Научная статья на тему 'МЕМЫ-ТРЕНДЫ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФОРМАТ ПРОТЕСТНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В РОССИИ'

МЕМЫ-ТРЕНДЫ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФОРМАТ ПРОТЕСТНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
894
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
протестная коммуникация / интернет-мемы / тренды / смыслообразование / дихотомии / полевая структура / взаимодействие визуального и вербального ярдов / protest communication / Internet memes / trends / meaning formation / dichotomies / field structure / interaction of visual and verbal components

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л Н. Ребрина, М В. Милованова

В статье изложены результаты комплексного изучения функционирования мемов-трендов в политической интернет-коммуникации России в 2019-2022 годах. Мемы-тренды характеризуются популярностью, узнаваемостью, совершившейся деконтекстуализацией и сформированным обобщенным значением, серией вариаций в результате новых реконтекстуализаций исходного мема. Источником материала послужил сайт мемотеки «Мемепедия» с отдельной коллекцией мемов-трендов. Представлена характеристика типов адресации мемов-трендов и выделены универсальные, ситуативные и узкоцелевые мемы. Установлены виды отношений вербального и визуального компонентов мемов (консонанс-комплементарность, консонанс-дублирование и диссонанс). Описываются особенности функционирования в рамках ИМ-тренда прецедентного феномена и полевая структура мемов. Определены частотные жанровые разновидности мемов-трендов на политическую тематику, к которым отнесены эдвайсы, макросы и пародии. Установлены релевантные средства создания комического эффекта в мемах-трендах, функционирующих в политической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TREND-MEMES AS AN ACTUAL FORMAT OF INTERNET PROTEST COMMUNICATION IN RUSSIA

The article presents results of a comprehensive study of the functioning of meme-trends in political Internet communication in Russia in 2019-2022. Trending memes are characterized by popularity, recognition, completed decontextualization and formed generalized meaning, series of variations as a result of new recontextualizations of the original meme. The source of the material is the memotheque “Memepedia” with a separate collection of trending memes. The characteristics of the memes targeting are presented and universal, situational and narrow-target memes are identified. The types of relationships between the verbal and visual components of memes (consonance-complementarity, consonance-duplication and dissonance) are established. Features of functioning of the precedent phenomenon in internet-memes and the field structure of memes are described. Frequency genre varieties of meme-trends on political topics are determined, which include advises, image macros and parodies. Relevant means of creation of comic effect in meme-trends functioning in the political sphere are shown.

Текст научной работы на тему «МЕМЫ-ТРЕНДЫ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФОРМАТ ПРОТЕСТНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В РОССИИ»

7. Костюкович Е.А. Еда: итальянское счастье. Москва: ОГИ, 2020.

8. Этимологические онлайн-словари русского языка. Available at: https://lexicography.online/etymology/

9. История происхождения торта Наполеон, кто и когда его придумал. Исторический документ. Available at: https://history-doc.ru/istoriya-veshhej/eda/tort-napoleon/ References

1. Olyanich A.V. Gastronomicheskij diskurs. Diskurs-Pi. 2015; T. 12, № 2: 157 - 159.

2. Grigorenko O.V. Neonominacii inoyazychnogo haraktera v sostave gastronomicheskoj leksiki russkogo yazyka. Sovremennye aspekiy gumanitarnogo znaniya: materialy Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2016: 95 - 104.

3. Ermolovich D.I. Imena sobstvennye na styke yazykov ikul'tur. Moskva: R. Valent, 2001.

4. Blau M.G. Sud'ba 'eponimov. 300 istorijproishozhdeniya slov. Slovar'-spravochnik. Available at: http://rus-yaz.niv.ru/

5. Kulinarnyjslovar'. Available at: https://dic.academic.ru

6. Pohlebkin V.V. Kulinarnyj slovar'. Moskva: 'E, 2015.

7. Kostyukovich E.A. Eda: ital'yanskoe schast'e. Moskva: OGI, 2020.

8. 'Etimologicheskie onlajn-slovarirusskogo yazyka. Available at: https://lexicography.online/etymology/

9. Istoriya proishozhdeniya torta Napoleon, kto i kogda ego pridumal. Istoricheskijdokument. Available at: https://history-doc.ru/istoriya-veshhej/eda/tort-napoleon/

Статья поступила в редакцию 09.04.22

УДК 811.112.2'42:070

Rebrina L.N., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Leading Researcher, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: lnrebrina@volsu.ru

Milovanova M.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: milovanovamv05@yandex.ru

TREND-MEMES AS AN ACTUAL FORMAT OF INTERNET PROTEST COMMUNICATION IN RUSSIA. The article presents results of a comprehensive study of the functioning of meme-trends in political Internet communication in Russia in 2019-2022. Trending memes are characterized by popularity, recognition, completed decontextualization and formed generalized meaning, series of variations as a result of new recontextualizations of the original meme. The source of the material is the memotheque "Memepedia" with a separate collection of trending memes. The characteristics of the memes targeting are presented and universal, situational and narrow-target memes are identified. The types of relationships between the verbal and visual components of memes (consonance-complementarity, consonance-duplication and dissonance) are established. Features of functioning of the precedent phenomenon in internet-memes and the field structure of memes are described. Frequency genre varieties of meme-trends on political topics are determined, which include advises, image macros and parodies. Relevant means of creation of comic effect in meme-trends functioning in the political sphere are shown.

Key words: protest communication, Internet memes, trends, meaning formation, dichotomies, field structure, interaction of visual and verbal components.

Л.Н. Ребрина, д-р филол. наук, проф., вед. науч. сотр., Волгоградский госу дарственный университет, г. Волгоград, E-mail: lnrebrina@volsu.ru

М.В. Милованова, д-р филол. наук, проф., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: milovanovamv05@yandex.ru

МЕМЫ-ТРЕНДЫ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ФОРМАТ ПРОТЕСТНОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ В РОССИИ

В статье изложены результаты комплексного изучения функционирования мемов-трендов в политической интернет-коммуникации России в 2019-2022 годах. Мемы-тренды характеризуются популярностью, узнаваемостью, совершившейся деконтекстуализацией и сформированным обобщенным значением, серией вариаций в результате новых реконтекстуализаций исходного мема. Источником материала послужил сайт мемотеки «Мемепедия» с отдельной коллекцией мемов-трендов. Представлена характеристика типов адресации мемов-трендов и выделены универсальные, ситуативные и узкоцелевые мемы. Установлены виды отношений вербального и визуального компонентов мемов (консонанс-комплементарность, консонанс-дублирование и диссонанс). Описываются особенности функционирования в рамках ИМ-тренда прецедентного феномена и полевая структура мемов. Определены частотные жанровые разновидности мемов-трендов на политическую тематику, к которым отнесены эдвайсы, макросы и пародии. Установлены релевантные средства создания комического эффекта в мемах-трендах, функционирующих в политической сфере.

Ключевые слова: протестная коммуникация, интернет-мемы, тренды, смыслообразование, дихотомии, полевая структура, взаимодействие визуального и вербального ярдов.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00193

Цель исследования заключается в комплексном изучении используемого в российской политической интернет-коммуникации в 2019-2022 гг формата ме-ма-тренда, что предусматривает решение следующих исследовательских задач: характеристика адресации интернет-мема (ИМ), тематизируемого объект и предмета ироничной критики, особенностей функционирования в рамках ИМ-тренда (ИМТ) прецедентного феномена, реализуемых отношений визуального и вербального компонентов ИМ, жанровых разновидностей ИМ и полевой структуры мемов-трендов, закономерностей смыслопорождения, средств создания комического эффекта в рамках ИМ-тренда.

ИМ в рамках медиатизированной политической коммуникации реализуют плюрализм взглядов и креативную экспликацию протеста; широкое вовлечение общества в проблематизацию социальной действительности и определение актуальной политической медиаповестки; унаследованную политикой от массме-диа рекрационную функцию, популяризацию новой формы политической активности членов социума и утверждение современных действенных политических технологий; выступают эффективным средством дискредитации противника, политической антирекламы/рекламы [1-4]. Специфика ИМ и интерес к данному формату обусловливаются его ориентированностью на новые принципы распространения информации и ее «новоприобретаемые» признаки: лаконичность и усложняющаяся прагматика, эмоциональное вовлечение и ставка на эмоциональную идентичность, высокие запоминаемость, преобразуемость и воспроизводимость, равностатусность объективного и субъективного, логического и психологического, пригодность для горизонтального распространения и мгновенного восприятия [5-8]. Несмотря на существование определенной исследовательской

традиции мемов в разных областях знания (эпистимоологии, меметики, меди-алогии, пиарологии, визуальной социологии, герменевтики культуры, лингво-культурологии), имеет место некоторый дефицит лингвистических исследований комплексного характера, обращающихся к идеографически- или жанрово-детер-минированным множествам ИМ. Актуальность исследования, таким образом, обусловливается популярностью интернет-мемов и значимостью их функций в политической сфере, востребованностью полиаспектных лингвистических исследований жанровых подмножеств интернет-мемов, функционирующих в политической сфере; необходимостью дальнейшего осмысления специфики данного формата интернет-коммуникации, свойственных ему особенностей смыслообра-зования и принципов информирования.

Научная новизна работы состоит в комплексном изучении структурных, семантических, прагматических, функциональных характеристик мемов-трендов в российской политической коммуникации определенного периода. Полученные результаты вносят вклад в дальнейшее развитие теоретической и методологической базы интернет-лингвистики и политической лингвистики, исследований мемов как креолизованных текстов, что определяет теоретическую значимость исследования. Практическая ценность работы сопряжена с возможностью использования материалов и выводов в образовательной деятельности при подготовке спецкурсов дискурсивной лингвистики, интернет- и политического дискурсов; при разработке дизайна исследований по смежной тематике; в области политических PR-технологий.

Объектом исследования выступает подмножество интернет-мемов-трен-дов (ИМТ), т. е. ИМ на определенном этапе их развития, который характеризуется

следующими параметрами: обретение популярности и узнаваемости, совершившаяся деконтекстуализация и формирование обобщенного значения (а также, как правило, константного визуального шаблона), активное распространение серии вариаций как результат разнообразных новых реконтекстуализаций ИМ. Выбранное подмножество включает ИМТ, функционирующие в интернет-коммуникации России в 2019-2022 гг

Источником материала послужил сайт мемотеки «Мемепедия» [9], на котором доступна отдельная коллекция ИМТ Представление ИМ в мемотеке включает следующую информацию: метаданные и пользовательские данные (дата и время размещения, источник, количество просмотров, комментарии, репосты), а также данные о названии, происхождении и распространении, шаблоне, значении ИМТ и галерею (вариации ИМ).

Заявленный комплексный анализ включает следующие исследовательские

шаги:

A. Характеристика адресации ИМТ: ИМТ могут быть универсальными (опираются на общекультурные коннотации, знания; целевая группа максимально широкая, включает всех интернет-пользователей); сепаратными ситуативными (интерпретируют некое актуальное событие, функционируют в группе «своих», обладающих знанием о данном текущем моменте), сепаратными узкоцелевыми (опираются на прецедентный феномен, выступающий субкультурным маркером; ориентированы на соответствующую социокультурную группу; ср. в лексике жаргонизмы, профессионализмы и пр.) [5; 6].

Б. Характеристика ИМТ в рамках шести дихотомий, предложенных в типологии мемов Н.А. Зиновьевой: 1) дихотомия «истина - ложь» отражает инициацию ИМТ, разграничивает истинные / самозарождающиеся ИМТ как продукты сетевого фольклора и ложные / специально созданные ИМТ, например, PR-технологами; 2) дихотомия «персонаж- событие» указывает на объект критики и разграничивает ИМТ-персонажи (критикуемый объект интерпретируется посредством его отождествления с персонажем, за которым ассоциативно закреплены некие свойства/оценки/смыслы) и ИМТ-события (предъявляется оценочная интерпретация события, участники могут характеризоваться опосредованно, через оценку события); 3) дихотомия «традиция - инновация» представляет укорененность ИМТ в культуре и разграничивает ИМТ-тради-ции (опора на давно известные прецедентные феномены, типичные практики/ опыт) и ИМТ-инновации (опора на новые прецедентные феномены, фрагменты текущего момента); 4) дихотомия «фон- фигура» отмечает доминирующий смысловой элемент и разграничивает ИМТ-фон (фон, на котором размещен прецедентный феномен, не играет значимой роли, интерпретация персонажа с ассоциированными с ним смыслами не зависит от фона) и ИМТ-фигуру (фон задает вектор восприятия и интерпретации прецедентного феномена, мема в целом); 5) дихотомия «изображение- текст» учитывает узнаваемый, воспроизводимый (серийный, реплицируемый) элемент и разграничивает ИМТ-и-зображение (реплицируется визуальный элемент) и ИМТ-текст (реплицируется вербальный элемент); 6) дихотомия «мысль - действие» «высвечивает» характер воздействия и разграничивает ИМТ-мысль (инициация разделения адресатом знаний, эмоций, отношения) и ИТМ-действие (инициация солидари-зирующего поступка - флешмоба/челенджа) [5].

B. Характеристика полевой структуры ИМТ: описание константного ядра (визуальный шаблон и обобщенное значение), сохраняющегося при вариации ИМ [2; 10]). Как отмечалось выше, функционирование и распространение ИМ опирается на трансформации прецедентного феномена, отрыв исходного ИМ от изначального контекста, последующее помещение ИМ в новые контексты [2; 6; 10].

Г Характеристика соотношения визуального и вербального элементов ИМТ (диссонанс; консонанс-комплементарность; консонанс-дополнение) и средств создания комического эффекта.

Д. Определение тематизируемых признаков объекта критики как основания иронично-критической интерпретации.

Е. Жанровая характеристика ИТМ, определяющая «схему смыслообразо-вания», участие визуального и вербального элементов ИМТ. ИМТ могут относиться к следующим жанровым разновидностям ИМ: 1) эдвайс (цветное изображение живого существа, приписываемая ему остроумная реплика, представляющая собой мораль/совет/вывод); 2) макрос (изображение - знак некой эмоции/настроения (ср. эмотиконы), сопровождаемое вербальным указанием на оцениваемый объект); 3) интернет-комикс (серия из 2-4 схематичных изображений, визуализирующих развитие некой простой истории; картинки содержат реплики персонажей в «речевых шарах»); 4) демотиватор (пессимистическая надпись белым шрифтом на черном фоне/рамке с изображением или без него); 5) «аткрытка» (стилизованное под старину изображение в светлых тонах с ироничным высказыванием) [11]; 6) иронично переосмысливаемый мотиватор (картинка, как правило, в светлой рамке / на светлом фоне с вдохновляющим лозунгом/тезисом и его пояснением); 7) ИМ-сравнение (визуальный ряд с изображениями сопоставляемых объектов и вербальный одно-/двухчастный элемент, содержащий утверждение о различии/похожести); 8) ИМ-пародия (сохранение визуальной стилистики исходного не комического формата, часто, введение несвойственной исходному формату ироничной надписи).

Рассмотрим некоторые политические ИМТ в соответствии с описанным алгоритмом.

1. ИМТ «Амогус»

ИМТ «Амогус» был опубликован 15.05.2021 г. на сайте мемотеки «Мемепедия» (94.4k (тысяч) просмотров) ее администратором (Mememaster) [12]. Название ИМТ представляет собой искаженное наименование вышедшей в 2018 г и ставшей популярной в 2020 г многопользовательской двухмерной игры «Among Us» («Среди нас») с модифицированной концепцией командной психологической ролевой игры «Мафия». Игра ведется от третьего лица; игрокам втайне друг от друга назначаются роли (предатель - импостер; член экипажа - космонавты; оборотень - обманный аналог члена экипажа; инженер; учёный); члены экипажа должны выполнить все выданные им задания или вычислить и уничтожить предателей; цель предателей - уничтожение членов экипажа, места раунда игры. Причем, по мнению пользователей, играть за предателя было интереснее и веселее [13]. В 2020 г минималистичные рисунки персонажей игры (космонавтов и подражающих им импостеров/импосторов) заполонили социальные сети. Именно это схематичное изображение космического человечка получило также обозначение Амогус/Amogus [12]. В 2021 г после публикации комикса с данным изображением на сайте Reddit.com Амогус (и изображение, и слово) стал самостоятельным мемом, который активно добавлялся в другие комиксы и мемы, мемное слово комбинировалось с другими реальными/выдуманными лексемами на -ус-us, что придавало исходному содержанию абсурдность. Изображение человечка отождествляется все чаще именно с импостером. Импостер - сленгизм, производный от английской лексемы imposter, имеющий значение «предатель, самозванец, обманщик» (например: Мой отец - импостер, он бросил нас с мамой, когда мне было 3 года [14]). Серия вариаций привела к формированию обобщенного значения мемной фразы «нечто негативно оцениваемое как надоевшее, навязчивое / тупое / сомнительное / бессмысленное».

ИМТ «Амогус» закрепился как постироничный ИМ. Постирония выражается в том, что истинные интенции автора трудно однозначно интерпретировать, грань между серьезностью и иронией становится амбивалентной. Современное, активно реализуемое в русскоязычной интернет-коммуникации и разделяемое сегодняшними интернет-пользователями, в том числе в отношении сетевого фольклора, значение данного термина вошло в общее употребление летом 2017 г, [15], когда массово появлялись ИМ, комический эффект которых основывался на абсолютной абстрактности (отсутствие смысла как такового) и абсурдности их содержания (а не иронизировании относительно изначальной, предшествующей иронии). В постироничных ИМ подводка (сетап) характеризуется наигранной серьезностью, предъявлением содержания как нешутливого. При этом ударная фраза (панчлайн) характеризуется диссонансом со знанием адресата, который не верит в истинность транслируемых убеждений/мыслей автора мема. Пан-члайн не вносит дополнение к сетапу, не мотивирует неожиданную интерпретацию, не несет скрытый смысл, как в традиционной иронии. Перенос явления в новый контекст доминирует над смыслом постироничных ИМ [1б]. Постироничные ИМ до сих пор остаются популярными. Пик популярности ИМТ «Амогус» приходится на май 2021 г. [12].

В рамках данного заимствованного ИМТ в русскоязычном сегменте Интернета возник пародирующий ребус-анаграмму мем о Госдуме с использованием достроенного мемного слова (рис. 1). ИМ имеет относительно широкую, но все же ограниченную адресацию и относится к сепаратным узкоцелевым; целевая группа - члены сообщества, знакомые с игрой «Among Us» / ИМТ «Амогус». ИМ принадлежит к истинным мемам, мемам-персонажам (оценка объекта критики - госдумы - осуществляется посредством отождествления с прецедентным феноменом-персонажем с зафиксированным ассоциированным с ним отношением/признаком), мемам-инновациям (апелляция к современному прецедентному феномену), мемам с незначимой ролью фона, мемам-текстам (реплицируется мемное слово; тогда как в целом ИМТ является ИМ-изображением-текстом, поскольку воспроизводимыми узнаваемыми элементами выступают схематичное изображение космического человечка и мемное слово), мемам-мысли. Как показывает дальнейший анализ, описываемый ИМ нельзя однозначно отнести к постироничным в сегодняшнем массовом понимании. Описание ИМТ позволяет выделить константное ядро (визуальный шаблон - изображение Амогуса и/или его обозначение, условное обобщенное значение - указание на абсурдность и, часто, негативное отношение; для постироничных мемов выявление инварианта значения затруднено ввиду их высокой абстрактности, см. выше о постиронии). Вербальный компонент (надписи, указывающие на соотносимые объекты) и визуальный компонент (соединяющие буквы стрелочки; как и в традиционных словах-ребусах стрелочки показывают, как следует читать слово) находятся в отношении консонаса-комплементарности. Визуальный компонент имитирует стилистику пародируемого формата, вводит языковую игру и задает интерпретацию; в комбинации с обозначением «Амогус» выполняет функцию пачлай-на. Комический эффект выстраивается на отождествлении объекта критики с игровым персонажем, использовании стилистики ребуса и языковой игры, задаваемой анаграммой. Приравнивание критикуемого объекта к Амогусу инициирует и приписывание первому ассоциированных с персонажем коннотаций (предатель, самозванец), задает предъявляемую для усвоения оценку; транслируемый смысл отражает предмет критики: госдума - нечто надоевшее, бессмысленное, сомнительное. Рассмотренный случай иллюстрирует переход изначально неполитического ИМ в политический, протестный ИМ как

Госдума

амогусд

Рис. 1. Вариант ИМТ «Амогус» (https://memepedia.rU/amogus/#post-gallery-2790cb_12)

один из возможных векторов развития ИМТ, т. е. имеет место заимствование и ассимиляция ИМТ политической интернет-коммуникацией.

2. ИМТ «Это убожество зовется Оксимирон»

ИМТопубликован 12.08.2019г.насайтеМеме педии пользователем Н. Кри-вец(22.9к просмотров) [19- 10.08.2019 пучастиевсогласованноммосковском митинге за независимых кандидатов на выборах в Мосгордуму принял попу-лямныСрэп есОкримирон ДОхвхутмоп - оданнзсамыхпоамеическимспкшиых рэп-исполнителей России, работающий, по мнению ряда критиков, в стиле «ин-топоакоуасемо п а.уреаданс кого ачтиепста).

ИМптявиж^оез оавет напуСликаким д в<в вае^я

чумы» поста в миолюе ао спокамс «Ккомроду тпи^ахпротпш.^гв это убожейтввзоМттоОксидиоон» д а фмтаграфипйанастиовосшцгц вмвоннно главного редактора "Медиазоны" С. Смирнова вместо фотографии Оксимирона. К^п^вмег^осони споры о том, было ли это сделано по ошибке или намерено. Пост вызвал масштабный флешмоб пародийных постов в твиттере, где пользователи раноищмле сртсичны й кветевкодануой ф^нм д омоложениями раздымеысых муж'^ин.цШыгомля сходстмотвто врениОритымнаголоГОисимироном.Сопо-ставление возникших вариаций позволяет выделить константное ядро (визуаль-ноть^абаоп -нммасд>й-нвм9ывхroмkшчийы,чaстo из^^сс^с^рокесцокг^п^а- и мемная фраза; обобщенное значение - высмеивание критикующих оппозицию п0cки2дкпxм8дkиpe0сеc-в,^1едд8^^ьl2люд2п(.lк2дап0м птцйодeнвнымфанеммнам(имо8кaмдкпe yзрaноeммxоkpcцнмйeП)сйlетрпaет скотном. иафн2е2тeнлнлeяп8льтдcтпеп ъркеппритпкз кон aкcыофнмй,нопp9-фм^с^и омалскас.

Варианты ИМТ 2.1 и 2.2 (рис. 2) имеют ограниченную адресацию и могут быта атедсежт к иекарадоою cстyнпиопo-yзкoвeлх2п.м. Пруддопагоетсп асвпп домленность адресата об актуальной ситуации, ответом на которую стал ИМ, о оитинге, лючксти. тдерчеитве иввглом8k0крвмирkно.п22этас икодлы^аые пыосодактныe феномаов! -Фоптймаш офицып вышг,па^манвп^[^1^ые в Москве в 1966 г) и колобок - являются узнаваемыми для большей части взросло гомдФшоыeя, в отшит оо оие-едоооноа иа^ет рэпгИтподыихмдяlMМ 2.1 и 2.2. представляют собой истинный ИМ, ИМ-событие, ИМ-изображение-текст,

2.1

Никотинка с Бровями+

@Voghikitt

К вопросу о лидерах протеста. Вот это убожество зовётся Оксимирон.

С 274 12:16-11 авг. 2019 г. в

(https://memepedia.rU/eto-ubozhestvo-zovetsya-oksimiron/#post-gallery-ff39fb_5)

ИМ-традицию-инновацию (апелляция к фрагменту текущего момента и знаниям о нем, современному прецедентному феномену (Оксимирон) и ко всем известным неновым прецедентным феноменам), ИМ-мысль с незначимой ролью фона, ИМ-пародию. Комический эффект основывается на апелляции к исходному посту в телеграмм-канале, на замене исходной фотографии на изображение всеми узнаваемого персонажа (с сохранением признака сравнения - лысый мужчина) и на считываемой всеми адресатами ошибочности утверждения (даже незнакомые с Оксимироном адресаты понимают, что на картинке представлен не он). В результате содержание вербального компонента доводится до абсурда, инициируется приписывание объекту критики таких признаков, как глупость, непрофессионализм. Вербальный и визуальный элементы ИМ 2.1. и 2.2 связаны, таким образом, отношением диссонанса (очевидность несоответствия изображения и подписи). ИМТ изначально возник как политический, и серия вариаций относится также к данной сфере.

3. ИМТ «Уилл Смит бьет Криса Рока»

ИМТ опубликован на сайте «Мемепедия» 28.03.2022 его администратором (Mememaster) и имеет 4.3к просмотров [18]. Мем (рис. 3) является заимствованным и ассимилированным российским интернет-сообществом, отсылает к прецедентному феномену - кадру с церемонии «Оскар» 27.03.2022 г Актер Уилл Смит, получивший приз за лучшую мужскую роль, дал пощечину одному из ведущих церемонии комику Крису Року, неудачно пошутившему над страдающей от алопеции женой У. Смита. Данный кадр стал визуальным шаблоном ИМТ о конфликтах и проблемах. Обобщенное значение - «объект является проблемой, конфликтной ситуацией, вызывает негативные переживания, отрицательную оценку». Визуальный шаблон и обобщенное значение конституируют ядро ИМТ. Первые ИМ с данным шаблоном появились уже 28.03.2022 г. и просто сопоставляли изображенную пощечину с другими ударами в фильмах или мемах. Далее возникают ставшие популярными вариации ИМТ, где вербальный компонент характеризует бьющего У. Смита как опасного, неадекватного, проблемного, надоевшего, а также многочисленные фотожабы. Изначально ИМТ не относился к политической сфере.

Представленный на рис. № 3 вариант ИМТ может быть отнесен к сепаратным узкоцелевым, тем ни менее с весьма широкой адресацией: с одной стороны, ИМ ориентирован на адресата, знакомого с представленным прецедентным феноменом и породившей его ситуацией, с другой стороны, отражаемая ситуация стереотипна, язык тела персонажей достаточно выразителен, позволяет однозначно считать символизируемое переживание. Изображенное выступает знаком определенной эмоции, конфликтной ситуации, помещаемым в разные контексты, что позволяет отнести данный ИМ к мемам-макросам. Вербальный компонент указывает на новый проблематизируемый объект критики. Таким образом, вербальный и визуальный компонент связаны отношением консонанса-комплемен-тарности. Описываемый ИМ относится к истинным ИМ, мемам-изображениям с незначимой ролью фона, мемам-инновациям (апелляция к современному прецедентному феномену), мемам-мысли, мемам-персонажам (оценка объекта опосредуется оценкой отношений персонажей, ассоциированными с ними признаками - неприятный и проблемный, опасный). Посредством ИМ негативной оценке (как раздражающей, напрягающей, опасной, конфликтной) подвергается современная напряженная ситуация, отражающаяся в массе будоражащих, выводящих из равновесия негативных новостей разных медиаресурсов. Комиче-

2.2

©

i. @21jqofa

к вопросу о лидерах протеста, вот это убожество зовётся оксимирон.

<3484 04:13- 11 авг. 2019г.

(https://memepedia.ru/eto-ubozhestvo-zovetsya-oksimiron/#post-gallery-ff39fb_6)

Рис.2.ВариантыИМТ «Это убожествозоветсяОксимирон»

ский эффект выстраивается на переносе изображаемой ситуацииистереотип-ных переживаний на социально-политическую сферу, на эмоциональной выра-зительностиизображения.

Рис. 3.ВариантИМТ«УиллСмитбьет КрисаРока»

(https://memepedia.rU/uill-smit-bet-krisa-roka/#post-gallery-b1bbe7_7)

4. ИМТ «Ну ничего страшного тяу тяу тяу»

Данный ИМТ опубликован на сайте «Мемепедия» 10.11.2020 администратором (Mememaster) и имеет 71.2k просмотров. ИМ отсылает к современному прецедентному феномену - личности рэпера и блогера Зипуля (Zip Zi риНа),чи-тающему свои тексты искаженным голосом с претенциозным выражением лица, и к словам из его песни про лето, выпущенной 19.07.2019 г. Фраза «Ну ничего страшного тяу тяу тяу» стала мемной, а затем и сам рэпер превратился в мем-ного персонажа. Элемент вербального компонента «Тяу Тяу Тяу» / «Тау Тау Тау» пародирует рэперские выкрики. Описываемый ИМТ в 2020 г. получает широкое распространение в ТикТоке и в социальной сети «ВКонтакте». Объетамимем -ной интерпретации становились, например, 2020 год, ипотека, карантинные ограничения, стоимость образования и зарплата, взаимоотношепияуолрведо., т.о. изначально вариации ИМТ интерпретировали объекты, относящиеся к разным сферам. Визуальный компонент варьировался: мог включать изображение рэпе-ра или оцениваемого объекта, содержать только надпись. Ядро ИМТ включает мемную фразу и обобщенное значение - ироничную оценку некой ситуации как курьеза [19]. Адресация описываемого варианта ИМТ о Д. Трампе (рис. 4) характеризуется ориентированностью на субкультурную группу, обладающую знаниями о прецедентной фразе и ее авторе. При этом ИМ интерпретирует конкретные события (избрание нового президента США и, как оказалось, фейковое известие о том, что жена Д. Трампа после его провала на выборах в 2020 г. подает на развод). Ситуативные ИМ предполагают информированность адресата о текущем моменте и, соответственно, также некоторые границы адресации. Следует отметить, что отсылка к первому событию имеет меньшее влияние на величину целевой группы (и факт смены главы государства, и личность бывшего президента США широко известны), чем апелляция ко второму событию - фейковому сообщению о планируемом разводе. Таким образом, данный комплексный ИМТ сочетает в себе черты сепаратного узкоцелевого и сепаратного ситуативного мемов. ИМ о Д. Трампе представляет собой истинный мем, мем-мысль, мем-инновацию, мем-текст (репликации подвергается вербальный компонент) с незначимой ролью фона ИМ-событие-персонаж (ИМ транслирует интерпретацию названных событий, но их восприятие и восприятие героя ИМ задаются через соотнесение с прецедентной фигурой рэпера, его фразой, через ассоциированные с данным персонажем смыслы). Выбор прецедентного феномена представляется в данном случае весьма удачным, поскольку известны регулярные сетования рэпера на нескладывающуюся личную жизнь, что находит отражение и в данной конкретной песне. Визуальный и вербальный ряды связаны сложным отношением, обусловленным двучастной структурой вербального элемента: первая часть состоит в отношении консонанса-дублирования-комплементарности с визуальным рядом

Библиографический список

(дубсиреющее изображуниу вербалсное указание нсгереяИМ иуточрен ие предмета оценки - конкретных событий); вторая часть вербального компонента дисзунизуеу и визчалбным рядом (сесоотаетствиекоммснисатувуых сфер р иза-бражение бывшего главы государства в костюме и цитата из рэперской песни, рэзержкич кыз°ики(. ИМ инчщиируетирзничо^нценуу соития в личнор жизти пбжквкнта почлееганбпикичкскзйнеучачи кнк курьезнага.тманотирретсмсал «конечно, все сразу это уже чересчур, но не стоит унывать». Источниками коми-чесиога эфф ектавыстфпвюмфейказый хару|аер наатстиауазвуче.мычизчуель-ная мимика героя, имеющийся диссонанс визуального и вербального рядов. ИМ сочмтасг а аебе чертмэзваЛса-овртноемзабражерзез приписываемаягеуаю реплика-совет/вывод) и макроса (изображение, а точнее - выражение лица героя ИМ.вмстууаетжнавум тааналиоумбифзмо ционального переживания).

ДЖО БАЙДЕН ТЕПЕРЬ ПРЕЗИДЕНТ, А МЕААНИЯ ТРАМП ПОДАЕТ НА РАЗВОД, ВСЯ СТРАНА ПРАЗДНУЕТ УХОД ТРАМПА ДОНАЛЬД ТРАМП ТАКОЙ:

Рис.4.ИмриантИМТ «Ну ничегострашногоняутяу тяу»

(ЬйрзГ/тртере^а.ш/пи-дсГедаРгазОпада-иуаиУраиЛуаииарШуа/ #post-gallery-7428c3_1)

Таким образом, успешное решение заявленных исследовательских задач позволяет сделать следующие выводы. ИМТ - популярные, узнаваемые мемы, характеризующиеся высокой популярностью и активным распространением, збнa(ильноурткантжкcгрaлззациаИиаaльчбзмнмижеиантекстррлизацимбл, порождающими серии вариаций исходного интернет-мема - имеют полевую струк-тдоу ркаисуантным яд.ом.уфв ИМИвкличает визуатунызмавлат и у^ибщеур ное значение, объединяющее все вариации мема в рамках ИМТ. ИМТ, возникшие в российском сегменте Интернета или заимствованные и ассимилированные рунетом, могут изначально быть нацеленными на объекты политической сферы или переноситься в ранее не свойственный им политический контекст.

Вариации ИМТ, интерпретирующие объекты политической сферы, преимущественно относятся к сепаратным, предполагают у адресата осведомленность о текущей политической медиаповестке или знание субкультурных прецедентных феноменов.

Данные мемы являются ИМ-персонажами или ИМ-событиями, ИМ-изобра-жениями или ИМ-текстами, самозарождающимися и апеллирующими в большинстве своем к современным прецедентным феноменам. Фон, как правило, не выступает значимым фактором смыслопорождения в изученных политических вариациях ИМТ и не определяет восприятие и интерпретацию содержания мема адресатом.

Смыслопорождение основывается на разных вариантах отношений визуального и вербального компонентов мема: консонансе-комплементарности (наиболее распространено), консонансе-дополнении, диссонансе. Комический эффект может выстраиваться на диссонансе вербального и визуального рядов, пародийном использовании стилистики других форматов интернет-коммуникации, языковой игре, отождествлении объекта критики с комическим персонажем, приеме доведения до абсурда, эмоциональной выразительности визуального компонента, переносе прецедентного феномена в новый, нетипичный контекст.

К наиболее представленным жанровым разновидностям в исследуемом подмножестве ИМТ относятся мемы-пародии, мемы-макросы, мемы-эдвайсы.

Дальнейшие перспективы исследования видятся в многоплановом сопоставительном исследовании интернет-мемов, относящихся к разным жанрам, разным сферам коммуникации, разным суб- и лингвокультурам.

1. Глухих В.А., Елисеев С.М. Интернет-мемы как инструменты публичной политики. Дискурс; 2017; № 4: 90 - 96.

2. Канашина С.В. Роль интернет-мемов в процессе политических выборов. Политическая лингвистика. 2018; № 1 (67): 67 - 72.

3. Chmielewski D. Internet memes emerge as 2016 election's political dog whistle. USA Today. 2016; 30 сентября. Available at: https://www.usatoday.com/story/tech/ news/2016/09/.../internet-memes.../91272490/

4. Axelrod E. The role of memes in politics. Brown Political Review. 2016; 20 марта. Available at: https://brownpoliticalreview.org/2016/03/role-memes-politics/

5. Зиновьева Н.А. Воздействие мемов на Интернет-пользователей: типология Интернет-мемов. Вестник экономики, права и социологии. 2015; № 1: 195 - 201.

6. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры. Культура в современном мире. 2013; № 3: 3.

7. Hartmann F. Meme: Die Kunst des Remix. Berlin: Amadeo Antonio Stiftung, 2017.

8. Osterroth A., Das Internet-Meme als Sprache-Bild-Text. Image. 2015; № 22: 26 - 46.

9. Мемепедия - Мемотека «мемепедия». Available at: https://memepedia.ru/amogus/

10. Miltner K.M. There's no place for lulz on LOLCats: The role of genre, gender, and group identity in the interpretation and enjoyment of an Internet meme. First Monday. 2014; № 19 (8): 21 - 43.

11. Бабикова М.Р Жанровые разновидности интернет-мемов в современном националистическом дискурсе. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: проблемы образования, науки и культуры. 2019; Т. 25, № 2 (186): 67 - 73.

12. Амогус. Мемепедия. Available at: https://memepedia.ru/amogus/

13. Among Us. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Among_Us

14. antislang.ru. Available at: https://antislang.ru/

15. Краткая история постиронии. Мемепедия. Available at: https://memepedia.ru/kratkaya-istoriya-postironii/?ysclid=l1vzeqgmv5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Почему мемы стали непонятными: как работают постирония и метаюмор. Интернетагенство «TexTerra». 2022; 06 января.Available at: https://texterra.ru/blog/pochemu-memy-stali-neponyatnymi-kak-rabotayut-postironiya-i-metayumor.html

17. Это убожество зовется Оксимирон. Мемепедия. Available at: https://memepedia.ru/eto-ubozhestvo-zovetsya-oksimiron

18. Уилл Смит бьет Криса Рока. Мемепедия. Available at: https://memepedia.ru/uill-smit-bet-krisa-roka

19. Ну ничего страшного тяу тяу тяу. Мемепедия. Available at: https://memepedia.ru/nu-nichego-strashnogo-tyau-tyau-tyau-zipulya/ References

1. Gluhih B.A., Eliseev C.M. Internet-memy kak instrumenty publichnoj politiki. Diskurs; 2017; № 4: 90 - 96.

2. Kanashina S.V. Rol' internet-memov v processe politicheskih vyborov. Politicheskaya lingvistika. 2018; № 1 (67): 67 - 72.

3. Chmielewski D. Internet memes emerge as 2016 election's political dog whistle. USA Today. 2016; 30 sentyabrya. Available at: https://www.usatoday.com/story/tech/ news/2016/09/.. ,/internet-memes.. ./91272490/

4. Axelrod E. The role of memes in politics. Brown Political Review. 2016; 20 marta. Available at: https://brownpoliticalreview.org/2016/03/role-memes-politics/

5. Zinov'eva N.A. Vozdejstvie memov na Internet-pol'zovatelej: tipologiya Internet-memov. Vestnik 'ekonomiki, prava isociologii. 2015; № 1: 195 - 201.

6. Savickaya T.E. Internet-memy kak fenomen massovoj kul'tury. Kultura v sovremennom mire. 2013; № 3: 3.

7. Hartmann F. Meme: Die Kunst des Remix. Berlin: Amadeo Antonio Stiftung, 2017.

8. Osterroth A., Das Internet-Meme als Sprache-Bild-Text. Image. 2015; № 22: 26 - 46.

9. Memepediya - Memoteka «memepediya». Available at: https://memepedia.ru/amogus/

10. Miltner K.M. There's no place for lulz on LOLCats: The role of genre, gender, and group identity in the interpretation and enjoyment of an Internet meme. First Monday. 2014; № 19 (8): 21 - 43.

11. Babikova M.R. Zhanrovye raznovidnosti internet-memov v sovremennom nacionalisticheskom diskurse. Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seriya 1: problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2019; T. 25, № 2 (186): 67 - 73.

12. Amogus. Memepediya. Available at: https://memepedia.ru/amogus/

13. Among Us. Wikipedia. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Among_Us

14. antislang.ru. Available at: https://antislang.ru/

15. Kratkaya istoriya postironii. Memepediya. Available at: https://memepedia.ru/kratkaya-istoriya-postironii/?ysclid=l1vzeqgmv5

16. Pochemu memy stali neponyatnymi: kak rabotayut postironiya i metayumor. Internet agenstvo «TexTerra». 2022; 06 yanvarya.Available at: https://texterra.ru/blog/pochemu-memy-stali-neponyatnymi-kak-rabotayut-postironiya-i-metayumor.html

17. 'Eto ubozhestvo zovetsya Oksimiron. Memepediya. Available at: https://memepedia.ru/eto-ubozhestvo-zovetsya-oksimiron

18. Uill Smit b'et Krisa Roka. Memepediya. Available at: https://memepedia.ru/uill-smit-bet-krisa-roka

19. Nu nichego strashnogo tyau tyau tyau. Memepediya. Available at: https://memepedia.ru/nu-nichego-strashnogo-tyau-tyau-tyau-zipulya/

Статья поступила в редакцию 13.04.22

УДК 811.521

Rufova E.S., Cand. of Sciences (Philology), Head of Department, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: rufl2003@yandex.ru

Osipova S.E., student, North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russia), E-mail: kvyas@mail.ru

SPEECH PORTRAIT OF KUSHANA FROM HAYAO MIYAZAKI ANIME "NAUSICAA FROM THE VALLEY OF THE WIND". The article reveals a problem of studying the speech portrait of a character in a work of art. The undoubted fact is that age, gender, psychological, social, ethno-cultural and linguistic aspects of the personality are reflected in the speech portrait. The purpose of the study is to identify the features of the speech portrait of one of the main female characters Kushana in the animated film "Nausicaa from the valley of the wind" by Hayao Miyazaki. The scientific novelty of the research lies in the fact that the language of the anime hero is considered for the first time in the aspect of identifying the linguocultural characteristics of the character. As a result of the study, it can be argued that the speech portrait of Kushana allows us to characterize the character as a military leader, an antagonist of the leader of the Nausicaa people. Kushana's speech is characterized by the use of masculine final particles, imperative mood, exclamatory sentences, the absence of interjections and expressive vocabulary.

Key words: speech portrait, language personality, text, character, anime.

Е.С. Руфова, канд. филол. наук, зав. каф., Северо-Восточный федеральный университет имени А.К. Аммосова, г. Якутск,

E-mail: rufl2003@yandex.ru

С.Е. Осипова, студентка, Северо-Восточный федеральный университет имени А.К. Аммосова, E-mail: kvyas@mail.ru

РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ КУШАНА ИЗ АНИМЕ ХАЯО МИЯДЗАКИ «НАВСИКАЯ ИЗ ДОЛИНЫ ВЕТРОВ»

В статье раскрывается проблема изучения речевого портрета персонажа художественного произведения. Несомненным фактом является то, что в речевом портрете находят отражение возрастные, гендерные, психологические, социальные, этнокультурные и лингвистические аспекты личности. Цель исследования - выявление особенностей речевого портрета одного из главных женских персонажей Кушана в анимационном фильме «Навсикая из Долины ветров» Хаяо Миядзаки. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе впервые рассмотрен язык героя аниме в аспекте выявления лингвокуль-турной характеристики персонажа. В результате проведенного исследования можно утверждать, что речевой портрет Кушана позволяет охарактеризовать персонажа как военного лидера, антагониста лидера народа Навсикая. Речи Кушана характерно использование мужских заключительных частиц, повелительного наклонения, восклицательных предложений, отсутствие междометий и экспрессивной лексики.

Ключевые слова: речевой портрет, языковая личность, текст, персонаж, аниме.

Многие междисциплинарные исследования посвящены изучению речевого портрета художественных персонажей в контексте проблемы модели человека. Актуальность данного исследования обусловлена антропоцентрической характеристикой современной парадигмы, центральным объектом которой становится человек и его языковая реализация. При изучении речевого портрета необходимо также рассмотреть понятие «языковой личности», поскольку речевое воспроиз-

ведение полностью строится на языке, также модель речевого портрета в качестве основы берет модель языковой личности.

В рамках данной статьи определяется следующая цель научного исследования: выявление особенностей речевого портрета одного из главных женских персонажей Кушана в анимационном фильме «Навсикая из Долины ветров» Хаяо Миядзаки [1]. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.