Научная статья на тему 'МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЮ КАЛМЫЦКОЙ СТЕПИ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЮ КАЛМЫЦКОЙ СТЕПИ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРИЗРЕНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ НУЖДАЮЩИМСЯ / КАЛМЫКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мацакова Наталья Петровна, Оконова Людмила Вячеславовна, Амаева Даглара Владимировна

Современная социально-экономическая ситуация в стране вновь поставила на повестку дня необходимость активизации социальной деятельности как со стороны государства, так и со стороны общества. В связи с этим интерес вызывает исторический опыт такой деятельности. Целью статьи является изучение различных мер государственной и общественной поддержки разным категориям нуждающегося населения, которые предпринимались в Калмыцкой степи Астраханской губернии в XIX - начале XX в. Привлечение широкого круга теоретической литературы, архивных материалов и научных статей позволило добиться решения поставленных целей и задач исследования. Впервые изучен комплекс внутренних и внешних причин, предпосылок и особенностей развития благотворительности, государственного и общественного призрения в Калмыцкой степи Астраханской губернии в рассматриваемый период. В частности, обращается внимание на увеличение потребности калмыцкого населения в социальной защите. Были определены основные субъекты и объекты благотворительности и социальной деятельности. Выявлено, что государственная и общественная поддержка калмыцкого населения осуществлялась разными методами и в различных формах, с привлечением средств из различных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мацакова Наталья Петровна, Оконова Людмила Вячеславовна, Амаева Даглара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT AND PUBLIC ASSISTANCE IN THE KALMYK STEPPE OF ASTRAKHAN GOVERNORATE IN XIX - EARLY XX CENTURIES

The need to develop social performance from both government and society is once again of utmost importance in modern socio-economic situation of the country. In this regard historical record for such activities should be reviewed. The purpose of this article is to study various government and public support measures for different categories of people in need taken in the Kalmyk steppe of Astrakhan Governorate in XIX - early XX centuries. The goals and objectives of the study have been met by using a wide range of theoretical literature, archive materials and academic papers. The study included internal and external causes, prerequisites and features of charity development, government and public assistance in the Kalmyk steppe of Astrakhan Governorate at the period in question. It has also drawn attention to an increased demand of Kalmyk population in social care. As a result, the study defined key players and objects for charity and social performance and indicated that government and public assistance for the Kalmyk population was carried out in various methods involving diverse funds.

Текст научной работы на тему «МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЮ КАЛМЫЦКОЙ СТЕПИ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

13. Kidimiyazov D.S. Znachenie Vladikavkazskoy zhe-leznoy dorogi v integratsii gorodov Severnogo Ka-vkaza v edinyy vserossiyskiy rynok [The value of the Vladikavkaz railway in the integration of the cities of the North Caucasus into a single All-Russian market]. In: Severokavkazskiy gorod v regionalnom is-toricheskom protsesse: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [North Caucasian city in the regional historical process: Materials of the international scientific conference]. Makhachkala, Aleph, 2017, pp. 136-148.

14. Anfimov A.M. Otechestvennaya istoriya, 1994, no. 3, pp. 58-76.

15. Smimov V.S. Otechestvennaya istoriya, 1999, no. 2, pp. 3-7.

16. Istorija narodov Severnogo Kavkaza (konets XVIII v. - 1917 g.) / otv. red. A.L. Narochnitskiy [History of the peoples of the North Caucasus (late 18th century - 1917) / Ed. by A.L. Narochnitsky]. Moscow, Nauka, 1988, 659 p.

17. Guseynov M.Sh. Rossiya i industrialnoe razvitie Dagestana. Konec XIX - 30-e gg. XX v. [Russia and the industrial development of Dagestan. Late XIX -30s XX century]. Makhachkala, Yupiter, 2004, 376 p., р.49.

Поступила в редакцию 25 августа 2021 г.

УДК 94(470.47).08

DOI 10.18522/2072-0181-2021-107-3-108-116

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЮ КАЛМЫЦКОЙ СТЕПИ АСТРАХАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Н.П. Мацакова, Л.В. Оконова, Д.В. Амаева

GOVERNMENT AND PUBLIC ASSISTANCE IN THE KALMYK STEPPE OF ASTRAKHAN GOVERNORATE IN XIX - EARLY XX CENTURIES

N.P Matsakova, L.V. Okonova, D.V. Amaeva

Рыночные реформы 1990-х гг. в России привели к резкому ухудшению материального положения различных слоев населения, появлению таких негативных социальных явлений, как бездомность, нищенство, беспризорность и голод. Возникла

Мацакова Наталья Петровна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, документоведения и архивоведения Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. Пушкина, 11, e-mail: matsakova_np@mail.ru, т.: 8(84722) 34622;

Оконова Людмила Вячеславовна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, документоведения и архивоведения Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, г. Элиста, Республика Калмыкия, ул. Пушкина, 11, e-mail: okonova.lv@gmail.com, т.: 8(84722) 3462;

Амаева Даглара Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, документоведения и архивоведения Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, 358000, г. Элиста, Республика Калмыкия, ул. Пушкина, 11, e-mail: amaevadv@yandex.ru, т.: 8(84722) 34622.

острая необходимость пересмотра основ социальной политики и перестройки административных органов управления. В связи с этим усилился интерес к историческому прошлому нашего государства и опыту передовых стран в развитии социальной сферы.

Natalya Matsakova - Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, 11 Pushkin Street, Elista, Republic of Kalmykia, 358000, e-mail: matsakova_np@mail.ru, tel.: 8(84722) 34622;

Ludmila Okonova - Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, 11 Pushkin Street, Elista, Republic of Kalmykia, 358000, e-mail: matsakova_np@mail.ru, tel.: 8(84722) 34622;

Daglara Amaeva - Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, 11 Pushkin Street, Elista, Republic of Kalmykia, 358000, e-mail: matsakova_np@mail.ru, tel.: 8(84722) 34622.

Следует отметить, что оказание социальной помощи нуждающимся - одна из главных функций любого государства. На Руси издревле было принято помогать бедствующим, а с принятием христианства эта традиция приобрела дополнительное содержание. Становление системы государственного призрения можно отнести ко второй половине XVII - XIX в., когда оформляется административная система помощи и поддержки, включающая в себя как соответствующие органы, так и различные меры в отношении разных слоев населения, а также необходимую законодательную базу. К началу XX в. в России сформировалось три основных направления оказания социальной помощи нуждающимся: государственное, церковное и общественное. В зависимости от конкретно-исторических, социально-экономических и территориальных условий изменялись формы и методы оказания помощи.

Данная тематика рассматривается нами в рамках общероссийской и региональной историографии. Больший интерес представляют работы дореволюционного и современного периодов. В СССР исторический опыт практики оказания социальной помощи в Российской империи не был востребован и, соответственно, не изучался.

Дореволюционная отечественная историография представлена работами В.Ф. Де-рюжинского, П.И. Лыкошина, Е.Д. Максимова и др. [1-3]. Обращает на себя внимание исследование «Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности в России», в которой рассматривается история становления филантропии с допетровских времен и до правления Николая I. Кроме того, освещается работа известных благотворительных организаций и государственных структур [2]. Региональная тематика освещена в работах И.А. Житецкого, И.С. Иванова, М.С. Ры-бушкина, в которых рассматриваются отдельные примеры благотворительности и меценатства в Астраханской губернии [4-6].

Современная российская историография включает в себя широкий круг диссертационных исследований и научных трудов. К первым относятся работы Е.Ю. Горбуновой, Е.В. Дуплий, Т.Б. Кононовой, О С. Поповой, характеризующие общероссийский и региональный аспекты организации благотворительной деятельности [7-10]. Ко второй группе нами отнесены научные статьи, в которых затрагиваются многие дискуссионные вопросы: различные точки зрения на понятийный аппарат [11], историографиче-

ские аспекты изучения темы [12], региональные особенности, направления и формы благотворительной деятельности [13] и др. Развитие и территориальные аспекты государственного призрения и общественной благотворительности в Астраханской губернии, в том числе в Калмыцкой степи, рассматриваются в трудах Е.И. Гера-симиди, И.В. Лиджиевой, В.Н. Авлиева [14-17].

Целью данной статьи является изучение мер государственной и общественной поддержки населения Калмыцкой степи Астраханской губернии в XIX - начале XX в. Ее достижение предполагается путем решения следующих задач:

- изучение причин, предпосылок и особенностей развития благотворительности, государственного и общественного призрения в Калмыцкой степи Астраханской губернии в рассматриваемый период;

- определение субъектов и объектов благотворительности и социальной деятельности;

- рассмотрение направлений, форм и методов государственной и общественной поддержки калмыков.

Фактическим материалом для статьи послужили делопроизводственные материалы российских архивов (Российского государственного исторического архива, Государственного архива Астраханской области, Национального архива Республики Калмыкия) и труды дореволюционных и современных исследователей.

Исследование проводилось с использованием проблемно-аналитического, историко-сис-темного и ретроспективного методов. На основе проблемно-аналитического метода выявлена конкретная проблема мер государственной и общественной поддержки калмыцкому населению в рассматриваемый период. Историко-сис-темный метод позволил установить взаимосвязи и взаимодействие объектов (различные категории нуждающихся) и субъектов общественного призрения (государство, церковь, общественность). При помощи ретроспективного метода осуществлялось последовательное выявление причин, предпосылок и особенностей развития благотворительности, государственного и общественного призрения в калмыцком обществе.

Астраханская губерния и входившая в нее Калмыцкая степь в рассматриваемый период имели географические, исторические, социальные и экономические особенности: обширность пространства, непростые природно-климатические условия, существенные различия в водо-обеспеченности в разных частях, многонацио-

нальный и поликонфессиональный состав населения, своеобразие местного хозяйства. Все это обусловило специфику социальной политики административных органов и благотворительной деятельности местной общественности.

Калмыцкое население относилось к кочующим народам губернии, занималось кочевым и полукочевым скотоводством, исповедовало в основном буддизм. Территория, занятая калмыками, отличалась скудностью вод, трав и засушливым климатом. Общественное устройство калмыков характеризовалось преобладанием родовых отношений, с родоплеменным делением на улусы и аймаки. Калмыцкой степи был свойственен дисперсный характер расселения населения, низкий уровень здравоохранения и образования, ветеринарной и агрономической служб, слабость местных административных органов и органов самоуправления, что повлияло на основные направления, формы и методы социальной политики в регионе.

В течение XIX столетия усиливается проникновение в Калмыцкую степь рыночных отношений, и даже в традиционной отрасли хозяйства калмыков появились новые явления и тенденции. Так, исследователь А.Н. Команджаев в своей работе отмечает рост поголовья скота, попытки селекции и улучшения породности скота, возрастание товарности скотоводства. С ускорением перехода к оседлому животноводству возрастает роль стойловых построек, сенокошения и сенозаготовок. В связи с неблагоприятными почвенно-климатическими условиями не хватало сенокосов и водных ресурсов, что вынуждало калмыков предпринимать меры по травосеянию и обводнению степи [18].

Новые экономические явления и процессы вели к изменениям в социальной сфере. В частности, развивалось предпринимательство и усиливалось социальное расслоение калмыцкого общества. С каждым годом снижался уровень материального положения бедняцких семей, состояние которых особенно ухудшалось в результате тяжелых зимовок, нехватки кормов и падежа скота. Эта ситуация вынуждала многих калмыков искать иные способы заработка и пропитания, в том числе в виде отходничества и перехода к новым видам занятий. Калмыки-отходники занимались извозом, нанимались батраками в другие хозяйства, на рыбные и соляные промыслы, в том числе покидая пределы Калмыцкой степи. Низкий уровень грамотности вынуждал их устраиваться в основном на черновую, малооплачиваемую работу.

Следует отметить, что в калмыцком традиционном кочевом обществе были сильны родственные связи и обычай помогать ближним, оказывать благодеяние и покровительство. Так, например, состоятельные семьи часто давали приют детям, оставшимся без попечения родителей, особенно из числа родственников, или давали скот обедневшим сородичам во временное пользование [19].

Тяжелое социально-экономическое положение калмыцкого населения в рассматриваемый период привело к необходимости расширения социальной политики государственных органов. Тем более что это отвечало основному направлению правительственной политики в Калмыкии по введению ее в общероссийскую административно-политическую систему путем установления и усиления попечительской системы управления [18]. Все больше вопросов экономического, социального, культурного характера, в том числе о мерах социальной поддержки нуждающемуся калмыцкому населению, попадали в сферу управления российского бюрократического аппарата.

Все вышеперечисленные особенности развития Калмыцкой степи в рассматриваемый период обусловили соответствующие внутренние и внешние причины, предпосылки и особенности развития благотворительности, государственного призрения в регионе.

Если рассматривать классификацию объектов и субъектов благотворительности и общественного призрения, то к основным их объектам относятся самые незащищенные категории населения, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы и нуждаются в оказании помощи. Как отмечает Н.А. Соболева, работы исследователей XIX в. были посвящены общественному призрению бедных, больных, вдов и сирот [11, с. 424]. Исторически к призреваемым также относились «зазорные дети», душевнобольные, погорельцы, военнослужащие и члены их семей, заключенные и каторжники, нищие и престарелые [9]. Частная и общественная благотворительность могла распространяться и на дополнительные категории нуждающихся в помощи, зачастую принимая форму меценатства, оказывавшего содействие развитию культуры и образования.

В отчетных документах органов калмыцкого управления в специальном пункте обозначены категории лиц, нуждающихся в призрении: увечные, умалишенные и слабоумные, глухонемые, слепые и сироты. Частная и общественная

благотворительность могла затрагивать также пострадавших от чрезвычайных происшествий. К примеру, 28 июля 1899 г. в Яндыко-Мочажном улусе несколько калмыцких семей пострадало от бури, лишившись своих жилищ (кибиток). На помощь пострадавшим было выделено: 285 руб. из сумм, пожертвованных частными лицами, и 100 руб. из средств Астраханского благотворительного общества [20, л. 12 об. - 13]. Мы видим, что подход к определению объектов призрения и благотворительности в Калмыцкой степи был схож с общероссийским.

Среди основных субъектов оказания помощи нуждающимся в России одним из главных было государство, которое определяло круг нуждающихся, исходя из общегосударственных целей, задач и интересов, создавало необходимую нормативно-правовую базу, использовало в качестве механизма административные органы, например, приказы общественного призрения. В рассматриваемый период роль государства в решении социальных проблем возрастает, о чем свидетельствуют делопроизводственные материалы органов калмыцкого управления.

По «Положению об управлении калмыцким народом» 1847 г. был создан общественный калмыцкий капитал, денежные активы которого использовались для возмещения степнякам убытков, связанных с такими бедствиями, как голод, повальные болезни и падеж скота. Надо отметить, что источниками формирования капитала были доход за оброчные статьи, штрафы, сбор за билеты на отлучку калмыков за пределы степи и др. Выплаты из него производились по назначению главного попечителя калмыцкого народа, а на суммы более 300 руб. требовалось разрешение министра государственных иму-ществ.

Правительством были предусмотрены пособия для нуждающихся калмыков на разные цели: содержание скота, покупка сена, приобретение продовольствия и одежды. Например, в 1899 г. скотоводам Харахусовского, Александро-Багацохуровского и Александровского улусов на покупку сена и выдачу ссуд было выделено попечителями этих улусов 8 тыс. руб. [20, л. 12 об. - 13].

В ходе проведения реформы 1892 г., отменившей личную зависимость калмыков-простолюдинов, органами власти осуществлялась помощь в виде единовременных пособий в общей сумме 20 тыс. руб. родовым зайсангам и мелкопоместным владельцам, признанным «особо нуждающимися», так как они не имели имуще-

ства и вынуждены были зарабатывать на пропитание. Пособие давало им возможность купить скот и улучшить свое материальное положение [21].

Отметим, что в Калмыцкой степи в решении социальных проблем принимали участие административные органы всей вертикали власти - местные, губернские и центральные. Конечно, многое зависело от степени их взаимодействия: от деятельности улусных попечителей до поддержки со стороны правительства.

Благотворительность носит негосударственный, а частный характер, отличается бескорыстием и разнообразием, поэтому ее основными субъектами являются церковь и общественность. Инициатива и помощь исходили как от различных организаций и обществ, так и от отдельных лиц.

Таким образом, объекты благотворительности и государственного призрения были общими, а субъекты этой деятельности различными, но взаимодействие между ними отнюдь не исключалось. Государство часто стимулировало стремление граждан к меценатству разными способами. В свою очередь, благотворительные общества и отдельные лица помогали стране в развитии медицины и системы образования на местах.

Если рассматривать Астраханскую губернию, то можно отметить, что благотворительность и как общественное движение, и как государственная деятельность возникла еще в начале ХУШ в. Астраханский Приказ общественного призрения был образован в 1786 г., его возглавлял губернатор. Приказ ведал образованием, лечением и борьбой со всякого рода пороками. В сферу его деятельности входило устройство народных школ, сиротских домов, богаделен, работных и смирительных домов. После проведения земской реформы в стране функции общественного призрения перешли в ведение земских учреждений, но в Астраханской губернии Приказ общественного призрения продолжал существовать вплоть до 1918 г. [22].

С момента создания Приказа его работа осуществлялась не только на казенные средства, но и на деньги городских благотворительных организаций. Ведущей организацией подобного рода являлось Астраханское благотворительное общество, созданное в 1869 г. Учредителями выступили представители дворянского сословия, а также крупные промышленники и купцы - О.И. Асланова, А.Я. Биппен, Н.Ф. Богданович, А.Ц. Вейнер, К.И. Оссе, А.А. Сапож-

ников и А.Я. Шульц. Целью данного общества было улучшение нравственного и материального состояния бедных людей г. Астрахани. Деятельность Астраханского благотворительного общества заключалась в содержании ремесленных школ, выдаче ежемесячных и единовременных пособий бедным, оказании им материальной помощи в виде продовольствия, дров и т.д. [23].

Так как Астрахань являлась крупным торговым центром России, то не случайно основными благотворителями выступали купцы, как лично, так и от гильдии. В число известных и активных участников благотворительных организаций входили купцы И. Варваций, Морозовы, Репины, Сапожниковы и др. [14].

Государственные органы на местах также всячески поддерживали частную благотворительность. Первые лица губерний - губернаторы, епархиальные архиереи, крупные чиновники - личным примером показывали необходимость оказания безвозмездной помощи нуждающимся. Они являлись членами благотворительных организаций, помогали их работе, в том числе финансово.

Хотелось бы отметить и тот факт, что благотворительностью в Российской империи часто занимались представительницы императорской семьи, дворянских и купеческих фамилий, а также на местах - супруги высших губернских чиновников. Так, председательницей Астраханского благотворительного общества в конце XIX - начале XX в. была жена губернатора М.А. Газенкампфа - Анна Адольфовна Га-зенкампф. В 1898 г. она организовала благотворительный спектакль, средства от которого были направлены на помощь нуждающимся калмыкам [20, л. 12 об.]. В начале XX в. О.Б. Тунду-това была избрана попечительницей улусной школы [24].

В Калмыцкой степи отдельных благотворительных обществ не существовало, но состоятельные лица из числа калмыцкой знати и духовенства оказывали материальную поддержку нуждающимся калмыкам, финансировали лечебные и образовательные учреждения. Нойоны и зайсанги старались участвовать в деле распространения грамотности и здравоохранения среди калмыков. Так, в 1861 г. нойон Харахусовского улуса сотник Дугаров участвовал в открытии улусной школы на 10 мальчиков, обязавшись содержать ее за свой счет. С 1868 г. он обучал на свои средства двух пансионерок в Астраханском женском училище. В Малодербетовском улусе при поддержке нойона Д.Ц. Тундутова в конце

XIX в. была открыта школа, пожертвован основной капитал в улусные ссудно-вспомогатель-ные кассы, в голодные годы он выдавал бедным калмыкам пособий на сумму до 20 тыс. руб. Известно также, что при материальной поддержке семьи нойонов Тундутовых получили образование будущие представители молодой калмыцкой интеллигенции, в частности видный общественный деятель Калмыкии начала XX в. Номто Очиров, получивший высшее образование в Петербургском университете [25, с. 247-248].

Нойон Ц. Тундутов перечислял часть средств - 500 руб. в год - приемному покою, открытому в 1890 г. в Малодербетовском улусе на деньги Общественного калмыцкого капитала [26, с. 372]. В том же улусе на средства зайсангов Талтаева и Арлуева были построены два дома для учеников местного училища [27, с. 577].

Другой важный субъект благотворительной деятельности - церковь, которая рассматривала благотворительную помощь как средство для содержания своих заведений, но и придавала ей сакральный смысл обеспечения духовного роста своей паствы. По словам И.В. Кучерук, в конце XIX - начале XX в. российских государственных, общественных и частных благотворительных организаций и учреждений насчитывалось порядка 30 тыс., из которых более половины - это организации или общества, взаимодействовавшие с церковью [28]. Отсюда видно, что Русская православная церковь в этот период принимала активное участие во всех сферах жизни общества, в том числе и в социальной. В национальных регионах мусульманская и буддийская церковные организации также участвовали в социальной деятельности.

В Калмыцкой степи действовали две официальные церковные организации - православная и буддийская. Если деятельность первой носила миссионерский характер, то вторая была традиционной для калмыцкого населения.

Православные духовные лица принимали участие практически в каждой благотворительной акции, проходившей на территории Астраханской епархии: будь то призрение прокаженных или сбор средств для раненых и больных солдат, организация приюта для детей в Черно-ярском уезде или строительство лечебниц для душевнобольных.

При участии архиепископа Феогноста (Лебедева) в 1871 г. был открыт Епархиальный комитет Православного миссионерского общества с целью «успешного распространения христианской веры среди инородцев», в том числе

калмыков. Хотя в уставе не было прямых указаний на осуществление различных мероприятий благотворительного толка, но подобные акции и мероприятия постоянно проводились. Так, например, обращалось усиленное внимание на внедрение образования и воспитания согласно христианским канонам среди инородцев. К началу XX в. Астраханским комитетом было создано 11 миссионерских школ, насчитывавших до 254 учеников. В основном это были дети из бедных слоев населения, жившие в приютах при школах, где им предоставлялось полное обеспечение. Комитетом также выдавались различные виды материальной помощи в виде денежных пособий, продовольственных пакетов, медицинских средств, одежды взрослым «новокрещенным и инородцам» (калмыкам и киргизам) [28].

В Калмыцкой степи Комитет создавал миссионерские станы и школы для подготовки будущих миссионеров из числа русских и калмыков и с целью привлечь калмыков в православную веру. Одна из первых школ-приютов была открыта в 1876 г. в Четырех-Бугоринском, в ней обучалось 10 калмыцких мальчиков [29, с. 97-98]. В 1882 г. в с. Старицком начала работу школа-приют для девочек-калмычек, число которых со временем дошло до 14. Без предварительного согласования с Управлением калмыцким народом в приют возможен был прием сирот и больных детей, оставленных родителями по причине сезонных откочевок [30].

Как уже отмечалось, в XIX в. экономическое положение большей части калмыцкого населения степи существенно ухудшилось, что отмечали в своих отчетах и миссионеры. Разъезжая по калмыцким кочевьям, они помогали милостыней простолюдинам, испытывавшим трудности. Калмыки, страдавшие от бескормицы и стужи, были благодарны любой помощи. Но на предложение миссионеров изменить образ жизни многие кочевники отвечали отказом. По данным «Миссионерского сборника статей и заметок о калмыках и киргизах, кочующих в Астраханской губернии», «калмыки принимали милостыню со вздохами и слезами и молили Бога за тех, кто принес им неожиданную радость» [31].

Буддийская религия и церковь играли важную роль в жизни калмыцкого народа, а духовенство своей культовой деятельностью определяло многие стороны бытия калмыка - от рождения до смерти. Калмыцкие хурулы в основном были кочевыми, имели большой штат духовных лиц и достаточно крупные хозяйства. Среди буддийского духовенства видное место принад-

лежало эмчи - лекарям, а при большинстве хуру-лов имелись кибитки для размещения больных. К примеру, в конце XIX в. в Яндыковском хуруле было 22 кибитки духовенства, четыре кибитки для обслуживающего персонала и две кибитки для лечения больных [32, с. 111].

Калмыцкое буддийское духовенство содействовало развитию различных школ в степи: как светских - общеобразовательных, аймачных (родовых) и улусных, так и религиозного характера - хурульных. На строительство школ и жилых помещений для учителей и учащихся направлялись значительные денежные средства, в том числе представителями калмыцкого духовенства. Так, в 1907 г. Агван Дорджиев выступил инициатором строительства в урочище Санзыр Икицохуровского улуса храма (сюме) и домов вокруг него. Было собрано свыше 70 тыс. руб. пожертвований [32, с. 138].

В хурульных школах преподавали служители хурулов - гелюнги, и они обучали детей грамоте безвозмездно. При этом часто учениками монахов становились дети-сироты [33].

Имеются сведения о том, что при хурулах находили призрение нуждающиеся калмыки, вдовы и сироты. В Большом Цатановском хуруле Яндыковского улуса находилось несколько кибиток простых калмыков, в которых проживало 12 сирот и вдов. При Большом Эркете-невском хуруле находилось 10 неимущих бедняков, при Зюнгаровском хуруле Икицохуров-ского улуса - три человека, при Ики-Багутовском хуруле Яндыковского улуса - четыре кибитки стариков и вдов. Призреваемые по мере возможностей привлекались к хозяйственным работам и уходу за скотом [29, с. 55].

Из пожертвованных хурулам подношений в виде продуктов и скота, сделанных представителями знати, часть раздавалась беднякам. По сообщению П. Смирнова, в бытность его в 1870-х гг. в Харахусовском улусе по случаю рождения сына-наследника у нойона - владельца улуса отец отправил в ближайший хурул чай, сладости и трех баранов, что впоследствии было приготовлено и роздано бедным калмыкам [34].

До середины XIX в. в Российской империи в основном практиковались закрытые формы призрения - преимущественно в виде предоставления мест в сиротских домах, приютах, домах умалишенных, больницах, богадельнях. Со второй половины столетия стали преобладать открытые формы призрения и благотворительности. Самые распространенные ее виды -это раздача милостыни и пожертвований, пре-

доставление денежных ссуд и пособий, вещевая и продовольственная помощь, проведение мероприятий с целью сбора средств для различных объектов, стипендиальные программы и др. Закрытая форма отличается целенаправленностью, большей подконтрольностью государственным и общественным органам, но зато она более ограниченна по охвату населения и более затратна в связи с необходимостью постройки или найма помещений, выплаты жалования персоналу и т.п. Открытая благотворительность не нуждалась в специальных заведениях, охватывала неограниченное количество людей, но трудность представляла, например, сложность контроля над целевым использованием средств. Как мы видим, в Калмыцкой степи в основном преобладала открытая форма призрения и благотворительности.

Таким образом, в Калмыцкой степи Астраханской губернии в XIX - начале XX в. предпринимались различные меры государственной и общественной поддержки разных категорий нуждающегося населения. В изученном комплексе внутренних и внешних причин и предпосылок необходимо отметить возрастание потребности калмыцкого народа в мерах социальной поддержки в связи с ухудшением материального положения значительной его части в рассматриваемый период, а также общее направление правительственной политики в отношении национальных районов. Особенности развития благотворительности, государственного и общественного призрения в Калмыцкой степи Астраханской губернии обусловлены как указанными причинами, так и местными условиями. Выявленные в ходе проведенного исследования основные субъекты и объекты благотворительности и социальной деятельности в регионе свидетельствуют о том, что государственная и церковно-общественная поддержка калмыцкого населения осуществлялась преимущественно в открытой форме и с помощью различных мер и методов, с привлечением средств из различных источников (казенные, общественный калмыцкий капитал, частные средства). Возрастание такой поддержки, несомненно, имело положительное значение и способствовало улучшению социальной обстановки в регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дерюжинский В.Ф. Заметки об общественном призрении. М.: Печатня С.П. Яковлева, 1897. 115 с.

2. Благотворительная Россия: история государственной, общественной и частной благотворительности России / под ред. П.И. Лыкошина. Т. 1, ч. 2. Благотворительность государственная. СПб.: Санкт-Петербургская электропечатня, 1902. 264 с.

3. Максимов Е.Д. Общественная помощь нуждающимся в историческом ее развитии. СПб., 1906. 79 с.

4. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 18841886 гг. М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1893. 73 с.

5. ИвановИ.С. Общественная и частная благотворительность в Астраханской губернии. Астрахань, 1888.

6. Рыбушкин М.С. Записки об Астрахани. М.: Тип. С. Селиванского, 1841. 221 с.

7. Горбунова Е.Ю. Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX-XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1996. 30 с.

8. Дуплий Е.В. Становление и развитие приказов общественного призрения в России (1175-1864): дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. 24 с.

9. Кононова Т.Б. История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1997. 27 с.

10. Попова О.С. Развитие меценатства в условиях модернизации России во второй половине XIX - начале XX века: на материалах Нижнего Поволжья: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2011. 27 с.

11. Соболева Н.А. Общественное призрение и благотворительность: из истории понятий // Вестник Томского государственного университета. 2008. Вып. 2 (58). С. 420-426.

12. Васильева Г.П. Историографический аспект вопросов благотворительности на рубеже XIX-XX вв. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 130. С. 44-52.

13. Гуркина Н.К. Благотворительность и меценатство в Российской империи на рубеже XIX-XX вв. // Управленческое консультирование. 2016. № 11. С. 111-119.

14. Герасимиди Е.И. Благотворительность в Астрахани в XIX в. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 8 (42). С. 140-143.

15. Лиджиева И.В. Деятельность органов местного самоуправления калмыков в социальной сфере в XIX в. // Монголоведение. 2013. № 6 (1). С. 213219.

16. Лиджиева И.В. Финансово-хозяйственная деятельность органов местного самоуправления Калмыцкой степи в XIX в. // Вестник Калмыцко-

го института гуманитарных исследований РАН. 2015. Т. 8, № 1. С. 16-21.

17. Авлиев В.Н. Организация здравоохранения в Калмыцкой степи Астраханской губернии в первой половине XIX в. // Вестник Калмыцкого университета. 2015. № 4 (28). С. 4-8.

18. Команджаев А.Н. Хозяйство и социальные отношения в Калмыкии в конце XIX - начале XX века: исторический опыт и современность. Элиста: Джангар, 1999. 262 с.

19. Эрдниев У.Э. Калмыки. Историко-этнографи-ческие очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. 286 с. С. 92.

20. Российский государственный исторический архив. Ф. 1291. Оп. 85. Д. 328.

21. Команджаев А.Н., Мацакова Н.П. Реформа 1892 года в Калмыкии. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2011. 240 с. С. 151-155.

22. ГААО (Государственный архив Астраханской области). Ф. 20. Оп. 1. Д. 4. Л. 1-7.

23. ГААО. Ф. 585. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-8.

24. НАРК (Национальный архив Республики Калмыкия). Ф. И-9. Оп. 5. Д. 2032. Л. 52-54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Батыров В.В. Роль калмыцкой знати в развитии просвещения Калмыкии в XIX - начале ХХ в. // Калмыкия - субъект Российской Федерации: история и современность: материалы Российской науч. конф. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2005. С. 246-249.

26. Сартикова Е.В. Просвещение калмыцкого народа до 1917 года // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Т. 3. Элиста: Герел, 2009. С. 363-380.

27. Команджаев А.Н. Система здравоохранения в начале ХХ века // История Калмыкии с древнейших времен до наших дней: в 3 т. Т. 3. Элиста: Герел, 2009. С. 576-581.

28. Кучерук И.В. Благотворительная деятельность Астраханской епархии во второй половине XIX -начале XX века // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2017. № 2 (51). С. 19-22.

29. Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII - начало XX в.). Элиста: Джангар, 1995. 128 с.

30. Орлова К.В. История христианизации калмыков: середина XVII - начало XX в. М.: Восточная литература, 2006. 207 с. С. 154.

31. Миссионерский сборник статей и заметок о калмыках и киргизах, кочующих в Астраханской губернии: в 2 ч. Астрахань: Изд-во Астрах. комитета Православного миссионерского общества, 1910. 296 с. С. 7.

32. Дорджиева Г.Ш. Буддизм Калмыкии в вероисповедной политике Российского государства (середина XVII - начало XX вв.). Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2012. 203 с.

33. НАРК. Ф. И-6. Оп. 1. Д. 176. Л. 279 об.

34. Смирнов П. Путевые записки по калмыцким степям Астраханской губернии. Элиста: Джангар, 1999. 247 с. С. 65.

REFERENCES

1. Deryuzhinskiy V.F. Zametki ob obshchestvennom prizrenii [Notes on public assistance]. Moscow, S.P. Yakovlev Publishing house, 1897, 115 p.

2. Blagotvoritel'naya Rossiya: istoriya gosudarstven-noy, obshchestvennoy i chastnoy blagotvoritelnosti Rossii /pod red. P.I. Lykoshina. S.P. Yakovlev T. 1. ch. 2. Blagotvoritelnost gosudarstvennaya [Charitable Russia: background on governmental, public and private charity in Russia / Ed. by P.I. Lykoshin. Vol. 1, part 2. Governmental charity]. St. Petersburg, Saint-Petersburg Electropress, 1902, 264 p.

3. Maksimov E.D. Obshchestvennaya pomoshch nuzh-dayushchimsya v istoricheskom ee razvitii [History of public assistance to the needy]. St. Petersburg, 1906, 79 p.

4. Zhitetskiy I.A. Ocherki byta astrakhanskikh kalmy-kov. Etnograficheskie nablyudeniya 1884-1886 gg. [Analytical review of Astrakhan Kalmyks household. Ethnographic observations 1884-1886]. Moscow, M.G. Volchaninov Printing house, 1893, 73 p.

5. Ivanov I.S. Obshchestvennaya i chastnaya blagot-voritelnost v Astrakhanskoy gubernii [Public and private charity in Astrakhan Governorate]. Astrakhan, 1888.

6. Rybushkin M.S. Zapiski ob Astrakhani [Notes about Astrakhan]. Moscow, S. Selivansky Printing house, 1841, 221 p.

7. Gorbunova E.Yu. Blagotvoritelnost v Rossii i ee rol v obshchestvenno-kulturnoy zhizni na rubezhe XIX-XX vv.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Charity in Russia and its role in public and cultural life at the turn of XIX-XX centuries: Thesis of the PhD Dis.]. Moscow, 1996, 30 p.

8. Dupliy E.V. Stanovlenie i razvitie prikazov ob-shchestvennogo prizreniya v Rossii (1175-1864): dis. ... kand. ist. nauk [Development of public assistance orders in Russia (1175-1864): PhD Dis.]. Moscow, 2004, 24 p.

9. Kononova T.B. Istoriya rossiyskoy blagotvoritel'nosti i ee svyaz ' s gosudarstvennymi strukturami sotsial'nogo obespecheniya: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Background on Russian charity and its link with government institutions of social security: Thesis of the PhD Dis.]. Moscow, 1997, 27 p.

10. Popova O.S. Razvitie metsenatstva v usloviyakh mod-ernizatsii Rossii vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka: na materialakh Nizhnego Povolzhya: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Development of patron-ship in modern Russia in late XIX - early XX centuries: based on materials of Lower Volga Region: Thesis of the PhD Dis.]. Astrakhan, 2011, 27 p.

11. Soboleva N.A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2008, iss. 2 (58), pp. 420-426.

12. Vasilieva G.P. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Ger-tsena, 2011, no. 130, pp. 44-52.

13. Gurkina N.K. Upravlencheskoe konsultirovanie, 2016, no. 1, pp. 111-119.

14. Gerasimidi E.I. Izvestiya Volgogradskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2009, no. 8 (42), pp. 140-143.

15. Lidzhieva I.V. Mongolovedenie, 2013, no. 6 (1), pp. 213-219.

16. Lidzhieva I.V Vestnik Kalmytskogo instituta gu-manitarnykh issledovaniy RAN, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 16-21.

17. Avliev V.N. Vestnik Kalmytskogo universiteta, 2015, no. 4 (28), pp. 4-8.

18. Komandzhaev A.N. Khozyaystvo i sotsialnye otnosh-eniya v Kalmykii v kontse XIX- nachale XX veka: is-toricheskiy opyt i sovremennost [Holding and Social relations in Kalmykia in late XIX - early XX century: historical experience and modern days]. Elista, Dzhangar, 1999, 262 p.

19. Erdniev U.E. Kalmyki. Istoriko-etnograficheskie ocherki [The Kalmyks: historical and ethnographic overview]. Elista, Kalmyk book publishing house, 1985. 286 p., p. 92.

20. Rossiyskiy gosudarstvennyy istoricheskiy arkhiv [Russian State Historical Archive], f. 1291, inv. 85, case. 328.

21. Komandzhaev A.N., Matsakova N.P. Reforma 1892 goda v Kalmykii [Reform of 1892 in Kalmykia]. Elista: Kalmyk University Publishing house, 2011, 240 p. P. 151-155.

22. GAAO (Gosudarstvennyy arkhiv Astrakhanskoy oblasti) [SAAR (State Archives of the Astrakhan Region)], f. 20, inv. 1. D. 4. L. 1-7.

23. GAAO [SAAR], f. 585, inv. 1. D. 5. L. 1-18.

24. NARK (Natsionalnyy arkhiv Respubliki Kalmyki-ya) [NARK (National Archives of the Republic of Kalmykia)], f. I-9, inv. 5, case 2032. L. 52-54.

25. Batyrov VV. Rol kalmytskoy znati v razvitii pros-veshcheniya Kalmykii v XIX - nachale XX v. [The role of the Kalmyk nobility in the development of education in Kalmykia in the XIX - early XX century]. In: Kalmykiya - subiekt Rossiyskoy Feder-atsii: istoriya i sovremennost: materialy Rossiyskoy nauchnoy konferentsii [Kalmykia - federal subject of Russian Federation: history and the present: mate-

rials of Russian scientific conference]. Elista, Kalmyk University Publishing house, 2005, pp. 246-249.

26. Sartikova E.V. Prosveshcheniye kalmytskogo naroda do 1917 goda [Enlightenment of the Kalmyk people before 1917]. In: Istoriya Kalmykii s drevneyshi-kh vremen do nashikh dney: v 3 t. Т. 3. [History of Kalmykia from the earliest times: in 3 vols. Vol. 3]. Elista, Gerel, 2009, pp. 363-380.

27. Komandzhaev A.N. Sistema zdravookhraneniya v nachale XX veka [The health care system at the beginning of the 20th century]. In: Istoriya Kalmykii s drevneyshikh vremen do nashikh dney: v 3 t. Т. 3. [History of Kalmykia from the earliest times: in 3 vols. Vol. 3]. Elista, Gerel, 2009, pp. 576-581.

28. Kucheruk I.V Kaspiyskiy region: politika, ekonomi-ka, kultura, 2017, no. 2 (51), pp. 19-22.

29. Dordzhieva G.Sh. Buddizm i hristianstvo v Kalmykii. Opyt analiza religioznoy politiki pravitelstva Rossiyskoy imperii (seredina XVII - nachalo XX v.) [Buddhism and Christianity in Kalmykia. Expertise analysis of religious politics of Russian Imperial government (mid XVII - early XX century)]. Elista, Dzhangar, 1995, 128 p.

30. Orlova K.V. Istoriya hristianizatsiya kalmykov: seredina XVII - nachalo XX v. [Christening of the Kalmyks: mid XVII - early XX centuries]. Moscow, Vostochnaya literatura, 2006, 207 p., р. 154.

31. Missionerskiy sbornik statey i zametok o kalmykakh i kirgizakh, kochuyushchih v Astrahanskoy gubernii: v 2 ch. [Missionary collection of articles and essays about the Kalmyks and the Kirghiz nomadizing is Astrakhan Governorate: in 2 parts]. Astrakhan, Astrakhan Committee of the Orthodox Missionary Society, 1910. 296 p., р. 7.

32. Dordzhieva G.Sh. Buddizm Kalmykii v veroispoved-noy politike Rossiyskogo gosudarstva (seredina XVII - nachalo XX v.) [Buddhism in Kalmykia as religious politics of Russian Government (mid XVII - early XX century)]. Elista, Kalmyk University Publishing house, 2012, 203 р.

33. NARK [NARK], f. I-6, inv. 1, case 176. ch. 279 rev.

34. Smirnov P. Putevye zapiski po kalmytskim stepyam Astrahanskoy gubernii [Travel notes on the Kalmyk steppes of Astrakhan Governorate]. Elista, Dzhangar, 1999, 247 р., р. 65.

Поступила в редакцию 27 июля 2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.