Научная статья на тему 'Художник Татьяна Николаевна и скульптор Наталья Николаевна гиппиус (реконструкция творческой биографии)'

Художник Татьяна Николаевна и скульптор Наталья Николаевна гиппиус (реконструкция творческой биографии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
966
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ГИППИУС / НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ГИППИУС / ЦАРСКИЙ ИЗОГРАФ ИОГАНН ДЕТЕРС / "ПУЗЫРИ ЗЕМЛИ" АЛЕКСАНДРА БЛОКА / TATYANA NIKOLAYEVNA GIPPIUS / NATALYA NIKOLAYEVNA GIPPIUS / CZAR'S ICON PAINTER JOHANN DETERS / "THE BUBBLES OF THE EARTH" BY ALEKSANDER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павленко Алла Александровна

Статья является первой и наиболее полной на сегодняшний день реконструкцией биографии художника Татьяны Николаевны Гиппиус и скульптора Натальи Николаевна Гиппиус, младших сестер поэтессы З.Н. Гиппиус. Творческая деятельность Татьяны и Натальи Гиппиус не стала еще объектом специального научного исследования, сестры до сих пор находятся в тени яркой личности своей знаменитой старшей сестры. Жизненный путь «неразлучных» Натальи и Татьяны Гиппиус отразил сложнейшие духовные искания творческой интеллигенции Серебряного века и крутые повороты судьбы лучших ее представителей. Т.Н. Гиппиус вместе со своей сестрой Натальей разделила трагическую участь многих выходцев из дворянского сословия, после 1917 года оставшихся в России. В своем творчестве Т.Н. Гиппиус проявила себя ярким представителем Серебряного века, живописцем и графиком, художником символистского направления. Она явилась автором портретов А.А. Блока, А. Белого, Л.Д. Блок-Менделеевой, М.С. Шагинян, а также большого количества графических работ, посвященных персонажам славянской мифологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATYANA NIKOLAYEVNA GIPPIUS THE ARTIST AND NATALYA NIKOLAYEVNA GIPPIUS THE SCULPTOR (Creative biography reconstruction)

The article represents the first and to this date the most complete reconstruction of biographies of the artist Tatyana Nikolayevna Gippius and the sculptor Natalya Nikolayevna Gippius, two younger sisters of Zinaida Nikolayevna Gippius, a well-known poet. Their creative achievements have never been a subject of special analysis as the two sisters remained outshone by their famous elder sister. The life journey of the two «inseparables», Natalya and Tatyana Gippius, reflects the arduous spiritual quests of the Russian intelligentsia during the period of the Silver Age and the sharp turnings of their lives. T.N. Gippius', sister Natalya, shared a tragic fate of many an offspring of Russia's nobility who stayed in the country after the revolution in 1917. The works T.N. Gippius speak in favour of her being a vivid representative of the Silver Age, as a painter and a graphic artist of the symbolist movement. She was the author of a number of portraits: of A.A. Blok, Andrei Bely, L.D. Blok-Mendeleyeva, M.S. Shaginyan, as well as of a big number of graphic works dedicated to the characters of Slavic mythology.

Текст научной работы на тему «Художник Татьяна Николаевна и скульптор Наталья Николаевна гиппиус (реконструкция творческой биографии)»

А.А. Павленко

Московский авиационный институт (Научно-исследовательский университет) (МАИ (НИУ),

Москва, Россия

ХУДОЖНИК ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА И СКУЛЬПТОР НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ГИППИУС (Реконструкция творческой биографии)

Аннотация.

Статья является первой и наиболее полной на сегодняшний день реконструкцией биографии художника Татьяны Николаевны Гиппиус и скульптора Натальи Николаевна Гиппиус, младших сестер поэтессы З.Н. Гиппиус. Творческая деятельность Татьяны и Натальи Гиппиус не стала еще объектом специального научного исследования, сестры до сих пор находятся в тени яркой личности своей знаменитой старшей сестры.

Жизненный путь «неразлучных» Натальи и Татьяны Гиппиус отразил сложнейшие духовные искания творческой интеллигенции Серебряного века и крутые повороты судьбы лучших ее представителей. Т.Н. Гиппиус вместе со своей сестрой Натальей разделила трагическую участь многих выходцев из дворянского сословия, после 1917 года оставшихся в России. В своем творчестве Т.Н. Гиппиус проявила себя ярким представителем Серебряного века, живописцем и графиком, художником символистского направления. Она явилась автором портретов А.А. Блока, А. Белого, Л.Д. Блок-Менделеевой, М.С. Шагинян, а также большого количества графических работ, посвященных персонажам славянской мифологии.

Ключевые слова: Татьяна Николаевна Гиппиус, Наталья Николаевна Гиппиус, царский изограф Иоганн Детерс, «Пузыри земли» Александра Блока.

А. Pavlenko

Moscow Aviation Institute (MAI]), Moscow, Russia

TATYANA NIKOLAYEVNA GIPPIUS THE ARTIST

AND NATALYA NIKOLAYEVNA GIPPIUS THE SCULPTOR (Сreative biography reconstruction)

Abstract.

The article represents the first and to this date the most complete reconstruction of biographies of the artist Tatyana Nikolayevna Gippius and the

sculptor Natalya Nikolayevna Gippius, two younger sisters of Zinaida Niko-layevna Gippius, a well-known poet. Their creative achievements have never been a subject of special analysis as the two sisters remained outshone by their famous elder sister.

The life journey of the two «inseparables», Natalya and Tatyana Gippius, reflects the arduous spiritual quests of the Russian intelligentsia during the period of the Silver Age and the sharp turnings of their lives. T.N. Gippius', sister Natalya, shared a tragic fate of many an offspring of Russia's nobility who stayed in the country after the revolution in 1917. The works T.N. Gippius speak in favour of her being a vivid representative of the Silver Age, as a painter and a graphic artist of the symbolist movement. She was the author of a number of portraits: of A.A. Blok, Andrei Bely, L.D. Blok-Mendeleyeva, M.S. Shaginyan, as well as of a big number of graphic works dedicated to the characters of Slavic mythology.

Key words: Tatyana Nikolayevna Gippius, Natalya Nikolayevna Gippius, Czar's icon painter Johann Deters, «The Bubbles of the Earth» by Aleksan-der Blok.

Художник Татьяна Николаевна и ее младшая сестра скульптор Наталья Николаевна Гиппиус, православные по вероисповеданию, принадлежали к обрусевшему немецкому роду Гиппиус, который дал русской культуре немало талантов. Среди представителей этого рода были и филологи, и литераторы, архитекторы и художники. Так, выходец из Эстляндии литограф и педагог Густав Адольф (Фомич) Гиппиус (1792—1856) в свое время прославился серией литографических портретов, включившей портрет А.С. Пушкина.

Отец Татьяны и Натальи — Николай Романович Гиппиус, дворянин, известный юрист, — считал, что предком рода Гиппиус был немец Адольфус фон Гингст, который в ХVI веке переселился в Москву из Мекленбурга и открыл первый в России книжный магазин. У Н.Р. Гиппиуса было четыре необыкновенно одаренных дочери. Это Зинаида Николаевна Гиппиус (1869—1945) — поэт-символист, драматург, литературный критик; Анна Николаевна (Ася) (1872—1942) — врач, религиозный деятель, писательница; Татьяна Николаевна или Тата (1877—

1957) — художник, график, реставратор и Наталья Николаевна (Ната) (1880—1963) — скульптор и реставратор.

Творческая деятельность Татьяны и Натальи Гиппиус не стала еще объектом специального научного исследования, сестры до сих пор находятся как бы в тени яркой личности своей знаменитой старшей сестры.

Однако жизненный путь «неразлучных» Натальи и Татьяны Гиппиус отразил сложнейшие духовные искания творческой интеллигенции Серебряного века и крутые повороты судьбы лучших ее представителей. Т.Н. Гиппиус вместе со своей сестрой Натальей разделила трагическую участь многих выходцев из дворянского сословия, после 1917 года оставшихся в России.

Т.Н. Гиппиус родилась 14 декабря 1877 года в Харькове, Н.Н. Гиппиус — в 1880 году. В детстве сестры смогли получить только домашнее образование, так как семья Н.Р. Гиппиуса постоянно переезжала из города в город. В четырехлетнем возрасте Татьяна потеряла отца (Нате тогда было чуть больше года), через некоторое время, после бракосочетания старшей сестры З.Н. Гиппиус с Дмитрием Сергеевичем Мережковским (1889), вся семья перебралась в Петербург. А после смерти матери Анастасии Васильевны (1903) младшие сестры Тата и Ната Гиппиус переселились к старшей — З.Н. Гиппиус в «дом Мурузи» на Литейном проспекте.

Юные Т.Н. Гиппиус и Н.Н. Гиппиус стали вхожи в салон «дома Мурузи», где их старшая сестра З.Н. Гиппиус, известная в петербургских кругах как яркий поэт-символист, являлась главным организатором встреч. Салон Мережковских превратился тогда в один из центров литературно-художественной жизни Петербурга Серебряного века. Он просуществовал более 20 лет, его посещали Н.А. Бердяев и В.В. Розанов, А.Ф. Керенский и Б.В. Савинков, В.Я. Брюсов и А.А. Блок, А. Белый, С.П. Дягилев, В.А. Серов, А.Н. Бенуа и многие другие. В беседах и на диспутах обсуждались разные темы, но чаще всего говорили о религии, о церкви и культуре, язычестве и христианстве.

Т.Н. Гиппиус (возможно, и Н.Н. Гиппиус) посещала и вечера философа, писателя В.В. Розанова, где также обсуждались вопросы религии. Кстати, именно поэтесса З.Н. Гиппиус высказала мысль сделать эти встречи общественными. И с ноября 1901 года

в Петербурге стали проводится Религиозно-философские собрания, на основе которых в 1907 году было создано Религиозно-философское общество, просуществовавшее до 1917 года. Его возглавили З.Н. Гиппиус и Д.С. Мережковский, П.П. Перцев, Д.В. Философов, А.В. Карташев. В собраниях общества участвовали А.Н. Бенуа, И.Е. Репин, А.А. Блок, В.С. Брюсов и многие другие. В обществе состояло около 1300 человек, среди которых были преподаватели и студенты высших учебных заведений, представители различных партий, писатели, поэты и художники, деятели Духовной академии.

В 1905 — 1912 годах Т.Н. Гиппиус посещала встречи, проходившие в «Башне» на Таврической улице в квартире поэта, филолога, одного из видных деятелей русского символизма Вячеслава Ивановича Иванова. Здесь бывали Д.С. Мережковский и З.Н. Гиппиус, Н.А. Бердяев, Е.Ю. Кузьмина-Караваева, А.А. Блок, А. Белый, А.М. Ремизов, М.А. Волошин, А.А. Ахматова, М.В. Добужинский, К.А. Сомов и др. [ 5, с.291—292, 293].

Таким образом, в первых десятилетиях ХХ века сестры Гиппиус вращались в кругах интеллектуальной элиты столицы и со многими ее представителями были хорошо знакомы лично. Т.Н. Гиппиус, более чем ее младшая сестра Наталья склонная к философии, была знакома, изучала труды религиозных деятелей, ученых, художников, поэтов и прозаиков, печатавшихся в многочисленных изданиях того времени, в том числе в изданиях Религиозно-философского общества, в выпусках «Аполлона», «Мира искусства», «Золотого руна». Сестры прекрасно знали историю мирового искусства, активно посещали выставки художников новейших течений.

Татьяна Гиппиус вела большую переписку — делилась своими наблюдениями, впечатлениями с В.В. Розановым, А.А.Блоком, А.Белым. Когда З.Н.Гиппиус уезжала из столицы, она как бы «давала задание» своей младшей сестре очень подробно рассказать в письмах о происходящих в Петербурге событиях общественной и культурной жизни. И Татьяна Николаевна регулярно отправляла ей «регламентации» — своеобразные дневниковые зарисовки — «отчеты» обо всех интересующих Мережковских событиях. В этих письмах, отмеченных наблюдательностью, умением выявлять и фиксировать главное, проявились и ее незаурядные литературные способности.

Интеллектуально-художественная среда Петербурга Серебряного века сформировала приоритеты и творческие устремления Татьяны Николаевны и ее сестры Натальи Николаевны. Необходимо учитывать также, что младшие сестры Гиппиус находились тогда под сильнейшим влиянием идей и пристрастий своей старшей сестры Зинаиды Николаевны, обладавшей к тому же властным деспотическим характером (о чем впоследствии не раз вспоминала Т.Н.Гиппиус).

В 1901 году Т.Н. Гиппиус поступила в Высшее художественное училище при Академии художеств — в класс живописи (вначале она занималась у И.Е. Репина, потом — у Ф.А. Рубо). Вскоре, в 1903 году, ее младшая сестра Наталья Николаевна также начинает заниматься в Академии художеств — в классе ваяния у В.А. Беклемишева.

Пройдя хорошую академическую школу, Татьяна Николаевна отходит от реализма. Она пытается найти свой путь в искусстве, выработать особый, присущий только ей художественный язык. Молодого художника влечет символизм с присущим ему мистицизмом, интересом к легендарному «смутному прошлому, пленяющему своей туманностью». У художника появляется тяга к отображению древнего нецивилизованного мира, она хочет вернуться к первоисточнику, наивному рисунку, народному искусству.

Так появился дневник — альбом «ЮбтзсЬ» («Детское»), где фантастические рисунки — картины видений и снов — сосуществовали с комментариями и стихами на немецком и русском языках. Судя по этим работам, Т.Н. Гиппиус становится художником символистского толка.

Когда в 1905 году А.А.Блок (1880—1921) стал посещать салон Мережковских (идеями символизма А.А. Блока увлек его близкий друг, поэт-декадент Александр Владимирович Гиппиус, родственник Зинаиды Николаевны), он подружился с младшими сестрами Гиппиус, называл их шутливо-любовно «келейницами». Видимо, в доме Мережковских ему было легко общаться со своими умными и талантливыми сверстницами (с Натой он был одногодок, а Тата была старше его всего на 3 года). Тогда же Т.Н. Гиппиус и познакомила А.А. Блока со своим альбомом. По воспоминаниям современников, молодой поэт часто уходил от шумных собраний салона Мережковских, где обсуждались сложнейшие философ-

ские проблемы, в «пещеру Таты». Там он с удовольствием рассматривал рисунки Т.Н. Гиппиус с изображениями разного рода фантастических тварей и чертенят. Эти образы вдохновили его на создание стихотворения «Твари весенние», которое было написано 19 февраля 1905 года и вошло в цикл «Пузыри земли». В рукописи А. Блок отметил: «Послание к лесным тварям из альбома «Ктё^е^Т.Н. Гиппиус». В своей стихотворной зарисовке поэт обращался к нереальным персонажам, созданным фантазией Т.Н. Гиппиус:

Будет вам день беззакатный! С ночкой вы не радели — Вот и все ушло... Ночку вы не жалели —

Будете маяться, каяться, И кусаться, и лаяться, Вы, зеленые, крепкие, малые, Твари милые, небывалые.

Туман клубится, проносится По седым прудам. Скоро каждый чертик запросится Ко Святым Местам [ 4, с. 383, 13].

Отголоски видений из альбома Т.Н. Гиппиус встречаются и в других произведениях А.А. Блока: «Старушка и чертенята», «Болотный попик» ...

В тот период интересы поэта и художника к «низшей» мифологии, к мистическим жанрам удивительно совпадали.

Об альбоме Т.Н. Гиппиус знал и А. Белый (1880—1934), ровесник А.А. Блока, тогда — его друг, молодой московский поэт. Приезжая в 1905 году в Петербург, А. Белый всегда останавливался в «доме Мурузи» и часто вел с Зинаидой Николаевной Гиппиус «тихие, долгие разговоры», «витиеватые, мудреннейшие, утонченные дебаты» о проблемах «троичности», о «церкви», о «плоти», о вселенском характере бестелесной любви. Наведывался к Тате и Нате (он был ровесником Н.Н. Гиппиус). Позже А. Белый вспоминал: «В той же квартире (где жили Мережковские) проживали тогда сестры З.Н. Гиппиус. Я подружился осо-

бенно с Татой, которая уводила меня к себе в комнату и усаживала на серый диван... У нее (Т.Н. Гиппиус) был альбом, и в него зарисовывала она все фантазии, образы, сны, сопровождая эскизы порой комментариями; этот дневник, мысли-образы я полюбил. помню один из них: на луной озаренном лугу, в простыне, кто-то белый, худой и костлявый, таинственно расскакался по травам.» [2, с.252].

В 1905 году Т.Н. Гиппиус написала графический портрет А. Белого — портрет-«мираж». Художник нарочито «прозрачно» запечатлела «нездешний» образ поэта, акцентируя при этом его живой пронзительный взгляд, устремленный прямо на зрителя [9, с.115]. Этот портрет, по свидетельству Таты, не всем понравился. Так, В.Я. Брюсов, отметив техническое совершенство работы Т.Н. Гиппиус, «скромно и мягко» сказал ей, что не все, что присутствуем в образе А.Белого, получило отражение. И Т.Н. Гипиус писала А. Белому: «Вы никому не показываетесь, когда Вы в "худе". Это нельзя — от этого еще хуже будет. Настоящее соединение, когда и худое и хорошее — вместе» [там же, с. 115—116]. (Впоследствии портрет А. Белого долгие годы хранился в частном собрании М.С. Шагинян в Москве и был почти никому неизвестен.)

В это же время, в 1905 году, Татьяна Гиппиус начала писать портрет А.А. Блока. Пытаясь понять суть личности талантливого поэта и друга, изучая свою модель как художник, Т.Н. Гиппиус откладывала работу, заново переписывая портрет. Он был завершен только через год. На портрете 1906 года (это самый ранний из известных ныне изображений поэта) молодой А.А. Блок предстал отрешенно величественным с какой-то вселенской усталостью во взгляде. Художник в небольшом по размеру

Т.Н. Гиппиус. А.А. Блок. Авторское повторение портрета 1906 года. 1925 г. Государственный Литературный музей. Бумага, цветной карандаш, белила.

графическом портрете смогла создать монументальный образ Поэта, выявив нечто рыцарское, неуловимо присутствующее в его облике. Этот портрет был ей чрезвычайно дорог, и спустя много лет она его повторила по памяти.

Зимой 1905 года, когда С.М. Городецкий создал в Петербурге творческий кружок «Общество молодого искусства», среди его членов оказались Л.Д. Блок-Менделеева, А.А. Блок, В.А. Пяст, Т.Н. Гиппиус. (На вечерах «Общества» Т.Н. Гиппиус демонстрировала свои картины.)

Сложная и запутанная коллизия любви двух друзей, ровесников, поэтов-символистов А.А. Блока и А. Белого к Л.Д. Блок-Менделеевой разворачивалась на глазах у Т.Н. Гиппиус. Татьяна Николаевна оказалась достаточно деятельным, хотя и второстепенным персонажем в жизненной драме молодых поэтов и их музы. Увлеченная в этот период гностическим учением о духах парных и непарных, Т.Н. Гиппиус тихо и настойчиво поддерживала притязания Андрея Белого на взаимность со стороны Любови Дмитриевны. Позже, 13 мая 1907 года, Т.Н. Гиппиус писала А. Белому: «Саша (Блок) . одиночка: сам на себе держится, и отсюда творчество его — и затем — лучи от себя и в себя, для пополнения своей личностию Вы, Боря, — и без любви половина, не жизнь — ожидание жизни. А Люба кто? Безусловно, тоже тип «брачный» — двойной (или половинчатый), потому что вы его пополняете, она в вас вся. У Саши может быть много Любовей, влюбленностей, а любовь к себе — праведная, потому что полная, единая и вечная. Может быть, менее полная, чем у брачного человека. А вы и Люба — одно. Ни она одна — ни вы один». Тата считала, что А.А. Блоку предначертано одиночество, а Л.Д. Менделеевой и А. Белому — должно быть вместе. Сторону А. Белого против А.А. Блока приняли Мережковские. А.А. Блок чувствовал всю неловкость ситуации, ему отнюдь не нравилось «соглядатайство», невольно проявленное Т.Н. Гиппиус. В тот период он писал А.Белому: «Тата приходит и рисует. Я думаю. есть что-то смешное и недоговоренное — в общении всех нас.» [16, с. 85]. Юная Т.Н. Гиппиус, находясь в поиске идеального существования духа, приветствовала в тот период (вслед за З.Н. Гиппиус) идею духовного «троебратства». Вероятно, поэтому драматическая история «любовного треугольника» долго не отпускала художника. Она

хотела приблизиться к познанию тайны любви А.А. Блока и А. Белого к Л.Д. Менделеевой и приступила к созданию портрета Любови Дмитриевны. Художнику хотелось понять Л.Д. Менделееву, но познакомиться с ней поближе удалось лишь в 1906 году. Т.Н. Гиппиус показалось тогда, что Л.Д. Менделеева находилась в поисках своей дороги в жизни. «Она еще для себя ничего не знает — как одна. Она сначала была некрасивой дочерью (не она лично) знаменитого Менделеева, затем прекрасной дамой (не она лично), затем женой (не она лично) Блока, тоже знаменитого. а она — все помощница, сама ничто и дела никакого», — писала Т.Н. Гиппиус [там же, с.85—86]. Прошло время, и художник начала работать над портретом, на этот раз она обратилась к живописному — «телесному» решению образа.

На портрете 1910 года Т.Н. Гиппиус изобразила молодую, очень красивую женщину, царственно восседающую в старинном кресле в многоцветном ореоле роскошных тканей (ил.2) Этот портрет вызывает в памяти женские образы, созданные старыми мастерами (интересно, что А.А. Блок отмечал сходство Л.Д. Менделеевой с изображением Мадонны на картине итальянского художника Дж. Сассоферрато).

И если монохромные графические портреты А.А.Блока и А.Белого отличает нарочитая бестелесность, «нездешность» образа и упрощенная, словно инфантильная стилистика, то в живописном портрете Л.Д. Менделевой акцентируется красота «телесности» облика и реальность бытия женственности.

Писала ли Т.Н. Гиппиус портрет своей старшей сестры, неизвестно. До нас дошел графический портрет-зарисовка Д.С. Мережковского (1910-е годы), приписываемый Т.Н. Гиппиус.

В 1910 году Татьяна Николаевна создала портрет юной поклонницы поэзии З.Н. Гиппиус Мариэтты Шагинян (1888— 1982), только что завершившей обучение на философском факультете Высших курсов в Москве и приехавшей в Петербург, чтобы быть ближе к своему кумиру. Высокообразованная и тогда глубоко верующая «московская барышня» из богатой армянской семьи — М.С. Шагинян очень рано начала писать стихи и печататься. Между З.Н. Гиппиус и М.С. Шагинян завязалась переписка, и вскоре молодая поэтесса стала появляться в салоне Мережковских. З.Н. Гиппиус с большим вниманием отнеслась

к ее поэзии, наставляла в религиозно-философских исканиях, ввела в литературные круги символистов, поощряла дружбу со своими сестрами (интересно что, через пять лет М.С. Шагинян расходится во взглядах с Мережковскими, «исчерпав» с ними дружбу).

На живописном портрете 1910 года художник изобразила молодую женщину с характерным восточного типа лицом. Т.Н. Гиппиус акцентирует внимание на как бы изучающем собеседника взгляде глубоких темных «бархатных» глаз модели.

Для сестер Т.Н. Гиппиус и Н.Н. Гиппиус теоретическая программа символизма стала жизненной философией. Они для себя решили, что смогут творить свою ирреальную жизнь, только отказавшись от обыденной жизни, сменив ее на духовно насыщенную, «символическую». Т.Н. Гиппиус, «келейница» и «вечно девственница», осознанно отказалась от «плотского» брака, в котором, как она считала, не могла быть выявлена тайна духа. Она приветствовала духовное братство и «троебратство», поэтому отвергла все ухаживания Антона Владимировича Карташева, известного ученого — автора фундаментальных трудов по истории русской церкви, богослова, крупного церковного деятеля. Впоследствии, находясь в эмиграции, он с большим сожалением вспоминал об этом. Т.Н. Гиппиус и ее младшая сестра Н.Н. Гиппиус так никогда и не связали себя узами брака.

В 1910 году Т.Н. Гиппиус закончила Высшее художественное училище при Петербургской Академии художеств и получила звание «свободного художника» за картину «Садко-гусляр». Стилистика этого произведения тяготеет к стилю модерн, как и стилистическое решение некоторых других ее полотен этого времени («Запретные травы»).

Т.Н. Гиппиус с 1905 года стала участвовать в выставках Ассоциации художников, ее сестра скульптор Н.Н. Гиппиус представ-

Т.Н. Гиппиус. Л.Д. Блок-Менделеева. Около 1910 г. Музей-квартира А.А. Блока. СПб. Холст, масло.

ляет свои работы на выставки («Современные течения в искусстве», выставки в Академии художеств) с 1907 года. В Русском музее находится одна из скульптурных работ Н.Н. Гиппиус — «Портрет члена Государственной думы В.А. Караулова», работы скульптора хранятся и в Государственном музее искусств Узбекистана.

Основным занятием Т.Н. Гиппиус в 1910-е годы стала педагогическая деятельность — преподавание живописи и рисования. Она вела занятия в коммерческом училище; в частной гимназии (там учились дети Керенского, Троцкого, Каменева) и в детском саду Марии Александровны Шидловской и ее дочери Юлии Ивановны, продолжала посещать заседания Религиозно-философского общества, где, познакомившись с И.И. Бриллиантовым, по его заказу исполнила копию портрета патриарха Никона (1913—1914).

Монументальный ростовой портрет патриарха Никона, написанный с натуры масляными красками по холсту неким анонимным художником ХVП века, сразу же привлек внимание современников Никона. Так, побывав в 1662 году в Москве, Газ-ский митрополит Паисий Лигарид, примкнувший к враждебному Никону лагерю, оставил интересный отклик, по всей вероятности, именно на этот портрет, сделанный мастером ХVП века. Лигарид писал: «И когда увидел портрет, написанный одним отличным художником Иоанном, моим приятелем, то онемел, подумав, что вижу исполина, или циклопа, и почел счастливыми слепорожденных за то, что не могут видеть такого зверообразного человека. Если бы кто вдруг увидел Никона, ему почудилось бы, что видит бешеного волка» [15, с.67—68]. Явно, что в этом произведении мастер ХVП столетия смог передать образ Никона — выдающегося церковного деятеля, обладавшего железным характером и несгибаемой волей.

В 1905 году на грандиозной Историко-художественной выставке русских портретов в Таврическом дворце, которую критики назвали «громаднейшим чудом» и где многие произведения были выставлены впервые [17, с. 115—133]. И.Э. Грабарь обратил пристальное внимание на ростовой портрет патриарха Никона из Нового Иерусалима. Известный ученый высказал мысль, что автором этого портрета мог быть только живописец Оружейной палаты Иоганн Детерс, обладавший западноевропейской выучкой.

И.Э. Грабарь отметил, что для такого утверждения необходимо прежде всего доказать, что это произведение, написанное явно с натуры, было создано до 1655 года [7, с. 409—420, 422]. Наши исследования творчества И. Детерса подтвердили правильность суждений И.Э. Грабаря: автором портрета Никона был царский изограф немец Иоганн Детерс [10, с. 197—210], принятый в Оружейную палату в 1643 году на должность «живописца».

К сожалению, подлинный портрет патриарха Никона XVII века был утрачен во время Великой Отечественной войны, сохранились лишь черно-белые фотографии этого произведения [11, с. 40-48; 13, с. 43].

Ростовой портрет патриарха Никона И. Детерса, долгое время находившейся в Новом Иерусалиме, стал эталонным для художников XVII — XX веков. Возможно, именно он явился образцом для графического портрета патриарха Никона из «Титу-лярника» 1672 года. За двести лет было создано немало точных копий, близких к первоисточнику вариантов этого произведения. Одним из них стал портрет патриарха, написанный Надеждой Косаревой и Татьяной Николаевной Гиппиус, находящийся ныне в собрании Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Размер этого произведения, написанного масляными красками по холсту, — 140 х 91 см. Портрет начала XX века очень близок к первоисточнику. Патриарх изображен в рост, в трехчетвертном повороте вправо. В правой руке он держит посох. В левой — развернутый свиток с надписью: «Светися, светися, Новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебя возсия, ликуй ныне и веселися, Сионе: ты же, чистая, красуйся, Богородице, о восстании рождества твоего». На святейшем красно-коричневая мантия с золотыми источниками и двумя парами золотых скрижалей: на нижней паре — образы херувимов; на голове белый клобук, увенчанный крестом. Очень важен для исследователей тот факт, что благодаря косаревско-гиппиусовской копии мы можем определить цвет мантии, скрижалей и фона в портрете XVII века. Тем не менее необходимо отметить и некоторое различие в этих двух работах. Так, текст со свитка копии дополнен словами: «Ликуй, ныне и веселися, Сионе: ты же, чистая, красуйся, Богородице, о восстании рождества твоего» (этого нет на свитке произведения XVII века). Фон в портрете И.Детерса как бы поделен по верти-

кали на две неравные части: темную — правую и более светлую — левую. Фон в портрете начала ХХ века — делится по горизонтали: на нижнюю часть, темную, зеленовато-коричневую, и верхнюю, светлую, бело-охристую. Если в портрете ХУП века на мантии мы видим изображение трех пар скрижалей, края мантии на уровне груди патриарха выявлены закругленными линиями. В портрете начала ХХ века появилась некая золоченая деталь мантии, напоминающая воротник с острыми краями.

Отсутствуют в копии ХХ века и надписи, имеющиеся на фоне портрета ХVП века.

На обороте портрета начала ХХ века на подрамнике сохранилась надпись: «Писала Надежда Косарева, ученица 8 класса С.П.Б. Исидоровского епархиального училища. В 1914 г. сей портрет исправлен художницей Татианой Николаевной Гиппиус по фотографии с портрета, писанного во время патриаршества Никона царским живописцем Детерсом. Сдан в Ферапонтов монастырь 2 августа 1915 г. Дар Ферапонтову монастырю Ивана Ив. Бриллиантова 1913 года» [14, с. 72—73]. Необходимо вспомнить, что ученый, краевед Иван Иванович Бриллиантов (1870—1931) родился недалеко от Ферапонтова монастыря на Цыпинском погосте, где при Ильинской церкви служили священниками несколько поколений его предков. С 1897 года он преподавал в Исидоровском женском училище, в 1898 году выпустил знаменитую книгу «Ферапонтов Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона. К 500-летию со времени основания. 1398—1898». И.И. Бриллиантов добился возобновления Ферапонтовского монастыря. В 1931 году он был обвинен в «терроризировании и угрозах бедноте» и расстрелян. (Его брат — ученый-богослов, архивист Александр Иванович Бриллиантов (1867—1933), член-корреспондент РАН, изучавший историю церковного раскола, в 1930 году был арестован «за участие в контрреволюционной организации» академика Платонова. По этому делу проходило более 100 ученых, среди них Е.В.Тарле, С.В. Бахрушин, Д.С. Лихачев и др.. А.И. Бриллиантов умер в 1933 году, по предположениям, на Беломорканале) [12, с. 26—29].

Портрет И. Детерса в начале ХХ века был широко известен по фотографиям и литографированным воспроизведениям. Принесение портрета в дар Ферапонтову монастырю, по-видимому,

было связано с 400-летним юбилеем обретения мощей одного из основателей монастыря преподобного Мартиниана.

Патриарх Никон на портрете ХХ века представлен столь же грозным и величественным, как и на портрете, созданном царским изографом ХУЛ века немцем И. Детерсом. (Сведения о Надежде Косаревой, юной ученице Исидоровского епархиального училища в Петербурге, к сожалению, пока отсутствуют.)

В 1914 году Т.Н. Гиппиус стала автором экслибриса, созданного для профессора Дмитрия Ивановича Абрамова, подготовившего Полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова в 5 томах в издании «Академическая библиотека русских писателей». На экслибрисе был изображен крымский пейзаж с кипарисом. (Многие исследователи считают, что это первый экслибрис, исполненный к столетнему юбилею великого поэта.)

В 1917 году художник исполнила рисунок к обложке книги Д.С. Мережковского «Больная Россия» — изобразила фантасмагорический полет смерти.

Не отпускали Татьяну Николаевну и туманные образы «низшей мифологии». Она сделала иллюстрации к рассказам для детей Поликсены Сергеевны Соловьевой (А1^го) — про маленького лесного бесенка, а также к ее сборнику «Стихи для детей».

Т.Н. Гиппиус продолжает вести свои дневники с рисунками, в них она представляет намеренно искаженный мир сказок и былин

с «ночными», «вечерними», «лукавыми», разнообразными ущербными, убогими персонажами. В одном из частных собраний сохранилось около 150 рисунков, находящихся в 2-х толстых тетрадях. Эти «дневниковые зарисовки» выполнены простыми и цветными карандашами с акварельной заливкой. Под одним из рисунков есть надпись: «А! У нас гостик. Безхвостик. Но отчего такой розовый? И отчего такой голый?» Некоторые исследователи приписывают их авторство Т.Н. Гиппиус. (Атрибутирован только один из этих рисунков — «Рыбий щенок» с яв-

Т.Н.Гиппиус (?). Автопортрет. 1910-е годы. Частное собрание. Бумага, карандаш.

ственно читаемой надписью «Луга, 1910». Предполагают, что он был написан в то лето, когда Мережковские с Татой и Натой жили на даче в Луге) [3, с. 26—29].

Наступил 1917 год, З.Н. Гиппиус весной уехала в Кисловодск поправлять свое здоровье. По ее просьбе Т.Н. Гиппиус регулярно отправляет ей письма. в которых подробно описывает все события, происходящие в Петрограде. По замечанию исследователя М.М. Павловой, Т.Н. Гиппиус становится наблюдателем, корреспондентом для своей старшей сестры, и критерием оценки происходящего для нее является «церковность» (церковность как органичность, жизнь, а партийность как механичность).

Революционные события повлияли на дальнейшую судьбу семьи Мережковских. В 1919 году Дмитрий Сергеевич Мережковский, Зинаида Николаевна Гиппиус и ее сестра Вера Николаевна эмигрировали (у четы Мережковских в Париже была некогда купленная ими собственная квартира).

Татьяна Николаевна и Наталья Николаевна делают свой выбор: они остаются в голодном, холодном Петрограде, охваченном эпидемиями и пожаром Гражданской войны. Как их впоследствии ни звала Зинаида Николаевна бросить нищенское существование и уехать во Францию (она неоднократно присылала им деньги), сестры так и не покинули Россию.

В 1920-х годах Т.Н. Гиппиус преподает рисование в Петрограде — Ленинграде, работает в Совшколе № 35. Она активно посещает Религиозно-философское общество Г.П. Федотова и А.А. Мейера (с которыми познакомилась еще в 1912 году), участвует в заседаниях духовного наследника этого общества — кружка «Воскресение».

В 1928 году последовал разгром «Воскресения» как «контрреволюционно-монархической организации». Около 110 его участников были привлечены к следствию. Среди них оказалась Татьяна Николаевна Гиппиус. В ночь с 24 на 25 декабря 1928 года ее арестовали и 22 июля 1929 г. приговорили к 3-м годам заключения в концлагере, 7 августа 1929 г. отправили на Соловки в СЛОН. «Неразлучная» сестра Татьяны Николаевны Наталья Николаевна, оставшаяся в Ленинграде, отправляла Е.П. Пешковой, занимавшейся тогда вопросами защиты политзаключенных, письма с просьбой о разрешении свидания в Кеми.

З.Н. Гиппиус, проживая во Франции, знала всю историю ареста сестры. В одном из своих писем она охарактеризовала сестру как «изумительной религиозной кротости» человека, отмечала, что еще в месте предварительного заключения — в ленинградской тюрьме — «за 4 месяца все Тату очень жалеют и полюбили, потому что она всех мирила и воспитывала» [18].

24 декабря 1931 года Т.Н. Гиппиус была освобождена досрочно с ограничением проживания в Москве и Ленинграде. Она уехала в Вятку, позже вместе с сестрой отправилась в Великий Новгород. Сестры Гиппиус в тот период, как вспоминали их знакомые по новгородской ссылке, — «милейшие, тишайшие старушки, достойно несшие бремя интеллигентской беспросветной нищеты». Они проживали в Новгороде в маленьком деревянном домишке на 2-м этаже, и их комнатушка вся была заполнена книгами (причем многие имели дарственные надписи А. Белого, А.А. Блока, Н.С. Гумилева), папками с рисунками, заготовками для матрешек и парней-гармонистов (Н.Н. Гиппиус лепила и раскрашивала игрушки-сувениры на продажу, так как грошовой зарплаты сестер не хватало на пропитание и плату за комнату).

В Великом Новгороде сестры устроились на работу в Художественный музей: Татьяна Николаевна — реставратором древних икон, Наталья Николаевна — реставратором резьбы по дереву и церковного шитья.

Великую Отечественную войну сестры Гиппиус встретили в Новгороде: эвакуироваться им не удалось, так как о них попросту забыли. В период оккупации сестры проживали сначала в Новгороде, а потом в Пскове — у церкви Пароменья на реке Великой в доме, который немцы называли «кунстколони». Их друзьями стали бывшая насельница лагерей НКВД монахиня О.И. Репина, художник-реставратор Н.С. Благовещенская, новгородский археолог В.С. Пономарев. Немцы заказывали сестрам акварели с видами Новгорода и Пскова и глиняные игрушки. Сестры Гиппиус все больше уходили в религию и со смирением принимали все обрушившиеся на них невзгоды. В 1944 году они стали участницами «Выставки картин русских художников» в Риге. Эссе об этой выставке написал литератор, философ С.А. Аскольдов (Алексеев), репрессированный в 1927 году за участие в кружке религиозного направления и хорошо знавший по новгородской ссылке сестер

Гиппиус. Литератор отметил религиозное настроение в оригинальной по сюжету картине Т.Н. Гиппиус «Молитва матери», где художник изобразила среди поля одуванчиков большую горящую свечу перед иконой Богоматери с младенцем — как символ материнской молитвы. Положительно отозвался критик и о ее картинах «Внучка», «Писательница Гиппиус-Мережковская». На рижскую выставку Н.Н. Гиппиус представила свою художественную резьбу по дереву — это композиции «Псковичанка», «Чистильщик сапог в Пскове», «Старик с грибами» [1, с. 111—112].

Признав сестер «фольксдойче», немцы вывезли их в Германию, и Гиппиус оказались под Штецином, позже — в американской зоне оккупации.

Татьяна Николаевна и Наталья Николаевна не захотели остаться на Западе. Услышав о восстановлении Новгородского кремля, сестры Гиппиус добровольно перешли в советскую зону и вернулись в разрушенный фашистами Новгород. Поселили их в маленькой комнатке, выгороженной прямо в приделе церкви Сергия Радонежского на Владычной горе, там стояли верстак скульптора и мольберт художника. До своей кончины, произошедшей в 1957 году, Татьяна Николаевна проработала реставратором в кремле. В том же музее реставрировала памятники старины и ее сестра Наталья Николаевна, скончавшаяся в 1963 году. Сестры Гиппиус были похоронены на Старо-Петровском кладбище на берегу Волхова. На их могиле был поставлен каменный крест, созданный по эскизам Альберта Бенуа.

Сохранилось предание, что после войны сестры Гиппиус взяли на воспитание мальчика. Он вырос, стал новгородским художником и свято хранил память о своих воспитательницах.

Еще одно семейное предание гласит, что племянница сестер Гиппиус — Татьяна Александровна Гиппиус (1907—1997), обучавшаяся во ВХУТЕИНе (мастерская Р. Фалька, Н. Удальцовой), в Академии художеств и ставшая впоследствии известным живописцем, была названа в честь своей тетки Татьяны Николаевны Гиппиус.

В Петербурге бытует легенда: на одной из улиц города на фасаде огромного доходного дома есть скульптурные женские маски — предполагают, что в них запечатлены портретные черты сестер Гиппиус.

Список литературы References

1. Алексеев-Аскольдов С. В Риге // Даугава. Литературно-художественный журнал 6/96 ноябрь—декабрь. Рига,1996.

Alekseyev-Askoldov S. In Riga // Daugava. Literaturno-khudozhestvenny zhurnal 6/96 November—December. Riga, 1996.

Alekseev-Askol'dov S. V Rige // Daugava. Literaturno-hudozhestvennyj zhurnal 6/96 nojabr'—dekabr'. Riga,1996.

2. Андрей Белый. О Блоке: Воспоминания. Статьи. Дневники. Речи. М.,1997.

Andrei Bely. On Blok: Memoirs. Articles. Diaries. Speeches. Moscow, 1997.

AndrejBelyj. O Bloke: Vospominanija. Stat'i. Dnevniki. Rechi. M.,1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Барыкова М.Н. Мы забытые следы чьей-то глубины // История Петербурга. 2011. №4 (62).

Barikova M. We are but forgotten traces of someone's depth // History of Saint Petesburg 2011. №4 (62).

Barykova M.N. My zabytye sledy ch'ej-to glubiny // Istorija Peterburga. 2011. No.4 (62).

4. Блок А.А. Собрание сочинений. М.; Л., 1960. Т.2.

Blok А. Collected works. Moscow; Leningrad, 1960.Vol.2.

BlokA.A. Sobranie sochinenij. M.; L., 1960. T.2.

5. БутанянГ.Г. Город муз. Петербург Серебряного века. СПб., 2015.

Butanyan G. The city of the Muses. Petersburg of The Silver Age. St. Petersburg, 2015.

Butanjan G.G. Gorod muz. Peterburg Serebrjanogo veka. SPb., 2015.

6. Гиппиус Т.Н. Письмо к Андрею Белому от 26.01.1906 // Литературное наследство. Т.92. Кн.5. М., 1982.

Gippius T. A letter to Andrei Bely of26.01.1906 // Literaturnoye Nasled-stvo. Vol.92. Book 5. Moscow, 1982.

Gippius T.N. Pis'mo k Andreju Belomu ot 26.01.1906 // Literaturnoe nasledstvo. T.92. Kn.5. M., 1982.

7. Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1913. T.VI.

Grabar /.The history of the Russian art. Moscow, 1913. Vol.VI.

Grabar /.Je. Istorija russkogo iskusstva. M., 1913. T.VI.

8. Долинский М.З. Искусство и Александр Блок. М., 1985.

Dolinsky M. Aleksander Blok and the art. Moscow, 1985.

Dolinskij M.Z.Iskusstvo i Aleksandr Blok. M., 1985.

9. Наседкина Е. Главная тема его неисчислимых мелодий // Наше наследие. 2005. №74.

Nasedkina Ye. The main theme of his uncountable melodies // Nashe naslediye. 2005. No.74.

Nasedkina E. Glavnaja tema ego neischislimyh melodij // Nashe nasledie. 2005. No.74.

10. Павленко А.А. Иоганн Детерс // Словарь русских иконописцев XI—XVII веков / Сост. И.А. Кочетков. М., 2009; Павленко А.А. Царский изограф XVII века Иоганн Детерс (Детерсон) «Портрет патриарха Никона в белом клобуке» // Кадашевские чтения: Сборник докладов конференции. XIV. М., 2014.

Pavlenko A. Johann Deters // Dictionary of Russian Icon painters of the XI—XVIIth centuries / Compiled by I. Kochetkov. Moscow, 2009; Pavlenko A. Czar's icon painter of the XVIIth century Johann Deters (Deterson) «The portrait of patriarch Nikon in white hood» // Kadashevsky chteniya: Conference papers. XIV. M., 2014.

Pavlenko A.A. Iogann Deters // Slovar' russkih ikonopiscev HI—HVII vekov / Sost. I.A. Kochetkov. M., 2009; Pavlenko A.A. Carskij izograf HVII veka Iogann Deters (Deterson) «Portret patriarha Nikona v belom klobuke» // Kadashevskie chtenija: Sbornik dokladov konferencii. HIV. M., 2014.

11. Романов Н.И. Парсуна патриарха Никона, произносящего поучение клиру // Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР. М., 1948.

Romanov N. The parsuna of patriarch Nikon with the clergy // Works of art destroyed by the German invaders on the territory ofthe USSR. Moscow, 1948.

Romanov N./. Parsuna patriarha Nikona, proiznosjashhego pouchenie kliru // Pamjatniki iskusstva, razrushennye nemeckimi zahvatchikami v SSSR. M., 1948.

12. Церковь Илии Пророка. Цыпино (Вологодская область) // Православные храмы. 2015. №167.

Church of Elijah Prophet. Zapino (Vologda oblast)// Orthodox churches. 2015. No.167.

Cerkov Ilii Proroka. Cypino (Vologodskaja oblast') // Pravoslavnye hramy. 2015. No. 167.

13. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. М., 2003.

Russian historic portrait. The epoch of parsuna. Moscow, 2003.

Russkij istoricheskij portret. Jepoha parsuny. M., 2003.

14. Святейший патриарх Никон: Каталог выставки. К 400-летию со дня рождения. М., 2005. Кат. № 49.

His Holiness Patriarch Nikon: A catalogue of the exhibition. The 400th anniversary of the birth. Moscow, 2005. Catalogue no. 49.

Svjatejshij patriarh Nikon: Katalog vystavki. K 400-letiju so dnja rozh-denija. M., 2005. Kat. No. 49.

15. Субботин Н.И. Дело патриарха Никона. М., 1862.

Subbotin N. The case of Patriarch Nikon. Moscow, 1862.

Subbotin N.I. Delo patriarha Nikona. M., 1862.

16. Турков А.М. Александр Блок. М., 1981.

Turkov A. Alexander Block. Moscow, 1981.

Turkov AM Aleksandr Blok. M., 1981.

17. Чернышова-Мельник Н.Д. С.П. Дягилев. Опередивший время. М., 2011.

Chernyshova-Melnik N. S.P. Diaghilev. A man ahead of his time. Moscow, 2011.

Chernyshova-Mel'nik N.D. S.P. Djagilev. Operedivshij vremja. M., 2011.

18. [Электронный ресурс] URL: www.solovki.ca|writers_023|gippiusz-inaida.php\ (дата доступа 25.05.2016)

[Electronic resource] URL: www.solovki.ca|writers_023|gippiuszi-naida.php\ (last access date 25.05.2016)

[Jelektronnyj resurs] URL: www.solovki.ca|writers_023|gippiuszi-naida.php\ (data dostupa 25.05.2016)

19. [Электронный ресурс] URL: skurlatov.livejournal.com I1090346.html (дата доступа 25.05.2016)

[Electronic resource] URL: : skurlatov.livejournal.coml1090346.html (last access date 25.05.2016)

[Jelektronnyj resurs] URL: skurlatov.livejournal.coml1090346.html (data dostupa 25.05.2016)

Данные об авторе:

Павленко Алла Александровна — кандидат исторических наук, доцент кафедры истории, культурологии, молодежной политики и рекламы Московского авиационного института (Научно-исследовательского университета). E-mail:pavlenko-alex@mail.ru

Data about the author:

Pavlenko Alla — PhD in History, Associate professor, MAI (NIU).E-mail:pavlenko-alex@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.