Научная статья на тему 'Менталитет - субстанция духовная, образовательная и воспитательная'

Менталитет - субстанция духовная, образовательная и воспитательная Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
796
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менталитет - субстанция духовная, образовательная и воспитательная»

ные качества личности педагога: автореферат дисс. ... канд. псих, наук: 19.00.13 [Электронный ресурс] / И. Г. Белякова; - М., 2000 - Режим доступа: http// www.library.ru, свободный.

3. Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания /

Н. М, Борытко; науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001, - 214 с.

4. Бачков, И. В. Такие разные учителя или Новая типология педагогов [Электронный ресурс] / И. В. Вачков // Школьный психолог. - 2000. № 3. - Режим доступа: http://psy.lseptember.ru/2000/03/08-9.htmj свободный

5. Гарин-Михайловский, Н, Г. Избранное / Н. Г. Гарин-Михайловский. — Л., 1986.

6. Кауфман, Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз / Б. Кауфман; пер. с англ. Ю. Жуковой, Е. Ивановой, С. Шайкевич. - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 288 с.

7. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по психологии // Социальная психология / А. Ф. Лазурский. - Новосибирск, 2006. - 389 с.

8. Лизинский, В. М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой [Электронный ресурс] / В. М. Лизинский. - М., 1996. - Режим доступа: www.yoangteacher.freenet.kz/types.htm

9. Моэм, С. Бремя страстей человеческих / С. Моэм. - М.: ACT, 2007, - 685 с,

10. Нушнч, Б. Автобиография: избранные произведения в 4-х т. Т. 2 / Б. Ну-шич. - Белград, 1968.

11. Сорока-Росииский, В.Н. Педагогические сочинения / В.Н, Сорока-Росинс-кий. — М.: Педагогика, 1991. - 217 с.

12. Распутин, В. Живи и помни / В. Распутин //. — М.: Панорама, 1997. - 435 с.

13. Рубинштейн, М. М. Проблема учителя: учеб. пособие для студ. высш.. пед. учеб. заведений / М. М. Рубинштейн; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 176 с.

14. Фурсов, А. И. Исследования современного миропорядка / А. И. Фурсов // Знание. Понимание. Умение. - М., 2006. № 3.

УДК[1+008] : 37. 034 (574) + (470)

К. М, Арынгазин, Б. Т. Сардибекова

МЕНТАЛИТЕТ - СУБСТАНЦИЯ ДУХОВНАЯ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Образование в современном мире является необходимым условием динамичного развития государств, важнейшим фактором демократизации, гуманизации всех сторон общественной жизни.

Именно образование принципиально «работает» на будущее предопределяя личностные качества каждого человека, его мировоззренческие и поведенческие приоритеты. Следовательно, оно является духовным, нрав-

ственным, экономическим и научным потенциалом общества. Вполне естественно, что само образование как глобальное специфическое социальное явление, не может быть вне воспитания и формирования духовных богатств людей, общества.

На наш взгляд, в первую очередь, воспитание и формирование духовности надо начинать с уважения менталитета каждого человека, поколения, национальности, государства, эпохи; с развития, формирования его структурных компонентов - интеллекта и мышления на научной основе, с учетом национальных особенностей, традиций, укладов, образа жизни народа.

Слово «менталитет» происходит от английского «mentality», в переводе означает умственные способности, умственное развитие, психика. Если употреблять в сочетании с другими словами, - выражает умственную характеристику того или иного народа.

Однако, только в последнее время в педагогический лексикон начинают входить понятия «менталитет» и «ментальность» и как их структурные компоненты «интеллект» и «мышление», которые движут не только мировой историей, но и сферой образования. На наш взгляд, вхождение этих понятий б систему образования должно стать ведущей идеей в современной педагогике, если мы хотим готовить воспитанных, высококультурных, ответственных личностей общества. Менталитет, ментальность являются субстанцией духовной. Принебрежение духовным воспитанием, как пишет Б. С. Гершунский - «...приведет человечество к физической гибели» [1].

Качество воспитания - это сам человек, его действия, его человеческая сущность и менталитет. Томас Генри Гекели писал, что «Величайшая цель жизни - не познание, а действие. Человек являет собой единство трех сущностей: человеческой, природной и культурной, и выступает как духовная ценность, как целостность, а не пустой сосуд, наполняемый знаниями»

Менталитет как субстанция духовная, складываясь исторически, является производным от культуры того или иного народа, его религии, уклада жизни, философских идей и, конечно же, образования. Связь между менталитетом и образованием обоюдная. С одной стороны, характер образовательной деятельности в том или ином социуме зависит от его ментальных приоритетов, с другой, - и сами эти, приоритеты, жизненные ценности и идеалы зависят от образовательных потенций общества, его стремления к воспроизводству в каждом последующем поколении собственных культурных традиций и нравственных устоев, к их непрерывному обогащению и развитию [1].

Следовательно, наиболее емкой мировоззренческой категорией, способной отразить всю сложность инвариантных идей жизненного смыслоб-разования и вместе с тем обеспечить четкое различение жизненных смыслов на уровне личности, общества, социума и цивилизации, является категория « менталитет».

Полноценная жизненная самореализация личности в этой ментальности возможна только в том случае, если человек:

- осознанно и глубоко верит в эту жизненную цель, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение, видит в нем высший смысл жизни и надежду на продолжение собственного «Я», в зависимости от результатов помыслов и дел своих на протяжении всей жизни, б благодарной памяти людей, общества, социума, цивилизации;

-осознает свои способности, свои интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях; он осознает себя частью природы, человеческого сообщества, носителем культуры и способен к дружественному взаимодейтвию с другими людьми, независимо от их индивидуальных или коллективных мировоззренческих ментальных особенностей;

- обладает знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему наиболее полно реализовать свои способности в конкретной трудовой деятельности и в разнообразных общественных отношениях как источнике воспитания;

- способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для осуществления своего стремления к полноценной жизненной самореализации на всех этапах жизненного пути.

По-видимому, нет необходимости доказывать, что указанные условия могут быть выполнены только на основе эффективного образования, качества воспитания. Именно образовательная сфера имеет самое непосредственное отношение к:

- формированию веры человека в истинный смысл своей жизни;

- развитию его способностей, в том числе и способностей к самопознанию и адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтениий;

- процессу формирования знаний, умениий и навыков, необходимых для полноценной самореализации в трудовой и общественной деятельности;

- формированию нравственных качеств личности, определяющих критериальную основу его поступков и поведения.

Но, помимо личностно-ориентированных воздействий, образовательная сфера имеет самое непосредственное отношение и к формированию интегрально понимаемого менталитета, характеризирующего мировоззренческие установки, жизненные приоритеты и мотивы поведения малых и больших групп людей, в том числе таких глобальных человеческих объединений, как общество, социум, человечество в целом.

Именно в менталитете синтезируются категории смысла жизни, веры, знания, воли, которые и предопределяют реальность полноценной жизненной самореализации личности и наполняют конкретным смыслом существование человека и человеческих сообществ и их взаимодействия в пространстве и во времени. Поэтому углубленный, содержательный анализ категорий «менталитет» представляется чрезвычайно важным [1].

«Если происходят локальные и мировые конфликты, то это результат ментальной несовместимости людей и народов», - отмечает М. И. Махму-тов [2].

«Менталитет - это понятие, отражающее уровень общего и соцально-психологического развития человека его познавательный и поведенческий алгоритм.. Это особое свойство личности, не только возникающее под влиянием социума и образования, но имеющее и генетические корни в духовном развитии народа. Это - сознательное и подсознательное, инстинкт и опыт, полученные по наследству, национальные традиции, обычай, верования и т. д. Это психологическая основа интеллектуального развития личности, тем более что он связан с языком. Есть основание считать, что интеллект и мышление человека являются структурными компонентами его менталитета», - пишет М. И. Махмутов [2].

Образ жизни любого человека связан с тем образом мыслей, отношений, чувств, действий и деятельности, который характерен для национального менталитета. Менталитет отдельного человека и народа связан не только с методами познания мира, подчиняющимся принципам и законам формальной логики. Но и с особенностями характера, традиций, устойчивым языковым строем, заложенным от природы способностями и мирвоззрением нации. Например, казахи обладают ораторским мастерством, математическим интеллектом и логикой, добротой, гостеприимством и широтой души. Отсюда следует, что при обучении и воспитании необходимо учесть эти стороны формирования и развития менталитета и его компонентов - интеллекта и мышления.

Например, французы определяют менталитет как образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Понятие менталитет утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета - духовность, коллективизм (соборность), широта души. Менталитет культуры - глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры [3].

Ментальность - образ мыслей, «совокупность духовных установок и навыков» народа, общества. Однако важно учесть для понимания природы менталитета идеи К. Юнга о коллективном бессознательном. Отсюда менталитет - это осознаваемые и неосозноваемые представления, установки, стереотипы, архетипы социального поведения, формирующиеся у народа, общества на протяжении истории и влияющие на его современный образ жизни, деятельность, тип социального мышления.

Росиийский менталитет формировался под влиянием многих этнических, социально - исторических, культурных факторов. Тысячелетняя история России была не только процессом собирания ее земель, но и формированием этнического типа, где на восточно-славянскую основу наложились финские, тюркские, монгольские и другие этнические наслоения. Это, с одной стороны, определило особую стойкость ее генофонда (Л. Н. Гумелев), сформировало такие черты национального характера, как способность концентрировать духовные и физические силы, терпеливо переносить напасти и годины бедствий, выработало «привычку к сверхусилию» (Е. Троцкий); с другой же - повлияло на внутреннюю противоречивость нашего этнического типа, что нередко отмечали русские мыслители (Ф. М. Достоевский, С. II. Булгаков).

Между основными полюсами российского менталитета — «феодальномонархическим сознанием» и «сермяжной правдой»- специфическое место занимала российская интеллигенция, которой было свойственно обостренное чувство совести, исторической вины перед народом, склонность к социальной риторике и увлечению радикальными идеями и проектами.

Особую роль в формировании российского менталитета выполняла культура, которая выступала фактором консолидации нации, собирания ее сил. Русскую культуру отличали высокое гражданское чувство, патриотический дух, вера в будущее России, ее особый путь, особую миссию в мире. В ней духовный тип России противопоставлялся Западу. Запад - это мир рационализма, хищничества, бездуховности, обладает внешней правдой: разумом, логикой; ему принадлежит прошлое и настоящее. Россия - это царство истины, бескорыстия, обладает внутренней правдой: верой, любовью; за ней -будущее. Разумеется, в антитезах содержалось немало утопических, мессианско-мифологических идеализаций.

Западная и восточная культурная ментальность имеют свою специфику. Запад рассматривается как носитель культуры динамического, активистского типа, ориентирующейся на преобразование внешней реальности; Востоку более свойствен традиционалистский тип культуры, нацеленной на созерцательное, адаптивное отношение к миру, природе, человеку, ориентированное на преобразование внутреннего мира человека.

В менталитете русской культуры взаимодействуют оба начала. Не случайно Н. А. Бердяев говорил о русской культуре как «Востока - Запада», «посреднице» во взаимоотношениях двух типов культур, цивилизаций, а Ф. М. Достоевский - о «всемирной отзывчивости» русской души. Однако восточное начало в русской культуре лидировало. Это определялось влиянием православия ■ ■ христианской традиции, усвоенной Россией от Византии [4].

Национальный менталитет каждого народа — совокупность особых характерных черт, исходящих из интеллектуальной, умственной, психологической способности народа, наделенной историческими, геополитичес-

кими, климатическими, этнографическими. этническими и бытовыми условиями их жизни. Каждая нация характеризуется своим менталитетом. Он является индивидуальной чертой нации, отличающей ее от других этнических образований. Изучая тот или иной народ, мы постигаем его менталитет, являющийся как бы прообразом индивидуальности и самобытности этого этноса. Специфический менталитет наций складывается в течение всей истории ее становления. Менталитет - не внешний признак того или иного народа. Национальный менталитет не связан с внешними атрибутами, а выражается сущностью и глубоким содержанием самой нации. Казахскому менталитету, например, присуща целостность и синкретность. С этой позиции казахский менталитет можно охарактеризовать как интегральное образование, где воедино сливаются интеллектуальные, ценностные, интуитивные и духовные постижения действительности.

Другими словами, он есть глубинное проявление внутреннего мира, духа нации, где особое место занимает разум, воля, сердце и совесть. Казахская пословица гласит, что «Богатство жертвую ради души, душу ради совести, чести». Значит, совесть, честь, превыше всего для казаха. Эти вопросы в свое время не зря оказались в центре внимания Абая Кунанбаева и Шакари-ма Кудайбердиева, Ахмета Байтурсынова и других казахских мыслителей, Абай большую силу видел в науке, в просвещении. Наука приумножает силы разума, владеет тайнами бытия обоих миров, от нее много пользы, но много и зла. Разум стал плодить хитрость и коварство. Он суров и холоден, а потому безжалостен, не знает милости и страданий. Поэтому между Разумом, Волей и Сердцем должно быть согласие, причем такое согласие, где повелителем будет Сердце.

Проблемы соединения знания и нравственности также находятся в центре размышлений другого казахского философа - Шакарима. В «Трех истинах» он провозглашает высшей человеческой ценностью совесть, которая есть единство скромности, справедливости и доброты в его деяниях. Если у человека отсутствует совесть, то никакая наука ему не поможет. Он предлагает в процесс воспитания человека ввести науку совести [5]. «Откуда взят-ся этим совести, чести и нравственности, если они не формируются в школах и в вузах», - говорит Г. Д. Асмолов.

Национальный менталитет не приобретается однажды и навсегда. Он формируется веками и обладает сравнительно устойчивым и консервативным содержанием. Но он не лишен и способности укрепляться, обогащаться и трансформироваться. В результате великих исторических перемен и новых воскрешений он может подвергаться качественным изменениям.

Менталитет народа проявляется через его представителей. Человек при общении с выходцами из другой нации сразу обнаруживает их характерные черты, т. е. менталитет народа. Возьмем казахов. Вчера еще они полукочевой народ, внешне прост и скромен, открыт и обычен. О менталитете казах-

ского народа очень блистательно сказал Казыбек би - один из трех знаменитых биев казахов XIX века. « Мы, казахи скотоводы, - говорил он, - серый народ, никому не угрожаем, на себя лишь уповаем - мирный народ. Чтоб не покинуло нас счастье, чтоб миновали все напасти, мы пики грозные перьями филина украшаем, перед злым врагам головы не склоняем, словом бранным уста свои не оскверняем. Дружбу верную почитаем высоко, добром отвечаем на добро, а коль потребуется - и с хана надменного спесь сбиваем. У отца родится сын - не быть ему рабом, у матери родится дочь -не быть ей рабыней. Не загнать тебя детей, внуков наших в тенета неволи! Ты джунгарин, я казах, Схлестнемся - быть беде; ты - железо, я - огонь, расплавишься в огне. К тебе, в твой край я прибыл с распахнутой душой, к несчастью народ ведут вражда и разбой. Ты - леопард, я лев, и к чему кровавая сеча? Коль дружбы желаешь - верного друга найдешь; коль надумал враждовать - бурю пожнешь!». Вот так сказал Казыбек би, когда его спросил джунгарский хан Хунгайчжи: «С чем пришел?». В этих словах раскрыта вся сущность казахов и их характер, национальный менталитет, содержание и достоинство народа. Умеет он за себя постоять, по природе миролюбив, безмятяжен, но когда требуют обстоятельства, он несокрушим, несгибаем, безжалостен к нарушителям национального покоя. Из уст великого сына казахского народ а - Казыбек би озвучены непреходящие национальные ценности и достойнство народа, его интеллект, мышления и менталитет. За смиренной его внешносыо кроется столько доблестей и непокорности, за далеко скрываемой простотой - столько нравственной чистоты и благородство, он не увлекается сквернословием, на добро отвечает добром, перьями филина украшает свою боевую стрелу, как символ миролюбия [6]. И наверное именно эти общечеловеческие ценности имел ввиду Александр Невский когда говорил «Кто пришел с мечом, тот от меча умрет». В словах этих двух великих представителей разных народов отражается схожесть менталитетов.

Человечество - аккумулятор всех мудрых светлых идей и катализатор многих исторических свершений. «Всесторонная культура духа, - писал Я. А. Коменский, - требует, чтобы все люди имели знание о будущей жизни, воодушевлялись мечтой о ней и прямыми путями были ведомы к ней», следовательно, в школах нужно преподавать не только то, что приносит самую основательную пользу как в настоящей, так и в будущей жизни, и даже более в будущей».

Менталитет казахского народа складывался на протяжении столетий как результат кочевого образа жизни, который в начале нынешнего столетия сменился на оседлый. И если переходом на оседлость изменились экономические условия жизни, то психология народа все еще привычно озирает бесконечные просторы степи как свою собственность, и это понимание пространства есть смысл и суть казахской души, его менталитет.

Душа и характер казахского народа, так же как и русского, формировались не только через преломление природно - этнических особенностей Евразии в социальной организации тогдашнего общества, но и под воздействием занимаемых просторов сегоднешнего дня и общностей судеб.

Казахскому духу присущи духовная свобода, внутреняя ширь, осязание неизведанных, небывалых возможностей. Масштабность мышления, как следствие кочевого образа жизни, естественно, является значительной составляющей национальной идеи [7].

Ментальные черты казахов - «интеллект, объективность, философичность, демократичность - это их самые сильные и вместе с тем самые уязвимые черты». Казахи не гонялись за богатством, отличались добротой и гостеприимством. «Счастье - не в богатстве, бедность - не порок» говорили они и шедро делились тем, что у них есть, так же как русский народ.

Одними из самых значительных категорий нравственности являются категории чести и долга. В казахском языке эти понятия совокупно выражаются как «намыс» и «ар». Особенность «намыса» состоит в том, что его можно определить как саму систему нравственных ценностей, соблюдение которых выражается в особом поведении. Вместе с тем, это образ жизни и нравственный идеал, это не только внутрений нерв всего поведения казахов, но и главная черта его мировосприятия, всей совокупности представлений об обществе и природе, все то, что считается высоконравственным и достойным человека. Категория долга характеризуется как необходимость, стоящая перед человеком для достижения конкретных целей, и как-обязанность человека руководствоваться определенными моральными нормами в своих действиях, соблюдать определенные правила поведения во взаимоотношениях с другими людьми, в отношении к народу, семье, друзьям. Долг человека -- быть преданным всем лучшим нравственным традициям народа и придерживаться общечеловеческих норм и правил поведения.

В формировании и развитии менталитета огромную роль играют интеллект и мышления как источник мудрости. Интеллект, понимание, познание представляет собой общую способность к познанию и решению проблем, определяющие успешность любой деятельности и лежащую в основе других способностей; систему всех познавательных способностей индивида: ощущения воспрятия. памяти представления, мышления, воображения; способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме». Понятие «интеллект» как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Интеллект как способность к усвоению и применению образцов человеческого опыта, развитие интеллекта как естественный процесс приобщения к стандартам культуры и поведения обусловлены мыслительными способностями человека, его эмоциональным и духовным состоянием.

«Эмоция - это потрясение души» (А. Бергсон). Потрясение души - это

источник рождения мысли, мышления. И поскольку человек обладает колоссальной энергией и потенциалом от природы и они проявляются в основном в эмоциально - чувственном состоянии и душевном расположении человека, то не учитывать это качество человека в педагогическом процессе становится особой необходимостью. Эти свойства человека напрямую связаны с менталитетом нации.

Основу этих качеств составляет наличие у человека следующих черт характера, связанных с ментальностью, как страсть, вера, способность понимания смысла, ценности, значения своей деятельности, жизненная сила, живые связи, умение общаться, управление собственным поведением и другие. И именно выработав эти черты, человек может достичь успеха, творить. На наш взгляд, изучение и воспитание этих черт и качеств человека составляют основу воспитания духовности и учета менталитета. Для возбуждения и реализации этих качеств человека, на наш взгляд, необходимо воспитывать особые отношения и гаммы чувств к знаниям.

Эти качества представляют внутреннее состояние (внутрений мир человека). Это конфигурация информации в смысловом восприятии окружающей действительности, которую мы создаем и накапливаем в своей памяти в виде образа мира, чувств, и в творческой деятельности , чтобы воспроизвести ее, и при необходимости, представить. При этом « творчество может быть понятно как диалог в мире и с миром, диалог, основанный на вопраша-ющем созерцании, которое хочет быть услышанным и отвеченным» [8].

По мнению М. И. Махмутова, уровень интеллекта человека зависит от его собственных мыслительных способностей, психологических особенностей и от ментальности нации [2]. Интеллект обусловлен мыслительной способностью человека и мышление как структурный компонент менталитета составляет основу умственной деятельности и выступает как свойство личности. Мышление - психический процес отражения действительности человека. Мышление есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества.

Мышление - целенаправленное использование, развитие и приращение знаний. Оно возможно лишь в том случае, если направлено на разрешение противоречий, объективно присущих реальному предмету мысли.

Поскольку мышление - высшая ступень познания человеком действительности, позволяющая получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, «которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания... Формы и законы мышления изучаются традиционной и математической логикой, механизмы его протекания — психологией и нейрофизиологией»,— пишет К. И. Клюге [9]. Зная все это, тем не менее, в массовой школе мы не изучаем логику, психологию

и физиологию, и не занимаемся изучением души, внутреннего мира человека, его совестью, стилем мышления, воспитанием особых отношений, чувств личности учашихся к окружающей действит ельност и и менталитета народа.

Особенностью менталитета казахского народа является его толерантность, Востоковеды отмечали свободолюбие, трудолюбие и скромность казахского народа. Они восхищались умом и широким кругозором, энергией, демократическими традициями и терпимостью, которые формировали его менталитет.

В 1995 г. Организация Объединенных Наций приняла «Декларацию принципов терпимости» - основополагающий международный документ, в котором не только провозглашаются принципы человеческого единения в современном и будущем мире, но и указаны пути реализации этих принципов. В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений - толерантность (терпимость).

Как указано в документе, «толерантность» означает уважение, принятие и правильное понимание всего многобразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это единст во в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или притворство. Это прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека.

Каждый человек - не только пассивный «потребитель» ментальных, духовных ценностей социума, но и активный «генератор» этих ценностей. Всей своей жизнедеятельностью он вносит свой посильный и неповторимый вклад в сокровищницу духовного опыта народа своей страны и цивилизации в целом. Но изначально решает именно менталитет социума, складывающийся веками, отражающий своеобразие образа жизни того или иного народа, его традиции, верования, национально - этнические особенности, жизненные приоритеты и ценности.

«... Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости, -подчеркивается в Декларации, - является воспитание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других. Воспитание в духе толерантности следует расматривать в качестве неотложной важнейшей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях» [1],

__________ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ ...____________

Следовательно, задача современных школ на основе изучения глубинных корней менталитета народа и его компонентов, и рассмотрения его как субстанции духовного, образовательного и воспитательного феномена современности формировать и развивать его в соответствии с потребностями мирового общества.

Библиографический список

1. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунс-кий. — М., 2002. - С. 27.

2. Махмутов, М, И, Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления / М.Н. Махмутов // Педагогика. -2001. — № 10. - С. 91-100.

3. Кравченко, А. И. Культурология: Словарь / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2000. - С. 343.

4. Чупина, Г. А. Современное цивилизационное мышление и российский менталитет / Г. А. Чупина, Е. В. Суровцева// Социально - политический журнал. -1994.-№ 10.

5. Бурбаев, Т. Казахский менталитет в контексте глобализации / Т. Бурбаев // Мысль, - 2002.- № 11.-С. 31-34.

6. Калмырзаев, А, Национальный менталитет и национальный дух / А. Кар-мызаев II Мысль. — 2000. - № 8 - 9. - С 22.

7. Касабек, С. А. Искание истины / С. А. Касабек. - Алматы, 1998.

8. Новикова, Л. И. Воспитание в кризисном обществе: как выходить из тупика? / Л. И. Новикова // Народное образование. — 2001. — № 4. - С. 88.

9. Клюге, К. И. Цель обучения интеллектуально одаренных / Основные современные концепции творчества и одоренности / К. И. Клюге. - М., 1997. - С. 505.

УДК 371

Л. А. Саенко

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ ДЛЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ БЕЗРАБОТНЫХ

Безработные как субъекты обучения - это особая категория. Люди, потерявшие работу в результате экономических преобразований, спешат взять новый старт в трудовой деятельности, а поэтому вынуждены включиться в образовательный процесс. И самому человеку, и обществу важно, чтобы этот новый старт был успешным. Хотя каждый потерявший работу испытывает свои, индивидуальные затруднения, безработные как специфическая социальная группа имеют общие психолого-педагогические характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.