Научная статья на тему 'МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ФОРМА УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ'

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ФОРМА УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / МУЗЕЙНО-МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ / МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ / МУЗЕИ ПАМЯТИ / МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Юренева Тамара Юрьевна

Анализируется формирование и развитие в России мемориальных комплексов, хранящих и конструирующих память о советских политических репрессиях. Рассматриваются практики монументальной коммеморации и мемориальные стратегии региональных и местных властей, общественных организаций и Русской православной церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORIAL COMPLEX AS A FORM OF PERPETUATION OF MEMORY OF VICTIMS OF POLITICAL REPRESSIONS IN POST-SOVIET RUSSIA

The article analyzes the formation and development of memorial complexes in Russia that store and construct the memory of Soviet political repressions. Monumental commemorative practices and memorial strategies of regional and local authorities, public organizations and the Russian Orthodox Church are considered

Текст научной работы на тему «МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ФОРМА УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ»

RAR

УДК 069.01

ББК 79.1

DOI 10.34685/HI.2022.39.4.012

МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ФОРМА УВЕКОВЕЧЕНИЯ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ

Юренева Тамара Юрьевна,

доктор исторических наук, главный научный сотрудник -руководитель центра музейной политики Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, Берсеневская наб., 18-20-22, стр. 3, 119072 Москва, Россия,

iureneva@mail.ru

Аннотация

Анализируется формирование и развитие в России мемориальных комплексов, хранящих и конструирующих память о советских политических репрессиях. Рассматриваются практики монументальной коммеморации и мемориальные стратегии региональных и местных властей, общественных организаций и Русской православной церкви.

Ключевые слова

Мемориальный комплекс, музейно-мемориальный комплекс, увековечение памяти жертв политических репрессий, мемориализация, музеи памяти, монументальная политика.

Среди объектов, создаваемых в память исторических событий и выдающихся личностей, особую значимость имеют мемориальные комплексы, которые могут включать монументальную скульптуру и живопись, архитектурные и садово-парковые сооружения, захоронения, культовые постройки, а также музейно-выставочные пространства. Мемориальные комплексы хранят память о различных событиях национальной истории, павших воинах и жертвах мировых войн, прославляют национальное прошлое и великие личности. Когда после событий Второй мировой войны и Холокоста в мире начал распространяться мощный дискурс прав человека, стали учреждаться мемориалы и музеи, конструирующие

память о политическом насилии и преступлениях против человечности в недавнем прошлом. Таковы, например, Яд Вашем — Мемориальный комплекс истории Холокоста в Иерусалиме, Мемориал убитым евреям Европы в Берлине, Мемориал геноцида в Кигали (Руанда), Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» в Акмоле (Казахстан). Мемориальные комплексы, сохраняющие и конструирующие память о политических репрессиях, ГУЛАГе и депортациях народов, появились и в постсоветской России.

Среди объектов, создаваемых в память исторических событий и выдающихся личностей, особую значимость имеют мемориальные комплек-

сы, которые могут включать монументальную скульптуру и живопись, архитектурные и садово-парковые сооружения, захоронения, культовые постройки, а также музейно-выставочные пространства. Мемориальные комплексы хранят память о различных событиях национальной истории, павших воинах и жертвах мировых войн, прославляют национальное прошлое и великие личности. Когда после событий Второй мировой войны и Холокоста в мире начал распространяться мощный дискурс прав человека, стали учреждаться мемориалы и музеи, конструирующие память о политическом насилии и преступлениях против человечности в недавнем прошлом. Таковы, например, Яд Вашем — Мемориальный комплекс истории Холокоста в Иерусалиме, Мемориал убитым евреям Европы в Берлине, Мемориал геноцида в Кигали (Руанда), Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» в Акмоле (Казахстан). Мемориальные комплексы, сохраняющие и конструирующие память о политических репрессиях, ГУЛАГе и депортациях народов, появились и в постсоветской России.

15 августа 2015 г. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. Срок ее реализации, первоначально рассчитанный на период до 2019 г. включительно, по поручению Президента России был продлен еще на пять лет распоряжением Правительства № 522-р1. Концепция определяет основные направления, формы и методы деятельности по увековечению памяти жертв политических репрессий, уделяя особое внимание таким объектам, как мемориалы, произведения монументального искусства и тематические экспозиции. В этой связи изучение мемориальных комплексов как особой практики монументальной коммеморации жертв политических репрессий имеет несомненную актуальность.

1 Концепция Государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. URL: http://president-sovet.ru/docs/normative_ initiatives/kontseptsiya_gosudarstvennoy_politiki_po_ uvekovecheniyu_pamyati_zhertv_politicheskikh_repressiy/ (дата обращения: 09.06.2022)

Идея об увековечении памяти жертв политических репрессий впервые прозвучала в 1961 г. с трибуны XXII съезда КПСС из уст первого секретаря ЦК Н. С. Хрущёва, предложившего воздвигнуть памятник видным деятелям Коммунистической партии и государства, репрессированным в годы культа личности. Реального воплощения эта мысль тогда не получила, но намерение создать всесоюзный памятник жертвам репрессий актуализировалось в эпоху перестройки, при этом инициатива исходила от граждан страны, обращавшихся с соответствующими предложениями в средства массовой информации и высшие органы государственной власти. Осенью 1987 г. инициативная группа «За увековечение памяти о жертвах репрессий» организовала кампанию по сбору подписей под обращением в Верховный Совет СССР с просьбой разрешить создание мемориала. Петицию подписали около 45 тыс. человек из разных городов страны. В ней предлагалось создать не просто памятник, а мемориал, который станет «не только выражением всенародной скорби, но и информационно-исследовательским и просветительским центром, препятствующим забвению трагических событий в недавней истории нашей страны»; таким образом, речь шла о мемориальном комплексе, включающем музей, архив, библиотеку и общественное пространство для диалога2.

В 1988-1989 гг. в Москве проходил Всесоюзный открытый конкурс на лучший проект памятника жертвам беззакония и репрессий, имевшим место в годы культа личности. Среди нескольких сотен проектов, исполненных в виде макетов, текстов-описаний и эскизов, были и такие, которые описывали мемориал как комплекс объектов: памятник, информационный центр, аллея памяти3. Однако конкурс так и не выявил победителей: жюри не смогло выбрать лучший проект для реализации. Вместо монумента 30 октября 1990 г. на Лубянской площади в Москве в сквере перед Политехническим музеем по инициативе общественности и на средства Правительства Москвы был установлен закладной валун

2 Обращение Мемориала в ВС СССР // Архив Международного Мемориала. URL: http://prequel.memo.ru/ (дата обращения: 08.06.2022).

3 Память в проекте // Международный Мемориал.

URL: http://www.project.memo.ru/ (дата обращения:

31.05.2022).

будущего национального мемориала жертвам политических репрессий — Соловецкий камень.

В 1989 г. Верховный Совет СССР и Политбюро ЦК КПСС наделили региональные и местные органы власти полномочиями по сооружению памятников и мемориалов жертвам политических репрессий; это способствовало развитию процесса децентрализации монументальной полити-ки4. С начала 1990-х гг. многие монументальные коммеморативные практики возникают и воплощаются в жизнь по инициативе региональных и местных властей, общественных организаций и просто групп граждан.

Среди реализованных проектов следует отметить создание мемориального комплекса в Томске, который включает музеефицированный объект «Следственная тюрьма НКВД» и Сквер Памяти. В кирпичном здании, построенном в начале XX в. для приходской школы, в годы Первой мировой войны размещался госпиталь, а в 1923-1944 гг. — следственный изолятор Томского городского отдела ОГПУ — НКВД. Решение о его музеефикации Томский областной совет народных депутатов принял 13 июня1989 г.5 Реконструкция и ремонт подвальных помещений, выделенных музею, восстановление утраченного тюремного интерьера, комплектование музейной коллекции потребовали значительных усилий и времени. Поэтому открытие музея для посетителей состоялось только в 1996 г.

Его экспозиция включает реконструированный тюремный коридор, камеру для подследственных заключенных и интерьер кабинета следователя. В ней представлены документы и материалы о репрессиях не только на Томской земле, но на всей территории Советского Союза. Среди экспонатов — личные вещи репрессированных, предметы быта 1930-1950-х гг., архивные справки о реабилитации, письма из ГУЛАГа, подлинники следственных дел и многое другое. Музей ведет активную работу по увековечению памяти жертв политических репрессий, но его успешному развитию мешают нерешенные вопросы о праве соб-

ственности на занимаемые помещения и острая нехватка финансирования.

На прилегающей к музею территории, в 1920-1940-е гг. служившей внутренним двором тюрьмы, теперь располагается Сквер Памяти. 26 октября 1992 г. здесь состоялось торжественное открытие мраморной стелы, надпись на которой гласит: «В память убиенных на Томской земле в годы большевистского террора установлен этот КАМЕНЬ СКОРБИ». В 2002-2016 гг. были установлены памятные знаки репрессированным калмыкам, полякам, эстонцам, латышам и литовцам6.

В середине 1990-х гг. появились мемориальные комплексы, посвященные депортированным народам, в отношении которых на государственном уровне проводилась «политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спецпоселения»7.

28 декабря1996 г. в жилом массиве на востоке Элисты состоялось торжественное открытие мемориального комплекса «Исход и возвращение»; его воздвигли по инициативе президента Калмыкии К. Н. Илюмжинова на средства правительства республики. По замыслу авторов, скульптора Эрнста Неизвестного и архитектора Сергея Курнеева, в композиции мемориала воплощены принципы современной монументальной скульптуры и сакральные коды калмыцкой культуры. Отлитый в США бронзовый монумент доставили в Элисту и установили на вершине искусственного насыпного кургана, заложив под памятником капсулу с землей из мест ссылки калмыков. Поднимаясь по спиралевидной дороге на вершину кургана, человек совершает соответствующий ритуалу поминовения у калмыков обход вокруг скульптуры. Монумент, призванный передать стойкость духа калмыцкого народа, сумевшего выстоять и вернуться на родную землю, наполнен образами, метафорами, аллегориями и символами, в том числе

4 См.: Государственная монументальная политика: опыт, противоречия, перспективы / В. В. Бондарь, А. Н. Еремеева, О. Н. Маркова, Т. Ю. Юренева. М.: Институт Наследия, 2022. С. 106-107.

5 См.: Стаф В. С. Томский музей «Следственная тюрьма НКВД»: проблемы мемориализации ГУЛАГа // Quaestio Яо88ка. 2019. Т. 7. № 3. С. 794-796.

6 Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД»: сайт. URL: https://nkvd.tomsk.ru/ (дата обращения 21.06.2022)

7 Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. N 1107-I «О реабили-

тации репрессированных народов». Ст.2.

буддийскими8. Перед курганом на рельсах стоит железнодорожный вагон, один из тех, в которых депортированных вывозили в Сибирь; в нем развернута экспозиция, воссоздающая быт народа в период ссылки. По левой стороне вдоль рельс — 14 гранитных столбиков, символизирующих число годов депортации калмыцкого народа (1943-1957). В конце рельсовой дороги у подножия кургана — мемориальная плита; на ней высечен отрывок из стихотворения «От правды я не отрекался» Давида Кугультинова, в котором народный поэт Калмыкии, бывший политзаключенный, выражает признательность сибирякам: «Я знал, что мой народ в лесах Сибири / Нашёл друзей и вновь душой окреп / Средь лучших русских, / Средь щедрейших в мире, / Деливших с нами и судьбу и хлеб».

23 февраля 1997 г., в день 53-й годовщины депортации ингушей, в Назрани состоялось торжественное открытие «Мемориального комплекса жертвам политических репрессий», созданного на средства от пожертвований граждан. (Илл. 1.).

Илл. 1. Мемориальный комплекс жертвам репрессий. Назрань.

Здание мемориала выполнено в виде монументальных памятников средневековой ингушской архитектуры — девяти ингушских башен, совмещенных друг с другом и опоясанных колючей проволокой. За эту работу автор проекта Му-рад Полонкоев, народный художник Российской Федерации, удостоен Золотой медали Российской академии художеств.

Музейное собрание мемориального комплекса насчитывает более 5 тыс. единиц хранения. Это документы, письма и воспоминания депортированных, их личные вещи, ордена и медали, предметы этнографии, фотографии из личных архивов ингушских семей, произведения искусства на тему репрессий. Постоянная экспозиция дает целостное представление о масштабах и географии советских репрессий. Ее особенность — включение в рассказ «человеческого измерения»: официальной истории, говорящей на языке документов, статистики и хроники, противопоставлена личная история людей, пострадавших от репрессий. Мультимедийные технологии создают эффект сопричастности, позволяют прочувствовать ощущения и переживания свидетелей эпохи 9.

К 70-й годовщине депортации ингушского народа на территории мемориального комплекса создана постоянная выставка «Дорога длиною в 13 лет», где представлены подлинные транспортные средства, в которых ингушей вывозили в Казахстан и Среднюю Азию, — вагон, паровоз и военный грузовик. У мемориала горит вечный огонь, как символ вечной памяти жертв депортации. С южной стороны его находится мемориальное кладбище, где собраны надгробные плиты с разрушенных во время депортации ингушских захоронений.

Наряду с Ингушетией специализированный музейный показ проблемы депортации народов отличает Кабардино-Балкарию. В ее столице Нальчике 8 марта 1989 г., был установлен закладной камень будущего мемориала с надписью «Жертвам геноцида балкарского народа». Возле него в годовщину депортации ежегодно проходили траурные митинги, а 11 ноября 1999 г. в сквере возле будущего здания мемориала состоялось перезахоронение праха умершего в депортации основоположника современной балкарской поэзии Кязима Мечиева. Торжественное открытие Мемориала жертвам репрессий балкарского народа состоялось 8 марта 2002 г. Он возведен в виде мавзолея с использованием балкарских приемов зодчества по проекту архитектора

8 См.: Сангаджиева Д. В. «Мемориальный комплекс "Исход и Возвращение" в Элисте - память о депортации калмыцкого народа // Искусство Евразии. 2020. № 1 (16). С. 308, 313-315.

9 Мемориальный комплекс жертвам репрессий: сайт. URL: http://memorialing.ru/ (дата обращения: 10.06.2022)

Малика Гузиева10. Спуск в первый экспозиционный зал, расположенный в цокольном этаже, насчитывает 13 ступеней, символизирующих 13 лет жизни народа в депортации. Постоянная экспозиция мемориала — историко-этнографи-ческая; она рассказывает не только о депортации и возвращении балкарского народа на историческую родину, но и о его дореволюционном и довоенном прошлом, а также современности. В ней представлено свыше 1000 предметов — архивные и этнографические материалы, фотографии, домашняя утварь, картины балкарских художников. Мемориал располагает электронной базой данных со списком репрессированных в 19441957 гг., в котором числятся 59896 человек11.

В конце 1990-х гг. началась реализация Постановления Правительства Российской Федерации «О создании мемориальных комплексов в местах захоронений советских и польских граждан — жертв тоталитарных репрессий в Ка-тыни (Смоленская область) и Медном (Тверская область)» от 19 октября 1996 г. № 1247. Мемориальный комплекс «Катынь» расположен в 20 км от центра Смоленска в так называемом Катын-ском лесу, где захоронены советские граждане, казненные в Смоленске в 1930-е -1940-е гг., и расстрелянные польские офицеры — заключенные Козельского лагеря. Мемориальный комплекс «Медное» находится в 32 км от Твери на территории, где в 1930-е — 1940-е гг. производились захоронения казненных советских граждан, а весной 1940 г. — более 6 тыс. расстрелянных в Калинине польских военнопленных, заключенных Осташковского лагеря. Организаторами создания и инвесторами строительства мемориалов выступили Министерство культуры Российской Федерации и Совет охраны памяти борьбы и мученичества Республики Польша. На конкурсе проектов побе-

10 Полян, П. «Увековечение памяти о депортированных — дело рук самих депортированных». Заметки о мемориализации тотальных насильственных миграций // Неприкосновенный запас. 2010. № 3 (71). URL: https://magazines.gorky.media/nz/2010/3/uvekovechenie-pamyati-o-deportirovannyh-delo-ruk-samih-deportirovannyh.html (дата обращения: 03.06.2022)

11 Байсиева, Асият. Долговечней больших тиранов ...// Фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид». URL: http://www.elbrusoid.org/ articles/society/359340/?sphrase_id=329441; Мемориал

жертв политических репрессий (1944-1957 гг.). URL:

http://www.museum.ru/M3220.

дила мастерская № 4 Союза архитекторов России под руководством М. Д. Хазанова, однако в силу ряду причин значительную часть проекта авторам реализовать не удалось12.

28 июля 2000 г. состоялось торжественное открытие первой очереди мемориального комплекса «Катынь». В настоящее время он включает ряд ритуальных и архитектурно-художественных сооружений, при этом доминантой являются захоронения польских и российских граждан, оформленные в религиозных и национальных традициях двух народов. Польское военное кладбище создано группой гданьских специалистов под руководством архитектора Войцеха Таргов-ски и скульпторов Здислава Пидека и Анджея Солыги. По периметру его опоясывает стена, на которой в алфавитном порядке установлены персональные чугунные мемориальные таблички, искусственно покрытые ржавчиной, создающей образ давно прошедших событий; на них — имена всех 4443 расстрелянных польских офицеров с указанием даты и места рождения, воинского звания и рода деятельности. Дата смерти у всех одна — 1940 г. Алтарная группа включает католический крест, алтарную стену с именами погибших и алтарный стол для проведения католических богослужений. Катынский траурный колокол, расположенный под алтарной стеной, находится ниже уровня земли в знак того, что звонит он по людям, лежащим в этой земле. Напротив алтаря располагаются 4 плиты с символами вероисповеданий всех погибших здесь граждан Польши. На шести братских могилах плитами выложены католические кресты; чугунными плитами обозначена поверхность семи расстрельных ям — «Ям смерти» — первоначальных мест захоронений.

В то время как почти всех расстрелянных польских офицеров опознали по документам и личным жетонам, советских граждан, число которых доподлинно неизвестно, опознали лишь несколько сотен. Центральную часть российской территории мемориального комплекса составили девять братских могил, по периметру каждой из которых установлено ограждение неправильной формы с острыми выступающими краями. Такая форма ограды задумана как символ того,

12 См.: Государственная монументальная политика: опыт, противоречия, перспективы. С. 114-115.

что имена и число захороненных здесь людей до сих пор не установлены. Над мемориалом возвышается 10-метровый православный крест, а рядом с ним создана поминальная площадка для проведения православных ритуалов и возложения венков13.

Польское кладбище и российские захоронения объединяет Аллея Памяти как символ единой скорби двух народов. Она заканчивается на Второй ритуальной площадке, от которой ведет дорога к памятному знаку жертвам политических репрессий в «Долине смерти», малоисследованной территории массовых захоронений советских граждан.

В 2017-2018 гг. в рамках реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий Государственный центральный музей современной истории России и Российское военно-историческое общество провели масштабную реконструкцию мемориального комплекса. В «Долине смерти» появились скульптурная композиция «Расстрел» и Стена Памяти; автор — народный художник России А. Н. Ковальчук. На Стене Памяти поимённо увековечено более 8 тыс. репрессированных жителей Смоленской области, предположительно, захороненных в Катынском лесу. Кардинально изменилось музейно-выставочное пространство мемориального комплекса. В павильоне главного входа разместилась обновленная с помощью современных мультимедийных технологий экспозиция «Сохранённая память». Она рассказывает о трагической истории урочища Козьи горы и истории создания мемориального комплекса, о судьбах жителей Смоленской области, ставших жертвами политических репрессий. Особое место занимают личные вещи смолян, переданные родственниками погибших, и польских военнопленных, обнаруженные в ходе эксгума-ционных работ. Эмоциональный центр экспозиции — Галерея памяти, на стенах которой всплывают из темноты имена более 8 тыс. советских граждан и более 4 тыс. польских граждан. В залах нового Музейно-выставочного центра разместилась экспозиция «Россия и Польша. XX век. Страницы истории». Наряду с музейными пред-

13 Мемориальный комплекс «Катынь» // Виртуальный музей ГУЛАГа. URL: http://www.gulagmuseum.org/ show0bject.do?object=248836079&language=1 (дата обращения: 06.06.2022)

метами в залах размещены интерактивные панели, в которых несколько тысяч фотографий, документов и кинохроника из собраний центральных и местных архивов14.

С конца 1980-х гг. монументальная комме-морация стала одним из направлений деятельности Русской православной церкви, проводившей особую мемориальную стратегию. Ее интерпретация опыта ГУЛАГа основывалась на понятиях «новомученики», «исповедники», «преследования за веру», «Голгофа России», а на местах массовых захоронений, лагерей и других связанных с репрессиями объектов сооружались часовни, храмы и кресты, формирующие православную инфраструктуру памяти. Среди проектов РПЦ наибольшую известность приобрела мемориали-зация Бутовского полигона; он стал важным местом культа новомучеников, и его называют «русской Голгофой».

Здесь, на территории стрелкового полигона НКВД рядом с подмосковным поселком Бутово, в 1937-1938 гг. с соблюдением режима строгой секретности производились захоронения жителей Москвы и Подмосковья, приговоренных к расстрелу по делам Московского УНКВД. Среди них — представители свыше 60 национальностей из разных социальных слоев, в т. ч. граждане других государств. Около 1 тыс. человек, погребенных в Бутово, были осуждены на смерть за принадлежность к Русской православной церкви: архиереи, священнослужители, монахи и монахини, церковные старосты и активные миряне. Более 300 человек сегодня прославлены в лике святых.

Территория Бутовского полигона в 1995 г. была передана Русской православной церкви, а 9 августа 2001 г. постановлением Правительства Московской области получила статус памятника истории и культуры местного значения15. В мае 1994 г. на средства Православного Свято-Тихоновского Богословского института на Бутовском полигоне был установлен поклонный крест, в конце 1996 г. в западной части захоронения

14 Мемориальный комплекс «Катынь»: сайт. http:// memorial-katyn.ru/ru/vystavki.html (дата обращения 20.06.2022).

15 Место массовых расстрелов и захоронений на Бутовском полигоне // Виртуальный музей ГУЛАГа. URL: http://www.gulagmuseum.org/show0bject. do?object=590671579&language=1

состоялось освящение небольшого деревянного храма по проекту Д. М. Шаховского, а в мае 2007 г. — двухэтажного каменного Храма святых Новомучеников и Исповедников Российских, возведенного по проекту архитектора М. Ю. Кеслера. Рядом с ним 8 августа 2007 г. воздвигнут 12-метровый Большой Поклонный крест из трех видов дерева, изготовленный на Соловках в Кресторез-ной палате Спасо-Преображенского монастыря. При финансовой поддержке Правительства Москвы его доставили в российскую столицу по рекам-каналам, построенным заключенными. Этот двухнедельный транспортный путь превратился в крестный ход с остановками в ряде городов, где служились панихиды и всенощные.

27 сентября 2017 г. в восточной части территории захоронений, на участке свободном от погребальных рвов, где в 1970-х гг. сотрудники КГБ посадили яблоневый сад, состоялось открытие мемориала «Сад памяти», созданного по проекту архитектора А. Н. Жернакова. (Илл. 2.).

Илл. 2. Бутовский полигон. «Сад памяти».

Его образное решение — раскрытый «рас-стрельный ров»; спускаясь в него, посетители оказываются на одном уровне с погибшими, тела которых находятся по соседству в погребальных рвах. На гранитных плитах высечены имена 20762 человек, убитых на полигоне в период с 8 августа 1937 г. по 19 октября 1938 г.

На территории «Бутовского полигона» с 2002 г. работает созданный по инициативе общины храма Мемориальный научно-просветительский центр «Бутово»; он занимается сбором сведений и систематизацией данных о жертвах репрессий, организацией на основе этих материалов тематических выставок и презентаций. В настоящее время разработан проект создания на территории комплекса Общероссийского музея подвига и исповедничества в XX веке «Русская Голгофа». Его планируется разместить в перестроенном

в 1940-е гг. под нужды МГБ — КГБ СССР здании конного завода И.И. Зимина после проведения в нем ремонтно-реставрационных работ.

Бутовский полигон изначально утверждался, главным образом, как православный мемориальный комплекс. Его создателям это представляется вполне естественным: с одной стороны, «большинство захороненных в этих местах были хотя бы по своему происхождению православными», с другой стороны, «почитание мест захоронений и молитва об усопших свойственны далеко не всем религиозным конфессиям и даже не всем христианским номинациям, и наиболее развиты именно в православии»16. Но не все разделяют эту точку зрения. Как отмечает исследовательница Вероника Дорман, «мемориальная деятельность Церкви осуществляется через пространственную организацию, и в пространстве, которое она структурирует в соответствии со своими нуждами, не всегда остается место для других мемориальных инициатив». Этим объясняется, в частности, «невозможность для представителей любой другой веры, кроме православной, возвести религиозный памятник на территории Бутово»17.

Не отрицая важность и значимость коммемо-ративных практик Русской православной церкви, представители общественности и исследователи, обращают внимание на избирательный характер сохраняемой ею культурной памяти: православные коннотации исключают из нее репрессированных представителей иных конфессий и атеистов. «Возвращение к религиозной символике в памяти о ГУЛАГе нарушает его историческую специфику, — считает Александр Эткинд. — <.. .> Светский, политический характер советского террора делает его религиозную интерпретацию недостаточной или невозможной»18. Немаловажным является и то обстоятельство, что, выбрав свободную от политизации форму почи-

16 Каледа, К. Опыт создания общественно-церковного мемориального комплекса памяти жертв террора ХХ столетия на примере Бутовского полигона и феномен возникновения христианских музеев России // Историческая экспертиза. 2015. № 4. С. 171.

17 Дорман, В. От Соловков до Бутово: русская православная церковь и память о советских репрессиях в постсоветской России // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2010. № 2. С. 341

18 Эткинд, А. Кривое горе. Память о непогребенных. М.: Новое литературное обозрение, 2016. С. 244.

тания мучеников, Церковь не касается вопроса об осуждении виновных и об ответственности за репрессии. Она не проводит различия между жертвами и теми палачами, которых впоследствии также казнили, поскольку считает, что насильственная смерть и их сделала мучениками, имеющими право на искупление. «Далеко не все в России согласны с таким подходом, — пишет А. М. Хазанов. — Таким образом, не только память, но и церемонии поминовения становятся спорными и разъединяющими»19.

Согласно базе данных Сахаровского центра, в России насчитывается 893 памятника и памятных знака жертвам политических репрессий20. Преобладают мемориальные доски в силу относительной легкости их установки; среди других форм монументальной коммеморации наиболее распространены закладные камни, поклонные и поминальные кресты, часовни, скульптуры. Как отмечают исследователи, эти формы комме-морации, как правило, не содержат «образа преступления», а в памяти, которую они формируют, нет «преступников», есть только «жертвы». Большинство памятников содержат надпись «Жертвам политических репрессий», но вопрос об ответственности за репрессии остается неясным, поскольку «образы деполитизированы, в них нет ничего от советских эмблем, и они не рассказывают об идеологии, стоявшей за убийствами, — считает А. Эткинд. — И даже в самых масштабных памятниках не хватает необходимой информации»21.

Надо сказать, что проблема символического отражения трагических событий отечественной истории в различных монументальных практиках связана не только со сложностями художественного плана, но и с отсутствием в обществе консенсуса относительно оценки репрессивного прошлого. Единственный российский законодательный акт, напрямую осуждающий репрессивную систему советского государства, — Закон РФ

19 Хазанов А. М. О ком скорбеть и кого забыть? (Ре)кон-струкция коллективной памяти в современной России // Историческая экспертиза. 2017. № 1. С. 46

20 Памятники и памятные знаки жертвам политических репрессий на территории бывшего СССР. URL: https:// www.sakharov-center.ru/asfcd/pam/?t=list. (дата обращения 20.06.2022)

21 Эткинд, А. Указ соч. С. 240.

от 18 октября 1991г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». После его принятия политико-правовой оценки многолетнего массового террора так и не последовало.

Согласно данным Совета по правам человека при Президенте России на 2011г., почти все памятники и памятные знаки жертвам политических репрессий установлены «безо всякого, даже символического участия федеральной власти». В подавляющем большинстве случаев они созданы по инициативе и на средства общественных организаций, частных лиц, отдельных муниципальных учреждений культуры и образования, иногда — муниципальных властей, изредка — региональных администраций. Большинство мемориальных сооружений не занимают центрального места в общественном пространстве, поскольку располагаются на окраинах городов или в отдаленных, порой труднодоступных местах, где прежде находились лагеря, проходили массовые каз-

22

ни и захоронения репрессированных22.

1 февраля 2011 г. Рабочая группа по исторической памяти Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека представила президенту Д. А. Медведеву «Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении"». Проект рекомендовал важные политические и правовые шаги — юридическую оценку преступлений коммунистического режима, их политическое осуждение. Предлагалось возвести в центре столицы общенациональный памятник жертвам государственного террора в качестве символического акта, закрепляющего осуждение преступлений тоталитарного режима, а также создать как минимум два музейно-мемориальных комплекса общенационального значения, посвященных истории террора — в Москве и Санкт-Петербурге. Дискуссия между сторонниками и противниками этого проекта завершилась созданием межведомственной рабочей группы, подготовившей

22 Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении" // Российская газета. 07.04.2011. URL: https://rg.ru/2011/04/07/totalitarizm-site.html (дата обращения: 01.12.2021)

«Проект концепции федеральной целевой программы на 2014-2018 годы "Об увековечении памяти жертв политических репрессий"». Но поддержку правительства и федеральных ведомств проект не получил.

Общенациональный памятник жертвам политических репрессий был создан в Москве в рамках реализации Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий. 30 сентября 2015 г. президент В. В. Путин подписал указ «О возведении мемориала жертвам политических репрессий»23. На средства Правительства Москвы и народные пожертвования в центре столицы возвели «Стену скорби» по проекту скульптора Г. В. Франгуляна. Торжественное открытие этого двустороннего бронзового горельефа с множеством безликих человеческих фигур, символизирующих масштабность репрессий, состоялось 30 октября 2017 г. Мемориал создавался по инициативе широкой общественности, и его появление стало важной вехой в истории монументального увековечения памяти жертв политических репрессий в постсоветской России.

Список использованной литературы

1. Богумил, З. Кресты и камни: соловецкие символы в конструировании памяти о ГУЛАГе // Неприкосновенный запас. 2010. № 3 (71). С. 11-29.

2. Государственная монументальная политика: опыт, противоречия, перспективы / В. В. Бондарь, А. Н. Еремеева, О. Н. Маркова, Т. Ю. Юрене-ва. М. : Институт Наследия, 2022. 168 с.

3. Дорман, В. От Соловков до Бутово: русская православная церковь и память о советских репрессиях в постсоветской России // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2010. № 2. С. 327-347.

4. Каледа, К. Опыт создания общественно-церковного мемориального комплекса памяти жертв террора ХХ столетия на примере Бутовского полигона и феномен возникновения христианских музеев России // Историческая экспертиза.

2015. № 4. С. 165-182.

5. Полян, П. «Увековечение памяти о депортированных — дело рук самих депортированных». Заметки о мемориализации тотальных насильственных миграций // Неприкосновенный запас. 2010. № 3 (71). URL: https://magazines.gorky.media/ nz/2010/3/uvekovechenie-pamyati-o-deportirovannyh-delo-ruk-samih-deportirovannyh.html

6. Сангаджиева Д. В. «Мемориальный комплекс "Исход и Возвращение" в Элисте — память о депортации калмыцкого народа // Искусство Евразии. 2020. № 1 (16). С. 306-318.

7. Стаф В. С. Томский музей «Следственная тюрьма НКВД»: проблемы мемориализа-ции ГУЛАГа // Quaestio Rossica. 2019. Т. 7. № 3. С. 791-800.

8. Хазанов, А. М. О ком скорбеть и кого забыть? (Ре)конструкция коллективной памяти в современной России // Историческая экспертиза. 2017. № 1. С. 30-66.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Эткинд, А. Кривое горе. Память о непогребенных. М.: Новое литературное обозрение,

2016. 328 с.

23 Правительство России: официальный сайт. URL: http://government.ru/docs/all/103554/ (дата обращения: 01.06.2022)

MEMORIAL COMPLEX AS A FORM OF PERPETUATION OF MEMORY OF VICTIMS OF POLITICAL REPRESSIONS IN POST-SOVIET RUSSIA

Yureneva Tamara Yuryevna,

DSc in History,

Chief Researcher — Head of the Museum Policy Center, Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage Bersenevskaya emb., 18-20-22, bld. 3, 119072 Moscow, Russian Federation,

iureneva@mail.ru

Abstract

The article analyzes the formation and development of memorial complexes in Russia that store and construct the memory of Soviet political repressions. Monumental commemorative practices and memorial strategies of regional and local authorities, public organizations and the Russian Orthodox Church are considered.

Keywords

Memorial complex, museum and memorial complex, perpetuation of memory of victims of political repressions, memorialization, memory museums, monumental politics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.