Научная статья на тему 'Мелкая земская единица в общественных дискуссиях конца xix в'

Мелкая земская единица в общественных дискуссиях конца xix в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
486
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЛКАЯ ЗЕМСКАЯ ЕДИНИЦА / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / « ВЕСТНИК ЕВРОПЫ» / « МОСКОВСКИЕ ВЕДОМОСТИ» / ВСЕСОСЛОВНОЕ ЗЕМСТВО / «BULLETIN OF EUROPE» / «MOSCOW INVENTORIAL» / A SMALL COUNTY UNIT / LOCAL SELF-GOVERNMENT / ALL-CLASS ZEMSTVO

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ехлакова Светлана Фёдоровна

Статья посвящена одной из актуальных проблем местного самоуправлениямелкой земской единице. Бесспорно, что современная система местного самоуправления далека от идеала, поэтому законодатели, общественные деятели и ученые стараются найти ответы на интересующие их вопросы в далеком прошлом. Проблемы мелкой земской единицы раскрываются на основе дискуссий между консерваторами и либералами не только в печати, но и в собраниях земских деятелей. В статье рассматриваются следующие дискуссионные проблемы: своевременность введения мелкой земской единицы, ее взаимоотношения с уездным земством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A small county unit in public disputes in the XX century

The article is devoted to the most urgent problem of local self-government a small county unit. Indisputably, the modern system of local selfgovernment is far from ideal one, because legislators, public men and scholars are trying to find answers to the questions they are concerned with in the past. Problems of a small county unit are revealed in disputes between conservatives and liberals not only in the press, but also in meetings of county men. In the article the following issues are touched on: relevance of a small county unit introduction, its relation to district zemstvo.

Текст научной работы на тему «Мелкая земская единица в общественных дискуссиях конца xix в»

УДК 9402 С. Ф. ЕХЛАКОВА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

МЕЛКАЯ ЗЕМСКАЯ ЕДИНИЦА В ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСКУССИЯХ КОНЦА XIX в.__________________________________________

Статья посвящена одной из актуальных проблем местного самоуправления — мелкой земской единице. Бесспорно, что современная система местного самоуправления далека от идеала, поэтому законодатели, общественные деятели и ученые стараются найти ответы на интересующие их вопросы в далеком прошлом. Проблемы мелкой земской единицы раскрываются на основе дискуссий между консерваторами и либералами не только в печати, но и в собраниях земских деятелей. В статье рассматриваются следующие дискуссионные проблемы: своевременность введения мелкой земской единицы, ее взаимоотношения с уездным земством.

Ключевые слова: мелкая земская единица, местное самоуправление, «Вестник Европы», «Московские ведомости», всесословное земство.

О мелкой земской единице мечтало не одно поколение российских общественных деятелей. Да и сам вопрос о всесословном земстве имеет почтенное прошлое. Так, первые предложения о создании волостной единицы самоуправления появились ещё в 50-х г. XIX в., в период подготовки Великих реформ.

По словам профессора М. Д. Загряцкова, система российского самоуправления после земской реформы 1864 г. стала подобна зданию в три этажа с пристройкой к нижнему [1, с. 88]. Этот нижний этаж здания составляли волостные, второй — уездные и третий — губернские земские учреждения. Кроме этого, первому этажу соответствовали и органы городского самоуправления, которые, в зависимости от статуса города, могли иметь права уездных или губернских земств. Имелась в этом не очень стройном здании «без крыши» и пристройка к нижнему этажу — это поселковое управление. По словам Б. Б. Веселовского, поселковое самоуправление и по характеру, и по правам являлось «переходной ступенью между обычным сельским управлением и городским самоуправлением» [2].

В данной работе рассматривается нижний этаж здания самоуправления — волостное земство, в частности та длительная борьба, которую вело земство за введение мелкой земской единицы. С развитием хозяйственной деятельности земства сталкивались с необходимостью проводить свои мероприятия при содействии населения. Затрудняло местную работу отсутствие низовых органов земского самоуправления, приближенных к сельскому населению. Уездное земство оказалось слишком далеким и малодоступным. Эта ситуация возникла при введении Положения 1864 г. и в дальнейшем, по Положению 1890 г., была усугублена: представительство крестьян в земских учреждениях сократилось до одной трети всех гласных.

А. И. Шингарев, видный общественный деятель и исследователь российской деревни, дал такую оценку проведенным преобразованиям: «Земские реформы 60-х годов — и в этом состоял их величайший недостаток — не только не были продолжены вверх (до народного представительства) и вширь «по всему лицу земли русской», но не были закончены

и вниз» [3, с. 27]. Земское самоуправление даже во внутренних губерниях Европейской России не пошло дальше организации уездного земства, осталось далеким от самой толщи населения. Реформирование земств в 1890 г., создав из них сословное представительство, сильно сократив права крестьян и установив привилегию для поместного дворянства, не только еще более удалило сельское население от земской жизни, но и усилило отчужденность ее от земской работы.

Различие мнений о необходимости введения мелкой земской единицы вылилось в широкую полемику на страницах журналов, продолжавшуюся несколько десятилетий. В конце 70-х — 80-х гг. XIX в. эту проблему разрабатывал «Вестник Европы», «Внутреннее обозрение» которого многие годы вел К. К. Арсеньев [4]. Он наиболее четко сформулировал положения о введении волостного земства как части программы либеральной земской общественности. Мелкая земская единица представлялась на страницах «Вестника Европы» необходимым фундаментом российского земства [5]. Её органическое слияние с сельским обществом и гармоничное сочетание с уездными и губернскими земскими учреждениями являлось для журнала бесспорной предпосылкой реорганизации земства. Всесословность и равенство представительства в волостном земском собрании предполагалось достигнуть на основе сочетания невысокого имущественного и образовательного цензов. При этом преимущество крестьянских выборных над землевладельцами обеспечивалось численным перевесом [6].

Исследователь Б. Б. Веселовский, также относящийся к сторонникам волостного земства, полагал, что интенсивное развитие земствами экономической, медицинской и культурно-образовательной деятельности требовало непосредственной связи земских учреждений с широкими слоями населения. «Сама жизнь, — писал он, — диктует образование мелких общественных единиц для упорядочения различных отраслей земского хозяйства» [7, с. 691]. Экономическая целесообразность создания волостного земства дополнялась тем, что для значительной части земских деятелей мелкая земская единица представ-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

лялась институтом самодеятельности местного населения, школой гражданственности.

Эта точка зрения земцев-либералов вызывала протест консерваторов, определивших требования введения всесословной волости как разновидность «конституционных бредней». Трибуной для критики либеральных взглядов на развитие земского самоуправления являлись «Московские ведомости» [8]. По их мнению, земские начальники, «объединяя лучшие элементы деревни», полностью решали вопросы сельского управления [9].

«Более чем странно предполагать, — возражал газете «Вестник Европы», — что 5—10 должностных лиц на уезд, влияние которых сплошь и рядом обратно пропорционально их власти, могут заменить собою несколько десятков или сотен развитых и более или менее зажиточных людей, живущих на месте, пользующихся доверием населения, разделяющих его потребности и относящихся к нему не как начальство, а как первые между равными» [10].

Сочетание мелкой земской единицы с властью земского начальника представлялось К. К. Арсеньеву вообще лишенной смысла: «Пока институт земских начальников сохраняет свой настоящий характер, замена крестьянской волости всесословною не представляется желательною, потому что новое учреждение было бы неизбежно подчинено земскому начальнику; подчиненность совершенно извратила бы его значение» [11]. А. И. Шингарев так же считал, что крестьянская волость, будучи замкнутой в строго сословные рамки, подавленной бременем выкупных платежей, местных расходов, а с 1899 г. отданной под опеку земским начальникам, лишилась практически всякой культурно-хозяйственной жизни, превратилась в своеобразную «форму низшей судебно-административной полицейской расправы» [3, с. 27].

Противниками мелкой земской единицы, точнее своевременности ее введения, а также демократизации низового земского звена выступали и некоторые известные земцы. В начале XX в. на страницах «Вестника Европы» были опубликованы некоторые яркие и спорные выступления земских деятелей [12]. В частности, противником мелкой земской единицы являлся В. Д. Кузьмин-Караваев, гласный Бежецкого уездного и Тверского губернского земского собрания. Речь, произнесенная им в Тверском губернском уездном собрании 19 ноября 1901 г. была опубликована, ее содержание породило очередную дискуссию в обществе по вопросу о волостном земстве [12, с. 346 — 353]. Кузьмин-Караваев подчеркивал, что мелкая земская единица — это враг земства, поскольку ее введение приведет к понижению земской деятельности, а все управление будет отдано «массе некультурной и не сознающей своих прав, что, в конечном счете, приведет к уничтожению всякого культурного начинания земства» [13, с. 136]. Таким образом, он опасался, что преимущественно крестьянские (по составу) земские учреждения утратят свой общественный, культурный и, даже возможно, политический характер, сосредоточившись даже не на местных, а на местечковых интересах. Низведение земской деятельности до уровня «своей колокольни» в таком смысле было, по мнению автора, в большей степени выгодно бюрократическим структурам, а не населению.

Так или иначе, но реформирование крестьянской волости признавали необходимым и сторонники, и противники мелкой земской единицы. Сословно замкнутая и задавленная налогами, низведенная до

положения административно-фискальной и полицейской низовой единицы, она должна была стать фундаментом местного самоуправления. Другой вопрос в том, каким образом, это могло осуществиться.

Именно от «прежней» волости и избирались земские гласные от крестьянства или, на официальном языке, — от сельских обществ. По земскому Положению 12 июня 1890 г. из общего числа 10 229 гласных в 34 земских губерниях, «от сельских обществ» избиралось на всю земскую Россию около 3 тыс. гласных, что составляло до 30% от общего числа. Между тем по земскому Положению 1864 г. из 13 329 уездных гласных, по данным Центрального статистического комитета Министерства внутренних дел, число гласных крестьян в 60-х и 80-х гг. XIX в. составляло более 38 % (в 1864-1886 гг. — 38,5%, в 1883-1886 гг. — 38,4 %) [14]. По Положению 1890 г. от 1-го избирательного собрания (от дворянского землевладения) полагалось более 57 % всего числа уездных гласных, между тем как в земствах до того времени (по Положению 1864 г.) число дворян и чиновников среди гласных не превышало 42-45 % [1, с. 89].

Проходивший в Москве в феврале 1901 г. съезд деятелей агрономической помощи местному хозяйству обратился ко всем земствам с предложением поставить и обсудить вопрос о мелкой земской единице [15]. Однако на местах мнения разделились. На сессиях земских собраний 1901 г. за мелкую земскую единицу единогласно высказывались лишь Воронежское и Новгородское земства (Курское и Ярославское, обсудив вопрос, передали его на решение своим управам). Председатель Новгородской губернской земской управы Н. Н. Сомов высказал предположение, что после введения мелкой земской единицы «земство станет истинно-народным учреждением», которое нельзя будет сломить никакими силами властвующей бюрократии, «как нельзя сломить начала, положенные в основание освобождения крестьян, потому что начала эти стали народным достоянием [16, с. 333]. К. К. Арсеньев же считал, что «волость, как территория, настолько велика, что располагает достаточными средствами для создания и ведения скромного общего дела, и вместе с тем настолько мала, что все предпринимаемое ею может быть основано на самом точном знании местных условий». Главную беду волости Арсеньев не без оснований видел в том, что «она не получила нормального развития, ее вовсе не коснулось прогрессивное движение... Застыв и омертвев, она стала последней спицей в бюрократической колеснице, вместо того, чтобы быть начальной ячейкой живого организма» [16].

Таким образом, реформа земского самоуправления была однозначно необходимой, по мнению земских деятелей. Во-первых, благодаря данной реформе должно было произойти включение в систему местного самоуправления многочисленного крестьянского населения губернии, которое составляло более 80 % всего населения. Во-вторых, с введением волостного земства, уже на законодательной основе, структура земских учреждений пронизывала бы всю государственную жизнь — от волости до всероссийской земской организации и превращалась в целостную систему местного самоуправления. От выборов в волостное земство во многом зависели также выборы в Учредительное собрание, так как первые являлись своеобразной репетицией вторых и были первыми в истории России всеобщими выборами.

Следует также отметить, что население не могло относиться к земству как к своему собственному

учреждению не только потому, что было введено сословное начало, но и потому, что земство было пространственно далеко от населения. Но не только население было оторвано от земства, но и земство в лице своих представителей местных польз и нужд недостаточно знало всю обслуживаемую им территорию уезда и нужды населяющего ее крестьянства. По словам гласного А. М. Колюбакина, ни в губернских, ни в уездных земских собраниях не было полного знания местных условий, поскольку на каждого гласного приходилось большое число людей и обширная площадь уезда. И действительно, по подсчету И.П. Белоконского, сделанному примерно в то же время, один земский гласный уездного уровня приходился в среднем на 242 квадратных версты и более чем на 6,5 тысячи человек [17].

В 60- 70-х гг. XIX в. земская деятельность мало затрагивала интересы деревни, более того крестьяне уезда в большинстве случаев ничего не знали о земствах [1, с. 90]. Позднее деятельность земств стала улучшаться, фактически приближаясь к реальным проблемам местного управления: в деле народного образования, например, выработался тип земской народной школы, в области охраны народного здоровья — земская участковая больница. Что касается экономической области, то здесь тоже не сразу была выработана участковая агрономия, учреждение по обслуживанию кооперативов [7, с. 692]. Таким образом, для истории земства характерно медленное количественное развитие деятельности земств: несколько школ, две-три лечебницы приходилось на весь уезд. Объем и быстрота роста земского хозяйства лучше всего характеризуется изменениями земского бюджета, в то время как при издании земского Положения 1890 г., то есть через четверть столетия после введения земства по Положению 1864 г., весь бюджет земств в 34 земских губерниях по сметам на 1890 г. все еще не превышал 48,4 млн рублей, по сметам на 1914 г. земский бюджет в тех же 34 губерниях достиг уже 297 млн рублей. Помимо изменения объема, изменился и темп развития земской деятельности после 1905-1907 гг. После 1907 года наблюдается быстрый темп увеличения земских бюджетов: с 1907 г. по 1913 г. земский бюджет тех же 34 губерний вырос со 124 млн рублей до 253 млн рублей. Если прежде среднее возрастание не превышало 1 млн рублей, то перед войной оно достигает 30 и более млн в год [1, с. 92].

С конца 90-х г. XIX в. наблюдается рост земских расходов, поскольку у населения возникают запросы к земствам. Исходя из потребности населения, возникает стремление приблизить земские учреждения к населению через создание мелких земских единиц, разделение уезда на районы и введение в них отдельных земских самоуправлений.

Земские деятели отмечали основные недостатки деятельности земских учреждений в новых условиях: 1) земское хозяйство росло, а круг земских деятелей не только не увеличивался, но с каждым годом сокращался ввиду изменений в землевладении; 2) органы земского самоуправления по-прежнему оставались отдаленными от населения и по характеру выборов, и по своему составу, и отдаленными огромными расстояниями [18]. Решением практически всех вопросов виделось создание волостного земства как земской единицы, более мелкой, чем уездное земство, и потому более близкой к местному населению пространственно. Кроме того, отмечалось, что главные органы управления общественным хозяйством — земские собрания и земские управы — не

только не улучшались, но даже ставились в трудное положение, так как вследствие устаревшего закона (Положение 1890 г.) и изменений в составе населения более широкие слои местного населения оказались исключенными из земской организации. Таким образом, подрывался основной смысл местного самоуправления, сила которого состояла в том, чтобы само заинтересованное в деле население ведало свои собственные хозяйственные, культурные и государственные нужды.

Многие общественные деятели осознавали необходимость мелкой ячейки самоуправления и величину государственной опасности, которая могла возникнуть при ее отрицании.

Уже к началу девятисотых годов требование введения приближенного к населению земства стало распространенным земским требованием. Широкое признание это требование получило в постановлениях комитетов о нуждах сельскохозяйственной промышленности в России в 1902- 1903 гг., а в 1904 г. в связи с волной общественного движения правительству пришлось признать неотложным и подлежащим немедленному исполнению введение приближенного к населению земства. В известном указе 12 декабря 1904 г. верховная власть предоставляла земским учреждениям широкое участие в заведовании местным благоустройством.

Таким образом, вопрос о мелкой земской единице неоднократно обсуждался на различных собраниях, в печати, в таких крупных изданиях как: «Вестник Европы» и «Московские ведомости». Это свидетельствует о том, что данная проблема являлась значимой для общества и острой. Об интересе к данной проблематике свидетельствует и издание сборника статей с одноименным названием, в котором присутствовала вся «палитра» мнений о мелкой земской единице: одобрение, неприятие, одобрение в принципе, но с оговоркой о несвоевременности в данный момент [16]. Одни выступали за наделение мелкой земской единицы административными функциями и полный контроль со стороны администрации, вторые ратовали за полностью самостоятельное существование всесословного земства, третьи находились где-то посередине, считая, что должно быть и то, и другое. Но как бы там ни было, мы должны признать, что мелкая земская единица была необходимым для того времени образованием, способным решать и хозяйственные, и государственные задачи.

Библиографический список

1. Френкель, З. Г. Волостное самоуправление [Текст]: его значение, задачи и взаимоотношения с кооперацией / З. Г. Френкель ; коммент. Т. М. Говоренковой // Муниципальная власть. -М. : Муниципальная власть, 2002. - № 6. - С. 88-92.

2. Веселовский, Б. Б. Поселковое самоуправление / Б. Б. Веселовский // Муниципальная власть. - 2006. - № 6. - С. 96- 101.

3. Шингарев, А. И. Волостное земство (Работа думской подкомиссии 1909 г.) / А. И. Шингарев // Земское дело. -1910. - № 1. - С. 25-31.

4. Вестник Европы. - 1870. - № 1. - С. 233.

5. Вестник Европы. - 1889. - № 12. - С. 841.

6. Вестник Европы. - 1881. - Кн. 7 (июль). - С. 366.

7. Веселовский, Б. Б. История земства за 40 лет / Б. Б. Веселовский. - СПб., 1911. - Т. 3. - 708 с.

8. Московские ведомости. - 1865. - № 13. - С. 812.

9. Московские ведомости. - 1885. - № 220. - С. 13.

10. Вестник Европы. - 1897. - Кн. 4 (апр.) - С. 812.

11. Внутреннее обозрение. Всесословная волость как единственная возможная основа для правильной организации обще-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

ственного призрения // Вестник Европы. — 1897. — Кн. 11 (нояб.). - С. 364-384.

12. Внутреннее обозрение. Противоречия в административной практике по вопросу о «мелкой земской единице». Отношение к нему различных земств // Вестник Европы. — 1902. — Кн. 1 (январь). — С. 442 — 358.

13. Кузьмин-Караваев, В. Д. Земство и деревня, 1898— 1903 г. : статьи, рефераты, доклады и речи. / В. Д. Кузьмин-Караваев. — СПб. : Тип. Т-ва «Общественная Польза», 1904. — С. 124 — 149.

14. Адрианов, С. А. Министерство внутренних дел. Исторический очерк 1802—1902 г. / С. А. Адрианов. — СПб., 1901. — 226 с.

15. Фортунатов, А. Ф. Задачи деятельности русских местных агрономов / А. Ф. Фортунатов // Труды съезда деятелей агрономической помощи местному хозяйству (10—19 февраля 1901 г.). — М., 1901. — С. 5.

16. Мелкая земская единица : сб. статей / под ред. К. К. Арсеньева. — СПб., 1902. — Вып. 1. — 472 с.

17. О мелкой земской единице : докл., прочит. в заседании Юрид. о-ва при Имп. Харьк. ун-те 25 янв. 1903 г. / И. П. Белоконский. — Харьков : Тип. и лит. Н. В. Петрова, 1903. — 45 с.

18. Российская империя: стратегии стабилизации и опыты обновления / отв. ред. М. Д. Карпачев. — Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. — 472 с.

ЕХЛАКОВА Светлана Фёдоровна, аспирантка кафедры дореволюционной отечественной истории и документоведения.

Адрес для переписки: е-шаП: [email protected]

Статья поступила в редакцию 04.03.2011 г.

© С. Ф. Ехлакова

Информация

VIII Всероссийский конкурс региональной и краеведческой литературы

«Малая Родина»

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям объявляет прием изданий на VIII Всероссийский конкурс региональной и краеведческой литературы «Малая Родина»

В конкурсе могут принимать участие любые российские издательства и издающие организации, выпускающие литературу региональной и краеведческой тематики.

На конкурс принимаются книги, вышедшие в свет с марта 2011 года по 1 февраля 2012 года. Издания на конкурс принимаются до 15 февраля 2012 года включительно.

Конкурс проводится по следующим номинациям:

— «Мой край» — научные и научно-популярные издания, посвященные различным аспектам жизни российских регионов в их прошлом, настоящем и будущем, направленные на воспитание исторической памяти и преемственности поколений;

— «Образ Родины» — изобразительные и фотоальбомы, воспевающие красоту родного края и представляющие тот или иной край во всем его художественном многообразии, а также книги, путеводители, карты, атласы, справочники, пропагандирующие российские регионы, курорты, музеи и заповедные места с целью привлечения российских и иностранных туристов;

— «Увлекательное краеведение» — познавательная и обучающая литература (кроме учебников) в области раеведения для детей и юношества;

— «Люди нашего края» — биографические исследования, посвященные выдающимся деятелям науки и культуры, общественным деятелям, прославившим родной край своим именем;

— «Культура российских регионов. Традиции и современность» — издания, посвященные народной традиционной культуре регионов, современным достижениям культуры и искусства.

Издания представляются в конкурсную комиссию в двух экземплярах. К представленным на конкурс изданиям прилагаются:

— письмо-обоснование выдвигающей организации;

— краткая аннотация на поданное издание;

— отзывы в прессе (если имеются).

Список изданий, попавших в шорт-лист, а также список победителей конкурса будет опубликован в газете «Книжное обозрение» и на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (www. fapmc.ru). Победители конкурса будут награждены памятными дипломами, номинанты — Почетными грамотами. Торжественная церемония награждения победителей конкурса состоится в рамках XV Национальной выставки-ярмарки «Книги России»,14-19 марта 2012 года.

Издания и все необходимые материалы к ним направляются в Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям с пометкой «Конкурс «Малая Родина» (127994, Москва, Страстной бульвар, д. 5. Тел. (495) 629-08-04, 629-07-25, 629-25-77).

Информация о конкурсе опубликована на сайте Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Источник: http:// www.rsci.ru/grants/ grant_news/258/231215.php (дата обращения: 11.01.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.