Научная статья на тему 'Менеджмент мотивационной подготовки боксера'

Менеджмент мотивационной подготовки боксера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болдырев Борис Наумович, Касымбеков Мустафа Аскарович, Сапиев Серик Жумангалиевич

В статье обобщены научно-методические публикации, затрагивающие современные тенденции использования менеджмента основных мотивационных направлений в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям. Показано, что с учетом реалий современного состояния спортивно-соревновательной деятельности в боксе существует необходимость пересмотра акцентов воспитания некоторых мотивационных составляющих подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болдырев Борис Наумович, Касымбеков Мустафа Аскарович, Сапиев Серик Жумангалиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT MOTIVATIONAL TRAINING BOXER

The article summarizes research and educational publications, concerning current trends in the use of motivational management of the main directions in the process of preparing athletes to compete. It is shown that taking into account realities of the modern state of the sport-competitive activity in boxing there is a need to revise the emphasis of education some motivational components of training

Текст научной работы на тему «Менеджмент мотивационной подготовки боксера»

МЕНЕДЖМЕНТ МОТИВАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРА

Болдырев Борис Наумович кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета

Касымбеков Мустафа Аскарович кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой

Сапиев Серик Жумангалиевич магистрант, Заслуженный мастер спорта, Олимпийский чемпион Казахская академия спорта и туризма, г. Алматы, Казахстан

MANAGEMENT MOTIVATIONAL TRAINING BOXER

Boldyrev Boris Naumovich

the candidate of pedagogical sciences, associate professor, Dean of the faculty

Kasymbekov Mustafa Askarovich the candidate of pedagogical sciences, associate professor, head. the Department

Sapiev Serik Zhumagalievich master, Honored master of sports, Olympic champion Kazakh Academy of sport and tourism, Almaty, Kazakhstan

Аннотация. В статье обобщены научно-методические публикации, затрагивающие современные тенденции использования менеджмента основных мотивационных направлений в процессе подготовки спортсменов к соревнованиям. Показано, что с учетом реалий современного состояния спортивно-соревновательной деятельности в боксе существует необходимость пересмотра акцентов воспитания некоторых мотивационных составляющих подготовки.

Summary. The article summarizes research and educational publications, concerning current trends in the use of motivational management of the main directions in the process of preparing athletes to compete. It is shown that taking into account realities of the modern state of the sport-competitive activity in boxing there is a need to revise the emphasis of education some motivational components of training.

Актуальность исследования. Высокий учебно-тренировочный и научно-методический уровень предварительной подготовки, необходимой для успешного участия боксеров в соревнованиях, особенно высокого ранга, в значительной степени определяется применением современных педагогических технологий, внедрением методов, способствующих активизации тренировочного процесса, в том числе за счет дальнейшего совершенствования мотивационных составляющих. Мотивационная подготовка к соревнованиям является одной из актуальнейших проблем в спорте. Ее решение имеет прежде всего прикладное значение, связанное

с обеспечением всесторонней подготовленности спортсменов к борьбе за победы на мировом и олимпийском уровнях.

По мнению некоторых спортивных психологов, спорт можно рассматривать как «...специфический род деятельности, направленной на достижение определенных спортивных результатов и на улучшение соответствующих спортивных показателей с помощью психофизического совершенствования. При этом всестороннее использование данных науки и техники с учетом практического опыта предоставляет в целом равные возможности для достижения спортсменами и высокого уровня физического развития, и спортивного мастерства. Это, при прочих равных обстоятельствах, и определяет здесь ведущую роль психической подготовки, которая в настоящее время является наиболее решающим фактором успешного выступления, особенно высококвалифицированных спортсменов» [1].

Теперь ни у кого уже не вызывает сомнения, что традиционные подходы к спортивной подготовке, ориентированные преимущественно на развитие исключительно физических качеств, совершенствование функциональных возможностей организма боксера, технико-тактических умений и навыков, полностью не обеспечивают условий для решения задач формирования самодостаточной личности, способной к спортивному самосовершенствованию. Известно, что высокий уровень социализации личности обуславливается способностью к самопознанию, адекватной самооценке личностных притязаний, жизненных целей, потенциальных способностей, требований общества и запросов, в том числе материальных, самого спортсмена.

Между тем, проблема культивации самосознания как фактора, обусловливающего функционирование и развитие спортивной мотивации, является на сегодняшний день малоисследованной. Анализ и обобщение научно-методической литературы, а также данные тренерской практики свидетельствуют о существовании объективного противоречия между высоким уровнем самосознания личности по развитию и формированию спортивной мотивации, с одной стороны, и имеющимися проблемами менеджмента и мотивации занимающихся боксом, с другой.

Цель иследования - обосновать роль и значение менеджмента мотивации в процессе подготовки олимпииского резерва на современном этапе развития бокса в Республике Казахстан (РК).

Задачи исследования:

1.Выяление основных мотивационных факторов менеджмента подготовки боксеров в РК.

2.Анализ и обобщение имеющихся проблем в данном вопросе.

Методы исследования: теоретический анализ, обобщение научно-методической литературы и материалов сети Интернет, педагогические наблюдения, анализ и синтез.

Результаты исследования и их обсуждение свидетельствуют о высокой значимости социализации личности спортсмена в процессе физического самосовершенствования. Необходимость управления развитием самосознания атлета для повышения его мотивационной готовности к эффективному осуществлению спортивной-соревновательной деятельности вытекает из существующих в настоящее время концептуальных философско-культурологических положений. Недостаточно развитое самосознание занимающихся выступает одной из значимых причин, приводящих к ослаблению спортивной мотивации. Поэтому

одной из центральных задач общей психологической подготовки является мотивационная концептуальность развития самосовершенствования, самопознания, самоопределения спортивной деятельности.

Проблема отбора и формирования потребностей, в совокупности образующих систему стремлений (мотивов), принадлежит к числу первостепенных. Вот почему рассмотрение этой проблемы необходимо начать с вопросов теоретических, разработке которых, к сожалению, пока уделяется недостаточное внимание. Мотивационная подготовка к соревнованию - проблема одновременно психологическая и педагогическая.

Психологическая готовность спортсмена к выступлению в соревнованиях, относится к категории психических состояний, изучение которых входит в компетенцию психологии. Педагогическим аспектом проблемы является изыскание путей и средств обеспечения психической готовности к соревнованию в процессе обучения и воспитания боксеров. Таким образом, решение проблемы требует совместных усилий психологов и тренеров, направленных на раскрытие теоретических путей обеспечения мотивационной готовности к соревнованию.

«Мотивами являются побуждения, вытекающие из понимания спортсменом общественной значимости достижения намеченной цели. Мотивами могут быть и побуждения, имеющие только личное значение для спортсмена. Лучше всего, если то и другое совпадает. Такого рода цели и мотивы вызывают интерес к предстоящему соревнованию, способствуют созданию увлеченности и процессом подготовки к нему и спортивной борьбой в ходе соревнования, развертыванию творческих сил спортсмена, страстному стремлению достигнуть намеченную цель. Действенность такого рода мотивов была показана в специальных исследованиях К.П.Жарова, А.Ц.Пуни, Э.Василевски, А.П.Поварницына, Ю.Ю.Палайма и др.» [2].

Мощным фактором, влияющим на спортсмена, является личность его тренера. Энтузиазм наставника, стойкость и находчивость в трудных ситуациях, организованность, преданность делу - все это во многом способствует воспитанию важных социально-значимых качеств спортсмена. Древняя мудрость гласит: «Один человек может дать другому только то, чем владеет сам». В этом отношении, предъявляя к ученику определенные требования, нельзя делать исключения для себя. Поэтому помимо разъяснений, убеждений и других форм работы, личный пример наставника является важным фактором воспитания мотивационных стимулов.

Необходимо помнить, что любой достаточно квалифицированный спортсмен является примером для подражания и в этом плане его ответственность, как и ответственность тренера, чрезвычайно высоки. В целях активизации мотивационных факторов следует обращаться к примерам из жизни выдающихся боксеров, показывать социально-психологические и нравственные аспекты их жизнедеятельности. Целесообразно применять эмоциональную окраску, высказывая свое отношение к разбираемым примерам. Подобные разъяснения могут проводиться в самых различных формах, возникать спонтанно, или планироваться заранее. Например, характеризуя идеалы спортсмена, прославляющего казахстанский спорт за рубежом, показать преимущество казахской школы бокса, продемонстрировать безграничные возможности человека и т.п.

Действенной формой воспитания мотивации является участие боксеров в массовых зрелищах, чествованиях ветеранов, знатных людей, наказах, клятвах и обязательствах, связанных со спортивной деятельностью. В этом же плане велико

воспитательное значение существующих традиций команды. Спортивные традиции побуждают боксера всегда и везде отстаивать честь своего коллектива. Спортсмен преломляет свои потребности через цели и задачи коллектива, соотносит и координирует личные идеалы в соответствии с ценностными ориентирами. Это один из путей отбора в команду, культивация социализации и мотивации личности. Включенный в коллектив человек по-разному реагирует на мнения отдельных его членов. Мнение одних он учитывает, мнение же других игнорирует. Задача тренера, используя данное влияние, воздействовать на мотивацию боксера и, в зависимости от задач, создавать необходимую атмосферу вокруг спортсмена и его поступков.

Формируя коллектив, необходимо учитывать так называемую групповую совместимость. То, насколько совместимы или несовместимы люди, сообща выполняющие определенную работу, во многом определяет психологический климат в команде, который, в свою очередь, помогает или наоборот тормозит рост спортивных достижений. Психологическая несовместимость может порой возникнуть из-за разных вкусов, интересов, привычек, темпераментов спортсменов. Совместимость необходимо учитывать также при размещении команды в местах проживания в период учебно-тренировочных сборов и соревнований.

Вопросы воздействия на психическое состояние боксеров, формирование взглядов, установок, мотиваций тесно взаимосвязаны с комплектацией команды. Бывает, что спортсмен, пользующийся авторитетом и имеющий высокую результативность, может отрицательно влиять на учебно-тренировочный процесс. От таких боксеров иногда нужно избавляться, либо работать с ними индивидуально.

На мотивацию боксера большое влияние оказывает чтение соответствующей литературы. Бумажные и электронные средства массовой информации (СМИ), кинофильмы, книги обладают большим влиянием на психику. Важно направить спортсмена на чтение литературы, получение информации, стимулирующей поиск путей и средств достижения высокого результата. В плане формирования мотивации следует рекомендовать и чтение научно-методических материалов по спорту. Все это играет важную роль в деле самообразования спортсмена, обогащает его знания, пробуждает интерес к овладению новыми методами подготовки, приучает правильно мыслить.

Действенным средством формирования мотивов, способствующих достижению высоких спортивных результатов на современном этапе, является оптимальное использование не только моральных, но и материальных поощрений и взысканий. В этом плане велика роль СМИ, а также рекламных акций, в том числе во время проведения соревнований. Следует также поддерживать и развивать формы работы, направленные на организацию встреч боксеров с трудовыми и учебными коллективами, создание стендов, посвященных известным спортсменам, лучшим членам спортивного коллектива и т. п.

В XXI веке, когда неизмеримо возросли роль и значение спортивных соревнований, особенно высокого ранга, без серьезных финансовых вложений уже не обойтись. Материальное поощрение спортсменов, уверенно отстаивающих честь своей страны в соревнованиях самого высокого ранга, является на сегодняшний день наиболее эффективной формой мотивации. В последнее время материальное стимулирование распространяется не только на спортсменов, но и на их тренеров.

Не только в Республике Казахстан, но и во многих других странах мира практически в каждом новом олимпийском цикле растет стоимость «золота», «серебра» и «бронзы». Наша страна в этом вопросе является бесспорным лидером

не только среди бывших советских республика, но и многих ведущих европейских стран. Правительство Казахстана выплачивает солидное вознаграждение не только победителям и призерам Олимпиад, но даже Азиатских и Всемирных студенческих Игр. Причем, если, ранее студенты - победители Универсиад не получали никакого материального вознаграждения, хотя по своему масштабу эти соревнования являются вторым комплексным турниром после Олимпийских игр, то начиная с 2009 года, согласно Поставлению Правительства РК, спортсмены-студенты и их наставники получают вознаграждение наравне с победителями и призерами Азиатских игр. Сделано это по инициативе Федерации студенческого спорта РК, которую возглавляет президент КазАСТ, профессор К.К. Закирьянов.

Что касается материального поощрения участников Олимпийских игр, то здесь Казахстан опять впереди почти всей планеты. На последних летней лондонской, также, как и на зимней сочинской олимпиадах были предусмотрены такие тарифы: 250 000 долларов за первое место, 150 000 - за второе, 75 000 - за третье. Наградили даже тех, кто вошел в первую шестерку. За 4-6 места спортсмены получили 30, 15 и 5 тысяч долларов, соответственно. Аналогичными суммами были премированы и личные тренеры спортсменов.

Для сравнения приводим статистику выплат победителям и призерам сочинских Игр из других стран (таблица 1).

Таблица 1

Размеры последних олимпийских выплат победителя и призерам

соревнований

Страна «Золото» «Серебро» «Бронза»

Россия 4 млн руб. (около 116.000 долларов) 2,5 млн. (около 72.000 долларов) 1,7 млн руб. (около 49.000 долларов)

Украина 82.000 долларов 62.000 долларов 41.000 долларов

Франция 50.000 евро 20.000 евро 13.000 евро

Германия 25.000 евро 15.000 евро 10.000 евро

Выводы:

1. Развитие и совершенствование менеджмента мотивационной готовности к эффективному осуществлению спортивно-соревновательной деятельности боксеров является важным фактором достижения успеха.

2. Материальное стимулирование становится в последние годы наиболее эффективным методом мотивирования спортсменов в процессе их подготовки к соревнованиям высокого ранга (бокс исключением не является).

3. Имидж той или иной страны на мировой арене становится все более зависимым от результатов, демонстрируемых ее спортсменами на олимпийских и мировых форумах.

fa

sx

Список литературы

1. Психопрофилактика и психогигиена в спорте /под ред. А.С.Ромена. - Алма-Ата, 1976. - 7 с.

2. Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. - М.: ФиС, 1969. - 24 с.

й

References

1. Psychoprophylaxis and mental hygiene in sport / ed. by A. S. Romen. - Alma-ATA, 1976. - 7 p.

2. Puni A. C. Psychological preparation for competition in sport. - M.: FIS, 1969. - 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.