Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ГЕРМАНИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТЮРИНГИИ (1945-1947 ГГ.)'

МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ГЕРМАНИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТЮРИНГИИ (1945-1947 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Советская военная администрация / Советская зона оккупации / Тюрингия / местные органы власти / местное самоуправление / выборы / Soviet military administration / Soviet occupation zone / Thuringia / local authorities / local self-government / elections

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Уваров Геннадий Владимирович

В статье на основе документальных материалов рассматриваются усилия руководства Управления СВАГ в федеральной земле Тюрингии по налаживанию деятельности местных органов власти и управления сразу после вывода американских оккупационных войск и укреплению их взаимодействия с учреждениями Советской военной администрации. Доказано, что осенью 1947 г. органы местного самоуправления в Тюрингии достигли должной степени политической и административной зрелости, стали полноценно решать задачи восстановления подорванного войной экономического потенциала немецких земель и дальнейшего социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Уваров Геннадий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE SOVIET MILITARY ADMINISTRATION IN GERMANY ON THE FORMATION OF LOCAL AUTHORITIES AND SELF-GOVERNMENT IN THURINGIA (1945-1947)

On the basis of documentary materials, the article examines the efforts of the leadership of the SVAG Administration in the federal state of Thuringia to establish the activities of local authorities and management immediately after the withdrawal of the American occupation troops and strengthen their interaction with the institutions of the Soviet military administration. It is proved that in the autumn of 1947, local self-government bodies in Thuringia reached the proper degree of political and administrative maturity, began to fully solve the tasks of restoring the economic potential of the German lands undermined by the war and further socio-economic development.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ГЕРМАНИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТЮРИНГИИ (1945-1947 ГГ.)»

DOI 10.24412/2541-9056-2022-425-43-49

УДК 94(47).084.8

МЕРОПРИЯТИЯ СОВЕТСКОЙ ВОЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ В ГЕРМАНИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТЮРИНГИИ (1945-1947 ГГ.)

Г.В. Уваров

Статья поступила в редакцию 20 октября 2022 г.

В статье на основе документальных материалов рассматриваются усилия руководства Управления СВАГ в федеральной земле Тюрингии по налаживанию деятельности местных органов власти и управления сразу после вывода американских оккупационных войск и укреплению их взаимодействия с учреждениями Советской военной администрации. Доказано, что осенью 1947 г. органы местного самоуправления в Тюрингии достигли должной степени политической и административной зрелости, стали полноценно решать задачи восстановления подорванного войной экономического потенциала немецких земель и дальнейшего социально-экономического развития.

Ключевые слова: Советская военная администрация, Советская зона оккупации, Тюрингия, местные органы власти, местное самоуправление, выборы.

ACTIVITIES OF THE SOVIET MILITARY ADMINISTRATION IN GERMANY ON THE FORMATION OF LOCAL AUTHORITIES AND SELF-GOVERNMENT

IN THURINGIA (1945-1947)

G.V. Uvarov

On the basis of documentary materials, the article examines the efforts of the leadership of the SVAG Administration in the federal state of Thuringia to establish the activities of local authorities and management immediately after the withdrawal of the American occupation troops and strengthen their interaction with the institutions of the Soviet military administration. It is proved that in the autumn of 1947, local self-government bodies in Thuringia reached the proper degree of political and administrative maturity, began to fully solve the tasks of restoring the economic potential of the German lands undermined by the war and further socio-economic development.

Key words: Soviet military administration, Soviet occupation zone, Thuringia, local authorities, local self-government, elections.

После окончания Второй мировой войны в Европе побежденной Германии предстояло пережить процессы глубоких комплексных изменений всей системы государственно-

политических институтов, включая органы местной власти и самоуправления. Во всем этом решающую роль сыграли органы оккупационной администрации держав-победительниц, в

том числе - Советской военной администрации в Германии (СВАГ). Контролируемая СВАГ территория Советской зоны оккупации (СЗО) включала в себя федеральные земли Тюрингию и Саксонию на юго-западе и юго-востоке, провинции Саксонию-Анхальт и Бран-денбург, соседствовавшие друг с другом в центральной части СЗО и провинцию Мекленбург на севере зоны.

г-»

В советской исторической науке деятельность СВАГ подавалась в идеологически строго выдержанном духе как череда мероприятий, нацеленных на помощь немецкому пролетариату и антифашистским силам в деле скорейшего преодоления мрачного наследия фашизма и последствий войны, формирование классовой дружбы с «немецкими друзьями». В 1990-е гг. появились исследования, ознаменовавшие переход к более объективному освещению участия СВАГ в развитии СЗО [1; 2]. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. началось издание сборников документов, раскрывающих самые разные аспекты политики СВАГ на территории СЗО [3-6]. Одно из этих изданий - «Советская военная администрация в Германии 1945-1949 гг. Документы, материалы, исследования. СВАГ и немецкие органы самоуправления. 1945-1949» - послужило документальной основой при написании настоящей статьи.

Тюрингия, которую в немецких землях иногда называют «зеленым сердцем Германии», выгодно сочетала в себе как заботливо возделанные обширные поля, так и высокоразвитый промышленный потенциал. Несмотря на последнее обстоятельство, на территории «гау Тюрингия» не было крупных городов, численность населе-

ния которых превышала хотя бы 100 тысяч человек, а в структуре промышленности, за редкими исключениями, не были представлены крупные военные производства. Поэтому налеты бомбардировочной авиации союзников были здесь довольно редки, и население не познало ужасов войны в той мере, в какой их довелось испытать жителям промышленного Рура или Балтийского побережья.

В середине апреля 1945 г. Тюрингию заняли войска 3-й американской армии под командованием генерала Джорджа С. Паттона, но спустя всего лишь два с половиной месяца американское командование вывело их в Баварию и Гессен. Освободившуюся территорию немедленно заняли части 8-й гвардейской армии, которой в то время командовал генерал-полковник В.И. Чуйков. Он и был назначен приказом № 5 Главноначальствующего СВАГ Г.К. Жукова от 9 июля 1945 г. начальником Советской военной администрации федеральной земли Тюрингия (СВАТ) [6, с. 101]. Этот приказ содержал заключительный третий пункт с чрезвычайно важным положением о взаимодействии утвержденных

начальников СВА в федеральных землях и провинциях с руководителями местных самоуправленческих структур. Тем самым, как справедливо отметил М.М. Семиряга, СВАГ признавала принцип общинного самоуправления, в то время как западные оккупационные власти «были настроены решительно против предоставления немцам какого-либо самоуправления по крайней мере в течение первых месяцев существования оккупационного режима в Германии», поскольку «испытывали тотальное недоверие к по-

литической деятельности немцев, их партий и общественных организаций» [2, с. 73]. Немаловажным являлось и то отмечаемое автором обстоятельство, что у органов советской администрации уже был к тому времени наработан определенный опыт налаживания жизни на занятых войсками Красной армии территориях освобожденных от немецких оккупантов стран - и в первую очередь Польши [2, с. 158].

Внутриполитическое положение в Тюрингии, как, впрочем, и в других землях и провинциях Советской зоны оккупации, было довольно сложным. Коммунисты - главные проводники советской политики на территории СЗО - имели, согласно утверждению начальника УСВА генерал-майора И.С. Колесниченко, относительно устойчивое влияние только в городах, но и там его приходилось делить с социал-демократами, располагавшими популярной среди рабочих «левацкой программой социализации промышленности». Крестьянство же, которое, как выразился Колесниченко, испытывало «боязнь социализации сельского хозяйства», не оказывало поддержки коммунистам, занимая «позицию выжидания» [6, с. 115]. Жители Тюрингии были взбудоражены самыми разными слухами - например, о том, что в советских частях уже зачитали приказ о передислокации в район Гамбурга; но перед уходом им будет предоставлено два дня на грабежи населения. Многие обыватели Тюрингии открыто заявляли, что ждут возвращения американцев или прихода англичан. Общественные настроения были дополнительно наэлектризованы неизвестно откуда взявшимися домыслами о

неизбежности обязательного изучения русского языка в школах в качестве основного предмета [6, с. 115].

Ответственность за весь этот политический и информационный хаос и неразбериху руководство УСВАТ предпочло возложить на местное правительство во главе с бывшим узником Бухенвальда Г. Брилем, сформированное еще американскими оккупационными властями. Правительству было вменено в вину то, что его деятельность «носила чисто кабинетный характер» и что оно «занималось составлением «социалистических проектов», выражавших «враждебные левацкие тенденции» [6, с.114]. 16 июля 1945 г. при активном участии начальника СВАТ В.И. Чуйкова, начальника УСВАТ И.С. Колесниченко и члена Военного

0 V» V» V»

совета 8-й гвардейской армии генерал-лейтенанта А.М. Пронина было сформировано новое правительство во главе с президентом Р. Паулем, обер-бургомистром Йены, членом руководства Немецкой демократической партии. Уместно заметить, что подобные процессы прошли в это же время во всех землях и провинциях СЗО. Каких-либо согласованных четырехсторонних решений относительно выстраивания системы местного самоуправления союзники, как известно, не разрабатывали и не принимали. Это обстоятельство, с одной стороны, вынуждало советских руководителей действовать методом проб и ошибок, но, с другой -развязывало руки для создания такой модели самоуправления, которую в Москве считали наиболее приемлемой для СССР. И руководство СВАГ постаралось в полной мере воспользоваться предоставившимися возможно-

стями. Спустя всего месяц И.С. Колес-ниченко на совещании руководящих работников УСВА федеральных земель и провинций смог доложить Главнона-чальствующему СВАГ по делам гражданской администрации генерал-полковнику И.А. Серову, что «во всех городах провинции органы самоуправления укомплектованы. В настоящее время магистраты и ландраты очищены от нацистских элементов, но работа по выявлению нацистов и чистка аппарата продолжается». Колесни-ченко обозначил приоритетные направления деятельности СВАТ: своевременная уборка урожая, развитие частной инициативы предпринимателей, подбор и укомплектование органов местного самоуправления, чистка их от нацистских элементов [6, с. 122].

Весной 1946 г. была окончательно сформирована система организации административной власти в Тюрингии, мало чем отличавшаяся от подобной системы в других землях. Высшим властным лицом являлся президент, управлявший федеральной землей через свою Канцелярию и Главные управления. Следующей после президента управленческой ступенью были районные советы (крайстаги) в районах (ландкрайсах) во главе с ландра-тами. Ландкрайсы в административном отношении делились на города и сельские общины. Исполнительную власть в городах осуществляли обер-бургомистры, в сельских общинах -бургомистры. И те, и другие избирались населением и руководили деятельностью выборных представительных органов - штадтратов в городах и гемайндератов - в сельских общинах.

Полномочия президента были довольно широки - он мог поручать

Главным управлениям и ландратам выполнение как текущих дел, составлявших сферу их компетенции, так и задач, лежащих вне круга их обязанностей. Также был предусмотрен порядок подчинения учреждений в соответствии с «особыми отдельными предписаниями» [6, с. 155], что следовало понимать как обязанность исполнять властные распоряжения УСВАТ.

Отмечая широту полномочий президента федеральной земли, следует все же признать, что основополагающие политические процессы разворачивались в тот момент не в стенах президентского кабинета и его канцелярии, а на уровне районов и общин, где состав местных органов самоуправления избирался непосредственно населением. В конечном счете, эффективность политики СВАГ во многом зависела от того, за кого проголосует рядовой избиратель. В этой связи Главно-начальствующий СВАГ маршал В.Д. Соколовский, сменивший на этом посту в марте 1946 г. Г.К. Жукова, направил в июне 1946 г. директиву всем начальникам УСВА федеральных земель и провинций, в которой была поставлена задача: создать условия для победы СЕПГ на выборах в органы местного самоуправления городских и сельских общин. Избирательная кампания начиналась 1 июля 1946 г., а общинные выборы предполагалось провести не единовременно на всей территории СЗО, а поэтапно - по провинциям, чтобы «результаты выборов в передовых провинциях оказывали влияние на избирателей в других провинциях». Выборы в Тюрингии должны были состояться 8 сентября 1946 г., неделю спустя после выборов в федеральной земле Саксонии и неделей раньше выборов в

провинциях Бранденбург и Меклен-бург. «Результаты выборов в Советской зоне оккупации, - многозначительно подчеркивалось в директиве, -будут считаться удовлетворительными лишь в том случае, если они дадут победу Социалистической единой партии как партии последовательной демократизации Германии» [6, с. 160].

Решительный и категоричный тон положений директивы не был, впрочем, услышан и должным образом оценен как в руководстве НКВД-МГБ в Тюрингии, так и в подразделениях Красной армии, размещенных на ее территории. Начальник оперативного сектора НКВД-МГБ в Тюрингии генерал-майор Г.А. Бежанов, подобно некоторым другим высокопоставленным советским военачальникам, присвоил и затем переправил по месту проживания в СССР немалое количество разного рода ценностей и предметов роскоши. Это, по словам М. Семиряги, практически сразу становилось известно местному населению и компрометировало оккупационные власти [2, с. 177]. Положение с дисциплиной в войсках также нельзя было назвать благополучным, что побудило Колес-ниченко издать 22 июля 1946 г. Приказ № 0121 «О борьбе с бесчинствами военнослужащих по отношению к местному населению». «По суммарным данным как самих комендатур, так и органов немецкой полиции, за 20 дней июля месяца по федеральной земле Тюрингия зарегистрировано 189 случаев бесчинств и прочих беззаконий по отношению к местному населению, - говорилось в приказе. - Многие офицеры и военные коменданты не понимают того, что подобные само-

управные действия, беззакония, произвол и безнаказанность преступлений по отношению к местному населению подрывают наши позиции и могут привести к нежелательным последствиям в избирательной кампании по выборам в органы немецкого самоуправления, - констатировал Колесни-ченко и приказал, в ряду прочих мер, мобилизовать весь аппарат комендатур «на борьбу с происшествиями и бесчинствами..., поставив целью не сокращение, а ПОЛНУЮ ЛИКВИДАЦИЮ (так в тексте - У.Г.) самоуправных действий и насилий по отношению к местному населению» [6, с. 178-181].

Солдаты и офицеры союзных армий в плане отношения к населению оккупированных немецких земель в ряде случаев превосходили отдельных представителей Красной армии по масштабам грабежей, насилия и организации неэквивалентного обмена на «черном рынке» товаров и услуг, что заставляло союзное командование обращаться к более жестким, нежели в СЗО, мерам, по их пресечению [2, с. 322-323]. Что же касается генерал-майора Г. Бежанова, то он в рамках «трофейного дела» был арестован в начале декабря 1947 г. и приговорен к десяти годам заключения «за злоупотребление служебным положением и хищение социалистической собственности».

Общинные выборы, как и предполагалось, состоялись 8 сентября 1946 г. и принесли ожидаемую победу СЕПГ - за ее представителей проголосовало 50,5% избирателей [6, с. 197]. Это был один из низких показателей по всей СЗО и, тем не менее, он ознаменовал победу коммунистов на общинных выборах.

Практически сразу после их завершения местные комитеты СЕПГ при активнейшей поддержке УСВАТ развернули подготовку к выборам в крайста-ги и ландтаг - представительный орган Тюрингии. Они состоялись в конце 1946 г. и по результатам практически не отличались от предшествующих: в ходе выборов в крайстаги СЕПГ заручилось поддержкой 51,5% избирателей, а в ландтаг - 49,3% [6, с. 211]. Почти аналогичные результаты были достигнуты и в других провинциях, но на этот раз УСВАТ имела все основания для гордости: по степени политической поддержки СЕПГ Тюрингия вышла на второе место, пропустив вперед с весьма незначительным отрывом только провинцию Мекленбург.

Завершающий этап формирования органов самоуправления в Тюрингии и в целом по СЗО связан с отчетными кампаниями самоуправленческих структур. Необходимость их проведения была отмечена в отчете В.Д. Соколовского о работе СВАГ за второй квартал 1947 г. Отчетная кампания к тому времени уже началась и продолжалась большую часть осени 1947 г. В основном она выражалась в форме отчетов бургомистров, обер-бургомистров и других работников исполнительных органов в процессе их

выступления перед избирателями на соответствующих собраниях. Как следует из содержания документов, почти повсеместно для многих подобные отчеты были не пустой формальностью, а серьезным испытанием, поскольку приходилось отвечать на многочисленные вопросы неравнодушных граждан и выдерживать острую критику с их стороны. Эта кампания не только позволила «выявить остатки реакционных и нацистских элементов, пробравшихся в органы самоуправления некоторых общин» и «очиститься от бургомистров-бездельников и саботажников», но также в немалой степени кампания активизировала население, обеспечила «мобилизацию жителей на решение важнейших экономических задач» [6, с. 257-261]. Можно с полным основанием констатировать, что осенью 1947 г. органы местного самоуправления в Тюрингии, как и во всей СЗО, достигли должной степени политической и административной зрелости, стали полноценно решать задачи восстановления подорванного войной экономического потенциала немецких земель и дальнейшего социально-экономического развития - и во всем этом была немалая заслуга Советской военной администрации в Германии.

Список литературы

1. Филипповых Д.Н. Советская военная администрация в Германии: военно-политический аспект деятельности 1945-1949 гг. - М.: Прогресс, 1990. - 280 с.

2. Семиряга М.И. Как мы управляли Германией: Политика и жизнь. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1995. - 349, [2] с.

3. Захаров В.В., Филипповых Д.Н. Материалы по истории Советской военной администрации в Германии 1945-1949 гг. - М.: Наука, 1998. - 248 с.

4. СССР и германский вопрос. 1941-1949: Документы из Архива внешней политики Российской Федерации: В 3 т. / Составители Г.П. Кынин и Й. Лауфер. T.II: 9 мая 1945 г. -3 окт. 1946 г. - М.: Международные отношения, 2000. - 878 с.; Т. III: 6 октября 1946 г. -

15 июня 1948 г. - М.: Международные отношения, 2003. 856 с.; Т. 4 [доп.]: 18 июня 1948 г. - 5 ноября 1949 г. - М.: Международные отношения, 2012. - 775 с.

5. Советская военная администрация в Германии 1945-1949 гг.: Документы, материалы, исследования. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты / Под ред. Х.А. Мёллера, А.О. Чубарьяна. - М.: РОССПЭН, 2006. - 976 с.

6. Советская военная администрация в Германии 1945-1949 гг. Документы, материалы, исследования. СВАГ и немецкие органы самоуправления. 1945-1949: Сборник документов / Отв. ред. и сост. Н.В. Петров. - М.: РОССПЭН, 2006. - 759 с.

References

1. Filippovy'x D.N. Sovetskaya voennaya administraciya v Germanii: voen-no-politicheskij aspekt deyateTnosti 1945-1949 gg. - M.: Progress, 1990. - 280 s.

2.Semiryaga M.I. Kak my4 upravlyali Germaniej: Politika i zhizn4. - M.: Rossijskaya politich-eskaya e'nciklopediya, 1995. - 349, [2] s.

3. Zaxarov V.V., Filippovy'x D.N. Materialy4 po istorii Sovetskoj vo-ennoj administracii v Germanii 1945-1949 gg. - M.: Nauka, 1998. - 248 s.

4. SSSR i germanskij vopros. 1941-1949: Dokumenty4 iz Arxiva vneshnej politiki Rossijskoj Federacii: V 3 t. / Sostaviteli G.P. Ky4nin i J. Laufer. T.II: 9 maya 1945 g. - 3 okt. 1946 g. - M.: Mezhdunarodny4e otnosheniya, 2000. - 878 c.; T. III: 6 oktyabrya 1946 g. - 15 iyunya 1948 g. - M.: Mezhdunarodny4e otnosheniya, 2003. 856 s.; T. 4 [dop.]: 18 iyunya 1948 g. - 5 noy-abrya 1949 g. - M.: Mezhdunarodny4e otnosheniya, 2012. - 775 s.

5. Sovetskaya voennaya administraciya v Germanii 1945-1949 gg.: Doku-menty4, materialy4, issledovaniya. Politika SVAG v oblasti kuTtury4, nauki i obrazovaniya: celi, metody4, re-zuTtaty4 / Pod red. X.A. Myollera, A.O. Chubafyana. - M.: ROSSPE4N, 2006. - 976 s.

6. Sovetskaya voennaya administraciya v Germanii 1945-1949 gg. Doku-menty4, materia^, issledovaniya. SVAG i nemeczkie organy4 samoupravleniya. 1945-1949: Sbornik dokumentov / Otv. red. i sost. N.V. Petrov. - M.: ROS-SPE4N, 2006. - 759 s.

Для ссылки: Уваров Г.В. Мероприятия советской военной администрации в Германии по формированию местных органов власти и самоуправления в Тюрингии (1945-1947 гг.) // Гуманитарные исследования Центральной России. - 2022. - №4 (25). -С. 43-49.

DOI 10.24412/2541-9056-2022-425-43-49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.