Научная статья на тему 'Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки'

Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6089
656
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ / МЫШЛЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВЕБ-СЕРВИС MINDMEISTER / LEARNING PROCESS / MENTAL MAPS / THINKING / TRAINING / DEVELOPMENT / WEB SERVICE MINDMEISTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дронова Екатерина Николаевна

В статье обоснована значимость использования ментальных карт в учебном процессе. Раскрыта сущность ментальных карт как эффективного способа наглядного представления мыслей. Обоснованы сферы использования ментальных карт в учебном процессе. Представлены рекомендации по созданию ментальных карт. Охарактеризована технология их разработки в веб-сервисе MindMeister.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental Card in the Learning Process: the Role and Basis of Development

The article substantiates the importance of using mental maps in the learning process. The essence of mental maps as an effective way of visual representation of thoughts is revealed. Areas of mental maps usage in the learning process are described. The recommendations for creating mental maps are presented. The technology of their development in the web service MindMeister is described.

Текст научной работы на тему «Ментальные карты в учебном процессе: роль и основы разработки»

УДК 371.3 ББК 74.0

МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ: РОЛЬ И ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ

MENTAL CARD IN THE LEARNING PROCESS: THE ROLE AND BASIS OF DEVELOPMENT

Дронова Екатерина Николаевна

Доцент кафедры теоретических основ информатики Алтайского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье обоснована значимость использования ментальных карт в учебном процессе. Раскрыта сущность ментальных карт как эффективного способа наглядного представления мыслей. Обоснованы сферы использования ментальных карт в учебном процессе. Представлены рекомендации по созданию ментальных карт. Охарактеризована технология их разработки в веб-сервисе Mind-Meister.

Dronova Ekaterina N.

Assistant Professor at the Department of Theoretical Foundations of Informatics, Altai State Pedagogical University, PhD in Education

E-mail: [email protected]

Abstract. The article substantiates the importance of using mental maps in the learning process. The essence of mental maps as an effective way of visual representation of thoughts is revealed. Areas of mental maps usage in the learning process are described. The recommendations for creating mental maps are presented. The technology of their development in the web service MindMeister is described.

Ключевые слова: учебный процесс, ментальные Keywords: learning process, mental maps, карты, мышление, обучение, развитие, веб-сервис thinking, training, development, web service MindMeister. MindMeister.

Современное общество живет в век огромных потоков информации. Чтобы быть востребованным и успешным членом общества, нужно быть мобильным, уметь ориентироваться в массивах информации, владеть навыками анализа и синтеза, учиться и развиваться на протяжении всей жизни.

В связи с этим федеральные государственные образовательные стандарты общего и профессионального образования нацеливают учебный процесс на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Приоритетным подходом в обучении является системно-деятельностный подход, характеризующийся ориентацией педагога на управление самостоятельной учебной деятельностью учащихся и ее поддержку с перспективой выхода на решение ими актуальных профессиональных задач.

Именно поэтому огромное значение в учебном процессе уделяется развитию у учащихся действий целеполагания, планирования, оценки, рефлексии. Успешность их развития у учащихся зависит от уровня сформированности у них таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия и пр.

Продуктивным средством для развития мыслительных операций у учащихся выступает разработка ментальных карт в учебном процессе. Ментальные карты (карты мышления, интеллект-карты, карты ума, ассоциативные карты, карты разума, карты памяти) представляют собой отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации. Ментальные карты - это одна из популярных и востребованных сейчас техник визуализации мышления [1].

Создание ментальных карт с учащимися позволяет наглядно представить логические и содержательные связи в учебном материале, использовать и расширять их субъектный опыт, что способствует интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формированию и развитию визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий [2], достижению целостности учебного знания и пониманию учащимися учебного материала [3].

В ментальных картах используется нетрадиционная форма записи рассуждений. Обычно для записи своих мыслей люди пользуются линейной формой, используя текст, схемы, таблицы, списки. С одной стороны, это позволяет структурировать на бумаге свои рассуждения, с другой стороны, это выглядит монотонно, вникнуть в суть таких записей, запомнить их достаточно трудно, а поэтому интереса к ним зачастую нет.

Совершенно другую форму записи своих рассуждений предлагают ментальные карты - радиальную форму записи [1]. Суть ее заключается в следующем: основная тема располагается в центре листа, фокусируя внимание; от центральной темы на расходящихся ветвях пишутся ключевые слова-ассоциации, которые передадут смысл целой идеи. Ассоциации способствуют лучшему усвоению и осмыслению содержимого карты, особенно если они сопровождаются небольшими рисунками.

Идея создания ментальных карт принадлежит британскому психологу Тони Бьюзе-ну [4]. Исследовав научную литературу об эффективном использовании способностей мозга, он обосновал важность рисунка в процессе мышления и разработал интеллект-карты как метод записи информации и наиболее полного ее воспроизведения. Интеллект-карты

отражают ассоциативные связи в мозге человека. При их разработке следует придерживаться следующих положений:

• начинаем составлять интеллект-карту на середине листа, расположенного горизонтально: в центре помещаем ключевое слово или рисунок;

• проводим от центра основные ветви, подписывая их ключевыми словами (лучше всего существительными или глаголами);

• проводим от основных линий другие линии с производными понятиями, варьируя при этом ширину и цвет линий, длина которых должна равняться длине соответствующих им слов; пишем только одно слово на линии;

• вносим разнообразие и акценты в интеллект-карту путем варьирования прописных и строчных букв, использования различных цветов, рисунков, символов;

• при создании больших интеллект-карт следует сначала ассоциировать, а затем структурировать информацию [4, с. 22-26].

С течением времени у каждого человека развивается свой стиль создания ментальных карт, а на первых порах целесообразно пользоваться приведенными рекомендациями и готовыми примерами.

Сферы использования ментальных карт в учебном процессе весьма разнообразны:

• планирование времени, этапов работы;

• создание опорных конспектов;

• поиск новых способов решения какой-либо задачи;

• определение оптимального решения какой-либо задачи;

• коллективное решение задач (мозговой штурм);

• обобщение и систематизация изученного материала;

• подготовка к контрольным работам, экзаменам и пр.

На начальных этапах разработки ментальных карт с учащимися целесообразно использовать традиционные средства - бумагу и цветные карандаши (ручки, маркеры), доску и цветные мелки. После этого следует рассказать учащимся о возможности разработки электронных ментальных карт. Электронные ментальные карты имеют следующие преимущества:

• ментальная карта может иметь любой необходимый размер;

• ветви располагаются автоматически и в любой момент, в любом месте можно внести дополнения;

• ментальную карту при необходимости легко можно реструктурировать [4, с. 108].

Кроме перечисленных преимуществ, следует отметить еще и целесообразность использования программных средств для создания ментальных карт в условиях существенного влияния современного виртуального пространства на социально-образовательную среду, в которую включен обучающийся: «Каждому отдельному субъекту (обучаемому) для его успешного функционирования в современной виртуальной социально-образовательной среде необходимо в должной степени владеть инструментами этого взаимодействия» [5, с. 38]. Инструментами взаимодействия индивидуума с социально-образовательной средой являются:

• веб-сервисы, которые представлены в сети Интернет и позволяют осуществлять взаимодействие с виртуальным сообществом независимо от веб-браузера, провайдера или технических устройств;

• программные средства, которые позволяют представлять некоторый объем информации в сети Интернет, осуществлять ее поиск, хранение и обработку, а также транспортировку другим членам виртуального пространства [5].

В настоящее время, когда развитие и совершенствование программных средств осуществляется весьма быстрыми темпами и угнаться за их новинками учебным заведениям проблематично, отличным решением является использование в учебном процессе различных веб-сервисов [6]. Они не требуют установки на компьютер, для доступа к ним достаточно наличия подключения к сети Интернет; обладают свободным доступом к сервису из любой точки мира (при наличии подключения); поддерживают групповую работу с документами; имеют различные режимы доступа к материалам (закрытый, открытый, по запросу); позволяют обсуждать и оценивать опубликованные материалы внутри сообщества; поддерживают объединение материалов в тематические группы.

К веб-сервисам для разработки ментальных карт относятся следующие: MindMeis-ter, Сасоо, Bubbl.us, Mindomo, Mind42.com и др. [7].

В данной статье мы охарактеризуем веб-сервис MindMeister, который является одним из популярных сетевых сервисов для создания ментальных карт. Он доступен по адресу: http://www.mindmeister.ru/. Кроме этого, данное приложение можно подключить через google диск.

Достоинства сервиса MindMeister:

• возможность совместной работы с другими пользователями над ментальной картой в режиме реального времени;

• интуитивно понятный русскоязычный интерфейс в сочетании с простотой использования;

• мобильный доступ к приложению с возможностью редактирования и синхронизации;

• возможность работать в режиме офлайн с сохранением данных локально с их последующей синхронизацией;

• наличие бесплатного базового пакета;

• создание в бесплатном базовом пакете неограниченного количества ментальных карт (хранить онлайн в бесплатном базовом пакете можно только 3 ментальные карты).

Кратко охарактеризуем интерфейс сервиса MindMeister (рис. 1). В верхней части рабочего окна доступны три вкладки: «Мои карты», «Мой канал» и «Каталог карт».

Вкладка «Мои карты» предназначена для работы с личными ментальными картами. Здесь представлен список ментальных карт пользователя и имеется горизонтальная панель инструментов с командами:

• «Новая карта» (предназначена для создания новой ментальной карты);

• «Новая папка» (предназначена для упорядоченного хранения ментальных карт по папкам);

• «Импорт» (предназначена для импорта ментальных карт из файла);

• «Поделиться выбранной картой» (предназначена для настройки доступа пользователей к вашей ментальной карте);

0 mindmeister

•к Екатерина I Vi', ' '>

Апгрейд

а j^^^^ffi^J МОЙ КАНАЛ КАТАЛОГ КАРТ Q. Искать

q Новая карта q Новая папка ♦ Импорт ÄV ^^ i

Рекомендации для подготовки статьи 02/17/2016 21:12

Екатерина Дронова

Подготовка статьи для конференции 02/17/2016 19:36

Екатерина Дронова

Рекомендации по созданию презентаций в

PowerPoint 02/17/2016 18:44

Екатерина Дронова

Интересные карты *<§ J -V

Хочешь

больше

функций?

Перейти

сейчас!

для неограниченны* карт, распространения, экспорта и

Рис. 1. Интерфейс сервиса MindMeister

• «Переместить в корзину» (предназначена для удаления ментальной карты);

• «Свойства выбранной ментальной карты» (предназначена для переименования ментальной карты, задания ее описания, настройки уведомлений по изменению ментальной карты, настройки общего доступа к ментальной карте).

Вкладка «Мой канал» предназначена для настройки описания профиля пользователя. Вкладка «Каталог карт» позволяет познакомиться с лучшими ментальными картами пользователей, которые сгруппированы по категориям (бизнес, образование, развлечения, события, жизнь, эффективность и пр.).

Правая часть рабочего окна сервиса MindMeister предназначена для знакомства с популярными общедоступными ментальными картами, разработанными в данном сервисе.

Создав новую ментальную карту или выбрав имеющуюся для изменения, пользователь переходит в режим редактирования (рис. 2).

Работа по созданию и редактированию ментальной карты в сервисе MindMeis-ter проста. Новую ментальную карту можно создавать «с нуля», можно воспользоваться

10 11 12 13 14

© V Тема Hand Drawn ••• ЦЦД^^ЦОЦ^^Я i Hint: Нажми SHIFT + ENTER чтобы добавить перенос строки. О ® © (?) *Q

Рис. 2. Режим редактирования ментальной карты в сервисе MindMeister

готовыми шаблонами оформления. Рабочая область для работы с ментальной картой располагается в центре, инструменты пользователя условно разбиты на три панели: верхняя горизонтальная, боковая правая и нижняя горизонтальная. Опишем их.

В верхней горизонтальной панели (см. рис. 2) имеются команды:

1 - для настройки пользовательского аккаунта;

2 - для переключения между ментальными картами;

3 - для настройки свойств ментальной карты;

4 - для добавления новой идеи (узла) в ментальной карте;

5 - для добавления связи между идеями (узлами) в карте;

6 - для удаления идеи (узла) в карте;

7 - для отмены последнего действия пользователя;

8 - для повтора последнего действия пользователя.

Боковая правая панель (см. рис. 2, поз. 9) содержит команды для оформления узлов в ментальной карте. Здесь доступны команды для изменения размера шрифта (мелкий, средний, крупный), для изменения начертания шрифта (жирный, курсив), для выбора цвета шрифта, для определения стиля и границ графического блока идеи. Кроме того, можно добавлять иконки и изображения в узлы ментальной карты.

Нижняя горизонтальная панель инструментов (см. рис. 2) содержит следующие команды:

10 - для просмотра истории создания ментальной карты;

11 - для создания презентации из ментальных карт;

12 - для управления задачами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 - для настройки темы ментальной карты;

14 - для настройки общего доступа к ментальной карте других пользователей;

15 - для начала слайд-шоу;

16 - для экспорта ментальной карты (доступны форматы ментальных карт mind, mm, mmap, xmind и форматы общих файлов docx, pptx, pdf, rtf, png, jpg, zip);

17 - для печати карты;

18 - для обращения к онлайн-помощи;

19 - для сворачивания/разворачивания боковой панели.

Освоение сервиса MindMeister не вызывает трудностей. С его помощью можно быстро создать эстетично оформленные ментальные карты, а возможность совместной работы нескольких пользователей с одной картой делает эту работу интересной и увлекательной.

Ценность использования ментальных карт в учебном процессе не вызывает сомнений: они позволяют развивать творческий потенциал учащихся, способствуют эффективному усвоению новых знаний, улучшают память, помогают «оживить» мысли учащихся и учебный процесс в целом.

Список литературы

1. Сазанова Л. А. Ментальные карты как средство обучения в вузе // Перспективы развития информационных технологий. - 2016. - № 28. - С. 118-122.

2. Кошева Д. П., Дербак Н. В. Информационные технологии визуализации учебной информации // Педагогическое образование на Алтае. - 2016. - № 1. - С. 50-56.

3. Брейтигам Э. К. Взаимосвязь целостности и понимания в обучении // Вестн. Новосибирского гос. пед. ун-та. - 2015. - № 6 (28). - С. 27-33.

4. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей. - М.: Омега-Л, 2007. - 126 с.

5. Королева Н. Ю., Рыжова Н. И. Проектирование содержания обучения пользователей различных категорий взаимодействию в виртуальной социально-образовательной среде // Проблемы современного образования. - 2016. - № 2. - С. 36-43.

6. Дронова Е. Н. Роль веб-сервисов в учебном процессе // NovaInfo.Ru. - 2016. - Т. 4. - № 44. - С. 257-260.

7. Кудринская О. В. Ментальные карты в образовании // Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук: сб. науч. ст. ежегодной XV межрегион. науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский, 2015. - С. 147-150.

References

1. Sazanova L. A. Mentalnye karty kak sredstvo obucheniya v vuze. Perspektivy razvitiya informatsionnykh tekhnologiy. 2016, No. 28, pp. 118-122.

2. Kosheva D. P., Derbak N. V. Informatsionnye tekhnologii vizualizatsii uchebnoy in-formatsii. Pedagogicheskoe obrazovanie na Altae. 2016, No. 1, pp. 50-56.

3. Breytigam E. K. Vzaimosvyaz tselostnosti i ponimaniya v obuchenii. Vestn. Novosi-birskogo gos. ped. un-ta. 2015, No. 6 (28), pp. 27-33.

4. Müller H. Sostavlenie mentalnykh kart: metod generatsii i strukturirovaniya idey. Moscow: Omega-L, 2007. 126 p. (in Russian)

5. Koroleva N. Yu., Ryzhova N. I. Proektirovanie soderzhaniya obucheniya pol'zovateley razlichnykh kategoriy vzaimodeystviyu v virtualnoy sotsialno-obrazovatelnoy srede. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2016, No. 2, pp. 36-43.

6. Dronova E. N. Rol veb-servisov v uchebnom protsesseю NovaInfo.Ru. - 2016, Vol. 4, No. 44, pp. 257-260.

7. Kudrinskaya O. V. Mentalnye karty v obrazovanii. In: Teoriya i praktika sovremennykh gumanitarnykh i estestvennykh nauk. Proceedings of XV Interregions scientific-practical conference. Petropavlovsk-Kamchatskiy, 2015. Pp. 147-150.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.