Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБНОВЛЕНИЮ И ЗАМЕНЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"'

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБНОВЛЕНИЮ И ЗАМЕНЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ЭЛЕКТРОБУСЫ / ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ / ROAD TRANSPORT / MUNICIPAL MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE / ROLLING STOCK / ELECTRIC BUSES / FINANCIAL LEASING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова А.А.

данная статья посвящена вопросам разработки мероприятий по обновлению подвижного состава. Рассмотрено мероприятие по обновлению подвижного состава автотранспортного предприятия и замене автобусов экологическим видом транспорта - электробусами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEASURES TO UPDATE AND REPLACE THE ROLLING STOCK ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPAL ENTERPRISE "PASSENGER MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE"

this article is devoted to the development of measures to optimize the activities of municipal motor transport enterprises. The event on updating the rolling stock of a motor transport enterprise to replace buses with an ecological mode of transport - electric buses was considered.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБНОВЛЕНИЮ И ЗАМЕНЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ "ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ"»

УДК 338.47

Макарова А. А. студент магистратуры 3 курс, факультет «Экономики и менеджмента» Научный руководитель: Свистунов А. В., к.э.н.

доцент

Муромский институт (филиал) Владимирского Государственного Университета имени Александра Григорьевича и Николая

Григорьевича Столетовых Россия, г. Муром

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБНОВЛЕНИЮ И ЗАМЕНЕ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ПАССАЖИРСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ»

Аннотация - данная статья посвящена вопросам разработки мероприятий по обновлению подвижного состава. Рассмотрено мероприятие по обновлению подвижного состава автотранспортного предприятия и замене автобусов экологическим видом транспорта -электробусами.

Ключевые слова - автомобильный транспорт, подвижной состав, электробусы, финансовый лизинг.

Makarova A.A. student a master's degree 3 course, faculty "Economy and management" research supervisor: Svistunov A.V., Candidate of Economic Sciences

associate professor

Murom institute (branch) of the Vladimir state university of Alexander

Grigoryevich and Nikolay Grigoryevich Stoletovykh

Russia, Murom

MEASURES TO UPDATE AND REPLACE THE ROLLING STOCK ON THE EXAMPLE OF THE MUNICIPAL ENTERPRISE "PASSENGER MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE"

Annotation - this article is devoted to the development of measures to optimize the activities of municipal motor transport enterprises. The event on updating the rolling stock of a motor transport enterprise to replace buses with an ecological mode of transport - electric buses was considered.

Key words - road transport, municipal motor transport enterprise, rolling stock, electric buses, financial leasing.

Городской пассажирский транспорт имеет большое экономическое и социальное значение, так как влияет на жизнь города и поселений, прилегающих к нему. Темпы экономического развития города, рост благосостояния и уровня жизни населения, а также улучшение культуры

общества напрямую связаны с работой автотранспортных предприятий.

В настоящее время большинство муниципальных автотранспортных предприятий находятся в кризисном состоянии и вынуждены искать пути повышения эффективности своей деятельности. Основные проблемы связаны с износом автотранспорта, отсутствием средств на их обновление, ремонт и замену. Так же стоит отметить высокую конкуренцию со стороны индивидуальных предпринимателей, которые работают в этой отрасли и вытесняют муниципальные предприятия с рынка транспортных услуг.

Так, например, в 2012 году в городском округе город Кулебаки Нижегородской области МП «ПАП» обслуживало 4 городских маршрута, 5 пригородных и 5 междугородних. Согласно отчёту МП «ПАП» за 2018 год, муниципальное предприятие обслуживает только один городской маршрут, 6 пригородных и 5 междугородних. За прошедшие пять лет МП «ПАП» было вытеснено из сектора услуг городского транспорта индивидуальными предпринимателями И-

Подвижной состав МП «ПАП», необходимый для осуществления пригородных, межмуниципальных перевозок в 2019 году составляет 19 единиц. Износ автобусного парка в настоящий момент составляет порядка 41% (8 автобусов из 19 имеют срок службы от 5 и более лет).

Поэтому муниципальным автотранспортным предприятиям для того, чтобы выжить, необходимо менять стратегию и находить адекватные решения вызовам нового времени.

Транспортное обслуживание населения городского округа город Кулебаки осуществляется по 22 автобусным маршрутам из них, по нерегулируемым тарифам - 14 маршрутов, по регулируемым тарифам - 3 пригородных маршрута:

- 6 пригородных;

- 4межмуниципальных;

- 11 городских маршрутов;

- 1 по нерегулярному маршруту «Сады» И.

Городские маршруты по нерегулируемым тарифам почти в полном объеме обслуживаются 5 индивидуальными предпринимателями, МП «ПАП» обслуживает лишь 1 городской маршрут №3.

Тем не менее, город за последнее время вырос, появились новые маршруты, новые торговые точки на окраине города, куда люди стремятся попасть. Так, например, маршрут № 3 городского транспорт не обслуживает такие места, как физкультурно-оздоровительный центр, новый магазин «Планета», новый оптовый магазин «Светофор» и пр., на северной окраине города за последние пять лет вырос целый микрорайон «Северный», который так же не обслуживается городским транспортом.

Поэтому, предлагается разработать новый городской маршрут, который пройдёт по всем этим новым точкам и по центру города. Длина маршрута будет составлять 10 км. На маршруте будут работать два автобуса, с интервалом в 30 мин. Каждый из автобусов по данному маршруту проедет за рабочий день 15 раз.

Рассчитаем экономический эффект от предложенного мероприятия.

Для работы на новом маршруте выберем автобусы «ГАЗель-ЫЕХТ» модификации ГАЗ-А6ЭЯ42 со следующими характеристиками:

Расход бензина - 11,5 л на 100 км; максимальная скорость - 110 км/час

Число посадочных мест 18.

В нашем случае ежедневный пробег автобуса будет составлять 150км; ежедневный расход бензина - 17,25 литра.

В год это составит 17,25 * 365 = 6296,25 литров;

Стоимость бензина марки А-76 (на 01 мая 2019г) 15,6 руб.

Необходимые средства на бензин (с учётом того, что на маршруте будут работать два автобуса) 6296,25 * 15,6 *2 = 196443 руб./год.

С учётом пассажиропотока по данному маршруту, имеем, что ежедневно услугами автобуса, проходящего по данному маршруту, будут пользоваться около 400 человек.

Если стоимость проезда в автобусе 25 рублей (такая же, как и по другим маршрутам), то имеем за день выручку в 10000 руб.

В месяц - 300000 руб., в год - 3600 тыс.руб.

Стоимость такой газели составляет 1100 тыс.руб. МП «ПАП» находится в собственности государства, поэтому используются бюджетные и внебюджетные источники. Из бюджетных источников на данном этапе являются средства, полученные на основании Муниципальной Программы «Развитие транспортной системы городского округа город Кулебаки на 2018-2020 годы» [2].

В программе изложен комплекс мер по улучшению транспортного обслуживания населения на территории округа. Этим вопросам посвящена Подпрограмма 1. «Улучшение транспортного обслуживания населения на территории городского округа город Кулебаки». Одно из основных мероприятий - выделение субсидии МП «ПАП» с целью обновления подвижного состава автотранспортного предприятия для организации междугородних и в границах городского округа пассажирских социальных перевозок. [2]

Таблица 1 - Подпрограмма 1 «Улучшение транспортного обслуживания населения на территории городского округа город Кулебаки» тыс.руб.

Источник финансирования По годам

2018 2019 2020 Всего

Всего 65 1715 1715 3495

Бюджет округа 15 1665 1665 3345

В небюджетные источники 50 50 50 150

Таблица 2 - Подпрограммы 1 «Улучшение транспортного обслуживания населения на территории городского округа город Кулебаки»

Процент износа подвижного состава пассажирского автотранспортного предприятия городского округа (МП г.о.г. Кулебаки «ПАП», %

Кол-во автомобилей со сроком службы от 5 и более лет

Начальный (базовый) уровень на

момент реализаци и

программы

47

9 (из 19)

планируемый

2018

42,1

8 (из 19)

2019

36,8

7 (из 19)

2020

31,6

6 (из 19)

С учётом того, что подвижной состав МП «ПАП» достаточно изношен и его необходимо заменять, то в качестве программного мероприятия в рамках Муниципальной Программы «Развитие транспортной системы городского округа город Кулебаки на 2018-2020 годы» предлагается приобрести «ГАЗель-ЫЕХТ» модификации ГАЗ-А63R42 в количестве 2 единиц для обслуживания городских маршрутов.

Из таблицы 1, которая показывает сумму, которая будет выделяться на обновление подвижного состава МП «ПАП» можно сделать вывод, что тех сумм, которые запланированы программой в 2019 году 1715 тыс. руб. хватит на покупку одного автобуса «ГАЗель-ЫЕХТ» модификации ГАЗ-А63R42, а для того, чтобы приобрести вторую, воспользуемся таким инструментом, как финансовый лизинг.

Срок финансового лизинга - 5 лет, первый платеж (сумма внесенного аванса) - 55 тыс. руб. (5% стоимости предмета лизинга), ежемесячный платеж - 28,336 тыс. руб. Сумма рассчитана калькулятором лизинговых платежей [3].

Таким образом, население города получит ещё один городской маршрут, что будет способствовать повышению качества и удобству передвижения жителей по городу, а само МП «ПАП» получит прибыль, которая может пойти на дальнейшее развитие хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия.

Использованные источники:

1. Экономика пассажирского транспорта: учебное пособие / Е.А. Сысоева, М.В. Кравченко, В.А. Персианов, Л.С. Федоров, М.В. Хрущёв, А.В. Курбатова, Е.А. Макарова, П.В. Метёлкин, Н.А. Козлова, Е.Б. Беднякова, А.И. Забоев, А.К. Глухов, Е.С. Суменова, Я. Игнатова. — Москва : КноРус, 2017. — 390 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-40605763-6.

2. Муниципальная программа «Развитие транспортной системы городского округа город Кулебаки на 2018-2020 годы» [Сайт] URL: http://docs.cntd.ru/document/465584288 (дата обращения 15.11.2019)

3. Калькулятор лизинговых платежей. [Сайт] URL: https://www.resoleasing.com/calc/ (дата обращения 15.11.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.