Научная статья на тему 'Меры социальной поддержки семьям, имеющим детей'

Меры социальной поддержки семьям, имеющим детей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2811
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / МАТЕРИНСТВО / МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ / ДЕТИ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИЯ / ЖИЛОЕ ПОМЕЩЕНИЕ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буянова Анастасия Владимировна, Новикова Анастасия Витальевна

Конституция РФ нормами ст.7,38 провозглашает Россию социальным государством, в котором семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. По данным Переписи населения 2002 года численность населения России с 1989 по 2002 сократилась на 1,8 млн. Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжался демографический кризис. В этой связи государство стремительно начало активизировать демографическую политику. При этом круг мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, ни как не расширяется, да и существующие программы планируют закрыть по причине нехватки средств в государственном бюджете. Данная статья посвящена изучению актуальных и острых вопросов семей, имеющих детей. Приведены пути разрешения существующих проблем, а также предложения по совершенствованию законодательства по данным вопросам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures of social support of families with children

Articles 7, 38 of the Constitution of Russian Federation claims that Russia is a social government, where the family, maternity, paternity and childhood are under the protection of the government. According to Censure of enumeration 2002 the population of citizens in Russia from 1989 to 2002 decreased to 1,8 mln. Pursuant to the annual report 2004 of the United Nations Population Fund, Russia suffers demographical crisis. Therefore, the government immediately enhanced demographical policy. However, the measures of social support of families with children have not been extended and the current programs may be the subject to closure due to the absence of funds in state budget. This article covers the study of actual and critical issues if families with children. The measures for resolution of current problems and the suggestions on enhancement of legislation within them are described.

Текст научной работы на тему «Меры социальной поддержки семьям, имеющим детей»

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Буянова А., Новикова А.

4.2. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ1

Буянова Анастасия Владимировна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ. Подразделение: кафедра гражданского и арбитражного процессов. E-mail: Buian 1981@mail. ru

Новикова Анастасия Витальевна. Должность: помощник адвоката. Место работы: Межрегиональная коллегия адвокатов помощи предпринимателям и гражданам.

Аннотация: Конституция РФ нормами ст.7,38 провозглашает Россию социальным государством, в котором семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. По данным Переписи населения 2002 года численность населения России с 1989 по 2002 сократилась на 1,8 млн. Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжался демографический кризис. В этой связи государство стремительно начало активизировать демографическую политику. При этом круг мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, ни как не расширяется, да и существующие программы планируют закрыть по причине нехватки средств в государственном бюджете. Данная статья посвящена изучению актуальных и острых вопросов семей, имеющих детей. Приведены пути разрешения существующих проблем, а также предложения по совершенствованию законодательства по данным вопросам.

Ключевые слова: семья, материнство, материнский капитал, дети, образование, накопительная пенсия, жилое помещение, земельный участок, социальная защита.

MEASURES OF SOCIAL SUPPORT OF FAMILIES WITH CHILDREN

Annotation: Articles 7, 38 of the Constitution of Russian Federation claims that Russia is a social government, where the family, maternity, paternity and childhood are under the protection of the government. According to Censure of enumeration 2002 the population of citizens in Russia from 1989 to 2002 decreased to 1,8 mln. Pursuant to the annual report 2004 of the United Nations Population Fund, Russia suffers demographical crisis. Therefore, the government immediately enhanced demographical policy. However, the measures of social support of families with children have not been extended and the current programs may be the subject to closure due to the absence of funds in state budget. This article covers the study of actual and critical issues if families with children. The measures for resolution of current problems and the suggestions on enhancement of legislation within them are described.

Keywords: family, maternity, maternity capital, children, education, funded pension, accommodation, land plot, social protection.

В 2006 году был принят Федеральный закон № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей". Основной целью при-

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2014 года

нятия данного закона являлось увеличение рождаемости в стране путем осуществления государственной поддержки каждой семье в виде материнского или семейного капитала. Данный закон предусматривает новую форму государственной поддержки семьи с детьми материнским или семейным капиталом. Однако срок действия данного закона заканчивается в декабре 2016 года, а это значит, что получить выплату материнского капитала женщина может только один раз и только в том случае, если ребенок родится до 31 декабря 2016 года. Но, несмотря на это, само получение сертификата и распоряжение его средствами, в соответствие с рассматриваемым законом, временем не ограничены. В настоящее время сложились противоречивые мнения об эффективности данной программы. Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что хоть программа и доказала свою эффективность, но после 2016 года она должна быть переформатирована: "Количество людей, которые попадают в эту программу, постоянно увеличивается. Нам нужно понять, государство справится с этим объемом или нет?". Министерство Финансов РФ уже проанализировало результаты программы за текущие годы и пришло к выводу, что с целью повышения эффективности расходов на поддержку детей и семей с детьми необходимо эту программу прекратить, а средства, которые сейчас на нее идут, перераспределить между другими направлениями. Но, почему же все таки прекратить? Какие существенные недостатки содержит данный закон, и к каким последствиям они могут привести, в этом необходимо разобраться! Начнем с целей, которые строго регламентированы, и на которые дано право израсходовать капитал. Материнский капитал может быть потрачен на строго регламентированные цели: образование детей, улучшение жилищных условий семьи (приобретение, строительство и реконструкция, причем объект недвижимости должен находится на территории РФ) и формирование накопительной части трудовой пенсии матери.

Говоря о поддержке семьи в целом, то прослеживается явная дискриминация в отношении второго родителя. Статья 7 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" не предусматривает расходование средств капитала для формирования накопительной части пенсии отца ребенка, несмотря на то, что оба родителя имеют равные права и обязанности в отношении воспитания детей.

Далее - сами цели, тут законодатель ставит жесткие рамки, и включает пункт о пенсии, ни строчки не упомянув о такой цели, как расходование средств капитала на лечение ребенка, в чем нуждаются миллионы детей в нашей стране. Очень многие семьи не раз поднимали этот вопрос, но в выдачи средств было отказано на законных основаниях. Ведь куда важнее решать проблемы в настоящем, чем заглядывать в далекое будущее и беззаботную старость. Здесь так же, приоритеты расставлены неправильно.

Исследуя вопрос и процедуру направления средств материнского капитала на получение образования ребенком (детьми), мы можем заметить явные пробелы и дискриминационные моменты. А именно: в соответствии со от. 11 ФЗ-256 данные средства могут быть потрачены на получение ребенком образовательных услуг в любом образовательном учреждении, но только на территории РФ. Данная норма, конечно, очень патриотична. Однако думается, если семье можно было бы выбирать между любым образовательным учреж-

125

5'2014

Пробелы в российском законодательстве

дением, в том числе находящимся за пределами РФ, то практически однозначно родители выбирали бы получение ребенком международного диплома. Тем более, что данных средств может не хватить на получение образования в РФ в полном объеме (даже бакалавра). Тогда как для оплаты обучения в некоторых ВУЗах за границей их вполне будет достаточно.

Следующий пробел видится в возрасте ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства семейного капитала. Установлено, что на дату начала обучения ребенку должно быть не более 25 лет. То есть если, к примеру, младший ребенок успешно самостоятельно поступил в образовательное учреждение и средства материнского капитала остались в семье, а старшему уже исполнилось на момент поступления младшего 26 лет, но у него нет образования, то он уже его не получит за счет средств капитала. И, соответственно, круг целей на которые семья может потратить данные средства уменьшается с 3-х пунктов до 2-х.

Что же касается формирования накопительной части трудовой пенсии по старости, то здесь все еще более запутано и не ясно, поскольку с 2015 года в Российской федерации все граждане, которые претендуют на трудовую пенсию будут получать не одну, а две пенсии - страховую и накопительную. Однако, как изменится законодательство за то время, пока мать достигнет возраста трудовой пенсии по старости, пока не известно. Да и сам возраст выхода на трудовую пенсию законодатель хочет увеличить для женщин с 55 лет до 60! Поэтому видится нецелесообразным ждать неизвестного будущего. И остается единственная возможность потратить средства семейного капитала -это на приобретение или реконструкцию жилого помещения. Часть 1 статьи 10 ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" четко указывает нам на что конкретно в этой сфере могут направляться средства материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении. Пункт 4 от. 10 вышеуказанного закона устанавливает, что жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей), с определением размера долей по соглашению родителей. Закон не обязывает родителей предоставить равные доли в жилом помещении детям, по случаю рождения которых, собственно, и предоставлялись средства материнского капитала. Получается, что дети самым никак не застрахованы и их интересы ставятся под угрозу, а должны быть главенствующими. Цены на жилье в различных регионах нашей страны колоссально варьируются, и если в Москве средства материнского капитала, а это на 2014 год -429 408,5 руб. не покрывают и 1/6 его стоимости, то в отдаленных регионах нашей страны этой суммы почти хватает на его приобретение. Проанализировав практику распределения долей, обращаем внимание на то, что некоторые родители определяют своим детям и 1/20, а некоторые 1/4. Но никто не обязывает их поделить все в равных долях, хотя бы между детьми, т.е. чтобы у обоих (троих и т.д.) детей в данном жилом помещении были равные доли. Плюс ко всему этому -выполнение обязанности по наделению детей долей неподконтрольно Пенсионному Фонду. Имеется ввиду ситуация, когда капитал используется для ипотеки, и выделение доли детей сразу не возможно, т.к. банки

не выдают кредиты на то жилье, в собственниках которого числятся несовершеннолетние дети. А это значит, что вполне возможно, что после погашения кредита, родители продадут квартиру, так и не выделив доли несовершеннолетним детям. Тут опять же не учитываются интересы ребенка.

Одной из наиболее острых проблем, возникших после вступление данного нормативно-правового акта в законную силу, стала проблема мошенничества, связанная с различными незаконными способами обналичивания средств материнского капитала. Ведь как известно, закон не предусматривает обналичивание и все цели, на которые предусмотрен расход средств оплачиваются Пенсионным Фондом посредствам безналичных расчетов. Схем мошенничества достаточно много, рассмотрим самые популярные из них. Для начала владелец сертификата оформляет ипотечный кредит, затем недобросовестная риэлтерская фирма заключает фиктивный договор, согласно которому мать якобы приобретает у фирмы квартиру. Заявление и все требуемые документы отправляются в Пенсионный фонд и материнские деньги перечисляются на счета банка. Также может встретиться способ, при котором жилье приобретается заведомо по завышенной цене, при этом остаток средств возвращается владелице сертификата. В этом случае, как правило, используют непригодную для жилья недвижимость, которую разбивают на несколько частей и продают по цене материнского капитала на момент сделки. Непригодной такая недвижимость является лишь de facto, de jure же все документы говорят об обратном. Такой вариант не подходит для крупных городов, где недвижимость стоит дорого, и средств капитала, конечно, не хватит для осуществления такой схемы. Однако, как говорилось выше, наша страна состоит не только из областных центров, и схема успешно работает в глубинке.

Далее немного о многодетных семьях. 14 июня 2011 года были внесены поправки в статью 28 Земельного кодекса. В соответствии с которой, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно (в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) земельные участки, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Обратившись к практике и опыту семей, которые уже проделали нелегкую работу по сбору всех документов на получение земельного участка в различных и инстанциях мы видим волну возмущений и недовольства. Во- первых участки выделяются на расстоянии намного больше 100 км от места жительства семьи, во-вторых они не оснащены необходимой инфраструктурой, а некоторые и вовсе находятся в местах, непригодных для возведения строительства. Ни газопроводами, ни электрическими сетями, ни водопроводами данные земли не оснащены. Но больше всего шокирует, что некоторые земельные участки предоставляются в местах захоронений. Все эти никак не вяжется с представлениями о счастливых летних каникулах в загородном доме. Очевидно, что и продать такую землю будет крайне сложно, ввиду перечисленных выше обстоятельств.

Как известно каждая многодетная семья имеет право на получение целого ряда пособий льгот и компенсаций. Однако пока только Москва является единственным городом нашей страны, где многодетные се-

126

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Буянова А., Новикова А.

мьи сохраняют право на их получение до достижения 18 лет младшим ребенком. Более половины льгот для многодетных семей существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. На федеральном уровне видится множество проблем и недостатков в законодательстве, которое в перспективе имеет очень хорошую зарисовку на будущее, но, к сожалению, в настоящее время механизм имеет существенные пробелы. Их решение в большинстве своем лежит на поверхности, однако очевидно, что до конца действия Федерального закона № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" изменения в него внесены не будут. Как заявил В.В. Путин, продление программы тоже не планируется. Конечно, проблема закона остается нерешенной. Однако в скором времени будет прекращено и его действие, но очень бы хотелось, чтобы в нашем государстве механизм поддержки семей, имеющих детей налаживался, а его действие было значительно продуктивнее.

Конечно развитие законодательной базы, как исходной точки отсчета в предоставлении социальных благ и защиты семей, имеющих детей, в том числе многодетных, крайне необходимо. Но помимо этого, также, в городской местности расширению возможностей для самообеспечения могли бы способствовать:

- развитие некоммерческих организаций, содействующих: трудоустройству многодетных родителей и их гражданскому объединению; выработке и распространению лучших практик решения специфических проблем многодетных семей;

- объединение усилий служб занятости и социальной защиты в трудоустройстве безработных многодетных родителей в рамках реализации социального контракта. Для лиц с ограниченным трудовым потенциалом наиболее эффективной видится следующая схема поддержки, стимулирующая экономическую активность: условием предоставления определенного денежного пособия через систему социальной защиты является некоторая приемлемая форма занятости на низкооплачиваемых работах;

- преференции безработным и молодежи из многодетных семей в активных программах занятости.

В сельской местности развитие возможностей самообеспечения в первую очередь связано с расширением доступности кредитных и лизинговых схем для личных подсобных хозяйств. Товарному развитию личного подсобного хозяйства будет способствовать укрепление институтов кооперации мелких сельскохозяйственных производителей.

Крайне необходимо и второе направление - расширение и совершенствование социальной поддержки детей из многодетных семей. Тот факт, что многодетные семьи отличаются несбалансированным питанием, заставляет вернуться к предложениям о введении системы специальных продуктовых талонов или сертификатов, позволяющих им приобретать определенные продукты питания в специальных торговых учреждениях по более низким ценам или бесплатно.

Литература:

1. Кузин А.А. Проблемы собственности страховых взносов//ж. Бизнес в законе 2014№1

2. Право социального обеспечения. Учебник под ред. В.Ш. Шайхатдинова М. Юрайт 2014

3. Право социального обеспечения. Учебное пособие под ред. Ю.П. Орловского М. Юрайт 2014

4. Право социального обеспечения, Учебник под ред. К.Н. Гусова. М. Проспект 2010

5. Силкина Е.А. Понятие терминологии права социального обеспечения // ж. Бизнес в законе №5 2013

6. Хмелевская С.А. Социальное обеспечение в конфликте интересов государства, гражданского общества и отдельного человека // ж.Пробелы в российском законодательстве №1 2014г.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.