Научная статья на тему 'Ментальные основания, уровни и механизмы права'

Ментальные основания, уровни и механизмы права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1040
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурунова Анна Вячеславовна

В данной статье анализируются механизмы и уровни правовой ментальности, раскрываются особенности ее структуры и функции. Правовая мен-тальность рассматривается как регулятор правовых отношений. В статье рассматривается проблема соотношения категорий «право» и «правовая ментальность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental bases, levels and mechanisms of law

In this article the author analyzes the mechanismes and levels of law mentality, exposes its particular features and functions. The law mentality is examined as a regulator of law relations. The problem of correlation between such categories as «law» and «law mentality» is examined.

Текст научной работы на тему «Ментальные основания, уровни и механизмы права»

26. См.: Елистратов А.И. Указ. соч. — С. 22.

27. Там же. — С. 24.

28. Шершеневич Г.Ф. Указ. соч. — С. 313.

29. Елистратов А.И. Указ. соч. — С. 23.

30. Кроме названных работ, интересны, с точки зрения исследуемой темы, следующие: Гримм Д.Д. Видимая законность и скрытое усмотрение (отд. оттиск из журнала

«Вестник Европы») 1913. — С. 271—288; Лемке М.К. В мире усмотрения (ст. 140 и 156 Уст. о ценз. и печ.) // Вестник права: Журнал юридического общества при Императорском С.-Петербургском Университете. — СПб., 1905. — Кн. 7. — С. 97—156; Магазинер Я.М. Чрезвычайно-указное право в России (ст. 87 Осн. зак.). — СПб., 1911.

31. Гессен В.М. Указ. соч. — С. 21—22.

32. Там же. — С. 24.

А.В. Мурунова

Мурунова Анна Вячеславовна — доцент кафедры международного права Нижегородского архитектурно-строительного университета, кандидат философских наук

E-mail: amurunova@yandex.ru

Ментальные основания, уровни и механизмы права

В данной статье анализируются механизмы и уровни правовой ментальности, раскрываются особенности ее структуры и функции. Правовая ментальность рассматривается как регулятор правовых отношений. В статье рассматривается проблема соотношения категорий «право» и «правовая ментальность».

In this article the author analyzes the mechanismes and levels of law mentality, exposes its particular features and functions. The law mentality is examined as a regulator of law relations. The problem of correlation between such categories as «law» and «law mentality» is examined.

В научном правосознании возникновение права, предопределенность его содержания и смысла понимается как некая объективная сущность, а объективность права, по сути, истолковывается как нечто равнозначное истине, подлинному праву. Думается, что это слишком расширенное его толкование, во-первых. А во-вторых, право не всегда равнозначно истине. Максимальное соответствие и закрепление в праве объективно существующей в данную историческую эпоху правовой действительности происходит только через правовую ментальность, функционирующую на уровне правовых архитипов. Правовая ментальность является основным механизмом, регулятором координации,упорядочения, поддержания правовых отношений.

В современной теории права появился ряд работ, содержащих подходы к анализу правовой ментальности. В монографии В.Н. Синюкова1 есть глава о российской правовой ментальности, где обосновывается необходимость введения понятия правовой ментальности. Существенный вклад в исследование правовой ментальности внесла М.В. Захарова2, которая ввела такое ментальное понятие, как образ права — отражение сущности идеальных форм юридических явлений. Заслуживает внимания и постановка вопроса о смыслообразующих основаниях право-

вого феномена (ценности права). Наконец, вышла специальная работа об основах российского правового менталитета3. В то же время нельзя не отметить, что ряд ученых высказывают опасение с введением категории правовой ментальности, связанное с возможностью ухода в область подсознательного и мистификации как самого познания, так и его объекта, что это размоет и без того нечеткое представление о правовом и не правовом4.

В подходе к праву следует исходить из положения о том, что оно — краеугольный камень культурного своеобразия. Сущность права выражается через ментальные установки, идеи, теории, нормы, социальные отношения, то есть в различных формахправовой реальности. Именно право представляет и выполняет функцию сохранения и воспроизводства социального опыта, который призван обеспечить стабильность и динамику правовой системы. Ментальный подход к праву показывает, что творцом его является гражданское общество с присущими ему идеалами и ценностями свободы, равенства и справедливости, которые воплощаются в праве.

Праву как регулятору общественных отношений социума присущи такие ментальные свойства или характеристики, как абстрактная всеобщность (универсальность), формализованность

Мурунова А.В. Ментальные основания, уровни и механизмы права

Мурунова А.В. Ментальные основания, уровни и механизмы права

(формальная определенность), системность, общезначимая и общеобязательная конкретизи-рованность и определенность (общеобязательность)5 и др.

Система права, ее формирование имеет ментальный характер, который, во-первых, выражается в том, что она существует объективно, раскрывая существующие закономерности, отражает реально существующую систему общественных отношений и не может строиться по субъективному усмотрению людей; во-вторых, она существует как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга; в-третьих, она имеет определенную структуру и подразделяется на самостоятельные части;в-четвертых,система права характеризуется устойчивостью и относительной стабильностью правовых положений и не лишена разумного динамизма, выражающего изменения, дополнения к системе права новыми институтами, отраслями права. Основным элементом системы права являются отрасли права, которые также ментально отражают и регулируют комплексы наиболее важных общественных отношений, играющих сущностную роль в организации общественной жизни6.

Ментальная система права обусловлена состоянием общественных отношений, внутренним строением права, которое выражается в единстве и согласованности всех действующих правовых норм. Структуру правовой системы составляют следующие элементы: юридические нормы, принципы и институты (нормативная сторона); совокупность правовых учреждений (организационная сторона); совокупность правовых взглядов, представлений, свойств данного общества, правовая культура7. Особенно ментальный уровень права выражен в третьем элементе структуры правовой системы. Все правовые элементы и конструкции — идеальные модели, отражающие сложное структурное строение урегулированных правом общественных отношений, юридических институтов и их элементов. Они выступают гносеологическими моделями правовой науки. Основной элемент системы права — отрасль права, которая ментально отражает и регулирует наиболее важные группы общественных отношений.

Даже позитивное право подтверждает свою состоятельность обращением к общечеловеческим ценностям, таким как истина (правда) и справедливость, которые имеют ментальное основание и понимание. Все базовые структурные элементы позитивного права имеют ментальный характер, который выражается в его регулятивной функции, способности не только оформлять, но и развивать социальные отношения на основе преемственности. Их следует понимать не как способ признания юридических норм в качестве обязательных, а как объективированный результат формирования и бытия права. Ментальные уровни позитивного права способствуют развитию и оп-

ределяют направления развития тех или иныхпра-вовых идей, теорий и представлений.

Ментальные уровни по-разному отражаются и в различных школах и теориях права. Советская школа права, например, вообще игнорировала категорию менталитета, его бытия. Психологическая теория права (Л. Петражицкий) раскрывает такой ментальный уровень, как единство интуитивно-индивидуального права и позитивного закона. Приверженцы естественно-правовой теории считают источником права человеческий разум и сознание, а высшей санкцией — моральное осуждение. Историческая школа права (К. Савиньи, Г. Пух-та) показывает такой ментальный уровень, как единство исторического развития национального духа, языка, права и закона в зависимости от особенностей того или иного народа. Она видит высший источник права в национальной культуре и времени, в неписаныхпреданияхи традициях, складе души и воле народа.

С точки зрения сторонников исторической школы права, какотмечал И.В. Михайловский, законодатель есть не кто иной, как выразитель народного духа, а обычаи и законы — это формы для распознания права, которое таится в глубинахнародного духа, формирующегося помимо сознательной деятельности человека. Законодательство не участвует в образовании права как продукте народного духа, оно лишь выжидает течения народной жизни и санкционирует нормы, возникшие из этой жизни8. Ментальные уровни имеют следующие теории права: конституционная теория солидариз-ма (Л. Дюги), теория судейского права (О. Холмс), юриспруденция интересов и конфликтов (Ф. Хек) и др. Выбор любого основания и критерия права всегда ментален.

Русские теоретики права рассматривали его всегда в тесной связи с христианской религией, обращали внимание на значимость не рациональной, а духовно-нравственной его стороны, обосновывали право как особую форму проявления духа человека и общества. В традиционном праве правосознание рассматривается в основном применительно к процессу правотворчества, правоохранительной ментальной деятельности. И.А. Ильин связывал его с процессами возникновения и развития самого права, эволюцией его форм, соотношением положительного и естественного права, развитием государства и его форм. Он выделяет в нем «духовный корень» и духовные ценности. А человек, живущий таким правосознанием, обладает тем правовым органом, который может разрешить самые с виду безнадежные проблемы правовой жизни9. Хотя И.А. Ильин и критиковался в правовой литературе за то, что он придавал понятию права не столько юридический, сколько социально-философский смысл, нельзя отрицать при этом наличие в составе права ментальных духовных элементов и ментальных социальных идей. Если бы это было не так, то ни о какой категории правовой ментальности не приходилось бы и го-

ворить. Как отмечает М.Н. Марченко, наличие элементов духовных и социальных в праве позволяет дополнять и обогащать право, отходить от зауженного, на наш взгляд, чисто юридического подхода. Главное, чтобы в процессе познания государственно-правовые явления, философские категории и понятия не подменялись юридическими и философско-юридическими категориями и понятиями и наоборот10.

Трудно переоценить в отражении и развитии правовой ментальности роль особенно тех «юридических идей», которые посредством государства обретают общеобязательный характер и отражаются в сознании людей, определяя их поведение. Думается, заслуживает внимания в этом плане введение Б.А. Осипяном такого ментального понятия, как «правометрия» (сознание и учение о правомерности) или «межерология права». Уровень правометрии позволяет изучать параметры объективных и субъективных процессов правооб-разования в соответствии с духом и заповедями традиционных религий, в соответствии с практическим правовым опытом и другими метаправо-выми реалиями жизни. Правовая межерология позволяет рассматривать право как ценность, которая определяется множеством духовно-религиозных, идеологических, нравственных, политических, экономических и других факторов, влияющих на чувства, побуждения, мысли и поступки людей. Правометрия — это наука правосообразного определения религии, нравственности, языковых, исторических, культурных параметров права, определяющих правовое поведение людей. Она выводит исследователей на метаправовые уровни, реальные правоотношения, правомерные законы и традиционную юридическую практику, субъективные и объективные факторы правооб-разования.

Межерология является духовным рациональным и экспериментальным методом и системой изучения качественного и количественного измерения единой идеи и многообразия проявлений права. Она не только объединяет все традиционные школы, включая в себя разум и волю, но и интуицию и веру. С ее позиций правовые школы связаны между собой не непосредственно и не спонтанно, а в едином интегративном духе. Составной фундаментальной категорией право-метрии является «правомерность», в которой синтезируется два ключевых понятия «право» и «мера», проявляющиеся в совокупности определенных идей, ценностей, принципов, институтов и функций в системе правовой ответственности и законности11.

Правовая ментальность имеет разные смысловые грани, которые взаимопереплетаются и дополняют друг друга, складываясь в правовую картину мира и являясь ее стержнем, своеобразным генетическим кодом. Можно выделить следующие типологические интегративные подходы к правовой ментальности: генетический (естественно-пра-

вовой); позитивистский (узконормативный); социологический (широкий); индивидуальностный (гуманистический). Правовая ментальность является как фактором объективной правовой реальности, так и регулятором правовых отношений. Таким образом, функциональная природа правовой ментальности выступает как ее главная сущностная характеристика. Сама же правовая ментальность является сущностным и системообразующим элементом правового социума. Через нее выражается истинность правобытия, духовные константные инварианты правовой жизни общества. Она позволяет естественному и позитивному праву сохранять свой исходный ментальный социальный смысл, создает внутреннюю его востребованность.

Правовая ментальность при всей изменчивости и недолговечности политической составляющей в рамках правового социума определяет и сохраняет систему непреходящих ценностей: любовь к ближнему, общественное благо, человеколюбие, добродетель и др. Вместе с тем, она генерирует механизмы ограничения поведенческой свободы социального субъекта, осуществляет селекцию позитивных и негативных условий развития правового социума, выступает саморе-гулируемой системой, ориентированной на его самосохранение и развитие. Баланс естественного и позитивного права не может являться предметом нормативного регулирования со стороны государства. Он избирается, выстраивается, определяется правовой ментальностью, правовым генетическим кодом. Выполняя репрезентативную, компенсационную, регулятивно-коммуникативную функции, правовая ментальность обеспечивает воспроизводство правовой жизни на основе преемственности.

Правовая ментальность функционально ориентирована на развитие национально-правовых традиций,сохранение национальной генетической системы права, она придает национальному правовому социуму смысловую целостность, завершенность, упорядоченность и самобытность, отражает национальную специфику права и его норм, его место и регулирующую роль во всем спектре человеческих отношений и институтов. Поэтому правовая ментальность связана с типологией региональных цивилизаций, с религией как особым типом идеологии со своими мифами, ритуалами, нормами, формирующими определенный тип человека. Введение категории правовой ментальности означает отказ от легис-тско-позитивистского понимания права, исследование его как уникальной категории культуры не только с использованием достижений юридической науки, но и правовой антропологии, социологии, философии права и др. Ее изучение способствует более глубокому пониманию сущности и значения права, сфер его развития и применения, взаимодействия с соционорматив-ными системами.

Мурунова А.В. Ментальные основания, уровни и механизмы права

Мурунова А.В. Ментальные основания, уровни и механизмы права

Нередко правовая ментальность «перекодирует» содержащуюся в правовых понятиях информацию, когда право и правовые категории из юридической плоскости дрейфуют в плоскость мировоззренческую. Поэтому в исследовании правовой ментальности важен принцип мерности, определение механизма его социального действия, без чего невозможно системное рассмотрение картины мира через призму правовой реальности. В основе этого принципа лежит диалектический закон перехода количественных изменений в качественные.

В структуре права есть неизменные элементы, которые остаются константными на протяжении длительного времени и не изменяются вместе со структурно-генетической системой права. Это — «механизмы» правовой ментальности, которые сотканы из позитивно-правовых регуляторов, характеризуют структуру «регулятивной субстанции» и онтологические закономерности позитивного права. В толковом словаре правовые механизмы определяются как внутреннее устройство, система,совокупность процессов. Их ментальность коренится в системности, согласованности и организации элементов, способности к динамике, к целенаправленной деятельности, подверженности ксамоорганизации и самоуправлению12.

Правовой механизм представляет собой структурную часть позитивного права и отражает внутреннюю логику правового регулирования, специфику специально-юридического воздействия на те или иные общественные отношения. Он — нормативное отражение объективных материальных и духовных условий жизни конкретного социума, господствующей парадигмы юридического мышления, его правового менталитета и культуры. Правовые механизмы представляются нормативным отражением правосознания субъектов пра-вотворчества13.

Отражение и освоение действительности идет через правовые формы, через которые организуется и проявляется правовая ментальность. Они тесно связаны с другими правовыми компонентами: сущностью права, его содержанием и др. Формы права — формы собственно самой правовой материи, способ внутренней организации и внешнего выражения права14. Они — способ опосредования и соответствующего воздействия права на экономическую, политическую, социальную сферу жизни общества. Форма права создает условия стабилизации правовой ментальности, ее закрепления и, соответственно, для дальнейшего совершенствования права в целом. Как некоторые из его компонентов, она тяготеет к стабильности, консерватизму и застою. В то же время она под влиянием изменений содержания права и под влиянием окружающей среды не остается неизменной, а постоянно находится в динамике, развивается, видоизменяется и совершенствуется. Форма права как юридическая ка-

тегория является выразителем ментальности, тесно переплетается с ней. Она — способ выражения внутренних связей, способ взаимодействия элементов и процессов между собой, с внешними условиями и окружающим миром. Причем каждая форма права имеет свой ментальный аспект, заключая в себе широко используемые признаки и черты. На основе специфических проявлений тех или иных форм или источников права можно судить, как отмечал известный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов, о природе и характере права, а также, можно добавить, об особенностях правовой ментальности.

Если в содержании права правовая ментальность выражается непосредственно, то в правовой форме она отражается опосредованно. Происходящие изменения в экономике, политике, социальной сфере жизни общества и государства оказывают прямое воздействие на сущность и содержание правовой ментальности и косвенное — на формы права. Причем процесс взаимодействия форм права и его содержания в правовой ментальности носит диалектически взаимный, двусторонний характер, это как борьба противоположностей, активно определяющих развитие. Форма права связана с правовой ментальностью методологически, как с категорией, производной от нее. Они выступают как две разные плоскости, два разных среза одного и того же явления, именуемого правом. Правовая форма взаимодействует с правом и правовой ментальностью как форма и содержание.

М.Н. Марченко выделяет внешние и внутренние формы права. Во внешних формах представлено, каким способом отражается в праве его материальная и иная среда. Кпримеру, рыночная экономика порождает одни формы права и принципы, а нерыночная, государственно организованная — другие, то есть затрагивает ментальный уровень. Внутренние организационные структуры права и его части формируют общие представления о том, как отражается в структуре и содержании права окружающая и влияющая на него среда. Именно через них определяются ментальные уровни развития правовой системы, ее характерные черты15.

Важным механизмом права и правовой ментальности являются нормы права — общеобязательные правила поведения людей, которые выражают меру утвердившейся в обществе социальной справедливости. Они несут все основные закономерные свойства целого явления и отражают все самые существенные ментальные характеристики права в целом. Нормы права ментально формируются в результате постепенного выявления признаков и правил поведения, способных разрешить социальные противоречия. Они представляют из себя сформировавшуюся в общественном сознании ментальную модель норм правильного поведения людей. В основе нормы права лежат представления о справедливости. Социальное со-

держание ее формирует модель нормы социальной справедливости16. Норма права — юридическая форма нормы социальной справедливости. Структура ее внутренней организации и способ связи элементов носит ментальный характер, который определяется не только взаимосвязью входящих в нее составных частей, но и характером общественных отношений, в зависимости от которых структурные нормы права приобретают различное выражение17. «Юридические конструкции, “впечатанные” в ткань позитивного права, — пишет Н.Н. Тарасов, — похоже, действительно можно рассматривать как его первооснову, своеобразный “скелет”, а их систему — как несущую конструкцию позитивного права... Вот почему правомерно рассматривать юридические конструкции как онтологические основания юридического исследования»18.

Важнейшим ментальным социально-правовым регулятором любой правовой системы выступает естественное право, которое возникает задолго до государства и может существовать помимо него. Позитивное же право есть результат правотворческой деятельности. В анализе правовой ментальности следует учитывать дуализм феномена права, его традиционное деление на естественное (гомогенное природному началу человека) и позитивное, установленное государством, «искусственное» право. На наш взгляд, правовая ментальность синтезирует, усиливает их взаимное влияние на социодинамику правового бытия. Доминантой в правовой ментальности выступает естественное право, ибо в нем коренится и через него действует механизм константности правосознания и правовой культуры. Правовая ментальность связывает и пронизывает правовой социум, воздействует и в известной мере направляет и управляет позитивным правом, позволяет модифицировать его нормы и смыслы, обогащать содержание в соответствии с национальными правовыми традициями.

В настоящее время теория естественного права на ее ментальном уровне способствует экономическому возрождению России, так как одно из важнейших требований естественного права — создание не унижающих человеческое достоинство условий жизни каждого гражданина, она содействует и демократизации России, так как естественное право выступает как показатель уровня развития права, справедливости и свободы.

Примечания

1. См.: Бабаев В.К. Российская правовая система: введение в общую теорию / В.К. Бабаев, Л.А. Морозова, В.Н. Синюков. — Саратов, 1994.

2. См.: Захарова М.В. Ценности и образы права // Труды Института Государства и права Российской академии наук. — 2007. — № 4.

3. См.: МордовцевА.Ю. Российский правовой менталитет / А.Ю. Мордовцев, В.В. Попов. — Ростов-на-Дону, 2007.

4. См.: Бабаев В.К. Указ. соч. / В.К. Бабаев, Л.А. Морозова, В.Н. Синюков. — С. 158.

5. См.: Нерсесянц В.С. Процессы универсализации права и государства в глобализирующемся мире // Государство и право. — 2005. — № 5. — С. 10.

6. См.: БобылевА.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. — 1998. — № 2. — С. 24.

7. См. там же. — С. 22.

8. См.: Михайловский И.В. Очерки философии права. — Томск, 1914. — Т. 1. — С. 228.

9. См.: Ильин И.А. Теория права и государства. — М., 2003. — С. 239.

10. См.: Марченко М.Н. Общее учение о праве и государстве И.А. Ильина и современность // Вестник Московского Университета. — Серия 11: Право. — 2003. —№ 5. — С. 9.

11. См.: Осипян Б.А. Понятие правометрии или межерологии права // Государство и право. — 2005. — № 8. — С. 14—16.

12. См.: Шундиков К.В. Правовые механизмы: основы теории // Государство и право. — 2006. — № 12. — С. 13.

13. См. там же. — С. 16.

14. См.: Марченко М.Н. Формы права: проблемы понятия и значение // Вестник Московского университета. — Серия 11: Право. — 2002. — № 1. — С. 13.

15. См. там же. — С. 15.

16. См.: Филимонов В.Д. Норма права и ее функции // Государство и право. — 2007. — № 9. — С. 5.

17. См. там же. — С. 8—9.

18. Тарасов Н.Н. Юридические конструкции в праве и научном исследовании (методологические проблемы) // Российский юридический журнал. — 2003. — № 3. — С. 26—27, 30.

Мурунова А.В. Ментальные основания, уровни и механизмы права

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.