Научная статья на тему 'Менталитет и социальные институты как факторы прогресса: на примере индийской цивилизации'

Менталитет и социальные институты как факторы прогресса: на примере индийской цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1506
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС / ИНДУИЗМ / МЕНТАЛИТЕТ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДХАРМА / КАСТА / РАЦИОНАЛИЗМ / КРИТИЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / КОЛЛЕКТИВИЗМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ДЕМОКРАТИЯ / CIVILIZATION / SOCIAL PROGRESS / HINDUISM / MENTALITY / WORLDVIEW / DHARMA / CASTE / RATIONALISM / CRITICISM / TOLERANCE / INDIVIDUALISM / COLLECTIVISM / SOCIAL INSTITUTION / PRIVATE PROPERTY / DEMOCRACY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Якупов Салават Фанилевич

Статья посвящена вопросам философии истории. В первой части рассмотрены идеи, лежащие в основе мировоззрения индийской цивилизации. Автор выявил в мировоззрении индусов идеи, способствующие прогрессу, а также идеи, тормозящие прогресс. Автор приходит к выводу, что формирование глобального культурно-информационного пространства повышает возможности для «избавления» от идей, препятствующих социальному прогрессу. Сформулирован вывод, что главным препятствием развития индийского общества является институт каст и что реальное (неформальное) «упразднение» каст может привести к быстрому социально-экономическому развитию Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentality and social institutions as factors of progress: the example of the Indian civilization

The article is devoted to problems of philosophy of history. In the first part the author considers ideas of Hinduism, i.e. ideas which are cornerstone of mentality of the Indian civilization. Author revealed in the Hindu worldview eight ideas promoting the progress and ten ideas hindering it. The author concludes that formation of a global cultural and information space increases the opportunities for "getting rid" of ideas that hinder social progress. The opinion of the author is that the main obstacle to the development of Indian society is the institution of caste. Real (informal) "abolition" castes can lead to rapid socio-economic development of India.

Текст научной работы на тему «Менталитет и социальные институты как факторы прогресса: на примере индийской цивилизации»

15. Fedorov N. A. Filosofiya obshchego dela [Philosophy of common cause]. M. Eksmo. 2008. Pp. 341-342, 384.

16. Berdnikov V. A. EHvolyuciya i progress [Evolution and progress]. Novosibirsk. Nauka. Sib. Dep. 1991. Pp. 17, 27.

17. Ibid. P. 30. See also: Aucun L. Uchebnik naturfilosofii (izbrannoe) [Textbook of natural philosophy (favorites)] // Germetizm, magiya, naturfilosofiya v evropejskoj kul'ture XIII-XIX vekov - Hermeticism, magic, natural philosophy in European culture of XIII-XIX centuries. M. Kanon+. 1999. Pp. 589, 611.

18. Berdnikov V. A. EHvolyuciya i progress [Evolution and progress]. Novosibirsk. Nauka. Sib. Dep. 1991. P. 12.

19. Walker H. Skol'ko u zhivotnogo v srednem nog [How many feet do animals have on average] // Nauka v fokuse - Science in focus. 2014-15, No. 12-01, p. 72.

УДК 130.2

С. Ф. Якупов

Менталитет и социальные институты как факторы прогресса: на примере индийской цивилизации

Статья посвящена вопросам философии истории. В первой части рассмотрены идеи, лежащие в основе мировоззрения индийской цивилизации. Автор выявил в мировоззрении индусов идеи, способствующие прогрессу, а также идеи, тормозящие прогресс. Автор приходит к выводу, что формирование глобального культурно-информационного пространства повышает возможности для «избавления» от идей, препятствующих социальному прогрессу.

Сформулирован вывод, что главным препятствием развития индийского общества является институт каст и что реальное (неформальное) «упразднение» каст может привести к быстрому социально-экономическому развитию Индии.

The article is devoted to problems of philosophy of history. In the first part the author considers ideas of Hinduism, i.e. ideas which are cornerstone of mentality of the Indian civilization. Author revealed in the Hindu worldview eight ideas promoting the progress and ten ideas hindering it. The author concludes that formation of a global cultural and information space increases the opportunities for "getting rid" of ideas that hinder social progress.

The opinion of the author is that the main obstacle to the development of Indian society is the institution of caste. Real (informal) "abolition" castes can lead to rapid socio-economic development of India.

Ключевые слова: цивилизация, социальный прогресс, индуизм, менталитет, мировоззрение, дхарма, каста, рационализм, критичность, толерантность, индивидуализм, коллективизм, социальный институт, частная собственность, демократия.

Keywords: civilization, social progress, Hinduism, mentality, worldview, dharma, caste, rationalism, criticism, tolerance, individualism, collectivism, social institution, private property, democracy.

Преодоление отсталости и связанной с ней бедности является одной из главных проблем, стоящих перед человечеством. В середине прошлого века среди ученых и политиков преобладало мнение, что если в отсталой стране к власти придут реформаторы и начнут строить рыночные отношения и правовое государство, то это обязательно приведет к процветанию. Но за последние полвека лишь немногим государствам, вставшим на путь реформ, удалось приблизиться к уровню развития ведущих стран.

Стало очевидно, что культура и, прежде всего, формировавшиеся веками менталитет и социальные институты могут как способствовать, так и препятствовать реализации возможностей, заложенных в рыночных отношениях и политической демократии. Ниже мы рассмотрим особенности менталитета и социальные институты индийской цивилизации и попытаемся показать их влияние на развитие общества.

Мировоззренческой основой индийской цивилизации является индуизм. Дадим общую характеристику этой религии, а затем рассмотрим ее основные идеи. Индуизм является результатом развития ведической религии арийцев, заселивших полуостров Индостан между 2000 и 1500 гг. до н. э. [1] Индуизм - закрытая религия, т. е. индусом нельзя стать, им можно только родиться. Несмотря на это по числу приверженцев индуизм сравним с мировыми религиями. В Индии проживают более миллиарда человек, и 80% из них - индусы. Большие диаспоры индусов

© Якупов С. Ф., 2015 22

проживают в Непале, Индонезии, ЮАР, Кении и других странах. Всего индусов около одного миллиарда человек [2].

В отличие от мировых религий индуизм не имеет своего основоположника, он возникает и развивается стихийно. Важной чертой индуизма является ее многоликость. В индуизме мирно сосуществуют течения, которые друг от друга сильно отличаются и, в то же время, дополняют друг друга. В 1995 г. Верховный суд Индии сформулировал главные характеристики индуизма, среди которых безоговорочное принятие вед как наивысшего духовного авторитета и признание, что к духовному освобождению ведут различные пути [3]. Индуизм принято считать национальной религией. Это верно лишь отчасти, поскольку нет нации индийцев. Правильно было бы говорить, что индуизм - религия народов Индии. Сам термин индуизм появился только в XIX в. [4] Его «изобрели» англичане для обозначения религии индусов, т. е. жителей Индии [5].

В основе индуистского мировоззрения лежит учение о дхарме. О значимости этого учения говорит тот факт, что на государственном флаге современной Индии изображено колесо дхармы. Главная идея учения состоит в том, что мир есть единое и упорядоченное целое. Слово «дхарма» можно перевести как социокосмический порядок [6]. Мы считаем, что идею, что мир есть упорядоченное целое, следует считать фактором прогресса.

Индийцы первыми начали оперировать абстрактными числами, т. е. без их привязки к конкретным предметам [7]. Сегодня все человечество использует систему написания цифр, созданную почти две тысячи лет назад неизвестным индийским математиком. Индийский математик Арьябхата (476 г. - ок. 550 г.) вычислил приблизительное значение числа п («пи»), значительно более точное, чем вычисленное греками. Живший в VII в. математик Брахмагупта в изучении неопределенных уравнений дошел до уровня, который Европа достигла только в XVIII в. [8] Самая интеллектуальная спортивная игра - шахматы - возникла в Древней Индии. Представители школы ньяя достигли больших успехов в изучении законов логики.

Сказанное не означает, что в менталитете индусов нет иррационализма. Так, индуизм никогда полностью не отрицал магию. Были даже попытки провести границу между хорошей (ведической) и плохой (мирской) магией [9]. Индуизм не отрицает астрологию, и такие важные решения, как выбор жены или мужа, определяются на основе астрологических представлений [10].

Согласно учению о дхарме каждый человек может или «сохранять» социокосмический порядок или разрушать его. Нарушение порядка ведет к хаосу и гибели. Для поддержания порядка необходимо, чтобы каждый человек выполнял свой долг.

Эта идея четко сформулирована в Махабхарате - великой поэме, священной для всех индусов. В поэме изложен диалог между богом и воином. Последний не хочет идти в бой, поскольку противники являются его родственниками. Бог объясняет, что воин должен выполнять свой долг, т. е. должен убивать. Для воина жалость и сострадание являются проявлением слабости [11]. Бог объясняет, что лучше плохо выполнить свой долг, чем следовать долгу другого человека.

Итак, согласно учению о дхарме, человек должен заниматься только тем, чем должен, а не тем, чем хочет. А как узнать, кто и чем должен заниматься? Это зависит от того, к какой касте человек принадлежит. Каста - это не только религиозная, но и профессиональная общность. Люди, живущие в соответствии с дхармой, не имеют возможности сменить род деятельности.

Итак, в учении о дхарме есть идея, «приковывающая» человека к определенному роду деятельности. Данная идея, как представляется, является фактором, препятствующим прогрессу.

Согласно учению о дхарме любое привнесение в мир чего-то нового ведет к нарушению со-циокосмического порядка, т. е. к разрушению мира. Для обозначения этого качества менталитета можно использовать термин «неофобия», т. е. страх новизны. Неофобию следует считать фактором, также препятствующим прогрессу.

Индус всегда стоит перед дилеммой: выполнять свой долг или не выполнять его. Если он будет делать то, что должен, то, в лучшем случае, он сохранит гармонию внешнего мира. Если он не будет выполнять свой долг, то будет способствовать разрушению этой гармонии. Третьего не дано, т. е. человек не может совершенствовать, развивать внешний мир. Это означает, что в индуизме есть идея, что человек в принципе не может совершенствовать социокосмический порядок, т. е. внешний мир. Эту идею следует считать фактором, препятствующим прогрессу.

Возможно, это положение, что каждый должен заниматься только тем, чем должен, делала индусов легкой жертвой для иноземных завоевателей. Политическая власть, как правило, принадлежала касте кшатриев. Их основной долг состоял в том, чтобы воевать. Цари и князья постоянно воевали между собой не с целью решения геополитических и экономических проблем, а с целью выполнить свой долг и прославиться. Бесконечные междоусобные войны неизбежно вели к падению обороноспособности. Неудивительно, что Индия в течение столетий находилась под властью иноземцев.

Важное место в мировоззрении индусов принадлежит учению о сансаре, т. е. о реинкарнации. Казалось бы, вера в многократное рождение делает жизнь более комфортной, избавляет человека от страха смерти. Но индус не воспринимает новое рождение как благо. Учение о сансаре тесно связано с сотерологией индуизма, т. е. с учением о спасении. Спастись - значит вырваться из сансары. Освобождение от череды рождений и смертей, т. е. достижение мокши, - есть высшая цель человека.

С сотерологией связано и учение о карме, или законе воздаяния. Согласно этому учению будущее человека определяется поступками, совершенными в предшествующей жизни. От самого человека зависит, кем он родится в будущем. Тот, кто усердно делал то, что должен, может рассчитывать стать в будущей жизни представителем вышестоящей касты. Если же человек не выполнял свой долг, то в последующей жизни мог родиться представителем низшей касты, а может даже животным или растением. Здесь присутствует идея, что человек сам своими поступками определяет свое будущее. Эту идею следует считать фактором прогресса, поскольку она делает мировоззрение человека более индивидуалистичным, а без индивидуализма невозможно формирование внутренне свободной, нацеленной на прогресс личности.

Высшая цель человека - спасение, достижение мокши. Радости земной жизни и даже райские радости по значимости не могут сравниться с высшей целью. Но как достичь спасения? Для индусов этот вопрос был главным на протяжении всей истории цивилизации. В процессе поиска ответа сформировались различные течения внутри индуизма. Одним из путей является соблюдение ритуала, чтение молитв, посещение святых мест. Есть различные аскетические практики, ведущие к спасению. Сторонники йоги путь к спасению видят в медитации и дыхательных упражнениях [12]. А в тантризме есть положение, что для спасения необходимо дать полную свободу сексуальным страстям, чтобы после сексуальных действий человек осознал тщетность телесных наслаждений и стал свободным [13]. А согласно философской школе ньяя, ясная мысль и логические доводы являются средством спасения [14].

Итак, в индуизме есть разные ответы относительно того, как спастись. Эти ответы формировались в различные исторические эпохи. Удивительно, что с появлением новых ответов предшествующие не исчезали. Сторонники самых разных ответов мирно сосуществовали. Отсюда можно сделать вывод о высоком уровне толерантности менталитета индийской цивилизации. Это качество менталитета следует считать фактором прогресса.

Различные религиозные и философские школы в индуизме не только мирно сосуществовали, но и активно взаимодействовали. Систематически происходили публичные дебаты между приверженцами разных направлений. Эта традиция существует и сегодня [15]. Дебаты не могли не способствовать развитию критического мышления. Критичность, т. е. способность не принимать идеи на веру, искать и преодолевать заблуждения, является фактором прогресса.

В индуизме важное место занимает учение о четырех этапах жизни. В действительности люди не всегда следовали по предписанному пути, но существовал и существует план, к реализации которого надо стремиться. В общих чертах план таков: на первом этапе необходимо учиться; на втором - создавать семью, работать, растить детей; на третьем - передать дела старшему сыну, жить скромно, изучать Веды, совершать религиозные ритуалы; на четвертом - ходить по святым местам, стать бродягой, живущим за счет подаяний.

Первый этап начинался после ритуала «второго рождения» или прощания с детством. В зависимости от кастовой принадлежности, это событие происходило в возрасте от восьми до двенадцати лет. Длился первый этап до женитьбы - приблизительно до 20-летнего возраста. Главная обязанность человека на первом этапе жизни - учеба. Как правило, подросток уходил жить в дом учителя, иногда функции учителя выполнял отец. Занятия проводились ежедневно по несколько часов. Учение состояло, главным образом, в заучивании Вед. Для этого были разработаны различные средства мнемотехники. По отношению к учителю ученику предписывалось быть покорным и услужливым.

Итак, в индуизме есть идея, что молодой человек, прежде чем создать семью, обязан много лет учиться. Другими словами, в индуизме есть призыв учиться, уважительное отношение к образованию. Многолетнее изучение Вед неизбежно вело к тому, что индус сильно привязывался к своей культуре, всю жизнь был предан ей. Глубокая привязанность к своей культуре, наряду с толерантностью, вела к формированию такого качества менталитета, как пластичность. Под пластичностью мы понимаем способность усваивать достижения иной культуры, не теряя своей самобытности. Отсутствие пластичности грозит ассимиляцией с другой культурой, поэтому ее следует считать фактором прогресса. Индусы столетиями находились под чужеземным игом, но сохранили самобытность.

В процессе учебы ученик обязан беспрекословно подчиняться учителю. В молодом человеке вырабатывается привычка быть покорным. Это делает людей не свободными, мешает им са-

мостоятельно принимать решения, мешает им быть творческими личностями. Второй этап был самым длительным. Молодой человек женился, становился главой семьи, работал, воспитывал детей, совершал религиозные ритуалы. Третий этап начинался, когда появлялась седина и рождались внуки [16].

Четвертый этап (бродяжничество) следует считать периодом старости. Два последних этапа похожи. На этих этапах жизни человек должен отойти от мирской жизни. В Индии, как правило, женились рано. Внуки рождались, когда человеку не было и пятидесяти. Таким образом, в индуизме есть идея, «предписание», что глава семьи с появлением внуков должен полностью отойти от мирской жизни. Эту идею следует считать фактором, препятствующим прогрессу. Во-первых, эта идея создает трудности для трансляции знаний и опыта новому поколению, поскольку препятствует общению между дедами и внуками. Во-вторых, рождение внуков и появление седины не означает потерю трудоспособности. Однако человек, будучи трудоспособным, становится отшельником и больше не «соучаствует» в социальном прогрессе. В-третьих, эта идея приводит к тому, что в обществе всегда много иждивенцев. Большие материальные ресурсы идут на содержание бывших глав семей.

Еще раз отметим, что далеко не все индусы в конце жизни становятся аскетами и бродягами. Первоначально четыре этапа предназначались представителям высшей касты - брахманам. На протяжении всей истории индийской цивилизации это учение вдохновляло посвятивших себя богу людей. И сегодня немало индусов заканчивают свою жизнь отшельниками и бродягами.

В индуизме есть идея неравенства между полами. Женщина считается менее «чистым» в сравнении с мужчиной существом. Понятие «чистое» - одно из ключевых в индуизме. Оно может быть сравнимо с более привычным для европейцев понятием «благородное». Рождение в облике женщины рассматривается как этап развития индивидуальной души, которая прежде находилась на низшей ступени иерархии воплощений (в облике собаки или кошки) [17]. Неравенство проявлялось в самых разных формах, иногда комичных. Так, в Древней Индии существовали законы, запрещающие женщинам и попугаям находиться в зале, где правитель и его советники обсуждали государственные проблемы. Это делалось в целях информационной безопасности. Опасались, что женщины и говорящие птицы могут сообщить секретные сведения врагам.

В Индии сложилась традиция раннего замужества. Жениху следовало быть в три раза старше своей невесты. Брак считался идеальным, если ему было двадцать четыре года, а ей - восемь. Девочек отдавали замуж с наступлением половой зрелости (первая менструация). Отец, не выдавший дочь замуж с наступлением половой зрелости, нередко должен был платить штраф [18]. Девочки вступали в брак, будучи детьми. В основе такой практики лежит идея, что женщина состоит из чувств. С наступлением половой зрелости она стремится к физической близости. Потеряв невинность до брака, она не сможет выйти замуж и будет вынуждена жить с родителями, что для отца и унизительно, и накладно.

В знаменитом литературном памятнике начала нашей эры «Законы Ману», являющемся сводом религиозно-моральных правил, о женщине говорится, что ребенком она подчиняется отцу, позже - своему мужу, после смерти мужа - своим сыновьям [19]. Итак, в течение всей жизни женщина была в подчинении мужчины. Особенно тяжелым было положение вдов. Они должны были вести аскетическую жизнь: спать на голой земле, не носить украшений и цветную одежду, есть отдельно и только один раз в день. В Средние века вдовам брили голову. В Индии даже сформировалась идея, что вдове следует быть сожженной вместе с умершим мужем. Этот поступок был добровольным, поэтому можно утверждать, что в индийской цивилизации приветствовалось самоубийство вдов. Неизвестно, когда начали сжигать вдов. К началу VI в. относится мемориальная стела с упоминанием такого события [20]. И только в XIX в. был принят закон, запрещающий сжигать вдов. Таким образом, почти полторы тысячи лет в Индии регулярно происходило ритуальное сожжение вдов.

Угнетенное, подчиненное положение женщин означает, что социальная активность половины населения ограничена. Они лишены возможности реализовать свои способности. Поэтому идея неравноправия женщин - фактор, препятствующий социальному прогрессу.

Теперь рассмотрим вопрос о том, как в индусы понимают время. Согласно индуистской космологии мир проходит ряд циклов. Есть большой цикл, равный 311 040 миллиардам лет. Внутри большого цикла есть малые циклы. С каждым малым циклом мир становится менее совершенным. После прохождения большого цикла мир растворяется в мировом разуме до появления нового Бога-творца [21]. Итак, мир совершенен в момент создания, и он постепенно деградирует в течение миллиардов лет. Это учение можно назвать циклично-энтропическим.

Такое понимание времени привело к тому, что индусы мало интересовались собственной историей. Этот факт отмечали многие авторы. Так, мусульманский ученый Бируни, путе-

шествовавший по Индии в Х в., отмечал, что, когда разговор касался прошлого, у индусов всегда наготове какая-нибудь басня [22]. У индусов никогда не было общепринятой точки отсчета, сравнимой с христианским Рождеством Христовым. Многие факты индийской истории известны только благодаря записям зарубежных авторов. Зачем изучать историю, если все повторяется, все уже когда-то было и ничего нового произойти не может. Итак, можно сделать вывод, что у индусов не сформировалось развитое историческое сознание. Эту особенность следует считать фактором, препятствующим прогрессу, поскольку отсутствие знаний о прошлом препятствует накоплению исторического опыта. Незнание собственной истории ведет к повторению ошибок прошлого.

Если люди верят, что будущее лучше, чем прошлое и настоящее, то они становятся более оптимистичными, более уверенными, более активными. Другими словами, вера в прогресс сама является фактором прогресса. Согласно индуистскому мировоззрению мир движется в сторону деградации. Идею, что будущее хуже прошлого и настоящего, следует считать фактором, препятствующим прогрессу.

Самым примечательным социальным институтом индийского общества является институт каст. Каждый индус принадлежит к определенной касте. Первоначально каст было четыре, сегодня насчитывается несколько тысяч. Каста - это замкнутая общность. Нельзя вступить в касту или выйти из нее. Принадлежность к касте определяется рождением.

Каста является одновременно религиозной и экономической общностью. Религиозной потому, что одни касты считаются более «чистыми», другие - менее. Экономической потому, что между кастами есть разделение труда, т. е. выбор профессии определяется рождением.

Вероятно, что первоначально кастовый строй был «изобретен» для решения проблемы нехватки рабочей силы, т. е. для того, чтобы прикрепить человека к определенному месту и к определенному хозяину [23]. Кастовый строй лишает возможности бежать от хозяина. Скажем, русские крестьяне могли бежать на неосвоенные земли и жить там «вольной» жизнью. Так возникло казачество. Казак мог быть и земледельцем, и ремесленником, и воином в одном лице. Индусу же религия запрещает заниматься разными делами. Чтобы выжить, ему необходимо, чтобы рядом были люди других профессий, т. е. других каст. Поэтому бежать нужно было одновременно многим кастам, а это почти невозможно. Дефицит рабочей силы впоследствии исчез, но институт каст существует и сегодня.

Институт каст следует считать фактором, препятствующим социальному прогрессу, потому что индус осознает себя не как автономную уникальную личность, а как члена касты. И в другом человеке он видит, прежде всего, представителя определенной касты. Институт каст делает индийское общество расколотым. Поскольку касты делятся на более «чистые» и на менее «чистые», то такие эмоции, как презрение, зависть и ненависть являются постоянными спутниками в отношениях между людьми разных каст. Расколотому обществу трудно противостоять внешней угрозе. Возможно, институт каст способствовал падению обороноспособности Индии.

Институт каст, далее, значительно ограничивает круг общения каждого индуса. Существуют строгие правила, препятствующие общению между представителями разных каст. Ограничивая общение, институт каст ограничивает возможности сотрудничества, обмена информацией, что препятствует социальному прогрессу. Итак, институт каст - фактор, который в значительной степени тормозит развитие индийской цивилизации.

Важной особенностью индийской цивилизации является высокий уровень развития института частной собственности. Уже во второй половине первого тысячелетия до нашей эры была развита частная собственность на землю [24]. В Кушано-Гуптский период (1-У! в. н. э.) появляются специальные грамоты, регистрирующие покупку и продажу земли. Институт частной собственности является фактором прогресса, так как способствует формированию людей с индииви-дуалистическим мировоззрением и формирует конкурентную среду. Возможно, высокий уровень развития института частной собственности стал тем барьером, который не позволил коммунистическим идеям воплотиться в Индии в ХХ в.

Следующая институциональная особенность индийской цивилизации состоит в слабом уровне демократии. Индийские города, особенно портовые, до XIV в. пользовались автономией. В них было развито городское самоуправление. Власть принадлежала городскому собранию, состоящему из ремесленников и купцов. Постепенно города перешли под власть феодалов, и ростки демократии пришли в упадок [25].

Возможно, кастовый строй помешал городам сохранить и развить институт демократии. Ведь демократия предполагает равенство перед законом, что означало бы упразднение каст. Как бы там ни было, институт демократии не получил развития в истории индийской цивилизации, что следует рассматривать в качестве фактора, тормозящего социальный прогресс. 26

Следующей институциональной особенностью индийской цивилизации является прочная семья. Эта особенность способствует прогрессу, так как прочная семья делает общество устойчивым и обеспечивает преемственность поколений.

Таким образом, в мировоззрении индусов мы обнаружили идеи, способствующие прогрессу, и идеи, тормозящие прогресс (табл. 1). Мы обнаружили два социальных института, способствующих прогрессу, и три, тормозящих прогресс (табл. 2).

Таблица 1

Способствующие и препятствующие прогрессу идеи_

Идеи, способствующие прогрессу Идеи, препятствующие прогрессу

Рационализм Критичность Толерантность Необходимость самосовершенствоваться Необходимость учиться Необходимость создать семью и вырастить детей Человек сам определяет свое будущее. Индивидуализм Пластичность Иррационализм Каждый должен делать только то, что должен Неофобия Человек не может изменить мир к лучшему Отсутствие интереса к собственной истории Неравенство полов Коллективизм Необходимо уйти из мирской жизни после рождения внука Покорность учителю Будущее всегда хуже прошлого

Таблица 2 Способствующие и препятствующие прогрессу институты

Институты, способствующие прогрессу Институты, препятствующие прогрессу

Высокий уровень развития частной собственности Прочная семья Слабый уровень развития демократии Институт каст Институт неравенства полов

В настоящее время, когда формируется глобальное информационное пространство, возникают возможности для избавления от идей и институтов, препятствующих прогрессу. Сегодня все в мире хорошо информированы друг о друге. Все знают, кто впереди и кто отстает, кто богат и кто беден. Если не для всех, то для большинства людей очевидна польза научного знания. Понимание этого способствует избавлению от иррационализма и неофобии. Индусы видят, как некоторые народы за относительно короткий срок добились значительных успехов в социально-экономическом развитии. Это может помочь избавиться от идеи, что человек не может изменить мир к лучшему.

Сегодня миллиардам людей известны личности, сумевшие достичь больших успехов в спорте, искусстве, бизнесе, политике. Это знание формирует мысль, что можно самому, используя волю, трудолюбие, талант, стать успешным. Другими словами, такое знание делает мировоззрение более индивидуалистичным.

Примечания

1. Рену Л. Индуизм. М., 2006. С. 5.

2. Альбедиль М. Ф. Индуизм. Главная религия Индии. СПб., 2006. С. 5.

3. Там же. С. 14.

4. Анго М. Классическая Индия. М., 2007. С. 137.

5. Там же. С. 207.

6. Там же. С. 57.

7. Бэшем А. Цивилизация Древней Индии. Екатеринбург, 2007. С. 313.

8. Там же. С. 315.

9. Анго М. Указ. соч. С. 364.

10. Там же. С. 365.

11. Там же. С. 61.

12. Рену Л. Указ. соч. С. 72-74.

13. Там же. С. 76.

14. Бэшем А. Указ. соч. С. 284.

15. Анго М. Указ. соч. С. 265.

16. Бэшем А. Указ. соч. С. 159.

17. Там же. С. 163.

18. Там же. С. 173.

19. Анго М. Указ. соч. С. 359.

20. Бэшем А. Указ. соч. С. 98.

21. Там же. С. 164.

22. Там же. С. 165.

23. Там же. С. 177.

24. Там же. С. 182.

25. Анго М. Указ. соч. С. 360.

Notes

1. Renu L. Hinduism. Moscow, 2006. P. 5.

2. Albedil M.F. Hinduism. The main religion of India. St. Petersburg, 2006. Р. 5.

3. Ibid. P.14.

4. Ango M. Classical India. Moscow, 2007. Р. 137.

5. Ibid. P. 207.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Ibid. P. 57.

7. Basham A. Civilization of Ancient India. Ekaterinburg, 2007. P. 313.

8. Ibid. P. 315.

9. Ango M. Classical India. Moscow, 2007. Р. 364.

10. Ibid. P. 365.

11. Ibid. P. 61.

12. Renu L. Hinduism. Moscow, 2006. P. 72-74.

13. Ibid. P. 76.

14. Basham A. Civilization of Ancient India. Ekaterinburg, 2007. P.284.

15. Ango M. Classical India. Moscow, 2007. Р. 265.

16. Basham A. Civilization of Ancient India. Ekaterinburg, 2007. P. 159, 163, 173.

17. Ango M. Classical India. Moscow, 2007. Р. 359.

18. Ibid. P. 164.

19. Ibid. P. 177.

20. Ibid. P. 360.

21. Basham A. Civilization of Ancient India. Ekaterinburg, 2007. P. 280.

22. Ango M. Classical India. Moscow, 2007. Р. 27.

23. Lal D. Unintended Consequences. The impact of Factor Endowments, Culture and Politics in Long Run Economic Perfomance. Moscow, 2007. P. 48.

24. Bongard-Levin G.M. Ancient India. History and culture. St. Petersburg, 2001. P. 141.

25. Antonov K.A., Bongard-Levin G.M., Kotovskij G.G. History of India (short survey). Moscow, 1973. P.167-168.

УДК 316.33

Н. Н. Равочкин

Влияние немецкой классической философии на формирование идеологии марксизма

Немецкая классическая философия - отправная точка обоснования осознания противоположности организации общества, основанного на традиционной законности и политической организации, базирующегося на единстве права и нравственности. Этот период в социальной философии очень значим в силу его масштабности и объёма проблематики, который он затрагивает. Мы остановимся лишь на факторе влияния отдельных представителей этого временного отрезка - на идеологии марксизма. Таким образом, в представленной статье происходит социально-философский анализ влияния представителей «философского чуда», а именно - немецкой классической философии, на морфогенез марксистских идеологических взглядов.

German classical philosophy is the starting point of social organization opposition justification awareness which is based on the traditional laws and political organization, located on the unity of law and morality. This social philosophy period is very significant, because of its scale and scope of issues that it touches on. We will focus on the individual influence factors of representatives of this time period - on the Marxist ideology. Thus, in this article socio-philosophical analysis of the influence of the representatives of "philosophical miracle" - exactly, the German classical philosophy, morphogenesis Marxist ideological views, is undertaken.

Ключевые слова: идеология, немецкая классическая философия, Марксизм, Маркс, Энгельс, Кант, Гегель, Фейербах, общество.

Keywords: ideology, German classical philosophy, Marxism, Marx, Engels, Kant, Hegel, Feuerbach, society.

© Равочкин Н. Н., 2015 28

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.