Научная статья на тему 'Менеджмент изменений в ботанических садах – инструмент преодоления кризисов и наращивания социально-экологического влияния в науке, образовании и просвещении'

Менеджмент изменений в ботанических садах – инструмент преодоления кризисов и наращивания социально-экологического влияния в науке, образовании и просвещении Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ботанический сад / наука / образование / просвещение / менеджмент / botanic gardens / science / education / enlightenment / change management

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузеванов В.Я., Очирбат Г., Очгэрэл Н., Энхтуяа Л., Энхтуяа О.

Представлено обобщение практического опыта авторов по изучению особенностей трендов роста, развития и преодоления кризисов ботанических садов (БС) в России и Монголии, а также в ряде других стран Азии, Европы, Америки, Африки, Австралии (всего 34 страны), находящихся на разных уровнях социально-экономических формаций и с разнообразными историческими и этническими традициями в эволюции «идеи БС». На конкретных современных примерах показано, что успешность роста и развития современных БС связана не столько с безусловных сохранением строгих традиций устройства «классической» моделей БС, унаследованных с 17-20 веков с ориентацией на внутренние нужды, сколько с разумным внедрением инструментария менеджмента изменений в интересах науки, образования и социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кузеванов В.Я., Очирбат Г., Очгэрэл Н., Энхтуяа Л., Энхтуяа О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Change management in botanic gardens a tool for overcoming crises and building up socio-ecological impact in science, education and enlightenment

An overview and generalization of the authors' practical experience in studying the features of trends, development and overcoming crises of botanic gardens (BG) in Russia and Mongolia, as well as in a number of other countries of Asia, Europe, America, Africa, Australia (34 countries), located on different levels of socio-economic formations and with a variety of historical and ethnic traditions in the evolution of the "BG idea". Through specific case studies, it is shown that the success of the development of contemporary BGs is not so much connected with the unconditional preservation of the strict traditions of the "classical" BG models, inherited from the 17-20 centuries with an orientation to internal needs, but with the reasonable implementation of change management tools in the interests of science, education and social development.

Текст научной работы на тему «Менеджмент изменений в ботанических садах – инструмент преодоления кризисов и наращивания социально-экологического влияния в науке, образовании и просвещении»

УДК 58.006, 727.6, 371.6, 376, 37.01, 58.007, 58.081, 65.016, 65.014

Менеджмент изменений в ботанических садах - инструмент преодоления кризисов и наращивания социально-экологического влияния в науке, образовании и просвещении

Кузеванов В.Я.[1], Очирбат Г.[2], Очгэрэл Н.[3], Энхтуяа Л.[3], Энхтуяа О.[3] [1] Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия kuzevanovv@gmail. ru

[2] Монгольский Государственный Сельскохозяйственный Университет, Улан-Батор, Монголия

ochirbat_991@yahoo.com

[3] Ботанический сад и исследовательский институт Академии наук Монголии, Улан-Батор, Монголия

ochgereln@mas.ac.mn luenherb@yahoo.com

Представлено обобщение практического опыта авторов по изучению особенностей трендов роста, развития и преодоления кризисов ботанических садов (БС) в России и Монголии, а также в ряде других стран Азии, Европы, Америки, Африки, Австралии (всего 34 страны), находящихся на разных уровнях социально-экономических формаций и с разнообразными историческими и этническими традициями в эволюции «идеи БС». На конкретных современных примерах показано, что успешность роста и развития современных БС связана не столько с безусловных сохранением строгих традиций устройства «классической» моделей БС, унаследованных с 17-20 веков с ориентацией на внутренние нужды, сколько с разумным внедрением инструментария менеджмента изменений в интересах науки, образования и социального развития.

Ключевые слова: ботанический сад, наука, образование, просвещение, менеджмент

Change management in botanic gardens - a tool for overcoming crises and building up socio-ecological

impact in science, education and enlightenment

Kuzevanov V.Ya. [1], Ochirbat G. [2], Ochgerel N. [3], Enkhtuya L. [3], Enkhtuya O. [3] [1] Irkutsk State University, Irkutsk, Russia, kuzevanovv@gmail.ru [2] Mongolian State Agricultural University, Ulaanbaatar, Mongolia, ochirbat_991@yahoo.com [3] Botanic Garden and Research Institute of the Mongolian Academy of Sciences, Ulaanbaatar, Mongolia,

ochgereln@mas. ac.mn

An overview and generalization of the authors' practical experience in studying the features of trends, development and overcoming crises of botanic gardens (BG) in Russia and Mongolia, as well as in a number of other countries of Asia, Europe, America, Africa, Australia (34 countries), located on different levels of socio-economic formations and with a variety of historical and ethnic traditions in the evolution of the "BG idea". Through specific case studies, it is shown that the success of the development of contemporary BGs is not so much connected with the unconditional preservation of the strict traditions of the "classical" BG models, inherited from the 17-20 centuries with an orientation to internal needs, but with the reasonable implementation of change management tools in the interests of science, education and social development.

Keywords: botanic gardens, science, education, enlightenment, change management

В истории возникновения ботанических садов (БС) с 14-15 веков и в ходе их дальнейшего развития, распространения и копирования, начиная с «классических моделей» как уникальных научно-образовательных и социально-экологических институтов в разных странах, не все из них дожили до наших дней. Большинство из БС проходили через кризисы разного характера (природные и климатические катаклизмы, социальные катастрофы и войны, экономические кризисы и т.п.), поэтому часто клонились к упадку и прозябали, вплоть до возможности полного исчезновения. Поэтому сам по себе интересен феномен возникновения «идеи БС» и его устойчивое воспроизводство в виде разнообразных форм и организаций в разных социально-экономических формациях, с разными уровнями социально-экономического развития и с разнообразными историческими и этническими традициями разных стран [8]. БС для экономически благополучной страны - это, преимущественно, рекреационная, экологически благоприятная зеленая парковая зона, где все нацелено на удовлетворение потребностей посетителей в общении с природой через контакт с растениями, а также на экологическое восстановление биоразнообразия растений и среды обитания при перепотреблении природных ресурсов. БС в развивающихся и слаборазвитых странах - это, в первую очередь, антикризисные социально-экологические структуры, прикладные научные институты и питомники растений, помогающие обеспечивать местное население саженцами для

личных садов, а также выполняют просветительские функции, вооружая людей базовыми садоводческими и экологическими знаниями, необходимыми для элементарного выживания.

Целью нашей работы было выяснить, какие основные факторы и особенности функционирования БС в разных странах, в конечном итоге, предопределяли их жизнестойкость -способность выдерживать кризисные и стрессовые ситуации, сохраняя при этом внутреннюю сбалансированность и способность к успешности деятельности в науке и образовании, удовлетворяя одновременно эко-социальные запросы государства и общества. Для этого мы практически изучали и анализировали работу и структуру более 200 БС мира в ряде стран Азии, Европы, Америки, Африки, Австралии (всего 34 страны). Авторы в качестве руководителей БС в России и Монголии имели возможность в течение 30 лет применять и убеждаться на практике, какие подходы в области управления ресурсами университетского БС в Иркутске (Россия) и академического БС в Улан-Баторе (Монголия) [9, 10] являются критически важными и приоритетными для продвижения науки, образования, просвещения и социальной работы. В основе исследования было взято определение: «Ботанический сад - особо охраняемая озелененная территория социально-экологического значения, содержащая документированные коллекции растений и ландшафтные сады, на которой управляющая организация создает ресурсы для научных исследований, образования и просвещения, публичные экспозиции растений и технологии для сохранения биоразнообразия, размножения растений, оказания услуг на основе знаний о растениях и их производных» являющееся расширенным производным от классического определения Питера Вайс Джексона. Принимали во внимание тренды и колебания развития БС мира за последние 500 лет [6], а также особенности ответов БС на учащающиеся вызовы и кризисы путем использования не столько традиционного менеджмента, сколько специальные подходы и специфику «менеджмента изменений».

В ходе работы выяснилось, что для способности к росту и развитию БС обычно достаточно использовать традиционные системы управления ресурсами, однако для противостояния стрессам и кризисным явлениям в условиях конкуренции успешные БС применяют сознательно или стихийно методы «менеджмента изменений» - структурные подходы к переводу организаций из текущего сложного или неудовлетворительного состояния в желаемое будущее состояние (см. стадии на рис. 1). При этом «менеджмент изменений» имеет отличительные особенности, которые не характерны для других способов управления, а предполагают стратегию «изменись и выживи» при наличии ряда рисков, связанных с прогнозом и видением желаемого конечного состояния, рисков необратимости и гибельности процесса перехода в ходе изменений, а также рисков отката к худшему прошлому состоянию.

Рис. 1. Классическая кривая динамики изменений и стадией с резким падением в ответ на стрессовое воздействие и процесс послешокового восстановления применительно к динамике обычного реагирования, используя «менеджмент изменений», при преодолении кризиса, согласно различным моделям из области физиологии стресса, психологии, «культурного шока», теории управления и «менеджмента изменений» [5]

Например, вынужденное внедрение «менеджмента изменений» в ответ на кризисы и катастрофы (рис. 1), после некоторого неизбежного периода падения и неопределенности из-за «культурного шока», заставляло практически в случаях большинства БС изыскивать и мобилизовать дополнительные ресурсы, позволяющие не только преодолевать кризисы, но и

совершать рывок с достижением качественных и количественных изменений в течение 12-15 лет. Например, резко увеличивать продуктивность работы БС, в т.ч. наращивать число высокорейтинговых научных публикаций, число масштабных научно-исследовательских проектов, становиться первоклассным БС, привлекательным для широкого круга потенциальных сотрудников и для всех слоев населения, и т.п. При этом происходит кардинальное расширение спектра используемых междисциплинарных технологий, модернизация структуры БС, улучшается система разделения труда и взаимозаменяемости, корпоративная культура и этика сотрудников.

Устойчивость миссии современного БС, связанного с научными разработками в области ботаники и экологии, формированием здоровой и безопасной среды на урбанизированных территориях, может осуществляться только благодаря единству четырех базовых междисциплинарных функций (рис. 2): 1) научные исследования и разработки, 2) интродукция и экологическое восстановление, 3) обучение и просвещение, 4) коммерциализация инноваций. В этом состоят основные функции БС как посредника между природным наследием/биоразнообразием и обществом в рыночной экономике. Векторная модель БС на рис. 2, включающая экологическую и социальную составляющие, является развитием «треугольника принципов Лаврентьева: наука - кадры - производство» [3, 4, 7]: «1) Комплексность, кооперация сильных, авторитетных в своей области научных коллективов, работающих по различным направлениям фундаментальной науки; 2) Тесная связь науки с производством, обеспечивающая внедрение научных результатов в промышленность и сельское хозяйство; 3) Сочетание ученых старшего поколения и молодежи», - показавших свою эффективность при формировании системы БС, университетов и институтов в Сибири на базе Сибирского отделения Академии наук и распространившихся на Дальний Восток России и в Монголию.

Н:ШН и МИЛЬ Ног и ч пкяу народная

! .»I. (Г Г Г Ц. . !!','!

Программы Бпэы данных Менеджмент

Сохранение биоразнообразия

Восстановление и

БОТАНИЧЕСКИЙ САД

Сады Коллекции Генные Ланки

Рис. 2. Векторная модель, показывающая интеграцию основных функций современного ботанического сада в сферах науки, образования/просвещения, интродукции и экологического восстановления, а также внедрения инноваций и их коммерциализации в пространстве между ресурсами биоразнообразия растений и рыночной экономикой (источник 1Шр8://\у\у\у.сПЬгагу.ги/кст.а8|У.М=25947806)

Большинство фундаментальных научных исследований и экологически значимых функций БС и ботанических институтов, зачастую, сокрыто от большинства населения просто из-за специфики работ, выполняемых в закрытых помещениях лабораторий, в отдаленных местах полевых экспедиций. Т.е. они обычно так же невидимы, как подводная часть пирамидального «айсберга» структуры и функций любой организации. А видимой и понятной для людей оказывается лишь «надводная» публичная часть - открытые, доступные, понятные и привлекательные для публики результаты работы и образцы растений и артефактов, выставленные в музеях, парках, дендрариях, оранжереях, аквариумах, участках живых коллекций, хотя именно целостность и единство этого наукоемкого «айсберга» обеспечивает его плавучесть. Образно говоря, гигантская невидимая научная 26

«подводная часть» обеспечивает общую «плавучесть» и фундаментальную устойчивость БС, а сохранение небольшой экологически значимой видимой публичной «верхней части» как баланса не позволяет ему «разрушиться или перевернуться», благодаря поддержке общества. Показательно, что, например из немногих «Аптекарских огородов» как первоначально простых источников лекарственных растений вполне естественно сформировались мощные комплексные ботанико-экологические ресурсы на грамотно обустроенной и озелененной территории в формате междисциплинарных экологически значимых учреждений, адаптационная гибкость которых способствует современному обществу в поддержании и сохранении экологического баланса в природе и комфорта - в городской среде.

Для большинства изученных БС, даже включая такие знаменитые, как БС Петра Великого [1, 2], в ходе преобразования из первоначальных муниципальных или фермерских коллекций, пришкольных участков, вузовских вспомогательных подразделений, «Аптекарских огородов» и околомедицинских второстепенных учреждений, имелась возможность эволюционировать в сильные наукоемкие и социально значимые БС. Из особенностей истории роста и развития коллекций и функций некоторых из них можно извлечь принципиально важные уроки-выводы:

1. Ни максимально высокий социальный уровень создателя-учредителя или покровителя, ни императорская или аристократическая поддержка не могут быть полной гарантией от возможных разрушений растительных коллекций и от нарушения должного функционирования БС в долговременном аспекте. Особенно при возникновении непредсказуемых катастрофических событий и кризисных периодов типа климатических изменений (наводнений, ураганов, заморозков, засухи и т.п.), военных битв (бомбежка, пожары, вырубка коллекционных деревьев на дрова и т.п.), околополитических репрессий и волюнтаристских действий («лысенсковское время» подавления и уничтожения инакомыслия в генетике, физиологии растений и т.п.; изъятие, захват земли сада; приостановка или прекращение финансирования и т.п.);

2. Наличие авторитетных харизматических фигур-лидеров в числе руководящих и ведущих научных сотрудников БС - это необходимое и обязательное условие для обеспечения его экологических функций, но это все-таки недостаточное условие. Это необходимое и обязательное условие - для долговременных трендов формирования и поддержания коллекций, научных традиций и этики, но недостаточное - для преодоления крупных катастроф и кризисных периодов;

3. Поддержка просвещенной общественности и понимание горожанами личной полезности для них ресурсов БС - это необходимое для сохранения и возрождения БС, но все-таки недостаточное условие. Только интерес народа и предпринимателей может стать той идейно вооруженной и мотивирующей непреодолимой силой, которая способна вовлечь все слои общества, включая государственных чиновников и само государство, в спасение и восстановление ресурсов БС в кризисные и посткатастрофические периоды;

4. Именно экологически значимые функции, экологические сервисы и публичное служение БС, основанные на использовании открытий ботанической науки и на междисциплинарных технологических инновациях в виде разнообразия генетических ресурсов растений и знаний о них, являются тем базисом, который не всегда полностью осознается большинством населения, но постоянно и широко используется для поддержания экологического баланса в окружающей среде, для озеленения и благоустройства, улучшения благосостояний людей и повышения конкурентоспособности города и страны. Поддержка и помощь со стороны заинтересованного населения является тем самым «буфером» устойчивого развития БС;

5. В продуктивной «идее БС» как уникального научного и социального института и как экологического ресурса содержится современное понимание целостности, единства, неразрывности и сопряженности экологического и социального движений, особенно проявляющееся в кризисные периоды в природе и обществе.

6. Материальное и нематериальное влияние БС и ботанических институтов связаны не только исключительно с «ботаническими» аспектами, но и с широким спектром междисциплинарных видов деятельности, с широтой охвата влияния на население, предпринимателей и руководящих лиц, принимающих экологические решения.

7. Для эффективного взаимовыгодного роста и развития БС России, Монголии и других стран требуется трансфер технологий в области «менеджмента изменений» для продвижения

современных междисциплинарных ботанико-экологических исследований, непрерывного образования, просвещения и социально-экологической работы.

Список литературы:

1. Гельтман Д.В. Ботанический институт им. В. Л. Комарова РАН: три века истории. // Ботаника: история, теория, практика (к 300-летию Ботанического института им. В. Л. Комарова Российской академии наук): Труды международной научной конференции. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2014. С. 84-88. https://www.binran.ru/files/publications/Proceedings/Proceedings 300-years/Proceedings 300-years Geltman.pdf

2. Гельтман Д. В. Непростое объединение Ботанического сада и Ботанического музея в Ботанический институт // Историко-биол. исслед. 2014. № 3. С. 35-60.

3. Добрецов Н. Принципы М.А.Лаврентьева по организации науки и образования и их реализация в Сибири. // Газета СО РАН «Наука в Сибири», № 47 (2283), Декабрь 2000 г.. http://www.nsc.ru/HBC/2000/n47/menu.html

4. Ибрагимова З., Притвиц Н. «Треугольник» Лаврентьева. // М. : Сов. Россия, 1989. 336

c.

5. Кузеванов В.Я., Бычков И.В. Шок экологического образования и управление изменениями. // В сб.: Экологическое образование, воспитание и просвещение: новые вызовы и перспективы развития. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Иркутск : ФГБОУ ВО «ИГУ». 2018. С. 45-59. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39254162

6. Кузеванов В.Я. Многолетние тренды в динамике ботанических садов мира. // Вестник ИрГСХА. 2016. № 72. С. 64-73.

7. Лаврентьев М.А. Триединство: наука - кадры - производство: ответы на вопросы З.Ибрагимовой, корреспондента журнала «Экономика и организация промышленного производства» // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.118-121. http://www.prometeus.nsc.ru/elibrary/2007str/118-121.ssi

8. Golding J., Gusewell S., Kreft H., Kuzevanov V.Y., Lehvavirta S., Parmentier I., Pautasso M. Species-richness patterns of the living collections of the world's botanic gardens: a matter of socioeconomics? // Annals of Botany. 2010. Т. 105. № 5. С. 689-696. DOI: 10.1093/aob/mcq043 https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/20237117/

9. Enkhtuyaa L., Ochgerel N. Collection of rare herbaceous plants of the Botanic Garden of the Institute of Botany of the Academy of Sciences of Mongolia // Ecosystems of Central Asia in modern conditions of socio-economic development: Materials Intern. conf. vol. 1. Ulaanbaatar (Mongolia), September 8-11, 2015] Ulaanbaatar,2015.C103-106.

10. Ochirbat G. Present situation and some results of introduction works of Botanic garden of MAS, its perspective. // The first Meeting of the East Asia Botanic Gardens Network (EABGN), Kunming, China. 19th- 20th August, 2006. P. 172-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.