УДК 631
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коротких Юлия Сергеевна, ассистент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный аграрный университет -МСХА имени К. А. Тимирязева», г. Москва, РФ.
Аннотация: В статье рассмотрены вопросы поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства в виде государственной программы развития сельского хозяйства, целью которой является повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической модернизации товаропроизводителей.
Ключевые слова: сельское хозяйство; государственная программа развития сельского хозяйства; федеральный бюджет; сельскохозяйственная техника; производители техники; тракторы; зерноуборочные комбайны; кормоуборочные комбайны.
MEASURES OF SUPPORT OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF AGRICULTURAL INDUSTRY IN THE RUSSIAN
FEDERATION Korotkikh Yulia Sergeevna, assistant, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Russian Timiryazev
State Agrarian University», Moscow, Russia.
Summary: In article questions of support of technical and technological modernization of agricultural industry in the form of the state program of development of agricultural industry which purpose is increase in efficiency and competitiveness of production of agricultural producers due to technical modernization of producers are considered. Keywords: agricultural industry; state program of development of agricultural industry; federal budget; agricultural machinery; equipment manufacturers; tractors; combine harvesters; forage harvesters.
В целях поддержки технической и технологической модернизации сельского хозяйства Правительством Российской Федерации реализуются следующие меры поддержки:
• предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на
возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на приобретение сельскохозяйственной техники;
• организация механизма финансовой аренды (лизинга);
• предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной тех-
нике с целью снижения ее стоимости для сельхозпроизводителей на 15%;
• субсидирование части затрат сельскохозяйственных производителей на приобретение техники;
• реализация ведомственных проектов и программ [1].
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2015-2020 годы включает в себя подпрограмму «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», основное мероприятие «Обновление парка сельскохозяйственной техники».
Одной из целей подпрограммы является повышение эффективности и кон-
курентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической модернизации производства.
Прогнозируется достижение целевых индикаторов по объемам реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям (тракторов, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов), а также рост рынка сельскохозяйственного коммерческого лизинга к предыдущему году (табл. 1).
Для достижения целевых индикаторов и показателей подпрограммы предусмотрено ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета (табл. 2).
Показатели 2016 г. 2017 г.
2013 г. 2014 г. 2015 г. базовый вариант оптимальный вариант базовый вариант оптимальный вариант
Объемы реализации производителями новой сельскохозяй-
ственной техники
сельскохозяйствен-
ными товаропроизводителями, шт.:
тракторы - 11222 1360 1200 1534 1100 1682
комбайны:
зерноуборочные - 937 830 702 900 593 1200
кормоуборочные - 234 207 176 176 148 148
Рост рынка сельскохозяйственного коммерческого лизинга к предыдущему году, % - - 138,5 - 124,1 - 109,8
Таблица 1
Прогнозные значения показателей (индикаторов) реализации подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» Госпрограммы, основное мероприятие «Обновление парка сельскохозяйственной техники»
Таблица 2
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального
бюджета
Мероприятие 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Обновление парка сельскохозяйственной техники, млн р. 2000 1570 1900 1862 1961
Развитие рынка лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования, млн р. - - - 1000 1000
Производители сельскохозяйственной техники в 2014 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» (на основании данного постановления субсидии предоставляются производителю в размере 15 % от стоимости сельскохозяйственной техники) реализовали сельскохозяйственным товаропроизводителям 1844 ед. техники, что соответствует 76,9 % прогнозного значения целевого индикатора (572 шт. или 22,9 % в 2013 году), в том числе 191 трактор или 15,6 % (37 шт. или 3 % в 2013 году), 1584 шт. или 169 % (515 шт. или 50,7 % в 2013 году) зерноуборочных, 69 шт. или 29,5 % (20 шт. 7,8 % в 2013 году) кормоуборочных комбайна и 1209 шт. (193 шт. в 2013 году) других видов техники; всего - 3053 шт. (765 шт. в 2013 году). Основной объем реализации сельскохозяйственной техники приходится на Республику Башкортостан, Воронежскую, Орловскую, Саратовскую, Омскую, Тамбовскую Ростовскую области, Краснодарский и Алтайский края. Однако в 18 субъектах Российской Федерации реализация техники по постановлению не осуществлялась (32 региона в 2013 году).
В 2014 году суммарный объем субсидий из федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники (32
предприятия сельскохозяйственного машиностроения, 23 - в 2013 г.) на возмещение затрат на производство в соответствии с поступившими заявками составил 1570 млн р. (82,6% лимита бюджетных обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом на 2014 году) (430 млн р. или 18,7% в 2013 году). При этом основная доля субсидий приходится на ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» 1 234 998 млн р., что составляет 65 % лимита бюджетных обязательств, предусмотренных федеральным бюджетом на 2014 год.
По информации, предоставленной производителями сельскохозяйственной техники, полученные ими субсидии были направлены на инвестиции в основное производство и разработку, освоение новых видов сельскохозяйственной техники или модернизацию моделей сельскохозяйственной техники.
Неиспользованная сумма субсидий составила 330 млн р., она была направлена на другие цели. Основной причиной недоиспользования запланированных ресурсов по данному направлению является недостаток собственных и заемных источников финансирования у сельскохозяйственных товаропроизводителей для приобретения техники.
В 2014 году с целью совершенствования Правил, в них внесены изменения, предусматривающие расширение перечня сельскохозяйственной техники и порядка
расчета цены на текущий финансовый год для модификации сельскохозяйственной техники, полная спецификация и цена на которые были представлены производителем в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в 2013 году, а также включена возможность компенсировать затраты при реализации техники через лизинговые компании (постановле-
Приобретено новой сельскохозяй
ния Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 115 и от 30 июля 2014 г. № 728) [2, 3].
По данным Минсельхоза России, в 2015 году было приобретено 10,5 тыс. основных видов техники, что связано с удорожанием сельскохозяйственной техники и кредитных ресурсов (табл. 3).
Таблица 3 твенной техники за 2015 год, шт.
Тракторы Комбайны
зерноуборочные кормоуборочные
Российская Федерация, всего 7112 3263 575
Для того, чтобы остановить выбытие основных видов сельскохозяйственной техники, необходимо ежегодно приобретать минимум 20 тыс. тракторов, 8 тыс. зерно- и 2 тыс. кормоуборочных комбайнов, а также иметь региональные программы по технической и технологической модернизации.
В 2014 году энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций, по данным Минсельхоза России, составила 149,1 л.с. на 100 га посевных площадей (167,1 л.с. на 100 га в 2013 году), что связано с выбытием техники со сроком эксплуатации более десяти лет и недостаточными объемами приобретения новой техники [4].
В обновлении парка техники участвовали институты развития: ОАО «Росагро-лизинг» и ОАО «Россельхозбанк».
Кроме того, в 2014 году в 49 субъектах Российской Федерации действовали региональные программы, предусматривающие компенсацию части затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования (в 36 субъектах в 2013 году) с общим объемом финансирования из региональных бюджетов более 8,8 млрд р.
(более 4 млрд р. в 2013 году).
Определен перечень отдельных технологических операций, которые должен выполнять производитель сельхозтехники на территории России. При этом предусмотрено, что в отношении сельскохозяйственной техники, разработанной в результате научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по государственному контракту, заключенному с Минпромторгом России, этот перечень не применяется.
Требование Правил признается исполненным, если при производстве сельхозтехники отдельная технологическая операция, указанная в Правилах, была произведена на территории России, а ее результаты были использованы при выполнении других технологических операций на территории другого государства - члена ЕАЭС. Принятые решения будут способствовать повышению доступности приобретения сельхозтехники и увеличению объема поставок этой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям
[5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кузьмин В. Н. Разработка программ технического оснащения сельского хозяйства // Техника и оборуд. для села. - 2013. - № 1 - С. 2-7.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. № 115 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» // Собр. законодательства Российской Федерации. -2014. - № 8. - Ст. 812.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. № 728 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2014.
- № 31. - Ст. 4501.
4. Чутчева Ю. В. Направления повышения инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина. - 2009. - № 8-1. - С. 13-15.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2015 г. № 550 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники» // Собр. законодательства Российской Федерации. - 2015.
- № 24. - Ст. 3471.
REFERENCES
1. Kuz'min V. N. Razrabotka programm tekhnicheskogo osnashcheniya sel'skogo khozyaystva // Tekhnika i oborud. dlya sela. - 2013. - № 1 - S. 2-7.
2. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 fevralya 2014 g. № 115 «O vnesenii izmeneniy v Pravila predostavleniya subsidiy proizvoditelyam sel'skokhozyaystvennoy tekhniki» // Sobr. zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. - 2014.
- № 8. - St. 812.
3. Postanovlenie Pravitel'stvaRossiyskoy Federatsiiot30 iyulya2014g.№728«0 vnesenii izmeneniy v Pravila predostavleniya subsidiy proizvoditelyam sel'skokhozyaystvennoy tekhniki» // Sobr. zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. - 2014. - № 31. - St. 4501.
4. Chutcheva Yu. V. Napravleniya povysheniya investitsionnoy aktivnosti sel'skokhozyaystvennykh predpriyatiy // Vestnik Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya vysshego professional'nogo obrazovaniya Moskovskiy gosudarstvennyy agroinzhenernyy universitet imeni V.P. Goryachkina. - 2009. - № 8-1. -
5. 13-15.
5. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 4 iyunya 2015 g. №2 550 «O vnesenii izmeneniy v Pravila predostavleniya subsidiy proizvoditelyam sel'skokhozyaystvennoy tekhniki» // Sobr. zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. - 2015. - № 24. - St. 3471.
Материал поступил в редакцию 21.11.2016
© Коротких Ю. С., 2016