Научная статья на тему 'Анализ и пути совершенствования пассажирских перевозок автотранспортом в междугородном сообщении'

Анализ и пути совершенствования пассажирских перевозок автотранспортом в междугородном сообщении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
689
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлова Е. Н.

Приведен анализ организации перевозок и обслуживания пассажиров на междугородных маршрутах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Михайлова Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis and means of improvement of passenger transportation by longdistance buses

The article contains the analysis of organization of long-distance passenger transportation and passenger service, and means of improvement.

Текст научной работы на тему «Анализ и пути совершенствования пассажирских перевозок автотранспортом в междугородном сообщении»

Данный пример расчета показывает возможность эффективного решения задачи по распределению функций подразделения между конкретными работниками с применением разработанной автором модели при проектировании управленческого труда на предприятии.

Список литературы

[1] Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. - 152 с.

[2] Вагнер Г. Исследование операций. - М.: Наука, 1978. - 30 с.

[3] Матушкин М.А. Менеджмент материальных ресурсов. - Саров: Гос. Академия, 1997. -134 с.

[4] Дубов Ю.А., Травкин С.И., Якимец В.Н. Многокритериальные модели формирования и выбора вариантов систем. - М.: Наука, 1986. - 295 с.

[5] Глухов В.В. Основы менеджмента. - С-Пб: Спецлит, 1995. - 326 с.

[6] Венцель Е.С. Исследование операций - М.: Сов. радио, 1976. 383 с.

ECONOMICO-MATHEMATICS MODELING IN MANAGEMENT PROCESS OF A TOP PERSONNEL LABOUR

D. Lopatkin

The article narrates about a practical possibility of usage of economico-mathematics modelling in management process of a top personnel labour. An example of calculation is given showing the effectiveness of acception of the elaborated by an author model when projecting managerial labour at an enterprise.

УДК: 656.12.072

Е. Н. Михайлова, студент, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

АНАЛИЗ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОТРАНСПОРТОМ В МЕЖДУГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ

Приведен анализ организации перевозок и обслуживания пассажиров на междугородных маршрутах.

В отличие от городских и, частично, пригородных автобусных сообщений, где основной объем перевозок связан с профессиональной трудовой деятельностью пассажиров (на работу и обратно), междугородные маршруты обеспечивают в основном социальные потребности населения (поездки в места отдыха в период отпусков, к родным и знакомым, на новое место жительства, в командировки, студентов - к местам постоянного жительства или учебы и другие).

Междугородные перевозки по сравнению с городскими и пригородными занимают гораздо больше времени и средств у населения, поэтому частота поездок значительно ниже.

Междугородные автобусные перевозки, как и пригородные, отличаются значительной неравномерностью во времени и по территории, что зависит от целей поездок, а также от климатических, географических, дорожных и других условий области.

На междугородных перевозках АТП конкурирует с индивидуальными предпринимателями, однако конкуренция здесь относительно невелика. Перевозки индивидуальными предпринимателями пока носят неорганизованный характер (нет установленного расписания, касс продажи билетов, плата за проезд идет перевозчику, минуя налоговые органы), хотя в некоторых районах области уже имеется практика так называемых официальных перевозок. Это свидетельствует о том, что “частники” постепенно завоевывают и этот рынок.

Другие конкуренты здесь - предприятия смежных видов транспорта (железнодорожного, водного, воздушного), а также автотранспорт граждан - транспорт индивидуального пользования.

Как для городского и пригородного пассажирского транспорта, так и для междугородного проблема номер один - старение автопарка. Основную долю по-прежнему составляют Икарусы (250, 256), автобусы Львовского автомобильного завода, которые уже не отвечают возросшим требованиям к экологичности, безопасности движения, комфортабельности. Необходимо отметить, что на маршруты с малым пассажиропотоком вводятся сейчас автобусы с малой (ПАЗ) и очень малой (Газель) пассажи-ровместимостью. Это с точки зрения комфортабельности поездки недопустимо. Время поездки в междугородных автобусах значительно, что не предусмотрено конструкцией ПАЗов и Газелей (жесткие, неоткидывающиеся сидения, отсутствие багажных отделений, приводящее к загромождению салона).

Рассмотрим вопрос, касающийся изучения спроса на междугородных маршрутах. Предприятия пассажирского автотранспорта практически не проводят обследований пассажиропотоков на действующих маршрутах. Для рационального использования транспортных средств и функционирования маршрутной сети необходимо регулярно проводить хотя бы выборочные обследования пассажиропотоков. Такая практика существует в других регионах (например, в Тюменской области).

В отличие от города и пригорода на междугородных маршрутах правом льготного проезда пользуется меньшее количество пассажиров.

Рассмотрим организацию перевозок и сервисного обслуживания пассажиров на маршруте Нижний Новгород-Городец. Маршрут отличается достаточно большим пассажиропотоком, так как связывает Нижний Новгород с важнейшей в области курортной зоной на Горьковском водохранилище. Маршрут в настоящее время проходит по левому берегу р. Волга через населенный пункт Зиняки, обслуживается полностью Городецким ПАП (автобусами марок ЛАЗ, ПАЗ, Газель). Ранее данный маршрут был разделен на два: перевозки осуществлялись как через Зиняки, так и через Заволжье, маршрут обслуживался автобусами Городецкого ПАП и НПАП-1.

Проведенный анализ работы НПАП-1 на маршруте за 1998, 1999 и 2000 гг. показал, что количество перевезенных пассажиров НПАП-1 увеличилось в 2000 г. по сравнению с 1998-м в 5 раз. Количество автобусов, работающих на линии, увеличилось в 4 раза, однако коэффициент использования парка снизился. Доходы предприятия от перевозок выросли в 7,5 раз, расходы - в 7,8 раз. Уровень покрытия расходов доходами сократился на 4 %, хотя в целом по межгороду возрос на 9 %. Себестоимость перевозок имела тенденцию к увеличению, как и в целом по предприятию, однако она выше, чем в целом по межгороду.

Автостанция Канавинская (пункт отправления) расположена в районе Московского вокзала г. Нижнего Новгорода. Автостанция имеет 4 билетных кассы: 1,2 - кассы текущей продажи билетов, 3 - касса предварительной продажи билетов, 4 - касса продажи билетов на автобусы пригородных маршрутов и на последние рейсы. Автостанция имеет 2 зала: зал продажи билетов и зал ожидания.

С автостанции отправляются автобусы, следующие в пригородном и междугородном (внутриобластном и межобластном) сообщении. Автобусы отправляются с авто-

станции по установленному расписанию. Рейсы дополнительных отправлений выполняются в режиме и на условиях маршрутных такси. За предоставляемые услуги автостанциями взимаются дополнительные сборы с каждого билета (комиссионный, страховой сбор).

Недостатки обслуживания пассажиров на данной автостанции:

• недостаточное количество билетных касс, приводящее к скоплению очередей;

• отсутствие справочной (необходимые сведения пассажиры вынуждены получать у диспетчера и из информации, размещаемой на досках объявления);

• здание автостанции находится в неудовлетворительном состоянии, не соответствует по внутренней отделке и по внешнему виду современным требованиям;

• невысокий уровень и качество информационного обслуживания;

• отсутствие буфета (кафе).

На данном направлении основные конкуренты автотранспорту - речной транспорт и железная дорога. Рассмотрим преимущества и недостатки речного транспорта по сравнению с автомобильным (при этом исходим из предположения, что пассажир едет из Нижнего в Городец).

Преимущества: более экологичный; более скоростной и “прямолинейный” (меньшие затраты времени в пути); стоимость проезда несколько ниже (38 руб. против 40 руб. 80 коп.); стоимость провоза багажа ниже (4 руб. против 9 руб.).

Недостатки: сезонность работы; недостаточная частота отправления (1 раз в сутки против 10 раз).

Рассмотрим преимущества и недостатки железной дороги по сравнению с автотранспортом.

Преимущества: стоимость проезда (до Заволжья 18 руб. + проезд до Городца 5-8 руб.); более экологичный; большая пассажировместимость.

Недостатки: недостаточная частота отправления; необходимость пересадки в Заволжье на автобус (дополнительные затраты времени и денежных средств); скорость движения ниже (большие затраты времени на поездку); меньшая комфортность поездки (жесткие сидения).

Известно, что перевозки пассажиров с использованием нескольких видов транспорта могут быть организованы в виде прямых смешанных перевозок. Выполняются они двумя или более видами транспорта по единому транспортному документу (билету) на весь путь следования пассажира. Организация таких перевозок требует согласования расписаний движения подвижного состава, участвующего в прямых смешанных перевозках.

На сегодняшний день такой практики не существует ни в городе, ни в пригороде и межгороде. В настоящее время отсутствует согласованность в расписаниях различных видов транспорта, что снижает качество обслуживания пассажиров. Но в ряде регионов страны такие перевозки начинают получать распространение (например, в Ленинградской области, Ханты-Мансийском автономном округе).

Очевидно, что организация перевозок и обслуживания пассажиров на междугородных маршрутах нуждается в совершенствовании. Необходимо создать условия для привлечения пассажиров на маршруты. Этого можно достичь путем:

• совершенствования расписаний движения (регулярного обследования пассажиропотоков);

• повышения качества сервисного обслуживания пассажиров;

• координации расписаний движения различных видов транспорта и развития прямых смешанных перевозок;

• создания удобных условий и схем оплаты проезда (различные формы скидок, комбинированные билеты с учетом рентабельности перевозок);

• упорядочения системы льготного проезда (за счет возмещения стоимости проезда профессиональных льготников министерствами, к которым они принадлежат; установления “транспортной” надбавки к пенсиям и пособиям для социальных льготников);

• совершенствования методов определения расчетных тарифов с учетом качества транспортного и сервисного обслуживания пассажиров;

• совершенствования инвестиционной деятельности для обновления парка автобусов;

• совершенствования законодательной базы, регулирующей пассажирские перевозки.

ANALYSIS AND MEANS OF IMPROVEMENT OF PASSENGER TRANSPORTATION BY LONG-DISTANCE BUSES

E. Michaylova

The article contains the analysis of organization of long-distance passenger transportation and passenger service, and means of improvement.

УДК: 658

А. В. Мосинцее, аспирант, ВГАВТ.

603600, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

При условии выявления источников возрастания результата и снижения затрат возможно достигнуть наиболее эффективного функционирования организации. Менеджмент не гарантирует повышение эффективности деятельности предприятия, и при условии, если затраты на него превышают позитивный результат, то необходимокоренным образом менять управление на предприятии.

Создание рациональной структуры - один из способов получения дополнительных доходов. При этом необходимо использовать такие менеджерские ресурсы, как нормирование, рационирование, мотивация, что позволит навести порядок на производстве и даст значительный прирост производительности труда. Однако ответственность за эффективность функционирования новой структуры должно ложиться на менеджеров и стимулировать развитие профессиональной характеристики любого менеджера.

Все организации находятся в непрерывном движении, переходах в новое состояние, взаимоотношениях друг с другом. Логично предположить, что и развитие организаций тоже может быть представлено как сопоставление результата и затрат (только в динамике, одновременно и за определенный период, и на определенную дату).

Проще всего подтверждается данное предположение на примере внутрифирменной иерархии (фирмы). Мы вправе делать определенные выводы, связанные с организацией, только проводя сопоставления потоков доходов (результатов) и затрат (издержек), которые подлежат обязательному дисконтированию. Таким образом, мы получаем корректные и сопоставимые данные. Кроме того, необходимо оперировать данными за экономический цикл, финансовый цикл, период, связанный с реализацией инвестиционного проекта, краткосрочный период в деятельности фирмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.