Научная статья на тему 'Менеджменттранспортных услуг в сфере туризма и проблемапрофессиональной подготовки кадров'

Менеджменттранспортных услуг в сфере туризма и проблемапрофессиональной подготовки кадров Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
489
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЙ ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ТЕХНИ-КИ / ГУМАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА / СЕРВИСНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТУРИСТ-СКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TRANSPORT / TRANSPORT TOURISM / SOCIAL TECHNIQUE ADAPTATION / TRANSPORT HUMANIZATION / SERVICE TRANSFORMATION / TOURISM PROFESSIONAL TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Скоробогатова Н. В., Николаенко В. Н.

Рассматриваются противоречия, определяющие развитие системы «транспорт -туризм». Показана роль транспортного туризма в снятии данных противоречий вкачестве фактора социальной адаптации транспортной техники и основного функ-ционала учебной дисциплины «Менеджмент транспортных услуг в сфере туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of preparing students for transportmanagement in tourism

In this article considering contradictions that develop system «transport tourism». Socialrole is shown in adaptation between transport technique and main functional in «Transportmanagement in tourism»

Текст научной работы на тему «Менеджменттранспортных услуг в сфере туризма и проблемапрофессиональной подготовки кадров»

УДК 338.488.1

Н.В. СКОРОБОГАТОВА, В.Н. НИКОЛАЕНКО

МЕНЕДЖМЕНТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Рассматриваются противоречия, определяющие развитие системы «транспорт — туризм». Показана роль транспортного туризма в снятии данных противоречий в качестве фактора социальной адаптации транспортной техники и основного функционала учебной дисциплины «Менеджмент транспортных услуг в сфере туризма».

Ключевые слова: транспорт, транспортный туризм, социальная адаптация техники, гуманизация транспорта, сервисная трансформация, профессиональное туристское образование.

In this article considering contradictions that develop system «transport — tourism». Social role is shown in adaptation between transport technique and main functional in «Transport management in tourism».

Key words: transport, transport tourism, social technique adaptation, transport humanization, service transformation, tourism professional tourism.

В данной статье менеджмент транспортных услуг в сфере туризма будет рассмотрен в двух взаимосвязанных «ипостасях»: (1) как специфическая синтетическая составляющая профессиональной деятельности по организации пассажиро-туристских перевозок, особенной формой которых выступают транспортные туры, и (2) как предметная сфера обучения, генеративно связанная с (1) в «профессиональном туристском образовательном пространстве» — синерге-тическом поле, в котором синтезируются данные функциональные пространства [1].

■ Каждая победа в борьбе с пространством и возрастание роли транспорта как катализатора сжатия географического пространства через увеличение скорости, дальности, объемов перевозки были не просто технико-технологическим прорывом, вызванным созданием радикально новых средств перемещения, но

© Скоробогатова Н.В., Николаенко В.Н., 2013

системным процессом инфраструктурного, институционального и сервисного самодостраивания. Как некогда сказал философ Гегель, нечто появляется тогда, когда его еще нет — движимый предпринимательской инициативной, вовлекающий новые территории, капитал, технологии и кадры, этот процесс формообра-зуется в определенные транспортные отрасли и инфраструктуры, дающие обществу новые спектры технических, технологических и социокультурных сервисов, в том числе и туристского назначения.

Надеемся, что мы не исказили историческую динамику данного процесса и можем утверждать, что развитие туризма и институтов гостеприимства шло вслед за развитием транспорта. Именно «шло вслед», но отнюдь не по логике отношений «первичного и вторичного», а в виде отношений генетической и функциональной ассиметрии, исторически и в современный период нагруженной противоречиями и их «снятиями», вызванными встречным процессом социальной адаптации транспортной техники, раз-

вивающим систему «транспорт—туризм». Так, с появлением удобных технических средств пассажирских перевозок на железных дорогах и водном транспорте толчок для развития получил и туризм — он стал организованным и востребованным. У истоков этого сдвига стояли Дж. Галья-ни, Т. Кук и «Америкэн экспресс» (тогда туристов именовали участниками поездки [2]). Автомобильные поездки способствовали, благодаря А. Хайнеману, возникновению и развитию мотельного бизнеса, а через «драйв-ин» Дж.У. Марриот-та — систем быстрого питания.

Эти и аналогичные феномены-прецеденты не остались только в анналах совместной истории транспорта, туризма и гостеприимства, они являют собой развивающиеся образцы организации туристской и сервисной деятельности и в современный период, имеющий сущностные черты массового дифференцированного туризма с приоритетной ориентацией на потребителя («постфордизм»). Так, квинтэссенция гостеприимства, сформулированная одним из пионеров современного гостиничного дела Э. Статлером в 30-х гг. ХХ в. как максима (предельная идеализация) «Клиент всегда прав», стала как бы универсалией в тенденции, охватившей все виды услуг, включая транспортные, пока еще с трудом поддающиеся гуманизации, но более заметно проявляющиеся в социально-культурном сервисе транспортных туров (особенно в круизах). На наш взгляд, максима Статлера есть точка предела, с которой «высвечивается» противоположность — снятый, но в принципе не устранимый «фордизм» или приоритет производителя, для которого масштаб серийного, стандартизированного производства не менее, если не более, важен, чем дифференциация и индивидуализация «во имя клиента».

Полагаем, что вся эта стихийная диалектика взаимоопосредований, взаимовлияний и взаимопроникновений в системе «транспорт — туризм и гостепри-

имство» имеет некую связную латентную логику движения по объективному руслу — логику организуемого (от точек бифуркации) предпринимательского включения нового в отношения понимания и всеобщего пользования. В отношениях понимания, посредством «невидимых коледжей» (микросоциальных связей акторов из научно-технического и предпринимательского сообществ) и институциональных новообразований, новое трансформировалось в знание «как» — образцы, впрямую или мифотворчески персонифицированные «пионерами», транслируемые в отношения всеобщего пользования. В знаниях «как» технологизирова-лось, стандартизировалось и становилось деятельностью по образцам, результаты которой в виде рыночных предложений через поддерживающие контуры коммуникации достигали субрынки спроса и нуждающиеся в удовлетворении общественные и индивидуальные потребности.

Контурно подводя предварительный итог, отметим, что система «транспорт — туризм» складывалась стихийно как некое гетерогенное образование, построенное из приспоб-ленных (и приспосабливающихся) друг к другу «человеческих» и «технических» компонентов. С ростом пассажирских перевозок и перевозок туристов менялся характер взаимодействия между развитием транспортной техники и социальным развитием. Оно стало не только существенно более интенсивным, но и приобрело форму социальной адаптации техники — сознательной ее подгонки под особенности тех или иных социальных сред и обществ. В процессе такой подгонки социальное соотносится с техническим не внешним образом, а как бы входит «внутрь» проектной деятельности, превращаясь в имманентное ей организующее и направляющее начало [3]. Уже не стихийно, а организованно или в гибридных формах данный процесс направляется потребностью в гуманизации транспорта [4] и замыкается на разноо-

бразных вцдах социальной практики (обслуживание, туризм, обучение и т.д.). ■ В модели туристских исследований, разработанной американским ученым Дж. Джафари, синергийная природа знаний о туризме представлена в оригинальной графической форме, названной «ромашка Джафари» [5]. В данной модели сердцевина (туризм) — синергийное поле туристской междисциплинарности, стягивающее в узел «лепестки» дисциплин и их предметных областей. Одним из них является «транспорт», который входит в сердцевину через научно-рефлексивный компонент основы знаний о транспортных перевозках. Однако эти знания должны каким-то образом войти в другое лепестковое соединение (одно из множества выделенных): «ромашка Джафари — образование (педагогика/ подготовка кадров для индустрии туризма», и принять там вид ЗУНа (знания, умения, навыки).

Понятно, что вся эта конкретика не входила в задачу, решаемую Дж. Джафа-ри. Не входила она и в задачу И.В. Зорина, давшего методологически опорное для нас изложение теоретических основ профессионального туристского образования [6], а также работ других ученых, формирующих туристику и педагогику туризма (В.А. Горский, В.А. Каль-ней, А.В. Квартальнов, С.Е. Шишов, Е.Н. Ильина, В.Д. Чепик и др.). Важными для понимания тенденций развития транспортной составляющей туризма являются и прикладные выходы формирующейся сервисологии [5], а также теории туристского транспорта, наиболее нагруженной «противоречием встречи» (проблемами) транспорта и туризма.

Ранее были выделены и частично рассмотрены две взаимосвязанные проблемы:

1) низкая интенсивность гуманизации транспорта как атрибута социотехниче-ского развития, актуальность которой определяется трендом сервисной трансформации от массово-конвейерной модели к массово-дифференцированной;

2) становление транспортных туров как самостоятельного вида туризма и транслятора сервисной трансформации в сферу транспортных перевозок, который находится в инкубационном состоянии «вещи в себе» и лишь последнее время стал предметом научной рефлексии [2].

Вместе с тем в научно-рефлексивном компоненте, выделенном Джафари как «Основы знаний о транспортных перевозках», сложилась ситуация, имеющая вид бинарной оппозиции: транспорт рассматривается или как элемент, всецело подчиненный туризму, без своих особенностей функционирования, или как составная часть транспортной системы без учета специфики туристского фактора.

В этой связи с уместно отметить, что в транспортных (железнодорожных) втузах, имеющих в номенклатуре специальностей туризм, устойчиво проявляется некая «отраслевая ментальность», в «карте» которой туризм традиционно отнесен к категориям вторичного и непрофильного, что в состоянии образовательной среды этих вузов создает особую проблему организационного дискомфорта в подготовке студентов по направлению «Туризм». Далее, отсутствие реальной конъюнкции (не ИЛИ — ИЛИ, а И — И) проявляется, в частности, в том, что «История транспорта» и «История туризма» читаются изолированно как разные дисциплины, а не в интегрированном курсе, отражающем совместную историю транспорта и туризма. Как субдисциплина данная история стала бы органичным элементом учебного курса «Менеджмент транспортных услуг в сфере туризма», а ее стержнем — транспортный туризм как одна из междисциплинарных точек синергийного поля профессионального туристского образовательного пространства.

В заключение рискнем заглянуть в будущее менеджмента транспортных услуг в сфере туризма. Оно видится в облике космического туризма, который воспринимается уже не только как продукт

футурологических построений, но являет собой:

а) грядущий этап развития форм туристских практик вертикальной мобильности и перспективный ориентир потенциального спроса [7];

б) феномен, расширяющий понятие международного туризма и ставящий в повестку дня вопрос о «международных туристских дестинациях общего пользования» [8] — вхождение космического туризма в отношения всеобщего пользования, с необходимостью требует установления правовых предпосылок деятельности в «туристском космическом пространстве»;

в) принципиально новый вид туризма экстремального характера [9];

г) разновидность туристского путешествия, которое клиент совершает на борту космического корабля [10]. В данной связи уместно и логично предположить, что если космический корабль выступает средством и перемещения, и размещения, с ночевками как в нем самом, так и в перспективе в «отелях типа МКС», то космические туры следует рассматривать в качестве специфической разновидности транспортного туризма, а значит, и в контексте отношений «транспорт — туризм».

ЛИТЕРАТУРА

1. Зорин И.В., Квартальное В.А. Туристи-ка: монография. М.: Советский спорт, 2001.

2. Бутко И.И. Туризм. Транспортные туры и круизы. Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010.

3. Андреев А.Л. Социология техники. М.: Альфа-М.; ИНФРА-М, 2009.

4. Свиреденко Ю.П., Хмелев В.В. Сервисная деятельность. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2012.

5. Концептуальные и методологические аспекты формирования сервисологии — науки синергийного типа / Т.Н. Ананьева, В.Э. Багдасарян, М.Н. Буткевич и др. М.: Собрание, 2008.

6. Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования: монография. М.: Советский спорт, 2001.

7. Покровский Н.Е., Черняева Т.И. Туризм: от социальной теории к практике управления. М.: Университетская книга, Логос, 2009.

8. Вотинцева Н.А. Правовое обеспечение туристской индустрии в России. М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Наука — Спектр, 2013.

9. Егоренков Л.И. Введение в технологию туризма. М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2009.

10. Изотова М.А., Матюхина Ю.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме. М.: Советский спорт, 2006.

ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.14.015.62 P.M. АРСЕНИЙ, Ю.А. КИРЕЕВА

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ В ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА ПО ТУРИЗМУ

Рассмотрены определения понятий «задача», «профессиональная задача», «профессионально ориентированная задача». Сформулирована роль профессионально ориентированных задач в формировании специальных компетенций будущих менеджеров по туризму.

Ключевые слова: менеджер по туризму, задача, профессионально ориентированная задача, компетенции, специальные компетенции.

The article contains the definitions of «task», «professional task», «professionally-oriented task». The article defines the role of professionally-oriented tasks in the formation of the special competencies of future tourism managers.

Key words: manager of tourism, task, professionally-oriented task, competence, special competencies.

В современных экономических условиях менеджер является ключевой фигурой любой организации, и туристская — не исключение. Менеджер — это профессионально подготовленный управляющий, имеющий в подчинении группу работников, занимающий постоянную должность, наделенный в определенной сфере деятельности полномочиями по принятию решений и распоряжению ресурсами, а также ответственностью за достижение конечных результатов деятельности предприятия. Профессией менеджера является управление каким-либо делом. Сам термин «менеджер» возник в тесной связи с родом таких занятий, которые предполагают способность добиваться намеченных результатов в работе с различными организациями, людьми [1].

Сегодня туризм является одной из самых трудозатратных отраслей. Он обе-

© Арсений Р.М., Киреева Ю.А., 2013

спечивает свыше 75 млн человек рабочими местами во всем мире. Примерно каждый двенадцатый человек работает в сфере туризма и гостеприимства.

Менеджер по туризму — очень широкое понятие. Можно быть руководителем крупной туристской компании, а можно быть сотрудником в туристской фирме и бронировать билеты. И в том и другом случае специалист может гордо называть себя менеджером, но обязанности и уровень ответственности у них будут совершенно разными.

Сегодня существует несколько способов получения профессиональной подготовки в области туризма. Так, например, на базе колледжей можно получить среднее профессиональное образование. Курс обучения рассчитан на 2,5 года, по завершении обучения выпускнику присваивается квалификация «Менеджер по туризму». Указанную профессию можно также освоить и в вузе. Наиболее попу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.