Расулев Алишер Файзиевич,
доктор экономических наук, профессор кафедры Ташкентского государственного экономического университета
Воронин Сергей Александрович,
доктор экономических наук, главный специалист Института бюджетно-налоговых исследований, проф. кафедры Ташкентского Филиала Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Угай Дарья Сергеевна,
магистрант Банковско-финансовой Академии
НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ К ВОДОСБЕРЕЖЕНИЮ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
УДК: 336.027
DOI: 10.34920/EIF/VOL_2022_ISSUE_10_5
РАСУЛЕВ А.Ф., ВОРОНИН С.А., УГАЙ Д.С. НАЛОГОВЫЕ СТИМУЛЫ К ВОДОСБЕРЕЖЕНИЮ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОГО СЕКТОРА
В статье рассматривается практика использования налога за использование водных ресурсов для коммерческого сектора в Республике Узбекистан. Выявлена недостаточная эффективность действующего механизма налогообложения использования водных ресурсов. Сформулированы предложения по улучшению действия налоговых стимулов к водосбережению для коммерческого сектора.
Ключевые слова: водные ресурсы, лимиты водопользования, налоговые стимулы, водосбереже-ние, налог за использование водных ресурсов.
RASULEVA.F. VORONIN S.A., UGAYD.S. TIJORAT SOHASI UCHUN SUVNI TEJASHGA SOLIQ RAGVATLARI
Maqolada O'zbekiston Respublikasida suv resurslaridan foydalanganlik uchun soliqdan tijorat sektori uchun foydalanish amaliyoti muhokama qilinadi. Suv resurslaridan foydalanganlik uchun soliq solishning amaldagi mexanizmi yetarli darajada samarali emasligi aniqlandi. Tijorat sektori uchun suvni tejash uchun soliq imtiyozlarining ta'sirini yaxshilash bo'yicha takliflar ishlab chiqilgan.
Kalit so'zlar: suv resurslari, suvdan foydalanish limitlari, soliq imtiyozlari, suvni tejash, suv resurslaridan foydalanganlik uchun soliq.
RASULEV A.F., VORONIN S.A., UGAY D.S. TAX INCENTIVES TO SAVE WATER FOR THE COMMERCIAL SECTOR
In the article is discussed the practice of tax implementation to the water resources used for the commercial sector in the Republic of Uzbekistan. Insufficient efficiency of the current mechanism of taxation of the water resources utilization has been revealed. Proposals have been formulated to improve the effect of tax incentives for water saving for the commercial sector.
Key words: water resources, water use limits, tax incentives, water conservation, tax for the use of water resources.
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)
Введение.
В последние годы в мире нарастают проблемы в сфере водопотребления. Так, на планете каждую минуту 23 гектара земли становятся пустынями. Если эта тенденция сохранится, то к 2050 году 95 % поверхности Земли могут быть опустошены, и в результате этого более 3 млрд. человек будут испытывать острую нужду в продовольствии1.
Ухудшается ситуация с использованием водных ресурсов и в странах Центральной Азии, в том числе - в Узбекистане. По методологии ФАО использование воды в республике достигло критического уровня - 169% от водных запасов (по методике международного агентства statista.com - 4,35 балов по 5-ти бальной шкале). Около 80% водных ресурсов страны формируется за счет трансграничных водотоков. В республике из-за дефицита воды и действия других неблагоприятных факторов каждую минуту 9 квадратных метров территории превращаются в пустыню2.
Процесс опустынивания с каждым годом усиливается, в особенности в южных, восточных, северных и все более - в западных регионах нашей страны. Границы пустынь Карначуль, Мирзачуль, Шерабад, Далварзин, а также пустынь Республики Каракалпакстан продолжают расширяться. К их числу за последние годы добавилась самая молодая пустыня мира - Аралкум, объединившая пустыню Каракум в Туркменистане и Кызылкум в Узбекистане (ранее через их середину протекала Амударья).
Согласно прогнозам Института мировых ресурсов, к 2040 году Узбекистан может стать одной из 33 стран с наибольшим дефицитом воды, что подчеркивает необходимость перехода к практике устойчивого управления водными ресурсами и широкого использования ресурсосбере-
1 В Узбекистане идет стремительное опустынивание территории: причины, последствия и пути решения. https://kun.uz/ru/news/2022/07/30/v-uzbekistane-idet-stremitelnoye-opustynivaniye-territorii-pricЫny-posledstviya-i-puti-resheniУa
2 Использование воды в Узбекистане достигло критического уровня - ФАО. https://news.un.org/ru/ stor■y/2021 /08/1408882; Базовый показатель водного стресса во всем мире в 2020 году, по отдельным странам. https://translated.turbopages.org/proxy_u/ en-ru.ru.9adf397a-62cd0b20-7fb4d859-74722d776562/ https/www.statista.com/statistics/1097524/water-stress-levels-by-country/
гающих технологий во всех отраслях национальной экономики 3 .
На опустынивание территории влияют как природные, так и антропогенные факторы. Действие природных процессов не подвластно человеку. В то же время, антропогенные факторы напрямую связаны с деятельностью человека и включают в себя неправильную ирригацию, загрязнение земель, промышленные отходы и добычу горных пород, песка и полезных ископаемых. Потребление воды увеличивается в связи с демографическим ростом, изменением климата и экономическим развитием.
Постановка научной проблемы.
Какие отрасли больше всего используют водные ресурсы в республике? Из всех задействованных водных ресурсов наибольшая их часть расходуется в сельском хозяйстве - 90%, (в коммунальном секторе - 4,2%, энергетике - 2,3%, промышленности 1,3% и рыбоводстве - 1,2%)4.
Узбекистан выращивает около 80 видов сельхозпродукции, среди которых хлопчатник, зерно, рис, картофель, масличные и другие культуры. Общий объем производства продукции растениеводства в 2021 году составил 151,1 трлн. сумов (13,8 млрд долл.) или 103,1 к уровню 2020 года. В 2021 году по всем категориям хозяйств было произведено 7,5 млн тонн зерновых культур, 10,8 млн тонн овощей, в том числе 3,3 млн тонн картофеля, 2,3 млн тонн бахчевых культур, 2,8 млн тонн плодов и ягод при дефиците воды в размере 8 млрд кубических метров. На селе проживает около 60% населения республики. За последние 10 лет в республике производство сельхозпродукции выросло в 6,6 раза! Это негативно сказалось на состоянии земельно-водных ресурсов5. Нарастающий дефицит водных ресурсов тре-
3 Возможности эффективного использования энергии и воды в муниципальных водохозяйственных системах. Альянс за сбережение энергии Офисом по энергетике, окружающей среде и технологиям при Бюро по вопросам экономического роста, сельского хозяйства и торговли Агентства США по международному развитию О^АЮ). https://www.ase.org/ sites/ase.org/f¡les/watergy_russian.pdf
4 Об утверждении Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020 - 2030 годы. Указ Президента Республики Узбекистан от 10.07.2020 г. № УП-6024. https://lex.uz/ru/ docs/4892946
5 Произведенная продукция растениеводства в республике. 29 марта 2022 года.
https://stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-goskomstata/19675-290322-qish1 -2
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)
бует создания эффективной системы управления водными ресурсами и существенного сокращения потерь воды.
В настоящее время в республике из 20,2 млн гектаров земель сельскохозяйственного назначения 20,7% являются орошаемыми. За последние 15 лет наличие орошаемых земель на душу населения снизилось на 24 % (с 0,23 га до 0,16 га). Объем потребления воды в сельском хозяйстве сократился с 18 тыс кубических метров на 1 га в 1991 году до 10,2 тыс - в 2019 году. Это является результатом роста населения, сокращения объемов водоснабжения и перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории земельного фонда. Согласно прогнозам, в течение следующих 30 лет площади орошаемых земель могут сократиться еще на 20-25 %.
В то же время, в стране 70% ирригационных сетей не имеют антифильтрационного покрытия и часть воды теряется при транспортировке до полей. Существующая ирригационная инфраструктура, а также большая часть насосных станций эксплуатируется более 30-40 лет и нуждается в реконструкции или капитальном ремонте. Учитывая высокую степень зависимости земледелия от ирригации, ситуация может ухудшиться с увеличением засушливости в результате изменения климата и продолжающегося применения традиционных методов полива.
В связи с этим в соответствии со Стратегией развития сельского хозяйства на период 20202030 гг. предусматривается, что общая площадь сельскохозяйственных земель с внедрением водо-сберегающих технологий возрастет с 1,7% в 2018 г. до 20% - в 2025 году и до 32% - в 2030 году (п.4.3 «Дорожной карты»)1.
Несмотря на принятие серьезных планов по расширению использования водосберегающих технологий в настоящее время в республике только на 1,7 % орошаемых земель внедрено капельное орошение. Отсутствие эффективного механизма восполнения расходов за использование воды в сельском хозяйстве сдерживает широкое внедрение водосберегающих технологий2. По словам руководителя социального проекта Hashar Wеек Суны Пак «одним из факторов, приводящих
1 Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. https://lex.uz/ шмосб/4567337
2 Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы (пункт IV). https://lex.uz/ru/docs/4567337
к опустыниванию, является недостаточно рациональная организация сельского хозяйства». Технология капельного орошения сельхозкультур в Узбекистане функционирует не в таких больших масштабах, как хотелось бы3.
Кроме сельского хозяйства, в республике активно развиваются промышленные и другие отрасли, что также потребляют водные ресурсы. Прогнозируется, что общее годовое водопотре-бление данных отраслей возрастет с 2 млрд куб метров до 3,5 млрд куб метров к 2030 году или в 1,8 раза. К 2030 году в республике ожидается рост населения до 39 млн чел., а также - увеличение их потребности в воде с 2,3 млрд куб метров до 2,7-3,0 млрд куб метров (на 18-20 %). Действие только этих двух масштабных факторов в условиях сокращения водных источников еще больше повысит нагрузку на сферу водоснабжения4.
Сокращение водных ресурсов происходит не только под влиянием климата, но и в результате планового и чрезвычайного выброса загрязняющих веществ в водоемы. В результате загрязнения водного источника использование воды для коммунальных нужд, полива земельных угодий становится невозможным в течение длительного времени5.
В самой водохозяйственной сфере также нарастают проблемы. Так растет износ объектов инфраструктуры и оборудования водохозяйственной сферы, от чего зависит качество и своевременность доставки воды потребителям и ее очистка. Срок службы большинства объектов инфраструктуры водного хозяйства превышает 50 - 60 лет, а их техническое состояние ухудшается из года в год (77 % оросительной сети ассоциаций водопотребителей и фермерских хозяйств имеют земляное русло, 44 % сети требуют ремонта и восстановления, 10 % сети - реконструкции).
3 В Узбекистане идет стремительное опустынивание территории: причины, последствия и пути решения. https://kun.uz/ru/news/2022/07/30/v-uzbekistane-idet-stremitelnoye-opustynivaniye-territorii-prichiny-posledstviya-i-puti-resheniУa
4 Об утверждении концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 гг. Указ Президента от 10.07.2020 № УП-6024. 1п^:// lex.uz/ru/docs/4892946
5 Об этом авторы (Расулев А.Ф., Воронин С.А., Угай Д.С.) ранее отмечали в научной статье «Налогообложение использования водных ресурсов: проблемы и их решение», опубликованной в журнале «Финансы и экономика», №3 (151), 2022. С.33
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)
В целях повышения эффективности водопользования в октябре 2021 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О воде и водопользовании». Данным нормативным актом усиливаются полномочия органов государственной власти и управления в сфере регулирования отношений, связанных с водой. Установлено, что деятельность ассоциаций водопотребителей финансируется за счет ежегодных членских взносов их членов, платежей за поставку воды и другие водохозяйственные услуги на договорной основе и иных источников, не запрещенных актами законодательства. В число обязанностей потребителей также входит обязательное внедрение цифровых технологий1.
Одновременно, всем предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам запрещается нарушать режим водоохранных и санитарно-защитных зон водных объектов. К обязательствам водопотребителей, использующих водные ресурсы для нужд сельского хозяйства, относятся такие требования, как эффективное использование субсидий из государственного бюджета на каждый проект по внедрению водосберегающих технологий в течение не менее 5 лет, а также проведение агротехнических мероприятий, позволяющих экономить воду.
Устанавливается, что мероприятия по защите от вредного воздействия на водные ресурсы осуществляются на объектах, находящихся на балансе организаций, финансируемых из госбюджета - за счет средств соответствующих бюджетов, а на объектах, находящихся на балансе водопотребителей - за счет собственных средств.
Предполагается, что благодаря внесенным новшествам будет создана возможность ускорения внедрения водосберегающих технологий орошения и рационального использования воды. Расширены полномочия ассоциаций водопотреби-телей по регулированию водопользования, внедрены принципы государственно-частного партнерства в использовании водохозяйственных объектов, обеспечено своевременное взимание платы за оказанные водохозяйственные услуги.
1 Закон Республики Узбекистан «О воде и водопользовании». https://lex.uz/docs/93202; Одобрен Закон, направленный на регулирование отношений, связанных с водой и водопользованием. https://yuz.uz/ru/news/odobren-zakon-napravlenny-na-regulirovanie-otnosheniy-svyazannx-s-vodoy-i-vodopolzovaniem
В 2021 году благодаря принятым мерам была реконструирована водная система Хорезмской области, позволившая сэкономить 50% воды. В Сурхандарьинской и Ферганской областях прокладываются новые оросительные каналы. Завершилось строительство насосной станции в Боза-тауском районе Республики Каракалпакстан.
В целях смягчения дефицита водных ресурсов установлены 100 насосов в вертикальных скважинах и 1172 дизельных насоса в коллекторной сети. Благодаря этому забрано 395 млн кубических метров воды из подземных источников и 784 млн кубических метров воды из коллекторов.
В соответствии со Стратегией развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы, утвержденной 28 января 2022 года, предусматривается реализация государственной программы по коренному реформированию системы управления водными ресурсами и экономии воды. Планируется сэкономить не менее 7 млрд куб. метров воды за счет эффективного использования водных ресурсов (Цель 31 Стратегии развития)2.
Учитывая нарастание проблем в сфере водопользования в июле 2022 года в республике принят закон «О питьевом водоснабжении и отведении сточных вод». В соответствии с принятым нормативным актом гарантируется обеспечение потребителей питьевой водой установленного качества. Специальным уполномоченным государственным органом в области питьевого водоснабжения и отведения сточных вод в республике является Министерство жилищно-коммунального обслуживания3.
По мнению директора Института сейсмологии Академии Наук Вахоба Рафикова, в настоящее время специалисты изучают методики против опустынивания, действующие в таких странах, как Китай, Египет и Израиль. Рассматриваются возможности их использования в Узбекистане с учетом адаптации действующих технологий для особенностей местного региона4.
2 О Стратегии развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. № УП-60. https://lex.uz/ docs/5841077
3 Закон Республики Узбекистан «О питьевом водоснабжении и отведении сточных вод». 24.07.2022 года. https://uzdaily.uz/ru/post/70531
4 В Узбекистане идет стремительное опустынивание территории: причины, последствия и пути решения. https://kun.uz/ru/news/2022/07/30/v-uzbekistane-idet-stremitelnoye-opustynivaniye-territorii-prichiny-posledstviya-i-puti-resheniУa
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)
Таблица 1. Индикаторы по налогу на потребление водных ресурсов1
№ Индикаторы 2019 2021 Рост, в разах
1 Поступления налога в Госбюджет, млрд. сум 314,0 684,0 2,18
2 Доля поступлений налога в Госбюджете, % 0,2 0,4 2,0
3 Доля поступлений налога в ВВП, % 0,1 0,1 1,0
4 Число налогоплательщиков налога, единиц 56024 154731 2,8
Примером успешной борьбы с опустыниванием является Израиль. В этой стране 95 % территории преобладает сухой и засушливый климат, а на 60 % территории страны располагается пустыня Негев. Программа Израиля по борьбе с опустыниванием направлена на централизованное управление водными ресурсами. Такое управление включает переброску воды из относительно обеспеченных влагой районов в районы с дефицитом воды, создание запасов воды и использование ее в засушливые годы, повторную очистку сточных вод для использования в сельском хозяйстве, пересадку деревьев в пустынных районах, адаптацию растений к водным, климатическим и почвенным условиям.
Важное место в создании эффективной системы использования водных ресурсов имеют экономические инструменты, в частности - механизм налогообложения и налоговые стимулы, установленные Налоговым кодексом Республики Узбекистан2. В этих целях в республике применяется налог за пользование водными ресурсами.
За период 2019-2021 годы число плательщиков налога за пользование водными ресурсами возросло более чем в 2,8 раза (таблица 1).
Наибольший рост числа налогоплательщиков данного налога имел место в 2019 году при переходе к новым правилам при выборе налогового режима (от численности занятых работников к объему выручки). Так, в 2019 году, по сравнению с 2018 годом, число плательщиков данного налога возросло в 16,3 раза.
Методология исследования.
В процессе исследования проблем налогового стимулирования водопользования были применены методы экономико-статистического анализа, синтеза, обобщения, индукции и дедукции, экс-
1 Источник: составлено авторами на основе базы открытых данных Минфина и Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (www. mf.uz; www.soliq.uz).
2 Налоговый кодекс Республики Узбекистан (новая
редакция). https://lex.uz/docs/4674893
пертных оценок. В работе использованы данные Министерства финансов, Государственного налогового комитета, Государственного комитета по статистике, а также результаты исследований отечественных и зарубежных авторов.
Анализ и результаты исследования.
За период 2019-2021 годы объем поступлений по налогу за пользование водными ресурсами в Госбюджет возрос в 2,18 раза (с 314 млрд сум или 0,2 % Госбюджета до 684,3 млрд сум или 0,4 % Госбюджета) и данные поступления в последние годы составляют примерно 0,1% ВВП3.
В 2021 году наибольшая часть поступлений по данному налогу была обеспечена налогоплательщиками сельского хозяйства - 44% (в 2020 г. - 26%). В соответствии с Налоговым кодексом в новой редакции (2020 г.) все хозяйствующие субъекты стали являться плательщиками налога на воду. При заборе водных ресурсов без разрешительных документов, сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в 5-кратном размере, а также начисляются штрафные санкции. При использовании воды из поверхностных источников предприятиями, осуществляющими мойку автотранспортных средств, налоговая ставка также устанавливается в 5-кратном размере от установленных налоговых ставок.
Налогоплательщики, за исключением сельхозпредприятий, дехканских хозяйств и некоторых других лиц, уплачивают авансовые платежи по налогу за воду. В случае занижения за налоговый период суммы авансовых платежей, по сравнению с суммой, подлежащей в бюджет более чем на 10%, налоговый орган имеет право пересчитывать авансовые платежи с начислением пени.
В 2021 году рост поступлений в Госбюджет по данному налогу, по сравнению с 2020 годом, был обеспечен за счет индексации налоговых ставок на уровне 10% - для предприятий всех отраслей (за исключением промышленных предприя-
3 Составлено на основе данных Минфина и ГНК Республики Узбекистан. www.mf.uz;www.soliq.uz
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)
Таблица 2. Ставки налога за пользование водными ресурсами в Узбекистане на 2022 год1
№ Налогоплательщики и объекты налогообложения Налоговая ставка за 1 куб. м (в сумах)
поверхностные источники водных ресурсов подземные источники водных ресурсов
1. Предприятия всех отраслей экономики (за исключением указанных в пунктах 2 - 3), а также индивидуальные предприниматели 240 290
2. Предприятия промышленности 520 620
3. Электростанции и предприятия коммунального обслуживания 80 100
4. Объем воды, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства 40 40
5. Объем воды, используемой для мойки автотранспортных средств 2190 2190
6. Объем воды, используемой для производства безалкогольных напитков и алкогольной продукции, кроме пива и вина 27700 27700
тий, электростанций и жилищно-коммунального хозяйства), и 30% - для индивидуальных предпринимателей, а также уплаты налога сельскохозяйственными предприятиями за 2020 г. в начале 2021 года (фактический срок уплаты налога установлен до 15 декабря)2.
На рост поступлений по налогу за воду сказалось введение с 2021 г. и нового порядка применения данного налога, в условиях которого налогоплательщики должны ввести раздельный учет по видам деятельности и уплачивать налог по соответствующим ставкам. Ранее налоговые ставки устанавливались в зависимости от категории налогоплательщиков и не учитывали объем воды, используемой на различные цели.
В 2022 году ставки налога за водные ресурсы, забираемые из поверхностных и подземных источников в пределах установленного лимита, устанавливаются в абсолютной величине за один кубический метр (таблица 2).
С 1 января 2022 года в республике общеустановленная ставка налога за пользование водными
1 Источник: Налоговый кодекс Республики Узбекистан (новая редакция), статья 445. https://lex.uz/ docs/4674893
2 Султанов Д. Информационное сообщение об изменениях в порядке налогообложения юридических и физических лиц. 30.12.2021. № 06/04-01 -01 -32/2987. / Налоговые и таможенные вести, №1-2, 11.01.2022, с.3.
ресурсами составляет 240 сум (0,022 долл.США) за 1 куб.метр из поверхностных источников и 290 сум (0,027 долл.США) - подземных источников. При этом для предприятий промышленности установленные повышенные ставки данного налога, составляют, соответственно, 520 сум (0,048 долл. США) и 620 сум (0,057 долл.США).
Для объема воды, используемой для полива сельскохозяйственной земли и разведения рыбы - действует ставка налога в размере 40 сум (0,004 долл.США) как для поверхностных водных источников, так и для подземных. Данная ставка сохранена на уровне 2021 года и применяется с учетом понижающего коэффициента 0,7 к объему использованной воды, определяемой на основании водоизмерительных приборов.
Если для большинства хозяйствующих субъектов с января 2022 года стали действовать более высокие ставки данного налога (в особенности, для мойки автотранспортных средств - 2 190 сум за кубометр или 0,2 долл.; для производства безалкогольной и безалкогольной напитков - 27 700 сум или 2,5 долл.), то применение более высоких ставок для сельскохозяйственных производителей сдерживается из-за низкой доходности этой отрасли, высокой конкуренции на рынке сельхозпродукции и наличия ряда других нерешенных проблем в сельском хозяйстве (уровень ирригации, логистики, инфраструктуры, неблагоприятные погодные условия и др. факторы). Повышение
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)
налоговой нагрузки на деятельность сельхозпроизводителей за счет повышения ставки налога на воду без реализации мер поддержки может привести к росту их затрат и снижению конкурентоспособности производимой продукции.
В целях поддержки деятельности налогоплательщиков по налогу на использование водных ресурсов в республике применяются различные налоговые льготы и освобождения. В 2021 году общая сумма налоговых льгот по данному налогу составила 457,1 млрд. сумов, что составляет 66,83% от всех поступлений по данному налогу в Госбюджет или 0,28% от всех средств Госбюджета и 0,06% - от ВВП. Из них удельный вес льгот по налогу на воду, предоставленных по Налоговому кодексу, составила 6,02%, по решениям Президента и Правительства - 94%.
Кроме Налогового кодекса имеются и другие нормативные акты, по которым определенным юридическим лицам предоставляются льготы на данному налогу. Так, налоговые льготы получают юридические или физические лица, внедряющие технологии водосбережения, а также при осуществлении деятельности, которая дает водоохранный и водосберегающий эффект. Данная льгота установлена статьей 106 Закона «О воде и водопользовании». Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 года № ПП-4422, освобождены от уплаты всех налогов, включая налога за воду, производители установок возобновляемых источников энергии.
В соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан от 15 сентября 2017 года №ПП-3276 и от 5 сентября 2019 года №ПП-3931 от уплаты всех налогов, в том числе, на пользование водными ресурсами, освобождены негосударственные общеобразовательные учреждения. Данная льгота будет применяться до 1 января 2025 года. Высвободившиеся средства должны быть направлены на оснащение современных средств обучения, закупку расходных материалов, а также на реконструкцию и ремонт зданий и сооружений.
От уплаты налога за пользование водными ресурсами, освобождены венчурные фонды, которые софинансируют высокотехнологические проекты-стартапы. Срок действия этих льгот заканчивается 1 января 2023 года (Указ Президента Республики Узбекистан от 22 января 2018 года №УП-5308).
В то же время, в 2022 году по сравнению с предыдущим годом, количество льгот, предоставляемых по налогу на потребление водных ресурсов, существенно сокращено. Это связано с тем, что государство принимает водосбере-гающие экономические меры. Помимо отмены части льгот, появились условия, когда установленная ставка данного налога может быть увеличена в 5 раз1.
Необходимо отметить, что в 2022 г., по сравнению с предыдущим годом, количество льгот, предоставляемых по налогу на потребление водных ресурсов, существенно сокращено. Это связано с тем, что государство принимает водосберегаю-щие экономические меры. Помимо отмены части льгот, расширились условия, когда установленная ставка данного налога может быть увеличена в несколько раз2.
Результаты анализа использования налоговых льгот по налогу на воду показали, что их стимулирующая их роль для многих хозяйствующих субъектов остается низкой из-за действия невысокой налоговой нагрузки по данному налогу (для полива сельхозземель, предприятий промышленности, индивидуальных предпринимателей).
В 2022 году запланировано выделить примерно один трлн сумов на финансирование разовых грантов на эффективное использование земельных и водных ресурсов хлопково-текстильного кластеров, повышение уровня использования современного оборудования и технологий. В текущем году планируется внедрить водосберегающие технологии на 260 тысячах гектарах сельскохозяйственных угодий и на субсидирование этих мероприятий предусмотрено направить около 1,2 трлн. сумов3.
Объем и качество водных ресурсов во многом зависит от добычи полезных ископаемых в руслах рек. Так, в отдельных регионах республики хозяйствующими субъектами ненадлежащим образом добывается песчано-гравийная смесь. Данная деятельность привела к истощению поверхност-
1 Какие есть льготы по налогу за водопользование в 2022 году. Источник: https://www.bss.uz/artide/196-kakie-est-lgoty-po-nalogu-za-vodopolzovanie-v-2020-godu
2 Какие есть льготы по налогу за водопользование в 2022 году. Источник: https://www.bss.uz/artide/196-kakie-est-lgoty-po-nalogu-za-vodopolzovanie-v-2020-godu
3 1,2 трлн сумов - на водосберегающие технологии. 19.11.2021. https://www.uza.uz/ru/posts/12-trln-sumov-na-vodosberegayuschie-texnologii_321967
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)
ных и подземных вод, заболачиванию и загрязнению водоохранных зон, деградации берегов, уменьшению флоры прибрежной растительности, сокращению деревьев, а также деградации почв, аварийному состоянию объектов транспортной и гидротехнической инфраструктуры1.
В результате расширения русел рек и за счет увеличения испарения и фильтрации воды снижается уровень обеспечения водой сельскохозяйственных посевных площадей и приусадебных участков населения. Кроме того, на охраняемых территориях рек расположены камнедробильные цеха, сточные воды из которых сбрасываются непосредственно в реку без отстаивания. В результате этого повышается уровень загрязнения речной воды нефтепродуктами, железом и всплывающими веществами.
В целях изучения деятельности субъектов предпринимательства, занимающихся очисткой русел рек водных бассейнов и распоряжающихся нерудными песчано-гравийными месторождениями, правительством проведены мероприятия по экологическому контролю. В рамках данного мероприятия в отношении 58 лиц, осуществляющих самовольную деятельность, применен административный штраф в размере 444 млн. сумов.
В настоящее время Правительством республики разработаны «дорожные карты» по очистке русел рек и укреплению их берегов, добыче нерудных полезных ископаемых, бурению скважин подземных вод, их эффективному и рациональному использованию.
Достаточно ли принятых мер для существенного повышения эффективности водопользования? На наш взгляд этого недостаточно. Необходимо внедрять системный подход к решению этой проблемы. Системный взгляд к созданию механизмов экономного использования водных ресурсов должен предусматривать межсекторный подход решения проблем, связанных с водопо-треблением, включающий сочетание потребностей различных отраслей с режимами и объемами возможного использования данного природного ресурса. Основными секторами здесь являются сельское хозяйство, энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство. Создаваемые стимулы, в том числе налоговые, должны нацелить всех
1 Обсуждены вопросы очистки русел рек, укрепления их берегов, использования нерудных полезных ископаемых. Материалы 28-го пленарного заседания Заседания Сената Олий Мажлиса РУз. 08.07.2022. https://senat.uz/ru/lists/view/4599
субъектов деятельности на эффективное и бережливое использование водных ресурсов2.
Рост населения, социально-экономическое развитие, изменение климата, а также изменение моделей потребления способствуют увеличению спроса на воду, энергию и продукты питания. Для достижения безопасности во всех трех секторах важно понимать их взаимозависимость и компромиссы, необходимые для удовлетворения потребностей различных пользователей.
Поиск межотраслевого, системного консенсуса в первую очередь должен базироваться на развитии водосбережения в орошаемом земледелии у всех потребителей воды, а также энергосбережении при производстве и использовании гидроэнергии. Суть данного комплексного подхода находит выражение в координации секторального планирования и управления деятельностью, связанной с различными аспектами водо- и землепользования.
Важным направлением для улучшения состояния водной среды является реализация мер по сокращению выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и организация работы по восстановлению необходимого качества питьевой и технической воды, снижение выброса парниковых газов в атмосферу, так как из воздуха вредные выбросы попадают в источники питьевой и поливной воды.
Выводы и предложения.
Среди главных проблем в сфере водопользования - сокращение объема водотока на территории республики, высокие потери при доставке потребителям (более 50%), высокий уровень загрязнения водных источников, низкий уровень повторного использования, нецелевое использование питьевой воды (применение в технических целях). Результаты проведенного исследования показали, что принятые в последние годы меры по налоговому стимулированию экономного водопользования пока еще не дали высокого эффекта. Основными недостатками действующей системы налогообложения использования водных ресурсов являются:
2 Ирмак Суат, Ламек О. Одхиамбо, Уильям Л. Кранц, Е. Эйзенхауэр. Эффективность и равномерность орошения. Эффективное использование воды в сельском хозяйстве. http://sistema-orosheniya. ru/stati/effektivnost-i-ravnomernost-orosheniya-effektivnoe-ispolzovanie-vody-v-selskom-hozУaystve/ ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)
во-первых, с 1 января 2022 г. ставка налога на объем воды из поверхностных источников, используемой для полива сельскохозяйственных земель и разведения (выращивания) рыбы, включая дехканские хозяйства - 40 сум за 1 куб метр. В то время, как основная ставка налога за пользование водными ресурсами составляет 240 сум за 1 куб.метр, для предприятий промышленности установленная повышенная ставка данного налога, составляет 520 сум, для автомоек - 2190 сум, для производства безалкогольной и алкогольной продукции - 27700 сум. Использование заниженной ставки налога на воду для сельского хозяйства в условиях либерализации цен на хлопок и пшеницу не является стимулом для водо-сбережения. В то же время, повышение ставки налога за воду для сельского хозяйства может быть оправдано только после достижения роста рентабельности сельскохозяйственного производства;
во-вторых, принятые льготы по налогу за воду ослабляют стимулирующую роль данного налога, которая должна быть направлена на эффективное, экономное использование воды. В 2021 г. доля льгот по налогу на воду, предоставленных по Налоговому кодексу составила 6,02%, а по решениям Президента и Правительства Республики Узбекистан - 94%. В 2022 г., по сравнению с 2020 г., количество льгот, предоставляемых по налогу за пользование водными ресурсами, существенно сокращено, но по-прежнему велико. Предоставление льгот должно осуществляться только на основе Налогового кодекса;
в-третьих, налогооблагаемая база налога за воду не подкреплена механизмом гибкой корректировки, что препятствует формированию оптимальной налоговой нагрузки на бизнес в целях стимулирования эффективного использования водных ресурсов;
в-четвертых, общая площадь применения водосберегающих технологий орошения в сельском хозяйстве составляет не более 2 % от общей площади орошаемых земель, что говорит о низкой эффективности принятых мер, в том числе - в сфере налогового стимулирования.
Авторами проведенного исследования ранее уже приводились отдельные предложения в целях
создания в республике благоприятной среды для эффективного водопользования1.
В целях улучшения ситуации в водохозяйственной сфере и повышения эффективности использования водных ресурсов в сфере предпринимательства целесообразно принять следующие меры по улучшению налогообложения водных ресурсов:
• ввести механизм стимулирования внедрения новых технологий посредством использования компенсационных вычетов. Сумму вычета следует увязать с разницей между допустимой нормой и фактически сэкономленным потреблением воды;
• отменить действующие освобождения от уплаты налога за пользование водными ресурсами и внедрять рыночные механизмы стимулирования эффективного использования водных ресурсов (поэтапно увеличивать нагрузку на бизнес со стороны налога за использование воды, ввести вычеты из налогооблагаемой базы данного налога, ввести сборы на охрану водных ресурсов, осуществить дифференциацию ставок налога в зависимости от места водного источника, сезонности и действия других факторов);
• улучшить механизм субсидирования водного хозяйства, поэтапно переводя данную сферу на использование полноценной цены (тарифа) за использование водных ресурсов в коммерческой сфере, покрывающих обоснованные расходы водоснабжения и обеспечивающих накопления, необходимые для динамичного развития данной отрасли;
• создать условия для улучшения учета расходования водных ресурсов, прозрачности и отчетности поступления средств по налогу за пользование водными ресурсами;
• стимулировать повторное (многократное) использование водных ресурсов;
• разработать специальный режим налогообложения водных ресурсов для сельского хозяйства, предусматривающего сглаживание рисков от возможных потерь и невозможности уплаты фиксированной части налога за пользование водными ресурсами, не зависящий от результатов экономической деятельности сельхозпроизводителей;
1 Расулев А.Ф., Воронин С.А., Угай Д.С. Налогообложение использования водных ресурсов: проблемы и их решение // «Экономика и финансы», № 3 (151), 2022. С.35-36
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)
• создавать искусственные водоемы, используемые для накопления дождевых и других избыточных вод (с водонепроницаемым покрытием);
• активизировать участие в совместных проектах по эффективному освоению и бережному использованию водных ресурсов, в особенности - с приграничными странами (Кыргызстан, Таджикистан, Казахстан).
В сельской местности необходимо создавать комплексную инфраструктуру (дороги, подключение к газовым и водопроводным сетям, интернет, банковское обслуживание и др.), шире применять механизм страхования деятельности, а также следует оценить реальный эффект от создания кластерной формы интеграции промышленности, сельского хозяйства и других секторов. В настоящее время сельхозпроизводители оказались наиболее уязвимым звеном в этой интеграционной системе.
Для объема воды, используемой для мойки автотранспортных средств целесообразно установить минимальный лимит на использование воды. При помощи лимитов и налога на воду необходимо нацелить мойщиков автомобилей на повторное, многократное использование водных ресурсов и проведение ее очистки. Аналогичные меры следует ввести и для других видов хозяйственной деятельности, в которых имеется потенциальная возможность многократного использования воды.
Для хозяйствующих субъектов, добывающих и использующих водные ресурсы из подземных источников при помощи собственных насосов,
целесообразно при расчете налога на воду применять стандартный вычет из налогооблагаемой базы данного налога.
Предлагается ввести сборы на охрану водных ресурсов, которые должны действовать в определенных регионах (на территориях вблизи водных источников). За счет данных средств можно будет улучшить организацию охраны водных источников и осуществлять постоянный мониторинг изменения их состояния.
Все реализуемые в республике инвестиционные проекты должны рассматриваться с точки зрения изменения потенциала водных ресурсов и воздействия на него в среднесрочной и долгосрочной перспективе (тщательная экологическая экспертиза). Следует изменять отношение к воде в аспекте бережного использования как юридическими, так и физическими лицами на всех уровнях. Налоговая нагрузка на деятельность хозяйствующих субъектов, использующих большой объем воды или загрязняющих водные источники - должна поэтапно увеличиваться, поощряя внедрение и использование менее водоемких технологий.
Реализация вышеперечисленных мер позволит нацелить деятельность предпринимателей на экономное использование бесценного природного дара - водных ресурсов, сокращение потерь воды, расширение возможностей для финансирования водохозяйственной сферы, повышение уровня справедливости при пользовании водными ресурсами, расширение применения экономических стимулов в сфере водного хозяйства.
Список литературы:
1. В Узбекистане идет стремительное опустынивание территории: причины, последствия и пути решения. https://kun.uz/ru/news/2022/07/30/v-uzbekistane-idet-stremitelnoye-opustynivaniye-territorii-prichiny-posledstviya-i-puti-resheniya
2. Использование воды в Узбекистане достигло критического уровня - ФАО. Ы^:// news.un.org/ru/story/2021/08/1408882; Базовый показатель водного стресса во всем мире в 2020 году, по отдельным странам. https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.9adf397a-62cd0b20-7fb4d859-74722d776562/https/www.statista.com/statistics/1097524/water-stress-levels-by-country/
3. Возможности эффективного использования энергии и воды в муниципальных водохозяйственных системах. Альянс за сбережение энергии Офисом по энергетике, окружающей среде и технологиям при Бюро по вопросам экономического роста, сельского хозяйства и торговли Агентства США по международному развитию (^АЮ). https://www.ase.org/ sites/ase.org/files/watergy_russian.pdf
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)
4. Об утверждении Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. Указ Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2020 года № УП-6024. https://lex.uz/ru/docs/4892946
5. Произведенная продукция растениеводства в республике. 29 марта 2022 года. https:// stat.uz/ru/press-tsentr/novosti-goskomstata/19675-290322-qish1-2
6. Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы. https://lex.uz/ru/docs/4567337
7. Закон Республики Узбекистан «О воде и водопользовании». https://lex.uz/docs/93202; Одобрен Закон, направленный на регулирование отношений, связанных с водой и водопользованием. https://yuz.uz/ru/news/odobren-zakon-napravlenny-na-regulirovanie-otnosheniy-svyazannx-s-vodoy-i-vodopolzovaniem
8. О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. Указ Президента Республики Узбекистан от 28.01.2022 г. № УП-60. https://lex.uz/docs/5841077
9. Закон Республики Узбекистан «О питьевом водоснабжении и отведении сточных вод». 24.07.2022 года. https://uzdaily.uz/ru/post/70531
10. Налоговый кодекс Республики Узбекистан (новая редакция). https://lex.uz/docs/4674893
11. Султанов Д. Информационное сообщение об изменениях в порядке налогообложения юридических и физических лиц. 30.12.2021. № 06/04-01-01-32/2987. / Налоговые и таможенные вести, №1-2, 11.01.2022, с.3.
12. Какие есть льготы по налогу за водопользование в 2022 году. https://www.bss.uz/ article/196-kakie-est-lgoty-po-nalogu-za-vodopolzovanie-v-2020-godu
13. С 1 февраля 2022 года введены новые нормативы потребления холодной воды. ы^б:// nuz.uz/obschestvo/1220989-s-1-fevralya-2022-goda-wedeny-novye-normativy-potreЫeniya-holodnoj-vody.html
14. 1,2 трлн сумов - на водосберегающие технологии. 19.11.2021. https://www.uza.uz/ru/ posts/12-trln-sumov-na-vodosberegayuschie-texnologii_321967
15. Обсуждены вопросы очистки русел рек, укрепления их берегов, использования нерудных полезных ископаемых. Материалы 28-го пленарного заседания Заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан. 08.07.2022. https://senat.uz/ru/lists/view/4599
16. Ирмак Суат, Ламек О. Одхиамбо, Уильям Л. Кранц, Е. Эйзенхауэр. Эффективность и равномерность орошения. Эффективное использование воды в сельском хозяйстве. Ы^:// sistema-orosheniya.ru/stati/effektivnost-i-ravnomernost-orosheniya-effektivnoe-ispolzovanie-vody-v-selsko т -hozyaystve/
17. Расулев А.Ф., Воронин С.А., Угай Д.С. Налогообложение использования водных ресурсов: проблемы и их решение // «Экономика и финансы», №3 (151), 2022. С.35-36
ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2022, 10(158)