О МЕРАХ СОДЕЙСТВИЯ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ ОРГАНАМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УЛУЧШЕНИИ ПОДГОТОВКИ ГИГИЕНИСТОВ
И САНИТАРНЫХ ВРАЧЕЙ1
Проф. 3. И. Израэльсон, член-корреспондент АМН СССР
проф. С. Н. Черкинский
Забота о здоровье и увеличении продолжительности жизни населения нашей страны является одной из существеннейших сторон той большой работы, которая характеризует настоящий этап коммунистического строительства. Программа Коммунистической партии Советского Союза предусматривает осуществление широких мероприятий, направленных на предупреждение и решительное сокращение болезней, особенно массовых инфекционных заболеваний, и на дальнейшее увеличение продолжительности жизни. Выполнение этих задач требует укрепления всей системы учреждений санитарно-профилактиче-ского фронта и в первую очередь серьезной заботы о кадрах этих учреждений. Многие • тысячи санитарных врачей и эпидемиологов настойчиво осуществляют разнообразные формы профилактической работы, содействуя тем самым решению поставленной задачи дальнейшего укрепления здоровья населения нашей страны.
В свете задач, поставленных решениями партии и правительства в последние годы, особое значение приобретает система мероприятий по подготовке кадров санитарных врачей — высококвалифицированных специалистов в своей области. Проблема кадров для санитарно-эпиде-миологических учреждений является очень актуальной. Речь идет о достаточном укомплектовании учреждений квалифицированными санитарными врачами и в то же время об усилении подготовки научных кадров гигиенистов.
Перспективным планом развития здравоохранения на 1959—1965 гг. предусматривались дальнейшее расширение сети санитарно-эпидемиологических учреждений и увеличение численности врачебных должностей.
Однако в действительности к концу 1961 г. отмечалось отставание укомплектования должностей санитарных врачей в санитарно-эпидемиологических учреждениях. По коммунальной гигиене неукомплектованными оставались 175 должностей, по промышленной гигиене — 95,. по гигиене питания — 304, по школьной гигиене — 67, по общей санитарии— 220, по санитарному просвещению — 34, главных врачей — 232, врачей-лаборантов — 74 должности, т. е. всего около 1400 штатных единиц.
Перед Всесоюзным научным обществом гигиенистов стоит большая задача — содействовать обеспечению наилучших условий для
1 Из доклада на пленуме правления Всесоюзного научного общества гигиенистов (ВНОГ), сделанного по поручению правления общества 11/Ц 1963 г. в Ленинграде.
подготовки санитарных врачей и гигиенистов. Рассмотрение этой задачи целесообразно в следующих 3 аспектах: 1) подготовка санитарных врачей; 2) специализация и усовершенствование практических санитарных врачей; 3) подготовка научных работников по всем отраслям гигиенической науки. Рассмотрим каждый из этих аспектов в отдельности.
О подготовке санитарных врачей. В настоящее время в СССР подготовка санитарных врачей проводится на санитарно-гигиенических факультетах 18 медицинских институтов и в Ленинградском санитарно-гигиеническом медицинском институте. Свыше 30 лет проводится эта форма обучения будущих санитарных врачей на специальных факультетах высшей медицинской школы страны. Опыт работы с очевидностью доказал высокую эффективность этой системы, которая может обеспечить первичную общую специализацию врачей в области профилактической медицины. Однако в процессе развития советского здравоохранения и в соответствии с запросами народного хозяйства необходимо в известной мере менять содержание и методы подготовки санитарных врачей, поэтому, естественно, в известном Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14/1 1960 г. особо отмечена необходимость дальнейшего улучшения преподавания на санитарно-гигиенических факультетах.
Проблема подготовки санитарных врачей в первую очередь касается количественной стороны дела. К сожалению, приходится подчеркнуть, что определение контингентов студентов санитарно-гигиенических факультетов в течение ряда лет проводилось недостаточно обоснованно. Это приводило к тому, что контингенты набора произвольно и значительно снижались. Прием студентов на санитарно-гигиенические факультеты медицинских институтов в 1956 г. составлял около 3000, в 1958 г.— 1700 человек. С 1962 г. началось постепенное восстановление численности приема; в 1963 г. она достигла 2450 человек.
Гигиеническая общественность не привлекалась к обсуждению вопроса об определении потребности органов здравоохранения в кадрах санитарных врачей. Не учитываются исключительный рост народного хозяйства и процесс модернизации промышленности нашей страны, которые требуют более значительного развития многих разделов государственного санитарного надзора. Недостаточно учитывается рост населения СССР, как сельского, так в особенности городского.
В этих условиях министерства здравоохранения союзных республик, к сожалению, пошли на уменьшение сети санитарно-гигиенических факультетов, чем нанесен был и значительный моральный урон делу комплектования и подготовки санитарных кадров. Правда, настоятельные указания гигиенической общественности, особенно Российской Федерации и Украины, побудили органы здравоохранения приступить к частичному восстановлению сети санитарно-гигиенических факультетов. Однако и этот процесс происходит без участия гигиенической общественности и в результате давно работавшие санитарно-гигиенические факультеты, как, например, в Горьком и Одессе, не восстановлены и в то же время начата организация факультета в Рязани, что едва ли является обоснованным, хотя бы в силу территориальной близости к Москве.
Обсуждая проблему подготовки санитарных кадров, по мнению правления ВНОГ, следует задуматься над тем, как лучше помочь органам здравоохранения правильно разрешить вопрос о планировании подготовки санитарных врачей.
Существеннейшее значение, естественно, имеет вопрос и о том, как готовить кадры на санитарных факультетах.
После упомянутого Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1960 г. Министерство здравоохранения СССР, опираясь
на решения специально созванного совещания, утвердило новые учебные планы и программы преподавания. При этом были внесены важные изменения в ранее существовавший порядок обучения. Усилено преподавание общетеоретических дисциплин и заметно увеличен объем преподавания дисциплин гигиенического профиля. Вновь создан курс радиационной гигиены, создана кафедра профессиональных болезней, усилено изучение таких дисциплин, как физика и химия, т. е. создана более крепкая теоретическая база для изучения практики современного санитарного дела.
В дальнейшем большое значение должно быть придано подготовке санитарных врачей по общебиологическим дисциплинам, как это предусмотрено Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию биологической науки и укреплению ее связей с практикой». Это постановление требует от органов здравоохранения и высших учебных заведений сосредоточить внимание в первую очередь на разработке теоретических•основ и практических методов профилактики болезней. Всесоюзное научное общество гигиенистов должно всемерно содействовать этому.
Чтобы повысить уровень педагогической работы на санитарных факультетах, необходимо прежде всего значительно улучшить материальную базу кафедр санитарно-гигиенических факультетов. Это касается в основном профильных кафедр (гигиенических), однако это имеет значение и для других кафедр, в частности для клинических. В ряде периферийных медицинских институтов гигиенические кафедры не имеют достаточных по величине лабораторий, необходимых для самостоятельной работы студентов. Многие гигиенические кафедры лишены современного лабораторного оборудования и поэтому используют в процессе преподавания аппаратуру, которую часто уже не применяют даже в практических санитарных учреждениях.
Научные общества гигиенистов должны обсуждать планы развития гигиенических кафедр санитарных факультетов и находить наилучшие решения для их правильного размещения и оснащения, помогая тем самым Министерству здравоохранения СССР.
Большое значение для подготовки санитарных врачей имеет улучшение базы для практики. В ряде городов санитарно-эпидемиологические станции не имеют необходимого оснащения, а порой и должного по своей квалификации штата санитарных врачей. Все это создает у студентов впечатление, что в практической жизни деятельность врача-гигиениста выглядит иначе и значительно хуже и примитивнее, чем это излагается в академических аудиториях. Понятно, что в связи с этим у будущих санитарных врачей возникает известное беспокойство, а нередко и некоторые нежелательные настроения. Да и сама эффективность практики в этих условиях оказывается недостаточной. Немалое отрицательное влияние на студентов и молодых санитарных врачей оказывает примитивность надзора в области «туалетной» санитарии.
Необходимо значительное усиление лабораторий санитарно-эпидемиологических станций, являющихся базами для подготовки санитарных врачей. По опыту Москвы, например, известно о том благоприятном влиянии, которое оказывает пребывание студентов в прекрасно оснащенной городской санитарно-эпидемиологической станции. Нужно обеспечить использование санитарных врачей как высококвалифицированных специалистов, особенно для решения сложных вопросов предупредительного надзора.
Не следует скрывать и того, что на санитарно-гигиенические факультеты поступают лица, не имеющие склонности к профилактической медицинской работе, идущие на эти факультеты в силу случайных обстоятельств.
Научные общества гигиенистов должны быть привлечены к разработке мероприятий по улучшению комплектования санитарно-гигиенических факультетов, а руководители медицинских институтов должны обеспечить более благоприятные условия, особенно предоставлением мест в общежитиях. Необходимо, конечно, и усиление воспитательной работы среди студентов с участием в ней практических санитарных работников.
Правление ВНОГ считает важным, чтобы были изучены и конкретизированы причины наблюдающейся иногда текучести кадров санитарных врачей и разработана система мероприятий, способствующих тому, чтобы молодые санитарные врачи, направляемые на работу в санитарно-эпидемиологические станции, не стремились в дальнейшем к изменению места, а тем более и характера своей работы.
В специализации и усовершенствовании санитарных врачей имеются значительные достижения. Существует сеть специальных институтов усовершенствования, которая разными методами и формами содействует созданию подлинных специалистов санитарного дела. Ежегодно число врачей, прошедших подготовку на курсах усовершенствования и специализации, составляет 800—850 человек. Планируется подготовка около 1000 врачей в год. Однако объем этой работы еще недостаточен.
Отсутствие обобщенных данных по этому вопросу в Министерстве здравоохранения СССР затрудняет определение действительной потребности в организации и проведении циклов, а также установление лимитов для республик. Необходимо уяснить, в какой мере существующая сеть способна удовлетворить запросы санитарно-эпидемиологических, учреждений. Но несомненно, что обширнейшие области Сибири практически не имеют своего центра по усовершенствованию и специализации гигиенистов и санитарных врачей различных специальностей. Во многих институтах усовершенствования нет специальных кафедр по гигиене питания, гигиене детей и подростков, радиационной гигиене.
Не следует ли больше привлекать к этой работе областные санитарно-эпидемиологические станции, поручив им первичную специализацию молодых санитарных кадров? На местные научные гигиенические общества возлагается ответственная задача — решить, какие же областные санитарно-эпидемиологические учреждения по своим кадрам и оснащению могут быть использованы в этих целях.
Правление ВНОГ считает, что все планирование работы по повышению квалификации и специализации санитарных врачей в отдельных республиках должно быть предметом обсуждения в научных обществах гигиенистов, ибо, к сожалению, не всегда обеспечиваются должный отбор кандидатов для специализации, необходимое соотношение специальностей, по которым происходит подготовка специалистов, и направление врачей на усовершенствование в установленные сроки.
Заочное усовершенствование должно быть признано целесообразной формой, однако и здесь порой возникают трудности, ибо местные органы нередко препятствуют выезду врачей на сессии при институтах усовершенствования, что снижает эффективность системы усовершенствования. Одной из форм повышения квалификации должна стать организация выездных семинаров и декадников.
Местным обществам гигиенистов следует обсудить вопрос о возможности привлечения гигиенических кафедр медицинских институтов к работе по первичной специализации; мало используются возможности повышения квалификации практических врачей путем привлечения их к углубленной научно-практической работе.
Правление ВНОГ • считает, что министерствами здравоохранения союзных республик должен быть разработан план персонального усовершенствования главных врачей санитарно-эпидемиологических учреж-
дений, а также утверждена очередность в прохождении этого вида усовершенствования.
Важным критерием в оценке квалификации санитарных врачей является их аттестация. Участие институтов усовершенствования и медицинских институтов в проведении аттестации является целесообразным. Свое место в этой области должно найти и гигиеническое общество.
Подготовка научных кадров гигиенистов. В ряде решений партии и правительства особо отмечалась необходимость резкого усиления подготовки научных кадров во всех отраслях науки. Именно поэтому правление ВНОГ подняло в 1962 г. вопрос об изучении состояния подготовки научных кадров в республиках и об изыскании мер к усилению этой важной работы.
Многие республиканские общества гигиенистов очень внимательно отнеслись к этой инициативе правления общества. Собранные материалы дают основание считать, что подготовка научных кадров гигиенистов в настоящее время резко отстает от потребности в них. Особенно сложно положение с подготовкой докторов медицинских наук.
Так, среди сотрудников научных гигиенических учреждений Украинской ССР было только 30 докторов наук, 250 кандидатов наук и 314 врачей, не имеющих ученой степени. В материалах Белорусского отделения общества указывается, что в республике среди гигиенистов имеется только 2 доктора наук и 21 кандидат наук, а из 5 заведующих гигиеническими кафедрами — только один доктор наук. Не лучше обстоит дело и в других союзных республиках. Даже в РСФСР, по данным конца 1961 г., из 57 кафедр гигиены только 30 возглавлялись докторами наук.
В материалах Казахского общества гигиенистов можно найти указание на то, что для укомплектования существующих должностей в научных учреждениях и вузах в ближайшее время потребуется 20 докторов наук, в то время как в настоящее время имеется только 2 доктора наук.
Причина столь значительного отставания подготовки работников высшей квалификации в области гигиенических дисциплин заслуживает тщательного изучения в каждом из республиканских отделений гигиенического общества. Этому важнейшему делу до сего времени не уделяется должного внимания, поэтому приходится из года в год повторять, что многие научные учреждения, в особенности кафедры, не имеют условий для научной работы, а тем более для выполнения работ уровня докторских диссертаций. Недостаточность материального оснащения, загруженность работников кафедр педагогической работой, ограниченность числа вспомогательных кадров — все это, естественно, резко ограничивает возможности подготовки руководящих научных работников. Перед республиканскими научными обществами стоят важные задачи. Необходимо: 1) содействовать органам здравоохранения в определении перспектив развития научных учреждений по гигиене и их потребностей в научных кадрах; 2) всесторонне обсудить вопрос о мероприятиях по усилению оснащения научных учреждений и кафедр и по модернизации методов научного исследования; 3) выявить те контингенты научных работников, которые представляются наиболее перспективными в отношении их научного роста. Этим научным работникам должны быть созданы особо благоприятные условия для успешного проведения их исследований.
Очень важно, чтобы с помощью научной обществености были выработаны наилучшие формы кооперирования научной работы, согласования планов выполнения работ кафедрами и научными учреждениями, т. е. чтобы была создана четкая организационная форма взаимоотношений и взаимопомощи научных учреждений.
Проблема подготовки научных работников на уровне кандидатов медицинских наук представляется более простой. Следует считать, что аспирантура является основной формой подготовки кандидатов наук. Если для этого необходимо содействие научной общественности, то это прежде всего касается определения потребностей в кандидатах наук, всемерного содействия в организации и проведении так называемой целевой аспирантуры. Необходимо также содействие организации заочной аспирантуры для наиболее способных практических санитарных врачей.
В общей печати вновь поднимается вопрос о выявлении среди студентов наиболее способных к научной работе. Это входит в задачу преподавателей вузов. Однако научная общественность должна содействовать изысканию форм вовлечения молодых исследователей в научную работу за пределами вуза.
Научные общества на местах могут содействовать начинающим ученым и в правильном выборе тем для исследований, обсуждать результаты на заседаниях ВНОГ и местных научных совещаниях и конференциях.
Ясное понимание задач, стоящих перед Всесоюзным научным обществом гигиенистов в деле подготовки кадров гигиенистов, должно помочь успешному решению проблемы большой государственной важности — дальнейшему укреплению санитарного дела в стране.
Поступила 18/111 1963 г.
* * *
МАТЕРИАЛЫ К ОБОСНОВАНИЮ ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ
ТОЛУИЛЕНДИИЗОЦИАНАТА В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ
Аспирант В. А. Чиоников
Из кафедры коммунальной гигиены Центрального института усовершенствования врачей
Толуилендиизоцианат — СН3СбН3(1МСС))2 — светло-желтая жидкость с резким неприятным запахом, кипит при 246°, затвердевает при 4—6°. Его используют в качестве сырья при производстве полиуретановых пе-нопластмасс, пенопластов на основе эпоксидных смол, клеев и некоторых других пластиков. Толуилендиизоцианат получают путем взаимодействия толуилендиамина, растворенного в хлорбензоле, с фосгеном. В практике наибольшее распространение получила смесь 2,4 и 2,6 изомеров толуилендиизоцианата, известная за рубежом под названием «десмодур Т».
Предприятия, потребляющие и производящие толуилендиизоцианат» могут являться источниками загрязнения атмосферного воздуха этим веществом.
Литературные данные о токсических свойствах толуилендиизоцианата чрезвычайно скудны, нет сведений о загрязнении атмосферного воздуха и о действии его низких концентраций на организм человека и животных. Острое отравление характеризуется раздражающим действием толуилендиизоцианата на слизистые оболочки глаз и верхних дыхательных путей [В. С. Филатова, 1958; Шюрман (Schiirman, 1956), Джонстон (Johnstone, 1957), Хама (Наша, 1957) и др.]. Запп (Sapp, 1957) выявил эффект кумуляции яда. Ряд авторов указывает на способность толуилендиизоцианата быть аллергеном [Рейнль (Reinl, 1953)^ Свенсон, Холмквист (Swensson, Holmquist, 1955) и др.].