Научная статья на тему 'Мемуарно-дневниковая проза периода Великой Отечественной войны'

Мемуарно-дневниковая проза периода Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
501
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМУАРИСТИКА / АМБИВАЛЕНТНАЯ СТРУКТУРА / ЧЕРТЫ ПОЭТИКИ ЖАНРА / MEMOIR / AMBIVALENT STRUCTURE / FEATURES OF POETIC GENRE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Маркусь Анна Михайловна

Рассматриваются типологические характеристики мемуарно-дневниковой прозы, акцентируя внимание на синтетический характер данного феномена, подчеркивает обособленность дневниковой прозы от мемуаристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Memory-Diary Prose of the Great Patriotic War

The article deals with typological characteristics of the memoir-diary prose focusing on the synthetic nature of the phenomenon under consideration. The author emphasizes the apartness of the diary prose from the memoir one.

Текст научной работы на тему «Мемуарно-дневниковая проза периода Великой Отечественной войны»

УДК 82.0 + 94(470+571)”1941/1945“ + 82-94

МЕМУАРНО-ДНЕВНИКОВАЯ ПРОЗА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А.М. Маркусь

Рассматриваются типологические характеристики мемуарно-дневниковой прозы, акцентируя внимание на синтетический характер данного феномена, подчеркивает обособленность дневниковой прозы от мемуаристики.

Ключевые слова: мемуаристика, амбивалентная структура, черты поэтики жанра.

Мемуарно-дневниковая проза периода войны представлена широким пластом произведений, мемуарами военачальников, участников военных событий и дневниками обычных людей, прошедших войну, а также дневниками писателей, участвовавших в боевых буднях. Мемуары - литературные произведения, содержащие в своей первооснове жизненный опыт человека, раскрывающийся с ярко выраженной субъективностью в воспроизведении событий, это амбивалентная система, включающая в себя художественное и сугубо документальное. Дневники представляют собой самостоятельный жанр со своими типологическими признаками, разнообразие существующих в теории литературы классификаций способствует разграничению самих дневников. В современном литературоведении акцентируется синтетический характер данного жанра: исследователи пытаются осмыслить дневники как самостоятельное произведение со свойственным ему соотношением документального и художественного.

В мемуаристике все пронизано чувством необходимости в отображении своих мыслей и знаний, при этом субъективное отношение пишущего позволяет сообщить любому факту эмоциональный модус, сделать его эмоционально содержательным, трансформирующимся в художественный образ. Мемуарам свойственна эмоциональная заразительность, активность выражения субъективного отношения к действительности, атмосфера подлинности, целостность, благодаря этому мемуарное произведение может трансформироваться в художественное и становится носителем мирообраза [3, с. 34].

Возникновение феномена, определяемого понятием «дневник писателя», относится литературоведением к Х1Х-ХХ векам. При этом под дневником писателя понимается определенный тип текста, проявляющийся в наличии подневных записей, где присутствуют все признаки дневниковой прозы: линейно-фрагментарный

тип повествования, внешним маркером которого выступает датировка, фиксирующая периодичность записей. Авторы ссылаются на документы, письма; вводят элементы беседы, включают в пространство текста диалог, внутренние раз-

мышления; значительное внимание при этом уделяется описанию событий. Концепция и внешняя структура дневника в полной мере подчиняется авторской идее.

Во время Великой Отечественной войны вести дневники на фронте было запрещено. Проанализировав творческую деятельность писателей-фронтовиков, можно отметить, что к дневниковой прозе тяготели такие писатели, как А.Т. Твардовский, В.В. Вишневский, В.В. Иванов, в оккупации вел дневник Г.Л. Занадворов. Мы вслед за Ю.В. Булдаковой выявили специфические черты поэтики дневниковой прозы писателей: синтез лирического и эпического [1, с. 10] начал, эстетическая организованность. По мнению Г.А. Волгина, несмотря на тот факт, что писатели ведут дневники для себя, произведения требуют от создателей художественного мастерства: дневникам свойственен особый стиль изложения, характеризующийся емкостью мысли, афористичностью высказывания, меткостью слова. Такие особенности позволяют исследователю назвать дневники писателя «самостоятельными микропроизведениями» [2, с. 46]. Эмоциональное воздействие в дневниках достигается автором путем отбора специфических фактов, авторского комментирования, субъективной интерпретации событий. В основе дневника лежит передача и воссоздание реального путем личных представлений автора, причем эмоциональный фон зависит от душевного состояния автора дневника.

Наряду с обязательными структурными компонентами дневниковой прозы, конкретные художественные образцы могут содержать в себе специфические механизмы выражения отношения к реальной действительности. В дневниковой прозе писателей периода Великой Отечественной войны характерно наличие таких вставных сюжетов, как стихотворения в прозе, краткие рассказы, пейзажные зарисовки.

Мемуары и дневники Великой Отечественной войны исповедальны и искренни. Используя потенциал мемуарно-дневниковой прозы военного времени, авторы мемуаров и дневников сумели выразить настроение эпохи, создать яркое представление о жизни на войне.

2013, том 10, № 2

107

Краткие сообщения

Литература

1. Булдакова, Ю.В. Дневник писателя как феномен литературы русского зарубежья 19201930-х гг.: дис. ... канд. филол. наук /Ю.В. Булдакова. - Киров, 2010. - 189 с.

2. Волгин, Г.А. Самое заветное. Записные книжки писателей / Г.А. Волгин. - Воронеж:

Центрально-Черноземное книжное издательство, 1974. -187 с.

3. Лейдерман, Н.Л. К вопросу о художественном потенциале документального произведения / Н.Л. Лейдерман // О художественнодокументальной литературе / Иванов. гос. пед. ин-т. - Иваново, 1972. - С. 21-35.

Маркусь Анна Михайловна, преподаватель кафедры английского языка, аспирант кафедры русского языка и литературы, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Е.В. Пономарева. E-mail: [email protected]

Bulletin of the South Ural State University

Series “Linguistics" ___________2013, vol. 10, no. 2, pp. 107-108

MEMOIR-DIARY PROSE OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

A.M. Markus, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

The article deals with typological characteristics of the memoir-diary prose focusing on the synthetic nature of the phenomenon under consideration. The author emphasizes the apartness of the diary prose from the memoir one.

Keywords: memoir, ambivalent structure, features of poetic genre.

Поступила в редакцию 22 марта 2013 г.

108

Вестник ЮУрГУ. Серия «Лингвистика»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.