Научная статья на тему 'Менеджмент на предприятии: американская, английская, австралийская и канадская модели управления'

Менеджмент на предприятии: американская, английская, австралийская и канадская модели управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4455
530
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
управление / зарубежный менеджмент / менеджер / американская модель / английская модель / австралийская модель / канадская модель. / management / foreign management / manager / American management model / English manage- ment model / Australian management model / Canadian management model.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любицкая Елена Васильевна, Качан Анна Дмитриевна

В статье рассматриваются особенности американской, английской, австралийской и канадской моделей менеджмента на предприятии. Проводится анализ их схожих черт и существенных различий. Описывается процесс взаимодействия руководитель – сотрудник и приводятся общие характеристики менеджера в разрезе производственного управления каждой из рассмотренных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT AT THE COMPANY: AMERICAN, ENGLISH, AUSTRALIAN AND CANADIAN MODELS OF MANAGEMENT

The article discusses the features of the American, English, Australian and Canadian models of management at the company. Was made an analysis of their similarities and significant differences. Was described the process of interaction between the manager and the employee and was given the general characteristics of the manager in the context of the production management of each of the countries reviewed.

Текст научной работы на тему «Менеджмент на предприятии: американская, английская, австралийская и канадская модели управления»

<<шушетим~^©и©ма1>#3(ш7)),2(0]9 / social ШММУМШАТШШ 13

УДК 005.7

Любицкая Елена Васильевна,

студентка

Землеустроительный факультет Качан Анна Дмитриевна

студентка

Землеустроительный факультет Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина

МЕНЕДЖМЕНТ НА ПРЕДПРИЯТИИ: АМЕРИКАНСКАЯ, АНГЛИЙСКАЯ, АВСТРАЛИЙСКАЯ

И КАНАДСКАЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ

Lyubickaya Elena Vasilevna,

student

Land use planning faculty Kachan Anna Dmitrievna

student

Land use planning faculty Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin

MANAGEMENT AT THE COMPANY: AMERICAN, ENGLISH, AUSTRALIAN AND CANADIAN

MODELS OF MANAGEMENT

Аннотация

В статье рассматриваются особенности американской, английской, австралийской и канадской моделей менеджмента на предприятии. Проводится анализ их схожих черт и существенных различий. Описывается процесс взаимодействия руководитель - сотрудник и приводятся общие характеристики менеджера в разрезе производственного управления каждой из рассмотренных стран.

Abstract

The article discusses the features of the American, English, Australian and Canadian models of management at the company. Was made an analysis of their similarities and significant differences. Was described the process of interaction between the manager and the employee and was given the general characteristics of the manager in the context of the production management of each of the countries reviewed.

Ключевые слова: управление, зарубежный менеджмент, менеджер, американская модель, английская модель, австралийская модель, канадская модель.

Key words: management, foreign management, manager, American management model, English management model, Australian management model, Canadian management model.

В настоящее время, в условиях глобализации, характеризующейся большой свободой перемещения и обменом информацией, которая не смогла не отложить след на современную теорию управления, осуществление менеджмента организации остается одной из наиболее актуальных проблем в управленческой структуре предприятий любой страны. Именно этим и обусловлено изучение возможности создания единой, единственно верной модели менеджмента. Ее отличительной чертой является то, что модель должна формироваться исходя из накопленных сведений всех без исключения стран в области теории и практики управления в таких сферах как промышленность, сельское хозяйство и торговля. А также она должна учитывать особенности исторических, социально-политических и научно-технических факторов развития всех стран, а также из менталитета людей, особенностей психологии, культуры и традиций.

Однако, все черты необходимые для создания общих рациональных подходов в управлении, невозможно объединить, так как каждая из стран проходила свои уникальные исторические этапы становления государства.

В написанной работе были изучены американская, английская, канадская и австралийская модели менеджмента, был проведен сравнительный анализ этих моделей, выявлены особенности и их характерные черты.

Отличительной особенностью американской модели управления является ее демократизация. В США высокие требования предъявляются к процессу ведения нормативно-правовой базы, правовая и техническая информация находится, как правило, в открытом доступе для акционеров компании. Развитие научного менеджмента осуществлялось под воздействием сфер крупного бизнеса, а средний и малый бизнес здесь всегда играли малозначимую роль. Америка, в отличие от

ВДОАк ШММУШСАТОШ / «ШУШ(Ш1УМ-ШУГМА1>>#3(Ш7)),2(0]9

14

многих других стран, начала всецело механизировать комплекс операций по отношению ко всем отраслям экономики, в то время как остальные государства механизировали отдельные отрасли.

В Великобритании менеджмент в незначительной степени отличается от американской модели управления. Связано это со схожестью историко-культурного развития этих двух стран. Тем не менее, различия в моделях управления на предприятиях здесь все же имеются.

Одной из главных отличительных особенностей английской модели менеджмента относительно американской является тот факт, что в Великобритании преобладающую роль в формировании экономики страны играют мелкие и средние предприятия, а не крупные корпорации. В этом ключе менеджмент приобретает особые, уникальные черты. Мелкие фирмы больше подвержены риску закрытия и банкротства, для того чтобы "оставаться на плаву" они должны быстрее реагировать на любое изменение ситуации как во внешней среде, так и во внутренней. Умение своевременно приспособиться к этим изменениям в значительной степени определяет конкурентоспособность организации.

Пути осуществления внешнеэкономической политики для предприятия Великобритании, как правило, строго регламентированы детально проработанными контрактами, что дает некую гарантию избежания неопределенностей и недопонимания между взаимодействующими предприятиями и организациями.

В Великобритании крупные концерны дают своим дочерним предприятиям немалую долю самостоятельности. Эта самостоятельность затрагивает все виды решений принимаемых руководством малой компании, т.е. осуществление производственных, финансовых и управленческих решений носит локальный внутриорганизационный характер.

Австралийская модель управления также имеет свои особенные черты. Очень серьезные изменения в системе управления были проведены в Австралии в 2005-2006 гг. связано это было с развитием новой системы центрального менеджмента бюджетной системы.

Основным изменением было введение бюджетной оценки по результатам, была разработана система управления центральным бюджетом. Все эти действия были необходимы для преодоления высокого вертикального дисбаланса, существующего в Австралии с 1901 г.

В Австралии менеджмент на предприятии имеет операционную направленность, и, несмотря на то, что для ведения бизнеса нет необходимости в покровителе или посредниках, в то же время создание связей и налаживание внешних контактов может стать важным фактором долгосрочного успеха конкретной компании в ее сфере бизнеса. Большинство руководителей высшего звена внутри определенной отрасли знают друг друга и они стремятся развивать гармоничные рабочие взаимоотношения.

Предприятиям в Австралии свойственен высокий уровень соревновательности и легкий подход к рискованным переменам, если таковые сулят успехом. Преобладает такое мышление, что изменения, какими бы трудными и рискованными они не были, обычно приносят пользу предприятию и что тяжелая работа и инновации приведут к лучшему завтрашнему дню.

Организациям в Австралии свойственно определение строгих временных рамок производительной деятельности, и соблюдение этих графиков очень важно. В Австралии отсутствие крайнего срока исполнения производственной задачи является признаком плохой управленческой деятельности и неэффективности работы менеджера, что может сильно поколебать доверие людей к его деятельности.

Канадская модель управления во многом похожа на американскую. Схожими чертами является передача предприятий в оперативное управление частными корпорациями и подчинение публичных корпораций отраслевым министерствам.

Канадские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление, которое заключается в разработке долгосрочной стратегии и в осуществлении управления в реальном разрезе времени.

В Канаде, как и в Австралии, построение социальной структуры в бизнесе основывается на том, что все сотрудники в организации играют важную роль и ценятся за их индивидуальный вклад в общее дело. Поэтому в этой стране управляющие зачастую выносят решение каких либо управленческих проблем на всеобщее обсуждение и принимают в рассмотрение мнение каждого высказавшегося сотрудника.

В связи со значительным сходством американского и английского менеджмента, а также канадского и австралийского, их можно объединить соответственно в англо-американскую и канадо-австралийскую модели. Сравнение характерных схожих черт и различий представлены в таблице 1.

<<ШУШетиМ~^©У©МА1>#3(Ш7)),2(0]9 / ШОАк ШММУМШАТШШ 15

Таблица-1

Оцениваемые критерии сравнения Модели управления

Англо -американская Канадо -австралийская

Государства, в которых используется модель США, Великобритания Канада, Австралия

Общая характеристика Значительное число индивидуальных акционеров, независимых, не связанных с деятельностью компании. Разработанная законодательная база определяет права и обязанности участников Участие банков в качестве долгосрочных акционеров и представители выбираются в состав совета директоров. Банковское финансирование предпочтительнее акционерного.

Ключевые участники Управляющие, директоры, акционеры, биржи, правительство Банки,корпорации

Требования к прозрачности информации Квартальный отчет, годовой отчет, вклюяающие в себя информацию о директорах, количестве имеющихся у них акций, заработной плате, данные об акционерах, владеющих более 5 % акций, сведения и слияниях и поглощениях. Полугодовой отчет с указанием структуры капитала, акционеров с 5 % акций и более, информация о возможных слияниях и поглощениях.

Взаимоотношения и интересы участников Акционеры могут осуществлять свое право голоса по почте или доверенности, не присутствуя на собрании акционеров. Банки с согласия акционеров распоряжаются голосами по своему усмотрению. Нет возмодности заочного голосования, обязательное присутствие акционера на собрании или передоверие этого права банку.

Структура акционерного капитала Дисперсная Сконцентрированная

Тип инвестиция Радикальные Сложные

Исходя из неповторимости социально-экономического развития данных стран, можно выделить и разные подходы в стилях управления персоналом.

Менеджер в Америке является индивидуалистом, для которого главный интерес это достижения личного успеха, богатства и продвижения по карьерной лестнице, а процесс служения собственному делу и обществу отодвигается на второе место. Американская модель менеджмента - идеальная модель для карьеристов. В отличие от многих стран, в США предприятие не проявляет заботы о своих работниках. Для американской модели менеджмента характерно отсутствие большой зависимости сотрудников от компании, любой из них может приниматься на предприятие на короткие сроки, может наказываться или увольняться за допущенные ошибки, просчеты или неверно принятые решения. Часто на фирме одним из способов стимулирования сотрудников является поощрение конкуренции между ними.

Управление персоналом в Великобритании обладает рядом отличительных по отношению к другим странам свойств. Недавнее исследование Института менеджмента Великобритании свидетельствует о том, что 77% британских менеджеров напрямую связывают систему непрерывного профессионального образования с карьерным ростом.

Главной теоретической основой английской модели менеджмента является школа человеческих отношений. Английская модель менеджмента основана на уважении традиционных гуманистических

ценностей. При найме сотрудников, руководители фирм большое внимание уделяют образованию и репутации претендента на рабочее место.

В Австралии в основе построения управления персоналом лежит концепция эгалитаризма, т.е. социального равенства. Для создания благоприятных условий развития межотраслевого бизнеса большое внимание уделяется уважению ко всем участникам бизнес отношений и обеспечению каждого равными правами и возможностями.

Такой подход к менеджменту на предприятии основывается на том, что каждый сотрудник организации играет очень важную роль в ее деятельности. Поэтому в Австралии менеджеры всецело полагаются на сотрудников всех рангов в сборе необходимой для организации информации, а, зачастую, даже в принятии организационных и управленческих решений.

Как правило, деятельность менеджера ориентирована на определенный узкий круг управленческих задач, но при этом не переходя в микро-менеджмент. Большое значение уделяется достижению конечной цели, высокой производительности и прибыли, поэтому руководители ожидают от каждого сотрудника соответствующего профессионального уровня.

В Канаде многие компании сотрудничают с Национальным институтом качества Канады, внедряющим специальный канадский стандарт социальной ответственности - модель совершенства качества и достойного ("здорового") рабочего места.

SOCIAL COMMUNCATOMS / «ШУШ(Ш1УМ-ШУГМА1>>#Щ27)),2(0]9

16

Он определяет, что формирование системы социальной ответственности бизнеса в первую очередь означает заботу о здоровье сотрудников, о физическом и духовном самочувствии потребителей.

Канадская практика подбора руководящих сотрудников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знании специалиста. В то время как сами руководители высоко ценят в своих сотрудниках специализированные знания и навыки, которые могут быть использованы на всех уровнях производственной деятельности организации.

Как видим, в каждом из рассмотренных нами государств процесс управления персоналом уникален в связи с естественно-историческими особенностями развития каждой из стран. Но вместе с тем эти страны обладают рядом схожих черт управленческой деятельности на предприятии, характерный странам с высоким уровнем экономического развития и ресурсного потенциала.

Вопрос нахождения оптимальной модели управления персоналом остается всегда актуальным. Это динамический процесс, который обусловлен непрерывным изменением и развитием каждого конкретного государства внутри своих границ и во взаимоувязке с другими странами мирового сообщества.

Список литературы:

1. Учебные материалы онлайн [Электронный ресурс]. -

https ://studwood. ru/1418906/menedzhment/angliyska ya_model_menedzhmenta. - (дата обращения: 08.02.2019).

УДК: 316.776.32

2. Студенческая библиотека онлайн [Электронный ресурс]. -

https://studbooks.net/1477932/menedzhment/kanadsk aya_model. - (дата обращения: 04.02.2019).

3. Онлайн сервисы для учебы [Электронный ресурс]. -

http://ru.solverbook.com/spravochnik/menedzhment/a merikanskaya-model-menedzhmenta/. - (дата обращения: 04.02.2019).

4. Большая онлайн библиотека e-Reading [Электронный ресурс]. - https://www.e-reading.club/chapter.php/98322/20/Ermasova_-_Gosudarstvennye_i_municipal%27nye_finansy__teo riya_i_praktika_v_Ro ssii_i_v_zarubezhnyh_stranah. ht ml. - (дата обращения: 11.02.2019).

5. Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. - Москва : Юрайт, 2016. - 640 с.

6. Воробьев А. Д. Методология стратегического менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - N6. - С. 127-130.

7. Ярская В. Н. Социальная политика, социальное государство и социальный менеджмент: проблемы анализа // Журнал исследований социальной политики. - 2003. -№1. - 11-28 с.

8. International management guides [Электронный ресурс]. - https://www.commisceo-global.com/resources/management-guides/australia-management-guide. - (дата обращения: 04.02.2019).

9. World business culture [Электронный ресурс]. - https://www.worldbusinessculture.com/coun-try-profiles/australia/culture/. - (дата обращения: 04.02.2019).

Канюков Н.А., Яхонтова И. М.

Кубанский Государственный аграрный университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10026 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ОКИНАВСКАЯ ХАРТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА)

Kanyukov N.A., Yakhontova I.M.

Kuban State Agrarian University

INTERNATIONAL EXPERIENCE IN THE DEVELOPMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES (OKINAWA CHARTER OF THE GLOBAL INFORMATION SOCIETY)

Аннотация

Подписание Окинавской Хартии глобального информационного общества является важным этапом в современной истории. Данное событие подтверждает осознание главами крупнейших государств мира необходимости дальнейшего развития общества в направлении ИТ. В данной статье проведен краткий анализ изначального документа, приводятся примеры международного опыта реализации данной хартии в разрезе конкретных мер на уровне государственного аппарата и трансконтинентальных корпораций в разных странах.

Abstract

The signing of the Okinawa Charter of the Global Information Society is an important step in modern history. This event confirms the realization by the heads of the largest states of the world of the needfor further development of society in the direction of IT. This article provides a brief analysis of the original document, gives examples of international experience in implementing this charter in the context of specific measures at the level of the state apparatus and transcontinental corporations in different countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.