Научная статья на тему 'Мера целевого отклонения и уровень саморегуляции психосенсомоторных актов как показатели подготовки спасателя'

Мера целевого отклонения и уровень саморегуляции психосенсомоторных актов как показатели подготовки спасателя Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оганесян Г. Р.

Повышенные психологические требования к людям, действующим в экстремальных условиях, связаны с личностными качествами (мировоззрение, характер, знания, личный опыт и т.д.) и с эффективным функционированием отдельных психических процессов и состояний. В статье приведены результаты исследований явлений, связанных с психологическими механизмами, обеспечивающими функциональную эффективность действий пожарных, спасателей и других специалистов в ЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Оганесян Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of Motif-Based Deviation and Level of Self Regulation of Psychosensomotor Acts as an Indication of the Rescuer Operative Orientation

Step up psychological demands to the people acting in extreme conditions are connected with their personal qualities (ideology, character, knowledge, personal experience etc.) and efficiency of psychological processes and conditions. Article contains analyses of the occurrences, connected with the psychological mechanisms, providing functional efficiency of firemen and other specialists actions in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Мера целевого отклонения и уровень саморегуляции психосенсомоторных актов как показатели подготовки спасателя»

Научно-технические разработки

УДК 614.8:377/378+373+159.9

Г.Р. Оганесян (Ереванский государственный университет)

МЕРА ЦЕЛЕВОГО ОТКЛОНЕНИЯ И УРОВЕНЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХОСЕНСОМОТОРНЫХ АКТОВ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЯ

G.R. Oganesyan

EVALUATION OF MOTIF-BASED DEVIATION AND LEVEL OF SELF REGULATION OF PSYCHOSENSOMOTOR ACTS AS AN INDICATION OF THE RESCUER’S PREPAREDNESS

Повышенные психологические требования к людям, действующим в экстримальных условиях, связаны с личностными качествами (мировоззрение, характер, знания, личный опыт и т.д.) и с эффективным функционированием отдельных психических процессов и состояний. В статье приведены результаты исследований явлений, связанных с психологическими механизмами, обеспечивающими функциональную эффективность действий пожарных, спасателей и длугих специалистов в ЧС

Step up psychological demands to the people acting in extreme conditions are connected with their personal qualities (ideology, character, knowledge, personal experience etc.) and efficiency of psychological processes and conditions. Article contains analyses of the occurrences, connected with the psychological mechanisms, providing functional efficiency of firemen and other specialists actions in emergency situations

Г.Р. Оганесян

В целом экстремальные ситуации психологически характеризуются состояниями напряженности, неопределенности, ожидания, дефицитом времени и ресурсов, стрессорными воздействиями и т.п. В этих ситуациях необходимо эффективно действовать, быстро оценивать происходящее, принимать быстрые и оптимальные решения, вырабатывать поведенческие модели реагирования, мобилизовывать умственные и физические возможности, сохранить психическую устойчивость под воздействиями стрессогенных факторов, проявлять способность саморегуляции и т.д.

Принимая во внимание тот факт, что в экстремальных условиях преобладающим является поведение активнореагирующего типа, мы остановимся на факторе принятия быстрых и оптимальных решений, умении продуктивно дифференцировать первичное от вторичного, координировать мысленные и физические действия, распределять усилия во времени.

В данном случае наша цель на примере спасателей представить зависимость оперативной ориентировки субъекта от эффективности целеполагания и саморегуляции психосенсомоторных актов.

Наши исследования проходили в команде спасателей МЧС Республики Армения в рамках исследовательского проекта по изучению психической надежности у работников, действующих в нестандартных и экстремальных условиях. В эксперименте участвовали 40 спасателей (из которых 20 — профессионалы (1-я группа), 20 — новички (2-я группа).

Известно, что продуктивность двигательных действий человека в основном обусловлена психомоторными функциями. А главными психологическими факторами функциональной эффективности деятельности являются такие свойства, как эмоциональноволевая устойчивость, уровень психической саморегуляции, продуктивность когнитивных процессов и интеллектуальных действий, функционально-

психологическая подготовленность, умение скоординировать движения в соответствии с умственными действиями. Кроме того, в изучении психологической результативности деятельности немаловажное значение имеют данные по мысленному оперативному планированию последовательных действий с учетом субъективного отклонения от намеченной цели.

В целях исследования вышеуказанных психологических свойств, были предприняты:

1) измерение качества психосенсомоторных актов (в частности, представим оценки результатов сложней зрительной реакции и темпинга теста);

2) измерение уровня притязаний, в частности, целевого отклонения.

3) в соответствии с формулировкой нашей цели представлены результаты эксперимента в лабораторных условиях. Использовался проективный метод «Лабиринты Хекхаузена» и прибор «Сенсомотор 5» Ереванского государственного университета. Он проходил испытания в экспериментально-психологи ческих исследованиях. Целевая применимость установлена.

В исследовании были использованы различные методики.

Сложная зрительная реакциометрия (реакция с выбором). Для измерения простой реакции, исследуемому предлагается отреагировать на световой стимул, нажимая на кнопку реакции. В момент предъявления стимула включается электронный хронометр, который останавливается нажатием на кнопку реакции. Зарегистрированное время между предъявлением стимула и реакцией, показывает скорость простой реакции. Во время измерения сложной (дифференцированной) реакции испытуемому дается комбинация из 2-х и более световых (цветных) стимулов, из которых он должен выбрать нужный (по инструкции) стимул и отреагировать как можно быстрее и безошибочно. Опыт ставится 10 раз, из которых в 4-х случаях давался «ложный» стимул. Если испытуемый сориентировался правильно и не отреагировал на ложный стимул, то правильный ответ — с цифрой 1, а если ошибся и отреагировал — цифрой 0. Далее делается сравнительный анализ данных. С помощью этого метода можно определить степень гибкости и лабильности нервных процессов, развитости умения сконцентрировать внимание, сориентироваться в ситуации и быстро выбрать нужный поведенческий акт.

Качество сложной реакции зависит от эффективности процессов получения и отработки информации человеком. В реакциях выбора есть прямая зависимость между временем и количеством информации. В этой статье мы остановимся не столько на быстроте реакции спасателя, сколько на количестве свершенных ошибок по отношению к ложным стимулам, чтобы показать оперативно-ориентировочные способности спасателя.

Темпинг тест. С помощью этого метода изучается способность человека к волевой регуляции темпа двигательных действий. Этим методом измеряется

качество ускорения движений, устойчивости темпа, умение распределять силы во времени. В наших исследованиях использовалась одна из модификаций этого метода — двухпробная.

Проба А: испытуемому предлагается с помощью электрического щупа, в течение 10 сек наносить максимально быстрым темпом удары по специальному металлическому диску. Каждое касание диска электрическим щупом производит электрический импульс, который фиксируется на цифровом экране электроимпульсного счетчика;

Проба Б: испытуемого просят в течение того же отрезка времени выполнить действие из расчета половины ударов предыдущего (Б=А/2).

В зависимости от того, насколько испытуемому удалось рассчитать назначенное время и собственный темп, можно сделать вывод, насколько у него развита способность регулировать свои действия, и насколько он ориентируется во времени. Затем снова делается сравнительный анализ данных.

Лабиринты Хекхаузена. Этот метод принадлежит личностным проективным тестам достижений. Параметр целевого отклонения для спасателя приобретает особое значение, в особенности в экстремальных ситуациях, где проявляются специальные умения оперативно планировать действия и проявлять развитость способности к антиципации. Этот метод представляет собой ряд нарисованных лабиринтов, похожих на ребусные задачи равной сложности. Испытуемому предлагается пройти 1-ый лабиринт справа налево и найти выход из него как можно быстрее. Время выполнения задания фиксируется. Затем испытуемому предлагается отметить дальнейшую цель выполнения задачи (уровень притязания), спросив: «Как он думает, за сколько секунд на этот раз пройдет по лабиринту?». Этот вопрос повторяется каждый раз на новую пробу. Опыт может включать до 14 и более проб (по усмотрению экспериментатора). Для анализа результатов сравнивается время, намечаемое испытуемым для прослеживания лабиринта в каждой пробе, с реальным временем решения им задачи в предыдущей. Полученная средняя величина и является уровнем целевого отклонения, которая в норме составляет 56 сек. Механизмом психологического воздействия на уровень притязаний является фактор неудачи, он может иметь как тормозящий, так и стимулирующий характер для достижений, определяя выбор между честолюбием, самоуверенностью и осмотрительностью. В итоге проявляется разумность и расчетливость в действиях в проблемных ситуациях.

Оценка анализа результатов. Скорость простой реакции в 1-й группе находится в границах нормы (0,160.22 сек), по данным Б.Ф. Ломова. А во 2-ой группе скорость простой реакции отклоняется от нормы до 0.05 сек, что по нашему анализу не имеет существенного вляния на эффективность сенсомоторных действий. Сложные (дифференцированные) реакции отличаются от простых, в основном, альтернативным характером предъявляемых стимулов. Принципиальные различия состоят не только в показателях скоро-

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

сти и лабильности нервнопсихических процессов (как в простой реакции), но и в показателях подвижности и гибкости. Последние, по нашему мнению, являются более серьезными содержательными отличиями для реализации сенсомоторных актов.

В 1-й группе зафиксировали факт идентичности простой и сложной реакции, который объясняем следующим обстоятельством: у профессиональных спасателей профессионально-психологический опыт и готовность способствуют реализации эффективного оперативного выбора и принятию практических решений, которые, согласно данным нашего эксперимента, могут приблизиться вплоть до скорости простой реакции, как сенсомоторный автоматизм. Этот факт может стать поворотным пунктом для открытия психологических особенностей разработки механических (автоматических) действий в экстремальных ситуациях как готовых поведенческих моделей адекватного оперативного реагирования специалистов.

По показателям ориентировки к ложным стимулам были тенденции у обеих групп. Результаты анализа показывают несмотря на то, что в обеих группах средние показатели одинаковы (из 4-х возможных 3 правильных ответа), во 2-й группе тенденций к правильному ответу больше, чем в 1-й группе. Этот факт мы объясняем тем, что реакция ориентировки к ложным стимулам содержит элементы установки, связанные с целеполаганием и результативной установкой к нему, которые у профессиональных спасателей слабо выражены. Причина состоит в знаниях и опытности профессионалов, что и приводит к абстрагированию от стереотипов, этот фактор, как оказывается, вовсе не способствует мобилизации функций организма. Опытами доказано, что в процессе исполнения оператором действия, установка к исполнительной скорости приводит к повышению показателя скорости, установка к точности действий к повышению показателя точности и т.д. Проводя корреляцию между показателями целевого отклонения и

правильной ориентировки к ложным стимулам, в обеих группах получили достоверную информацию взаимозависимости этих двух параметров. Анализируя результаты, в полной уверенности можно утверждать, что правильная ориентировочная реакция к ложным стимулам зависит от практического (оперативного) целеполагания и психологической установкой к нему.

Согласно данным наших исследований в проблемной ситуации между целевым отклонением и привыканием к заданию обнаружились прямые зависимости. Пытаясь найти корреляты между эффективностью деятельности нервнопсихических процессов и уровнем целевого отклонения, мы сравнивали показатели целевого отклонения с показателями темпинга теста (проба Б), для определения воздействия фактора саморегуляции двигательного темпа и расчета собственных сил для целевого отклонения. В результате обнаружили, что в 1-й группе вероятность зависимости незначительна, а 2-й группе она значительно выше. У спасателей новичков оперативные планирования контролируются волевыми усилиями, а у профессионалов они проявляются относительно независимо, интуитивно (автоматически), последний факт объясняется нами опытом и тренированностью профессиональных спасателей.

Выводы. Для развития ориентировки и умения принимать экстренные, оптимальные решения в чрезвычайных ситуациях, важнейшими психологическими качествами являются: умение оперативно планировать действия и волевая сенсомоторность актов. Формирование этих качеств может стать психологическим фактором автоматизации оперативных действий. При этом опыт, навыки и тренированность в напряженных ситуациях детерминируют выбор соответствующего поведенческого способа.

Вышеуказанные параметры могут стать показателями эффективности оперативной деятельности не только в отношении спасателей, но и других специалистов, действующих в экстремальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.