Научная статья на тему 'Правовой и экономический аспекты государственного регулирования внедрения природоохранных технологий на железнодорожном траспорте'

Правовой и экономический аспекты государственного регулирования внедрения природоохранных технологий на железнодорожном траспорте Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
153
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / НЕФТЕОТХОДЫ / УТИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Афанасьев О. М., Панин А. В.

При ежегодном объеме образования жидких нефтесодержащих отходов (ЖНО) на предприятиях Октябрьской железной дороги (ОЖД) более 2 тысяч тонн проблема утилизации нефтеотходов ж.-д. транспорта ввиду отсутствия государственной инвестиционной поддержки приобретает хронический характер. Задача внедрения на предприятиях природоохранных ресурсосберегающих технологий в полном объеме возложена государством на природопользователя. Создавшееся положение осложнено тем, что в России, в отличие от стран-членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС), США и др., отсутствует отдельное нормативно-правовое законодательство в области управления отработанными жидкими нефтепродуктами, закрепляющее приоритет ЖНО как ценного энергетического сырья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой и экономический аспекты государственного регулирования внедрения природоохранных технологий на железнодорожном траспорте»

Транспортное, промышленное и гражданское строитедьсГВЗ

УДК 656.2.002.8

О. М. Афанасьев, А. В. Панин

ПРАВОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРИРОДООХРАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАСПОРТЕ

При ежегодном объеме образования жидких нефтесодержащих отходов (ЖНО) на предприятиях Октябрьской железной дороги (ОЖД) более 2 тысяч тонн проблема утилизации нефтеотходов ж.-д. транспорта ввиду отсутствия государственной инвестиционной поддержки приобретает хронический характер. Задача внедрения на предприятиях природоохранных ресурсосберегающих технологий в полном объеме возложена государством на природопользователя. Создавшееся положение осложнено тем, что в России, в отличие от стран-членов Европейского экономического сообщества (ЕЭС), США и др., отсутствует отдельное нормативно-правовое законодательство в области управления отработанными жидкими нефтепродуктами, закрепляющее приоритет ЖНО как ценного энергетического сырья.

железнодорожный транспорт, нефтеотходы, утилизация.

Введение

В современных условиях постоянного роста международного уровня цен на нефть и нефтепродукты ни одно государство и ни одна государственная или частная компания не могут позволить себе прежнего нерационального отношения к утилизации нефтеотходов. Проблема утилизации ЖНО во всем мире является одной из первостепенных государственных задач как в экологическом, так и в экономическом плане. Во многих зарубежных государствах (Финляндии, Франции, Италии и др.) вопросы обеспечения сбора и переработки ЖНО с целью получения нефтепродуктов решаются и на государственном уровне в виде целевых инвестиционных программ, и в рамках производственно-экономического развития конкретных частных компаний.

В западных странах этой проблеме уделяется большое внимание: государственные и крупные общественные национальные организации финансируют специальные исследовательские проекты с целью определения наиболее оптимальных методов сбора и утилизации отходов для дальнейшего внедрения на национальных промышленных предприятиях.

В качестве примера эффективной реализации политики социальноэкономических приоритетов можно привести принимаемые ЕЭС специальные среднесрочные программы действий государств в области экологии [1]. В рамках таких программ определяется ряд реализуемых на государственном уровне приоритетов, способствующих корректировке либо

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

178

Транспортное, промышленное и гражданское строительство

созданию экологического законодательства, принятию конкретных федеральных и региональных инвестиционных программ.

1 Зарубежный опыт управления процессами сбора и утилизации ЖНО

1.1 Утилизация жидких нефтеотходов во Франции

В схеме обращения с жидкими нефтесодержащими отходами, сложившейся в зарубежной практике, механизмы финансирования процессов сбора и утилизации ЖНО контролируются правительством с участием производителей, потребителей и переработчиков отходов. Кроме того, государственная поддержка специализированных предприятий по их переработке предполагает финансовые инвестиции. Так как стоимость утилизации отходов заложена в стоимость исходных продуктов, производитель не платит за сбор и перевозку ЖНО - для этого существуют специальные структуры государственного либо частного характера [2].

Во Франции такой структурой является Французское агентство по охране окружающей среды и энергосбережению (ADEME), являющееся государственной межведомственной структурой, работающей под эгидой Министерства экологии и устойчивого развития.

В целях разрешения проблемы утилизации жидких нефтесодержащих отходов ADEME субсидирует сбор и перевозку ЖНО, ежеквартально корректируя уровень субсидий на основании данных об уровне средней стоимости сбора и перевозки отходов, каждые полгода поступающих от официальных фирм-поставщиков услуг в сфере обращения с опасными отходами (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема оборота жидких нефтесодержащих отходов во Франции

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

Транспортное, промышленное и гражданское строительств®

Сфера деятельности ADEME распространяется на весь комплекс работ по охране окружающей среды, включая переработку опасных отходов, снижение загрязнения природных сред и экологический менеджмент.

1.2 Структура оборота жидких нефтесодержащих отходов в Финляндии

Управлением процесса распределения ЖНО между предприятиями топливно-энергетического комплекса и специализированных предприятий по переработке и производству нефтепродуктов в Финляндии занимается основанная в 1979 году частная компания Ekokem (рис. 2). Основная сфера её деятельности - утилизация опасных отходов с помощью термической обработки в специальных установках при температуре 1300 градусов Цельсия. На сегодня Ekokem сотрудничает более чем с 30 странами ближнего и дальнего зарубежья; Россия в их число не входит. Компания ежегодно перерабатывает более 120 000 т опасных отходов.

Рис. 2. Деятельность компании Ekokem в области охраны окружающей среды на примере оборота жидких нефтесодержащих отходов

Множество программ по разработке и внедрению природоохранных технологий, специализированного экологического оборудования и материалов финансируется крупными частными предприятиями-

загрязнителями. Показатели экологической безопасности для них являются отражением эффективности применяемых в производстве технологий и качества выпускаемой продукции. Вопрос внедрения в промышленности

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

180

Транспортное, промышленное и гражданское строительство

современных ресурсосберегающих технологий в Финляндии поднят до уровня государственных интересов в области развития национального производства.

1.3 Процесс сбора и утилизации ЖНО в Италии

В 1982 году для сбора и переработки свинцовых и нефтесодержащих отходов в Италии был основан консорциум COOU. На сегодняшний день деятельность консорциума в области обращения с ЖНО заключается в оплате полной стоимости работ по сбору и транспортировке отходов, в льготной безналоговой реализации сырья специализированным предпри-ятиям-закупщикам (рис. 3).

Рис. 3. Структурная схема оборота жидких нефтесодержащих отходов в Италии

Различие между организациями, занятыми в процессе утилизации ЖНО в указанных выше странах, заключается в том, что консорциум COOU в Италии и фирма Ekokem в Финляндии на выделяемые государством субсидии скупают жидкие нефтесодержащие отходы у специализированных лицензированных предприятий по сбору и транспортировке опасных отходов, после чего, руководствуясь потребительским спросом, заявками на поставку сырья и национальными интересами, распределяют их между предприятиями энергетической индустрии и специализированными

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

Транспортное, промышленное и гражданское строительств!

предприятиями-переработчиками. В то же время ADEME во Франции занимается вопросами регулирования уровня субсидий и стоимости образующихся отходов, направляемых на переработку и сжигание, выделяя денежные дотации предприятиям-сборщикам отходов. Распределение общего объема образовавшихся ЖНО между предприятиями различной производственной направленности возложено на конечного собственника отхода -перевозчика.

Весь процесс сбора, утилизации и последующей переработки ЖНО в этих странах оплачивается за счет государственных субсидий и инвестиционных программ, выделяемых из бюджета за счет налоговых отчислений предприятий-производителей топлива и прочих нефтепродуктов. Такие схемы управления жидкими нефтесодержащими отходами, закрепленные соответствующими правовыми положениями экологического законодательства страны, во многом способствуют внедрению и дальнейшему развитию на производственных предприятиях природоохранных ресурсосберегающих технологий.

2 Проблемы законодательного и экономического регулирования процессов утилизации ЖНО в России

Ситуация с утилизацией и переработкой отходов в России, по признанию экспертов, находится на уровне развивающихся стран [3]. Управление процессами сбора и утилизации ЖНО на практике в рамках федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», являющегося типичным примером закона непрямого действия, без разработки соответствующих подзаконных актов и конкретных мер по наиболее эффективному вовлечению отходов производства в экономику в качестве вторичных ресурсов невозможно.

В этой ситуации для достижения конкретных государственных задач целесообразно использовать широко популярные за рубежом государственные федеральные программы в области экологии. Тем более, что законом «Об отходах производства и потребления» предусмотрена разработка федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных и региональных целевых программ, включающих меры по уменьшению количества отходов, их использованию, обезвреживанию и размещению с учетом состояния окружающей среды.

В одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 1225-р Экологической доктрине Российской Федерации впервые в числе основных направлений государственной политики в области экологии предложены ресурсосбережение и развитие систем использования вторичных ресурсов. Для реализации положений Доктрины как инструмента долгосрочной экологической политики необходимо использование среднесрочных инвестиционных федеральных и региональных целевых про-

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

182

Транспортное, промышленное и гражданское строительство

грамм. Однако недоработка Налогового кодекса РФ не позволяет предпри-ятиям-природопользователям законодательно воспользоваться рядом экономических мер, предусмотренных федеральным законом № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды»: налоговыми и иными льготами при внедрении наилучших существующих технологий (НСТ), использовании вторичных ресурсов и переработке опасных отходов и т. д.

Отсутствие государственной инвестиционной поддержки предпри-ятий-собственников отходов и корректного экологического законодательного регулирования процессов управления жидкими нефтесодержащими отходами не позволяет в настоящее время образоваться предприятиям по контролю за сбором и утилизацией отходов, которые стали бы связующим звеном между государством, производителями и переработчиками отходов (рис. 4). Отсутствие такого специализированного предприятия лишает государство возможности регулировать объемы распределения образующихся ЖНО, влиять на ценовую политику в данном секторе экономики.

Рис. 4. Структурная схема оборота жидких нефтесодержащих отходов в России

При этом предприятия-природопользователи оказываются перед необходимостью разрешения проблем, не соответствующих их основной производственной задаче - сбора и утилизации образующихся отходов. Нормирование объемов образования отходов у предприятий-загрязнителей со стороны государственных контролирующих органов диктует финансовую необходимость снижения количества утилизируемых отходов за счет

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

Транспортное, промышленное и гражданское строитедьсГ83

внедрения ресурсосберегающих технологий. А это сопряжено не только со значительной стоимостью применяемого оборудования и техники, длительностью и трудоемкостью процессов разработки и внедрения природоохранных технологий, но и с необходимостью достижения разумного компромисса в вопросах соответствия требованиям экологического законодательства РФ и получения определенной экономической выгоды от реализации продуктов технологического процесса.

В силу данных причин многие крупные отечественные компании, используя зарубежный опыт организации процессов утилизации ЖНО и применяемых при этом технологий, собственными силами ведут разработку и внедрение мероприятий по централизованному сбору и наиболее эффективной утилизации образующихся производственных отходов.

3 Управление процессами утилизации ЖНО на предприятиях железнодорожного транспорта

3.1 Экологическая стратегия развития ОАО «Российские железные дороги»

Реализация конкретных схем сбора и утилизации ЖНО в первую очередь сопряжена с необходимостью разработки соответствующей корпоративной правовой нормирующей документации, определяющей приоритеты развития компании в области охраны окружающей среды.

В настоящее время в открытом акционерном обществе «Российские железные дороги» (ОАО РЖД) разрабатывается Экологическая стратегия развития, определяющая стратегические цели и направления деятельности компании в области экологии, механизмы и этапы их реализации. Экологическая стратегия станет ключевым документом системы экологического управления ОАО РЖД, определяющим единые для всех структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ Компании приоритеты и направления природоохранной деятельности до 2020 года, такие как:

разработка и внедрение экономически эффективных технологий обращения с отходами производства и потребления, в том числе регенерация масел и смазок, нефтесодержащих отходов с получением вторичных продуктов;

развитие внутренних мощностей по переработке и транспортировке отходов.

Результатом реализации последнего направления должно, помимо прямых экологических эффектов, стать получение дополнительных доходов и сокращение природоохранных затрат за счет:

реализации продуктов переработки отходов, выполненной предприятиями - структурными подразделениями Компании;

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

184

Транспортное, промышленное и гражданское строительство

сортировки и транспортировки образовавшихся отходов силами собственных подразделений, предоставления данных видов услуг сторонним организациям.

Первым шагом реализации положений Стратегии стало отнесение собственного производственного отхода - ЖНО - к ценному ресурсосберегающему источнику производства вторичных нефтепродуктов, стоимость которого напрямую зависит от качества сырья.

3.2 Утилизация ЖНО на Октябрьской ж. д. - филиале ОАО РЖД

В частности, на Октябрьской железной дороге - филиале ОАО РЖД -с 5 июня 2006 года действует указание начальника дороги № 239 / У «Об организации сбора, контроля качества и учета отгрузки отработанных нефтепродуктов», определившее порядок осуществления централизованного сбора и утилизации жидких нефтесодержащих отходов на территории отделений специализированным предприятием ООО «Роса-1». Тип, состав, физико-химические свойства и параметры образующихся на железной дороге ЖНО напрямую зависят от принадлежности предприятий-поставщиков к определенному типу предоставляемых услуг в сфере железнодорожных перевозок.

Основными видами деятельности железнодорожного транспорта на Октябрьской ж. д., оказывающими воздействие на окружающую среду, являются:

• грузовые перевозки;

• пассажирские перевозки;

• выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта и железнодорожных путей;

• погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожных путях;

• производство, текущее содержание, ремонт и эксплуатация железнодорожного подвижного состава;

• предоставление услуг локомотивной тяги;

• другие виды деятельности.

Основными предприятиями-загрязнителями ЖНО на ОЖД в силу специфики производственной деятельности и особенностей технологических режимов работы являются подразделения локомотивной службы (Т). На долю локомотивных депо приходится до 80-85% от общего годового объема образующихся на железной дороге ЖНО, на долю служб пути (П), энергоснабжения (Э), гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения (НГС) - не более 12%.

Анализ данных состава жидких нефтеотходов в общем объёме дороги показал присутствие отработанных масел в количестве до 48-50%. Оставшаяся часть приходится на ЖНО, образующиеся на очистных сооружениях

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

Транспортное, промышленное и гражданское строительсГ8б

предприятий: эмульсии, всплывающие плёнки нефтеуловителей, шламы нефтепродуктов от мойки оборудования и зачистки емкостей хранения и перевозки нефтепродуктов.

ТАБЛИЦА. Объемы образования жидких нефтесодержащих отходов по службам Октябрьской железной дороги в 2006 году, т/год

Наименование жидкого нефтесодержащего отхода Службы Октяб рьской железной дороги Всего Кол-во от общ. объема, %

Т П НГС Э Прочие

Масла моторные отработанные 23,49 52,85 2,73 8,76 16,96 104,79 5,16

Масла дизельные отработанные 525,10 1,47 0,10 4,26 1,37 532,30 26,20

Масла компрессорные индустриальные отработанные 41,89 12,19 0,23 1,73 4,92 60,96 3,00

Масла автомобильные трансмиссионные отработанные 3,75 10,08 1,87 4,44 5,57 25,71 1,27

Масла турбинные, трансформаторные отработанные 50,37 5,51 0,00 18,41 0,71 75,00 3,69

Масла гидравлические отработанные, не содержащие галогенов 0,18 4,70 0,08 0,00 0,00 4,96 0,24

Синтетические и минеральные масла отработанные 112,82 8,36 0,00 0,00 0,16 121,34 5,97

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Остатки дизельного топлива, потерявшего потребительские свойства 13,09 0,39 2,51 0,00 0,79 16,78 0,83

Всплывающая пленка из нефтеуловителей (бензиноуловителей) 493,77 0,00 2,12 0,00 2,72 498,61 24,54

Шлам нефтеотделительных установок, очистки трубопроводов и емкостей от нефти 410,04 0,17 89,96 0,00 39,65 539,82 26,57

Отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов 5,94 0,20 0,00 0,02 4,66 10,82 0,53

Прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти 39,68 0,20 0,00 0,00 0,70 40,58 2,00

Итого, т/год 1720,12 96,12 99,60 37,62 78,21 2031,6 7 -

Кол-во от общего объема, % 84,67 4,73 4,90 1,85 3,85 - -

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

186

Транспортное, промышленное и гражданское строительство

В целях обеспечения своих природоохранных и экономических интересов Октябрьская железная дорога ведет работы по внедрению на всей сети своих структурных подразделений наиболее эффективных схем управления производственными отходами, включая централизованный сбор и технологии переработки ЖНО. В рамках данной программы был заключен договор на выполнение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ по созданию установок восстановления отработанных турбинных масел для подразделений, обслуживающих и ремонтирующих путевую технику, № 960 от 25.04.07 с Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУПС).

Однако существующая схема управления ЖНО далека от оптимальной как в экологическом, так и в экономическом плане:

продажа отработанных масел в качестве вторсырья для последующей переработки экономически нецелесообразна, так как стоимость готового продукта, прошедшего регенерацию или первичную переработку, многократно возрастает;

нефтешламы и всплывающие пленки нефтеуловителей ввиду трудоемкости процессов сбора и переработки по-прежнему утилизируются специализированными предприятиями за отдельную плату;

несоблюдение специализированным предприятием установленной периодичности вывоза образующихся ЖНО повлечет за собой возникновение аварийных ситуаций и наложение государственными контролирующими органами штрафных санкций;

выполнение установленного на предприятии графика вывоза жидких нефтесодержащих отходов сопряжено с трудностью нахождения соответствующего специализированного предприятия, которое устраивала бы ценовая и экономическая политика компании при введении договорных отношений и территориальная разобщенность промплощадок и предприятий дороги.

В создавшихся условиях руководство Октябрьской ж. д. ведет работу по повышению эффективности существующих схем и результативности природоохранного финансирования путем разработки технологии переработки образующихся на железнодорожном транспорте жидких нефтесодержащих отходов.

В рамках разрабатываемой нами технологии в целях минимизации временных и финансовых затрат предполагается использование образующихся на железнодорожных предприятиях отработанных масел в качестве концентрированной углеводородной добавки для переработки жидких нефтесодержащих отходов нефтеуловителей очистных сооружений.

Заключение

Мировой опыт в сфере обращения с жидкими нефтесодержащими отходами доказывает необходимость государственной поддержки процессов

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

Транспортное, промышленное и гражданское строитедьсГ83

сбора и утилизации ЖНО. Политика стран-членов ЕЭС в области экологического законодательства и экономического развития призвана освободить свои национальные промышленные предприятия от решения несвойственных им задач по управлению отходами производства путем целевого субсидирования специализированных организаций.

В развитых странах индустрия утилизации отходов является самостоятельным сектором экономики и осуществляет значительный вклад в формировании внутреннего валового продукта (ВВП), доказывая тем самым, что переработка вторсырья не менее выгодна, чем прямое производство. Поэтому использование переработанных отходов в Европе является одним из наиболее перспективных направлений развития предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды.

Для создания в России эффективной системы сбора и переработки жидких нефтесодержащих отходов как вторичных материальных ресурсов необходимо разработать систему государственных мер экономической и правовой поддержки разработки и внедрения энергосберегающих, природоохранных технологий переработки ЖНО. На данный момент отсутствует реальная масштабная государственная поддержка предпринимателей в данных вопросах, поэтому выбор той или иной технологии или схемы управления ЖНО полностью зависит от финансовых возможностей и природоохранных предпочтений конкретного природопользователя.

Библиографический список

1. Отчет Европейской экономической комиссии по охране окружающей среды Совету Европы и Европейскому Парламенту в январе 2001. - 189 с.

2. Организация системы сбора отработанных смазочных материалов в странах ЕЭС и в России / В. М. Школьников, В. И. Юзефович, М. Р. Петросова, А. А. Гордука-лов // Мир нефтепродуктов. - 2004. - №4. - С. 28-32.

3. Федеральные и региональные целевые программы как один из путей реализации государственной политики в области утилизации отработанных смазочных материалов / А. А. Гордукалов, С. А. Михайлов // Мир нефтепродуктов. - 2004. - №5. - С. 4-5.

4. Федеральный закон РФ от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления » (с изменениями от 29 декабря 2000 г.). - 25 с.

5. Экологическая доктрина РФ (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р). - 43 с.

6. Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. - 145 с.

7. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». - 5 с.

Статья поступила в редакцию 20.06.2008;

представлена к публикации членом редколлегии П. Г. Комоховым.

ANNOTATIONS

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС

2008/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.