26. См.: Елистратов А.И. Указ. соч. — С. 22.
27. Там же. — С. 24.
28. Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. — С. 313.
29. Елистратов А.И. Указ. соч. — С. 23.
30. Кроме названных работ, интересны, с точки зрения исследуемой темы, следующие: Гримм Д.Д. Видимая законность и скрытое усмотрение (отд. оттиск из журнала
«Вестник Европы») 1913. — С. 271—288; Лемке М.К. В мире усмотрения (ст. 140 и 156 Уст. о ценз. и печ.) // Вестник права: Журнал юридического общества при Императорском С.-Петербургском Университете. — СПб., 1905. — Кн. 7. — С. 97—156; Магазинер Я.М. Чрезвычайно-указное право в России (ст. 87 Осн. зак.). — СПб., 1911.
31. Гессен В.М. Указ. соч. — С. 21—22.
32. Там же. — С. 24.
А.В. Мурунова
Мурунова Анна Вячеславовна — доцент кафедры международного права Нижегородского архитектурно-строительного университета, кандидат философских наук
E-mail: amurunova@yandex.ru
Ментальные основания, уровни и механизмы права
В данной статье анализируются механизмы и уровни правовой ментальности, раскрываются особенности ее структуры и функции. Правовая ментальность рассматривается как регулятор правовых отношений. В статье рассматривается проблема соотношения категорий «право» и «правовая ментальность».
In this article the author analyzes the mechanismes and levels of law mentality, exposes its particular features and functions. The law mentality is examined as a regulator of law relations. The problem of correlation between such categories as «law» and «law mentality» is examined.
В научном правосознании возникновение права, предопределенность его содержания и смысла понимается как некая объективная сущность, а объективность права, по сути, истолковывается как нечто равнозначное истине, подлинному праву. Думается, что это слишком расширенное его толкование, во-первых. А во-вторых, право не всегда равнозначно истине. Максимальное соответствие и закрепление в праве объективно существующей в данную историческую эпоху правовой действительности происходит только через правовую ментальность, функционирующую на уровне правовых архитипов. Правовая ментальность является основным механизмом, регулятором координации,упорядочения, поддержания правовых отношений.
В современной теории права появился ряд работ, содержащих подходы к анализу правовой ментальности. В монографии В.Н. Синюкова1 есть глава о российской правовой ментальности, где обосновывается необходимость введения понятия правовой ментальности. Существенный вклад в исследование правовой ментальности внесла М.В. Захарова2, которая ввела такое ментальное понятие, как образ права — отражение сущности идеальных форм юридических явлений. Заслуживает внимания и постановка вопроса о смыслообразующих основаниях право-
вого феномена (ценности права). Наконец, вышла специальная работа об основах российского правового менталитета3. В то же время нельзя не отметить, что ряд ученых высказывают опасение с введением категории правовой ментальности, связанное с возможностью ухода в область подсознательного и мистификации как самого познания, так и его объекта, что это размоет и без того нечеткое представление о правовом и не правовом4.
В подходе к праву следует исходить из положения о том, что оно — краеугольный камень культурного своеобразия. Сущность права выражается через ментальные установки, идеи, теории, нормы, социальные отношения, то есть в различных формахправовой реальности. Именно право представляет и выполняет функцию сохранения и воспроизводства социального опыта, который призван обеспечить стабильность и динамику правовой системы. Ментальный подход к праву показывает, что творцом его является гражданское общество с присущими ему идеалами и ценностями свободы, равенства и справедливости, которые воплощаются в праве.
Праву как регулятору общественных отношений социума присущи такие ментальные свойства или характеристики, как абстрактная всеобщность (универсальность), формализованность
Мурунова А.В. Ментальные основания, уровни и механизмы права
Мурунова А.В. Ментальные основания, уровни и механизмы права
(формальная определенность), системность, общезначимая и общеобязательная конкретизи-рованность и определенность (общеобязательность)5 и др.
Система права, ее формирование имеет ментальный характер, который, во-первых, выражается в том, что она существует объективно, раскрывая существующие закономерности, отражает реально существующую систему общественных отношений и не может строиться по субъективному усмотрению людей; во-вторых, она существует как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга; в-третьих, она имеет определенную структуру и подразделяется на самостоятельные части;в-четвертых,система права характеризуется устойчивостью и относительной стабильностью правовых положений и не лишена разумного динамизма, выражающего изменения, дополнения к системе права новыми институтами, отраслями права. Основным элементом системы права являются отрасли права, которые также ментально отражают и регулируют комплексы наиболее важных общественных отношений, играющих сущностную роль в организации общественной жизни6.
Ментальная система права обусловлена состоянием общественных отношений, внутренним строением права, которое выражается в единстве и согласованности всех действующих правовых норм. Структуру правовой системы составляют следующие элементы: юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); совокупность правовых учреждений (организационная сторона); совокупность правовых взглядов, представлений, свойств данного общества, правовая культура7. Особенно ментальный уровень права выражен в третьем элементе структуры правовой системы. Все правовые элементы и конструкции — идеальные модели, отражающие сложное структурное строение урегулированных правом общественных отношений, юридических институтов и их элементов. Они выступают гносеологическими моделями правовой науки. Основной элемент системы права — отрасль права, которая ментально отражает и регулирует наиболее важные группы общественных отношений.
Даже позитивное право подтверждает свою состоятельность обращением к общечеловеческим ценностям, таким как истина (правда) и справедливость, которые имеют ментальное основание и понимание. Все базовые структурные элементы позитивного права имеют ментальный характер, который выражается в его регулятивной функции, способности не только оформлять, но и развивать социальные отношения на основе преемственности. Их следует понимать не как способ признания юридических норм в качестве обязательных, а как объективированный результат формирования и бытия права. Ментальные уровни позитивного права способствуют развитию и оп-
ределяют направления развития тех или иныхпра-вовых идей, теорий и представлений.
Ментальные уровни по-разному отражаются и в различных школах и теориях права. Советская школа права, например, вообще игнорировала категорию менталитета, его бытия. Психологическая теория права (Л. Петражицкий) раскрывает такой ментальный уровень, как единство интуитивно-индивидуального права и позитивного закона. Приверженцы естественно-правовой теории считают источником права человеческий разум и сознание, а высшей санкцией — моральное осуждение. Историческая школа права (К. Савиньи, Г. Пух-та) показывает такой ментальный уровень, как единство исторического развития национального духа, языка, права и закона в зависимости от особенностей того или иного народа. Она видит высший источник права в национальной культуре и времени, в неписаныхпреданияхи традициях, складе души и воле народа.
С точки зрения сторонников исторической школы права, какотмечал И.В. Михайловский, законодатель есть не кто иной, как выразитель народного духа, а обычаи и законы — это формы для распознания права, которое таится в глубинахнародного духа, формирующегося помимо сознательной деятельности человека. Законодательство не участвует в образовании права как продукте народного духа, оно лишь выжидает течения народной жизни и санкционирует нормы, возникшие из этой жизни8. Ментальные уровни имеют следующие теории права: конституционная теория солидариз-ма (Л. Дюги), теория судейского права (О. Холмс), юриспруденция интересов и конфликтов (Ф. Хек) и др. Выбор любого основания и критерия права всегда ментален.
Русские теоретики права рассматривали его всегда в тесной связи с христианской религией, обращали внимание на значимость не рациональной, а духовно-нравственной его стороны, обосновывали право как особую форму проявления духа человека и общества. В традиционном праве правосознание рассматривается в основном применительно к процессу правотворчества, правоохранительной ментальной деятельности. И.А. Ильин связывал его с процессами возникновения и развития самого права, эволюцией его форм, соотношением положительного и естественного права, развитием государства и его форм. Он выделяет в нем «духовный корень» и духовные ценности. А человек, живущий таким правосознанием, обладает тем правовым органом, который может разрешить самые с виду безнадежные проблемы правовой жизни9. Хотя И.А. Ильин и критиковался в правовой литературе за то, что он придавал понятию права не столько юридический, сколько социально-философский смысл, нельзя отрицать при этом наличие в составе права ментальных духовных элементов и ментальных социальных идей. Если бы это было не так, то ни о какой категории правовой ментальности не приходилось бы и го-
ворить. Как отмечает М.Н. Марченко, наличие элементов духовных и социальных в праве позволяет дополнять и обогащать право, отходить от зауженного, на наш взгляд, чисто юридического подхода. Главное, чтобы в процессе познания государственно-правовые явления, философские категории и понятия не подменялись юридическими и философско-юридическими категориями и понятиями и наоборот10.
Трудно переоценить в отражении и развитии правовой ментальности роль особенно тех «юридических идей», которые посредством государства обретают общеобязательный характер и отражаются в сознании людей, определяя их поведение. Думается, заслуживает внимания в этом плане введение Б.А. Осипяном такого ментального понятия, как «правометрия» (сознание и учение о правомерности) или «межерология права». Уровень правометрии позволяет изучать параметры объективных и субъективных процессов правооб-разования в соответствии с духом и заповедями традиционных религий, в соответствии с практическим правовым опытом и другими метаправо-выми реалиями жизни. Правовая межерология позволяет рассматривать право как ценность, которая определяется множеством духовно-религиозных, идеологических, нравственных, политических, экономических и других факторов, влияющих на чувства, побуждения, мысли и поступки людей. Правометрия — это наука правосообразного определения религии, нравственности, языковых, исторических, культурных параметров права, определяющих правовое поведение людей. Она выводит исследователей на метаправовые уровни, реальные правоотношения, правомерные законы и традиционную юридическую практику, субъективные и объективные факторы правооб-разования.
Межерология является духовным рациональным и экспериментальным методом и системой изучения качественного и количественного измерения единой идеи и многообразия проявлений права. Она не только объединяет все традиционные школы, включая в себя разум и волю, но и интуицию и веру. С ее позиций правовые школы связаны между собой не непосредственно и не спонтанно, а в едином интегративном духе. Составной фундаментальной категорией право-метрии является «правомерность», в которой синтезируется два ключевых понятия «право» и «мера», проявляющиеся в совокупности определенных идей, ценностей, принципов, институтов и функций в системе правовой ответственности и законности11.
Правовая ментальность имеет разные смысловые грани, которые взаимопереплетаются и дополняют друг друга, складываясь в правовую картину мира и являясь ее стержнем, своеобразным генетическим кодом. Можно выделить следующие типологические интегративные подходы к правовой ментальности: генетический (естественно-пра-
вовой); позитивистский (узконормативный); социологический (широкий); индивидуальностный (гуманистический). Правовая ментальность является как фактором объективной правовой реальности, так и регулятором правовых отношений. Таким образом, функциональная природа правовой ментальности выступает как ее главная сущностная характеристика. Сама же правовая ментальность является сущностным и системообразующим элементом правового социума. Через нее выражается истинность правобытия, духовные константные инварианты правовой жизни общества. Она позволяет естественному и позитивному праву сохранять свой исходный ментальный социальный смысл, создает внутреннюю его востребованность.
Правовая ментальность при всей изменчивости и недолговечности политической составляющей в рамках правового социума определяет и сохраняет систему непреходящих ценностей: любовь к ближнему, общественное благо, человеколюбие, добродетель и др. Вместе с тем, она генерирует механизмы ограничения поведенческой свободы социального субъекта, осуществляет селекцию позитивных и негативных условий развития правового социума, выступает саморе-гулируемой системой, ориентированной на его самосохранение и развитие. Баланс естественного и позитивного права не может являться предметом нормативного регулирования со стороны государства. Он избирается, выстраивается, определяется правовой ментальностью, правовым генетическим кодом. Выполняя репрезентативную, компенсационную, регулятивно-коммуникативную функции, правовая ментальность обеспечивает воспроизводство правовой жизни на основе преемственности.
Правовая ментальность функционально ориентирована на развитие национально-правовых традиций,сохранение национальной генетической системы права, она придает национальному правовому социуму смысловую целостность, завершенность, упорядоченность и самобытность, отражает национальную специфику права и его норм, его место и регулирующую роль во всем спектре человеческих отношений и институтов. Поэтому правовая ментальность связана с типологией региональных цивилизаций, с религией как особым типом идеологии со своими мифами, ритуалами, нормами, формирующими определенный тип человека. Введение категории правовой ментальности означает отказ от легис-тско-позитивистского понимания права, исследование его как уникальной категории культуры не только с использованием достижений юридической науки, но и правовой антропологии, социологии, философии права и др. Ее изучение способствует более глубокому пониманию сущности и значения права, сфер его развития и применения, взаимодействия с соционорматив-ными системами.
Мурунова А.В. Ментальные основания, уровни и механизмы права
Мурунова А.В. Ментальные основания, уровни и механизмы права
Нередко правовая ментальность «перекодирует» содержащуюся в правовых понятиях информацию, когда право и правовые категории из юридической плоскости дрейфуют в плоскость мировоззренческую. Поэтому в исследовании правовой ментальности важен принцип мерности, определение механизма его социального действия, без чего невозможно системное рассмотрение картины мира через призму правовой реальности. В основе этого принципа лежит диалектический закон перехода количественных изменений в качественные.
В структуре права есть неизменные элементы, которые остаются константными на протяжении длительного времени и не изменяются вместе со структурно-генетической системой права. Это — «механизмы» правовой ментальности, которые сотканы из позитивно-правовых регуляторов, характеризуют структуру «регулятивной субстанции» и онтологические закономерности позитивного права. В толковом словаре правовые механизмы определяются как внутреннее устройство, система,совокупность процессов. Их ментальность коренится в системности, согласованности и организации элементов, способности к динамике, к целенаправленной деятельности, подверженности ксамоорганизации и самоуправлению12.
Правовой механизм представляет собой структурную часть позитивного права и отражает внутреннюю логику правового регулирования, специфику специально-юридического воздействия на те или иные общественные отношения. Он — нормативное отражение объективных материальных и духовных условий жизни конкретного социума, господствующей парадигмы юридического мышления, его правового менталитета и культуры. Правовые механизмы представляются нормативным отражением правосознания субъектов пра-вотворчества13.
Отражение и освоение действительности идет через правовые формы, через которые организуется и проявляется правовая ментальность. Они тесно связаны с другими правовыми компонентами: сущностью права, его содержанием и др. Формы права — формы собственно самой правовой материи, способ внутренней организации и внешнего выражения права14. Они — способ опосредования и соответствующего воздействия права на экономическую, политическую, социальную сферу жизни общества. Форма права создает условия стабилизации правовой ментальности, ее закрепления и, соответственно, для дальнейшего совершенствования права в целом. Как некоторые из его компонентов, она тяготеет к стабильности, консерватизму и застою. В то же время она под влиянием изменений содержания права и под влиянием окружающей среды не остается неизменной, а постоянно находится в динамике, развивается, видоизменяется и совершенствуется. Форма права как юридическая ка-
тегория является выразителем ментальности, тесно переплетается с ней. Она — способ выражения внутренних связей, способ взаимодействия элементов и процессов между собой, с внешними условиями и окружающим миром. Причем каждая форма права имеет свой ментальный аспект, заключая в себе широко используемые признаки и черты. На основе специфических проявлений тех или иных форм или источников права можно судить, как отмечал известный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов, о природе и характере права, а также, можно добавить, об особенностях правовой ментальности.
Если в содержании права правовая ментальность выражается непосредственно, то в правовой форме она отражается опосредованно. Происходящие изменения в экономике, политике, социальной сфере жизни общества и государства оказывают прямое воздействие на сущность и содержание правовой ментальности и косвенное — на формы права. Причем процесс взаимодействия форм права и его содержания в правовой ментальности носит диалектически взаимный, двусторонний характер, это как борьба противоположностей, активно определяющих развитие. Форма права связана с правовой ментальностью методологически, как с категорией, производной от нее. Они выступают как две разные плоскости, два разных среза одного и того же явления, именуемого правом. Правовая форма взаимодействует с правом и правовой ментальностью как форма и содержание.
М.Н. Марченко выделяет внешние и внутренние формы права. Во внешних формах представлено, каким способом отражается в праве его материальная и иная среда. Кпримеру, рыночная экономика порождает одни формы права и принципы, а нерыночная, государственно организованная — другие, то есть затрагивает ментальный уровень. Внутренние организационные структуры права и его части формируют общие представления о том, как отражается в структуре и содержании права окружающая и влияющая на него среда. Именно через них определяются ментальные уровни развития правовой системы, ее характерные черты15.
Важным механизмом права и правовой ментальности являются нормы права — общеобязательные правила поведения людей, которые выражают меру утвердившейся в обществе социальной справедливости. Они несут все основные закономерные свойства целого явления и отражают все самые существенные ментальные характеристики права в целом. Нормы права ментально формируются в результате постепенного выявления признаков и правил поведения, способных разрешить социальные противоречия. Они представляют из себя сформировавшуюся в общественном сознании ментальную модель норм правильного поведения людей. В основе нормы права лежат представления о справедливости. Социальное со-
держание ее формирует модель нормы социальной справедливости16. Норма права — юридическая форма нормы социальной справедливости. Структура ее внутренней организации и способ связи элементов носит ментальный характер, который определяется не только взаимосвязью входящих в нее составных частей, но и характером общественных отношений, в зависимости от которых структурные нормы права приобретают различное выражение17. «Юридические конструкции, “впечатанные” в ткань позитивного права, — пишет Н.Н. Тарасов, — похоже, действительно можно рассматривать как его первооснову, своеобразный “скелет”, а их систему — как несущую конструкцию позитивного права... Вот почему правомерно рассматривать юридические конструкции как онтологические основания юридического исследования»18.
Важнейшим ментальным социально-правовым регулятором любой правовой системы выступает естественное право, которое возникает задолго до государства и может существовать помимо него. Позитивное же право есть результат правотворческой деятельности. В анализе правовой ментальности следует учитывать дуализм феномена права, его традиционное деление на естественное (гомогенное природному началу человека) и позитивное, установленное государством, «искусственное» право. На наш взгляд, правовая ментальность синтезирует, усиливает их взаимное влияние на социодинамику правового бытия. Доминантой в правовой ментальности выступает естественное право, ибо в нем коренится и через него действует механизм константности правосознания и правовой культуры. Правовая ментальность связывает и пронизывает правовой социум, воздействует и в известной мере направляет и управляет позитивным правом, позволяет модифицировать его нормы и смыслы, обогащать содержание в соответствии с национальными правовыми традициями.
В настоящее время теория естественного права на ее ментальном уровне способствует экономическому возрождению России, так как одно из важнейших требований естественного права — создание не унижающих человеческое достоинство условий жизни каждого гражданина, она содействует и демократизации России, так как естественное право выступает как показатель уровня развития права, справедливости и свободы.
Примечания
1. См.: Бабаев В.К. Российская правовая система: введение в общую теорию / В.К. Бабаев, Л.А. Морозова, В.Н. Синюков. — Саратов, 1994.
2. См.: Захарова М.В. Ценности и образы права // Труды Института Государства и права Российской академии наук. — 2007. — № 4.
3. См.: МордовцевА.Ю. Российский правовой менталитет / А.Ю. Мордовцев, В.В. Попов. — Ростов-на-Дону, 2007.
4. См.: Бабаев В.К. Указ. соч. / В.К. Бабаев, Л.А. Морозова, В.Н. Синюков. — С. 158.
5. См.: Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. — 2005. — № 5. — С. 10.
6. См.: БобылевА.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. — 1998. — № 2. — С. 24.
7. См. там же. — С. 22.
8. См.: Михайловский И.В. Очерки философии права. — Томск, 1914. — Т. 1. — С. 228.
9. См.: Ильин И.А. Теория права и государства. — М., 2003. — С. 239.
10. См.: Марченко М.Н. Общее учение о праве и государстве И.А. Ильина и современность // Вестник Московского Университета. — Серия 11: Право. — 2003. —№ 5. — С. 9.
11. См.: Осипян Б.А. Понятие правометрии или межерологии права // Государство и право. — 2005. — № 8. — С. 14—16.
12. См.: Шундиков К.В. Правовые механизмы: основы теории // Государство и право. — 2006. — № 12. — С. 13.
13. См. там же. — С. 16.
14. См.: Марченко М.Н. Формы права: проблемы понятия и значение // Вестник Московского университета. — Серия 11: Право. — 2002. — № 1. — С. 13.
15. См. там же. — С. 15.
16. См.: Филимонов В.Д. Норма права и ее функции // Государство и право. — 2007. — № 9. — С. 5.
17. См. там же. — С. 8—9.
18. Тарасов Н.Н. Юридические конструкции в праве и научном исследовании (методологические проблемы) // Российский юридический журнал. — 2003. — № 3. — С. 26—27, 30.
Мурунова А.В. Ментальные основания, уровни и механизмы права