Научная статья на тему '«Меня очень занимал Гоголь». Из «Записок» В. О. Шервуда'

«Меня очень занимал Гоголь». Из «Записок» В. О. Шервуда Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
292
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОГОЛЬ / ШЕРВУД / ШЕВЫРЁВ / АЛЕКСАНДР ИВАНОВ / СЛАВЯНОФИЛЫ / РУССКОЕ ИСКУССТВО / АРХИТЕКТУРА / ЖИВОПИСЬ / GOGOL / SHERWOOD / SHEVYRYOV / ALEXANDR IVANOV / SLAVOPHILES / RUSSIAN ART / ARCHITECTURE / PAINTING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воропаев Владимир Алексеевич

В статье освещены факты биографии архитектора, скульптора и живописца В. О. Шервуда в свете его отношений с Н. В. Гоголем. Приводится отрывок из «Записок» Шервуда, озаглавленный «Вечера у Шевырёва (Гоголь)». Работа выполнена в рамках проекта «Н. В. Гоголь и его окружение: Биобиблиографический словарь».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Memoirs by Sherwood

The article covers the facts of the life of architect, sculptor, and painter Vladimir Sherwood in the context of his relation with Nicolay Gogol. In the research the fragment of Sherwood’s The Memoirs, which is entitled «Evenings at Shevyryov’s (Gogol)», is cited. The research was conducted as a part of the «Nikolai Gogol and his Environment: A Bio-bibliographical Dictionary» project.

Текст научной работы на тему ««Меня очень занимал Гоголь». Из «Записок» В. О. Шервуда»

Вопросы филологии

«МЕНЯ ОЧЕНЬ ЗАНИМАЛ ГОГОЛЬ» из «Записок» В. О. Шервуда

В. А. Воропаев

Работа выполнена при поддержке РГНФ Проект № 11-04-00270а («Н. В. Гоголь и его окружение: Биобиблиографический словарь»)

О Государственном историческом музее в Москве слышал каждый. Но далеко не каждый знает, что строил здание музея архитектор, скульптор и живописец Владимир Осипович Шервуд (1832-1897) — один из главных идеологов и теоретиков «русского стиля».

Другое сооружение Шервуда в Москве — памятник-часовня «Гренадерам — героям Плевны». Он же создал памятник великому русскому учёному, врачу-педагогу, основоположнику военно-полевой хирургии, почётному гражданину Москвы Николаю Ивановичу Пирогову. Памятник расположен на Большой Пироговской улице у здания хирургической клиники Московской медицинской академии имени И. М. Сеченова. Во времена Шервуда это был центр университетского клинического городка на Девичьем поле. Потомки Владимира Осиповича также оставили значительный след в истории русского искусства (сын, скульптор Леонид Владимирович Шервуд, — автор знаменитого «Часового», старшая дочь Ольга Владимировна — художница, мать выдающегося графика и живописца Владимира Андреевича Фаворского).

Между тем биография В. О. Шервуда известна сейчас, пожалуй, лишь узкому кругу специалистов. Сведения о его жизни достаточно скудны. По отцу он происходил из обрусевшего английского рода. Дед Владимира Осиповича, кентский техник-механик Вильям (Василий Яковлевич), был рекомендован английским правительством Императору Павлу I на должность придворного механика. Вильям Шервуд прибыл в Санкт-Петербург в числе других иностранных специалистов в 1800 г. и остался навсегда в России.

Предки Владимира Осиповича по материнской линии — из Малороссии. Дед, Николай Степанович Кошелевский, принадлежал к старинной казацкой семье. Мальчиком его поместили в Петербургскую академию художеств. Выпущенный по окончании курса с аттестатом первой степени, он стал помощником архитектора на строительстве Исаакиевского собора, потом строил Таврический дворец, принимал участие в строительстве Мариинского канала, устройстве набережной Невы, возведении арки Главного штаба, Михайловского дворца (ныне Русский музей) и других работах. В литейной Петербургского арсенала он соорудил колоссальную печь вместимостью до тысячи пудов.

Последние годы Кошелевский жил в Москве, куда переехал, будучи приглашён архитектором А. Л. Витбергом для участия в строительстве грандиозного памятника-ансамбля на Воробьёвых горах в честь победы над Наполеоном в 1812 г. (проект остался неосуществлённым). Кошелевский был знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным. Семейное предание сохранило рассказ о встрече его с поэтом у московского генерал-губернатора. В своих воспоминаниях В. О. Шервуд пишет: «В ожидании приёма Николай Степанович мерно прохаживался по зале. В это время вбежал небольшого роста человек с взъерошенными волосами, с заметным беспорядком в костюме. Пушкин только что был возвращён из ссылки. Он буквально бегал по комнате. Кошелевского заинтересовала эта личность, и он, посматривая на него, вынул табакерку. Только что он её раскрыл, Пушкин бросился к нему и выбил эту табакерку из его рук, страшно сконфузился и начал извиняться. Между ними завязался разговор, вследствие которого Пушкин выразил своё удивление — встретить такого просвещённого деятеля в московском обществе и после, встречаясь с ним, любил беседовать с ним».

Елизавете Николаевне Кошелевской — третьей дочери Николая Степановича — едва минуло шестнадцать лет, когда, увлечённый её необыкновенной красотой и высокими душевными качествами, к ней посватался третий сын Василия Яковлевича Шервуда — Джозеф (Иосиф). Первое время молодые жили в московском доме Шервудов. Но вскоре Иосиф Васильевич уехал с женой в купленное им село Ислеево Елатомского уезда Тамбовской губернии, где построил суконную фабрику.

18 августа 1832 г. у Иосифа Васильевича и Елизаветы Николаевны родился сын Владимир1. Ему исполнилось всего шесть лет, когда умер отец, а вскоре скончалась и мать. Мальчика отвезли в Москву, и он воспитывался у тётушки Марии Николаевны Кошелевской, а восьми лет от роду был помещён в Московский сиротский дом, вскоре преобразованный в Межевое училище. Особое внимание уделялось здесь черчению и рисованию, но изучалась и архитектура, которую преподавал даровитый архитектор и прекрасный рисовальщик П. П. Зыков.

Владимиру прочили карьеру художника. Уже в сиротском доме он устраивал декорации для школьных спектаклей, писал акварелью портреты товарищей. Попечитель училища, князь Дмитрий Михайлович Львов, видя способности юноши к искусству, смотрел сквозь пальцы на его невнимание к другим наукам. Всё свободное время Владимир отдавал занятиям архитектурой и рисованием. Он часто говорил тётушке, что хотел бы посвятить всего себя искусству, но та настаивала на окончании курса.

Помог случай. П. П. Зыков не уставал рассказывать знакомым архитекторам и художникам о своём талантливом ученике, и вот однажды Владимир получил заказ на несколько проектов. Гонорар за выполненную работу оказался нешуточным — около 50 руб. Когда тётушка в очередной раз пришла навестить племянника, он, сохраняя полную невозмутимость, вынул из кармана деньги и отдал ей. Узнав, каким образом они заработаны, растроганная Мария Николаевна сказала: «Я вижу, тебя надо взять. Должно быть, судьба велит идти тебе по стопам своего деда».

При содействии Зыкова Владимир Шервуд поступил в Архитектурную школу при Московской дворцовой конторе. Директор школы, профессор Фёдор Фёдорович Рихтер, оценив способности юноши, хлопотал, чтобы его послали в Академию художеств, но безуспешно. Тогда Владимир перешёл в Московское училище живописи и ваяния и в 1857 г. получил звание свободного художника «по части живописи пейзажной». Познакомившись через своего двоюродного брата с англичанином Чарлзом Диккенсоном, контора которого находилась в Москве, он в начале 1860-х гг. отправился в Англию писать портрет с него самого и членов его семьи.

В Англии Шервуд прожил пять лет, занимаясь живописью и архитектурой. Вернувшись в Россию, он открыл в Москве художественные классы. Им создан ряд портретов, в том числе А. В. Станкевича, А. И. Герье, Б. Н. Чичерина, Н. X. Кетчера, М. Ф. Корша, О. В. Ключевского, А. И. Кошелева, Ю. Ф. Самарина, В. А. Долгорукова. В 1868 г. за картину «Беседа Христа с Никодимом» Академия присвоила ему звание классного художника третьей степени, в следующем году за представленные на выставку портреты — художника первой степени, а в 1872 г. — академика живописи.

Широко известна скульптура В. О. Шервуда «Боян», готовившаяся для Исторического музея и получившая премию на Всероссийской выставке 1882 г. Один из посетителей его мастерской так описывает изваяние: «На земле полулежит титанический вещий старик в рубахе, портах и плаще. Густота волос, бровей и бороды соответствует эпической мощности торса. С земли приподнята согбенная верхняя часть тела, голова с напряжённым вниманием протянута к апостолу (Андрею Первозванному. — В. В.); могучие руки приложены к первобытной арфе, одна упирается в неё, другая уже соскальзывает со струн».

Шервуд часто выступал и в качестве публициста. В 1880-1890-х гг. он сотрудничал в «Московских Ведомостях», «Русском Обозрении» и других изданиях. Из его работ по теории искусства обращает на себя внимание труд «Опыт исследования законов искусства. Живопись, скульптура, архитектура и орнаментика» (1895).

Умер Владимир Осипович 9 июля 1897 г., он похоронен на старом кладбище Донского монастыря.

* * *

В жизни В. О. Шервуда был эпизод, которому сам он придавал особенное значение и которому посвятил несколько страниц своих «Записок» (ныне хранятся в Российской государственной библиотеке). Ниже мы приводим этот отрывок, озаглавленный «Вечера у Шевырёва (Гоголь)» и датированный 14 ноября 1895 г. Воспоминания эти интересны тем, что не только многое объясняют в судьбе Шервуда-художника, но и содержат новые, неизвестные ранее факты из биографии Гоголя.

Они познакомились, видимо, в 1850 г. через Степана Петровича Шевырёва, друга Гоголя, профессора Московского университета. В ту пору Шервуд учился в Архитектурной школе и зарабатывал на жизнь частными уроками. Дату знакомства помогает установить записная книжка Гоголя, где есть краткая пометка, относящаяся к 1850 г.: «Шервут»2. В комментариях академического Полного собрания

сочинений Н. В. Гоголя отмечено: «Шервут — лицо неустановленное»3. Имени В. О. Шервуда мы не встретим ни в биографической, ни в мемуарной литературе о писателе. Вот контекст, в котором оно упомянуто у Гоголя:

«Шевырёву о Рихтере. У Рихтера о школах архитек1ур<ы> и рисованья и юношах, годных в учители, о бедных, дающих уроки рисованья, о рисовальных школах и книгах, издан<ных> рисоваль<ными> школами. <...> Шервут»4.

В «Записках» Шервуд рассказывает, что Шевырёв, видя ограниченность его средств, поручал ему небольшие заказы. В распоряжении Шевырёва находились гоголевские деньги, которые предназначались «на вспоможение бедным людям, занимающимся наукой и искусством». Возможно, что Шевырёв помогал начинающему художнику именно из этих средств. Среди новых сведений, сообщаемых Шервудом о Гоголе, важен прежде всего сам факт знакомства писателя с безвестным тогда художником. Примечательно описание (отчасти со слов Шевырёва) того, как работал Гоголь. Рассказ о чтении Гоголем «Ревизора» в Италии в некоторых деталях перекликается с тем, что сообщает в своих воспоминаниях известный художник-гравёр, ректор Академии художеств Ф. И. Иордан. В суждениях Гоголя на архитектурные темы можно найти отголоски его статьи «Об архитектуре нынешнего времени» (1834).

Среди упоминаемых лиц — люди из ближайшего окружения Гоголя: художник А. А. Иванов, историк М. П. Погодин, искусствовед и математик Ф. В. Чижов, публицист Ю. Ф. Самарин, актёр М. С. Щепкин, доктор А. Т. Тарасенков... Кстати, Тарасенков не являлся, как иногда считают, домашним врачом Гоголя — до предсмертной болезни писателя они были едва знакомы. Из «Записок» следует, что Тарасенков пользовал семью графа Александра Петровича Толстого и взялся лечить Гоголя лишь потому, что тот жил в доме графа. Известные воспоминания Тарасен-кова «Последние дни жизни Н. В. Гоголя» основаны не только на личных наблюдениях, но и на сведениях, полученных от других лиц. В данной связи примечательно замечание Шервуда о Тарасенкове: «Он был, между прочим, доктором Толстых и следил последнее время за болезнью Гоголя, которую и описал в брошюре и где, между прочим, были ему сообщены и мною некоторые факты».

Отрывок «Вечера у Шевырёва (Гоголь)» печатается с небольшими сокращениями. В оригинале это — не без труда прочитываемая карандашная скоропись. Нами восстановлены сокращённые В. О. Шервудом отдельные слова, учтены цифровые и условные обозначения, текст разбит на абзацы, имеющиеся в рукописи некоторые стилистические погрешности не исправляются.

* * *

«Не раз случалось бывать на вечерах у Степана Петровича (Шевырева). Народу было много; видел я там Погодина, Аксаковых и Гоголя. В это время много было говорено о Рафаэле и вообще о западном искусстве. Наши славянофилы были хорошие знатоки европейской цивилизации. Высказывались мнения и о возможностях русского искусства, причем все разговоры сосредоточивались на Александре Андреевиче Иванове. Шевырев, Гоголь, Чижов посылали Иванову древние иконы.

Гоголь был другом Иванова, он сам рассказывал мне, что спал с ним на одной кровати, и для меня не осталось никакого сомнения, что вся сила высокорелигиозного одушевления и традиционность типов Иванова в его картине “Явление Христа народу” было наполовину делом так называемых “славянофилов”.

<...> Смолоду я был очень осторожен <...> Общество было выше меня, и я держался в нем, как ученик. <.. .> Меня очень занимал Гоголь. Его рассказы из тех произведений, которые были у него на очереди <...> Гоголь производил поражающее впечатление своим искренним юмором, но он изменялся в лице, как будто и самый костюм на нем становился другим, и он, меняя всевозможные голоса, рассказывал сцены из своих произведений. Приведу рассказ Ю. Ф. Самарина, поскольку я его помню, конечно, как в Италии впервые русским друзьям читал Гоголь “Ревизора”5. Одна из особенных черт гениальных людей, которая так резко выдавалась у Гоголя, это способность уходить в себя, как будто он не замечал окружающего. “Мы уже давно собрались, — говорил Юрий Федорович, — в большой зале; недалеко от двери был поставлен стол, две свечи и стакан воды. Все ждали с нетерпением появления Николая Васильевича. Дверь отворилась, и, бледный как мертвец, с серьезным, значительным выражением лица, с тетрадью в руках, вошел Гоголь. По обыкновению он читал, как самый превосходный актер: он не называл имен, но по изменению голоса можно было догадываться о лицах. И в то время как все не могли удержаться от невольного хохота, Гоголь, все такой же бледный и серьезный, спокойно сидел, и ни один фибр его лица не дрогнул при общем заразительном смехе!”.

Вообще он казался серьезным: <сидел>, понуривши голову, прядь волос спадала на его лоб и придавала ему еще более унылый вид, но черты лица его были ясны: он не хмурился; можно было думать, что это эпическое спокойствие как бы выражало его равнодушие. Он редко улыбался, да и улыбка его была скорее насмешливая, чем добродушная. Одевался он франтом, носил альмавиву6, только в последние годы его жизни я его встретил раз в дождливую погоду в шинели, которая была сделана из такого простого материала, что вся как-то торчала во все стороны, и это далеко не было элегантно.

Гоголю я также был рекомендован, и после нескольких вечеров как-то раз он незаметно пересаживался с одного стула на другой и наконец как будто нечаянно очутился рядом со мной. Я невнятно сделал ему несколько вопросов, и тут он впервые высказал мне надежды свои на будущность русского искусства: живописи и архитектуры. Странно, что он <так> чувствовал русскую архитектуру. Он рассказал о других архитектурах, о каком-то смешении разных стилей, говорил, что железо как новый материал достигло возможности игривых, живых форм, парящих ввысь; вместе с тем он восхищался и египетским стилем, его примитивной и изящной раскраской, и хотя не упоминал о русском стиле, но все те элементы, на которые он указывал, действительно составляют стороны русского зодчества.

Гоголь позвал меня к себе, и вот в первый раз я забрался к нему на Никитский бульвар в дом графа Толстого. Он жил внизу, где и скончался. На диване карельской березы с клеенчатой или кожаной обивкой сидел в халате Николай Васильевич. Перед ним — круглый стол того же дерева, на котором лежали буквально клочки

бумаги в виде каких-то треугольников, листков, оторванных от писем, на которых было написано по нескольку слов. Я спрашивал потом Шевырева, что это за явление? Николай Васильевич, прежде чем окончательно написать свое произведение, и только те слова, которые производили сильное впечатление, — он записывал. Словом, он собирал так одни бриллианты и потом со всем искусством соединял их в целое. Я часто думал, что самое высокое проявление литературы есть поэзия. Не говоря уже о высоком поэтическом одушевляющем построении, она имеет и краткость, и силу, и необыкновенную благозвучность, которая составляет величайшую прелесть человеческой речи; поэтому поэтов всегда цитируют; но, увы, многих прозаиков речения цитировать нельзя <...> а Гоголя-то, оказывается, цитировать можно. Я знал людей, которые наизусть знали его целые страницы. Возьмите вы любые десять строчек из Гоголя, вы найдете в них интерес. Вот эта ювелирная работа — такое любовное отношение к слову — и делает истинного художника, каким был Гоголь.

“Что вы компонуете?” — спросил меня Николай Васильевич. В это время я сочинял большую композицию “Смерть Самсона”. Конечно, это был детский лепет. Я рассказал Николаю Васильевичу, что мне хочется изобразить пир филистимлян, жертвоприношения Молоху, разнузданность земных страстей, и в это время Самсон раздвигает колонны — в мощной и крестообразной позе. Словом, люди увлекаются, не думая, что над ними каждый час может разразиться страшная гроза. Гоголь знал, как трудно писать большие картины, — по работе Иванова; рассказал мне весь ужас этого подвига и закончил такими словами: “Я знаю, вам хочется расписать Кремлевскую стену, но погодите, смиритесь до возможности, и если вам предложат расписать блюдо, то делайте и это, но так, чтобы вы могли себе сказать, что лучше этого я не могу сделать, и поверьте, что вы этим путем пойдете вперед и будете достойны служить своему Отечеству!”.

Я никогда не решался посещать его без его приглашения. Случалось, кому-нибудь нужен урок из его знакомых, он рассказывал про этих людей, делая очень тонкие и меткие замечания, и давал советы, прежде чем познакомить меня с этими людьми; но когда отдельная речь кончалась, я вставал, и он часто удерживал меня, но я заявлял ему, что не имею никакого права для своего удовольствия или даже пользы отнимать у России драгоценные минуты его творчества.

Наконец я узнал, что Гоголь захворал. Я явился на его квартиру, чтобы узнать

о его здоровье, и Алексей Терентьевич Тарасенков передал мне все подробности. Положение было трагическое. Его подозревали в сумасшествии, его подозревали в каких-то изумительных болезнях, но, по свидетельству Тарасенкова, ничего подобного не было. Тут приехал к нему вице-губернатор Капнист и еще несколько друзей, и все они стоят в комнате, где лежал на диване Николай Васильевич. Он был лицом к стенке дивана, на которой висела икона. Но друзья были неосторожны, и до Гоголя долетело слово, из которого он ясно мог понять, что они считают его умалишенным. Капнист твердил: “Бедный Колушка, бедный!” Но Гоголь обернулся и говорит ему: “У вас в канцелярии десять лет служит на одном месте чиновник, честный, скромный и толковый труженик, и нет ему ходу и никакой награды; обратите внимание

на это, ваше превосходительство, хотя бы в мою память”7. Кто же в это время имел больше здравого смысла и справедливого отношения к жизни.

Не стану повторять, что уже написано в брошюре Ал. Т. Тарасенкова о последних минутах Гоголя, несомненно для меня одно, что болезнь Гоголя была органическое, наследственное расстройство желудка; я слышал от него, как они в Италии пировали в каком-то отеле, и Гоголь становился на бочку и произносил похвальные речи повару. Но эти обеды ему никогда не проходили даром. Он сам рассказывал мне, как он хворал желудком. Дело в том, что его отец умер на том же году жизни и таким же загадочным недугом8, в котором все-таки было заметно органическое расстройство желудка.

Когда Николай Васильевич лежал больной, приехал Михаил Семенович Щепкин и звал его на блины: была Масленица, и так рассказывал аппетитно о своих блинах, что у Гоголя невольно загорелись глаза: “Отойди ты от меня, сатана, ты меня искушаешь”.

Не стану описывать возмутительное отношение к похоронам Гоголя, того Гоголя, который написал Тараса Бульбу, который до сих пор подымает дух не только русского, но и всего славянства. Не могу не упомянуть, что в Англии некто написал несколько писем, которые вызывали патриотические чувства, и парламент за три-четыре письма назначил ему громадную пожизненную пенсию. Вот это так.

Слова Гоголя точно были пророчеством: мне пришлось рисовать блюдо на коронацию великого Государя Александра Николаевича, и блюдо это одним материалом — золотом — стоило 40 ООО руб.

Всё же я был очень молод и скорее чувствовал, чем понимал, этих великих людей».

1 Дата рождения В. О. Шервуда уточнена по архивным источникам (Свидетельство, выданное Тамбовской духовной консисторией о рождении и крещении, с записью о смерти).

2 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: в 17 т. М.; Киев: Изд-во Московской Патриархии, 2009. Т. 9: Выписки из творений Святых Отцов, Каноны и песни церковные. Словари. Записные книжки / сост., подг. текстов и коммент. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. С. 674.

3 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: [в 14 т.]. [Без м. изд.], 1952. Т. 9: Наброски, конспекты, планы. Записные книжки. С. 663.

4 Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: в 17 т. Т. 9. С. 674.

5 Известно, что в 1841 г. в Риме Гоголь читал «Ревизора» у княгини 3. А. Волконской в Ра1-1агго РоИ. Однако сведениями о присутствии на этом чтении Ю. Ф. Самарина мы не располагаем.

6 Альмавива — широкий мужской плащ-накидка без рукавов, модный в первой половине XIX в.

7 Этим чиновником был сын священника Иоанна Никольского, настоятеля церкви Преподобного Саввы Освященного на Девичьем поле, духовника Гоголя.

8 Гоголь умер на 43-м году жизни, его отец — на 48-м. По свидетельствам современников, Гоголь был убеждён, что ему суждено умереть в том же возрасте, в котором умер его отец и от той же болезни. По поводу диагноза предсмертной болезни писателя у специалистов нет единого мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.