НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
ИГРОВОЕ БИОУПРАВЛЕНИЕ И СТРАТЕГИИ СОВЛАДАЮШЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЯХ ЛИЦ ОПАСНЫХ ПРОФЕССИЙ
Дата поступления 16.08.2018
Введение. Семьи представителей экстремальных профессий испытывают большое воздействие различных экстремальных ситуаций, связанных со спецификой профессиональной деятельности. Отличительной особенностью эмоционального состояния детей профессиональных военнослужащих является наличие очень высокой тревожности, связанной с ожиданием опасности. Цель исследования: обоснование применения у детей представителей опасных профессий тренингов игрового биоуправления для обучения навыкам оптимального функционирования в различных стрессовых ситуациях. Материал и методы. Особенности психологической коррекции детей в семьях лиц опасных профессий для обучения их навыкам оптимального функционирования в различных стрессовых ситуациях с применением игрового биоуправления. Результаты и обсуждение. Для реализации поставленной задачи детям необходимо было сформировать умение произвольно переходить в состояние спокойного бодрствования, которое сопровождалось снижением частоты сердечных сокращений. Авторами показано, что использование тренингов приводит к повышению уровня функционального состояния центральной нервной системы и формируется индивидуальный способ преодоления напряжения, способствующий развитию саморегуляции. Заключение. Включение в реабилитационную программу сеансов игрового биоуправления позволяет достичь ряда положительных эффектов: выработать усидчивость, повысить способность к концентрации внимания, снизить уровень тревожности, повысить самооценку и мотивацию к обучению.
Ключевые слова: лица опасных профессий, семья, дети, биологическая
обратная связь, тревожность.
АЮ. Киворкова1, А.Г. Соловьев2,
1ФГКУ Санаторий «Жемчужина Кавказа», г. Кисловодск, 2ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск
Киворкова Александра Юрьевна -e-mail: [email protected]
Introduction. Families the representatives of dangerous professions are greatly affected by various extreme situations related to the specifics of professional activity. A distinctive feature the emotional state of professional soldiers children is the presence in very high anxiety associated with the expectation of danger. Purpose of the study: to show the method how to train inclusion the biofeedback technology the optimal functioning in various stressful situations the anxious children from dangerous professions family. Material and methods. To achieve this task, children needed to relax, and decrease the heart rate. Results and discussion. In the result of the study shows that using the biofeedback leads to raising the level of functional state of the central nervous system and promoting the development of self-regulation. Conclusion. Inclusion biofeedback sessions in the rehabilitation program allows to reach a number of positive effects: to develop assiduity, increase the ability to concentrate, reduce anxiety, increase self-rating and motivation to study.
Key words: persons of dangerous professions, family, children, biofeedback, anxiety.
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические трансформации, происходящие в духовной сфере общества, влекут за собой изменения поведенческих стереотипов, негативно влияющих на сферу взаимоотношений с окружающими и как следствие оказывающих деструктивное воздействие на семейную систему и демографические процессы в обществе [1]. Из довольно большого количества социальных институтов трудно определить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия как на формирование личности, так и на многие процессы общественной жизни. Семья является первичным и необходимым условием
формирования эмоционально стабильной личности, поскольку базовые структуры психики человека формируются преимущественно на раннем этапе, когда ребенок находится под влиянием родителей и всей атмосферы семьи [2]. Семья может стать как мощным адаптационным фактором, так и напротив, значительно усилить отрицательные последствия экономического и социально-психологического кризиса, вызванного перестройкой общества. Стиль эмоционального общения в семье, в котором доминируют негативные эмоции, ведет к снижению самооценки и самоуважения, росту внутреннего напряжения и тревоги.
НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Семьи представителей экстремальных профессий (пожарных, спасателей, космонавтов, летчиков, подводников, военнослужащих - участников боевых действий) испытывают большое воздействие различных экстремальных ситуаций, связанных со спецификой профессиональной деятельности. Выполнение служебных обязанностей неразрывно связано с реальным осознанием высокого риска гибели или серьезной утраты здоровья, сопровождающейся пребыванием под воздействием совершенно особого вида стресса - стресса смертельно опасных ситуаций [3], при этом насыщенная стрессовыми событиями жизнь профессиональных военнослужащих отражается и на психическом здоровье их детей [4].
Отличительной особенностью эмоционального состояния детей профессиональных военнослужащих является наличие очень высокой тревожности, связанной с ожиданием опасности и страхом потери кормильца, его увечья. Детско-родительские отношения в семьях военнослужащих нередко основаны на ограничении, подавлении со стороны отцов, в большинстве семей они строятся по типу «авторитарной гиперсоциализации». В связи с частым отсутствием отца в доме характерной чертой в семьях военнослужащих является выраженная привязанность детей к матери. Такие особенности воспитания также способствуют росту тревожности у детей и снижению уровня социальной адаптации [5].
Одним из методов противодействия стрессу и снятия избыточного напряжения и тревожности у детей является использование произвольной саморегуляции, что было ранее показано нами на примере работы с женами лиц опасных профессий [6]. Именно способности к саморегуляции являются базисными при реализации различных стратегий совладающего поведения и адаптации в трудных жизненных ситуациях, в конфликтных обстоятельствах. От степени совершенства процессов саморегуляции детей зависит успешность, надежность, продуктивность их адаптивного поведения в целом [7]. В перечень современных здоровьесберегающих технологий, эффективно работающих с детьми с высоким уровнем тревоги и повышенным психоэмоциональным напряжением, входит игровое биоуправление -- компьютерный игровой тренинг, включающий в себя о диагностические и реабилитационные мероприятия, направленные на снижение психоэмоционального напряжения и формирование моделей адекватного поведения в стрессирующих ситуациях.
На основании вышеизложенного ЦЕЛЬЮ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ явилось обоснование применения у детей представителей опасных профессий тренингов игрового биоуправления для обучения навыкам оптимального функционирования в различных стрессовых ситуациях.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
В исследование были включены 78 детей в возрасте от 10 до 16 лет, профессиональная деятельность отцов которых была связана с пребыванием в различных экстремальных ситуациях. Обследование проводилось по инициативе матерей, на момент первичной консультации предъявлявших жалобы на эпизоды агрессивных реакций у детей, зачастую проявляющихся в форме вербальной агрессии: в криках, угрозах, оговорах, чередующихся с выраженным утомлением на фоне увеличения учебной нагрузки; все дети характеризовались признаками школьной и социальной дезадаптации. В соответствии с результатами показателей Шкалы личностной тревожности А. Прихожан [8], были выделены две группы детей: в I вошел 41 ребенок (18 мальчиков и 23 девочки), ср. возраст 13,6±1,5 лет, с высокими показателями «самооценочного» (46,8%) и «межличностного» (53,2%) типов тревожности, во II - 37 детей, (24 девочки и 13 мальчиков), ср. возраст 12,8±1,2 лет, у которых был выявлен средний показатель по шкалам «самооценочного» (38,1%) и «межличностного» типов тревожности (61,9%). Все пациенты прошли курс тренинга методами игрового биоуправления с использованием игрового тренажера «БОС-Пульс». Реабилитационный курс включал в себя 10-14 сеансов продолжительностью 20 мин и проводился в течение 14-18 дней. Каждый сеанс состоял из 6-10 попыток.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Сюжет игры управляется ключевыми физиологическими параметрами, а именно: частотой сердечных сокращений (ЧСС), биопотенциалами сердца и мозга, и с помощью фотоплетизмографического датчика регистрируемые сигналы передаются в компьютер. Виртуальное соревнование, в котором скорость играющего обратно пропорциональна частоте сердечных сокращений, является психофизиологической моделью стрессовой ситуации, выполненной в виде игры. В процессе тренинга моделируется ситуация, которая обучает преодолевать противоречие между эмоциональным возбуждением и необходимостью сохранять состояние спокойствия, сопровождающееся доминированием парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Адаптивный алгоритм игры включает в себя соревнование с самим собой и построен таким образом, что в каждой последующей попытке, чтобы выиграть, нужно улучшить свой предыдущий результат. Обучающие алгоритмы построены таким образом, что для победы необходимо улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса, что является залогом совершенствования навыков саморегуляции. Таким образом, создается модель эффективного совладающего поведения, препятствующая развитию стресс-индуцированных состояний.
НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
Так как задачей, стоящей перед испытуемыми, было замедление пульса и при этом уменьшение времени реакции, то успешным считался сеанс, в котором ребенку удавалось увеличить RR-интервал хотя бы на 1% и одновременно не увеличить время реакции ^Т) больше чем на 10% от исходного уровня в сеансе. В стрессовых ситуациях пациенты с не развитым навыком саморегуляции склонны реагировать агрессивно. На основании того, что время сенсомоторной реакции является одним из важных психофизиологических показателей, характеризующих быстроту возникновения и исчезновения возбуждения и торможения, в первую очередь нами оценивалось среднее время реакции на стимул. Было установлено, что после реабилитационного курса с использованием игрового биоуправления у представителей обеих групп сократилось время реакции на стимул теста.
Детям из I группы был проведен курс игрового биоуправления с игровым сюжетом «Ралли». Игровой сюжет «Ралли» состоял из соревновательного заезда по кольцевой шоссейной магистрали. Играющий был способен объехать появляющиеся препятствия на дороге и улучшить свой результат на последующих попытках только при высоком уровне концентрации внимания и умении контролировать свой сердечный ритм. Перед ребенком ставилась задача победить, несмотря на стрессирующий соревновательный игровой сюжет, 5 раз подряд. Детям из II группы оздоровительной игре «Ралли» предшествовали сеансы с игровым сюжетом «Магические кубики», в котором фактор стресса был сведен к минимуму ввиду отсутствия соперника и соревновательного сюжета. Для реализации поставленной задачи необходимо было сформировать умение произвольно переходить в состояние спокойного бодрствования, которое сопровождалось снижением частоты сердечных сокращений. По результатам теста «Ралли» оценивался спектр частотных диапазонов вариабельности сердечного ритма (ВСР) его производных индексов: ^ (0,15-0,4 Гц) - высокие частоты, отражающие вклад парасимпатической системы), LF (0,04-0,15 Гц - низкие частоты, указывающие в большей степени на симпатическую активность) [9]. В связи с выделенными разными уровнями тревожности было отмечено, что детям из I группы, с изначально высокими показателями тревожности, не удавалось сразу расслабиться и контролировать частоту сердечных сокращений ввиду того, что игровой сюжет «Ралли» предполагает ситуацию стресси-рования. У детей из II группы, в которой перед игрой «Ралли» были проведены сеансы с игровым сюжетом «Магические кубики», наблюдалось более выраженное и быстрое увеличение гибкости в ответ на стрессовую ситуацию. Результаты реабилитационного курса детей из II группы, включающего в себя игровые сюжеты «Магические
кубики» и «Ралли», показали, что среднее время реакции на стимул во время 1-й попытки первого сеанса 1360 мс, и к 7-й снижалось до 1180 мс. После проведения курса игрового биоуправления показатели уровня сенсомоторной реакции достоверно улучшились и на последнем тренинге изменились - с 1240 мс в 1-й попытке до 1150 мс в 7-й, что свидетельствовало о повышении уровня функционального состояния центральной нервной системы; при этом количество пропущенных стимулов у детей значительно снижалось во всех семи попытках. Дети нормализовали свое эмоциональное состояние, снижая внутреннее напряжение, и после прохождения сеансов игрового биоуправления отмечали субъективное улучшение настроения, повышение уверенности в своих силах и появление новых навыков управления своими эмоциями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение изменений личностных характеристик в системе детско-родительских отношений семей лиц опасных профессий имеет не только научное, но и практическое значение, так как эти характеристики оказывают большое влияние на формирование личностных особенностей детей. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что включение в реабилитационную программу сеансов игрового биоуправления позволяет достичь ряда положительных эффектов: выработать усидчивость, повысить способность к концентрации внимания, снизить уровень тревожности, повысить самооценку и мотивацию к обучению. Включение на начальном этапе реабилитационного курса игрового биоуправления сюжета с отсутствием соперника позволят смоделировать различные ситуации, погружаясь в которые формируется индивидуальный способ преодоления напряжения, способствующий развитию саморегуляции, что значительно облегчает дальнейшее проведение сеансов психологической коррекции и психотерапии детям представителей опасных профессий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. М.: ВЛАДОС, 2004. 130 с.
Celujko V.M. Psihologiya sovremennoj sem'i / V.M. Celujko. M.: VLADOS, 2004. 130 s.
2. Киворкова А.Ю. Медико-психологическая реабилитация жен военнослужащих: Методич. рекомендации / А.Ю. Киворкова, А.Г. Соловьев, О.И. Боев. - Ессентуки: Изд-во «Бланкиздат», 2013. 38 с.
Kivorkova A.Y. Mediko-psihologicheskaya reabilitaciya zhen voennosluzhashchih: Metodich. rekomendacii / A.Y. Kivorkova, A.G. Solov'ev,
0.1. Boev. - Essentuki: Izd-vo «Blankizdat», 2013.38 s.
3. Ушаков И.Б. Стресс смертельно опасных состояний - особый вид стресса / И.Б. Ушаков, И.А. Бубеев // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2011. № 4. С. 5-8.
Ushakov I.B. Stress smertel'no opasnyh sostoyanij - osobyj vid stressa /
1.B. Ushakov, I.A. Bubeev // Mediko-biologicheskie i social'no-psihologicheskie problemy bezopasnosti v chrezvychajnyh situaciyah. 2011. № 4. S. 5-8.
НЕВРОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
4. Sogomonyan F., Cooper J.L. Trauma faced by children of military families. Brief report. NCCP Mailman School of Public Health at Columbia University, 2010.
5. Локтаева С.А. Проявление личностных свойств детей при различных типах детско-родительских отношений в семьях профессиональных военнослужащих / С.А. Локтаева // Вестник РУДН. 2010. № 4. С. 94-99.
Loktaeva S.A. Proyavlenie lichnostnyh svojstv detej pri razlichnyh tipah detsko-roditel'skih otnoshenij v sem'yah professional'nyh voennosluzha-shchih / S.A. Loktaeva //Vestnik RUDN. 2010. № 4. S. 94-99.
6. Соловьев А.Г. Коррекция психоэмоционального состояния жен военнослужащих с применением биологической обратной связи / А.Г. Соловьев, А.Ю. Киворкова // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2015. № 4. С. 102-105.
Solov'ev A.G. Korrekciya psihoehmocional'nogo sostoyaniya zhen voennosluzhashchih s primeneniem biologicheskoj obratnoj svyazi / A.G. Solov'ev, A.Y. Kivorkova // Sibirskij vestnik psihiatrii i narkologii. 2015. № 4. S. 102-105.
7. Даниленко E.H., Джафарова O.A., Mажирина К.Г. Оценка адаптивных возможностей у младших школьников средствами технологии игрового сибирской медицины. 2013. № 2. С. 147-153.
Danilenko E.N., Dzhafarova O.A., Mazhirina K.G. Ocenka adaptivnyh vozmozhnostej u mladshih shkol'nikov sredstvami tekhnologii igrovogo sibirskoj mediciny. 2013. № 2. S. 147-153.
8. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. M.: Mосковский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «MOДЭК», 2000. 304 с.
Prihozhan A.M. Trevozhnost' u detej i podrostkov: psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut; Voronezh: NPO «MODEHK», 2000. 304 s.
9. Mихайлов ВМ Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода. 2-е изд., перераб. и доп. Иваново: ИША, 2002. 290 с.
Mihajlov V.M. Variabel'nost' ritma serdca: opytprakticheskogo primeneniya metoda. 2-e izd., pererab. i dop. Ivanovo: IGMA, 2002. 290 s.