Менеджмент интеллектуальных ресурсов ВПК
Г.В. Фокин
координатор организационно-методической поддержки правообладателей в неправительственной системе стандартизации по СТО.9004-11; ассоциированной системе менеджмента интеллектуальной собственности по СТО.9001-08-2011; объединенной системе сертификации результатов интеллектуальной и научнотехнической деятельности, признания и паспортизации интеллектуальной собственности, ноу-хау, инноваций, единых технологий и страхования рисков правообладателей по СТ0.9003-10-2011 Фонда «ФИНАС» (г. Москва)
Геннадий Васильевич Фокин, [email protected]
Служебная интеллектуальная собственность является частью производственных ресурсов, научно-исследовательских, проектных и опытно конструкторских работ (далее - НИОКР) предприятий, результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности работников, а также объектом менеджмента качества наукоемкой высокотехнологичной продукции предприятий.
При организации менеджмента качества НИОКР и производства продукции принято обращать внимание на следующее:
1) аудиты качества и совершенствование системы менеджмента качества (далее - СМК);
2) стандартизация процессов и метрологическое обеспечение производства;
3) контроль качества программных продуктов (программное обеспечение, базы данных, электронная картография, автоматизированные системы управления и программно-аппаратные комплексы);
4) менеджмент интеллектуальной собственности предприятия.
В порядке методической помощи службам менеджмента качества предприятий целесообразно кратко остановиться на первых вопросах и более обстоятельно рассмотреть последний вопрос, поскольку менеджмент качества и интеллектуальных ресурсов наиболее востребован инновационной экономикой, наукоемкими высокотехнологичными производствами и его
актуальность обусловлена современными условиями, мотивациями бизнеса.
Аудиты качества и совершенствование СМК
В целях обеспечения законности финансово-хозяйственной деятельности и повышения эффективности предпринимательской деятельности предприятий основными направлениями менеджмента качества производства и управления бизнесом принято считать:
• аудиты и актуализацию руководящих документов СМК, поддержание сертификатов соответствия стандартам ИСО серии 9000 (как правило, их несколько) и взаимодействие с органами по сертификации СМК;
• аудиты качества разработки, компиляции, тестирования программных средств, программной документации и программных продуктов;
• аудиты качества разработки, сборки, проверки качества (технический контроль) программно-аппаратных комплексов и эксплуатационной документации на них;
• аудиты производственного планирования, нормирования трудозатрат, управления ресурсами и профессиональной аттестации специалистов, должностных лиц;
• выявление несоответствий и подготовку предложений руководству предприятий, проектов директив по их устранению;
• корпоративный документооборот и мониторинг компетентности специалистов, должностных лиц по вопросам метрологического обеспечения, стандартизации, управления качеством и менеджмента интеллектуальной собственности;
• метрологическую экспертизу проектной, конструкторской, эксплуатационной документации и взаимодействие с метрологическими службами заказчиков;
• сертификацию соответствия требованиям стандартов и условиям договоров, результатов интеллектуальной деятельности и интеллектуальной собственности, наукоемкой высокотехнологичной продукции;
• стандартизацию производственных регламентов, нормоконтроль эксплуатационной документации и методическое обеспечение управления качеством;
• архивный фонд нормативно-технических документов, стандартов, технических регламентов и оригиналов технических условий, эксплуатационной документации на продукцию предприятия.
Типичные недостатки можно отметить уже на стадии заключения трудовых договоров.
Иллюстрацией служит договор одного из подрядчиков оборонного заказа, согласно которому «Работник согласен с тем, что все изобретения, нововведения, техническая информация, научно-технические и программные разработки, фирменные наименования, отчеты, знаки, товарные знаки, логотипы, а также аналогичная информация, которая относится к действующему бизнесу Работодателя, до вступления в силу настоящего договора и в период его действия,
в т. ч., разработанная работником лично в период его найма по настоящему договору, вместе со всеми патентными заявками, заявками на фирменное наименования и товарные знаки, авторскими правами, которые могут быть получены за любое из вышеперечисленного, принадлежат Рабо-тодателю»1.
Закономерно возникают вопросы:
1) почему к результатам интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана, причислены «нововведения, техническая информация, научно-технические и программные разработки, отчеты, знаки, логотипы и аналогичная информация, которая относится к действующему бизнесу Работодателя»?
2) почему работодателю принадлежат исключительные права на интеллектуальную собственность, созданную до оформления трудовых отношений (подписания трудового договора с работником)?
3) почему работодателю принадлежат авторские права, которые являются личными неотчуждаемыми интеллектуальными правами физических лиц - авторов?
4) почему патентные заявки принадлежат работодателю до отчуждения права патентования?
5) каким образом отчуждается (переходит) к работодателю исключительное право на служебную интеллектуальную собственность, созданную в порядке трудовых отношений и служебных заданий работнику?
6) является ли согласие работника о принадлежности работодателю интеллектуальной собственности, созданной до оформления трудовых отношений, и оформленное подписанием такого договора, понуждением к нарушению законодательства со стороны работодателя и фактическим присвоением имущественных интеллектуальных прав на интеллектуальную собственность?
Указанные вопросы - не предмет трудового спора. Это предмет внимания прокуратуры, органов лицензирования ви-
1 Цитата приведена без искажений и купюр, выделения сделаны автором для акцентирования внимания читателей.
дов деятельности и сертификации СМК предприятий. Приведено это в качестве иллюстрации небрежности юридических и некомпетентности кадровых служб, необходимости внимания со стороны проверяющих и своевременного устранения недостатков, целесообразности активизации постоянно действующих комиссий по качеству (далее - ПДКК) и организационных, административных полномочий руководителей служб (отделов, управлений, департаментов) менеджмента качества.
Надо понимать, это далеко не все «перлы» трудовых договоров предприятий.
Диплом специалиста по метрологическому обеспечению, стандартизации, управлению качеством и сертификат специалиста по менеджменту интеллектуальной собственности2 позволяют совместить несколько функций менеджмента качества, интегрировать в отдел (управление, департамент) менеджмента качества службы стандартизации, метрологического обеспечения и менеджмента интеллектуальной собственности (под службами понимается совокупность специалистов различных структурных подразделений предприятий, совместно и по единой методологии решающих прикладные задачи).
Стандартизация и метрологическое обеспечение
Задачи и правила стандартизации регламентирует Федеральный закон «О техническом регулировании», национальные стандарты серии «Стандартизация в Российской Федерации» и положения о службах стандартизации хозяйствующих субъектов. Задачи и правила метрологического обеспечения производства продукции регламентирует Федеральный закон «Об обеспечении единства измерений», национальные стандарты серии «ГСИ», правила по
метрологии и положения о метрологических службах хозяйствующих субъектов.
Указанные виды деятельности особенно актуальны для рынка и торговых площадок единых технологий (например «СКОЛКОВО»), оборонного заказа и привлечения смежников для исполнения государственных контрактов.
Необходимость служб стандартизации определяется порядком разработки технических условий и нормоконтроля эксплуатационной документации на продукцию предприятий. Необходимость создания метрологических служб организаций промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 780 «Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации».
Стандартизация и метрологическое обеспечение производства необходимы для производства оборонной продукции и управленческих нужд предприятий, для целей сертификации СМК и лицензирования видов деятельности предприятий, являются очень специфическим и трудоемким видом деятельности, но не требуют особых ресурсов - как говорится, не нужно высшего образования, достаточно средней сообразительности.
Аккредитация метрологических служб нужна только в случае необходимости поверки, калибровки средств измерений и аттестации методик измерений своим силами. Она может потребоваться для проведения обязательной метрологической экспертизы по требованиям государственного заказчика и лицензирования видов деятельности предприятий.
Для выполнения обязательных требований и организации необходимых работ
2 Оформляется по правилам системы добровольной сертификации объектов интеллектуальной собственности СДС ОИС (государственный регистрационный № РОСС ЯІІ.Ж157.04АД00) в порядке повышения квалификации специалистов по менеджменту качества, технологов и должностных лиц.
предприятиям достаточно иметь службу менеджмента качества с функциями и полномочиями службы стандартизации, метрологической службы или службы главного метролога и штатного нормоконтролера и метролога (но это должны быть специалисты); не будет лишним обслуживание метрологической службы специализированными организациями по стандартизации или системами стандартизации и базовыми организациями.
Планы по стандартизации необходимых норм, правил и технических условий на продукцию, метрологического обеспечения производства продукции должны формироваться по предложениям или заявкам основных производственных структурных подразделений предприятий и исполняться в пределах их бюджета.
Как обязательный компонент нужна постоянная актуализация руководящих документов СМК (стандартов и методических указаний), правил стандартизации и метрологического обеспечения производства, правил разработки программных продуктов, технических условий на продукцию предприятий и совершенствование архивного фонда нормативно-технических документов, стандартов и технических регламентов, необходимых для производственных, управленческих нужд предприятий и правоприменительной практики.
Контроль качества производства программных продуктов
Современная наукоемкая высокотехнологичная продукция и технологии немыслимы без средств автоматизации. Контроль качества производства программных продуктов требует специализированных руководящих документов СМК, компетентности аудитора качества.
Целесообразно использовать перекрестный контроль качества производства программных продуктов софтверными структурными подразделениями предприятий с участием службы менеджмента качества.
Особое внимание необходимо уделять следующему:
• технические задания;
• компиляции, тестирование компонентов и сборка программных средств;
• депонирование рабочих версий программного обеспечения;
• наполнение интегрированных баз данных и Иэ1р-справочники;
• создание контрольных примеров;
• оформление эксплуатационной документации;
• комплектация инсталляционных пакетов;
• соблюдение интеллектуальных прав авторов-разработчиков и признание имущественных прав предприятий на программы для ЭВМ, базы данных, электронную картографическую продукцию, системы навигации, радиолокации, наведения, электронных помех и т. д.
В целях совершенствования контроля качества производства программных продуктов целесообразно также включать руководителей софтверных структурных подразделений в состав ПДКК и заслушивать их персональные отчеты по вопросам качества производства программных продуктов, учитывать решения ПДКК при профессиональной аттестации специалистов и профессиональной пригодности должностных лиц.
Менеджмент интеллектуальной собственности предприятия
Менеджмент интеллектуальной собственности - это практика управления ресурсами и документооборота предприятий в части имущественных (исключительных) прав с целью обеспечения законности финансово-хозяйственной деятельности, повышения эффективности предпринимательской деятельности и извлечения прибыли на условиях лицензионных договоров об использовании интеллектуальной собственности:
• баз данных;
• методических пособий и эксплуатационной документации;
• ноу-хау;
• отчетов НИОКР;
• программ для ЭВМ;
• полезных моделей в составе программно-аппаратных комплексов;
• рецептур;
• топологий интегральных микросхем;
• электронной картографической продукции и т. д.
Софтверный рынок является исключительно рынком интеллектуальной собственности, и сделки с базами данных, программами для ЭВМ, электронной картографической продукцией могут осуществляться только в таких формах, как:
• отчуждение исключительного права;
• лицензионные соглашения;
• продажи экземпляров (коробок) в комплекте с лицензионным соглашением.
Заказное программирование и программное обеспечение программноаппаратных комплексов являются только частным случаем одного из указанных способов гражданского оборота интеллектуальной собственности.
На практике это далеко не так. Например, заключая договор автоматизации или разработки программных средств, заказчик и поставщик не удосуживаются официально признать наличие и использование интеллектуальной собственности без нарушения интеллектуальных прав, отчуждать (передавать по актам) исключительное право или оформить лицензионное соглашение об использовании интеллектуальной собственности.
В оборонной сфере, к примеру, необходимость менеджмента интеллектуальной собственности, создания, формирования, оформления единых технологий за бюджетные средства определяется требованиями ГОСТа РВ 15.2033 (п. 4.1.2, 4.1.3, 4.3.16), соблюдение лицензионных соглашений и прав заказчика на интеллектуальную собственность, зачет затрат в части разработки конструкторской и технологической документации (затраты на приобретение прав на результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставлена правовая охрана) осуществляются в соответствии с приказом № 200 Министерства промышленности и энергетики Российской Федера-ции4 и т. д.
Целесообразность и направления менеджмента интеллектуальной собственности определяются рынком и сбытом программных продуктов, лицензионной политикой5 и добавленной стоимостью отчуждения исключительного права или лицензионных вознаграждений в договорах предприятий. При этом имеется возможность:
• стимулировать специалистов авторским вознаграждением и укреплять социальное партнерство работников и работодателей;
• компенсировать накладные расходы и обосновать добавленную стоимость от 30 до 300 процентов от стоимости разработки программных продуктов через учетную стоимость нематериальных активов и авторский надзор;
• наращивать оборотные средства для расширения производства и номенклатуры продукции;
3 ГОСТ РВ 15.203-2001 «Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытно-конструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения».
4 Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 года № 200 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу».
5 Один из важнейших документов правообладателя в составе руководящих документов СМК, устанавливающий принципы признания, подтверждения, оценки эффективности, перспективности и использования интеллектуальной собственности; учета, соблюдения, оценки стоимости, коммерциализации интеллектуальных прав; состав необходимых регламентов управления рисками правообладателя.
• повысить привлекательность инвестиций, инноваций и эффективность слияний, поглощений.
Создание служебной интеллектуальной собственности осуществляется на основании требований в трудовых договорах работников и служебных заданий, формируемых в порядке организации ОКР по ГОСТу РВ 15.203-2001, разработки программного обеспечения и исполнения регламентов планирования, производства, отчетности. Создание и признание служебной интеллектуальной собственности работниками предприятий предусматривает документальное оформление:
• трудовых отношений и материальной ответственности работников за использование ресурсов, интеллектуальной собственности работодателя;
• правил интеллектуальной деятельности работников, использования ресурсов работодателя и оформления передачи работодателю, оценки соответствия результатов интеллектуальной деятельности в трудовых договорах;
• локальных нормативных актов пред-
приятий по созданию (приобретению), оформлению, признанию, использованию, отчуждению интеллектуальной собственности, а также по оформлению служебных заданий о создании служебной интеллектуальной соб-
ственности;
• отчетов о результатах оценки соот-
ветствия результатов интеллектуальной деятельности и официального признания интеллектуальной соб-
ственности;
• затрат на создание, признание и приобретение интеллектуальной соб-
ственности;
• использования интеллектуальной собственности, имущественных интеллектуальных прав в производстве для управленческих нужд в режиме ноу-хау и соблюдения авторских прав.
Создание результата интеллектуальной деятельности (далее - РИД), которому может быть предоставлена правовая охрана, должно оформляться отчетом о завершении интеллектуальной деятельности работников в составе научно-технического отчета ОКР и ее результатах по ГОСТу РВ
15.203-2001 и спецификацией результата интеллектуальной деятельности6.
Официальное признание интеллектуальной собственности осуществляется путем оформления патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и сертификатов признания интеллектуальной собственности на произведения, включая программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау.
Регистрация программ для ЭВМ и депонирование записи их исходного кода не являются признанием интеллектуальной собственности, не отменяют необходимости официального признания наличия и использования интеллектуальной собственности без нарушения интеллектуальных прав; в случае регистрации программ для ЭВМ договоры об отчуждении исключительного права на интеллектуальную собственность подлежат регистрации в установленном порядке, без которой они являются ничтожными, - типичные проблемы почти всех государственных контрактов и софтверного рынка.
Исключительное право на служебную интеллектуальную собственность в силу правовых норм статьи 1295 и статьи 1370 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит передаче (отчуждению) от
6 Спецификация РИД - документ с описанием интеллектуальной деятельности (предмет, цель, задачи, состав, организация, исполнители, творчество) и ее результатов (завершенность, объективная форма, назначение, воспроизведение, использование и обнародование, новизна и оригинальность, особенности, практическая ценность, эффективность и перспективность, потенциально охраноспособные технические, художественно-конструкторские, селекционные решения и ноу-хау, соблюдение интеллектуальных прав и учет нематериальных активов), предназначенный для признания интеллектуальной собственности и принадлежности интеллектуальных прав.
работника к работодателю в период трех лет от календарной даты ее официального признания. Исключительное право на служебную интеллектуальную собственность от работника переходит к работодателю по авторскому договору на произведение или по договору об отчуждении исключительного права на полезную модель, промышленный образец. Если этого не делать, то исключительное право на интеллектуальную собственность остается у работника и с ним надо заключать лицензионное соглашение. Аналогичная проблема возникает при отчуждении прав патентования и регистрации топологий интегральных микросхем.
Состав необходимых документов для менеджмента интеллектуальной собственности предприятий интеллектуальной собственности предприятий в объективной форме изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, произведений, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, ноу-хау и единых технологий включает (краткий перечень, полный перечень приведен в методических указаниях АСМК.009МУ-2012):
1) Методические указания АСМК.009 МУ-2012 «Менеджмент интеллектуальной собственности. Создание, признание, учет и использование интеллектуальной собственности (публичный регламент)» или аналогичный регламент предприятия;
2) трудовой договор работника предприятия (как правило, требуется доработка существующих трудовых договоров с учетом недостатков и прикладных задач);
3) Методические указания СМК по патентным исследованиям по ГОСТу РВ
15.203-2001 и оформлению отчетов ОКР по оборонному заказу;
4) служебное задание на осуществление интеллектуальной деятельности;
5) отчет о завершении интеллектуальной деятельности и ее результатах;
6) спецификация РИД;
7) акт о передаче работодателю РИД и спецификации РИД;
8) распоряжение о признании интеллектуальной собственности и комплектации надлежаще оформленных документов, подтверждающих наличие и использование интеллектуальной собственности без нарушений интеллектуальных прав;
9) отчет об оценке соответствия (результатах сертификации) РИД;
10) отчет о патентных исследованиях результатов ОКР по ГОСТу РВ 15.203-2001;
11) сертификат признания интеллектуальной собственности;
12) авторский договор об отчуждении исключительного права работодателю;
13) договор об отчуждении исключительного права (типовой для всех сделок);
14) договор об отчуждении права патентования (типовой для всех работников);
15) лицензионное соглашение (типовое для всех сделок);
16) распоряжение об использовании служебной интеллектуальной собственности и учете исключительных прав на нее в составе нематериальных активов.
Как правило, организация документооборота по менеджменту интеллектуальной собственности должна возлагаться на руководителей структурных подразделений и службы менеджмента качества предприятий.
К рискам предприятия - правообладателя интеллектуальной собственности относятся:
• признание договоров и обязательств предприятия ничтожными;
• возмещение убытков заказчиков по основаниям введения в заблуждение;
• пересчет начисленных налогов и штрафы за прошедшие отчетные периоды;
• нарушение правил отчуждения права патентования;
• нарушение правил оформления и признания интеллектуальной собственности;
• нарушение правил отчуждения и учета имущественных интеллектуальных прав;
• искажение инвентарного учета имущественных интеллектуальных прав;
• нарушение требований к оформлению договоров об отчуждении права патентования, авторских договоров, договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных соглашений (договоров);
• непризнание и оспаривание имущественных интеллектуальных прав;
• несанкционированное использование интеллектуальной собственности;
• несоблюдение личных интеллектуальных прав работников и других авторов;
• несоблюдение требований ГОСТа РВ
15.203-2001 по интеллектуальной собственности;
• применение льгот правообладателя по налогу на добавленную стоимость;
• присвоение имущественных интеллектуальных прав.
Менеджмент интеллектуальной собственности, в частности, в оборонной сфере должен быть направлен на соблюдение требований ГОСТа РВ 15.203-2001, повышение эффективности предпринимательской и обеспечение законности финансовохозяйственной деятельности предприятий; снижение рисков несанкционированного использования интеллектуальной собственности и присвоения интеллектуальных прав. Необходимую помощь могут оказать аккредитованные организационно-методические центры поддержки правообладателей7,
использование методических указаний АСМК.009МУ-20128 и вебинары «Методические указания АСМК.009МУ-2012: внедрение и организационно-методическая поддержка правообладателей»9.
Коммерческая составляющая
Опираясь на стандартизованную технологию менеджмента интеллектуальной собственности, можно аккредитовать свое предприятие в качестве организационнометодического центра поддержки правообладателей для оказания услуг менеджмента интеллектуальной собственности, постановки документооборота правообладателей по менеджменту интеллектуальной собственности и исполнения функций менеджмента интеллектуальной собственности согласно правовой норме статьи 264.1.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Это позволит привлечь денежные средства для оборотных ресурсов предприятий - до 3 000 000 рублей за одну сделку; повысит ответственность должностных лиц и работников, оплачиваемых за счет накладных расходов, за обеспечение доходности предприятий.
Зачем самолету крылья?
Менеджмент ресурсов, проектирования, разработки, управления, сбыта, рекламаций - основные направления повышения эффективности любого товарного производства. Оптимизацию соответствующих процессов обеспечивает соблюдение корпоративных, национальных и международных стандартов, в частности стандартов ИСО серии 9000.
Менеджмент интеллектуальной собственности дает возможности расширения продуктового ряда, формирования дилерских сетей и коммерциализации интеллектуальной собственности на условиях лицензионных соглашений, увеличения
7 ОДО «Юридическое общество имени Александра Невского», аттестат аккредитации № РОСС Ри.Ж157.04АД00.БМ0045, сайт - www.newskylaw.ru
8 Методические указания АСМК.009МУ-2012 «Менеджмент интеллектуальной собственности. Создание (приобретение), признание, учет и использование интеллектуальной собственности (публичный регламент)» свободно предоставляются заинтересованным лицам. Можно запросить по адресу [email protected]
9 Вопросы вебинара «Методические указания АСМК.009МУ-2012: внедрение и организационно-методическая поддержка правообладателей» представлены на сайте www.newskylaw.ru
имущественного комплекса и применения льгот по НДС, управления накладными расходами и страхования рисков правообладателей. Способы менеджмента - инструменты, которыми владеют специалисты, предмет лицензионной политики и корпоративных стандартов.
Современные стандарты уделяют интеллектуальной собственности большое внимание. Например, основополагающий ГОСТ Р 1.2-200410 (пункты 4.2.1.3 и 4.2.1.6) требует соблюдения правовых норм гражданского оборота интеллектуальной собственности. При этом в ГОСТе Р 1.0-200411 (п. 6.4) допущено прямое нарушение законодательства Российской Федерации в части отказа от авторского права - видимо, к разработке этого стандарта специалисты не привлекались.
Для устранения подобных несоответствий и ляпов разработаны стандарты и методические пособия серии «Интеллектуальная собственность и инновации» (см. [11-19]), которые можно получить в корпорации правообладателей «ФИНАС» (www.fimas.su). По государственной стандартизации создан и начал работать ТК 481 «Интеллектуальная собственность» (появление первых национальных стандартов Российской Федерации продекларировано в 2012 году).
ГОСТ РВ 15.203-2011 (основной регламент опытно-конструкторских работ в оборонной сфере) требует проведения патентных исследований (п. 4.3.16) по ГОСТу Р 15.011. Однако результаты опытноконструкторских работ, определяющие имущественные интеллектуальные права разработчиков, включают не только объекты промышленной собственности (опытные образцы), произведения науки (товарные знаки, эскизные проекты, технические проекты, методики, рецептуры, спецификации, базы данных), литературы. Программы для ЭВМ и ноу-хау содержатся в результатах
НИОКР в больших объемах. И, как известно, реальная стоимость прав на интеллектуальную собственность несоизмеримо выше любого материального продукта (автомобиля, самолета, ракеты), составляет основу и коммерческую значимость любой технологии (нанотехнологии, единой технологии).
Пренебрежение объектами авторского права влечет незавершенность РНТД. Самолеты и ракеты, конечно, падать не будут, а корабли и подводные лодки не затонут, но финансово-хозяйственная деятельность и налоговая практика предприятий пострадают, стоимость продукции будет значительно ниже трудозатрат и использованных интеллектуальных ресурсов, а рабочая конструкторская документация для серийного производства продукции будет иметь изъяны в части гражданского оборота интеллектуальной собственности - риски присвоения интеллектуальной собственности, рейдерства имущественных интеллектуальных прав и судебного запрета производства (болевая точка отечественного производства, сбыта, экспорта).
Вот и получается, что интеллектуальная собственность используется, а права на нее подтвердить нечем. Практикуемые заявления об отсутствии интеллектуальной собственности - прямой путь к упущенной выгоде, убыткам, запретам и персональной ответственности.
Как пример можно привести технические решения ОАО «МВЗ имени М.Л. Миля», благополучно перекочевавшие в собственность директора одного из вертолетных ремонтно-восстановительных заводов (пять учебных методических пособий и семнадцать патентов) ввиду небрежности руководства конструкторского бюро имени М.Л. Миля и его правопреемников.
Системы менеджмента качества производства продукции, организованные
10 ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены».
11 ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения».
по рекомендациям стандартов ИСО серии 9000, в части менеджмента ресурсов должны выявлять и исключать негативные последствия несанкционированного отчуждения имущественных интеллектуальных прав и присвоения интеллектуальной собственности, однако при отсутствии специалистов, требований и методик менеджмента интеллектуальной собственности благие пожелания позитивного эффекта не имеют.
Выход из положения предлагает ассоциированная СМК РНТД, организованная по стандарту СТО.9001-08-2011 серии «Интеллектуальная собственность и инновации». Присоединение к ней предоставляет дополнительные преимущества в части экономии ресурсов - не нужны подготовка к сертификации, выездные проверки соответствия стандартам и последующий сертификационный аудит. СМК РНТД поддерживается специалистами, включая:
• консультирование;
• аутсорсинг менеджмента интеллектуальной собственности согласно статье 264.1.19 Налогового кодекса Российской Федерации;
• сертификацию продукции и результатов интеллектуальной деятельности;
• обеспечение надлежаще оформленными документами, подтверждающими наличие и использование интеллектуальной собственности без нарушений интеллектуальных прав;
• оптимизацию учетной стоимости нематериальных активов;
• оценку стоимости прав;
• страхование рисков правообладателей;
• третейский суд.
Стандарты и методические пособия серии «Интеллектуальная собственность и инновации» плавно вошли на рынок. По ним можно изучать теорию и практику признания, учета, коммерциализации интеллектуальной собственности, даже процедура аккредитации организационно-методических центров поддержки правообладателей ста-
ла условием лицензионных соглашений по использованию этих стандартов. Вопросы менеджмента интеллектуальной собственности обсуждаются на вебинаре «Методические указания АСМК.009МУ-2012: внедрение и организационно-методическая поддержка правообладателей» (www. newskylaw.ru), а результаты зависят только от руководства предприятий и эффективности менеджмента качества.
ЛИТЕРАТУРА
1. О техническом регулировании : Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ.
2. Об обеспечении единства измерений : Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ.
3. Об особенностях обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности Российской Федерации : постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 780.
4. Система разработки и постановки продукции на производство. Военная техника. Порядок выполнения опытноконструкторских работ по созданию изделий и их составных частей. Основные положения : ГОСТ РВ 15.203-2001.
5. Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу : приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 23 августа 2006 года № 200.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.
7. Менеджмент интеллектуальной собственности. Создание, признание, учет и использование интеллектуальной собственности (публичный регламент) : Методические указания АСМК.009МУ-2012.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ.
9. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены : ГОСТ Р 1.2-2004.
10. Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения : ГОСТ Р 1.02004.
11. Ассоциированная СМК : СТО.9001-08-2012.
12. Менеджмент интеллектуальной собственности. Организация производственной интеллектуальной деятельности. Требования и локальные нормативные акты : СТО.9002-09-2011.
13. Система сертификации результатов интеллектуальной и научно-технической деятельности, признания и паспортизации интеллектуальной собственности, ноу-хау, единых технологий и инноваций : СТО.9003-10-2011.
1 4. Отраслевая система стандартиза-
ции : СТО.9004-2011;
15. Учет нематериальных активов. Затраты создания и приобретения. Методические указания : АСМК.006МУ-2011.
16. Инвентаризация результатов интеллектуальной деятельности и оформление служебной интеллектуальной собственности без учета прав на нее в составе нематериальных активов. Методические указания : АСМК.005МУ-2011.
17. Адаптация, модификация интеллектуальной собственности и паспортизация объектов нематериальных активов. Методические указания : АСМК.008МУ-2011.
18. Производственное использование нематериальных активов. Методические указания : АСМК.007МУ-2011.
19. Лицензионная политика и управление рисками правообладателя. Принципы, нормативы, правила, регламенты и директивы. Методические указания : АСМК.010МУ-2012.
* * *
Окончание. Начало на с. 55
актов, то есть передачу имущества во владение, а также документы, свидетельствующие о приобретении учредителем собственности на недвижимое имущество.
III. Договор аренды воздушного судна без экипажа и порождаемые таким договором обременения не подлежат государственной регистрации (открытое акционерное общество «Авиационная компания «КОНТИНЕНТ» УБ общество с ограниченной ответственностью «Финзайдер». Дело № 1218/12).
Авиакомпания обратилась с иском к обществу о признании незаключенным договора аренды воздушного судна без экипажа, сославшись на то, что договор аренды не прошел государственную регистрацию.
Суд первой инстанции принял решения об отказе в иске, указав на то, что договор аренды воздушного судна без экипажа не подлежал государственной регистрации.
Суды апелляционной и кассационной инстанций сочли этот вывод суда первой инстанции неверным.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отменив решения судов апелляционной и кассационной инстанций, отметил, что в силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Пункт 2 статьи 609 указанного кодекса предусматривает, что к названному договору не применяются положения о регистрации договоров аренды, Воздушный кодекс Российской Федерации также не закрепляет обратное.