УДК:628.171.033:628.179 (575.1)
Рустамова Р.Д. старший преподаватель Иноятов А.А. студент группы 1/1 «ТИИИМСХ» Узбекистан, г. Ташкент
МЕРЫ УЛУЧШЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Аннотация: Водное хозяйство - отрасль народного хозяйства; изучение водных ресурсов, планирование их использования, эксплуатация ирригационных систем, защита от загрязнения подземных и поверхностных вод, а также обеспечение их потребителями.
Ключевые слова: Ирригация, орошение, водоснабжение пастбищ путем управления водными ресурсами; промывание слоя почвы и предотвращение образования скал; защита земель, зданий, сооружений и других объектов от затопления; промышленность, сельское хозяйство, водоснабжение населения, водопользование; Строительство зданий и сооружений, необходимых для рыболовства, судостроения и деревообработки; не целенаправленное использование водных ресурсов, защита от уменьшения и загрязнения, также другие виды деятельности.
Rustamova R.D.
Inoyatov A.A.
IMPROVEMENT MEASURES IMPROVEMENT OF WATER
MANAGEMENT
Abstract: Water management is a branch of the national economy; the study of water resources, planning their use, operation of irrigation systems, protection from pollution of groundwater and surface water, as well as providing them with consumers.
Key words: Irrigation, irrigation, water supply of pastures by water management; washing of soil layer and prevention of rock formation; protection of lands, buildings, structures and other objects from flooding; industry, agriculture, water supply of the population, water use; Construction of buildings and structures necessary for fishing, shipbuilding and woodworking; not targeted use of water resources, protection from reduction and pollution, and other activities.
В Центральной Азии сельское хозяйство потребляет много воды. На его долю приходится около 80-90% от общего объема воды, потребляемой в орошаемом земледелии, или 64 млрд кубометров в год m3. Система управления водными ресурсами в Узбекистане формируется с 20 -го века путем восстановления старых ирригационных сетей, строительства новых, освоения новых орошаемых земель и их водоснабжения, межхозяйственного орошения и строительства коллекторной сети и прочее. Общая мощность страны составляет 18,6 миллиарда кубометров, при этом 75 крупных каналов
с общим водопотреблением 2500 м3/сек для орошаемых земель и 4,3 миллиона гектаров орошаемых земель. 53 водохранилища и 25 паводковых складов, 32 400 км межхозяйственных и 176 400 км ирригационных систем, а также 1479 постоянных насосных станций с 5000 насосными агрегатами и другими объектами. Водное хозяйство имеет свою строительную отрасль и механизированные водохозяйственные организации.
Районы с тяжелой питьевой водой и сточными водами. Обеспеченность питьевой водой в республике составляет 67%. Основные проблемы в сельской местности. Примером самых тяжелых регионов является Дехканабадский район Кашкадарьинской области. По указанию Президента ведется строительство Оксув-Дехканобод магистрали. Бойсун - самая сложная точка в Сурхандарьинской области. В этом районе нет централизованного водоснабжения. На эти цели по указанию государственного руководителя было выделено 58 миллиардов сумов. Было построено более 56 км магистральных вод, и в прошлом году было обеспечено водой четыре села. В 2019 году предназначено снабжения питьевой водой в другом поселке в селе Байсун.
Состояние питьевой воды по республике. Если 67% пьют централизованную питьевую воду, в то время как другие пьют воду из альтернативных источников. Некоторые если пьют воду из родников, к примеру, некоторые регионы Бухары и Самарканда, несут питьевую воду из разных альтернативных источников. Проблема слишком большая. Система пропала. На протяжении двух лет мы в процессе восстановления системы. До 1993 года сфера была в руках одного человека. Позже, после передачи в местные органы власти, остался бесхозным. Цель министерства -восстановить систему. В советское время многие сельские поселения обеспечивались 100% питьевой водой. Со временем это было проигнорировано, и продолжалось в таком состоянии. Когда мы прибыли в Японию в 2011 году с рабочим визитом, работали насосы 1936 года. Они сохранились так как своевременно уделялось значимое внимание оборудованию, а мы не занимались такой деятельностью уже много лет.
Разница между централизованными сточными водами и местными службами сточных вод. Примеры населенных пунктов в Туркменском микрорайоне в городе Ургенч. Здесь построено около 60 образцовых домов. Здесь построено местное предприятие по очистке сточных вод. В этом районе установлен один насос, из которого вытекает сточная вода. Объект будет очищать воду. Местные сточные воды - это не централизованная система, а лишь небольшая часть жилой зоны, обслуживающей их.
Программа по улучшению состояния воды. Эта программа, которая направлена на дальнейшее совершенствование управления водными ресурсами, является частью Программы индикативного многократного индикативного кластера Европейского Союза по развитию водного хозяйства Узбекистана на 2014-2020 годы, Европейская директива, продвигающая лучшие практики в европейских странах.
Для достижения целей стоящей перед этой программы. Немецкое общество международного сотрудничества (GIZ) имеющий богатый опыт со всего мира для поддержки интегрированного управления водными ресурсами и Международного института управления водными ресурсами (IWMI). Сельскохозяйственный фонд исследований Италии и его совет экономического развития (CREA), Австрийское агентство по охране окружающей среды (Umweltbundesamt). Этот компонент программы тесно сотрудничает с Компонентом по развитию технических возможностей для специалистов по управлению водными ресурсами, который реализуется Программой развития Организации Объединенных Наций. Национальная рабочая группа, состоящая из представителей всех соответствующих министерств и ведомств, участвующих в программе, будет содействовать обеспечению того, чтобы все мероприятия, рекомендации и документы, которые реализуются в рамках компонента, соответствовали потребностям страны и соответствовали европейским и мировым стандартам. Способствует улучшению надлежащего управления водными ресурсами. Программа также предусматривает сотрудничество с другими донорскими организациями в Узбекистане.
Цель программы. Дальнейшее улучшение водоснабжения, национальными водными ресурсами, бассейном и фермерским хозяйством является дальнейшим улучшением и повышением эффективности управления.
Компонент по укреплению интегрированного управления водными ресурсами ГИС предназначен для содействия дальнейшей разработке национальной стратегии управления водными ресурсами путем укрепления правовых, институциональных, организационных и финансовых механизмов и инструментов управления.
Кроме того, другие меры. С момента создания Министерства жилищно-коммунального хозяйства основная работа, которая в настоящее время осуществляется, была общенациональной - питьевая вода и сточные воды. Теперь у нас есть полное представление о ситуации. 59 тысяч миль сети питьевой воды, 35-40% из которых должны быть реконструированы в связи с ремонтом. По результатам обследования воды в Актау, в стране имеется 79 городских систем канализации. В 58 из этих городов есть очистные сооружения. В настоящее время со стороны международных финансовых институтов ведутся реконструкции, 47 из них в состоянии ремонта.
Поскольку основные системы водоснабжения были построены в 60-70-х годах прошлого века, железные, бетонные и металлические конструкции были отрезаны. Из-за низкой стоимости электроэнергии в советское время были установлены насосы большой мощности. В настоящее время их необходимо заменить или модернизировать. В связи с этим к 2018 году 38 миллиардов сумов было использовано в 12 регионах страны. Например, в Ургутской свободной экономической зоне, Самарканде, Ташкентской области. В 2019 году предусматривается работа в этом направлении и будет
выделено более 200 млрд. сумов. У нас 26 проектов. В результате этих проектов планируется построить и реконструировать 1000 кубометров очистных сооружений, построить 100 км систем водоснабжения.
Эти организации работают с Азиатским банком развития, Всемирным банком, Исламским банком развития, Европейским банком реконструкции и развития. Пока что в Андижанской области проводится реконструкция водопровода мощностью 36 миллионов долларов (мощностью 100 тысяч кубометров) с участием Азиатского банка развития. Более 10 километров систем сточных вод были построены и реконструированы. В результате осуществления данной работы было оснащено 160 000 городских жителей.
Наши проекты в Ферганской области финансируются Азиатским банком развития. Фергана - Маргиланский дренаж достиг 300 тысяч кубометров воды.
Результате этих мероприятий более 300 000 человек были обеспечены питьевой водой. Также в Фергано-Маргиланской области были построены 3 насосные станции сточных вод. Было построено около 10 километров канализационной системы. Всемирным банком осуществляется второй этап. Бухара и Самарканд обеспечат доступ к 500 000 услуг водоснабжения. Концепция была предложена для строительства и реконструкции систем водоснабжения в 31 крупных городах и 158 районных центрах. Мы также планируем построить 3-метровую 12 000-километровую систему водоснабжения с пропускной способностью 3000 в день. В стране ведется масштабная работа по созданию необходимых экономических и организационно-правовых основ для развития сельского и водного хозяйства. Особое внимание уделено созданию дополнительных условий для фермерских хозяйств при реализации структурных изменений и реализации рыночных механизмов.
Ускоренное развитие сельскохозяйственного сектора, в свою очередь, приводит к увеличению потребления воды, такая ситуация может оказать негативное влияние на пищевую безопасность страны в случае несвоевременного реагирования на любой вызов или возникший риск.
Существование системных проблем в области управления сельским хозяйством и водным хозяйством, которое уже давно решено, еще более усугубило эту ситуацию, одной из которых является:
Из-за отсутствия долгосрочной твердой политики в сельском хозяйстве и управлении водными ресурсами конкретные направления дальнейшего развития этих секторов не определены;
В области водопотребления, на основе углубленного анализа реальной ситуации и перспектив развития, планируется провести эффективную работу по политике стратегического планирования, улучшить систему управления этими направлениями в 2017-2021 годах, определено в Стратегии действий Республики Узбекистан по пяти приоритетным направлениям:
1. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 12 февраля 2018 года «Об организационных мерах по коренному
совершенствованию системы государственного управления сельским и водным хозяйством», Республика Узбекистан и Министерство сельского и водного хозяйства на базе Министерства сельского хозяйства.
2. Определить основные задачи и направления деятельности Министерства водного хозяйства Республики Узбекистан:
координация деятельности государственных органов, хозяйствующих субъектов хозяйствования и других организаций в области управления водными ресурсами, а также для рационального использования и охраны водных ресурсов, предотвращения и устранения вредного воздействия воды;
принять меры для обеспечения устойчивого и рационального использования водных ресурсов регионами и секторами экономики, улучшения мелиорации и стабильности земель;
Обеспечение надежной работы ирригационных и мелиоративных систем, водохранилищ, насосных станций и других водохозяйственных и гидроэлектростанций, организация охраны крупных и важнейших водных объектов;
повышение ответственности водопользователей, за их рациональное использование водных ресурсов, повышение их культуры водопользования;
внедрение инновационных методов в области водного хозяйства, водоснабжения и санитарии, передовых водосберегающих технологий, передового опыта;
организовать систему управления водными ресурсами, усилить интеграцию водохозяйственных организаций и образовательных и исследовательских учреждений, а также принять меры по внедрению достижений науки в практику;
развитие межгосударственных отношений по управлению и использованию трансграничных водных ресурсов, привлечению иностранных инвестиций и технической помощи (гранты), а также активному участию в деятельности международных водохозяйственных организаций.
Предполагается, что Агенты являются правопреемниками Агентства по реструктуризации сельскохозяйственных предприятий, а также прав, обязанностей и Центра по реализации инвестиционных проектов в области сельского и водного хозяйства.
4. Создать с 1 августа 2018 года республиканскую водную инспекцию "Узсувназорат".
5. Создать Центр Научно-исследовательские учреждения Министерства сельского и водного хозяйства, на базе Научно -производственного центра сельскохозяйственных исследований Академии наук Республики Узбекистан по производству и реализации сельскохозяйственной и пищевой продукции.
6. Министерство инновационного развития Республики Узбекистан совместно с Генеральной прокуратурой, Министерством сельского хозяйства и Министерством водных ресурсов в трехмесячный срок знакомят с деятельностью научно-исследовательских учреждений в области сельского и водного хозяйства, вносить предложения в Кабинет министров по
улучшению, учитывая необходимости рассмотрения доказательств и событий.
7. Создать на основе материально-технической базы Министерства сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан, на базе Фонда инновационных технологий и кадрового обеспечения, Фонда развития водных ресурсов при Министерстве водных ресурсов Республики Узбекистан.
8. Данный контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А. Арипова и Генерального прокурора Республики Узбекистан О.А. Мурадова.
В компоненте ожидаются следующие результаты:
• Повышение эффективности и продуктивности официальных механизмов координации и программ, связанных с водой;
• Принятие пакета документов, отражающих Директиву Европейского Союза по водным ресурсам и по управлению водными ресурсами, а также международные стандарты, такие как законодательные акты, национальные стратегии и планы действий;
• Укрепление институционального потенциала и потенциала для управления водными ресурсами, доступа к информации о водных ресурсах и базе данных, а также обмена меж учрежденческой информацией и информацией о водных ресурсах;
• Разработка предложений по созданию финансовых и экономических стимулов для экономии водных ресурсов и повышения эффективности использования воды с целью стимулирования, самофинансирования и инвестиций водных секторов.
Использованные источники:
1. www.binder12.com
2. www.wikipedia.org
3. www.kun.uz
4. www.xs.uz
5. www.hozir.org
6. www.lex.uz
7. www.ziyo.net