Научная статья на тему 'Менеджмент инноваций в системе использования нефтеотходов'

Менеджмент инноваций в системе использования нефтеотходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
198
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕОТХОДЫ / НЕФТЕРЕСУРСЫ / ВТОРИЧНАЯ ПЕРЕРАБОТКА / РЕГЕНЕРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / OIL WASTES / OIL RESOURCES / RECYCLING / REGENERATION / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Прокопенко Ольга Владимировна, Школа Виктория Юрьевна

Рассмотрены эколого-экономические проблемы нефтеотходов в России и Украине, а также возможные пути их решения с учетом имеющегося опыта зарубежных стран. Предложен организационно-экономический механизм управления развитием системы вторичной переработки нефтеотходов. Разработан и обоснован комплекс мероприятий по реформированию деятельности по сбору и вторичной переработки нефтеотходов в Украине и определены перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Прокопенко Ольга Владимировна, Школа Виктория Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of innovations in the treatment of oil waste

The article is concerned with the ecological-economic problems of oil wastes in Russia and Ukraine along with the possible ways of their solving taking into account experience of foreign counties. It suggests the organizing-economic mechanism of control for the development of the secondary recycling of oil wastes system. The article presents developed and underlined group of actions dealing with the reforming of activity concerning the secondary recycling of oil wastes in Ukraine, prospects for its further development are determined here.

Текст научной работы на тему «Менеджмент инноваций в системе использования нефтеотходов»

Менеджмент инноваций в системе использования нефтеотходов

О.В. Прокопенко, В.Ю. Школа

Рассмотрены эколого-экономические проблемы нефтеотходов в России и Украине, а также возможные пути их решения с учетом имеющегося опыта зарубежных стран. Предложен организационно-экономический механизм управления развитием системы вторичной переработки нефтеотходов. Разработан и обоснован комплекс мероприятий по реформированию деятельности по сбору и вторичной переработки нефтеотходов в Украине и определены перспективы ее развития.

Ключевые слова: нефтеотходы, нефтересурсы, вторичная переработка, регенерация, экологическая безопасность.

Стабильность социально-экономического развития государства зависит от эффективности стратегических управленческих решений, определяющих направления реализации имеющегося потенциала на всех уровнях его формирования. Одним из приоритетных направлений инновационных трансформаций в России и Украине является реформирование деятельности по сбору и вторичной переработки отработанных нефтепродуктов.

Ежегодно в Украине образуется около 1,7 млн т нефтеотходов, из которых 29% - отработанные нефтепродукты (ОНП): моторные (ММО) и индустриальные масла (МИО), их смесь (СНО), и 7% - нефтешлаковые отходы (НШО). В России объемы образования нефтеотходов класса ММО и МИО составляют более 500 тыс. т.

Исследования показывают, что около 80% ОНП нелегально сбрасываются в окружающую среду и сжигаются, в частности, как топливо, 20% -подлежат частичной переработке. В Европе сбрасывается лишь 25% отработанных масел, 25% - регенерируется, 49% - используется как топливо и 1% -уничтожается (см. табл. 1). Такая статистика свидетельствует о необходимости реформирования данной отрасли с учетом имеющегося опыта такой деятельности в СССР (см. рис. 1) [1].

Таблица 1

Показатели использования отработанных масел в Европе_

Количество Общая произво- Доля отрабо- из них:

Страна установок дительность дей- танных масел, подлежат использу-

по регенера- ствующих уста- которые соби- регенера- ются как

ции, ед. новок, тыс. т/год раются, % ции, % топливо, %

Германия 6 280 87 55 30

Швеция 82

Италия 6 239 55 18

Голландия 71

Бельгия 2 45 42 50 25

Франция 1 110 28 54

Испания 8 190 16

Ирландия 35

Активизация инновационного процесса в этой отрасли на основе применения технологий регенерации опасных веществ, соответствующих мировым стандартам, будет способствовать уменьшению экодеструктивной нагрузки на окружающую природную среду и обеспечит отечественных товаропроизводителей нефтересурсами высокого качества.

Современные, практически безотходные (по углеродной фракции), технологии позволяют получать кондиционные вторичные нефтепродукты, не уступающие по уровню качества свежим, полученным в процессе первичной переработки из сырой нефти (подробнее см. [1]). Таким образом, реформирование отрасли сбора и вторичной переработки нефтеотходов должно основываться на концепции абсолютного преимущества регенерации отработанных масел, которая обеспечит увеличение эколого-экономической безопасности регионов и страны в целом.

Сбор отработанных нефтепродуктов по сравнению с объмом потребления свежих, % I этап Зарождение и стремительное развитие

II этап Упадок

III этап Возрождение

IV этап Дестабилизация и тенизация

V этап Зарождение на новом

90 ■

Технико-эксплуатационныш

Потребительский

Объем сбора отработанных нефтепродуктов

вно установленный!, сбнтролированный

16

1970 4980

Проблема ресурсосбережения

Пробл

990

■ма охраны окр;

'2000 '2010 »ужающей среды

Рис. 1. Жизненный цикл системы сбора отработанных нефтепродуктов

Общая схема организационно-экономического механизма управления развитием отрасли вторичной переработки нефтеотходов на макроуровне предложена на рис. 2, где показано взаимодействие контрольно-регулирующей, финансовой, функциональной и производственной подсистем на государственном и региональном уровнях, а также определена их роль в обеспечении эколого-экономических процессов, способствующих достижению устойчивого развития экономики.

Сегодня в большинстве регионов Украины и России созданы соответствующие предпринимательские структуры, которые могут обеспечить сбор, хранение и перевозку нефтеотходов. Для организации производственного процесса авторы предлагают создать региональные комплексы, размещаемые по принципу территориальной целостности регионов сбора нефтеотходов, оптимизации маршрутов их перевозок, производственных мощностей пере-

40

5

4

рабатывающих предприятий. В состав каждого из таких комплексов должны входить структуры, специализирующиеся на определенной фазе технологического цикла вторичной переработки (подробнее см. [1]), что обеспечит процессу переработки мобильность, гибкость и возможность достижения максимальных экономических результатов:

1) предприятие по обработке ОНП и НШО, предназначенное для приема нефтеотходов у лицензионных сборщиков и хозяйствующих субъектов, их идентификации, обработки, рассортировки на сырьевые группы ММО, МИО, СНО, определения показателей качества (ГОСТ 21046-86), отгрузки нефте-концентрата для дальнейшей утилизации и регенерации;

2) завод по утилизации НШО, предназначенный для изъятия НШО из нефтешлаковых амбаров, прудов-отстойников, резервуаров и прочих видов накопителей нефтешлаков, принадлежащих субъектам хозяйственной деятельности; выделения из НШО нефтеконцентрата, соответствующего требованиям ГОСТ 1046-86 для сырьевой группы СНО; утилизации нефтеконцен-трата и СНО до кондиционных светлых моторных топлив и битумов, отгрузки произведенных кондиционных, распределенных по сортам нефтепродуктов их конечным потребителям;

3) завод по регенерации ОНП, предназначенный для выделения из ОНП нефтеконцентрата, приведение его качества в соответствие с ГОСТ 21046-86 для сырьевых групп ММО и МИО, регенерации нефтеконцентрата до кондиционных базовых или сортовых масел, отгрузки произведенных кондиционных базовых и сортовых масел их конечным потребителям.

■' Государственный уровень

с-Г*^-+1- Финансовая подсистема -\

Сбережения физических и юридических лиц Финансово-кредитные учреждения Лизинговые компании Страховые компании Целевые фонды Международные фонды и организации

Контрольно-регулирующая подсистема

Государственный фонд охраны окружающей среды от загрязнения _нефтеотходами_

Государственные и региональные центры мониторинга источников и объемов образования нефтеотходов

Органы лицензирования предпринимательской деятельности в отрасли вторичной переработки нефтеотходов

—¡Информационные центры

ü*—т-

Информационные потоки

F

Финансовые и материальные потоки ^

Региональный уровень

Ффн кцио на ль ная подсистема

С

Сбор

—| Обработка ^ нефтеконцентрат

Утилизация

I

Регенерация

I

пр

▼га

Использование по прямому назначению

Продукты переработки

Производстве нная подсистема

Пункты обработки

Заводы по утилизации

Заводы по регенерации

Сырье

Обеспечивающая инфраструктура

Пункты сбора и хранения нефтеотходов, входящие в состав региональных комплексов, предприятия и хозяйствующие субъекты, работающие в соответствии с лицензией

Финансовые потоки

ff

Информационные потоки

m

Физические лица и хозяйствующие субъекты, в результате деятельности которых образуются нефтеотходы

Рис. 2. Организационно-экономический механизм управления развитием отрасли вторичной переработки нефтеотходов

Мощность каждого такого комплекса зависит от технологии и базовой установки по переработке нефтеотходов. На основе экспертных оценок ведущих специалистов, анализа рынка разработчиков, производителей и поставщиков основного технологического оборудования, экспертизы наиболее эффективных действующих мировых объектов по вторичной переработке нефтеотходов установлено, что оптимальными для России и Украины являются два альтернативных варианта: технология ЯЕЬиБ (компания «КТИ», Голландия) и В. МЕШКЕЫ (Германия). Баланс сырья, необходимого для обеспечения производственного процесса, и готовой продукции показан в табл. 2.

Таблица 2

Годовой объем

Показатели Единицы переработки

измерения В. МЕШКЕЫ1 ЯЕШБ

Производительность тыс. т/год 12 50

Затраты производства

Сырье (отработанное масло) т 12000 50000

Печное топливо т 1496

Природный газ тыс.нм3/год 725

Электроэнергия мВт/год 2000 4900

Вода м3/год 25600

Фильтровальная бумага м2/год 24000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Активированная отбеливающая земля т/год 368

Дополнительные материалы, химические соединения ШБ/год 5000 200000

Выход продукции

Базовое масло БАБ 15/30 т/год 7500 37500

Базовое масло БАБ 5/30 т/год 960

Печное топливо т/год 2592

Битум строительный жидкий т/год 790 4500

Гидроочищенное дизельное топливо т/год 4500

Отходы производства

Отработанная отбеливающая земля т/год 560 -

Сточные воды м3/год 24000 -

1 Для производственного комплекса мощностью 24 тыс. т/ год все эксплуатационные характеристики увеличиваются прямо пропорционально, объем инвестиций возрастает лишь на 15-20 %.

Согласно проведенным рыночным исследованиям, уровень потребности в регенерированных смазочных маслах составляет свыше 70%, что свидетельствует о способности их восприятия рынком. Учитывая наиболее вероятное поведение потребителей (постепенное восприятие новой продукции) уже на этапе выхода на рынок продукция вторичной переработки будет реа-лизовываться в полном объеме - преимущественно хозяйствующим субъектам-производителям смазочных материалов, в виде масляной базы.

Предварительный эколого-экономический анализ по всем проектам показал, что системы переработки нефтеотходов обеспечивают управление уровнем загрязнения вредными веществами за счет селективности процесса (см. табл. 3). Кроме того, в ходе процесса переработки не образовываются вредные сопродукты: легкокипящие углеводороды, содержащие хлор, используются как топливо для производства технологического тепла и сжигаются в специальных печках; остаток дистилляции концентрируется в вяжущий битумный продукт; твердые отходы не содержат вредных веществ; водные стоки подаются в систему очистки. Отсутствие вредного влияния технологического процесса на окружающую среду свидетельствует о целесообразности реализации указанных проектов с позиции экологической безопасности региона.

Таблица 3

Схема сепарации загрязнений в секциях процесса переработки1

Вещества Обезвоживание Выпаривание дизельного топлива Перегонка масел Очистка Конечный результат удаления

Моющие присадки / Эмульгаторы - + ++ 0 +++

Металло-органика - ± +++ 0 +++

Галоидо-органика ++ ++ ± +++ +++

Азото-органика + ++ + +++ +++

Кислород-органика + + ± +++ +++

Серо-органика ± ± + +++ +++

Фосфор-органика - + +++ 0 +++

Высокомолекулярные полимеры - - +++ 0 +++

Металлы - - +++ 0 +++

Асфальтены + + +++ 0 +++

1 Оценка уровня удаления вредных веществ: «+++» - отлично; «++» - хорошо; «+» -удовлетворительно; «±» - неудовлетворительно; «-» - сепарация отсутствует; «0» - компонент полностью удален.

Бизнес-анализ проектов выполнялся на основе прогнозирования их жизненного цикла. Поскольку в Украине и России деятельность по вторичной переработке нефтеотходов, а также продукт, создаваемый в результате такой деятельности, по сути является ординарной экоинновацией (подробнее см. [4]), продолжительность каждого из этапов ее жизненного цикла определяли экспертным методом с вероятностной оценкой наступления определенного события.

По прогнозным оценкам ожидаемая продолжительность инновационного цикла составляет 24 месяца. Учитывая высокий уровень потенциала рынка регенерированных масел (для Украины - более 350 тыс. т в год) и вероятный объем их сбыта (в Украине - более 150 тыс. т в год), прогнозные оценки раз-

вития НТП и скорости морального старения экоинновации, ожидаемая продолжительность рыночного цикла регенерированных смазочных масел составляет 13-33 года.

Анализ рисков, которые могут возникнуть при создании регионального комплекса по переработке нефтеотходов, показан в табл. 4.

При реализации проекта возможны такие сценарии развития событий.

1. Оптимистичный. В первый год производства планируется загрузка производственных мощностей на 84-85%, начиная со второго года - на 100%. Начиная с третьего года, кроме основной деятельности по вторичной переработке, планируется предоставление услуг лаборатории комплекса. За счет прибыли, получаемой от основной и дополнительной деятельности, планируется создать собственную развитую инфраструктуру (пункты приема и хранения нефтеотходов, транспортный парк для их перевозки), что позволит снизить риск неполучения исходного сырья для производственного процесса.

2. Наиболее вероятный. В первый год планируется загрузка мощностей комплекса на 84 %; начиная со второго года - на 100 %. С третьего года, кроме основной деятельности, планируется внедрение услуг лаборатории.

3. Пессимистический. В первый год планируется загрузка мощностей комплекса на 80 %, начиная со второго года - на 100 %.

По нашим оценкам ожидаемый уровень риска по всем вариантам прогноза находится в зоне минимального риска, что свидетельствует об эффективности проекта и целесообразности его внедрения. Этот вывод подтверждают довольно высокие показатели эффективности его реализации, рассчитанные на период 14 лет: NPV - от 3,02 млн долл. до 14,87 млн долл. (NPVH.e=9,80 млн долл.); IRR - от 29 до 59 % (7RRH.e=45%); PI - от 2,14 до 6,2 (P/K.e=4,4), PP - от 6 до 3,5 лет (PPH.e=4,16 лет). Прогнозируемый ежегодный интегральный эколого-экономический эффект в течение жизненного цикла, длительность которого составляет 15-35 лет, - 0,137 млн долл. за год.

Расчет показывает, что оба проекта являются высокоэффективными по всем прогнозным сценариям развития событий. Высокая внутренняя норма окупаемости свидетельствует о целесообразности создания таких комплексов в Украине и России даже при условиях привлечения кредита.

Активизации перехода отечественных потребителей смазочных материалов и масел на более дешевую и высококачественную продукцию, произведенную на основе регенерированных ресурсов, также будет способствовать государственная поддержка такого направления инновационной деятельности.

Таблица 4

Виды и сущность рисков _

Вид Последствия Причина Способ снижения риска

На этапах инновационного цикла

Превышение затрат над запланированными снижение уровня рентабельности регионального комплекса резкие изменения экономической ситуации в стране или в мире; рост стоимости проектных и строительно-монтажных работ; изменения в бюджетной, финансово-кредитной и налоговой системах; действия экономических контрагентов заключение фьючерсных контрактов; введение штрафных санкций за нарушения обязательств; создание региональной системы страхования соглашений; привлечение надежных партнеров с хорошей деловой репутацией; мониторинг ситуации (политической, экономической) в стране и мире

Задержка проектных, мон-тажно-строительных и подготовительных работ задержка с выходом на рынок; нарушение соглашений с поставщиками сырья и предприятиями-потребителями; ухудшение в регионе эколого- экономической ситуации; превышение запланированного инвестиционного бюджета недостаточный опыт, квалификация, несогласованность работы инженеров, конструкторов, подрядчиков; некачественная конструкторская и технологическая документация; трудность согласования отечественных проектно-конструкторс-ких стандартов и стандартов страны-производителя оборудования; активные действия недобросовестных конкурентов; низкая трудовая дисциплина; нарушение сроков поставки материалов и оборудования; трудности при выполнении строительных работ (отдаленность от транспортных узлов, сетей электро-, тепло-, водоснабжения и канализации) введение штрафных санкций, предусмотренных условиями соглашений о выполнении работ (взятых обязательств); привлечение надежных партнеров, имеющих хорошую деловую репутацию и достаточный опыт работы в соответствующей сфере; установление четких должностных обязанностей и иерархии подчинения среди работников, задействованных в выполнении проекта

Политико-правовые риски увеличение длительности инновационного цикла и объемов инвестиций; задержка с выходом на рынок; снижение рентабельности препятствования органов власти в реализации проекта; изменения в законодательной и нормативной базе, принятие более жестких экологических норм, новых государственных и региональных экологических программ; ресурсная экспансия; экологически направленные акции граждан и общественных организаций организация маркетинговых мероприятий, направленных на информирование общественности, потребителей и инвесторов о преимуществах регенерированных масел и процесса их производства, ожидаемом эффекте; поддержка постоянных связей с экономически активной общественностью и международными экологическими организациями

На этапах рыночного цикла

Неполучение исходных сырья, материалов и ресурсов неполная загрузка производственных мощностей, простой производства и снижение рентабельности регионального комплекса отсутствие эффективного организационно-экономического механизма рационализации системы сбора нефтеотходов на разных уровнях; недостаточное развитие инфраструктурного обеспечения отрасли; отказ потенциальных поставщиков от заключения договоров; неприемлемые условия договоров; возникновение непредвиденных трудностей у поставщиков; действия конкурентов; разрыв договора снабжения с поставщиком или изменения его условий заключение фьючерсных соглашений на утилизацию; установление связей с органами власти по вопросам охраны окружающей среды, обращения с нефтеотходами, их привлечение к реализации проекта в рамках государственных (региональных) программ; создание страховых запасов сырья; создание собственной сети пунктов приема нефтеотходов; организация мониторинга поставщиков; заблаговременная разработка мероприятий по обеспечению функционирования комплекса в условиях поиска альтернативных поставщиков

Ценовые риски потеря рыночных позиций, снижение прибыли и рентабельности ошибки в ценообразовании и ценовых стратегиях; резкие изменения экономической ситуации в стране и в мире; недооценка конкурентов; действия экономических контрагентов постоянное исследование рынка нефтепродуктов; обеспечение своевременной осведомленности о действиях и намерениях конкурентов; внедрение гибкой ценовой политики; заключение фьючерсных контрактов

Уменьшение объемов продажи регенерированных смазочных масел ухудшение финансового состояния комплекса; увеличение объемов готовой продукции на складе; дефицит оборотных средств ошибки в товарной, сбытовой, коммуникационной политике; отказ предприятия-покупателя от выполнения условий договора; изменение структуры спроса и снижение потребности в регенерированных маслах (в частности, из-за несоответствия их качественных характеристик экологическим нормам; переход предприятий-покупателей на изготовление продукции из синтетического сырья вместо регенерированного минерального); активные действия конкурентов; отсутствие полной информации об альтернативных покупателях и отдельных сегментах рынка; снижение платежеспособности покупателей; нестабильность качества сырья и исходной продукции привлечение независимых организаций как гарантов соглашений; диверсификация производства и сбыта; установление надежных отношений с руководством предприятий-покупателей; использование всех форм маркетинга; развитие залоговых соглашений; создание региональной системы страхования соглашений; заключение соглашений с конкурентами о разделе сфер влияния; своевременное отслеживание информации об имеющихся и потенциальных потребителях, конкурентах

Недополучение прибылей ухудшение финансового состояния те же, что и выделенные выше, а также несвоевременное начало коммерческого производства; нерешенные производственные проблемы; ошибки, допущенные на этапах инновационного цикла; преждевременный выход из рынка создание подразделения для формирования информационной базы о маркетинговой среде; прогнозирование изменений рыночной конъюнктуры и развития рынка первичных и регенерированных нефтепродуктов; заблаговременная разработка и проведение антикризисных мероприятий

Техногенные риски ухудшение экологического положения и увеличение экологических платежей нарушение процессов управления уровнем концентрации вредных веществ, сбои в системе регулярного очищения оборудования; стихийные бедствия; низкий уровень производственной культуры работников; отсутствие финансовых ресурсов на текущий и капитальный ремонт оборудования, необходимых деталей для такого ремонта постоянная диагностика технологического процесса и оборудования; планирование и проведение профилактических работ по предотвращению нарушений в технологическом процессе

Риск дополнительных затрат на ликвидацию последствий залповых выбросов и аварий на производстве нарушение работы оборудования; недостаточная квалификация рабочих; отсутствие знаний о технологическом процессе и обращении с оборудованием нарушение трудовой дисциплины; возможные стихийные бедствия; недостаточная надежность оборудования обучение работников специфики работы с оборудованием и повышение их квалификации; своевременный ремонт оборудования; постоянная диагностика состояния оборудования и очистительных сооружений

Создание в Украине и России комплексов переработки нефтеотходов

позволит решить такие задачи, как:

• защитить окружающую среду от влияния опасных отходов;

• обеспечить рациональное использование нефтересурсов;

• сохранить информационные ценности природных систем и природный потенциал для будущих поколений;

• повысить уровень экологической безопасности регионов и страны;

• повысить качество жизни населения;

• создать дополнительные рабочие места;

• обеспечить потребности отечественного производства в базовых маслах высокого качества;

• избежать дополнительных затрат на ликвидацию последствий от загрязнения окружающей среды нефтеотходами;

• увеличить налоговые поступления в бюджеты разных уровней;

• уменьшить нагрузку на природоохранные фонды;

• обеспечить рынок конкурентоспособной продукцией отечественного производства;

• уменьшить цены на нефтепродукты за счет их изготовления на масляной основе из регенерированных нефтеотходов, себестоимость которой на 50 % меньше себестоимости базового масла, изготовленного из сырой нефти;

• повысить конкурентные позиции страны и избежать зависимости от ценовых колебаний импортеров нефтепродуктов;

• повысить уровень энергетической независимости страны;

• способствовать переориентации потока нефотходов из теневой экономики в реальную.

Литература

1. Школа В.Ю. Економжо-оргашзацшш основи формування та розвитку га-лузi вторинно1 переробки вщпрацьованих нафтопродук^в // Проблеми управлшня шновацшним шдприемництвом еколопчного спрямування: [монографiя / За заг. ред. О.В. Прокопенко]. - Суми: ВТД «Ушверситетська книга», 2007. - С. 485-505.

2. Общая информация по процессу КТ1 RELUB: [технич. предложение]. -Zoetermeer: Kinetiks Technology International B.V., 2007.

3. Proposai (Budget offer) for a used oil re-refining plant. Meinken Engineering (patent Nos. DE 3023374 C 2, DE 420 588 4/5, DE 39 16 732). - Haltern, 2007.

4. Школа В.Ю. Прогнозування життевого циклу еколопчних шновацш у си-стемi управлшня бiзнес-проектами // Маркетинг. Менеджмент. 1нноваци: [монографiя] / За ред. С.М. 1лляшенка. - Суми: ТОВ «ТД "Патрус"», 2010. - С. 412-425.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.