Научная статья на тему 'Меры безопасности в уголовном судопроизводстве: проблемы реализации и эффективности'

Меры безопасности в уголовном судопроизводстве: проблемы реализации и эффективности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5236
721
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEASURES OF DEFENCE / SAFETY MEASURE / ILLEGAL INFLUENCE / MEASURES OF SOCIAL DEFENCE / MEASURE OF DEFENCE / VICTIM / WITNESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малахова Л. И.

Статья посвящена особенностям применения мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is sanctified to the features of application of safety measures in regard to the participants of criminal trial.

Текст научной работы на тему «Меры безопасности в уголовном судопроизводстве: проблемы реализации и эффективности»

УДК 343

Л. И. Малахова

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ:

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

Статья посвящена особенностям применения мер безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства.

К л ю ч е в ы е с л о в а: меры защиты, меры безопасности, противоправное воздействие, меры социальной защиты, меры уголовно-правовой защиты, потерпевший, свидетель.

SECURITY MEASURES IN CRIMINAL PROCEEDINGS: PROBLEMS OF IMPLEMENTATION AND EFFECTIVENESS

The article is sanctified to the features of application of safety measures in regard to the participants of criminal trial.

K e y w o r d s: measures of defence, safety measure, illegal influence, measures of social defence, measure of defence, victim, witness.

Поступила в редакцию 21 октября 2016 г.

Установление конституционной обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ) требуют внедрения комплекса мер, направленных на обеспечение личной и имущественной безопасности участников процесса. Эти меры приобретают особую актуальность по делам об организованной преступности, где нередко совершаются действия по сокрытию, уничтожению следов преступления, созданию ложных улик, воздействуя в выгодном для преступников плане на участников процесса, в том числе «нейтрализация» свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, путем их подкупа, запугивания или убийства. Государство обязано гарантировать личную и имущественную безопасность участников уголовного судопроизводства и работников правоохранительных органов. Особо остро стоит проблема безопасности свидетелей, иных лиц, содействующих правосудию. Здесь наряду с совершенствованием материально-правовых гарантий безопасности требуется развитие системы уголовно-процессуальных мер защиты.

Интеграция Российской Федерации в систему основных международных пактов и конвенций обязывает ее привести свое законодательство в соответствие с международными и европейскими требованиями в области государственной защиты участников процесса. Обеспечение безопасного участия граждан в уголовном судопроизводстве является одним из важных условий эффективного проведения предварительного расследования по уголовному делу и его последующего судебного рассмотрения. Оказание противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного процесса в последние годы имеет тенденцию к стремительному росту.

Меры по обеспечению безопасности - это меры процессуального и непроцессуального характера, применяемые органом, ведущим уголовный процесс, по защите участников уголовного процесса, членов их семей и близких при наличии

© Малахова Л. И., 2016

реальной угрозы осуществления противоправных действий в отношении их в связи с участием в уголовном процессе.

Проблема обеспечения безопасности участников уголовного процесса достаточно эффективно решается законодательством ряда государств. Начиная с 1970 г., в США осуществляется финансируемая государством специальная программа защиты жертв преступлений и свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников. В результате в этой стране удалось добиться заметного успеха в привлечении всеобщего внимания к этой проблеме. Конгрессом были приняты закон о защите жертв и свидетелей преступлений (1982 г.), Акт об усилении безопасности свидетеля (1984 г.), закон о контроле за преступностью (1990 г.), гарантирующие гражданам относительно безопасные и более привлекательные формы участия в уголовном процессе.

Вопросы, связанные с обеспечением безопасности участников уголовного процесса и других лиц, регламентированы в ст. 65-75 УПК РФ. По смыслу уголовно-процессуального закона можно выделить процессуальные и иные меры безопасности.

Н процессуальным мерам безопасности относятся:

1) неразглашение сведений о личности;

2) освобождение от явки в судебное заседание;

3) закрытое судебное заседание.

Н иным мерам безопасности относятся:

1) использование технических средств контроля;

2) прослушивание переговоров, ведущихся с использованием технических средств связи, и иных переговоров;

3) личная охрана, охрана жилища и имущества;

4) изменение паспортных данных и замена документов;

5) запрет на выдачу сведений.

Меры безопасности, относящиеся к первой группе, названы процессуальными в связи с тем, что они принимаются органом, ведущим уголовный процесс, в производстве которого находится материал или уголовное дело, и им же выполняются. Решение о применении иных мер безопасности принимает орган, ведущий уголовный процесс, а выполняет это решение специально уполномоченный на то законом государственный орган.

Как указано в ч. 3 ст. 66 УПК РФ, с учетом характера и степени опасности для жизни, здоровья, имущественных и иных прав защищаемых лиц могут быть применены и другие меры обеспечения безопасности, не противоречащие УПК РФ и иным нормативным актам.

Основаниями применения мер по обеспечению безопасности является наличие достаточных данных, указывающих на то, что имеется реальная угроза убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, осуществления других противоправных действий в отношении участника уголовного процесса, членов его семьи и близких в связи с его участием в уголовном процессе (ч. 1 ст. 65 УПК РФ).

Меры по обеспечению безопасности могут быть приняты в отношении свидетелей, потерпевших, экспертов, гражданских истцов, представителей и других участников уголовного процесса, членов их семьи и близких.

В соответствии с п. 53 ст. 6 УПК РФ членами семьи являются близкие родственники, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные лица, прожи-

вающие совместно с участником уголовного процесса и ведущие с ним общее хозяйство.

Орган, ведущий уголовный процесс, и должностные лица, обеспечивающие применение мер безопасности, не вправе разглашать сведения о личности защищаемого лица. Запрещается выдача сведений о личности защищаемого лица из информационно-справочных фондов правоохранительных органов, а также иных организаций (ст. 72 УПК РФ).

Постановление органа, ведущего уголовный процесс, а также органов, обеспечивающих защиту участников уголовного процесса, членов семьи и их близких, может быть обжаловано заинтересованным лицом в соответствии и в порядке, предусмотренном ст. 138-140 УПК РФ.

Меры безопасности отменяются при наличии следующих обстоятельств:

1) когда отпали основания их применения;

2) в случае нарушения защищаемым лицом условий осуществления мер безопасности, существенно затрудняющих или делающих невозможным их применение;

3) после вступления приговора (определения, постановления) в законную силу.

Меры безопасности в уголовном судопроизводстве предусматривают также применение мер правовой и социальной защиты лиц при наличии угрозы посягательств на их жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, имущество, честь и достоинство в связи с их участием в уголовном судопроизводстве. Можно выделить определенные виды этой деятельности:

1) применение уполномоченными на то государственными органами мер безопасности, указанных в специальных федеральных законах РФ, посвященных государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству;

2) применение мер правовой защиты, предусматривающих повышенную уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность, имущество, честь и достоинство защищаемых лиц;

3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию прав на материальную компенсацию в случае гибели защищаемых лиц, причинения иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества1.

К мерам защиты и безопасности участников уголовного судопроизводства можно отнести следующие: неразглашение сведений о личности защищаемого лица, личная охрана, охрана жилища и имущества; прослушивание телефонных переговоров; выдача средств связи, оружия и специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; замена документов на новое имя и изменение внешности; переселение на другое место жительства, изменение места работы или учебы; временное помещение в место, обеспечивающее безопасность; проведение опознания при расследовании уголовных дел без визуального контакта опознаваемого и опознающего; проведение очных ставок при расследовании уголовных дел с согласия защищаемого лица; предостережение лиц, представляющих угрозу безопасности участников уголовного процесса2.

1 См.: Зайцев О. А. Государственная защита участников уголовного процесса. М., 2001. С. 34-38.

2 См.: Брусницын Л. В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию. М., 1999. С. 41-58.

Мерами уголовно-правовой защиты являются: нормы уголовного права, непосредственно направленные на предотвращение воздействия на участников процесса и обеспечение их безопасности.

Мерами социальной защиты, предусматривающими реализацию прав на материальную компенсацию, являются: материальная компенсация в случае гибели защищаемого лица, в случае причинения телесных повреждений или иного вреда здоровью защищаемого лица, в случае уничтожения или повреждения имущества защищаемого лица.

Эффективность данных мер зависит от определения оснований их применения, временного периода их реализации, субъектов, их осуществляющих, и других факторов. Для участников уголовного судопроизводства, подвергшихся противоправному воздействию, можно выделить два основания применения мер безопасности: 1) фактическое - наличие реальной угрозы совершения в отношении их насилия или иного запрещенного законом деяния в связи с их деятельностью по уголовному делу; 2) формальное - решение уполномоченного на то органа о реализации мер безопасности.

Меры безопасности должны применяться до тех пор, пока существует реальная угроза опасности, так как нередко эту угрозу несет не сам обвиняемый, а его родственники, невыявленные соучастники. Особого решения требует также вопрос о субъекте применения мер безопасности. Важно, чтобы на государственном уровне были четко определены те органы, которые наделены правом осуществлять меры по защите на разных этапах судопроизводства.

Многоплановость проводимых мероприятий по обеспечению безопасности лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, требует создания в нашей стране единого координационного центра, осуществляющего аналитическую и методическую работу, содействующего обмену опытом, самостоятельно проводящего охранные мероприятия. Подобные структуры имеются в США (Служба маршалов Министерства юстиции), в Италии, Германии (специальные подразделения полиции по защите свидетелей, входящие в структуру уголовной полиции) и ряде других государств.

Позитивно следует оценить новацию законодателя о применении мер безопасности в отношении свидетеля, потерпевшего, иных участников судопроизводства, а также их близких родственников, близких лиц в случае угрозы убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями (ч. 3 ст. 11 УПК РФ). К таким мерам безопасности закон относит следующие: закрытое судебное разбирательство (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ); допрос свидетеля без оглашения его данных о личности в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства, о чем судом выносится определение или постановление (ч. 5 ст. 278 УПК РФ); проведение очной ставки в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч.8 ст.193 УПК РФ); контроль и запись переговоров потерпевшего, свидетеля, их близких родственников в случаях угрозы им насилием, вымогательством и иными преступными действиями (ч. 2 ст. 186 УПК РФ). Однако нельзя согласиться с новеллой законодателя о возможности проведения следственного действия под псевдонимом, без оглашения данных о личности (п. 9 ст. 166 УПК РФ). Представляется, что данное положение противоречит конституционным принципам гласности, состязательности и открывает широкие возможности для разного рода фальсификации доказательств.

Представляется, что закрепленные в действующем законодательстве Российской Федерации меры безопасности недостаточны для предотвращения противоправного воздействия на свидетелей, потерпевших, их родственников и близких лиц, поскольку они направлены на нейтрализацию действий подозреваемых, обвиняемых подсудимых. Но противоправное воздействие осуществляется не только ими, но и их родственниками, знакомыми, иными участниками преступных группировок и т.д., на которых указанные меры не распространяются. Как справедливо отмечается в процессуальной литературе, «...данная проблема частично может быть решена введением уголовной ответственности за воздействие на потерпевшего, его представителя, свидетеля, а равно их близких в связи с производством предварительного расследования, рассмотрения дела в суде. Для этого необходимо ввести отдельную статью в УК РФ, посвященную преступлениям против правосудия, либо дополнить ст. 295 и 296 УК РФ прямым перечислением этих лиц»3.

Решение данной проблемы зависит также от принятия целого пакета нормативных актов, в которых должны быть закреплены основания проведения мер безопасности, права и обязанности должностных лиц, их осуществляющих, а равно оказание правовой, медицинской и психологической помощи лицам, испытавшим на себе случаи противоправных воздействий4.

3 Коврига 3. Ф. Уголовный процесс : проблемы развития // Российское государство и правовая система : современное развитие, проблемы, перспективы / под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 1999. С. 685.

4 См.: Трухачев В. В. Преступное воздействие на доказательственную информацию : правовые и криминалистические средства предупреждения, выявления, нейтрализации. Воронеж, 2000. С. 200-201.

Воронежский государственный университет

Малахова Л. И., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса

Voronezh State University

Malakhova L. I., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Criminal Process Department

E-mail: malah78@mail.ru Tel.: 8-920-228-57-07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.