Научная статья на тему 'Менеджер сестринского дела как организатор терапевтического обучения беременных'

Менеджер сестринского дела как организатор терапевтического обучения беременных Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Еловикова О. Н., Шкатова Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджер сестринского дела как организатор терапевтического обучения беременных»

МЕНЕДЖЕР СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА КАК ОРГАНИЗАТОР ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ

Еловикова О.Н., Шкатова Е.Ю.

Ижевская государственная медицинская академия, кафедра мобилизационной подготовки и медицины катастроф, г. Ижевск

Гигиеническое обучение и воспитание населения - важное звено в системе лечебно-профилактической помощи. На заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике министр здравоохранения и социального развития РФ Т.Голикова обратила внимание на то, что количество нормальных родов не превышает 36,8%, частота бесплодия увеличилась на 26,9%, отмечается высокий уровень сопутствующих заболеваний у беременных [1]. Поэтому гигиеническое обучение и воспитание женщин по охране здоровья и детей имеет важное медико-социальное и политическое значение, как для современного этапа развития общества, так и для будущего страны. Можно утверждать, что здоровье новорожденного находится в прямой зависимости от здоровья матери, её физической и нравственной готовности к рождению здорового ребёнка [2].

В связи с этим проводить мероприятия, пропагандирующие ведение здорового образа жизни, повышающие гигиеническую грамотность, реализовывать программы обучения пациентов, проводить мероприятия по профилактике болезней и укреплению здоровья, а так же мероприятия по реабилитации и санитарнопросветительной работе с родственниками и пациентами просто необходимо.

Цель исследования - оценка целесообразности открытия «Школ здоровья для беременных» и определение роли медицинской сестры-организатора в их гигиеническом обучении.

Результаты исследования. Проведено медико-социальное исследование 102 беременных с инфекцией мочевыводящих путей по специально разработанной программе, состоящей из 73 вопросов. Респонденты были в возрасте от 18 до 39 лет. Все беременные находились на диспансерном наблюдении.

Несмотря на достаточно высокий уровень образования респондентов (высшее, среднее и среднее - специальное образование имели соответственно 24,6, 21,3 и 54,1из 100 беременных, соответственно), достаточно зрелый возраст (26,5±0,7 лет), они были недостаточно информированы и имели только общие представления о своём заболевании и его профилактике. Не соблюдали диеты 50,8±4,9 из 100 опрошенных, не всегда выполняли предписания врача - 80,2±3,9, не знали причин своего заболевания и принципов лечения, не придерживались правил здорового образа жизни - по 54,0± 4,9 женщин. Многие имели негигиенические привычки и даже во время беременности 24,6±4,3 из них не прекратили курение, 21,3±4,1 - продолжали употреблять спиртные напитки.

Изучение степени информированности пациенток о мерах профилактики обострений заболевания во время беременности показало, что только 9,8±3,0 из 100 пациенток обладали удовлетворительными знаниями. Основным источником информации для 36,1±4,8 из 100 женщин являлся лечащий врач и только для 11,5±3,2 -медицинская сестра. Столь низкая частота обращений к медицинской сестре, как потенциального консультанта свидетельствует о необходимости разрабатывать более эффективную систему обучения пациенток, основанную на привлечении к этой работе сестринского персонала с высшим образованием.

Учитывая низкую степень приверженности пациенток к лечению и низкий уровень (у 59,0±4,9 из 100 беременных) гигиенических знаний, их желание участвовать в образовательных программах нами была организована «Школа здоровья для беременных». Данная медицинская профилактическая услуга была создана по модели «менеджер сестринского дела - беременная» с целью снижения уровня заболеваемости, материнской и младенческой смертности.

В реализации данной программы значимая роль была отведена менеджеру сестринского дела - медсестре с высшим образованием, профессионально подготовленной по медицине, психологии, педагогике, обладающей организаторскими способностями, которая являлась связующим звеном между пациенткой и её заболеванием. Она помогала женщинам осознать суть происходящего, показать связь между её образом жизни и опасностью для своего здоровья и здоровьем малыша. Ею был создан пакет документов по обеспечению образовательного процесса в ЛПУ.

В ходе обучения уровень гигиенической грамотности женщин повысился на 55,9% за счет роста знания: о причинах возникновения заболевания (на 47,8%); об осложнениях беременности и родов при заболевании (на 79,4%); о лабораторных (на 42,9%) и инструментальных (на 66,6%) методах исследования; о методах профилактики обострений заболевания (на 77,7%). Это способствовало и росту уровня их медицинской активности на 37,8%.

Таким образом, при организации профилактических программ с терапевтическим обучением беременных актуальным и эффективным является привлечение менеджера сестринского дела.

ЛИТЕРАТУРА

1. Голикова, ТА. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года «Улучшение состояния здоровья женщин, детей и подростков», 2010.

2. Волков, С.Р. Статистика здравоохранения: основные показатели деятельности службы охраны материнства и

детства и методика их расчета. /С.Р. Волков//Главная медицинская сестра. - 2008. - №4. - С. 41-55.___

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.