Буянова А. В.
К ВОПРОСУ О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
3.5. К ВОПРОСУ О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ,
ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
Буянова Анастасия Владимировна, канд. юрид. наук, доцент Место работы: Финансовый Университет при Правительстве РФ
Аннотация: Статья раскрывает возникшие в период финансового кризиса, проблемы принимаемых государством мер по социальной защите семей, имеющих детей. Исследуются проблемы назначения и выплаты материнского капитала, а также установленные способы его возможного использования.
Особое место отведено вопросу о расширении круга лиц, имеющих право на получение материнского капитала. Автор анализирует существующее законодательство о социальной защите многодетных семей. Выявляет имеющиеся пробелы, формулирует предложения по его совершенствованию.
Ключевые слова: социальная поддержка семей, имеющих детей; многодетные семьи; льготы; материнский капитал; семья; демографическая политика; обналичивания средств материнского капитала; образование детей.
ONCE AGAIN THE QUESTION OF MEASURES OF SOCIAL SUPPORT TO
FAMILIES WITH CHILDREN
Buyanova Anastasia V., PhD in Law, associate professor
Work place: Finance University under the Government of the Russian Federation
Abstract: The article reveals which arose during the financial crisis, the problems of state actions on social protection of families with children. Explores the issues of appointment and payment of maternity capital, as well as established ways of its possible use. A special place is given to the question of enlarging the circle of persons entitled to receive the parent capital. The author analyzes the existing legislation on social protection of large families. Identifies gaps and makes proposals for its improvement.
Keywords: social support of families with children; large families; privileges; maternal capital; a family; population policy; cashing maternity capital; children's education.
По данным Переписи населения 2002 года численность населения России с 1989 по 2002 сократилась на 1,8 млн. Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжался демографический кризис. В этой связи государство стремительно начало активизировать демографическую политику.
В 2006 году был принят Федеральный закон № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Основной целью принятия данного закона являлось увеличение рождаемости в стране путем осуществления государственной поддержки каждой семье в виде материнского или семейного капитала. Данный закон предусматривает новую форму государственной поддержки семьи с детьми материнским или семейным капиталом. Однако срок действия данного закона заканчивается в декабре 2018 года, а это значит, что получить выплату материнского капитала женщина может только один раз и только в том случае, если ребенок родится до 31 декабря 2018 года. Но, несмотря на это, само получение сертификата и распоряжение его средствами, в соответствие с рассматриваемым законом, временем не ограничены. В настоящее время сложились противоречивые мнения об эффективности данной программы. Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что хоть программа и доказала свою эффективность, но после 2016 года она должна быть переформатирована: «Количество людей, которые попадают в эту программу, постоянно увеличивается. Нам нужно понять, государство справится с этим объемом или нет?». Министерство Финансов РФ уже проанализировало результаты программы за текущие годы и пришло к выводу, что с целью повышения эффективности расходов на поддержку детей и семей с детьми
необходимо эту программу прекратить, а средства, которые сейчас на нее идут, перераспределить между другими направлениями. Однако Федеральным законом №433-ФЗ от 30.12.2015 программа была продлена, но ненадолго, всего на 2 года, то есть до 31.12.2018г. Так какие же существенные недостатки содержит данный закон, и к каким последствиям они могут привести, в этом необходимо разобраться! Начнем с целей, которые строго регламентированы, и на которые дано право израсходовать капитал. Материнский капитал может быть потрачен на строго регламентированные цели: образование детей (в том числе соц. интеграция и адаптация детей инвалидов), улучшение жилищных условий семьи (приобретение, строительство и реконструкция, причем объект недвижимости должен находится на территории РФ) и формирование накопительной пенсии матери.
Говоря о поддержке семьи в целом, то прослеживается явная дискриминация в отношении второго родителя. Статья 7 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» не предусматривает расходование средств капитала для формирования накопительной части пенсии отца ребенка, несмотря на то, что оба родителя имеют равные права и обязанности в отношении воспитания детей.
Далее - сами цели, тут законодатель ставит жесткие рамки, и включает пункт о пенсии, ни строчки не упомянув о такой цели, как расходование средств капитала на лечение ребенка, в чем нуждаются миллионы детей в нашей стране. Очень многие семьи не раз поднимали этот вопрос, но в выдачи средств было отказано на законных основаниях. Ведь куда важнее решать проблемы в настоящем, чем заглядывать в далекое будущее и беззаботную старость. Здесь так же, приоритеты расставлены неправильно.
Исследуя вопрос и процедуру направления средств материнского капитала на получение образования ребенком (детьми), мы можем заметить явные пробелы и дискриминационные моменты. А именно: в соответствии со ст. 11 ФЗ-256 данные средства могут быть потрачены на получение ребенком образовательных услуг в любом образовательном учреждении, но только на территории РФ. Данная норма, конечно, очень патриотична. Однако думается, если семье можно было бы выбирать между любым образовательным учреждением, в том числе находящимся за пределами РФ, то практически однозначно родители выбирали бы получение ребенком международного диплома. Тем более, что данных средств может не хватить на получение образования в РФ в полном объеме (даже бакалавра). Тогда как для оплаты обучения в некоторых ВУЗах за границей их вполне будет достаточно.
Следующий пробел видится в возрасте ребенка, на получение образования которого могут быть направлены средства семейного капитала. Установлено, что на дату начала обучения ребенку должно быть не более 25 лет. То есть если, к примеру, младший ребенок успешно самостоятельно поступил в образовательное учреждение и средства материнского капитала остались в семье, а старшему уже исполнилось на момент поступления младшего 26 лет, но у него нет образования, то он уже его не получит за счет средств капитала. И, соответственно, круг целей, на которые семья может потратить данные средства уменьшается с 3-х пунктов до 2-х.
Что же касается формирования накопительной пенсии по старости, то здесь все еще более запутано и не ясно, поскольку с 2015 года в Российской федерации все граждане, рожденные после 1967г. получают не одну, а две пенсии - страховую и накопительную. Однако, как изменится законодательство за то время, пока мать достигнет возраста накопительной пенсии по старости, пока не известно. Да и сам возраст выхода на накопительную пенсию законодатель хочет увеличить! Поэтому видится нецелесообразным ждать неизвестного будущего. И остается единственная возможность потратить средства семейного капитала -это на приобретение или реконструкцию жилого помещения. Часть 1 статьи 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» четко указывает нам на что конкретно в этой сфере могут направляться средства материнского капитала в соответствии с заявлением о распоряжении. Пункт 4 ст. 10 вышеуказанного закона устанавливает, что жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей), с определением размера долей по соглашению родителей. Закон не обязывает родителей предоставить равные доли в жилом помещении детям, по случаю рождения которых, собственно, и предоставлялись средства материнского капитала. Получается, что дети самым никак не застрахованы и их интересы ставятся под угрозу, а должны быть главенствующими. Цены на жилье в различных регионах нашей страны колоссально варьируются, и если в Москве средства материнского капитала, а это на 2016 год - 453026 руб. не покрывают и 1/6 его стоимости, то в отдаленных регионах нашей страны этой суммы почти хватает на его приобретение. Проанализировав
практику распределения долей, обращаем внимание на то, что некоторые родители определяют своим детям и 1/20, а некоторые 1/4. Но никто не обязывает их поделить все в равных долях, хотя бы между детьми, т.е. чтобы у обоих (троих и т.д.) детей в данном жилом помещении были равные доли. Плюс ко всему этому -выполнение обязанности по наделению детей долей неподконтрольно Пенсионному Фонду. Имеется ввиду ситуация, когда капитал используется для ипотеки, и выделение доли детей сразу не возможно, т.к. банки не выдают кредиты на то жилье, в собственниках которого числятся несовершеннолетние дети. А это значит, что вполне возможно, что после погашения кредита, родители продадут квартиру, так и не выделив доли несовершеннолетним детям. Тут опять же не учитываются интересы ребенка.
Одной из наиболее острых проблем, возникших после вступление данного нормативно-правового акта в законную силу, стала проблема мошенничества, связанная с различными незаконными способами обналичивания средств материнского капитала. Ведь, как известно, закон не предусматривает обналичивание и все цели, на которые предусмотрен расход средств оплачиваются Пенсионным Фондом посредствам безналичных расчетов. Схем мошенничества достаточно много, рассмотрим самые популярные из них. Для начала владелец сертификата оформляет ипотечный кредит, затем недобросовестная риэлтерская фирма заключает фиктивный договор, согласно которому мать якобы приобретает у фирмы квартиру. Заявление и все требуемые документы отправляются в Пенсионный фонд и материнские деньги перечисляются на счета банка. Также может встретиться способ, при котором жилье приобретается заведомо по завышенной цене, при этом остаток средств возвращается владелице сертификата. В этом случае, как правило, используют непригодную для жилья недвижимость, которую разбивают на несколько частей и продают по цене материнского капитала на момент сделки. Непригодной такая недвижимость является лишь de facto, de jure же все документы говорят об обратном. Такой вариант не подходит для крупных городов, где недвижимость стоит дорого, и средств капитала, конечно, не хватит для осуществления такой схемы. Однако, как говорилось выше, наша страна состоит не только из областных центров, и схема успешно работает в глубинке.
Принятые 14 июня 2011 года поправки в статью 28 Земельного кодекса, в соответствии с которыми, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно (в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, находящиеся в государственной или муниципальной собственности) земельные участки, в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов РФ, (казалось бы) должны были помочь многодетным семьям с решением материальных и жилищных проблем. Однако, обратившись к практике и опыту семей, которые уже проделали нелегкую работу по сбору всех документов на получение земельного участка в различных и инстанциях, мы видим волну возмущений и недовольства.
Во-первых, участки выделяются на расстоянии намного больше 100 км от места жительства семьи,
во-вторых они не оснащены необходимой инфраструктурой, а некоторые и вовсе находятся в местах, непригодных для возведения строительства. Ни газопроводами, ни электрическими сетями, ни водопрово-
Буянова А. В.
К ВОПРОСУ О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
дами данные земли не оснащены.
Но больше всего шокирует, что некоторые земельные участки предоставляются в местах захоронений. Все эти никак не вяжется с представлениями о счастливых летних каникулах в загородном доме. Очевидно, что и продать такую землю будет крайне сложно, ввиду перечисленных выше обстоятельств.
Как известно каждая многодетная семья имеет право на получение целого ряда пособий льгот и компенсаций. Однако пока только Москва является единственным городом нашей страны, где многодетные семьи сохраняют право на их получение до достижения 18 лет младшим ребенком. Более половины льгот для многодетных семей существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. На федеральном уровне видится множество проблем и недостатков в законодательстве, которое в перспективе имеет очень хорошую зарисовку на будущее, но, к сожалению, в настоящее время механизм имеет существенные пробелы. Их решение в большинстве своем лежит на поверхности, однако очевидно, что до конца действия Федерального закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» изменения в него внесены не будут. Как заявил В.В. Путин, продление программы тоже не планируется. Конечно, проблема закона остается нерешенной. Однако в скором времени будет прекращено и его действие, но очень бы хотелось, чтобы в нашем государстве механизм поддержки семей, имеющих детей налаживался, а его действие было значительно продуктивнее.
Конечно развитие законодательной базы, как исходной точки отсчета в предоставлении социальных благ и защиты семей, имеющих детей, в том числе многодетных, крайне необходимо. Но помимо этого, также, в городской местности расширению возможностей для самообеспечения могли бы, на наш взгляд, способствовать:
- развитие некоммерческих организаций, содействующих: трудоустройству многодетных родителей и их гражданскому объединению; выработке и распространению лучших практик решения специфических проблем многодетных семей;
- объединение усилий служб занятости и социальной защиты в трудоустройстве безработных многодетных родителей в рамках реализации социального контракта. Для лиц с ограниченным трудовым потенциалом наиболее эффективной видится следующая схема поддержки, стимулирующая экономическую активность: условием предоставления определенного денежного пособия через систему социальной защиты является некоторая приемлемая форма занятости на низкооплачиваемых работах;
- преференции безработным и молодежи из многодетных семей в активных программах занятости.
В сельской местности развитие возможностей самообеспечения в первую очередь связано с расширением доступности кредитных и лизинговых схем для личных подсобных хозяйств. Товарному развитию личного подсобного хозяйства будет способствовать укрепление институтов кооперации мелких сельскохозяйственных производителей.
Крайне необходимо и второе направление - расширение и совершенствование социальной поддержки детей из многодетных семей. Тот факт, что многодетные семьи отличаются несбалансированным питани-
ем, заставляет вернуться к предложениям о введении системы специальных продуктовых талонов или сертификатов, позволяющих им приобретать определенные продукты питания в специальных торговых учреждениях по более низким ценам или бесплатно.
Проект-Предложение. Состояние окружающей среды, увеличивающееся число патогенных факторов, влияющих на иммунитет человека, и, в первую очередь, на иммунитет ребенка способствует увеличению числа заболеваемости тяжелыми заболеваниями и развитию различного рода патологий, особенно это касается больших городов.
В сложившейся ситуации, а также во исполнение федеральной программы стимулирования рождаемости, кажется необходимым создание такой программы, или же дополнить имеющуюся (Программа материнского капитала в соотв. с Федеральным законом № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».), которая поможет семьям, и в первую очередь многодетным и/или малоимущим, растить здоровое поколение граждан РФ. Первостепенными целями предлагаемой программы должны быть государственная помощь семьям в борьбе с тяжелыми заболеваниями детей и в реабилитационный период после таких заболеваний, а так же государственная помощь малоимущим и многодетным семьям в обеспечении их медикаментами.
Предлагается наделить правом на реализацию средств сертификата и на обращение за оказанием дополнительной медицинской помощи следующие категории граждан:
- женщин, родивших (усыновивших) одного и более детей;
- мужчин, являющихся единственными родителями (усыновителями) одного, двух, трех и более детей;
- родители одного и более детей, не воспользовавшиеся таким сертификатом и при достижении ими возраста страховой пенсии.
Не менее важно отметить, что сертификат в обязательном порядке будет персонифицирован. Это означает, что сертификат должен будет содержать такие данные, как фамилия, имя и отчество ребенка, дата рождения, сведения о родителях, номер свидетельства о рождении (по достижении ребенком 14 лет -серия и номер паспорта). Также это значит, что, не смотря на то, что распоряжение и пользование денежными средствами сертификата осуществляет законный представитель ребенка, право собственности на сертификат принадлежит ребенку, и оно не может быть отчуждено в пользу законных представителей, братьев и сестер (за исключением случаев, установленных в законе) и иных третьих лиц.
Право на получение сертификата возникает с момента рождения живого ребенка.
Сертификат может быть использован по следующим направлениям:
- оказание медицинских услуг, как на территории РФ, так и за ее пределами;
- медикаментозное обеспечение (в том числе на необходимое медикаментозное обеспечение, не входящее в перечень, утвержденный Правительством РФ);
- санаторно-курортное лечение (в том числе оплата проезда, проживания и питания лиц, сопровождающих ребенка).
При возникновении права на дополнительную медицинскую помощь, законные представители ребенка должны обратиться в территориальный орган Фонда обязательного медицинского страхования за получением государственного сертификата на оказание дополнительной медицинской помощи в любое время
после получения права на оказание дополнительной медицинской помощи. Это осуществляется путём подачи заявления с соответствующими документами. Решение о выдаче сертификата принимается в течение одного месяца (в экстренных случаях срок принятия решения составляет 5 рабочих дней) со дня приёма заявления. Основаниями для отказа в выдаче сертификата может служить:
- отсутствие права на оказание дополнительной медицинской помощи;
- прекращение права на оказание дополнительной медицинской помощи по соответствующим основаниям;
- представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на оказание дополнительной медицинской помощи;
- прекращение права на оказание дополнительной медицинской помощи в связи с использованием средств сертификата в полном объеме.
Одним из ключевых положений предлагаемого проекта является закрепление процесса реализации денежных средств сертификата. Как известно, процесс реализации средств денежных средств материнского капитала достаточно туманный и практически невозможный, так как имеется большое количество ограничений. В данной программе, так же как и по программе материнского капитала, обналичивание денежных средств не допускается. И поэтому предполагается следующий порядок использования средств:
При наступлении страхового случая законные представители ребенка обращаются в территориальный орган ФОМС для получения соответствующего решения.
Далее законные представители с копией такого решения и заявлением об оказании ребенку дополнительной медицинской помощи обращаются к главному врачу медицинского учреждения, который в течение трех дней (в экстренных случаях в течение одного дня) рассматривает его.
Наличие положительного решения главного врача позволяет приступить лечащему персоналу к оказанию дополнительной медицинской помощи больному ребенку незамедлительно.
Медицинская помощь, оказываемая за счет средств сертификата, должна быть максимально эффективна в рамках выделенной суммы. Аналогичный порядок предполагается для выделения средств на лекарства и санаторно-курортное лечение.
Размер сертификата на оказание дополнительной медицинской помощи, выдаваемый на первого ребенка, целесообразно определить в размере 500 000 рублей. При рождении второго и последующего ребенка размер сертификата будет составлять 250 000 рублей на каждого. В случае рождения близнецов, размер сертификата будет равняться 1 000 000 рублей. При этом предусматривается ежегодная индексация указанных сумм.
По достижению ребенком возраста 23 лет, выданный сертификат может быть переведен на имя родителей ребенка (его законных представителей) в равных долях.
В современных реалиях развития России и становления ее как социальное государство в полном объеме, предлагаемый проект может способствовать развитию ряду важнейших социальных институтов: семьи, материнства, детства. Увеличение мер социальной поддержки способствует развитию у граждан чувств защищенности и уверенности со стороны государства. Это, в свою очередь, способствует увеличению числа
семей, имеющих более одного ребенка, и может гарантировать улучшение демографической ситуации в нашей стране.
Список литературы:
1. Алистархов В. Недостатки жилищного законодательства при использовании материнского капита-ла//Жилищное право 2014, №3
2. Егоров В.: Материнский капитал // «ЭЖ-Юрист», 2013, № 50
3. Самсонова В.Детей-инвалидов поддержат // «ЭЖ-Юрист», 2016, № 6-7
4. Харламова М.Л. Соблюдение прав несовершеннолетних при направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условийМ// «Законность», 2013, № 6
5. Коротченкова И.И.Правовое обеспечение жилищных прав молодой семьи // «Судья», 2015, № 3//
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Буяновой А.В. «К вопросу о мерах по социальной
поддержке семей, имеющих детей.». Статья посвящена актуальной проблеме социально-обеспечительных отношений семей, имеющих детей. Исследуются размеры, условия назначения и выплаты материнского капитала. Особое место отведено направлениям использования материнского капитала. Автор критикует действующее законодательство, формулирует предложения по его совершенствованию.
Все вышеизложенное дает все основания рекомендовать статью Буяновой А.В. к публикации в научном журнале
Рецензент
канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права и права социального обеспечения НИУ ВШЭ
О.И. Карпенко