Научная статья на тему 'Менеджмент в XXI веке: к гибким формам управления и организации'

Менеджмент в XXI веке: к гибким формам управления и организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
485
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация бизнеса / бизнес-модель / мобильная инфраструктура / менеджмент / Business administration / business model / mobile infrastructure / management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Розанова Н.М., Варивода И.А.

Доминирующий тренд XXI в. развитие цифровой экономики ставит новые задачи перед менеджментом. Масштаб цифровизации показывает необходимость и возможность изменений управляющей системы фирмы во многих аспектах, в том числе в сфере организации офисной работы, чтобы рутинную и скучную офисную деятельность трансформировать в креативную коммуникацию нового поколения. В работе на основе обширного международного опыта в данной области рассматриваются «подводные камни», возникающие в процессе работы с виртуальными рабочими местами. Авторы показывают объективную необходимость проведения ИТ-реформ в компании, дающих дополнительную свободу персоналу и постоянный доступ к оперативным данным ее руководства. В работе описываются особенности преобразования инфраструктурных элементов организации в связи с введением открытого учета и «мобилизации» сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management in the XXI century: to Flexible Forms of Management and Organization

The dominant trend of the XXI century, namely, development of the digital economy, poses new tasks before management. Digitalization scale and speed clearly demonstrate necessity and possibility of radical changes in a firm’s managerial system in many aspects, including in the sphere of organization of office worki so that previously routine and boring office activities could be transformed into creative office communication of a new generation. The paper, based on extensive international experience, considers “the pitfalls ” or the feasible obstacles, that arise in the process of work with virtual jobs. The authors show the objective necessity of conducting the IT reforms in a company that provides additional freedom to its personnel and unceasing permanent access to operational data of the company’s management. In the paper, specific features of infrastructure transformation of an organization are described, in connection with the introduction of open accounting and the mobilization of staff.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в XXI веке: к гибким формам управления и организации»

Вестник Института экономики Российской академии наук

3/2018

Н.М. РОЗАНОВА

доктор экономических наук, профессор, профессор департамента теоретической экономики, Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

И.А. ВАРИВОДА

ООО «Пет Ритейл» РС «Бетховен»

МЕНЕДЖМЕНТ В XXI ВЕКЕ: К ГИБКИМ ФОРМАМ УПРАВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

Доминирующий тренд XXI в. - развитие цифровой экономики - ставит новые задачи перед менеджментом. Масштаб цифровизации показывает необходимость и возможность изменений управляющей системы фирмы во многих аспектах, в том числе в сфере организации офисной работы, чтобы рутинную и скучную офисную деятельность трансформировать в креативную коммуникацию нового поколения. В работе на основе обширного международного опыта в данной области рассматриваются «подводные камни», возникающие в процессе работы с виртуальными рабочими местами. Авторы показывают объективную необходимость проведения ИТ-реформ в компании, дающих дополнительную свободу персоналу и постоянный доступ к оперативным данным ее руководства. В работе описываются особенности преобразования инфраструктурных элементов организации в связи с введением открытого учета и «мобилизации» сотрудников.

Ключевые слова: организация бизнеса, бизнес-модель, мобильная инфраструктура, менеджмент.

1БЬ: М1.

ХХ1 в. стал веком цифровой экономики, масштабы которой растут с каждым годом. В настоящее время доля цифровой экономики достигает 10,9% ВВП США, 10,0% ВВП Китая, 8,2% совокупного продукта Евросоюза. По оценкам экспертов, к 2025 г. цифровизация обеспечит от 20 до 35% роста ВВП большинства стран мира [1].

Современные технологические тенденции, связанные с цифровой экономикой, такие как мобильные решения и социальные сети, облачные вычисления и анализ больших данных, виртуализация, интернет вещей и 3Э-печать, предлагают принципиально новый спектр бизнес-возможностей, несут в себе креативный потенциал для создания инновационных бизнес-моделей, которые ведут к кардинальной трансформации экосистемы современного бизнеса.

Вестник ИЭ РАН. №3. 2018 С.78-90

Сегодняшний житель мегаполиса не расстается со своим мобильным телефоном, а в эпоху цифрового мира не сможет обходиться без смартфона. По данным статистики, уже в 2013 г. мобильными устройствами в России пользовались 98% населения, а мобильным интернетом - 23% [2]. В 2014 г. 68% всех пользователей интернета хотя бы раз в месяц выходили в сеть с помощью мобильных устройств, прирост интернет-пользователей мобильных устройств составляет 12% в год в среднем по России. Заметно растет доля крупного, «планшетного», оборудования, а стоимость интернет-доступа резко сокращается [3].

Масштаб цифровой экономики вызывает необходимость кардинальных изменений во многих сферах деятельности, в том числе в области менеджмента. Авторами было проведено исследование с целью раскрыть возможные «подводные камни», возникающие в процессе перехода на 1Т-технологии и работы с виртуальными рабочими местами в рамках среднестатистического российского предприятия. Была рассмотрена объективная необходимость проведения ИТ-реформ в компании, дающих дополнительную свободу персоналу и постоянный доступ к оперативным данным ее руководства. Есть ли положительный финансовый результат? Или мы встречаемся с неотвратимыми фундаментальными проблемами ведения бизнеса вне зависимости от сегмента рынка или направления?

Основные тенденции мировой практики

Мировая практика демонстрирует ярко выраженную тенденцию к повышению степени гибкости офисной работы сотрудников, в первую очередь за счет развития мобильных форм. Это тенденция зародилась в области разработки ИТ-продуктов. Так, многие кейс-стадий [4] показывают возможность и необходимость принятия распределенных решений вне офиса. Мобильный офис все более глубоко и во все более возрастающем масштабе воздействует на принятие компетентных решений в бизнесе [5]. Эмпирические исследования по США и Австралии показывают существенный рост масштабов мобильного офиса, в частности, в медицинском деле (услуги медицинского характера и медицинский бизнес) [6]. Мобильные приложения, мобильные инструменты и мобильные офисы активно применяются в образовательной сфере Турции [7].

Исследования проблем, связанных с возможностями и эффективностью использования мобильного офиса, можно сгруппировать по трем направлениям: (1) положительные эффекты мобильного офиса для бизнеса и экономики в целом: (2) ограничения и угрозы, связанные с внедрением мобильного офиса; (3) изменения в организационной структуре компании в связи с активным использованием мобильного офиса.

Исследователи оценивают последствия внедрения мобильного офиса в целом как конструктивные и позитивные. Мобильный офис позволяет повышать эффективность аутсорсинга, особенно в международном бизнесе [8], прогресс в ИК-технологиях - развивать компетентный аутсорсинг (knowledge process outsourcing) [9; 10; 11], аутсорсинг на основе интенсивного использования профессиональных знаний (юриспруденция, аудит, финансовые услуги). В условиях мобильного офиса каждый менеджер и каждый сотрудник компании становится предпринимателем - приобретает черты и модели поведения предпринимателя, его креативность повышается [12].

Чем больше компаний используют мобильный офис, тем более креативной становится отрасль и экономика в целом [13; 14]. Процесс «мобилизации» офиса на основе информационных технологий становится главным драйвером цифровой экономики в глобализирующемся мире [15]. Мобильный офис расширяет спектр экономической деятельности компании за счет сокращения трансакционных издержек ведения бизнеса [16]. Он хорошо вписывается в социальные сети и играет роль посредника и канала распространения ценностей и повышения спроса на креативные продукты [17]. Таким образом формируется положительный внешний эффект от деятельности мобильного офиса: создаются новые рынки и новые продукты, а информация о них и их ценности как часть культурного кода сообщества распространяется по социальным сетям.

Мобильные коммуникации и мобильные инновации становятся главным конкурентным преимуществом современной организации [18]. К несомненным преимуществам мобильного офиса относятся: пространственная и временная свобода организации труда; гибкая коммуникация; более эффективная координация заданий и деятельности сотрудников; высокая социализация работника (семья, друзья и коллеги практически всегда остаются на связи, контакт с ними никогда не теряется даже при большой нагрузке на бизнес) [19].

Исследование работы фирм среднего размера в экономике США [20] показало, что мобилизация менеджериальной инфраструктуры, использование мобильных ИТ и мобильного офиса увеличивают производительность труда сотрудников, хотя и нелинейным образом. Эмпирические данные по экономике Канады [21] выявляют взаимосвязь между мобильной бизнес-стратегией фирмы, практикой гибкого менеджмента и прибылью компании. Мобильные структуры ускоряют внутренний рост фирмы.

«Мобилизация» - новый инструмент нематериальной мотивации сотрудников1.

1 ecm.ict-online.ru/analytics/a85123.

Еще несколько лет назад многие эксперты, говоря о мобильном офисе, упоминали проблему контроля и оценки работы сотрудников. Теперь эта задача решена. Современные 1К-технологии позволяют отслеживать не только пропущенные звонки, но и еще множество показателей эффективности работы персонала - от среднего времени разговора до уровня обслуживания клиентов. Вопреки опасениям, степень управляемости бизнеса только возрастает за счет подробных информационно-аналитических отчетов, отражающих полную картину взаимодействия сотрудников с клиентами [22].

Вторая группа проблем, связанных с работой мобильного офиса, -это сложности, с которыми сталкивается компания при использовании данного способа организации труда своих сотрудников. Основная угроза, возникающая при «мобилизации» предприятия, с точки зрения ее владельца, - безопасность конфиденциальных данных. Виртуальные рабочие места, удаленный доступ к хранилищу данных совместно с ERP-системой для своих новых сотрудников повышают риск корпоративного шпионажа [23].

Следующая из наиболее распространенных и серьезных проблем -сложность организации инфраструктуры ИТ-департаментов, сложность последующей оценки эффективности их внедрения, а вместе с тем и появление коррупционной составляющкй.

Сдерживающим фактором может послужить необходимость использования высокопроизводительных каналов связи [24]. Например, во многих регионах России доступ к бесперебойным каналам до сих пор затруднен или имеет очень высокую стоимость [25]. По оценкам Cnews Analitycs, Россия находится на 38 месте по стоимости широкополосного подключения по отношению к ВВП на душу населения.

Третья группа исследователей изучает конкретные вопросы организации бизнеса в условиях мобильного офиса, новые возможности и новые формы, которые этот вариант открывает перед компаниями. Хорошие перспективы мобильного офиса не в последнюю очередь связаны с областью интернета вещей [26]. Цифровизация едва ли не любого объекта окружающего нас пространства (интернет вещей) позволяет выполнять офисные виды работ практически в любом месте и на любом устройстве.

Мобильный офис изменяет понятие «фирмы». Авторы Yi Jia Low, Yen-Chen Ho предлагают новый термин «многонациональная экономическая организация» (multinational economic organization) как более адекватный вариант описания бизнес-процессов современного типа с использованием мобильного офиса в условиях глобальной экономики [27]. Экономическая организация мобильного типа позволяет вырабатывать более эффективные и емкие мощности по интеграции различных видов знаний в рамках единой организационной структуры и объ-

единять новые производительные ресурсы быстрее в ответ на появляющиеся возможности для бизнеса в глобальной экономике [28].

Использование мобильного офиса раскрывает новые сферы взаимодействия людей, выявляет и углубляет новые социальные роли индивидов [29]. Мобильные инструменты становятся способами индивидуального самовыражения работника и формирования его идентичности не только в рамках работы и офисных заданий, но вне офиса [30; 31].

Эмпирические исследования [32] на большом числе данных различных компаний мира за период 1980-2015 гг. показывают, что эффективность мобильного офиса связана с эволюцией ИК-решений в инновационной экосистеме, которую опережающими темпами самостоятельно или вынуждено под действием конкурентных факторов окружающей среды развивает компания. Наибольшая эффективность достигается при совместной эволюции (совместном развитии, co-evolution) стратегического ИТ-менеджмента и инновационной экосистемы. В частности, технологическую базу для развития мобильного офиса и мобильных инструментов составляет бурно и быстро растущая область облачных программ (cloud computing) [33].

Перспективность мобильного офиса поддерживается многими странами на государственном уровне. Так, Министерство науки Южной Кореи считает, что создание стоимости на основе изменения организационных форм бизнеса в направлении гибкости и мобильности в XXI в. происходит в рамках экономической экосистемы и способствует развитию экономики знаний [34]. Китай поддерживает инновационные малые и средние предприятия, задействованные в том числе и в организации мобильного офиса [35].

Таким образом, мировой опыт наглядно демонстрирует тот факт, что мобильный офис становится формой развития компании, новой реальностью бизнеса в XXI в.

Технологическая база мобильного офиса

Тенденция развития полупроводниковых и сотовых сетей набирает стремительные обороты во всем мире. С удешевлением аппаратного оборудования и доступа в глобальную сеть появляются новые технологии, позволяющие оптимизировать расходы предприятий и добиться сверхэффективности. Многие товарные рынки перенасыщены продукцией различных производителей - необходимо искать новые пути дополнительной монетизации предприятия и формировать уникальное конкурентное преимущество.

Подобным конкурентным преимуществом может стать использование распределенных облачных ИТ-инфраструктур компании. По результатам исследования VMWare, в котором приняли участие около

1200 IT-специалистов мира, организации, ставящие в качестве приоритета «мобилизацию» бизнеса (как формирование мобильной среды для принятия решений), добиваются серьезных улучшений: повышается эффективность работы сотрудников компании, увеличивается ее способность создавать новые каналы получения прибыли, улучшается качество обслуживания клиентов и в целом увеличивается скорость реакции на изменение внешней среды [22].

Надо понимать, что «облако» не является революционной концепцией, возникшей только сегодня. Идея «облака» взращена из разработок 1950-х годов. В то время владельцы огромных мэйнфреймов (как правило, академические учреждения) стремились максимально оптимизировать загрузку своих мощностей с целью получить максимальную эффективность и прибыль. Именно подобные идеи привели к возникновению «удаленного доступа» на временной основе, когда мощности работали бесперебойно, нивелируя таким образом возникшую проблему простаивания дорогостоящего оборудования. Следующим этапом заслуженно можно считать появление CRM-системы от Salesforse.com, предоставляемой по подписке в виде веб-сайта.

После примерно сорокалетнего периода планомерных разработок в области удаленных коммуникаций комплексный и революционный скачок произошел после запуска компанией Amazon своей платформы Amazon Web Services (AWS) и Elastic Computing Cloud (EC2) в 2006 г. На тот момент использование мощностей компании Amazon составляло около 10%, как и у многочисленных компьютерных инфраструктур того времени. Они совершили своего рода прорыв в решениях «облачных» инфраструктур, так как сумели не только оптимизировать собственные ресурсы, но и монетизировали ранее не востребованные ресурсы.

Примерно через год аналогичные услуги анонсировали прочие флагманы IT-индустрии: Google, Sun и IBM. Нечто иное, но в целом похожее, предложила компания Microsoft, развернувшая в 2008 г. целую операционную систему на базе облачных вычислений [36].

Следует также отметить и скорость развития «облачной» инфраструктуры как таковой. На основании последних отчетов International Data Corporation, рынок публичных облачных вычислений в ближайшие годы будет расти со скоростью 27,6% в год и к 2019 г. сможет достигнуть уровня в 80 млрд долл. Прогноз IDC близок к прогнозам компании Parallels, которая прогнозирует увеличение российского рынка облачных сервисов в течение пяти лет до 1,5 млрд долл.2 Многие эксперты прогнозируют новую волну развития облачных технологий с простых одномерных моделей SaaS (Software as a Service)

2 Задачи рабочей группы РАЭК по регулированию облачных вычислений. raec.ru/ rg/2552/#sel=.

и PaaS (Platform as a Service) на более сложную многомерную модель IaaS (Infrastructure as a Service) [37]. Это одно из главных направлений развития технологии менеджмента на сегодняшний день. Рынок IaaS - один из самых быстрорастущих сегодня. По подсчетам компании Gartner, только 2015 г. принес рост выручки от внедрения подобной модели на 32% - до 16,2 млрд долл., а в 2016 г. увеличение темпов роста сегмента составило 38,4%.

Данные статистики свидетельствуют о том, что облачные решения в менеджменте - это тренд будущих лет, новый отраслевой стандарт. Но так ли все тут «безоблачно»?

С 2008-2009 гг. IT-рынок начал заполняться как лидирующими игроками рынка, так и нишевыми и узкоспециализированными программными продуктами. На сегодняшний день облачные ресурсы в совокупности с услугами IP-телефонии, рост которой составляет, по данным агентства J'son & Partners, около 74% (2016 г.) [22], предоставляют широкие возможности по «мобилизации» предприятий и получению дополнительного дохода. В то же время облачные вычисления таят как положительный эффект, так и отрицательный результат.

Облачные вычисления как основа мобильного офиса насчитывает три варианта.

Первый вариант частного «облака» - это пространство, развернутое на мощностях и территории компании, обслуживаемое и контролируемое ее сотрудниками [38, с. 409]. Но данная архитектура необязательна - возможно использование либо внешних центров обработки данных (ЦОД), либо совместно с привлечением аутсорсинговых компаний. В качестве одного из отличных от других видов преимуществ следует выделить высокий уровень безопасности и высокую степень контроля. Тем не менее высокие издержки капитализации и затраты на последующее обслуживание оборудования могут существенным образом увеличить совокупные затраты самой организации.

Публичные облачные архитектуры характеризуются предоставлением услуг клиенту поставщиком. Пользователи данных схем не имеют возможности управлять или обслуживать его ресурсы - вся ответственность возложена на владельца, поставщика услуг. Поставщик облачных услуг принимает на себя обязанность по установке, управлению, предоставлению и обслуживанию программного обеспечения, инфраструктуры приложений или физической инфраструктуры. Платеж осуществляется только за те ресурсы, которые использовал клиент. Это один из самых легких и доступных по цене вариантов развертывания ресурсов с большими возможностями масштабирования. Но конфигурации использования, как правило, стандартны, и клиент не может их преобразовать под свои требования. Также недостатком можно считать значительно меньший, по сравнению с частным серви-

сом, уровень безопасности, что говорит о нежелательном их использовании для важных и конфиденциальных данных.

Гибридные облачные решения - это своего рода синергия публичных ресурсов и собственной, частной инфраструктуры. Данный вид архитектуры популярен в организациях, имеющих ярко выраженные сезонные всплески, требующие высоких вычислительных мощностей, или организации с высокими стандартами внутренней безопасности. Подобные решения позволяют предоставлять необходимый удаленный виртуальный доступ сотрудникам, экстренно выделять ресурсы для обеспечения сезонности или для нового проекта, при этом оставлять в сохранности данные, к примеру, по платежам, внутри корпоративной сети. Один из наиболее важных недостатков - очень высокая сложность создания подобной инфраструктуры и последующее ее обслуживание.

Преимущества распределенной инфраструктуры можно показать на следующем примере. Одним из классических преимущества облачных архитектур называют относительно низкую стоимость ее внедрения и эксплуатации - сокращение капитальных издержек (CAPEX). Но, как показывает практика, это не всегда так. В зависимости от варианта используемой модели IaaS, PaaS, SaaS, публичного или частного характера, продиктованными требованиями отрасли, предпочтениями учредителей, производственными процессами и т. п., сокращение капитальных издержек не всегда происходит. Например, при организации частного облака компания вынуждена создавать собственный ЦОД и укомплектовывать центр дорогостоящим оборудованием. Сокращение издержек также происходит за счет более дешевых клиентских компьютеров. В большинстве случаев, в разрезе среднего и малого предпринимательства, удается достигнуть в среднем от 30 до 70% экономии.

Таким образом, виртуализация представляет собой ведущую технологическую базу современного менеджмента.

Российские перспективы

По результатам исследования Coleman & Parkers, около 50% опрошенных руководителей российских компаний считают отсутствие гибкости ИТ-инфраструктуры препятствием для решения бизнес-задач [39].

Преобладающими вариантами «облачных» отраслей экономики в России являются: отрасль информационных технологий и финансовые структуры (25% использования гибких технологий в стране), компании ритэйла (21%), телекоммуникационные компании (13%). Среднестатистический рост прибыли данных организаций составляет 30%. Эти архитектуры используются в основном в гибридных формах из-за высокой степени общего недоверия к сервисам. Покупки облач-

ных услуг носят избирательный характер. Наблюдается определенный рост в сегменте DaaS (Data as a Service). Когнитивные технологии, объединяющие определенные алгоритмы вычисления и информационные технологии, позволяют работать с большими массивами неструктурированных данных [40]. Таков основной тренд текущего времени.

На основании прогноза IDC, клиентами облачных сервисов будут в основном крупные компании России - продажи спрогнозированы на уровне 80 млрд долл. к 2019 г. Доля средних и мелких по объему организаций будет превышать 40%. Компании сектора B2B или B2C сегмента активно используют облачные схемы в РФ [41]. Также «облачные» технологии заняли прочные позиции в образовательных учреждениях в концепции электронного кампуса.

Наиболее сложным остается оценка повышения уровня мотивации в компании и эффективности работы персонала, благодаря использованию новейших программных разработок, сокращению времени обработки запроса, повышения качества обслуживания и росту управляемости бизнеса. Более того, лояльное отношение к своим сотрудникам, профессиональная детерминация критериев оценки работы и системы премирования, установление в рамках некоторых отделов свободного посещения и уменьшение размеров офисного помещения ведут к росту дохода фирмы в долгосрочной перспективе.

Агрегация вариантов использования и формирования оптимальных, шаблонных решений имеют положительный финансовый результат. Для большинства компаний стандартизованные инструменты, такие как CRM, от любого продавца облачного ИТ-продукта в полной мере удовлетворяют текущие потребности бизнеса и оставляют технологический задел на будущее.

Углубленный анализ проблем «мобилизации» корпоративного сегмента позволяет сделать вывод, что организация подобной ИТ-архитектуры положительно сказывается на финансовых показателях компании и во многих случаях ведет к структурным изменениям в организации.

Также доверительные продукты, какими в первую очередь являются облачные сервисы в рамках ИТ-инфраструктуры, основное свое развитие получили в США (69% мирового рынка). Российские корпоративные потребители с осторожностью относятся к подобным решениям из-за ряда проблем. В качестве потенциальных угроз можно выделить следующие: слабая или отсутствующая законодательная база; малая распространенность скоростного стабильного доступа в Интернет; не до конца решенные вопросы безопасности данных; сложная методика оценки эффективности внедрения облачных ИТ-решений.

Во многих странах уже действует ряд законных и подзаконных актов, контролирующих облачные вычисления и всевозможную вир-

туализацию. Одна из наиболее масштабных программ действует в США - она была реализована в рамках ИТ-реформы, проведенной администрацией Б. Обамы. Среди основных задач реформы выделялись такие, как: снижение затрат, повышение прозрачности и эффективности государственных ИТ-расходов. Евросоюз, в свою очередь, готовится к формированию собственной облачной стратегии [42].

В России сформирован законопроект, отражающий требования к облачным инфраструктурам для государственных органов [43]. Переход на использование подобного рода ресурсов затруднен по нескольким причинам. В силу обострившихся в последнее время отношений России со многими странами мира, а особенно с США, правительство РФ не готово к использованию зарубежных ЦОД, а российские представители не способны на регулярной основе предоставлять требуемый уровень качества, стабильности, надежности и конфиденциальности данных. Между тем переход к новой модели ИТ в госорганах свидетельствует о возможностях экономии государственного бюджета и о повышении прозрачности государственных расходов, что является позитивным сигналом с антикоррупционной точки зрения [44].

Для коммерческого значения использования облачных технологий наиболее важны положения Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (Федерального закона, ограничивающего и регламентирующего условия передачи и использования персональных данных), которые напрямую не препятствуют использованию облачных технологий, но осложняют в ряде случаев архитектуру ИТ-системы предприятия. Более того, требования регуляторов к поставщикам облачных услуг временами достаточно жесткие и трудновыполнимые (к примеру, применение сертифицированных криптосредств, требования регуляторов к обеспечению безопасности и криптошифрованию) [45].

Что же касается защиты потребителя услуг по коммерческим контрактам, то в большинстве своем взаимоотношения регламентируются основным арбитражным законодательством. В России существует ряд требований по заключению контрактов на предоставление облачных услуг, и в основном эти требования регламентируют порядок предоставления отчетности для правильного обоснования расходов и списания налогооблагаемой базы. Однако безопасность потребителя облачных услуг, как и поставщика, остается делом самого контрагента по договору, что, в свою очередь, снижает уровень доверия к технологии в целом.

Применение «мобилизации» наиболее выгодно в сегменте среднего и малого предпринимательства. Стоимость владения говорит о том, что минимизация капитальных и операционных издержек позволяет снизить барьеры входа на рынок, что актуально для начального этапа

бизнеса, и повысить скорость реакций на внешнее окружение, благодаря максимально актуальному ПО. Стоимость миграции для среднего и крупного предприятия может нивелировать дополнительное преимущество по издержкам, из-за скопившейся аппаратной базы, но тем не менее использование распределенной инфраструктуры в средней и крупной организации в формате гибридной схемы позволяет использовать преимущества «мобилизации», сохранить высокий уровень безопасности, повысить лояльность сотрудников и учредителей бизнеса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цифровая Россия: новая реальность. Доклад. Июль 2017. Digital McKinsey. www. tadviser.ru/images/c/c2/Digital-Russia-report.pdf.

2. Mopo3oea А. Сайт в облаке // Российская Газета. 2013. 917(39). rg.ru/2013/10/08/ telefoni.html.

3. Ежегодная аналитическая сводка Яндекс.Исследования - Развитие интернета в России. yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015.

4. Arnott D, Lizama F., Song Y. Patterns of business intelligence systems use in organizations // Decision Support Systems. 2017. Vol. 97. Р. 58-68.

5. Alkhuraiji A, Liu S., Oderanti F, Annansingh F, Pan J. Knowledge network modelling to support decision-making for strategic intervention in IT project-oriented change management // Journal of Decision systems. 2014. Vol. 23. No. 3. Р. 285-302.

6. Zhang Y., Li X. Uses of information and communication technologies in HIV self-management // International Journal of Information Management. 2017. Vol. 37.

7. Koc T., Turan A., Okursoy A. Acceptance and usage of a mobile information system in higher education: an empirical study with structural equation modeling // The International Journal of Management Education. 2016. Vol. 14. Р. 286-300.

8. Gerbi M., McIvor R., Loane S., Humphrey P. A multi-theory approach to understanding the business process outsourcing decision // Journal of World Business. 2015. Vol. 50. Р. 505-518.

9. McIvor R. Global services outsourcing. N.Y.: Cambridge University Press, 2010.

10. McIvor R. What is the right outsourcing strategy for your process? // European Management Journal. 2008. V. 26. Р. 24-34.

11. Currie W., Michell V, Abanishe O. Knowledge process outsourcing in financial services: the vendor perspective // European Management Journal. 2008. Vol. 26. Р. 94-104.

12. Crecente-Romero F., Gimenez-Baldazo M., Rivera-Galicia L. Subjective perception of entrepreneurship. Differences among countries // Journal of Business Research. 2016. V. 69. Р.5158-5162.

13. Sung T. The creative economy in global competition // Technological Forecasting and Social Change. 2015. Vol. 96. Р. 89-91.

14. Howkins J. The creative economy: how people make money from ideas. L: Penguin, 2001.

15. Pearson K., Saunders C. Strategic Management of Information. Singapore: John Wily and Sons, 2013.

16. Kogut B. The network as knowledge: generative rules and the emergence of structure // Strategic Management Journal. 2000. Vol. 21. Р. 405-425.

Р. 75-83.

17. Sung T. The creative economy in global competition // Technological Forecasting and Social Change. 2015. Vol. 96. Р. 89-91.

18. Manfredi S., Nappo F. The implementation of intellectual property strategies inside the organization // International Journal of Mathematical Models and Methods in Applied Sciences. 2012. V. 6. No. 1. Р. 53-62.

19. Pereira S., Quonian L. Intellectual property and patent prospecting as a basis for knowledge and innovation // RAI Revista de Administracao e Inovacao. 2017. Article in Press. dx.doi.org/10.1016/j.rai.2017.07.006.

20. Aral S., Brynjolfsson E., Van Alstyne M. Information, technology and information worker productivity: task level evidence. NBER Working Paper. WP 13172. June 2007. www. nber.org/papers/w13172.

21. Yang M., Kueng L., Hong B. Business strategy and the management of firms. NBER Working Paper. January 2015. WP 20846. www.nber.org/papers/w20846.

22. Козьяков Д. Современный мобильный офис: технологические возможности и вопрос возврата инвестиций // Технологии и средства связи. 2015. No. 6. С. 46-47.

23. SAP ERP. Построение эффективной системы управления / Пер. с англ. М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2008.

24. Завгородний В.И. Оценка расходов на управление информационными рисками // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 4. С. 82-88.

25. Ермак С. Летели Облака, Летели Кирпичи // Эксперт Online. 2011. expert.ru/ ural/2011/44/leteli-oblaka-leteli-kirpichi.

26. Ng I., Wakenshaw S. The internet-of-things: review and research directions // International Journal in Marketing. 2017. Vol. 34. Р. 3-21.

27. Yi Jia Low K., Yen-Chen Ho E. A knowledge-based theory of the multinational economic organization // Long Range Planning. 2016. Vol. 49. Р. 641-647.

28. Teece D. A dynamic capabilities-based entrepreneurial theory of the multinational enterprise // Journal of International Business. 2014. Vol. 45. Р. 8-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Kakihara M., Sorensen C. Expanding the "mobility" concept // ACM SIGGROUP Bulletin. 2001. V. 22. No. 3. Р. 33-37.

30. Jarvenpaa S., Lang K. Managing the paradoxes of mobile technology // Information Systems Management. 2005. V. 22. No. 4. Р. 7-23.

31. Lyytinen K., Youngjin Y. Ubiquitous computing // Communications of the ACM. 2002. Vol.45. No. 12. Р. 63-96.

32. Holgersson M., Granstrand O., Bogers M. The evolution of intellectual property strategy in innovation ecosystems: uncovering complementary and substitute appropriability regimes // Long Range Planning. 2017. Article in press. dx.doi.org/10.1016/j. lrp.2017.08.007. Р. 1-17.

33. Bayramusta M., Aslihan Nasir V. A fad or future of IT? A comprehensive literature review on the cloud computing research // International Journal of Information Management. 2016. Vol. 36. Р. 635-644.

34. Ministry of Science. ICT. Future Planning. 2015. Creative economy. english.msip.go.kr/ englich/msipContents/contents.do?mId=MjY3.

35. Wonglimpiyarat J. New economics of innovation: strategies to support high-tech SMEs // Journal of High Technology Management Research. 2015. Vol. 26. Р. 186-195.

36. Глонассова А. История развития облачных технологий. От Amazon до Wialon. 2011. blog.gurtam.com/2011/10/history-of-cloud-computing-from-amazon-to-wialon.

37. Соколов М. Белогривые на старте // Российская газета. 2015. No. 6952(84).

38. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем: Учебник. М.: ИНФРА-М. 2005.

39. Пуляевский Г. Дорога в «Облака» // Эксперт Online. 2011. expert.ru/2011/09/30/ doroga-v-oblaka.

40. Воронина. Ю. Когнитивные системы помогут победить конкурентов // Российская газета. 2016. 20 апреля. rg.ru/2016/04/20/budushchee-biznes-tehnologij-za-kognitivnymi-sistemami.html.

41. Соколов М. Рынок публичных облаков к 2019-у году увеличится втрое // Российская Газета. № 6952(84). rg.ru/2016/04/20/prognoz-rynok-publichnyh-oblakov-k-2019-godu-uvelichitsia-vtroe.html.

42. Литвиненко Ю.А. Облачные сервисы для бизнеса: от сокращения капитальных затрат к мгновенному выделению ресурсов // Журнал школы ИТ-менеджмента АНХ при правительстве РФ. 2011. Май. journal.itmane.ru/node/487.

43. Закон обяжет строить облака на территории России // RTCloud. 2016. rtcloud.ru/ zakon-obyazhet-stroit-oblaka-dlya-gosorganov-na-territorii-rossii.

44. Носов Н. Проблемы перехода к облачным технологиям в государственных организациях // PC Week. 2015. №1 (878).

45. Технология облачных вычислений // Мир Телекома. 2014. № 31. mirtelecoma.ru/ magazine/elektronnaya-versiya/31.

ABOUT THE AUTHORS

Nadezhda M. Rozanova - Doctor of Economics Sciences, Professor, Department of Theoretical Economics, National Re-search University "Higher School of Economics", Moscow, Russia

Ivan A. Varivoda - Manager of the Open Company Pet Retail Beethoven, Moscow, Russia

MANAGEMENT IN THE XXIT CENTURY: TO FLEXIBLE FORMS OF MANAGEMENT AND ORGANIZATION

The dominant trend of the XXI century, namely, development of the digital economy, , poses new tasks before management. Digitalization scale and speed clearly demonstrate necessity and possibility of radical changes in a firm's managerial system in many aspects,, including in the sphere of organization of office worki so that previously routine and boring office activities could be transformed into creative office communication of a new generation. The paper, based on extensive international experience, considers "the pitfalls " or the feasible obstacles, that arise in the process of work with virtual jobs. The authors show the objective necessity of conducting the IT reforms in a company that provides additional freedom to its personnel and unceasing permanent access to operational data of the company's management. In the paper, specific features of infrastructure transformation of an organization are described, in connection with the introduction of open accounting and the mobilization of staff.

Keywords: Business administration, business model, mobile infrastructure, management.

JEL: M1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.