Научная статья на тему 'Менеджмент творчества как научно-практическое направление и учебная дисциплина: отечественный и зарубежный опыт'

Менеджмент творчества как научно-практическое направление и учебная дисциплина: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
753
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубина И. Н.

This paper denotes the main features of Creativity Management as a new managerial discipline, stages of its development and its role in the modern innovation and knowledge economy. International experience of teaching courses on creative problem solving, managing employees' creativity, etc. is described in the article. The author discusses obstacles and trends of teaching such courses in Russian universities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of creativity as a scientifically-practical direction and a subject matter: domestic and foreign experience

This paper denotes the main features of Creativity Management as a new managerial discipline, stages of its development and its role in the modern innovation and knowledge economy. International experience of teaching courses on creative problem solving, managing employees' creativity, etc. is described in the article. The author discusses obstacles and trends of teaching such courses in Russian universities.

Текст научной работы на тему «Менеджмент творчества как научно-практическое направление и учебная дисциплина: отечественный и зарубежный опыт»

МЕНЕДЖМЕНТ ТВОРЧЕСТВА КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

И.Н. Дубина, к.филос.н., доц., зам. декана Экономического факультета по научной работе и международному сотрудничеству доц. каф. Информационных систем в экономике Тел.: (385 2) 24-65-58; E-mail: din@asu.ru Алтайский государственный университет http://www.asu.ru

This paper denotes the main features of Creativity Management as a new managerial discipline, stages of its development and its role in the modern innovation and knowledge economy. International experience of teaching courses on creative problem solving, managing employees' creativity, etc. is described in the article. The author discusses obstacles and trends of teaching such courses in Russian universities.

С середины 1960-х годов идеи о необходимости изучать и использовать творчество персонала для успешного ведения бизнеса широко и активно распространяются в исследовательской, практической и образовательной сферах. В современных условиях экономически значимыми оказываются не только знания и опыт, но и способность генерировать новые идеи и решать нестандартные задачи. Творческий потенциал персонала сегодня рассматривается как экономический ресурс и одно из главных условий интенсивного экономического развития. К настоящему моменту о роли творчества в

бизнесе написаны тысячи статей и сотни книг на десятках языков, хотя в современной литературе пока еще нет общего мнения, как можно управлять этим важнейшим и уникальным ресурсом. Ярким индикатором практического интереса к творчеству являются многочисленные исследовательские центры и консалтинговые компании, предоставляющие предприятиям и фирмам консультационные и образовательные услуги, связанные с решением нестандартных задач, развитием творческого потенциала сотрудников и инновационной деятельности компаний и т.п.

За рубежом существует также много ассоциаций и сообществ исследователей и практиков в области бизнес-творчества:

Американская ассоциация творчества (American Creativity Association), Европейская ассоциация творчества и инноваций (European Creativity and Innovation Association), Китайский институт исследований творчества (China Creative Studies Institute), Институт креативного менеджмента (Creative Management Institute) в Китае, Японская ассоциация творчества (Japan Creativity Association) и др. В этих же странах и регионах (США, Китай, Япония, Сингапур) чаще всего проводятся научно-практические конференции по бизнес-творчеству и инновациям. Обращает на себя внимание тот факт, что интерес к творчеству и создание организованных сообществ специалистов в этой области в наибольшей степени проявляются в странах с инновационной экономикой.

Попытки более активного использования творческого потенциала проявились в новых методах организации и стимулирования труда: «обогащение труда», «гуманизация труда», «расширение трудовых функций», «делегирование полномочий», «кружки качества» и др. Но эти эксперименты в 60- и 70-е годы XX в. были еще довольно малочисленны и направлены в основном на отдельных работников, базировались преимущественно на идее развития творческого потенциала и в гораздо меньшей степени - управления им.

Но постепенно приходит осознание того, что, как и любая деятельность работника, творчество персонала и связанные с ним изменения должны быть управляемы. Для бизнеса хорошим решением является отнюдь не всякая новая идея, но, прежде всего, полезная. Более того, неуправляемая креа-

тивность сотрудников может принести вред, т.к. любое нововведение потенциально способно нарушить нормальное функционирование организационной или производственной структуры. Поэтому вопросы управления творчеством персонала стали за рубежом в последние два десятилетия предметом системного исследования и анализа. Появились новые термины: «направляемое творчество» (directed creativity), «организованное творчество» (organized creativity), «структурированное творчество» (structured create-vity), «управляемое творчество» (managed creativity) и др. [1, 2, 3].

В 80-х годах в США началось формирование новой управленческой дисциплины, ориентированной на изучение возможностей развития, управления и использования творческой деятельности и ее результатов в производственных и бизнес-процессах. Она получила свое развитие на теоретической и методологической базе таких дисциплин, как инновационный менеджмент, управление научно-техническими и технологическими разработками (research and development management), психология творчества, организационное поведение (organizational behavior), экономика труда, управление персоналом. С начала 90-х годов для обозначения новой дисциплины устойчиво стал использоваться термин «creativity management» (менеджмент творчества).

Истоки менеджмента творчества - в первых разработках А. Осборна, попытавшегося упорядочить и структурировать творческий процесс с помощью метода мозгового штурма (30-е годы). Осборн впервые показал на практике возможность управления творческим процессом. По мифу об озарении, не поддающемуся управлению, были нанесены первые удары. В 50-х годах, после того, как этот метод продемонстрировал свою эффективность для решения организационных и управленческих проблем, появились первые консалтинговые агентства, предлагавшие услуги по решению нестандартных задач (Synectics Incorporated и др.). Но до конца 70-х годов речь шла лишь об активизации креативных процессов. Однако управление творчеством предполагает не только решение задач активизации и развития креативных способностей персонала, но и разработку соответствующих организационных условий для творчества и инноваций, системы стимулирования, прогнозирования, оценки и контроля.

Одним из «популяризаторов» менеджмента творчества стал профессор Гарвардской школы бизнеса Дж. Као. Ключевой фразой его книги «Искусство и наука творчества» стало следующее высказывание: «Творчество не похоже на погоду, вы можете изменить его. И вы можете достаточно точно определить его влияние на ваши доходы» [2]. Дж. Као представил творчество как процесс, который может быть не только наблюдаем, но и проанализирован, использован и управляем, хотя, по его выражению, «творить сложно, но еще сложнее - управлять творчеством» [4, с. 204].

Следует отметить, что в нашей стране (тогда еще СССР) проблема управления творчеством была обозначена в конце 70-х годов. Это отчетливо сделал Г.С. Альтшул-лер, создатель теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): «В наше время трудно кого-нибудь удивить идеей управления тем или иным процессом. Управление термоядерной энергией? Что ж, дело ближайших лет. Управление наследственностью? Пожалуйста, уже есть генная инженерия. Управление погодой? Какие могут быть сомнения - будет у нас дождь по заказу! Управление движением звезд? Задача нелегкая, но ведь принципиальных препятствий нет, научимся управлять и звездами, это вопрос времени... Любая идея об управлении чем-то, сегодня еще не управляемым, воспринимается спокойно: найдем средства управления, будем управлять. И только идея управления процессом творчества, как правило, вызывает резкое сопротивление. ... Ученые и изобретатели, рассказывая о своей работе, с поразительным единодушием говорили о внезапном озарении, о невозможности не только управлять творческим процессом, но и понять, что это такое и как это происходит. И хотя о непознаваемости творчества высказывались люди, много сделавшие в науке и технике, я не поверил им, не поверил сразу и безоговорочно. Почему все познаваемо, а творчество непознаваемо? Что это за процесс, которым в отличие от всех других нельзя управлять? . Производство новых идей, относящихся к развитию технических систем, неизбежно станет индустрией, основанной на точной науке» [5, с. 3]. Г.С. Альтшуллер оказался прав и относительно «индустрии творческих идей», и относительно специальной науки об управлении творчеством.

Менеджмент творчества - сравнительно новое направление в управленческой

науке, ориентированное на изучение возможностей развития, управления и использования творческой деятельности и ее результатов в производственных и бизнес-процессах. Объектом менеджмента творчества как практической дисциплины и предметом исследования менеджмента творчества как научной дисциплины является творческая деятельность персонала компании, предприятия, организации. При этом под субъектами творческой деятельности понимаются не только предприниматели, менеджеры, разработчики новой техники, научные работники, рационализаторы и изобретатели, а все сотрудники компании или организации. Креативность - это нормальное свойство любого человека [6, c. 25-29, 54-64], поэтому работники практически любой профессии и квалификации могут предложить новую и полезную для организации идею или решение проблемы.

В области управления творчеством персонала уже накоплен значительный практический опыт, методы менеджмента творчества все в большей степени включаются в систему управления трудовыми процессами, а его принципы становятся одним из главных элементов современной парадигмы управления. Несмотря на то, что теория и методология управления творчеством разработаны еще довольно слабо, а системная теоретико-методологическая база новой дисциплины еще не сложилась, термин «менеджмент творчества» уже имеет научный статус, о чем может свидетельствовать статья «Управление творчеством» в авторитетной «Международной энциклопедии управления и бизнеса» [7].

Термин «менеджмент творчества» еще крайне редко встречается в нашей литературе. Гораздо чаще в российских публикациях последних 5-7 лет используется термин «креативный менеджмент». Это понятие характеризует, прежде всего, творческий подход к управлению и качества менеджера, тогда как понятие «менеджмент творчества» - методы и формы управления творчеством персонала как особым объектом управления. Зарубежные исследователи также используют термины «менеджмент творчества» (creativity management) и «креативный менеджмент» (creative management) как различные понятия [8]. Термин «креативный менеджмент», в первую очередь, подчеркивает стиль управления, а не его объект. Управлять творчески (т.е. быть креативным менеджером) и управлять творчеством (раз-

вивать, направлять, стимулировать, оценивать, контролировать творчество персонала) - это не одно и то же. Но очевидно, что управлять творчеством можно только творчески.

Основные функции менеджмента творчества:

- интенсификация производства новых и эффективных идей;

- разработка и использование эффективных методик решения нестандартных задач;

- оценка творческих стилей персонала;

- формирование эффективных творческих команд (creative team-building);

- развитие творческого потенциала персонала;

- организационная и техническая поддержка творчества персонала;

- устранение «блоков для творчества» и формирование творческого климата;

- оценка творческого климата;

- экспертиза идей и продуктов;

- контроль и фокусирование творчества персонала в соответствии с целями и задачами компании.

Выделенные функции частично пересекаются с функциями других управленческих дисциплин, на базе которых проходило формирование менеджмента творчества. В частности, если сравнить эти функции с R&D менеджментом (организация теоретических и прикладных исследований, конвертирование изобретений в рабочие прототипы, тестирование прототипов и т.д.), обнаруживается некоторое функциональное пересечение в области генерирования и оценки новых идей.

Сравнение функций менеджмента творчества с функциями инновационного менеджмента (развитие инновационной культуры в организации, разработка и оценка инновационных проектов, оценка и распределение ресурсов и т. д.) показывает, что эти дисциплины имеют функциональное пересечение в области создания благоприятных организационных условий для производства и реализации новых идей.

Часто менеджмент творчества определяется как организация и поддержка производства новых идей для их дальнейшей трансформации в коммерчески успешный продукт, и в таком варианте понимается как элемент инновационного менеджмента. Но инновационная деятельность, осуществляемая компанией, может базироваться не только на идеях и изобретениях, которые

продуцированы сотрудниками этой же компании, но и на «внешних» (заимствованных) идеях (например, приобретенных патентах).

Как показывают исследования [6, с. 8284], организационные условия в компании могут быть благоприятны для практического осуществления новых идей, но не благоприятны для их генерирования и наоборот. Творчество и инновации не взаимозаменяемы, и связь между ними не причинно-следственная. Стимулирование творчества сотрудников компании не всегда приводит к активизации ее инновационной деятельности, а поддержка инновационной активности не всегда ведет к активизации творческого потенциала персонала. Многие компании довольно успешно внедряют инновации «по шаблону» - без активизации и привлечения творческого потенциала сотрудников.

В [9] показано, что творчество может и должно играть более заметную роль в инновационном процессе, чем просто этап генерирования новых идей для будущих изобретений и инноваций. Творчество присутствует на всех этапах инновационной деятельности. Поэтому управление творчеством требует более широкого понимания, чем просто управление процессом создания новых идей для их дальнейшего превращения в инновации. Управление творчеством - это не часть инновационного менеджмента, а вполне самостоятельная теоретическая и практическая дисциплина. Понимание менеджмента творчества лишь как компонента инновационного менеджмента сужает поле видения бизнес-потенциала творчества и ограничивает возможности использования творческого ресурса в бизнесе.

При сравнении функций менеджмента творчества с функциями управления персоналом также обнаруживаются многочисленные пересечения, прежде всего по функциям стимулирования и развития персонала. Но по сравнению с количеством специальных функций у этих дисциплин их частичное функциональное пересечение не позволяет рассматривать «Менеджмент творчества» в качестве элемента дисциплины «Управление персоналом», например, как ее специальной части, касающейся управления творческим персоналом [10]. Менеджмент творчества не концентрируется на деятельности сотрудников определенной профессии или рода деятельности, поскольку любой сотрудник обладает креативными способностями и может предложить творческое решение. Более того, одной из задач менеджмента творчества яв-

ляется развитие креативных способностей сотрудников и включение всех сотрудников в категорию творческого персонала в тех масштабах, которые определяются спецификой компании.

В литературе иногда встречается отождествление менеджмента творчества с управлением знаниями (knowledge management), поскольку творчество имеет непосредственное отношение к производству новых знаний. Но управление знаниями делает акцент на организационных и технологических аспектах работы с данными, зафиксированными на информационных носителях. Можно сказать, что менеджмент творчества фокусирует внимание на то, как производить новые знания, а менеджмент знаний -на то, как обеспечить к ним эффективный доступ.

Менеджмент творчества, R&D менеджмент и инновационный менеджмент -это различные и взаимодополняющие управленческие дисциплины, они имеют свой предмет, задачи, функции и методы.

Эффективность реализации программ менеджмента творчества в среднем значительно превышает эффективность других управленческих программ. Д. Коугер в книге «Творческое решение проблем и поиск возможностей» сравнивает эффективность инвестиций в различные программы в трех сферах: исследования и разработки (R&D), всеобщее управление качеством (TQM), программы развития творчества (Creativity Improvement Program). Средняя рентабельность инвестиций (Average Return of Investment) в развитие творчества персонала достигает 300%, в 3 раза превышая рентабельность инвестиций в TQM программы и в 5 раз - в R&D программы [11].

Несмотря на непрерывно расширяющийся практический опыт в области менеджмента творчества, творчество персонала как экономический ресурс часто не используется совсем или используется недостаточно и неэффективно. Одна из причин -элементарное отсутствие у руководителей соответствующих знаний о возможностях и управленческих технологиях включения творчества в бизнес-процессы. Как отмечал Г. Тэн, «организации не могут быть творческими только потому, что работники не знают, как быть творческими, а менеджеры не знают, как руководить и мотивировать творчество персонала в соответствии с организационными целями и задачами» [12].

Отсюда возникает проблема преподавания принципов и методов менеджмента творчества на разных уровнях. Необходимо направленное и специальное обучение методам и технологиям генерирования новых идей и решения нестандартных проблем, методам активизации, управления и использования творчества персонала для эффективной инновационной деятельности компаний и организаций. Изучение этих вопросов является важным элементом качественного управленческого и бизнес-образования.

В зарубежных высших учебных заведениях преподавание курсов, связанных с творческими решениями бизнес-задач, очень распространено, особенно в США, Японии, Китае, западноевропейских странах. Методам творческого решения задач за рубежом учат в бизнес-школах и университетах на уровне бакалавриата и магистратуры [13; 14]. Например, в таких известных и престижных американских университетах, как Harvard, Yale, Stanford, MIT, University of California (Berkeley), Columbia University, Indiana University преподаются курсы «Творчество в бизнесе» (Creativity in Business), «Творчество и инновации» (Creativity and Innovation), «Предпринимательское творчество» (Entrepreneurial Creativity), «Творческое решение проблем» (Creative Problem Solving), «Оценка творчества: методы и ресурсы» (Creativity Assessment: Methods and Resources), «Творчество и изменения» (Creativity and Change), «Управление творчеством» (Creativity Management, Managing Creativity) и др. В Лондонской школе бизнеса (London Business School) преподается курс «Управление инновациями и творчеством» (Managing Innovation and Creativity), в Манчестерской школе бизнеса (Manchester Business School) предлагаются курсы «Творчество и организационные изменения» (Creativity and Organizational Change) и «Творческие и инновационные проекты» (Creativity and Innovation Projects).

В международном центре изучения творчества (Государственный колледж Буффало, США) и в Институте Э. Де Боно (Мальта) осуществляется подготовка магистров по программам, связанным с бизнес-творчеством, с присвоением степени магистра в области творчества (MSc in Creativity). В некоторых странах, например в Великобритании, на государственном уровне поддерживаются магистерские программы по менеджменту творчества и инноваций

[15]. Активную работу по поддержке учебных курсов бизнес-творчества проводит Фонд творческого образования (Creativity Education Foundation) в США. Помимо университетов и бизнес-школ разнообразные учебные семинары и тренинги по творческому решению проблем в бизнесе предлагают также многочисленные консалтинговые агентства и исследовательские центры, например Центр творческого управления в Гринсборо (Северная Каролина, США). Даже в тех странах, которые всегда считались ориентированными в большей степени на традиции, а не на инновации, программам, связанным с творческим решением проблем, уделяется сейчас большее внимание, чем в России. Например, в Узбекистане обучение творческим подходам к решению задач является частью Национальной программы подготовки кадров [16].

В настоящее время подобные образовательные программы и курсы становятся все более востребованными также и в российских вузах. Специальные курсы по творческому решению проблем, методам и технологиям нахождения оригинальных и эффективных решений преподаются сегодня в Белгородском государственном университете, Волгоградском государственном техническом университете, Государственной академии управления, Московской академии экономики и права, Московском энергетическом институте и других учебных заведениях. Курсы, включающие в себя элементы менеджмента творчества, предлагаются Алтайским государственным университетом («Креативные решения в инновационном бизнесе», «Системы поддержки творческих решений»), Международным институтом менеджмента ЛИНК («Творчество, инновации и изменение»), Международным институтом рекламы («Креативный менеджмент», «Креативные решения бизнес-проблем»), Открытой школой бизнеса («Творчество, новаторство и изменения»), Самарским государственным техническим университетом («Инновации и творчество в деятельности менеджера») и рядом других вузов.

Но учебно-методической литературы на русском языке для поддержки таких курсов пока еще очень мало, за исключением публикаций, связанных с теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ). По принципам и методам ТРИЗ издано много работ автора теории Г.С. Альтшуллера и его учеников, а также прикладных разработок. Однако в существующей русскоязычной учебной лите-

ратуре практически не рассматриваются вопросы активизации и управления творчеством персонала, оценки организационной среды для творчества и инноваций и другие элементы менеджмента творчества.

1. Общим местом стало утверждение о том, что в условиях реальной экономики усвоение опыта и знаний, накопленных другими, становится почти бесполезным во многих профессиональных областях. Объем знаний сейчас таков, что усвоить их даже частично уже невозможно, тем более, что количество информации, по некоторым оценкам, увеличивается каждые десять лет вдвое. Сейчас нужно не столько знать что-то (большая часть знаний все равно быстро устареет и забудется), сколько понимать, что нужно знать для решения той или иной задачи, уметь находить ее решения, задейст-вуя творческие способности или умение самостоятельно приобретать знания. Для выпускника вуза сегодня недостаточно иметь хорошие знания по общим и профессиональным дисциплинам и умение аналитически мыслить. Необходимо умение «творчески переосмыслить» полученные знания, выявить пробелы в знаниях и недостатки в методах, умение генерировать эффективные идеи в нестандартных ситуациях.

2. Одной из основных функций менеджера, отнимающих зачастую половину его времени, является решение проблем. Трудно себе представить эффективного менеджера любого уровня (от отдельного рабочего участка до общегосударственного), а тем более политического или бизнес-лидера, который не умеет быстро решать нестандартные проблемы, не способен генерировать эффективные творческие идеи.

3. Современные образовательные стандарты третьего поколения определяют основные дисциплины, которые должны преподаваться в вузе, исходя из компетенций, которыми должен обладать специалист в той или иной области. Хороший менеджер должен уметь ориентироваться в нестандартных ситуациях, знать и уметь применять методы решения нестандартных задач, эффективно управлять творческим потенциалом сотрудников.

4. В экономике, даже в тех областях, где новации считаются нежелательными (расчет заработной платы, налогов, определение затрат, включаемых в себестоимость, и т.п.), творчество также возможно: например, легальное снижение налоговой базы. Особенно важен творческий подход в облас-

тях маркетинга, рекламы, торгового дела, анализа хозяйственной деятельности предприятий, выявления резервов роста, составления планов и прогнозов. На современном российском рынке труда существует устойчивый спрос на «криэйтеров» (создателей брэндов, слоганов и т.д.) и «креативных директоров» для маркетинговых, рекламных и PR-агентств. Работодатели в характеристиках работников, которых они готовы принять на работу, все чаще указывают такое качество, как «креативность».

5. Профессионализм современного выпускника вуза должен заключаться не столько в том, чтобы уметь делать что-то, сколько в том, чтобы научиться это делать, даже если его этому не учили. Исполнительский труд тоже необходим в любой сфере бизнеса, но если работник обучен лишь исполнительскому труду, он, в лучшем случае, сможет лишь поддерживать показатели работы предприятия.

6. Хотя большинство преподавателей высшей школы безусловно соглашаются с тем, что выпускник вуза должен уметь творчески мыслить, до сих пор среди многих преподавателей российских вузов преобладает скептическое отношение к существующим наработкам в области обучения творчеству и, тем более, управления творчеством. Весьма распространено следующее мнение: творчеству нельзя научить, поскольку творческие способности - врожденные («от природы»). Согласно такой позиции, творческие способности нельзя ни привить, ни «усвоить», их можно лишь развивать: при решении задач, в деловых играх, case-studies, на личном примере и т.д. Поэтому, по мнению очень многих преподавателей, в специальном курсе обучения творчеству нет необходимости. Схожую позицию занимают и многие российские менеджеры-практики, для которых понятие «творчество» - это нечто расплывчатое и бесформенное, относящееся, скорее, к сферам науки и искусства, а не бизнеса и производства; творчество, по их мнению, не вписывается в известную схему управления, оно непредсказуемо, неконтролируемо и т.д.

7. Зарубежной практике преподавания тоже знаком скепсис в отношении обучения творчеству. Когда в начале 80-х годов Дж. Као начал преподавать в Гарварде методы творчества (Art and Discipline of Creativity), он столкнулся с многочисленными сомнениями по поводу практической пригодности его курса для реального бизнеса. Сегодня

его бывшие студенты являются топ-менеджерами таких известных корпораций, как AT&T, Merck, Merill Lynch и др. [4].

8. То, что творчеству можно учить, не вызывает сомнений. Так же, как несколько столетий тому назад умение читать перестало быть достоянием избранных, к концу XX века творчество перестало быть чем-то особенным, исключительным. Миф о сверхъестественной природе творчества разрушился концепциями «повседневного» творчества (everyday creativity), которое рассматривается сегодня как неотъемлемая характеристика любого человека. Возможность развития творческих способностей подтверждается успешным опытом многих вузов, центров и отдельных преподавателей. О том, что творчеству нужно учить, свидетельствует опыт многих руководителей, которые понимают, что их капитал - это творческие способности и идеи персонала, и что вложения в развитие этого капитала могут быть высокоэффективны.

9. Учить творчеству, как рассуждал А. Маслоу, нужно в том смысле, чтобы обучаемые не боялись перемен, были готовы принять новое и, более того, его приветствовать [17, с. 108-112]. Конечно, в этом смысле творчеству (а точнее, установке на творчество) в вузе можно и нужно учить в рамках любого курса: на семинарах, лекциях, экзаменах, при подготовке дипломных и курсовых работ и т.д. Однако при обучении любым предметам студентов учат решать разного рода конкретные задачи, но у нас пока еще очень мало вузов, в которых обучают методам творчества (как решать любую нестандартную проблему), и еще меньше вузов, где обучают методам управления творчеством (как организовать работу сотрудников для эффективного решения нестандартных проблем, поиска новых возможностей и реализации творческих решений).

Для подготовки специалистов как генераторов эффективных идей в системе российского вузовского образования должны быть специальные курсы по теории, методологии и технологии творчества, а для сту-

дентов управленческих специальностей и направлений - курсы по методам управления творчеством персонала. В рамках таких курсов нужно обучать способам активизации творческих способностей, методам оценки и совершенствования организационного климата для генерации и реализации новых идей в компании, технологиям решения нестандартных задач, программным продуктам для разработки новых идей, методам развития, регулирования и управления творческой деятельностью в производственных, социальных и бизнес-процессах.

В 80-х годах прошлого века произошли серьезные изменения в понимании экономической роли творчества и отношении руководителей государственных и бизнес-структур к творчеству персонала. Из нежелательного фактора риска творчество превратилось в фактор развития и повышения конкурентоспособности. В управленческой теории и практике появилась новая дисциплина - «Менеджмент творчества», которая приобретает все большее значение в условиях современной экономики - экономики знаний и инноваций. Значимость этой дисциплины для реальной экономики нашла отражение в учебных программах многих зарубежных университетов и бизнес-школ. В России пока еще сравнительно небольшое количество вузов предлагают подобные программы.

Автор надеется, что данная статья может способствовать осознанию важности таких программ для студентов, аспирантов и специалистов в области экономики и управления, более интенсивной разработке соответствующих курсов и их закреплению в системе российского высшего образования. А. Маслоу еще в середине 60-х годов отмечал, что «творчество становится вопросом национальной и международной политики» [17, с. 108]. Сегодня от обучения методологии творческого мышления и управления творчеством зависит уровень квалификации подготовки специалистов во многих областях техники, экономики и управления, а значит и экономические успехи страны.

Литература

1. De Bono E. Serious Creativity: Using the Power of Lateral Thinking to Create New Ideas. - New York: Harper Business, 1992.

2. Kao, J. Jamming: The Art and Discipline of Business Creativity. - New York: Harper Collins, 1996.

3. Proctor, T. The Essence of Management Creativity. - London: Prentice Hall, 1995.

4. The Science of Creativity. Management Development Review. 1997. Vol. 10. Num. 6. - p. 203-204.

5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. - М.,

1979.

6. Дубина И.Н. Творческие решения в управлении и бизнесе. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007.

7. Ford, C.M., and Gioia, D. A. Creativity management. The International Encyclopedia of Business and Management. - New York: Routledge, 1996. - p. 872-878.

8. Xu, F. and Ricards, T. Creative management: a predicted development from research into creativity and management. Creativity and Innovation Management. 2007. Vol. 16. No. 3. - p. 216-228.

9. Dubina, I.N. Optimally managing creativity in organizations. Managing Creative and Innovative People: The Art, Science and Craft of Fostering Creativity, Triggering Invention and Catalyzing Innovation. Westport, CT: Praeger, 2007. p. 143-170.

10. Булатова Г. А., Дубина И.Н. Инновационные подходы к управлению и внутренний рынок труда как факторы повышения эффективности формирования и использования творческого персонала // Управление регионом: тенденции, закономерности, проблемы. - Ч. 2. - Г-Алтайск: РИО ГАГУ, 2003. -С. 105-110.

11. Couger, J. D. Creative Problem Solving and Opportunity Finding. - Danvers: Boyd & Fraser, 1995.

12. Tan, G. Managing creativity in organizations: A total system approach. Creativity and Innovation Management. 1998. - Vol. 7, No. 1. - p. 23-31.

13. Xu, F., McDonnell, G., and Nash, W. A survey of creativity courses at universities in principal countries. Journal of Creative Behavior. 2005. Vol. 39. No. 2. - p. 75-88.

14. Parnes, S.J. Programs and Courses in Creativity. Runco, M. A. and Pritzker, S. R. (Eds.) Encyclopedia of Creativity. - San Diego: Academic Press, 1999. - p. 465-477.

15. Roffe, I. Innovation and Creativity in Organizations: a Review of the Implications for Training and Development. Journal of European Industrial Training. 1999. Vol. 23, No. 4-5. - p. 224-241.

16. Веселков Ф., Икрамов М., Ахунова Ш. О проблемах обучения экономистов творческому труду // Экон. вестн. Узбекистана. - 2000. - № 11/12. - С.2-10.

17. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. - СПб: Евразия, 1999.

СЕТЕВАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ

О. В. Зубакина, директор Тел.: (495) 442-64-32, E-mail: OZubakina@staff.mesi.ru Институт непрерывного образования МЭСИ http://www .mesi.ru

Развитие российского образования обусловлено переходом к постиндустриальному информационному обществу, характеризующемуся ростом интенсивности информационных процессов, а также потребностью современного общества в гибких, адаптивных системах образования. Процесс развития информационного общества влечет за собой интенсивные процессы становления новой образовательной политики, формирования ее новых целей, направленных не столько на получение определенных знаний в различных областях, сколько на обеспечение условий для самоопределения и самореализации каждой конкретной личности благодаря открытости образования на протяжении всей жизни.

Потребность государства в конкурентоспособных специалистах, способных к адаптации в постоянно меняющемся мире в условиях быстро растущих объемов информации, может быть реализована благодаря эффективной организационно-педагогичес-

кой и информационной поддержке (ОПиИП) профессионального самоопределения старших школьников.

В условиях постиндустриального общества необходимо использовать все возможности современных ИКТ и сети Интернет для расширения информационного поля подростков. Использование школьниками сети Интернет для получения новых знаний и установления лично значимых социальных контактов, направленных на повышение их уровня готовности к профессиональному самоопределению, способствует развитию информационной культуры подростков и положительно влияет на их ценностные ориентиры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.