованы в приобретение качественных товаров, в связи с чем поддерживают инициативу по введению обязательной маркировки для всех категорий товаров. Именно негативное отношение потребителей к контрафакту, может сыграть ключевую роль в снижение ее объемов на рынке.
Одним из главных субъектов в пресечение ввоза контрафактной продукции, являются таможенные органы. На сегодняшний день таможенные органы ведут усиленный контроль за контрафактными товарами в международных почтовых отправлениях. Данным способом транспортируется 57 % товаров с нарушением исключительного права [2]. Говоря о контроле за контрафактом в сети интернет, ФТС РФ предложила ввести понятие оператора Интернет-торговли. С помощью данного сервиса россияне смогут пользоваться различными торговыми площадками в режиме «единого окна», где оператор будет отвечать за все процессы от заказа до доставки. Суть такой системы в том, что она самостоятельно будет взаимодействовать с интернет-площадками, интегрироваться с их учетными системами, контролировать достоверность информации о заказе и его содержимом, что очень сильно облегчит таможенный контроль [5].
Не менее важными в борьбе с контрафактом, являются правообладатели. Они в первую очередь должны проявлять инициативу и содействовать правоохранительным органам в обнаружение продукции, нарушающей их интеллектуальные права. Правообладатели способны самостоятельно выявлять такие товары, для этого необходимо руководствоваться следующими действиями:
1. Мониторить сайты интернет-магазинов, социальных сетей с целью обнаружения фактов нарушения исключительных прав.
2. Проводить поиск доменных имен, схожих до степени смешения с собственным товарным знаком или средством индивидуализации.
3. Документально фиксировать факта правонарушения, проводить контрольные закупки, подготавливать доказательственную базу.
4. Обращаться в государственные органы с требованием блокировки Интернет-ресурса нарушителя.
5. Обращаться в судебные органы с иском о взыскании компенсации и наложении судебного запрета на дальнейшее использование спорного объекта [6].
Что касается механизма по борьбе с контрафактной продукцией в Интернете, то на сегодняшний день Коллегия ЕАЭС в качестве одного из этапов формирования евразийского механизма по борьбе с нарушениями прав на объекты интеллектуальной собственности в сети интернет, утвердила Рекомендацию Коллегии ЕЭК от 24.11.2020 № 21 «Об основных подходах при осуществлении деятельности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в государствах ЕАЭС» [3].
Документом предусмотрены меры блокировки нелегального контента; учет заблокированных информационных ресурсов; удаление из поисковых систем ссылок на нелегальный контент; информационное взаимодействие правообладателей, интернет-платформ и уполномоченных органов, а также взаимодействие в заключении добровольных соглашений о сотрудничестве правообладателей с интернет-платформами по вопросам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности с сети «Интернет». Реализация этих мер позволит повысить эффективность обеспечения защиты прав авторов и иных правообладателей и снизить долю контрафактной продукции на рынке Союза [1].
Подводя итог, стоит сказать, что сегодня в России действует эффективный метод борьбы с подделками - цифровая маркировка, которая сократит объем нелегального оборота контрафакта и гарантирует права потребителя на качественный товар. Особенно важно уделить внимание законодательству РФ, а именно ужесточению мер ответственности за распространение контрафакта. При положительном результате деятельности евразийского механизма по борьбе с нарушениями интеллектуальных прав, можно задуматься над разработкой аналогичного Международного механизма по борьбе с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности. Объединение стран для борьбы с общей проблемой, позволит оперативно реагировать на любое изменение рынка и действовать всем государствам как единое целое, тогда можно будет говорить о позитивном результате.
Список используемой литературы:
1. Коллегия Евразийской Экономической комиссии Рекомендация от 24.11.2020 № 21 «Об основных подходах при осуществлении деятельности по защите прав на объекты интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в государствах ЕАЭС».
2. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 21.01.2021).
3. В ЕАЭС формируются подходы по борьбе с контрафактом в сети Интернет [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org (дата обращения: 24.01.2021).
4. Товар с маркировкой? Берем! [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/tovar-s-markirovkoj-berem (дата обращения: 21.01.2021).
5. Борьба с контрафактом в интернете [Электронный ресурс]. URL: https://1-tm.ru/yuridicheskoe-soprovozhdenie/borba-s-konrafaktom-v-internete/ (дата обращения: 24.01.2021).
6. Контрафакт в электронной коммерции [Электронный ресурс]. URL: https://ecln.ru/news/novosti-rynka/kontrafakt-v-elektronnoy-kommertsii/ (дата обращения: 24.01.2021).