Научная статья на тему 'МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ'

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1134
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ / ФОРМЫ / ПОСОБИЯ / ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ / МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фадеева О.С.

В статье рассмотрено понятие меры социальной поддержки семей с детьми. Проанализированы виды мер социальной поддержки семей, имеющих детей (на примере Ивановской и Костромской областях). Раскрыты дискуссионные проблемы, предложены пути решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ»

УДК 340

О.С. Фадеева

МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ

В статье рассмотрено понятие меры социальной поддержки семей с детьми. Проанализированы виды мер социальной поддержки семей, имеющих детей (на примере Ивановской и Костромской областях). Раскрыты дискуссионные проблемы, предложены пути решения.

Ключевые слова: меры социальной поддержки семей с детьми, формы, пособия, ежемесячные денежные выплаты, компенсационные выплаты, материнский (семейный) капитал.

На данный момент социальная поддержка семей с детьми является одним из актуальных вопросов, так как это наиболее важное и приоритетное направление социальной политики в РФ, основной задачей которого является устранение существующих демографических проблем. Кроме того, дети это наиболее уязвимая и незащищенная категория населения, которая нуждается в социальной защите не только со стороны семьи, общества, но и государства.

В праве социального обеспечения под мерами социальной поддержке понимаются действия или совокупность действий со стороны общества для поддержания и удовлетворения специфических потребностей членов общества, сохранения ими социальных, бытовых и других отношений и связей с обществом. Таким образом, меры социальной поддержки предоставляются гражданам нуждающимся в социальной защите, в том числе, к которым относятся и семьи с детьми.

В РФ меры государственной социальной поддержки семьям с детьми могут быть предоставлены как в денежной, так и в натуральной форме. Нужно сказать, что понятия «мера» и «форма» не являются тождественными понятиями.

Выделяют следующие виды мер социальной поддержки семей, имеющих детей в денежной форме: пособия, ежемесячные денежные выплаты, компенсационные выплаты, материнский (семейный капитал), субсидии.

В соответствии с ФЗ от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» основными видами пособий являются: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие на ребенка; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитанию в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Например, ежемесячное пособие на ребенка является наиболее массовым видом социального пособия для семей с детьми и чаще всего единственным пособием, известным родителям. Поэтому самоустранение федерального законодателя от установления минимального стандарта ежемесячного пособия на детей в возрасте до 16 лет (учащегося - до 18 лет) нарушает права детей в сфере социального обеспечения.

Например, в соответствии с Законом Костромской области от 27 декабря 2004 года № 228-ЗКО «О ежемесячном пособии на ребенка в Костромской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в Костромской области, установленную на момент обращения за назначением ежемесячного пособия на ребенка. Размер ежемесячного пособия на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет устанавливается в размере 100 рублей.

Однако, в соответствии с Законом Ивановской области от 21.12.2004 года № 177 -ОЗ «О пособии на ребенка в Ивановской области» размер данного пособия составляет 236 рублей в месяц.

Таким образом, институт государственных пособий семьям с детьми практически утратил социально-экономическую значимость из-за незначительного размера этих пособий. Государство возлагает основные материальные заботы о ребенке на родителей или главным образом на них.

© О.С. Фадеева, 2018.

Вестник магистратуры. 2018. № 9-2(84)

ISSN 2223-4047

Существует множество актуальных проблем в этой области, которые остаются неразрешенными как в теории, так и на практике. Одной из таковых, по мнению Н.А. Кондаковой, является фрагментарный характер предоставления мер социальной поддержки. Это выражается в том, что финансовая помощь в виде установленных законом государственных пособий направлена на стимулирования рождения ребенка и поддержку только до достижения ребенком 1,5 лет. [1] Нужно сказать, что в федеральном законодательстве определен исчерпывающий перечень государственных пособий и все они предоставляются только до 1,5 лет, тем самым это не обеспечивает достижение такой цели, как улучшение условий жизни семей, имеющих детей.

На наш взгляд, одним из решений данной проблемы является введение дополнительных мер социальной поддержки семей, имеющих детей. К таковым относятся, например, материнский (семейный) капитал, так как по общему правилу денежные средства материнского капитала могут быть использованы только по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей путем подачи заявления о распоряжении. Мы видим, что данная дополнительная мера предоставляется после 1,5 лет.

Существует также еще одна не менее актуальная проблема относительно правовой природы материнского (семейного) капитала. А.Н. Ахмедшина полагает, что материнский (семейный) капитал является новым видом социального обеспечения. [5] О.В. Давидян и К.В. Давидян считают, что «материнский (семейный) капитал как по содержанию, так и по условиям предоставления отличается от видов социального обеспечения в денежной или натуральной форме (пенсий, пособий, компенсационных выплат и социальных услуг), так как его можно получить и расходовать только по трем направлениям, строго определенным в законе». [6] Однако нужно отметить, что ФЗ от 28.11.2015 N 348-Ф3 введено еще одно альтернативное направление использования материнского капитала - для приобретения товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в обществе детей-инвалидов.

H.В. Грек включает институт материнского капитала в состав комплексного института государственной социальной помощи, который объединяет правовые нормы, регулирующие не только предоставление помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и малообеспеченным, но и другие нормы, в соответствии с которыми государство признает определенные обстоятельства социально значимыми для общества и готово их урегулировать. [7] Мы не согласны с такой позицией, поскольку считаем, что государственная социальная помощь предоставляется с учетом нуждаемости, а условия получения материнского капитала этого не требуют. На наш взгляд, институт материнского (семейного) капитала является составной частью института социальных выплат наряду с пособиями, субсидиями и компенсационными выплатами.

Компенсационные выплаты были впервые введены в социально-обеспечительное законодательство в 90-х годах XX века.

В науке права социального обеспечения существует проблема определения правовой природы данных выплат. Например, А.С. Моисеева считает, что компенсационные выплаты рассматриваются как «новый самостоятельный вид социального обеспечении». [2] Однако, Т.И. Волостнова отождествляет компенсационные выплаты с пособиями. [3]

B.C. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук формулируют определение понятия социально-обеспечительных компенсаций как предоставлений имущественного (натурального) характера, направляемых в адрес нуждающихся граждан с целью оказания им помощи по восстановлению утраченного имущественного положения на основаниях, условиях, в размере и в порядке, установленных действующим законодательством. [4]

Компенсационные выплаты есть самостоятельный вид социальных выплат, отличный от пособий и обладающий следующими признаками: 1) предоставляются при наступлении социальных рисков с целью возмещения предстоящих или понесенных расходов; 2) виды и размеры компенсаций устанавливаются в законодательстве; 3) финансируются из бюджетных средств; 4) предоставляются безвозмездно и безвозвратно.

Одним из наиболее значимых видов компенсационных выплат семьям с детьми является компенсация родителям части платы за содержание ребенка в учреждениях дошкольного образования, что позволяет частично возместить семье расходы на содержание ребенка. Введение этой выплаты было нацелено на решение проблемы охвата детей дошкольным образованием, которая в

последние годы значительно обострилась. Охват детей дошкольным образованием по данным Росстата составляет всего 59,4%. В среднем на 100 мест в детских садах приходится 106 детей.

Библиографический список

I.Кондакова Н.А. Современная социальная поддержка семей с детьми // Проблемы развития территории. - 2015. -№ 3(77).

2.Моисеева А.С. Меры социальной поддержки многодетных семей // Россия и Европа: связь культуры и экономики: М-лы XIV междунар. науч.-практ. конф. Прага, 29.02.2016. Отв. ред.: Н.В. Уварина. Кузбасс: Издательство Кузбасского государственного университета, 2016

3.Волостнова Т.И. Право социального обеспечения: учеб.-практ. пособие. Саранск, 2017.

4.Аракчеев B.C., Агашев Д.В., Гречук Л.А. Право социального обеспечения России: учеб. пособие. Томск, 2006. Ч.

1.

5.Ахмедшина А.Н. Право на материнский (семейный) капитал в системе мер социального обеспечения // Журнал российского права. - 2009. - № 1.

6.Давидян О.В., Давидян К.В. Материнский капитал как один из способов решения демографической ситуации в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2010. - № 12-2.

7. Грек Н.В. Материнский капитал: национальная демографическая политика в действии // Дискуссия. - 2012. - №

10.

ФАДЕЕВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА - магистрант, Ивановский государственный университет (г. Иваново), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.