Научная статья на тему 'Мероприятия по обеспечению энергетической безопасности: мировой опыт и российские реалии'

Мероприятия по обеспечению энергетической безопасности: мировой опыт и российские реалии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2261
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЗМУЩЕНИЕ В СИСТЕМЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борталевич С.И.

В статье исследован опыт обеспечения энергетической безопасности индустриально развитых зарубежных стран. Изучение показало, что в основе управления энергетической безопасностью лежат национальные энергетические стратегии, содержащие анализ современного положения в сфере потребления и производства топлива и энергии. В целях повышения энергобезопасности субъекта РФ, а также поддержания высоких темпов экономического роста предлагается реализовать политику повышения энергоэффективности, которая должна стать решающей в минимизации риска нехватки энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мероприятия по обеспечению энергетической безопасности: мировой опыт и российские реалии»

15 (153) - 2013

Экономическая безопасность

УДК 332.1:338.2

мероприятия по обеспечению энергетической безопасности: мировой опыт и российские реалии

С. И. БОРТАЛЕВИЧ,

кандидат экономических наук, докторант кафедры экономики предприятий и предпринимательской деятельности E-mail: bsi@esbitlburnet. ru Байкальский государственный университет

экономики и права

В статье исследован опыт обеспечения энергетической безопасности индустриально развитых зарубежных стран. Изучение показало, что в основе управления энергетической безопасностью лежат национальные энергетические стратегии, содержащие анализ современного положения в сфере потребления и производства топлива и энергии. В целях повышения энергобезопасности субъекта РФ, а также поддержания высоких темпов экономического роста предлагается реализовать политику повышения энергоэффективности, которая должна стать решающей в минимизации риска нехватки энергии.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, возмущение в системе, социально-экономический, электроэнергетика, энергосберегающая политика, регион.

Актуальность совершенствования методов и моделей обеспечения энергетической безопасности на региональном уровне обусловлена:

- возросшей регионализацией экономики, которая привела к нарушению межтерриториальных пропорций экономического развития субъектов Федерации, что стало причиной возникновения депрессивных территорий. Это обстоятельство негативно повлияло на устойчивое развитие даже экономически развитых субъектов, поскольку, становясь

донорами, они повышали риск возникновения угроз энергетической безопасности [4, с. 30-38];

- ослаблением межрегиональных связей, особенно производственных. Разрушение системы межрегионального разделения труда как следствие усиления сепаратистских тенденций и краха административной системы управления неизбежно повлекло за собой усиление угроз энергетической безопасности [5];

- реформированием электроэнергетики и административной реформой, которые привели к смещению прав и обязанностей в вопросах обеспечения устойчивого состояния экономики субъектов РФ в сторону местных органов власти. Это заставляет по-новому решать проблему ответственности за энергетическую безопасность регионов [6].

Реформирование энергетики, имеющее целью создать конкурентную рыночную среду, требует изучения энергетических систем и постановки новых задач в этой области. Повышение роли экономического фактора в формировании показателей функционирования и развития энергетического комплекса делает актуальным анализ энергетической безопасности субъекта РФ с позиций экономических условий и требований.

До недавнего времени исследованиям энергетической безопасности на уровне региона не уделялось

достаточного внимания, основные усилия сводились к анализу на государственном уровне. Между тем энергетическая безопасность является одной из характеристик развития социально-экономической системы наряду с устойчивостью, стабильностью, конкурентоспособностью и т. д. В зависимости от постановки цели исследования каждая их перечисленных характеристик может являться основной (обобщающей), а все остальные - частными.

Рассматривая факторы и процессы, влияющие на энергетическую безопасность, разные авторы используют такие категории: «опасность», «угроза», «риск», «вред», «потери», «ущерб», зачастую противопоставляя их друг другу [1].

Представляется, что данные понятия являются неизбежными факторами при использовании и развитии ресурсов при условии возникновения внешних и внутренних возмущений в социально-экономической системе (сэс) - способных нарушить текущее функционирование или развитие системы воздействий на элемент или межэлементные связи (см. рисунок).

На рисунке представлена классификация возмущений в социально-экономической системе: 1) по характеру: системные - связаны с функционированием социально-экономической системы в целом, возможностями достижения целей ее развития и эффективностью взаимодействия и взаимовлияния ее элементов; структурные -

связаны с пропорциональностью элементов системы, формированием корреляционных связей в экономике, кумулятивного и мультипликативного эффектов; процессные - вызваны скоростью адаптации системы к модернизаци-онным изменениям в экономике [7];

2) по уровню возникновения возмущения: критические - предельно допустимые внешние нагрузки, при которых социально-экономическая система сохраняет свою устойчивость; инновационные - трактуемые как выход системы из привычного состояния и требующие реструктуризации;

3) по уровню организации социальных объектов безопасности: социально-территориальная общность; социальная группа; личность. Рассматривая интенсивный и временной аспекты внешних воздействий на социально-экономические системы, можно выделить два уровня критических возмущений. Первый - положение системы остается устойчивым, внешние возмущения погашаются средообразующими и ресурсными возможностями системы. Второй - соответствует нагрузкам, после которых система способна восстановить свои исходные параметры при прекращении действия возмущающих факторов. Превышение второго критического значения приводит к изменению структуры системы, ее элементов, корреляционных связей [9].

Возмущения в СЭС

Процессные

Источник: составлено автором.

Классификация возмущений в социально-экономической системе региона

При изучении устойчивости системы необходимо различать влияние возмущений и лимитирующих факторов. Последние под воздействием внешних возмущений быстрее достигают критического значения.

Специфика безопасности развития региональной социально-экономической системы состоит в том, что, с одной стороны, уровень внешней нагрузки существенно зависит от глобальных угроз и рисков; с другой стороны, возможные кризисы, обусловленные особенностями региона, способны привести к дестабилизации и снижению уровня безопасности системы более высокого уровня - национального [2, 3].

Влиять на каждый вид безопасности в отдельности и на безопасность территории в целом можно лишь посредством управленческих воздействий, направленных на преодоление угроз безопасному развитию.

Комплексность современных задач в области управления экономикой региона, заключающаяся в необходимости учета всего комплекса возмущений (факторов) в их динамике, вызывает неизбежность применения системного подхода к управлению безопасности развития. Он позволяет рассматривать это управление как сложную саморазвивающуюся систему, имеющую структурированную внутреннюю среду и взаимодействующую с ней внешнюю среду, а также представляющую собой совокупность элементов и организационных структур, формирующих механизм управленческого воздействия.

При этом залогом эффективного функционирования системы региональной безопасности являются, во-первых, управление всеми сферами стратегических приоритетов развития, к которым следует отнести стабильность в перспективе, экономический рост, науку, технологии, образование, культуру, здравоохранение, экологию живых систем, повышение качества жизни1.

Во-вторых, залогом выступает стабильность системы контроля и регионального управления ключевыми активами развития: человеческим капиталом, нормативными и материальными активами, процессами.

К основным процессам можно отнести [10]: • интеграционные, лежащие в основе системного

подхода к развитию ресурсов региона;

1 См. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N° 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации» [8, 11].

• процессы повышения качества и конкурентоспособности как составляющие экономического развития этих ресурсов;

• инвестиционно-инновационные процессы опережающего развития базовых ресурсов;

• социальные процессы развития и потребления ресурсов личностью и обществом. В-третьих, для эффективного функционирования системы региональной энергетической безопасности необходимы постоянный мониторинг и анализ существующих и возможных угроз безопасности.

В-четвертых, требуются обоснование и проведение предупредительных мероприятий при поддержании региональной безопасности по областям обеспечения.

Энергетическая безопасность - важнейшая составная часть национальной безопасности, во многом зависящая от надежности энергоснабжения всех потребителей всех регионов страны, способности потребительского сектора экономики эффективно и бережно расходовать энергоресурсы, а также от уровня устойчивости энергетического сектора и топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в целом к внешним и внутренним угрозам. Это требует проведения особой государственной политики, обеспечивающей благоприятные экономические, политические и другие условия, включая подходящий инвестиционный и инновационный климат. И здесь может быть весьма полезным опыт зарубежных стран в решении проблем энергообеспечения и энергосбережения.

Наиболее приемлемым для России и ее субъектов является опыт реформирования электроэнергетики в Германии, особенно в Восточной, где и строение экономики, и социальная структура населения соответствуют российским.

Германия, являясь вторым производителем электроэнергии в Европе после России, больше половины энергии вырабатывает на электростанциях, работающих на угле и мазуте, 20 % - на станциях, использующих газ или альтернативные источники энергии, и около 30 % - на атомных станциях. Причем в структуре топливного баланса немецких энергокомпаний доля энергетического угля составляет более 50 %, что, учитывая необходимость диверсификации топливных ресурсов, является перспективной задачей и для России.

Реформирование электроэнергетики Германии, начавшееся в 1996 г., изначально было нацелено на

противозатратный принцип, так как после объединения ФРГ и ГДР резерв мощности отрасли составлял около 30 %. Кроме того, около 50 млн кВт избыточных мощностей находилось в собственности компаний, работающих в других странах Европы.

Однако, в отличие от России, при реформировании электроэнергетики не было радикальной ломки, так как вначале была принята необходимая законодательная и нормативная база. Все изменения проводились крайне осторожно с точки зрения сохранения организационной структуры и хозяйственных связей энергокомпаний. Причем стоимость различных видов топлива для электростанций была взаимоувязана и находилась на уровне цен мирового рынка.

Разделение бизнеса в электроэнергетике Германии не привело к дроблению капитала. Напротив, после соответствующих переговоров энергокомпаний стало вдвое меньше в результате слияния RWE с VEW (общая выработка энергии составила 209 млрд кВт-ч), Preisen ElecKtra с Bayernwerk (196 млрд). Третье и четвертое места принадлежат соответственно ENBW (55 млрд) и VEAG (49 млрд).

Однако слиянием гигантов дело не ограничилось - множество мелких компаний стали их дочерними предприятиями, что позволило еще больше консолидировать капитал. Причем их средняя мощность в 12 раз превосходит среднюю мощность российских региональных компаний. Этот показатель у «Мосэнерго», одной из самых крупных энергокомпаний России, в три раза меньше, чем в среднем по немецким компаниям.

Германия не остановилась на создании энергогигантов. Постепенно они превращаются в энергоугольные и энергогазовые корпорации. Например, RWE недавно купила угольные разрезы в США и ЮАР мощностью в десятки миллионов тонн. EON объединился с «Рургазом». Такое преобразование неизбежно привело к значительному снижению стоимости электроэнергии, повышению курса акций и, как следствие, к усилению конкурентных преимуществ немецких товаров.

В то же время в Германии во время реформ, чтобы избежать создания монополии, отказались от принципа выделения сетевого бизнеса для формирования единой национальной сетевой компании. Сети остались в собственности энергетических компаний, что неизбежно привело к снижению затрат.

Одно из основных направлений повышения эффективности экономики в индустриально разви-

тых зарубежных странах - ресурсосбережение, и в первую очередь энергосбережение, как важнейший фактор, обеспечивающий энергетическую независимость стран. Это потребовало придания ресурсосбережению статуса государственной политики.

К примеру, в США после первого мирового энергетического кризиса, происшедшего в начале 1970-х гг., был принят закон об энергетической политике и экономии энергии (1975 г.) как первый основополагающий документ, регулирующий широкий спектр вопросов энергетической безопасности, в том числе и энергосбережения. Результатом долгосрочной целенаправленной ресурсосберегающей государственной политики стал повсеместный переход к ресурсосберегающим технологиям с использованием широкого комплекса конкретных мер экономического, правового и организационного характера.

В индустриально развитых зарубежных странах наиболее отработан механизм активизации работы в области ресурсосбережения, и в частности энергосбережения, предусматривающий комплексный подход и включающий в себя инструменты важнейших сфер хозяйственной деятельности: структурно-инвестиционной, денежно-кредитной, налоговой, ценовой, нормативно-правовой, программно-целевой, информационной, административно-организационной, управленческой, стимулирующей.

Программно-целевой инструмент предполагает разработку комплексных программ опытно-конструкторских, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и иных программ, зависящих от ресурсов, исполнителей, сроков реализации и направленных на решение целевых задач в области развития ТЭК и обеспечения энергетической безопасности региона, а также основанных прежде всего на жестком планировании (в основном на несколько лет), ежегодной корректировке с учетом изменяющихся условий и тщательной проработке нормативных показателей последующих лет.

Для программно-целевого инструмента характерно одновременное обеспечение реализации двух типов интеграции социально-экономических и научно-технических процессов: пространственной, требующей объединения усилий субъектов различных направлений энергетической отрасли, и временной, требующей единства и четкого последовательного выполнения этапов общего движения к конечной цели, предусмотренной программой.

Примером может служить модернизация системы теплоснабжения Дании, в частности ставка

на комбинированное производство тепловой и электрической энергии, а также курс на энерго- и ресурсосбережение. Это позволило всего за два десятилетия превратить Данию из страны стопроцентно зависимой от привозных энергоресурсов с одним из самых высоких в Европе энергопотреблением на душу населения в страну с энергоэффективной экономикой и надежной, экономичной энергосистемой.

Еще в 1976 г. была принята Первая национальная энергетическая политика Дании (ДЕ76), основной целью которой было достижение надежности энергоснабжения, что положило начало долгосрочному планированию развития тепло- и электроэнергетики на государственном уровне. Как результат анализа существующего состояния отрасли, а также потребности в тепловой энергии в данный момент и на перспективу были разработаны крупные инвестиционные проекты, реализация которых стимулировалась с помощью энергетических субсидий и субвенций.

В 1990 г. была принята Программа конверсии ТЭЦ, в соответствии с которой предусматривалась реконструкция средних и малых производителей тепла в установки, работающие на биотопливе. Программа намечала три этапа, каждый из которых предполагал переоборудование или строительство определенной группы источников тепла.

На сегодня развитие и модернизация системы теплоснабжения в Дании не прекратились. Принят действующий до 2030 г. план «Энергия-21», который, в отличие от Энергетической стратегии России на период до 2020 года, кроме обеспечения эффективного развития общества и энергетической безопасности ориентирован на энерго- и ресурсосбережение, минимизацию затрат и уменьшение негативного воздействия на окружающую среду.

Планируется, что к 2030 г. Дания должна перейти на возобновляемые энергоресурсы и природный газ, причем доля последнего в энергетическом балансе страны не превысит 45 %.

Этот опыт активно используется многими европейскими странами, Китаем и США и признан общеприменимым для стратегий модернизации ТЭК всех стран Европейского содружества. Он, несомненно, может быть полезен для России и ее регионов.

Структурно-инвестиционный инструмент необходимо использовать для обоснования наиболее эффективных форм вложения капитала,

дополнительного инвестирования со стороны государственных и муниципальных органов власти, направленного на реализацию целевых программ развития энергетического комплекса и структурной перестройки, проводимой госструктурами совместно с предприятиями ТЭК для опережающего развития ресурсоэкономичных секторов экономики, обеспечивающих снижение потребности в энергии и других затрат.

В экономике индустриально развитых зарубежных стран приоритет отдается высокотехнологичной продукции, произведенной при более низких энергозатратах, а значит, с высоким коэффициентом окупаемости. Так, для стимулирования комбинированного производства энергии и использования экологически чистых источников энергии правительством Дании в 1998 г. был разработан ряд компенсаций и инвестиционных субсидий, которые действуют и сегодня:

- инвестиционная субсидия, предоставляемая для перевода систем централизованного теплоснабжения на работу от ТЭЦ и установок на биомассе, если в результате такой конверсии произойдет повышение цен на тепловую энергию для потребителей;

- инвестиционные гранты на строительство сетей централизованного теплоснабжения и ремонта тепловых сетей в случае обязательного подключения к магистральной сети, компенсирующие 30-60 % капиталовложений;

- субсидия на производство электроэнергии, продаваемой ТЭЦ в электросеть общего пользования (только для ТЭЦ на газе и возобновляемых энергоресурсах);

- инвестиционные субсидии для проведения энергоэффективных мероприятий в промышленности и торговле, включая ТЭЦ;

- инвестиционные субсидии для устройства центрального отопления в домах, построенных до 1950 г., в районах с системами централизованного теплоснабжения. Субсидии обычно покрывают 30-50 % общей суммы затрат.

Денежно-кредитный инструмент предусматривает прямое региональное финансирование мероприятий, направленных на модернизацию и повышение надежности оборудования предприятий ТЭК, внедрение энергосберегающих технологий, создание информационных систем и др. Кроме того, этот инструмент может быть использован в качестве льготного кредитования ресурсосберега-

ющих мероприятий как в промышленном, так и в непромышленном секторе.

Так, во Франции государство финансирует примерно 25-30 % стоимости энергосберегающих мероприятий хозяйствующих субъектов. В Швеции энергетические установки, работающие за счет солнечной энергии, субсидируются государством в размере 25 % капитальных вложений. Внедрение энергосбережения в Германии финансируют банки и крупные корпорации, а не государство. Общество с ограниченной ответственностью DENA - Немецкое энергетическое агентство (Die Deutsche EnergieAgentur GmbH - DENA) создано в 2000 г. в Берлине и является федеральной структурой. Его равноправными учредителями стали государство и финансовый институт - банковская группа «Кредитное ведомство восстановления и развития» (KfW).

С помощью ценового инструмента регулируют цены и тарифы на топливно-энергетические ресурсы. Такое использование должно быть ориентировано на поиск компромисса и согласование интересов производителей и потребителей электроэнергии. В США, например, применялись дифференциация цен на добываемую нефть в зависимости от мощности скважин, а также перераспределение льгот между компаниями, использующими дешевую «внутреннюю» нефть или дорогую импортную.

В рамках данного инструмента возможно использование системы прогрессивных тарифов на электроэнергию, возрастающих с ростом объема потребления; системы скидок на энергопотребление вне пиковых нагрузок и на стимулирование сокращения расходов электроэнергии на освещение и сглаживание графиков электрической нагрузки, а также практика заблаговременного уведомления хозяйствующих субъектов о повышении тарифов на электроэнергию, позволяющая фирмам лучше подготовиться к новым условиям. Так, в Японии при установлении тарифов на электроэнергию применялась система прогрессивной оплаты: при потреблении за месяц свыше 200 кВт-ч тарифные ставки устанавливались на уровне предельных затрат, необходимых для прироста производства электроэнергии.

В Германии, например, и для генерации, и для транспортировки электроэнергии продекларировано и подтверждено соответствующими нормативно-правовыми актами свободное ценообразование. Однако для повышения тарифа на электроэнергию необходим соответствующий рост - инфляции в

промышленности и цен на мировом рынке энергетического угля. Необходимое условие изменения тарифа для населения - соответствующий рост доходов граждан.

Для контроля за ростом тарифов на услуги электрических сетей в Германии успешно применяется метод эталонного сравнения, методика которого была опробована в сетевых компаниях Норвегии и других стран Европы. При этом эталоном по всем статьям затрат являются как лучшие электрические сети Германии, так и сетевые компании из других стран.

Налоговый инструмент - это прежде всего дифференцированное налогообложение, предусматривающее уменьшение ставок налогов хозяйствующим субъектам, реализующим меры повышения энергетической безопасности, проводящим активную ресурсо- и энергосберегающую политику и несущим дополнительные расходы на улучшение экологической обстановки.

При льготном налогообложении как средстве стимулирования энергосбережения потребитель энергоресурсов получает налоговую льготу или освобождение от налогов на сумму, инвестируемую в разработку и реализацию энергосберегающих проектов. Для этого фиксированная сумма инвестиций вычитается из налогооблагаемой базы или непосредственно из подоходного налога.

В Японии, например, для предприятий, использующих энергосберегающее оборудование, предоставляется налоговая скидка в виде уменьшения налогооблагаемой базы на 25-30 % или ускоренная (30 %-ная годовая) амортизация. Дополнительная налоговая скидка (до 22 %) предоставляется по некоторым видам оборудования на первом году эксплуатации при комбинированном энергосберегающем и природоохранном эффекте; по энергосберегающим машинам и оборудованию - 18 %; по машинам и оборудованию, которые могут содействовать эффективному использованию ресурсов, и по специальному водоснабжающему оборудованию для промышленного использования - 16 % [13, 14].

В ряде стран в зависимости от источника энергии и трудности ее добычи используется дифференциация налогообложения (в США величина налога в зависимости от этих факторов составляла 70, 60 и 30 % прибыли). Предусматривается снижение налогов фирмам, проводящим активную ресурсосберегающую политику и несущим дополнительные расходы на замену оборудования, улучшение

очистки, теплоизоляцию помещений, установку устройств аккумуляции солнечной энергии.

В США для стимулирования энергосбережения компаниями, потребляющими энергию и производящими энергетическое оборудование, используется налоговая скидка в виде 10 % стоимости используемого энергосберегающего оборудования. В индустриально развитых странах четкое определение принципов налогообложения закреплено в соответствующих нормативных актах с комментариями и инструкциями, которые прорабатываются до мелочей, учитывая все аспекты и сферы действия. Тем самым исключается какая-либо их вольная трактовка.

Информационно-статистический инструмент предполагает деятельность по формированию приоритетных направлений развития энергетики, разработке, принятию и реализации программ ре-сурсо- и энергосбережения с привлечением к подготовке и обсуждению проектов научных, технических, экономических, экологических организаций, средств статистики и массовой информации. Так, во Франции для улучшения энергетической обеспеченности территории и достижения как можно большей экономии энергии при 22 региональных советах созданы агентства энергии, выполняющие координирующую и информационную роль. Основная цель агентств - разработка региональных энергетических пятилетних планов, учитывающих реестр энергоресурсов региона.

Нормативно-правовой инструмент формирует нормативно-правовую базу, которая устраняет и преодолевает экономические, политические противоречия, определяет круг ответственности органов власти и участников процесса энергообеспечения теплоэнергоресурсами (ТЭР). Кроме того, инструмент предусматривает комплекс законодательных актов, создающих условия функционирования энергетических систем и регулирующих ресурсо- и энергосберегающую политику, определяет условия установки тарифов на рынке, требования к качеству энергии, услуг по передаче энергии, энергетической эффективности производимой промышленной продукции и т. д. Такие законы в интересах обеспечения энергетической безопасности должны заставить промышленные компании соблюдать строгий контроль за использованием энергоресурсов и проводить мероприятия по рациональному их потреблению.

В настоящее время в индустриально развитых странах широко используется программа энерго-

снабжения по потребительским товарам, основанная на своде законов, устанавливающих требования к производителям и продавцам таких товаров: незаконным признается производство или распространение в коммерческой сети любого потребительского изделия, если оно не соответствует требованиям стандарта по энергосбережению.

Такие стандарты, как правило, устанавливаются на пять лет с ежегодной перепроверкой на соответствие им энергопотребления при выпуске товаров. За нарушения предусматриваются штрафные санкции. Страны - члены ЕС наиболее существенных результатов по экономии энергии достигли в бытовом секторе благодаря введению нормативов на теплоизоляцию жилых зданий и более экономичных отопительных систем, а также информированности населения о потреблении энергии бытовыми приборами.

Важную роль в механизме энергосбережения играет также разработка норм расхода ТЭР на выпускаемую промышленными предприятиями продукцию, специальных энергетических стандартов и требований к технике и технологиям, потребительским товарам, строительным сооружениям, введение нормативов, позволяющих рассчитать теплоэнергопотребление зданий, и т. д.

Административно-организационный и управленческий инструменты широко используются для формирования эффективной структуры производства первичных ТЭР, а также активизации энерго- и ресурсосбережения. Сюда можно отнести научные и учебные центры, занимающиеся вопросами энергосбережения, специальные органы, ответственные за энергетическую политику.

Так, министерством внешней торговли и промышленности Японии согласно закону «О рациональном использовании энергии» (1979 г.) был создан институт энергоуправляющих со специализацией по электрической и тепловой энергии в энергоемких отраслях (для предприятий, потребляющих свыше 12 млн кВт-ч электроэнергии в год).

В Швеции на протяжении ряда лет проблемой энергосбережения занимается Правительственный совет по программированию экономии энергии, деятельность которого распространяется на всю экономику и осуществляется соответствующими секциями.

Таким образом, рассмотрение опыта обеспечения энергетической безопасности индустриально развитых зарубежных стран показывает, что в

основе управления энергетической безопасностью лежат национальные энергетические стратегии, содержащие анализ современного положения в сфере потребления и производства топлива и энергии.

Важнейший фактор, обеспечивающий энергетическую независимость этих стран, - направление государственной политики на ресурсосбережение (и в первую очередь на энергосбережение), где широкий арсенал экономических, нормативно-правовых, административно-организационных, управленческих и др. инструментов, реализующихся через соответствующие механизмы, позволяет достигнуть определенных успехов в обеспечении энергетической безопасности. Причем в условиях непредсказуемости, динамичности и сложности внешней среды ТЭК и систем энергетики следует более тщательно подходить к выбору механизмов, мер и инструментов, а соотношение отдельных составляющих должно определяться уровнем воздействия угроз в каждый конкретный момент времени.

В целях повышения энергобезопасности субъекта РФ, а также поддержания высоких темпов экономического роста необходима реализация политики повышения энергоэффективности, которая должна стать решающей в минимизации риска нехватки энергии.

Суть энергосберегающей политики субъекта Федерации должна выражаться в целенаправленной деятельности правительства по снижению удельной энергоемкости производства продукции. Это разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, т. е. таких технологий, в которых удельная энергоемкость продукции ниже существующих. На этом пути следует подчеркнуть особую роль правительства в стимулировании разработок и поддержке инновационных проектов.

Программа энергосбережения предусматривает интенсивную реализацию организационных и технологических мер. При формировании технологического потенциала энергосбережения можно выделить две категории энергосберегающих мероприятий:

- малозатратные, суть которых в оптимизации процессов и режимов работы систем тепло- и энергоснабжения - это внедрение энергосберегающих технологий, эффективная организация сбора данных в системах энергоучета, борьба с хищениями электроэнергии, проведение теплоизоляционных мероприятий и т. п.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- высокозатратные, требующие значительных капиталовложений со сроком окупаемости более пяти лет, причем проводимые только в том случае, если эффект от энергосбережения в приемлемые сроки окупит затраты на их реализацию, - это строительство новых и реконструкция старых генерирующих мощностей и электросетей.

Эффективно решить вопрос повышения энергетической эффективности в более сжатые сроки и с наименьшими затратами можно, если вводить относительно небольшие (от 1 до 25 МВт) газотурбинные ТЭЦ (срок строительства - от 3 мес. до 1 года), т. е. развивать так называемую распределительную локальную и промышленную энергетику, покрывающую именно местный спрос.

Подобные мини-ТЭЦ весьма привлекательны для инвестиций, так как их сооружение в 3-5 раз дешевле, чем крупных электростанций, а срок окупаемости составляет от 1 года до 4 лет. Такие теплоэлектростанции целесообразно строить непосредственно на промышленных предприятиях, так как это не только экономичный, но и собственный источник энергии [12].

Электрический КПД мини-ТЭЦ достигает 40 %, тепловой - 50 %, т. е. их полный КПД находится в пределах 80-90 %, а это выше, чем у крупных ТЭЦ. Кроме того, за счет приближения мини-станций к потребителям полностью исключается транспортная составляющая тарифа, которая в общем тарифе на электроэнергию достигает 45-50 %, а также значительно снижаются потери электрической и тепловой энергии. Поэтому строительство генерирующих производств малой мощности является экономически более эффективным, чем реконструкция и строительство новых электрораспределительных сетей (электроподстанций, линий электропередач).

Однако отсутствие закона РФ о малой энергетике создает определенные трудности, препятствующие сооружению мини-ТЭЦ на предприятиях. Необходимо на федеральном и региональном уровнях законодательно определить правила и механизмы функционирования объектов малой энергетики (порядок присоединения к энергосистеме, финансово-экономические отношения между субъектами рынка и др.), что позволит рассматривать их как самостоятельный (не привязанный к конкретным потребителям) вид бизнеса.

Необходимо отметить, что проведение, к примеру, в Бурятии долгосрочных и высокозатратных энергосберегающих мероприятий невозможно без

государственной финансовой поддержки. Однако имеются широкие возможности для без- и малозатратных мероприятий, благодаря массовости которых в различных сферах промышленности и жилищно-коммунального хозяйства общее энергосбережение может дать существенный эффект.

Как показывают расчеты большинства экспертов, именно для бытового сектора характерен наибольший резерв энергосбережения, оцениваемый в 30-40 %. Реализация комплекса энергосберегающих мероприятий в бытовом секторе в условиях возникновения угрозы дефицита генерирующих мощностей имеет принципиальное значение для энергосистемы той же Бурятии.

Необходимо провести целый ряд мероприятий по энергосбережению:

- энергетическую сертификацию зданий и энергоаудит для определения их реального энерго-потребления2;

- модернизацию систем теплоснабжения жилых зданий на основе внедрения автоматизированного регулирования и учета тепла, что позволит сократить расход тепла в периоды его нерационального потребления на 10-20 %;

- перевод действующих тепловых сетей на трубы с теплоизоляцией нового поколения. Наиболее прогрессивный способ строительства тепловых сетей - это бесканальная прокладка предварительно изолированных трубопроводов с пенополиурета-новой изоляцией в полиэтиленовой оболочке. При этом долговечность конструкции повышается до 25-30 лет, тепловые потери снижаются более чем в 3 раза, эксплуатационные расходы - в 9-10 раз, а капитальные затраты - в 1,3 раза;

- внедрение на ТЭЦ энергосберегающих технологий для обеспечения отопления и кондиционирования жилых и производственных помещений, что дает снижение нагрузки до 47 КВт при затратах 1 млн руб.;

- переход этажного и внутриподъездного освещения на более экономичные светодиодные светильники, хотя и более дорогие, но с ресурсом

2 Как показывают расчеты, удельный расход тепловой энергии в крупнопанельных домах Бурятии в 3-4 раза выше, чем в скандинавских странах с аналогичными климатическими условиями. Причина энергопотерь - прежде всего низкое эксплуатационное качество домов и, как следствие, потери тепла через оконные и дверные проемы (30-40 %), перекрытия чердаков и подвалов (20 %), наружные стены и межпанельные швы (40-50 %). Все это приводит к увеличению примерно в 3 раза расходов тепла на отопление домов в Бурятии.

более 50 тыс. ч, то есть с КПД, равным 80 %. Кроме того, они низковольтны (питание всего 12 В) и энергобезопасны;

- модернизацию систем освещения в административных и производственных помещениях, а также уличного освещения, что позволит достичь экономии электроэнергии в пределах 20-30 % при периоде окупаемости капиталовложений до 2-3 лет;

- внедрение автоматизированных систем учета энергоресурсов, охватывающих как их потребление, так и производство и распределение, а также систем контроля за динамикой показателей энергоэффективности на всех уровнях управления, включающей правовые, административные и экономические меры;

- разработку и реализацию новой системы стимулирования и мотивации энергосбережения у потребителей.

Однако необходимо отметить, что для сбытовых компаний практически отсутствует рыночная мотивация проведения этих мероприятий в силу того, что их доход зависит в первую очередь от объемов продаваемой энергии. Кроме того, увеличение инвестиционных затрат на энергосберегающие мероприятия неизбежно приведет к росту тарифов на электроэнергию, так как для ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии до сих пор используется метод экономически обоснованных расходов. Поэтому на основании постановления Правительства РФ № 109 от 26.02.2004 для регулирования цен на электроэнергию целесообразно использовать метод экономической обоснованности доходности инвестированного капитала, что, несомненно, будет способствовать стимулированию энергокомпаний к увеличению прибыльности инвестиций в энергосбережение.

Подводя итог, можно сделать вывод, что необходимо реализовать целый ряд мероприятий по экономии и рациональному использованию энергоресурсов. Прежде всего надо разработать стратегию регионального развития энергетики в соответствии с законом об энергосбережении и повышении эффективности. На государственном уровне следует принять закон о малой энергетике, разработать и реализовать проект развития ветроэнергетики Бурятии, реализовать комплекс энергосберегающих мероприятий в бытовом и промышленном секторах.

Результаты реализации программы энергосбережения не только будут обеспечивать устойчивость развития энергетической сферы, но и станут основой развития экономики субъектов РФ.

Список литературы

1. Безопасность жизнедеятельности / С. В. Белов, А. В. Ильницкая, А. Ф. Козьяков и др. 7-е изд. М.: Высшая школа, 2007. 616 с.

2. Васильева М. В. Концептуальная модель управления экономикой регионов // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. 2012. № 1.

3. ВасильеваМ. В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально-экономического развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 17.

4. Васильева М. В., Урбанович А. Р. Стратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 2.

5. Водянова В. В. Экономическая безопасность. Системное представление. М.: ГУУ, 2010. 177 с.

6. Казанин И. Ю. О показателях безопасного и устойчивого регионального развития // Экон. вестник Ростов. гос. ун-та. Том 6. № 3. Часть 2. 2008.

7.Моисеева С. О., СеменоваЕ. И., РодионоваН. В. Методика оценки безопасности инновационной деятельности российского бизнеса в рамках его корпоративной социальной ответственности //

Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. Январь. URL: http://ekonomika. snauka. ru/2012/01/236.

8. О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3.

9. Рыбалкин Н. Н. Природа безопасности // Вестник. Моск. ун-та. Серия 7. Философия. 2003. № 5.

10. Сенько А. Н. Система обеспечения экономической безопасности промышленного комплекса Республики Беларусь: методология формирования и механизм реализации. Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. 195 с.

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537.

12. СтрельченкоВ. В. Региональная безопасность в Российской Федерации. М.: РАГС, 2010. 327 с.

13. Сухарев М. В. Эволюционное управление социально-экономическими системами. Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2008. 258 с.

14. Сухарев О. С. Анализ развития региональных систем: теоретические подходы и практические рекомендации // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 23.

«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»

Томас Роберт Дьюар

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.

Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: post@fin-izdat.ru

30 ^ проблемы и решения

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.