ВЕСТНИК НОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИИ. Электронное издание - 2023 - N б JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2023 - N б
УДК: 613.96, 314.172 DOI: 10.24412/2075-4094-2023-5-2-2 EDN XKTWZJ :
**
МЕНСТРУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ У ДЕВУШЕК-СТУДЕНТОК И ИХ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ
ПО ДАННОМУ ВОПРОСУ
О.Ю. МИЛУШКИНА*, H.A. СКОБЛИНА*, Е.В. СКОБЛИНА**, Е.В. АСТАШКЕВИЧ*
*ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, ул. Островитянова, д. 1, г. Москва, JJ7997, Россия, e-mail: skoblina dom@mail.ru Институт демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, ул. Фотиевой, д. 6, корп. 1, г. Москва, 119333, Россия,
e-mail: skoblinadom@gmail. com
Аннотация. Цель исследования - оценить менструальную функцию у девушек-студенток и их знания по данному вопросу. Материалы и методы исследования. Исследование выполнено в 2020-2021 годах с помощью анонимного он-лайн опроса у 372 респонденток 19 лет. Статистическая обработка осуществлялась с помощью Statistica J3 PL. Результаты и их обсуждение. У респонденток имелись различные отклонения со стороны менструального цикла: у 80 (21,5%) на момент опроса менструальный цикл еще не установился; 130 (35,0%) отметили что имеют задержки менструального цикла на 9 дней и более. Осведомлены, что имеют проблемы с менструальным циклом 35,0% респонденток. Показан недостаточный уровень осведомленности по данному вопросу: коэффициент сопряженности наличия реальных нарушений менструального цикла у респонденток с их мнением о наличии у них нарушений оказался невысоким (коэффициент сопряженности Пирсона 0,31, р<0,05). Выводы. Показан недостаточный уровень знаний девушек-студенток о наличии у них нарушений менструального цикла, что может негативно сказаться на их медицинской активности в вопросах охраны репродуктивного здоровья.
Ключевые слова: студентки, менструальная функция, нарушения менструального цикла, осведомленность, гигиеническое воспитание
MENSTRUAL FUNCTION IN FEMALE STUDENTS AND THEIR AWARENESS OF IT
O.YU. milushkina*, N.A. SKOBLINA*, E.V. SKOBLINA**, E.V. astashkevich*
N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of Ministry of Healthcare Russia, Ostrovityanova str. 1, Moscow, 117997, Russia, e-mail: skoblina_dom@mail.ru Demographic Researches Institute of Federal Sociology Research Center of Russian Academy of Sciences, Fotievoy str., б, bld. 1, Moscow, 119333, Russia, e-mail: skoblinadom@gmail.com
Abstract. Purpose of the research was to evaluate the menstrual function in female students and their awareness of it. Materials and methods. The research was performed in 2020-2021 using online anonymous survey of 372 female respondents aged 19. Data processing was carried out using Statistica 13 PL software. Results and their discussion. The female respondents suffered from various menstrual cycle disorders: at the moment of survey, menstrual cycle hadn't established in 80 female students (which makes 21.5%), 130 female students noted 9 days and longer period delays. 35% female students are aware of menstrual cycle problems. Insufficient awareness level has been proved: the coefficient of correlation between the real menstrual cycle disorders in female respondents and their opinion of these disorders in them revealed to be low (the result calculated was 0,31, ^<0,05 according to Pearson correlation coefficient). Conclusion. Female students are not aware enough of menstrual cycle disorders in them which can result in lack of their medical activity in reproductive healthcare.
Key words: female students, menstrual function, menstrual cycle/period disorders, awareness, hygiene education.
Введение. Репродуктивное здоровье по принятому Всемирной организацией здравоохранения определению - это состояние физического, духовного и социального благосостояния, а не просто отсутствие заболевания или немощи во всем, что касается репродуктивной системы организма и ее нормального функционирования [7]. В научной литературе рассмотрено влияние факторов на становление менструальной функции у девочек, однако недостаточное внимание уделено вопросам их осведомленности по данной проблеме [1, 3, 5, 6].
Цель исследования - оценить менструальную функцию у девушек-студенток и их осведомленность по данному вопросу.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2023 - N 5
Материалы и методы исследования. Было выполнено обсервационное исследование, выполненное в 2020-2021 годах, включающее анонимный он-лайн опрос, заполнение которого являлось добровольным и осуществлялось на условии добровольного информированного согласия [2]. Были опрошены 372 респондентки, что согласно методике К.А. Отдельниковой позволило обеспечить критический уровень значимости p<0,05 [4]. Средний возраст опрошенных составил 19,5±0,3 лет.
Критерием включения - принадлежность к опрашиваемой группе респондентов, корректность заполнения он-лайн формы, период проведения опроса, наличие добровольного согласия.
Критериями исключения - отсутствие принадлежности к опрашиваемой группе респондентов, некорректное заполнение он-лайн формы, не полностью заполненный опросник, отсутствие добровольного согласия. При проведении анкетирования опросник предваряла информация о целях, задачах выполняемого исследования, его актуальности, правилах заполнения.
Исследование одобрено ЛЭК РНИМУ им. Н.И. Пирогова (Протокол № 159 от 21.11.2016 года), не подвергало опасности участников, соответствовало требованиям биомедицинской этики, для каждого участника было получено добровольное информированное согласие. Для обработки полученных данных был использован пакет статистических программ Statistica 13 PL (StatSoft, USA). При обработке данных оценивалось соответствие полученных значений закону нормального распределения вариационных рядов. Количественные данные имели распределение, не отличавшееся от нормального, поэтому применялись методы параметрической статистики с использованием среднего арифметического (M), ошибки среднего (m) и среднего квадратического отклонения (с), для оценки достоверности различий средних величин использовался t-критерий Стьюдента (р<0,05), были рассчитаны коэффициенты сопряженности Пирсона.
Результаты и их обсуждение. У респонденток имелись различные отклонения со стороны менструального цикла: у 80 (21,5%) на момент опроса менструальный цикл еще не установился; 130 (35,0%) отметили что имеют задержки менструального цикла на 9 дней и более.
Отмечали появление кровяных выделений в период между менструациями 98 (26,3%) респонденток; появление болей внизу живота в период между менструациями - 167 (44,9%); отмечали появление выраженных болей внизу живота во время менструации - 327 (87,9%) респонденток.
Наличие раздражительности, агрессивности, плаксивости, быстрой утомляемости, слабости перед и во время менструации было установлено у 309 (83,1%) респонденток; появление отеков, увеличение массы тела, вздутие живота, запоры, поносы, нагрубание и болезненность молочных желез перед, во время менструации - у 319 (85,7%); появление головных болей, головокружений, тошноты, рвоты, бессонницы, повышения чувствительности к запахам и звукам перед и во время менструации - у 175 (47,0%); повышение артериального давления, появление болей в сердце, учащение сердцебиения, наличие панических атак - у 73 (19,6%) респонденток.
Осведомлены, что имеют проблемы с менструальным циклом 130 (35,0%) респонденток. Однако, показан недостаточный уровень осведомленности респонденток по данному вопросу: коэффициент сопряженности наличия реальных нарушений менструального цикла с их мнением о наличии у них нарушений оказался невысоким (коэффициент сопряженности Пирсона 0,31, р<0,05).
Недостаточный уровень осведомленности о наличии нарушений менструального цикла может явиться причиной несвоевременного обращения девушки за медицинской помощью [5].
Заключение. Показан недостаточный уровень знаний девушек-студенток о наличии у них нарушений менструального цикла, что может негативно сказаться на их медицинской активности в вопросах охраны репродуктивного здоровья; актуальным остается и вопрос гигиенического воспитания молодежи.
Литература
1. Герасимова Л.И., Денисов М.С., Денисова Т.Г. Медико-социальные и медико-организационные факторы риска нарушения менструального цикла // Общественное здоровье и здравоохранение. 2016. №4(52). С. 19-23.
2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Руководство по школьной медицине: Медицинское обеспечение детей в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования. Москва: НЦЗД РАМН, 2012. 215 с.
3. Меладзе Р.Д. Уровень знаний о репродуктивном здоровье среди студенток медицинского института // Тенденции развития науки и образования. 2017. №24(2). С. 36-37. DOI: 10.18411/lj-31-03-2017-2-11
4. Отдельнова К.А. Определение необходимого числа наблюдений в социально-гигиенических исследованиях // Сб. трудов 2-го ММИ. 1980. № 150(6). С. 18-22.
5. Скоблина Е.В., Скоблина Н.А. Влияние социально-экономических факторов на формирование репродуктивного здоровья женщин. В книге: Здоровье молодежи: новые вызовы и перспективы. Москва, 2019. С. 98-117.
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES, eEdition - 2023 - N 5
6. Уварова Е.В., Тарусин Д.И., Кучма В.Р. Профилактика нарушений репродуктивного здоровья детей и подростков // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018. № 2. С. 45-62.
7. World Health Organization. Sexual and reproductive health [Эл. Рес.] Режим доступа: https://www.who.int/reproductivehealth/en/, (дата обращения 27.12.2022).
References
1. Gerasimova LI, Denisov MS, Denisova TG. Mediko-sotsial'nye i mediko-organizatsionnye faktory riska narusheniya menstrual'nogo tsikla [Medico-social and medico-organizational risk factors for menstrual cycle disorders]. Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie. 2016; 4(52): 19-23. Russian.
2. Kuchma VR, Sukhareva LM, Rapoport IK. Rukovodstvo po shkol'noy meditsine: Meditsinskoe obespechenie detey v doshkol'nykh, obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh i uchrezhdeniyakh nachal'nogo i srednego professional'nogo obrazovaniya [Guidelines for school medicine: Medical support for children in preschool, general education institutions and institutions of primary and secondary vocational education]. Moskva: NTsZD RAMN, 2012. Russian.
3. Meladze RD. Uroven' znaniy o reproduktivnom zdorov'e sredi studentok meditsinskogo institute [The level of knowledge about reproductive health among female students of the medical Institute]. Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2017; 24(2): 36-7. DOI: 10.18411/lj-31-03-2017-2-11 Russian.
4. Otdel'nova KA. Opredelenie neobkhodimogo chisla nablyudeniy v sotsial'no-gigienicheskikh issledovaniyakh [Determination of the required number of observations in socio-hygienic studies]. Sb. trudov 2-go MMI. 1980; 150(6): 18-22. Russian.
5. Skoblina EV, Skoblina NA. Vliyanie sotsial'no-ekonomicheskikh faktorov na formirovanie reproduktivnogo zdorov'ya zhenshchin [The influence of socio-economic factors on the formation of women's reproductive health]. V knige: Zdorov'e molodezhi: novye vyzovy i perspektivy. Moskva, 2019. Russian.
6. Uvarova EV, Tarusin DI, Kuchma VR. Profilaktika narusheniy reproduktivnogo zdorov'ya detey i podrostkov [Prevention of reproductive health disorders in children and adolescents]. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2018; 2: 45-62. Russian.
7. World Health Organization. Sexual and reproductive health [El. Res.] Rezhim dostupa: https://www.who.int/reproductivehealth/en/, (data obrashcheniya 27.12.2022).
Библиографическая ссылка:
Милушкина О.Ю., Скоблина Н.А., Скоблина Е.В., Асташкевич Е.В. Менструальная функция у девушек-студенток и их осведомленность по данному вопросу // Вестник новых медицинских технологий. Электронное издание. 2023. №5. Публикация 2-2. URL: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2023-5/2-2.pdf (дата обращения: 22.09.2023). DOI: 10.24412/2075-4094-2023-5-2-2. EDN XKTWZJ* Bibliographic reference:
Milushkina OJu, Skoblina NA, Skoblina EV, Astashkevich EV. Menstrual'naja funkcija u devushek-studentok i ih osvedomlennost' po dannomu voprosu [Menstrual function in female students and their awareness of it]. Journal of New Medical Technologies, e-edition. 2023 [cited 2023 Sep 22];5 [about 3 p.]. Russian. Available from: http://www.medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2023-5/2-2.pdf. DOI: 10.24412/2075-4094-2023-5-2-2. EDN XKTWZJ
* номера страниц смотреть после выхода полной версии журнала: URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2023-5/e2023-5.pdf
**идентификатор для научных публикаций EDN (eLIBRARY Document Number) будет активен после выгрузки полной версии журнала в eLIBRARY