Научная статья на тему 'Меры предупреждения борьбы с коррупцией на предприятиях'

Меры предупреждения борьбы с коррупцией на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
379
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / меры по борьбе с коррупцией / коррупция на предприятии / обязанности / государственный служащий / corruption / measures to combat corruption / corruption in the enterprise / duties / civil servant.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В В. Слепова

В статье проанализировано законодательство в сфере коррупционной преступности. Также рассмотрены методы по предупреждению коррупции на предприятиях. В работе рассматриваются обязанности работников и самой организации, которые направлены на предупреждение и пресечение коррупционной преступности. Показано в чём состоит взаимодействие работников предприятия с правоохранительными органами и наоборот. Затрагивается вопрос ограничения государственных и муниципальных служащих в рассматриваемом вопросе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO PREVENT AND COMBAT CORRUPTION IN ENTERPRISES

The article analyzes the legislation in the field of corruption crime. Methods for preventing corruption in enterprises are also considered. The article deals with the duties of employees and the organization itself, which are aimed at preventing and suppressing corruption crime. It is shown what is the interaction of employees with law enforcement agencies and Vice versa. The question of restriction of the state and municipal employees in the considered question is touched.

Текст научной работы на тему «Меры предупреждения борьбы с коррупцией на предприятиях»

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В.В. Слепова, студент

Научный руководитель: Р.Р. Хаснутдинов, канд. юрид. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11672

Аннотация. В статье проанализировано законодательство в сфере коррупционной преступности. Также рассмотрены методы по предупреждению коррупции на предприятиях. В работе рассматриваются обязанности работников и самой организации, которые направлены на предупреждение и пресечение коррупционной преступности. Показано в чём состоит взаимодействие работников предприятия с правоохранительными органами и наоборот. Затрагивается вопрос ограничения государственных и муниципальных служащих в рассматриваемом вопросе.

Ключевые слова: коррупция, меры по борьбе с коррупцией, коррупция на предприятии, обязанности, государственный служащий.

На протяжении последних десятилетий вопрос борьбы с коррупцией является актуальным для нашей страны, поскольку это одна из главных задач международного общества.

Множество было заключено и принято конвенций, направленных на эффективное применение мер по борьбе с коррупцией и ратифицированных Российской Федерацией. Так, например, были приняты: «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции»; Конвенция Совета Европы «Об уголовной ответственности за коррупцию» и Конвенция ООН «Против транснациональной организованной преступности». К основным задачам данных документов относилось:

- в первую очередь проведение уголовной политики, основной целью которой является защита государства и общества от коррупционных преступлений;

- принятие профилактических мер и необходимого законодательства в сфере коррупции;

- принятие административных мер по выявлению коррупционных деяний среди должностных лиц, а также назначение наказания за них;

- поддержание международного сотрудничества в борьбе с коррупцией [1].

Что касается методов борьбы с коррупцией, то здесь в первую очередь стоит отметить, что, не смотря на активное дейст-

вие по предупреждению коррупции со стороны государства, не многие организации, предприятия и физические лица знают о том, что их участие в борьбе с коррупцией закреплено ФЗ «О противодействии коррупции» и что они должны принимать эффективные меры по её предупреждению [2].

В ст. 13.3 вышеназванного закона содержатся меры, которые применяются организациями в борьбе с коррупцией, к ним в частности относятся: сотрудничество с правоохранительными органами; предотвращение конфликтов интересов; непозволение составления поддельных документов; принятие кодекса этики работников организаций и т.д.

Прокуратура в последнее время стала чаще проводить проверки организаций на предмет соблюдения вышеуказанных мер путём запросов на предоставление в короткие сроки необходимых документов.

При этом в 1 полугодии 2019 года прокурорами уже выявлено свыше 2 300 нарушений, связанных с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в связи с чем внесено более 1000 представлений, по результатам рассмотрения которых свыше 800 должностных лиц привлечено к ответственности, 46 лиц уволено в связи с утратой доверия. Например, по результатам рассмотрения представления Генеральной прокуратуры с

подобной формулировкой уволена руководитель Управления территориального подразделения одного государственного органа. Ею рассматривались дела об административных правонарушениях, совершенных руководителем филиала организации, который являлся ее супругом. И в отсутствие оснований по каждому из дел чиновница выносила решения с назначением минимального наказания в виде предупреждения. Мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов она не предприняла, представителя нанимателя в установленном законом порядке не уведомила, самоотвод не заявляла, за что и была уволена [7].

В Антикоррупционной политике организации прописаны обязанности, самой организации, а также её работников, которые касаются предупреждения и противодействия коррупции. Такие обязанности могут быть как общими, которые относятся ко всем работникам и специальные, затрагивающие отдельные категории сотрудников [3].

К общим обязанностям можно отнести, к примеру, принятие любых мер по недопущению конфликтов интересов, а также уведомлять руководителя организации о возникновении таких конфликтов. Специальные же обязанности устанавливаются, например, для руководства предприятия, для лица, который осуществляет внутренний контроль и т.д. Нередко как общие, так и специальные обязанности могут быть прописаны в трудовом договоре. Так, если работник нарушит обязанности по противодействию и предупреждению коррупции, то работодатель на основании трудового договора может применить меры дисциплинарного взыскания.

Во внутренний локальный документ можно прописать конкретные мероприятия, которые собирается проводить организация по противодействию и предупреждению коррупции. В частности, это принятие кодекса этики и служебного поведения сотрудников, который позволит установить и раскрыть основные правила и принципы служебного поведения работников. Такой документ нередко запрашивают на проверку надзорные органы. О

принятие данного антикоррупционного документа, а также иных локальных нормативных актов уведомляют всех сотрудников организации под роспись. Доступ к текстам таких документов должен быть открытым и свободным для работников.

Взаимодействие же и сотрудничество предприятия с правоохранительными органами может быть предопределено на основании оказания содействия сотрудникам правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок либо при проведении мероприятий по расследованию преступлений коррупционной направленности.

Что касается предотвращения конфликта интересов, то в этом случае рекомендуется принять такой локальный нормативно-правовой акт - Положение о конфликте интересов внутри конкретной организации. Такое положение, соответственно, должно распространяться на всех работников без исключения. Такой документ должен содержать прописанные способы разрешения возникающих конфликтов интересов.

Необходимо также отметить, что существуют ограничения для гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им гражданско-правового или трудового договора. Об этом нам свидетельствует ст. 12 ФЗ «О противодействии коррупции». Это является ещё одной обязанностью, которую необходимо учитывать, так как исполнение данной обязанности может быть проверено надзорными органами.

Как следует из п.4 ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции», а также из Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29 при заключении трудового либо гражданско-правового договора с лицом, замещавшим должности государственной или муниципальной службы (перечень должностей установлен Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 г. № 557), работодатель в течение 2 лет после его увольнения со службы обязан в 10-дневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или му-

ниципального служащего по последнему Таким образом, меры по предупрежде-

месту его службы [4, 5]. нию коррупции, которые предпринимают-

Важно отметить, что за незаконное при- ся на предприятиях являются сложными, влечение к труду таких служащих либо но они, как следует из нашего исследова-бывших служащих влечёт административ- ния, всё же есть. Как правило, такие меры ную ответственность в виде штрафа со- не только должны быть закреплены доку-гласно ст. 19.29 КоАП РФ [6]. ментально, но также должны исполняться

с письменным подтверждением.

Библиографический список

1. Кабиров Д.Э., Шалагин А.Е. Приоритетные направления предупреждения коррупционной преступности на современном этапе // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - №1 (19). - С. 63-67.

2. Федеральный закон от 25.12.2008 г. №273-Ф3 «О противодействии коррупции» // Росс. газ. 2008. 30 декабря. № 266.

3. Воробьев А. В. Современные подходы к понятию коррупции, коррупционной преступности и коррупционных преступлений // Проблемы экономики и юридической практики. - 2015. - №4. - С. 112-115.

4. Постановление Правительства РФ от 21.01.2015 г. №29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. 26 января. №4. Ст. 668.

5. Указ Президента РФ от 18.05.2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Росс. газ. 2009. 20 мая. № 89.

6. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2002. 7 января. №1.

7. Официальный сайт Генеральной прокураторы Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://genproc.gov.ru/ (дата обращения: 24.10.2019).

MEASURES TO PREVENT AND COMBAT CORRUPTION IN ENTERPRISES V.V. Slepova, Student

Supervisor: R.R. Khasnutdinov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. The article analyzes the legislation in the field of corruption crime. Methods for preventing corruption in enterprises are also considered. The article deals with the duties of employees and the organization itself, which are aimed at preventing and suppressing corruption crime. It is shown what is the interaction of employees with law enforcement agencies and Vice versa. The question of restriction of the state and municipal employees in the considered question is touched.

Keywords: corruption, measures to combat corruption, corruption in the enterprise, duties, civil servant.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.