Научная статья на тему '"меня опять пишет Бакст. " портреты Андрея Белого: история создания и интерпретаций'

"меня опять пишет Бакст. " портреты Андрея Белого: история создания и интерпретаций Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
372
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕОН БАКСТ / LéON BAKST / АНДРЕЙ БЕЛЫЙ / ANDREI BELY / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / SILVER AGE / ПОРТРЕТ / PORTRAIT / РЕПРОДУКЦИЯ / REPRODUCTION / АЛЬМАНАХ "ЧТЕЦ-ДЕКЛАМАТОР" / ALMANAC / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / CHTETS-DEKLAMATOR (RECITER)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Наседкина Елена Викторовна

Статья посвящена двум портретам Андрея Белого, выполненным Л. С. Бакстом в 1905 и 1906 гг. Эти портреты стали знаковыми для истории русской культуры Серебряного века. В статье рассказывается история создания портретов, а также история бытования и интерпретаций созданного Л. С. Бакстом образа писателя-символиста в массовой культуре, начиная с 1900-х гг. и до нашего времени. Рассматриваются российские и зарубежные издания сочинений Белого, газетные публикации, литературоведческие издания, кинематограф, реклама и интернет-ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“BAKST IS PAINTING ME AGAIN.” HISTORY AND INTERPRETATIONS OF ANDREI BELY'S PORTRAITS

The article focuses on two portraits of Andrei Bely painted by Léon Bakst in 1905 and 1906s. Both became symbolic for Silver Age of Russian culture. The author traces the history of those portraits as well as interpretations of the image of the Symbolist writer, created by Bakst, in mass culture from the 1900s up to the present day. The research covers Russian and foreign editions of Bely's writings, newspaper publications, literary studies, films, advertisements and online resources.

Текст научной работы на тему «"меня опять пишет Бакст. " портреты Андрея Белого: история создания и интерпретаций»

УДК 7.041.5; 7.026.2; 008:316.42

Е. В. Наседкина

«МЕНЯ ОПЯТЬ ПИШЕТ БАКСТ...» ПОРТРЕТЫ АНДРЕЯ БЕЛОГО: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИЙ

Не знавшие писателя лично современники и читатели Андрея Белого представляют его облик по двум портретам, выполненным Львом Бакстом в 19051906 гг. Это самые известные из прижизненных изображений писателя. Их можно видеть на фронтисписах и переплетах изданий сочинений Белого, на юбилейных календарях, в альбомах и на интернет-порталах, посвященных искусству Серебряного века. Начиная с появления в первом номере журнала «Золотое руно» за 1907 г., они воспроизводились столь часто, что со временем приобрели значение репрезентативного изображения Белого-символиста.

Знакомство Белого с Бакстом произошло на воскресных собраниях у В. В. Розанова в Петербурге в январе 1905 г. Позднее (в декабре того же года) их общение возобновилось, и Бакст, находившийся под впечатлением от встреч, писал Александру Бенуа: «Вот он [Белый — Е. Н.] — талант! <...> я набросал на днях его портрет» (см. ил. 1 на вклейке между с. 70 и 71) [1].

Сеансы позирования проходили в доме Мережковских, где Белый останавливался во время заездов в Петербург. Бакст к этому времени уже закончил портрет Гиппиус, и теперь она ему «ассистировала». Белый вспоминал: «Бакст пишет с меня портрет и сильно измучивает» [2, с. 362]; «для "оживления" сажалась <...> Гиппиус; от этого я начинал страдать до раскрытия зубного нерва <...>; лицо оживлялось <...> гримасами боли» [3, с. 63]. Также для «оживления» Бакст «приводил из "Мира искусства" <...> Нувеля, съевшего десять собак по части умения оживлять: прикладыванием "вопросов искусства" <...> к обнаженному нерву; <...> мое позорище (по Баксту — "шедевр") поздней вывесили на выставке "Мир искусства" <...>. Портрет кричал о том, что я декадент» [Там же].

По признанию Бакста, музыкант и музыкальный критик, член редакции журнала «Мир искусства» и по совместительству чиновник особых поручений канцелярии Министерства императорского двора, Вальтер Федорович Нувель на сеансы «пригласился» сам: «На "Вас" приглашен был или вернее пригласился Нувель, очевидно и он отложит до завтра свое посещение», — писал Бакст Белому 3 марта 1906 г. [4]. Нувель, не смотря на не слишком лестную характеристику, данную ему Белым впоследствии, намеревался и впредь поддерживать отношения. В один из своих приездов в Москву он посетил Белого и, не застав дома, оставил ему записку с предложением о встрече: «Приехав на несколько дней в Москву, я был бы очень рад повидаться с Вами. Завтра вечером у меня будет В. Я. Брюсов, Не придете ли и Вы? Надеюсь, Вы доставите мне это удовольствие. Остановился я в Метрополе № 331. Если Вы не можете завтра, не откажите уведомить меня, когда и где мы могли бы с Вами встретиться. Мне удобнее по вечерам. А пока

буду ждать Вас в пятницу вечером, т. е. завтра. Искренно Ваш В. Нувель. Написал это письмо на случай, что не застану Вас дома» [5]. Судя по отсутствию упоминаний в дневнике и мемуарах Белого, а также в просмотренной нами переписке Нувеля (РГАЛИ. Ф. 781), встреча не состоялась, но намерение показательно.

На сеансах у Мережковских присутствовала и учащаяся петербургской Академии художеств Татьяна Гиппиус. Вероятно, под впечатлением работы мастера и она решила запечатлеть облик московского гостя. Ее рисунок экспонируется теперь в музее Андрея Белого на Арбате.

В марте 1906 г. Бакст (по заказу журнала «Золотое руно») приступил к работе над вторым портретом (см. ил. 2 на вклейке между с. 70 и 71). В этот раз он намеревался «добраться до глубин <...> психики» поэта. 4 марта Белый сообщал матери: «.с завтрашнего дня меня опять пишет Бакст во весь рост для "Золотого Руна"» [6, с. 59].

Свидетельства успеха и значительного интереса к образу, найденному Бакстом, обнаруживаются в дневниках, письмах и высказываниях современников. В обзоре выставки «Мир искусства» критик и поэт Константин Эрберг (Сюннер-берг) признавал, что портрет Белого «притягивает своей одухотворенностью» [7, с. 66]. Начинающий поэт Дикс (Борис Леман), впоследствии ставший крупным деятелем международного антропософского движения, посетив выставку, в порыве восхищения и непроизвольного вдохновения сочинил стихи «К портрету Б. Н. Бугаева», в котором узрел близкие и внятные лишь «посвященным» намеки. Его кузина Ольга Анненкова, впоследствии также видный член Антропософского общества, при знакомстве с Белым, произошедшим на «башне» Вяч. Иванова вскоре после выставки, восприняла его сквозь призму первого портрета Бакста и стихов Дикса, к нему обращенных, что явствует из ее дневниковой записи: «Белый <...> изгибается, сверкает острыми серыми глазами как-то вбок, лукаво улыбается <...>, но <...> он сразу понял, что мы — близкие...» [8] (курсив мой — Е. Н.).

По поводу второго портрета художник «Группы 13» Николай Кузьмин, в будущем — оформитель романа Белого «Маски» (1932), признавался, что представлял поэта таким, каким увидел его на этом портрете: «.длинный сюртук, бутоньерка, несколько накрахмаленный вид "приват-доцента"» [9]. Собственная оценка Белого более резкая: «Вторая, <...> репродукция <...> агитировала за то, что я не нервнобольной, а усатый мужчина» [3, с. 67].

В статье, предназначавшейся для журнала «Золотое руно», но по каким-то причинам отклоненной редакцией, Белый чрезвычайно высоко оценил творчество Бакста как будущего художника мирового уровня [10].

Белый «поднял» Бакста над всеми современными художниками как фигуру, «определяющую тенденции развития русского искусства» [11, с. 129], и признал, что «некоторые портреты его — верх совершенства < . > и часто поражают глубоким внутренним и внешним сходством» [12, с. 359]. Молодые художники в поисках собственного решения образа Андрея Белого также невольно оказывались под сильным воздействием работ Бакста.

Безусловно, портретирование непременно предполагает пристальное вгляды-вание в лицо модели, стремление как можно точнее воспроизвести подробности

внешности. И, конечно, такие приметные и известные по фотографиям начала ХХ в. черты Белого, как пышные волосы, светлые глаза и густые усы, не могли остаться не замеченными художником. Одна из фотографий была напечатана на обороте бланка открытого письма (т. е. предназначалась не только для дарения, но и для рассылки почтой) и потому имела наибольшую известность и распространение среди знакомых писателя (см. ил. 3 на вклейке между с. 70 и 71). Все же представляется, что не фотографии, а именно портреты Бакста в первую очередь повлияли на дальнейшее развитие художественного образа писателя-символиста. Именно Бакст первым привлек внимание современников к своеобразной личности Белого со всеми характерными приметами его внешности.

Среди художников, попавших под обаяние созданного Бакстом образа Белого, можно также назвать Ольгу Флоренскую, сестру о. Павла Флоренского. В 1909 г. она входила в тесный дружественный круг Мережковских-Гиппиус, создала серию аллегорических портретов З. Н. Гиппиус, Д. В. Философова, Д. С. Мережковского, а также акварельный портрет-аллегорию Белого, выполненный после знакомства с писателем в 1908 г. Она писала жениху Сергею Троицкому: «Б<орис> Н<иколаевич> действительно "Белый", как солнечный свет. Очень чистый и лучистый. Его слова удивительно музыкальны, легки, увлекательны, огнисты. <...> Глаза <...> ярко горящие изнутри» [13, с. 772-774]. В рисунках Ольги Флоренской и Татьяны Гиппиус безусловно ощущаются влияние Бакста и романтические настроения юных художниц.

В 1906 г. издательство И. Н. Кнебеля, специализировавшееся на изданиях по искусству, выпустило отдельным тиражом фототипию портрета Белого с оригинала Бакста, что свидетельствовало о несомненном росте популярности писателя.

Поклонники творчества Белого изымали репродукцию портрета из журнала «Золотое руно» и хранили в личных архивах. Так, мать писателя собственноручно вклеила журнальную вырезку в свой альбом, сопроводив ее пояснительной надписью (см. ил. 2 на вклейке между с. 70 и 71). Такие же репродукции сохранились в архиве поэта П. Н. Зайцева, друга и литературного секретаря Белого, в собрании библиографа Е. И. Шамурина и др.

Не так давно на одном из букинистических интернет-аукционов был выставлен лист с репродукцией портрета 1906 г. и автографом Белого «в знак симпатии» поэту-имажинисту М. Д. Ройзману, датированным февралем 1921 г. Очевидно, что портрет бережно сохранялся Ройзманом с самых юных лет, когда он был еще студентом коммерческого училища. На подпись же мэтру он был предложен, когда оба поэта оказались участниками сборника поэтических автографов [14].

В 1907 г. тот же самый портрет Белого был напечатан в популярной газете «Киевская мысль» [15] в качестве иллюстрации, анонсирующей приезд в Киев группы столичных писателей. Автор цинкографии — художник Н. В. Тарасевич. Здесь с портретом произошло странное недоразумение. Репродукция оказалась помещена в раздел уголовно-криминальной хроники рядом с фоторепортажем с места преступления, в котором пострадали однофамильцы художника, некие Андрей и Ульяна Тарасевичи. Признаем, что киевский художник отнесся к перво-

источнику тактично, без собственного вмешательства, чего нельзя сказать о некоторых других изданиях.

Так, в третьем томе также изданного в Киеве литературного альманаха «Чтец-декламатор» за 1908 г. [16], укороченная по грудь реплика бакстовского оригинала заметно приукрашена: подведены глаза, сильнее загнуты кончики усов. Возможно, подвитые усы в духе провинциальной моды рубежа веков оформителю альманаха представлялись неотъемлемой характеристикой поэта, и потому в таком «красивом» виде Белый появился в нескольких выпусках «Чтеца» (см. ил. 4 на вклейке между с. 70 и 71).

В послереволюционные годы изображения писателя не были популярны, хотя отдельные издательства, работавшие с Белым, предпринимали усилия, чтобы выпустить его книги с фотопортретами писателя и даже заказывали художникам выполнить его графические портреты, но эти попытки не увенчались успехом, за исключением издания в 1932 г. романа «Маски» с портретом Белого работы В. А. Милашевского [17].

10 января 1934 г. газета «Вечерняя Москва» в некрологе Белому [18] поместила портрет писателя, выполненный Бакстом в 1906 г. (см. ил. 5 на вклейке между с. 70 и 71). Здесь с портретом произошло очередное превращение: из-за недостатка места на полосе фигура оказалась обрезана по плечи, лицо — согласно драматичной ситуации — помрачнело, а в подписи указан неверный год создания — 1912-й.

Похоже, именно это изображение перекочевало в американское издание мемуаров Белого «Между двух революций», изданных в 1966 г. в Чикаго [19]. Здесь тот же мужественный подбородок, общий контур и хищный взгляд, только в американском издании изображение зеркально перевернуто лицом к титулу книги. Что любопытно, в этом издании, факсимильно воспроизводящем московское посмертное издание 1935 г. [20], этот портрет напечатан дважды в двух версиях: в тексте между 64 и 65 страницами воспроизведен авторский вариант без каких-либо изменений, а перед титулом — перевертыш из газетного некролога.

Портрет 1906 г. среди немногих избранных прижизненных изображений Белого его друзья предполагали включить в подготовлявшееся в издательстве «Academia» посмертное собрание его стихотворений [21], не состоявшееся из-за ареста директора Каменева и последовавшего за ним разгрома издательства1.

На первый взгляд совершенно неожиданным кажется наличие рисунка с портретом Белого в собрании работ трагически рано погибшего пятнадцатилетнего художника Николая Дмитриева, сохранившихся в архиве Литературного музея Пушкинского Дома. Рисунок выполнен в 1940-е гг., когда о Белом не только в школе, но и вообще где-либо редко вспоминали. И все же интерес юного художника к забытому писателю не случаен. Коля Дмитриев — племянник известного театрального художника Владимира Дмитриева, который в 1920-е гг. по плану

1 См. об этом подробнее: Наседкина Е. Несбывшийся проект: посмертное «Собрание стихотворений» Андрея Белого // Смерть Андрея Белого (1880-1934). Сборник статей и материалов: Документы, некрологи, письма, дневники, посвящения, портреты / Сост. М. Спивак, Е. Наседкина. М.: Новое Литературное обозрение, 2013. С. 903-928.

Мейерхольда должен был выполнять декорации для постановки в ГОСТИМе пьесы Белого «Москва».

Этот рисунок Н. Дмитриева, по-видимому, — одна из ранних его работ, не вполне самостоятельная и вторичная. Понятно, что начинающий художник не был знаком с Белым и для создания портрета писателя мог воспользоваться журнальной репродукцией, по всей видимости, сохранившейся в домашнем архиве. Однако обрезанный погрудный силуэт и завитые усы заставляют вновь вспомнить о «Чтеце-декламаторе».

Портрет 1906 г. хранится в московском Государственном Литературном музее. Что касается портрета 1905 г., то здесь история сложнее и загадочнее. Андрей Белый, завершая в мемуарах рассказ о том, как Бакст работал над этим, не полюбившимся писателю портретом, отметил: «...хорошо, что он скоро куда-то канул <...>» [3, с. 63]. С тех пор сведения о портрете весьма противоречивы. Одно время за оригинальный рисунок 1905 г. принимали «авторизованную», раскрашенную Бакстом, репродукцию. И. Н. Пружан в монографии, посвященной творчеству художника, утверждала, что некий портрет в Эшмоловском музее искусства и археологии (Ashmolean Museum of Art and Archaeology) при Оксфордском университете вопреки существовавшему мнению не является оригиналом Бакста. На самом деле он «оказался цветной репродукцией, слегка тронутой самим художником, о чем свидетельствует также обнаруженная на обороте портрета надпись» [22, с. 90]. О какой репродукции идет речь, не вполне ясно: возможно, из альбома-монографии А. Левенсона, изданной в Лондоне на английском языке в 1923 г. и тогда же ставшей библиографической редкостью [23]. В 1937 г. в томе «Литературного наследства», посвященном символистам [24], портрет 1905 г. был опубликован с указанием места хранения — Государственная Третьяковская галерея (далее ГТГ), что на долгие годы внесло путаницу в представление о месте хранения этой работы Бакста. В итоге оказалось, что в коллекцию ГТГ оригинальный портрет не поступал, следы его затерялись2, что никак не отразилось на его популярности. Оба портрета одинаково часто репродуцируются как в книгах Белого, так и в художественных альбомах [25, 26], в литературоведческих изданиях [24, 27, 28] и книгах по искусству [29, 30] — в текстах, на обложках и фронтисписах (см. ил. 6 на вклейке между с. 70 и 71).

Интерес к бакстовскому образу Белого в настоящее время актуализирован интернетом, а также театральными и кинопостановками. Можно вспомнить фильм «"И вечный бой." Из жизни Александра Блока» (1980; реж. Дм. Барщевский), в котором роль Белого исполнил Альберт Филозов. Пышный бант его (на протяжении жизни действительно — отличительная деталь костюма Белого) явно заимствован у Бакста.

2 Благодарю Ирину Шуманову, зав. отделом графики XVIII — начала XX в. Государственной Третьяковской галереи, откликнувшуюся на наш запрос. Она сообщила, что местонахождение оригинала портрета, действительно, неизвестно. В собрании ГТГ его никогда не было. Раскрашенная автором репродукция, происходящая из собрания М. В. Брайкевича (Бумага, пастель. 45,8 х 34,0), находится в собрании Эшмоловского музея. Оксфорд. Инв. WA 1949.34.

Особенно популярны творения художника на шеЬ-порталах, посвященных поэзии начала ХХ в., а также на страницах интернет-блогеров. Например, статью Д. Бережной о Белом в электронном журнале «Человек без границ» сопровождает портрет 1905 г. [31], а целиком посвященный одному Андрею Белому частный сайт «lexa-pop.narod.ru», позаимствовавший изобразительный ряд и информационное сопровождение с портала «Мемориальной квартиры Андрея Белого» [32], для своей «домашней страницы» предпочел второй портрет 1906 г. [33]. На тематическом сетевом проекте для учителей «Инфоурок» [34] младосимволисты Александр Блок и Андрей Белый представлены самыми популярными своими изображениями: Блок — фотографией в темной свободной блузе, Белый — вторым бакстовским портретом.

Стоит отметить, что первый портрет в интернет-сети более популярен. Его можно встретить на страницах историко-литературных ресурсов, в том числе: на авторской страничке А. Дятлова на портале «Стихи.ру» «Литературного клуба» Российского союза писателей [35], в рубрике «Этот день в истории» российско-белорусского проекта «Историческая правда» [36] и др. В авторском блоге С. Владимирова информационного сайта «ФБ.ру» [37] статья о жизни и творчестве Андрея Белого открывается тем же портретом, но в виде зеркального перевертыша, как и в случае с чикагским изданием (только здесь переориентация, скорее, дань постмодернистским тенденциям времени). В рекламе экскурсионного тура «Поэты Серебряного века» петербургского туристического бюро «Визит» [38] или в рубрике «Символисты» образовательного портала «РгоШколу.ру» [39] и т. д. — всюду среди писателей Серебряного века Белый представлен первым портретом 1905 г.

***

Наши наблюдения, конечно, не охватывают всего бесконечного интернет-пространства, однако свидетельствуют в пользу предположения, что торжественный официальный «портрет поэта» 1906 г. (см. ил. 2 на вклейке между с. 70 и 71) находит большее применение в книгоиздании (причем, чаще всего встречается именно в книгах Белого). А в книгах о нем (там, где есть авторская интонация исследователя) первенствует первый, более «человеческий», портрет (см. ил. 1 на вклейке между с. 70 и 71). Последний явно лидирует и во всемирной сети с ее неформальными страницами-блогами и личными высказываниями.

В недавнем времени Белый в знакомом бакстовском исполнении «вышел на улицу» и стал участником своего рода стрит-арта. Старый московский Арбат украсили стендами, рассказывающими об истории улицы и ее жителях. На одном из них гуляющая публика с интересом рассматривает большую фотографию знаменитой красавицы-меценатки М. К. Морозовой и портрет воспевшего ее в своей «московской симфонии» [40] Андрея Белого.

Приходится признать, что популярность портретов (каждого в отдельности и обоих вместе) говорит о сложившемся устойчивом репрезентативном образе, даже своего рода бренде, писателя-символиста в восприятии как современников

Белого, так и сегодняшней аудитории. В то же время автор этого уже более чем векового бренда Леон Бакст остается актуальным художником, который легко пересек временные барьеры и с успехом функционирует в современном информационно-культурном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакст Л. С. Письмо А. Н. Бенуа от 19 декабря 1905 г. // ОР ГРМ. Ф. 137. Ед. хр. 671. Л. 28 об.

2. Белый, Андрей. Ракурс к дневнику. Ноябрь 1905 // Литературное наследство. Т. 105: Андрей Белый. Автобиографические своды: Материал к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х гг. / Отв. ред. А. Ю. Галушкин, О. А. Коростелев. М.: ИМЛИ РАН, 2016. 1120 с.

3. Белый, Андрей. Между двух революций / Подгот. текста и коммент. А. В. Лаврова. М.: Художеств. литература, 1990. 607 с.

4. Бакст Л. С. Письмо Андрею Белому. 3 марта 1906 г. // НИОР РГБ. Ф. 25. Карт. 9. Ед. хр. 2. Л. 1.

5. Нувель В. Ф. Письмо Андрею Белому. 26 июля 1907 г. // НИОР РГБ. Ф. 25. Ед. хр. 21. Л. 1.

6. «Люблю тебя нежно...». Письма Андрея Белого к матери. 1899-1922. / Сост., пре-дисл., вступит. ст., подгот. текста и коммент. С. Д. Воронина. М.: Река Времен, 2013. С. 59.

7. Сюннерберг К. Выставка «Мира искусства» // Весы. 1906. № 3-4. С. 66.

8. Анненкова О. Н. Выписки из дневника (о знакомстве и встречах с Вяч. Ивановым и Андреем Белым в1906 г.). 1930-е. // НИОР РГБ. Ф. 25. К. 40. Ед. хр. 20.

9. Кузьмин Н. В. Андрей Белый // Воспоминания об Андрее Белом / Сост. и вступит. ст. В. М. Пискунова. М.: Республика, 1995. С. 496.

10. Гречишкин С. С., Лавров А. В. Неизданная статья Андрея Белого «Бакст» // Памятники культуры. Новые открытия: Письменность, Искусство. Археология: Ежегодник. 1978 / АН СССР. Л.: Наука, 1979. С. 94-98.

11. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России начала ХХ века. М.: Искусство, 1976. С. 129.

12. Гречишкин С. С., Лавров А. В. Символисты вблизи. Статьи и публикации. СПб.: Скифия, 2004. С. 359.

13. Шутова Т. А. Белые образы Серебряного века (О портрете Андрея Белого работы Ольги Флоренской) // Миры Андрея Белого / Сост. М. Спивак, К. Ичин, И. Делекторская, Е. Наседкина. Белград; М.: Белградск. ун-т; Государств. музей А. С. Пушкина, 2011. С. 772-774.

14. Автографы / Андрей Белый, Валерий Брюсов, Рюрик Ивнев, Пимен Карпов, А. Луначарский, Иван Новиков, Матвей Ройзман, Семен Рубанович, Иван Рукавишников, Федор Сологуб, Марина Цветаева, И. Эренбург. М.: [Б. и.], 1921. 16 с.

15. К приезду в Киев [портрет Андрея Белого — цинкография Н. В. Тарасевича] // Киевская мысль. 1907. № 42.

16. Чтец-декламатор. Литературный альманах. Т. III: Новая поэзия. Киев: Изд. И. И. Самоненко, 1908. С. 19.

17. Белый, Андрей. Маски. Роман. М.; Л.: ГИХЛ, 1932. 448 с.

18. Кут<узов> А. Последние годы [некролог] // Вечерняя Москва. 9 января 1934.

19. Белый, Андрей. Между двух революций. Чикаго: [Б. и.], 1966. 408 с.

20. Белый, Андрей. Между двух революций. Л.: Изд-во писат. в Ленинграде, 1934. 503 с.

21. Белый, Андрей. Собрание стихотворений. М.; Л.: Academia, 1935 [верстка] // ОР РНБ. Ф. 60. Ед. хр. 40.

22. Пружан И. Н. Лев Самойлович Бакст. [Л.]: Искусство, 1975. С. 90.

23. Levinson A. Bakst. The story of the artist's life. London: The Bayard Press, 1923. [By Andre]. 240 c., 57 л. цв. ил.

24. Литературное наследство. Т. 27-28. М.: Журнально-газетное объединение, 1937. С. 587.

25. Андрей Белый. Александр Блок. Москва // Сост. Спивак М. Л., Наседкина Е. В. и др. М.: ОАО «Московские учебники», 2005. С. 154, 173.

26. Андрей Белый. Линия жизни // Сост. М. Л. Спивак, И. Б. Делекторская, Е. В. Наседкина; худ. Е. А. Поликашин. М.: [Б. и.], 2010. С. 114.

27. Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903-1919 / Публик., предисл. и коммент. А. В. Лаврова. М., 2001. 607 с. [цв. вклейка].

28. Лавров А. В. Андрей Белый. Разыскания и этюды. М.: Новое литературное объединение, 2007. 513 с. [обложка].

29. Лапшина Н. «Мир искусства». Очерки истории и творческой практики. М.: «Искусство, 1977. С. 142, 211.

30. Алешина Л. С., Стернин Г. Ю. Образы и люди Серебряного века. М.: Галарт, 2002. С. 80.

31. Бережная Д. «Чело века» Андрея Белого. Дитя, человек, культура [Электронный ресурс] // Человек без границ. URL: http://www.bez-granic.ru/index.php/2013-08-04-13-26-15/lichnostivistorii/1772-chelo-veka-andreya-belogo-ditya-chelovek-kultura.html (дата обращения: 27.07.2016).

32. Мемориальная квартира Андрея Белого [Электронный ресурс] // URL: http:// kvartira-belogo.guru.ru (дата обращения: 28.07.2016)

33. Андрей Белый [Электронный ресурс] // URL: lexa-pop.narod.ru (дата обращения: 28.07.2016).

34. Инфоурок [Электронный ресурс] // URL: https://infourok.ru/serebryanyy_vek_ russkoy_poezii-565828.htm (дата обращения: 28.07.2016).

35. Дятлов А. Мои поэты — Андрей Белый и призрак атомной бомбы [Электронный ресурс] // Стихи.ру URL: http://www.stihi.ru/2012/12/26/3331 (дата обращения: 29.07.2016).

36. Этот день в истории: 26 октября 1880 г. [Электронный ресурс] // Историческая правда. URL: http://www.istpravda.ru/chronograph/322 (дата обращения: 29.07.2016).

37. Владимиров С. Андрей Белый — русский поэт, писатель, критик. Биография Андрея Белого, творчество [Электронный ресурс] // ФБ.ру. URL: http://rn.fb.ru/ article/132324/andrey-belyiy—-russkiy-poet-pisatel-kritik-biografiya-andreya-belogo-tvorchestvo (дата обращения: 29.07.2016).

38. Поэты Серебряного века [Электронный ресурс] // Туристическое бюро «Визит». URL: http://www.visit-spb.com/yslugi/tematizeckie_excursion/3/8/ (дата обращения: 29.07.2016).

39. Символисты [Электронный ресурс] // РшШколу.ру. URL: http://www.proshkolu.ru/ user/mashi/file/1795802/ (дата обращения: 29.07.2016).

40. Белый, Андрей. Симфония 2-я, драматическая. М.: Скорпион, 1904. 221 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.