Научная статья на тему 'Экологические ресурсы ботанических садов: связь биоразнообразия и общества'

Экологические ресурсы ботанических садов: связь биоразнообразия и общества Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1315
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ / БИОРАЗНООБРАЗИЕ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / РЕСУРСЫ / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузеванов Виктор Яковлевич, Сизых Светлана Витальевна

Сделан обзор современной роли ботанических садов как уникальных экологических ресурсов, способствующих сохранению биоразнообразия и устойчивому развитию общества, особенно на урбанизированных территориях. Они являются инновационными институтами, которые помогают людям в различных сферах, включая интродукцию новых видов растений и исследования и их включение в экономический оборот, создание здоровой и безопасной окружающей среды, совершенствование непрерывного образования и просвещения и др. Современные ботанические сады также следует рассматривать в качестве природного и культурного наследия, способствующего повышению конкурентоспособности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кузеванов Виктор Яковлевич, Сизых Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические ресурсы ботанических садов: связь биоразнообразия и общества»

УДК581.145:338.43:339(075.8)

В.Я. Кузеванов, C.B. Сизых

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ БОТАНИЧЕСКИХ САДОВ: СВЯЗЬ БИОРАЗНООБРАЗИЯ И ОБЩЕСТВА

Концепция устойчивого развития, сформировавшаяся вслед за опубликованием в 1980 году «Всемирной стратегии охраны природы», вскрыла причинно-следственные связи между экономическим ростом и деградацией окружающей среды, а также определила центральную роль образования в решении экологических проблем. Впервые на то, что ботанические сады могут внести существенный вклад в решение проблемы устойчивого развития, было указано в Стратегии ботанических садов по охране растений (Botanic Gardens Conservation Strategy) [3], где констатировалось: ботанические сады — «необходимый элемент сохранения живых ресурсов для устойчивого развития». В настоящее время ботанические сады (и дендрарии) определяются как «ботанические институты, имеющие документированные коллекции живых растений для целей научных исследований, сохранения, демонстрации и образования» [6].

В последнее десятилетие в ботанических садах мира наблюдаются устойчивые тенденции изменений, во-первых, к диверсификации их функций, во-вторых, к смещению приоритетов от преимущественно узковедомственных к преимущественно публичным, к удовлетворению нужд общества, в-третьих, к смещению приоритетов от стратегии все большего накопления коллекций растений к развитию внешних ресурсов и сохранению/восстановлению биоразнообразия и культурного наследия [8].

Ботанические сады руководствуются многими международными конвенциями по сохранению биоразнообразия и улучшению благосостояния людей, среди которых Конвенция

о биологическом разнообразии [2], Повестка дня 21 века — Программа действий для устойчивого развития, Глобальная стратегия по охране растений [3], Международная повестка для ботанических садов по сохранению природы [5] и др. На национальном уровне существуют правила, определяющие деятельность ботанических садов и стран при доступе к биоразнообразию и распределению выгод от экономического использования растений и их производных.

Ботанические сады всегда находились между природой и обществом, оказывая содействие в улучшении благосостояния людей через исследования и образование (рис. 1), что и определяло все производные роли ботанических садов как экологически значимых ресурсов.

Функции ботанических садов в связи с биоразнообразием и благосостоянием людей

Как инновационные институты ботанические сады помогают людям через интродукцию новых экономически важных видов растений, создание дружелюбной и безопасной среды, улучшение и украшение населенных пунктов, репатриацию редких видов растений как потенциальных источников ценных свойств для будущих поколений, садовую терапию, дополнительное образование и публичное просвещение и т. д. Ресурсы Ботанических садов важны для устойчивого развития и связи биоразнообразия с публичным просвещением, созданием безопасной среды обитания, здоровьем, социо-экологиче-скими и экономическими аспектами благосостояния человека [7].

Природные ресурсы Наука Ботанический сад Образование Общество

Рис. 1. Классическая парадигма "Ботанического сада" как интерфейса между природой и обществом: интродукция экономически важных растений обеспечивает ресурсы для выживания и улучшения благосостояния людей

Список основных направлений деятельности и функций ботанических садов очень широк (см. таблицу), он включает наряду с научными исследованиями все возможные способы организации рационального и устойчивого использования ресурсов растений, что подчеркнуто в Международной Повестке ботанических садов по сохранению растений [5]. Каждый ботанический сад, основываясь на своих ресурсах и ориентируясь на нужды общества, идентифицирует стратегию и направления развития научных и образовательных проектов [8], определяет свою социо-экологическую роль и позиционирование в регионе.

Существующие в мире ботанические сады по своим характеристикам, структуре, функциям и форме собственности очень разнообразны. Очевидно, что характеристики ботанических садов зависят от климатических условий, социо-экономического окружения, истории, этнокультурных традиций и местоположения. Это определяет уникальность каждого ботанического сада и его региональную роль как комплекса экологически значимых ресурсов.

Обычно запросы, адресованные местным сообществом к ресурсам ботанических садов и их сотрудникам, намного шире, чем узкие рамки ведомства. Появляются новые вызовы, новые социально-экономические приоритеты, конкурентные отношения. Это стимулирует необходимость реформирования и расширения ряда целей и задач университетских ботанических садов как уникальных объектов высшей школы. В местах с хорошо развитыми связями между ботаническими садами и населением местное сообщество, имея существенное влияние или частичный общественный контроль над ресурсами ботанических садов, помогает им развивать свои ресурсы довольно эффективно и устойчиво.

Гармонизация деятельности ботанических садов с нуждами местного населения — это, по сути, задача сохранения баланса в изменяющемся мире. Вызовы и противоречия между ориентацией деятельности ботанических садов «на себя» и «на внешние связи» являются основной причиной возможного расхождения в развитии многих ботанических садов, которые определя-

Основные направления деятельности ботанических садов (по материалам International Agenda for Botanic Gardens in Conservation, 2000) [5]

Сохранение биоразпообразия и связанные с этим исследования Создание научной основы для рационального использования ресурсов растений Образование и публичное просвещение

1. Изучение биологии иптродуци-роваппых растений в культуре. 2. Создание генных банков местных видов, включая семенные банки и культуры ткани. 3. Развитие гербариев и исследований по систематике растений. 4. Репатриация видов в природные местообитания и исследования по их восстановлению. 5. Мониторинг и исследование влияния загрязнения природной среды па растительность и растения. 6. Исследование местных видов растений, сохранение и восстановление редких и исчезающих видов. 7. Включение местного населения в сохранение окружающей среды и принятие решений по защите растений 1. Культивирование различных коллекций растений. 2. Исследования по этноботанике и традиционному использованию растений. 3. Исследования по садоводству. 4. Комплексная защита растений от болезней и вредителей. 5. Лабораторные исследования, включая размножение растений in vitro (культура ткани). 6. Испытание и интродукция новых генетических ресурсов пищевых растений. 7. Декоративное садоводство и цветоводство. 8. Культивирование, размножение и сохранение культиваров, включая старые формы (сорта). 9. Планирование и озеленение городов, использование городских земель 1. Образовательные программны по охране окружающей среды. 2. Профессиональное развитие, стажировки по ботанике, садоводству и экологии. 3. Публичные библиотеки и информационные центры. 4. Создание условий для рекреации и реабилитации. 5. Обучение учителей. 6. Развитие экологического туризма. 7. Публикация специальной и паучпо-популярпой литературы. 8. Консультирование посетителей. 9. Дистанционное обучение. 10. Привлечение СМИ для просвещения населения

ют свою дальнейшую деятельность и позиционирование в обществе и в стране.

Тенденции свидетельствуют: многие ботанические сады мира с обновленными ресурсами и новыми технологиями постепенно вырастают из структурных ведомственных рамок и становятся важными элементами национального природного и культурного наследия. С конца XX века роль ресурсов ботанических садов выросла благодаря их вовлечению в развитие экономической ботаники, любительского садоводства, сельского хозяйства, рационального использования биоразнообразия, улучшения среды обитания и экологического образования местного населения (рис. 2).

Например, Ботанический сад Иркутского государственного университета (БС ИГУ) — единственный ботанический сад в байкальской

Сибири, он содержит коллекции более чем 3500 видов и сортов растений, представляющих флору Байкальского региона и различных регионов мира [10]. Особое внимание уделяется интродукции и культивированию устойчивых растений, способных выживать в климатических условиях юга Иркутской области.

Ботанические сады играют важную роль в интродукции новых устойчивых форм пищевых и декоративных растений для любительского садоводства. Например, новые формы абрикоса были отобраны и размножены в БС ИГУ, и сейчас они доступны для населения [9]. Миндаль черешковый (Amygdalus pedunculata Fall.), имеющий ограниченный природный ареал в Бурятии и Монголии, интродуцирован в БС ИГУ с 1985 года, ежегодно цветет и плодоносит, в культуре устойчив и рекомендован как декоративный

Рис. 2. Ботанический сад в действии: а — полевые исследования редких видов; б — образовательные курсы для студентов и школьников по различным направлениям; в — программа "садовой терапии" для социальной адаптации и реабилитации детей со специальными нуждами; г — практические занятия по садоводству для студентов (фото из архива Ботанического сада Иркутского государственного университета)

кустарник для озеленения в городах юга Иркутской области. Сегодня в БС ИГУ выращивается более 100 видов из региональных Красных книг, при этом культивируемые растения рассматриваются как «живой» генный банк редких видов. В течение 70 лет своего существования сотрудниками БС И ГУ введены в культуру и испытаны тысячи видов и форм растений, привезенных из экспедиций или полученных из других регионов. В результате выявлены устойчивые виды и сорта, которые рекомендованы для озеленения Иркутска и любительского садоводства, в том числе около 300 сортов плодово-ягодных и 420 видов и сортов декоративных древесных растений [10]. При анализе архивных данных выявлено, что многие растения впервые появились в Байкальском регионе именно благодаря деятельности БС ИГУ. В последнее время (2000-2009 гг.) в сад поступало в среднем около 1200 видов и сортов растений ежегодно.

Активность ботанических садов по мобилизации генетических ресурсов позволяет обогащать культивируемую флору региона новыми видами растений, значимыми для экономики и окружающей среды. Существует много примеров, когда ботанические сады инициировали активность населения по улучшению городской среды обитания, помогая создать новые «зеленые» бизнесы и, соответственно, рабочие места, образовывая людей, давая им практические навыки выживания. Ботанические сады мира получают денежные и неденежные выгоды через свою деятельность, ориентированную на население и связанную с исследованиями, образованием и коммерциализацией своих материальных и нематериальных ресурсов. Такая обратная связь обеспечивает устойчивое развитие ботанических садов и в том числе поддерживает программы по сохранению редких растений и восстановлению их в природных местообитаниях (рис. 3, виг).

Образование всегда рассматривалось как одна из важнейших функций университетских ботанических садов. Каждый ботанический сад исходя из имеющихся ресурсов, возможностей и социальных запросов определяет свою стратегию и направление развития научных и образовательных проектов. Важно, чтобы ботанический сад сумел определить, на какие целевые группы и слои населения следует ориентировать публичные программы, чтобы они были востребованы и имели социальный резонанс.

Традиционно образование строилось на занятиях со студентами по курсу «ботаника» и на экскурсиях для школьников. До недавнего времени такой подход считался вполне достаточным. Но в последние годы изменился социальный запрос общества, предъявляемый к ботаническим садам. Потребность в их мультидисциплинарных программах становится гораздо шире и разнообразнее, чем требуется в структурных рамках университетских учебно-научных задач. В настоящее время в БС ИГУ последовательно внедряется традиция поддержания и развития многоуровневого образования и просвещения, с охватом широкого возрастного спектра целевых групп — от детей детсадовского возраста и школьников до зрелых людей.

Применение опыта других ботанических садов позволяет шире использовать существующие ресурсы. Например, программа «Садовая терапия» основана на опыте Чикагского ботанического сада и Австралийского национального ботанического сада, она становится очень востребованной людьми с особыми нуждами. Образовательные и публичные программы для специальных групп посетителей (дети с ограниченными возможностями, семьи с маленькими детьми, пожилые люди и др.) — важная часть деятельности ботанического сада по улучшению благосостояния людей.

Ботанические сады мира и развитие человеческого потенциала

Современные глобальные, межрегиональные и национальные сети из почти 2500 ботанических садов в 153 странах мира представляют уникальное сообщество разнообразных учреждений (государственные, частные, муниципальные, академические, университетские и т. д.). Они всегда были объединены главной идеей сохранения и рационального использования генетических ресурсов растений.

Распределение ботанических садов во всем мире (рис. 4) отражает характер развития цивилизации, размещения городских поселений, а также особенности распределения центров биологического разнообразия на Земле [1].

Более 60 % ботанических садов расположены в северном полушарии (Европа, Северная Америка, часть Азии), тогда как места с самым высоким биоразнообразием находятся преимущественно на юге. Такое размещение ботаниче-

Рис. 3. Интродукция и реинтродукция видов растений в ботанических садах. Примеры успешной интродукции абрикоса (а — Armeniaca mandshurica (Maxim.) Skvorts, б — Amygdalus pedunculata Fall.) в БС ИГУ. Восстановление нарушенных популяций редкого вида АШит altaicum fall, на западном побережье оз. Байкал (в — Ex-situ размножение, г — восстановление популяции in-situ— в природных местообитаниях). Фотографии а и б — из архива БС ИГУ, в и г любезно предоставлены

Н.Степанцовой

ских садов сложилось исторически при освоении новых территорий и в ходе урбанизации [7].

В настоящее время все ботанические сады мира в совокупности смогли сосредоточить у себя в коллекциях более 4 миллионов видов растений [11]. Коллекции отдельных ботанических садов и дендрариев могут содержать от сотен до десятков тысяч видов и форм растений, собранных в своем регионе или введенных в культуру из других географически отдаленных мест. Количество ботанических садов из 153 проанализированных нами

стран имеет положительную корреляцию с индексами развития человеческого потенциала (И РЧ П, или индекс человеческого развития = Human Development Index) этих стран (рис. 5). ИРЧП — один из самых широко используемых интегральных количественных параметров или сводных характеристик, рекомендуемых ЮНЕСКО для оценки статуса благосостояния людей в различных странах (индикатор, объединяющий параметры продолжительности жизни, уровень образования и покупательную способность людей) [4].

GLOBAL BIODIVERSITY -A CHALLENGE FOR DEVELOPMENT RESEARCH AMD POLICY:

VASCuLAP! PLANT SPECIES NUMBERS VERSUS BOTANIC RESEARCH INSTITUTIONS

Рис. 4. Распределение зарегистрированных ботанических садов во всем мире относительно глобального распределения богатства видового разнообразия высших растения на Земле

(по \¥. ВапЫоИ й а1., 1999 |1|; публикуется с любезного разрешения Ботанического сада Боннского университета)

Этот показатель может использоваться для сравнительных целей. Из данных графика на рис. 5 можно сделать очевидное заключение о том, что ботанические сады как доступные ресурсы разнообразия растений, имеющих эконо-

Рис. 5. Соотношение количества ботанических садов мира (по базе данных ВвС!) и индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП, 2004) |4| в различных странах

мическое и духовное значение, связаны с благосостоянием людей, развитием человеческого капитала стран. Количество ботанических садов в каждой стране положительно коррелирует с ИРЧП (для большинства стран лишь с несколькими исключениями). Исключения, отмеченные выше основного «облака» точек данных, скорее всего связаны с численностью населения и размером каждой страны и т. п. Есть несколько примеров исключительно большого числа ботанических садов и дендрариев в ряде стран: в Индии (126) и Китае (144), где есть большие массы людей и в которых имеется высокий спрос на развитие жизненно важных биотехнологий и использование ресурсов биоразнообразия; в России (108), где многие ботанические сады сохранились в качестве национального наследия бывшего СССР как результат предыдущего централизованного социалистического развития и понимания роли ботанических садов для благополучия людей, а также как научные и образовательные инструменты; в Австралии (126), Великобритании (105), Италии (105), Германии

(102), Франции (95), Канаде (94) и в других высокоразвитых странах; в США (367), где большое количество новых ботанических садов и дендрариев, особенно в составе университетов, было создано в конце 1950-х и в начале 1960-х как ответ на первый запуск советского космического спутника, потому что американское правительство поняло, что университетские ботанические сады, как и астрономические обсерватории, — это важная часть непрерывного научного образования для развития высококвалифицированных трудовых ресурсов.

В то же время некоторые из высокоразвитых стран Европы имеют лишь единицы или совсем не имеют ботанических садов. Вероятно, некоторые другие учреждения (парки, частные сады, питомники) берут на себя роль традиционных ботанических садов в этой специфической области человеческого бытия и социального спроса. Либо вблизи располагаются ботанические сады других европейских стран, между которыми отсутствуют границы для потенциальных посетителей или потребителей их услуг. Вместе с тем даже в одном из самых маленьких государств Европы — в княжестве Монако площадью около 4 кв. км — создано три публичных ботанических сада. Некоторые из очень слабо развитых стран Азии и Африки (ИРЧП < 0,3), очевидно, из-за экономических ограничений не могут позволить себе иметь ботанические сады, соответствующие международным стандартам (например, Афганистан, Аруба и т. д.). А некоторые из малых, но перенаселенных стран стремятся создавать ботанические сады как национальное природное и культурное наследие, ценное для людей (Бангладеш, Шри-Ланка ит. д.). Есть также видимый разрыв в ИРЧП в диапазоне 0,55— 0,65. Видно также, что слабо- и среднеразвитые страны (ИРЧП от 0,4 до 0,6) и высокоразвитые страны (ИРЧП > 0,7) подразделяются на две больших подгруппы (или два «облака точек данных»). Изучение различий в функциях и ролях ботанических садов в этих двух подгруппах стран, различающихся по социально-экономическому развитию, представляет самостоятельный интерес. И это связано с перспективным вопросом дальнейшего изучения различных экологических, рекреационных и технологически ценных ресурсов ботанических садов в связи с их разнообразным влиянием на улучшение качества жизни людей.

Заключение

Биологическое разнообразие — это одно из фундаментальных краеугольных оснований для поддержания человеческого благосостояния и устойчивого развития человечества, поэтому любое учреждение, вовлеченное в сохранение, использование и воспроизводство биологического разнообразия, неизбежно становится важным игроком на национальной или международной арене в соответствии со своей миссией и доступностью ресурсов. Вовлечение любого ботанического сада в национальные, межрегиональные и международные сети делает его положение более сильным и влиятельным благодаря обмену материальных и нематериальных ресурсов (активов) с другими международными ботаническими садами. Уникальность места ботанического сада в циркуляции генетических ресурсов растений, в системе особо охраняемых природных территорий, а также в циркуляции связанных с растениями знаний по сохранению, мобилизации и использованию биоразнообразия нельзя недооценивать. Ботанические сады играют взаимодополняющие дуалистические роли в сохранении биологического разнообразия и распространении экологических инноваций для улучшения благосостояния людей и благополучия общества. Схема (рис. 6) показывает дополнительную дуалистическую роль ботанического сада как части глобальной системы сохранения биоразнообразия и оборота генетических ресурсов (левый блок) и других инноваций/продуктов на основе растений для использования конечными потребителями (правый блок).

Традиционное представление о ботаническом саде (рис. 1) служит примером классической модели посредника между природой и людьми. Эта модель начинает кардинально трансформироваться благодаря диверсификации функций и ресурсов ботанических садов и их активной вовлеченности в процессы глобализации. Сегодня мы видим процесс изменяющейся парадигмы ботанического сада, в том числе в его миссии и методах работы в интересах общества. Роль ботанических садов как интеллектуальных и культурных центров постоянно возрастает.

Сегодня наблюдаются особая активность и востребованность ботанических садов, которые далеко выходят за пределы исторически сложившихся традиционных функций. В этом кон-

Рис. 6. Концепция позиционирования современного ботанического сада в системе особо охраняемых природных территорий и циркуляции генетических ресурсов растений, а также связанных с ними знаний, традиций, идей и навыков для сохранения, мобилизации и использования биологического разнообразия

тексте мы предлагаем общую концептуальную схему позиционирования современного ботанического сада, основанную не на традиционном однонаправленном движении растений от при-

ной модели, в которой особенно важны обратные связи в управлении и перемещении материальных и неосязаемых ресурсов (рис. 7). Как прямые, так и обратные связи одинаково ценны

роды к человеку и обществу, а на многовектор- для того, чтобы соединить использование и вос-

Нлннональное и международное законодательство

т

Программы Базы данных Менеджмент

БОТАШ1ЧЕСКПП

САД

Сады Коллекции Генные банки

Рис. 7. Ботанический сад — посредник в управлении и движении ресурсов между природой и обществом, функционирующий как активный интерфейс между биоразнообразием и потребностями людей

производство биологического разнообразия (природного наследия) с рыночной экономикой и человеческими потребностями, их система — это условие устойчивости в использовании и возобновлении ресурсов через сопряжение научных исследований, сохранение природы и восстановление биоразнообразия, образование и просвещение, коммерциализацию и вовлечение инноваций в экономический оборот, справедливое распределение выгод от использования ресурсов биоразнообразия.

В этом случае ботанический сад выступает в роли посредника, который соединяет одновременно научные исследования, сохранение природы и восстановление биоразнообразия, образование и просвещение, коммерциализацию растений-интродуцентов и вовлечение инноваций в экономический оборот. Необходимо подчеркнуть, что любой современный ботанический сад — это не только красивый парк, но и место для передачи чистого знания и теоретических навыков, потому что таким знаниям и «ноу-хау» нельзя учить только через книги или интернет. Лишь через практические работы и действия по развитию компетенций ботанический сад может передавать навыки и опыт, связанные с традициями и лучшими методами в некоторых сферах человеческой деятельности.

Такой трансфер знаний и взаимное обучение требуют персонального взаимодействия и личной связи между людьми в ходе практических действий.

Биологическое разнообразие имеет свои особенности распределения по планете (см. рис. 5) и изменяется в континентальном и глобальном масштабах [1], поэтому практические действия и функции ботанических садов изменяются в зависимости от местных и глобальных задач, приобретают определенную национальную специфику. В новых экологических и экономических условиях, характерных для глобализации, роль ресурсов ботанических садов будет возрастать благодаря хорошо развитым сетевым взаимодействиям, традициям свободного обмена материальными и неосязаемыми ресурсами, вовлеченности в этот процесс местного населения и прямым контактам с природными ресурсами. Они становятся важной частью региональных экологически значимых ресурсов и элементами региональных производительных сил, необходимых для улучшения благосостояния людей и устойчивого развития.

Работа выполнена при частичной финансовой поддержке государственных национальных программ «Развитие научного потенциала высшей школы» (проект РНП.2.2.1.1/5901) и «Фундаментальные исследования и высшее образование» (проект Н01Д-017 «Байкал»),

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Barthlott, W. Biodiversity and botanic gardens I Текст I / W. Barthlott, G. Rauer, PL. lbisch et all. //

für Naturschutz.— Bonn (ed.) Botanic Gar-dens and Biodiversity, Landwirtschaftsverlag, Mü

2. Convention on Biological Diversity, Russian edition (UNEP/CBG/94/1 95-03681) [Электр. pecypc| / UNEP, Geneva, 1995,— http://www.cbd.int/doc/ legal/ cbd-en.pdf|

3. Global Strategy for Plant Conservation [Текст j / UK: The Secretariat of the Convention on Biological Diversity, 2000. — 13 p. http:// www.cbd.int/doc/lists/ nfp-cbd-GSPC.pdf j

4. Human Development Report [Электр, ресурс| / United Nations Development Prog-ramme.— New York, 2004,— http://hdr.undp.org/en/media/hdr04_ complete.pdf

5. International Agenda for Botanic Gardens in Conservation [Электр, ресурс I / Botanic Gardens Conservation International.— 2000. — http://www.bgci. org/files/All/Key_Publications/interagen-daeng 2580.pdf

6. Jackson, W.P. Experimentation on a Large Scale — An Analysis of the Holdings and Resources of Botanic Gardens [Электр. pecypc| / W. P. Jackson // Bot. Gard. Cons. News (Richmond, UK: Botanic Gardens Conservation International), 1999. — Vol. 3, N° 3,— P. 53-72. http://www.bgci.org/resour-ces/article/ 0080

7. Kuzevanov, V. Botanic Gardens Reso-urces: Tangible and Intangible Aspects of Linking Bio-diversity and Human Weil-Being [Электр, ресурс] / V. Kuzevanov, S. Sizykh // Hiroshima Peace Science Journal, 28, 2006,- P. 113-134,- http:// ho me. hi roshima-u.ac.jp/heiwa/J NL/28/Kuze-vanov.pdf

8. The Darwin Technical Manual for Botanic Gardens |Текст| / E. Leadlay & J. Greene (eds.) // UK, Richmond: BGC1, 1998. - 136 p.

9. Еремеева, T.B. Абрикос в Иркутске [Текст] / Т.В. Еремеева // Иркутск: Изд-во ИГУ, 1999. — 24 с.

10. Кузеванов, В.Я. Ресурсы Ботанического сада ИГУ: образовательные, научные и социально-экологические аспекты [Электр, ресурс] / В.Я. Кузе-

ванов, С.В. Сизых. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2005,— 242 е.— http://bo-gard.isu.iTi/books/bgisu_ resources_2005.pdf

11. Waylen, К. Botanic gardens: using biodiversity

to improve human well-being | 3jieKTp. pecypc| /K. Waylen // Richmond, (UK): Botanic Gardens Conservation international, 2006. — 24 p. http://www.bgci.org/files/ Worldwide/Wellbeing/Presspack/wellbeing.pdf

УДК 504.3: 575.1 7:339.9

А.А. Филимонов

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ СТРАН БРИК

В условиях глобализации взаимная зависимость участников международного рынка постоянно усиливается, а потому нынешний экономический кризис стал, по мнению экспертного сообщества, самым глубоким со времен «Великой депрессии» [2]. Неудивительно, что «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» итоги глобальных финансово-экономических кризисов приравнивает к масштабному применению военной силы [8].

Предшествующий опыт позволяет надеяться, что вслед за наблюдаемым спадом в перспективе последует неизбежный подъем деловой активности. В роли «катализаторов» этого процесса наряду с признанными лидерами могут оказаться и страны БРИК — Бразилия, Россия, Индия и Китай, до недавнего времени демонстрировавшие уверенный рост ВВП [14]. В свою очередь, оживление экономики способно вызвать увеличение спроса на сырье, энергоносители и дешевую рабочую силу, а именно этими ресурсами в изобилии располагают члены «четверки».

Впрочем, строя прогнозы на будущее, было бы непростительной ошибкой уподобиться тем военачальникам, которые в соответствии с поговоркой готовятся к прошлой войне. Интеграция членов БРИК в мировую экономическую систему наряду с потенциальными дивидендами несет для них новые и весьма реальные риски.

Так, например, глобализация экономики, рост мировой торговли и развитие туризма оказывают все более заметное влияние на окружающую среду, порождая необратимые изменения в экосистемах стран и целых материков. Эко-

логические бедствия, в свою очередь, негативно отражаются на состоянии экономики. Хрестоматийными стали примеры, когда неконтролируемое распространение чужеродных видов (филлоксера во Франции, водяной гиацинт в тропической Азии, кролики и опунция в Австралии и т. д.) оборачивалось проблемой общенационального масштаба. Подобные случаи проникновения живых организмов в экосистемы за пределами их первоначального (обычного, естественного) ареала, вызванные деятельностью человека (интродукции) или естественным перемещением видов, называют биологическими инвазиями [4, 9,15].

Основной вклад в такое распространение вносит мировая торговля. Ее развитие сопровождается резким увеличением числа новых организмов, интродуцируемых в существующие экосистемы, и повышением частоты таких интродукций [50]. При этом количество инва-зийных видов положительно коррелирует с уровнем ВВП [26].

Если в посткризисный период отмеченная тенденция сохранится, следует ожидать дальнейшего усиления «биологической глобализации» [29]. Однако для стран, отличающихся по степени развития экономики, риски, связанные с биологическими инвазиями, могут существенно различаться [46].

В данной статье предпринята попытка оценить уровень «инвазийной нагрузки», которую в настоящее время испытывают флора и экономика стран БРИ К, а также степень защищенности их генофонда от негативных эффектов «биологической глобализации». Учитывая масштабы затронутой темы, проблему генетически модифи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.