Научная статья на тему 'Обмен туристами между италиейи Россией'

Обмен туристами между италиейи Россией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
609
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / ОБМЕН ТУРИСТАМИ / ТУРИСТСКИЙ СПРОС / СПЕ-ЦИАЛИЗАЦИЯ ТУРПРОДУКТА / INTERNATIONAL TOURISM / EXCHANGE OF TOURISTS / TOURIST DEMAND / SPECIALIZATION OF PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тонини Дж

78Вестник РМАт № 3(9) • 2013УДК 338.482:311ÄÆÎÂÀÍÍÈòîÍÈÍÈÎÁÌÅÍòÓÐÈÑòÀÌÈÌÅæÄÓÈÒÀËÈÅÉèÐÎÑÑÈÅÉАнализируются статистические показатели рынка международного туризма в кон-тексте обмена туристами между Италией и Россией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist exchange between Italy and Russia

The article analyzes the statistics of international tourism market in the context of the ex-change of tourists between Italy and Russia

Текст научной работы на тему «Обмен туристами между италиейи Россией»

УДК 338.482:311

ДЖОВАННИ тонини

ОБМЕН ТУРИСТАМИ МЕЖДУ ИТАЛИЕЙ И РОССИЕЙ

Анализируются статистические показатели рынка международного туризма в контексте обмена туристами между Италией и Россией.

Ключевые слова: международный туризм, обмен туристами, туристский спрос, специализация турпродукта.

The article analyzes the statistics of international tourism market in the context of the exchange of tourists between Italy and Russia.

Key words: international tourism, exchange of tourists, tourist demand, specialization ofproducts.

Российский рынок международного туризма быстро растет, в основном это касается сегмента выездного туризма. Этот феномен затрагивает различные европейские (в частности, Италию) и неевропейские страны.

В центре внимания данного документа — обмен туристами между Италией и Российской Федерацией (далее — Россия) на основе данных, предоставленных важнейшим исследованием по международному туризму Италии1. Более подробно в данном документе будут проанализированы количество и динамика путешественников, ночевок и расходов российских туристов в Италии и такие же данные об итальянских туристах в России с 2007 по 2011 г.

Для этой цели будут использоваться соответствующие статистические показатели, которые позволят обнаружить характеристики анализируемого феномена. Эти показатели будут полезны для оцен-

© Тонини Дж., 2013

1 Выборочное исследование международного туризма в Италии проведено Банком Италии. В нем учтены различные переменные, среди которых количество путешественников, количество ночевок и расходы итальянских туристов за границей (также и в России) и иностранцев (включая российских туристов) в Италии. Более подробная информация на веб-сайте: http://www.bancaditalia.it/ statistiche/rapp_esteroДurismo-mt

ки склонности к путешествиям из обеих стран и в эти страны, а также оценки темпа роста туристских потоков, общей продолжительности пребывания и ежедневных затрат на человека.

Результаты исследования по туризму в Италию и Россию и из этих стран предоставляют статистическую информацию, полезную для планирования и, насколько возможно, для контроля туристских потоков из соответствующих стран и в них, а также для направления усилий и поддержки двусторонних программ в области высшего образования, когда персонал проходит обучение планированию и управлению.

В указанном документе мы сначала проанализируем количество путешественников, темпы роста туристов, а также склонность к путешествиям населения двух стран. Затем рассмотрим количество ночевок и общую продолжительность пребывания и в заключение проанализируем расходы туристов, т.е. общую сумму расходов, а также дневные расходы и расходы на человека.

РОССИИСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ В ИТАЛИИ И ИТАЛЬЯНСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ В РОССИИ

В 2011 г. в соответствии с последними имеющимися данными количество рос-

сийских путешественников в Италии составляло около 793 тыс. (табл. 1), т.е. гораздо больше, чем итальянских туристов в России (246 тыс.). Другими словами, на каждого итальянского туриста, который в 2011 г. посещал Россию, приходилось более трех российских туристов (3,22), посещавших Италию. Это означает, что рынок российских туристов очень важен для Италии, тогда как рынок итальянских туристов почти не используется в России.

Тем не менее абсолютные значения не полностью и не точно объясняют рассматриваемый феномен. На самом деле, они зависят от численности населения,

образующего туристские потоки, так как выясняется (при том, что все остальные условия одинаковы), что чем больше численность населения страны, тем большее количество туристов из этой страны выезжают за границу. Также верно обратное утверждение.

Таким образом, чтобы численность населения не оказывала искажающего воздействия на данные, необходимо рассчитать коэффициент отклонения, который позволяет измерить, хотя и в общем, склонность к путешествиям в Италию и Россию россиян и итальянцев соответственно.

Таблица 1

Число российских путешественников в Италии и итальянских путешественников в России

(2007-2011 гг.)

Показатель Год

2007 2008 2009 2010 2011

1. Российские туристы в Италии, тыс. чел. Российские туристы на 1000 жителей, Показатель (2007 г. - 100) 305 2,15 100,00 438 3,09 143,61 461 3,25 151,15 649 4,58 212,79 793 5,59 260,00

2. Итальянские туристы в России, тыс. чел. Итальянские туристы на 1000 жителей, Показатель (2007 г. - 100) 182 3,08 100,00 191 3,20 104,95 198 3,30 108,79 216 3,58 118,68 246 4,06 135,16

3. Соотношение между российскими и итальянскими туристами, %: (3) = (1) / (2) • 100 167,58 229,32 232,83 300,46 322,36

Источник: Наша обработка данных исследования Банка Италии (2012 г.).

В этом случае склонность россиян к путешествиям в Италию также значительно выше, чем склонность итальянцев к путешествиям в Россию. На самом деле, в расчете на 1000 жителей каждой страны, число россиян, посетивших Италию в 2011 г., составило 5,59 по сравнению с 4,06 итальянцев, посетивших Россию. Разница составляет 1,53 единицы на 1000 человек населения (+37,68%).

Сегмент россиян, выезжающих за границу, несомненно, превышает сегмент итальянцев в отношении не только абсолютной численности путешественников и их склонности к путешествиям, но и динамики путешествий, доказатель-

ством которой является растущий показатель за последние пять лет. На самом деле, как следует из показателей, приведенных в табл. 1, с 2007 по 2011 г. был отмечен резкий рост (+160%, т.е. больше чем в 4,5 раза) числа российских путешественников в Италию, а рост потока итальянских туристов в Россию был гораздо меньше и оставался чуть выше +35%.

КОЛИЧЕСТВО НОЧЕВОК РОССИЙСКИХ ТУРИСТОВ В ИТАЛИИ И ИТАЛЬЯНСКИХ ТУРИСТОВ В РОССИИ

По сравнению с числом путешественников количество ночевок является более

точным показателем туристского спроса в физическом выражении, так как в них учитывается и число путешественников, и продолжительность их пребывания.

Следовательно, количество ночевок россиян превысило количество ночевок итальянцев более чем в 2,5 раза. Это довольно важный показатель, хотя он и ниже отмеченного ранее в отношении числа путешественников.

Отсюда следует, что средняя продолжительность пребывания российских туристов в Италии оказалась ниже средней продолжительности пребывания итальянцев в России и составила 8 ночей (для россиян) и 10 ночей (для итальянцев) на одного путешественника. Эти показатели все же выше полученных из других источников и основываются на том факте, что для исследования использовались счета на любые виды жилья, включая дома отдыха, продолжительность пребывания в которых обычно больше.

Более того, количество ночевок значительно увеличилось с 2007 по 2011 г.,

В 2011 г. количество ночевок российских туристов в Италии составило 6,38 млн по сравнению с 2,49 млн ночевок итальянских туристов в России (табл. 2).

Таблица 2

хотя и не так значительно, как количество путешественников. В любом случае этот рост был значительнее в отношении российских туристов. На самом деле, как видно из табл. 2, увеличение количества ночевок российских туристов в Италии составило более 93% (по сравнению с увеличением количества путешественников в размере 160%), тогда как увеличение количества ночевок итальянцев в России было менее 19% (по сравнению с увеличением количества путешественников в размере 35%).

В конечном счете меньше итальянских путешественников в среднем остаются в России на более долгий срок, чем российских путешественников в Италии. Среди прочего причиной этого может быть тот факт, что итальянцы, в отличие от россиян, предпочитают более дешевое жилье, в котором они могут оставаться на более длительный срок.

Количество ночевок российских туристов в Италии и итальянских туристов в России

(2007-2011 гг.)

Показатель Год

2007 2008 2009 2010 2011

1. Количество ночевок российских туристов в Италии, тыс. 3,297 3,702 3,594 4,296 6,375

Средняя продолжительность пребывания российских туристов 10,81 8,45 7,80 6,62 8,04

Показатель (2007 г. - 100) 100,00 112,28 109,01 130,30 193,36

2. Количество ночевок итальянских туристов в России, тыс. 2,097 1,691 1,749 1,953 2,492

Средняя продолжительность пребывания итальянских туристов 11,52 8,85 8,83 9,04 10,13

Показатель (2007 г. - 100) 100,00 80,64 83,40 93,13 118,84

3. Соотношение ночевок российских и итальянских туристов, %: (3) = (1) / (2) • 100 157,22 218,92 205,49 219,97 255,82

Источник: Наша обработка данных исследования Банка Италии (2012 г.).

расходы туристов:

РОССИЙСКИХ В ИТАЛИИ, ИТАЛЬЯНСКИХ В РОССИИ

Хорошо известно, что российские туристы, выезжающие за границу, — довольно богатые люди, и для Италии это не исключение. В 2011 г. расходы путешественников из России на товары и туристские услуги составили 925 млн евро, что соответствует расходам на одного человека в размере 1 150 евро (1 166,46 евро), т.е. более 145 евро на человека в день (табл. 3).

Полученные значения определенно выше соответствующих значений в отношении итальянских гостей в России. Эти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потоки туристов из России в Италию значительно больше и динамичнее, чем потоки туристов из Италии в Россию. Итальянцам трудно создавать спрос на международный туризм, по крайней мере в такие страны, как Россия, в то время как Россия может создать более высо-

различия возникают не только как абсолютное значение, как ожидалось, но и в относительном выражении, потому что расходы итальянских туристов, приезжающих в Россию, составили менее 1,033 евро на человека, а расходы в день на товары и туристские услуги составили менее 102 евро на человека.

Приведенные выше данные отражают действительно существенные различия, подчеркивая более высокую покупательскую способность российских путешественников и их предпочтение путешествий класса люкс.

Таблица 3

кую склонность к путешествиям за границу, в особенности это касается богатых нуворишей.

В конечном счете путешествие за границу, в частности на модные туристские курорты, включая курорты в Италии, — это все еще символ статуса как для нуворишей, так и для влиятельных

Расходы российских туристов в Италии и итальянских туристов в России

(2007-2011 гг.)

Показатель Год

2007 2008 2009 2010 2011

1. Расходы российских туристов в Италии, млн евро 378 567 623 830 925

Расходы российских туристов на человека, евро 1239,34 1294,52 1351,41 1278,89 1166,46

Ежедневные расходы на человека, евро 114,65 153,16 173,34 193,20 145,10

Показатель (2007 г. - 100) 100,00 150,00 164,81 219,58 244,71

2. Расходы итальянских туристов в России, млн евро 218 238 202 219 254

Расходы итальянских туристов на человека 1197,80 1246,07 1020,20 1013,89 1032,52

Ежедневные расходы на человека 103,96 140,75 115,49 112,14 101,93

Показатель (2007 г. - 100) 100,00 109,17 92,66 100,46 116,51

3. Соотношение между расходами российских и итальянских туристов, %: (3) = (1) / (2) • 100 173,39 238,24 308,42 379,00 364,17

Источник: Наша обработка данных исследования Банка Италии (2012 г.).

лиц прошлого, в последнее время также для представителей среднего класса.

Несмотря на высокий потенциал туристского спроса в России на путешествия в Италию и наоборот, привычки в отношении путешествий, мотивы, динамика расходов и предпочтения мест назначения, предпочитаемых туристами в этих двух странах, все еще изучаются. Для подробной и точной картины не хватает информации о спросе, т.е. привычках, потребностях и вкусах туристов, без которых успешное планирование и инициатива стратегического продвижения невозможны. Инициатива по пополнению такой информации имеет целью увеличение доли рынка российских туристов в Италии и рынка итальянских

туристов в России и укрепление схем лояльности потребителей. Для этого более высокая степень специализации итальянских / российских туристских продуктов и параллельный поиск новых продуктов или их смешение являются ключевыми, так же как и программы в области высшего образования туристов.

В конце концов, бесполезно говорить, что обязательная въездная виза (получение которой должно быть максимально простым) тормозит развитие туристского рынка между Италией и Россией. Мы должны способствовать более легкому получению виз или, что еще лучше, полностью отменить их, в интересах обмена туристами между двумя этими странами.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Алгиери Б. Эконометрическая оценка спроса на туризм на примере России // Экономика туризма (An econometric estimation of the demand for tourism: The case of Russia. Tourism Economics). 2006. № 12.

2. Беднова М, Ратникова Т. Эконометри-ческий анализ спроса на въездной туризм в России // Прикладная эконометрика. 2011. № 21(1).

3. ВИЗА (VISA). Россия: взгляд на развитие туристической отрасли // Tourism Outlook: Russia. 2011.

4. Фурманов К., Балаева О., Предводителе-ва М. Туристические потоки из Российской Федерации в Европейский союз. (Tourism flows from the Russian Federation to the European Union.) // Анатолия: Международный журнал исследований в области туризма и гостеприимства (Anatolia: An International Journal of Tourism and Hospitality Research). 2012. № 23(1).

5. Хилтон Уорлдуайд (Hilton Worldwide). Уравновешивание дефицита туризма в России. Отчет о будущем индустрии (Balancing Russia's tourism deficit: A report on the future of the industry). 2012.

6. Becheri E., Guraziu E. Immagine e com-petitivita. L'outgoing verso l'Italia: alcune valu-tazioni qualitative. Mercury, Firenze, 2011.

7. Caramaschi E, Rana A., Scarcella S. Ilpo-sizionamento dell'Italia nel contesto internazionale e nell'UE. Mercury, Firenze, 2012.

8. ENIT Mosca. Mercato turistico russo. (2012, a cura di)

9. ISNART-Istituto Nazionale Ricerche Turistiche, ONT-Osservatorio Nazionale del Turismo. Indagine sul turismo organizzato internazionale. Rapporto annuale. (2011, a cura di). URL: http://www.assolombarda.it/fs/ 2011728115736_57.pdf

10. Ministero degli Affari Esteri, ENIT. Feder-azione Russa. Rapporto congiunto Ambasciate. Consolati. 2012. URL:http://www.esteri.it/MAE/ pdf_paesi/EUROPA/Federazione_Russa.pdf

11. ONT-Osservatorio Nazionale del Turismo. Schede mercato Russia. 2011. URL: http:// www.ontit.it/opencms/export/sites/default/ont/it/ documenti/ files/Russia.pdf

12. Santoro M.T. I mercati BRIC. Mercury, Firenze, 2010.

УДК 338.488.1

Н.В. СКОРОБОГАТОВА, В.Н. НИКОЛАЕНКО

МЕНЕДЖМЕНТ ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Рассматриваются противоречия, определяющие развитие системы «транспорт — туризм». Показана роль транспортного туризма в снятии данных противоречий в качестве фактора социальной адаптации транспортной техники и основного функционала учебной дисциплины «Менеджмент транспортных услуг в сфере туризма».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: транспорт, транспортный туризм, социальная адаптация техники, гуманизация транспорта, сервисная трансформация, профессиональное туристское образование.

In this article considering contradictions that develop system «transport — tourism». Social role is shown in adaptation between transport technique and main functional in «Transport management in tourism».

Key words: transport, transport tourism, social technique adaptation, transport humanization, service transformation, tourism professional tourism.

В данной статье менеджмент транспортных услуг в сфере туризма будет рассмотрен в двух взаимосвязанных «ипостасях»: (1) как специфическая синтетическая составляющая профессиональной деятельности по организации пассажиро-туристских перевозок, особенной формой которых выступают транспортные туры, и (2) как предметная сфера обучения, генеративно связанная с (1) в «профессиональном туристском образовательном пространстве» - синерге-тическом поле, в котором синтезируются данные функциональные пространства [1].

■ Каждая победа в борьбе с пространством и возрастание роли транспорта как катализатора сжатия географического пространства через увеличение скорости, дальности, объемов перевозки были не просто технико-технологическим прорывом, вызванным созданием радикально новых средств перемещения, но

© Скоробогатова Н.В., Николаенко В.Н., 2013

системным процессом инфраструктурного, институционального и сервисного самодостраивания. Как некогда сказал философ Гегель, нечто появляется тогда, когда его еще нет - движимый предпринимательской инициативной, вовлекающий новые территории, капитал, технологии и кадры, этот процесс формообра-зуется в определенные транспортные отрасли и инфраструктуры, дающие обществу новые спектры технических, технологических и социокультурных сервисов, в том числе и туристского назначения.

Надеемся, что мы не исказили историческую динамику данного процесса и можем утверждать, что развитие туризма и институтов гостеприимства шло вслед за развитием транспорта. Именно «шло вслед», но отнюдь не по логике отношений «первичного и вторичного», а в виде отношений генетической и функциональной ассиметрии, исторически и в современный период нагруженной противоречиями и их «снятиями», вызванными встречным процессом социальной адаптации транспортной техники, раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.