МЕНЕДЖЕР СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА КАК ОРГАНИЗАТОР ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ
Еловикова О.Н., Шкатова Е.Ю.
Ижевская государственная медицинская академия, кафедра мобилизационной подготовки и медицины катастроф, г. Ижевск
Гигиеническое обучение и воспитание населения - важное звено в системе лечебно-профилактической помощи. На заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике министр здравоохранения и социального развития РФ Т.Голикова обратила внимание на то, что количество нормальных родов не превышает 36,8%, частота бесплодия увеличилась на 26,9%, отмечается высокий уровень сопутствующих заболеваний у беременных [1]. Поэтому гигиеническое обучение и воспитание женщин по охране здоровья и детей имеет важное медико-социальное и политическое значение, как для современного этапа развития общества, так и для будущего страны. Можно утверждать, что здоровье новорожденного находится в прямой зависимости от здоровья матери, её физической и нравственной готовности к рождению здорового ребёнка [2].
В связи с этим проводить мероприятия, пропагандирующие ведение здорового образа жизни, повышающие гигиеническую грамотность, реализовывать программы обучения пациентов, проводить мероприятия по профилактике болезней и укреплению здоровья, а так же мероприятия по реабилитации и санитарнопросветительной работе с родственниками и пациентами просто необходимо.
Цель исследования - оценка целесообразности открытия «Школ здоровья для беременных» и определение роли медицинской сестры-организатора в их гигиеническом обучении.
Результаты исследования. Проведено медико-социальное исследование 102 беременных с инфекцией мочевыводящих путей по специально разработанной программе, состоящей из 73 вопросов. Респонденты были в возрасте от 18 до 39 лет. Все беременные находились на диспансерном наблюдении.
Несмотря на достаточно высокий уровень образования респондентов (высшее, среднее и среднее - специальное образование имели соответственно 24,6, 21,3 и 54,1из 100 беременных, соответственно), достаточно зрелый возраст (26,5±0,7 лет), они были недостаточно информированы и имели только общие представления о своём заболевании и его профилактике. Не соблюдали диеты 50,8±4,9 из 100 опрошенных, не всегда выполняли предписания врача - 80,2±3,9, не знали причин своего заболевания и принципов лечения, не придерживались правил здорового образа жизни - по 54,0± 4,9 женщин. Многие имели негигиенические привычки и даже во время беременности 24,6±4,3 из них не прекратили курение, 21,3±4,1 - продолжали употреблять спиртные напитки.
Изучение степени информированности пациенток о мерах профилактики обострений заболевания во время беременности показало, что только 9,8±3,0 из 100 пациенток обладали удовлетворительными знаниями. Основным источником информации для 36,1±4,8 из 100 женщин являлся лечащий врач и только для 11,5±3,2 -медицинская сестра. Столь низкая частота обращений к медицинской сестре, как потенциального консультанта свидетельствует о необходимости разрабатывать более эффективную систему обучения пациенток, основанную на привлечении к этой работе сестринского персонала с высшим образованием.
Учитывая низкую степень приверженности пациенток к лечению и низкий уровень (у 59,0±4,9 из 100 беременных) гигиенических знаний, их желание участвовать в образовательных программах нами была организована «Школа здоровья для беременных». Данная медицинская профилактическая услуга была создана по модели «менеджер сестринского дела - беременная» с целью снижения уровня заболеваемости, материнской и младенческой смертности.
В реализации данной программы значимая роль была отведена менеджеру сестринского дела - медсестре с высшим образованием, профессионально подготовленной по медицине, психологии, педагогике, обладающей организаторскими способностями, которая являлась связующим звеном между пациенткой и её заболеванием. Она помогала женщинам осознать суть происходящего, показать связь между её образом жизни и опасностью для своего здоровья и здоровьем малыша. Ею был создан пакет документов по обеспечению образовательного процесса в ЛПУ.
В ходе обучения уровень гигиенической грамотности женщин повысился на 55,9% за счет роста знания: о причинах возникновения заболевания (на 47,8%); об осложнениях беременности и родов при заболевании (на 79,4%); о лабораторных (на 42,9%) и инструментальных (на 66,6%) методах исследования; о методах профилактики обострений заболевания (на 77,7%). Это способствовало и росту уровня их медицинской активности на 37,8%.
Таким образом, при организации профилактических программ с терапевтическим обучением беременных актуальным и эффективным является привлечение менеджера сестринского дела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Голикова, ТА. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года «Улучшение состояния здоровья женщин, детей и подростков», 2010.
2. Волков, С.Р. Статистика здравоохранения: основные показатели деятельности службы охраны материнства и
детства и методика их расчета. /С.Р. Волков//Главная медицинская сестра. - 2008. - №4. - С. 41-55.___
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010
3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.
4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.
5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.
6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.
7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.
8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.
9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.
10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.
11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.
12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.
13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.
14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.
15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.
16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.
17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.
18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.
19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.
20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.
21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.
Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010