Научная статья на тему 'Механизмы взаимодействия гражданского общества и государства'

Механизмы взаимодействия гражданского общества и государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2966
381
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАВНОВЕСИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СВОБОДА В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ / ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / CIVIL SOCIETY / CONSTITUTIONAL STATE / STRUCTURAL ELEMENTS OF THE CIVIL SOCIETY / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS / STABLE BALANCE / POLITICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Муталимов Абдулмуслим Эмеевич

Цель работы. Целью работы является исследование становления и развития гражданского общества в России и в регионах российского общества и правового государства, а также их взаимосвязь и взаимовлияние на различных уровнях социально-политического, экономического, духовного развития с учетом того, что гражданское общество продукт длительного исторического развития в условиях современных рыночных отношений. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных мыслителей по проблемам развития гражданского общества и правового государства. Результаты. В новых социально-экономических, политических условиях, когда функционирование гражданского общества становится объективной необходимостью, исследования показывают, что действия структурных элементов гражданского общества всегда признавались законными. Неправительственные общественные организации и объединения, политические партии и движения, негосударственные средства массовой информации и различные религиозные организации являются формой существования гражданского общества. Институт гражданского общества существует как политический оппонент государства, всегда готовый защищать интересы людей от государственного диктата. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться при формировании политической системы управления обществом. Под воздействием кризисов произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и постепенно складывается модель правового регулирования и управления обществом. Любое общество развивается более или менее благополучно, если большая часть ее граждан разделяет общие установки и ценности. В современной ситуации можно выделить базовые ценности многонационального государства: решение проблемы каждого народа как проблемы всех народов. Выводы: политологический анализ развития институтов гражданского общества и их деятельности необходим для преодоления всех сложившихся препятствий и проблем во взаимодействии гражданского общества и государства. Важнейшей задачей на современном этапе является поиск возможностей и форм участия гражданского общества в преобразовании и совершенствовании существующей в настоящее время в России политической системы. Именно институты гражданского общества могут способствовать нахождению компромиссных решений как внутри отдельного государства, так и на межгосударственном, наднациональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Муталимов Абдулмуслим Эмеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS OF INTERACTION OF THE CIVIL SOCIETY AND THE STATE

The goal of the study is researching the establishment and development of the civil society in Russia, as well as in different regions of the Russian society and a constitutional state, as well as their interconnection and reciprocal influence on different levels of socialpolitical, economic, spiritual development taking into account the fact that civil society is a product of long historical development in the conditions of modern market relations. The study is based on the general scientific methodology that stipulates using a systemic approach to solving problems. The basis of this study are major works of domestic and foreign thinkers on the issues of development of the civil society and a constitutional state. The results of the study may be used when forming a political system of managing the society.

Текст научной работы на тему «Механизмы взаимодействия гражданского общества и государства»

УДК 332.1 МУТАЛИМОВ АБДУЛМУСЛИМ ЭМЕЕВИЧ

д.соц.н., профессор кафедры «Гуманитарные и социально-экономические дисциплины» Северо-Кавказский институт (филиал) ВГУЮ «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» в г. Махачкале,

e-mail: [email protected]

DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-219-223 МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Аннотация. Цель работы. Целью работы является исследование становления и развития гражданского общества в России и в регионах российского общества и правового государства, а также их взаимосвязь и взаимовлияние на различных уровнях социально-политического, экономического, духовного развития с учетом того, что гражданское общество — продукт длительного исторического развития в условиях современных рыночных отношений. Метод или методология проведения работы. Исследование основывается на общенаучной методологии, которая предусматривает применение системного подхода к решению проблем. Основой данной работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных мыслителей по проблемам развития гражданского общества и правового государства. Результаты. В новых социально-экономических, политических условиях, когда функционирование гражданского общества становится объективной необходимостью, исследования показывают, что действия структурных элементов гражданского общества всегда признавались законными. Неправительственные общественные организации и объединения, политические партии и движения, негосударственные средства массовой информации и различные религиозные организации являются формой существования гражданского общества. Институт гражданского общества существует как политический оппонент государства, всегда готовый защищать интересы людей от государственного диктата. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут использоваться при формировании политической системы управления обществом. Под воздействием кризисов произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и постепенно складывается модель правового регулирования и управления обществом. Любое общество развивается более или менее благополучно, если большая часть ее граждан разделяет общие установки и ценности. В современной ситуации можно выделить базовые ценности многонационального государства: решение проблемы каждого народа как проблемы всех народов. Выводы: политологический анализ развития институтов гражданского общества и их деятельности необходим для преодоления всех сложившихся препятствий и проблем во взаимодействии гражданского общества и государства. Важнейшей задачей на современном этапе является поиск возможностей и форм участия гражданского общества в преобразовании и совершенствовании существующей в настоящее время в России политической системы. Именно институты гражданского общества могут способствовать нахождению компромиссных решений как внутри отдельного государства, так и на межгосударственном, наднациональном уровнях.

Ключевые слова: гражданское общество, правовое государство, структурные элементы гражданского общества, неправительственные организации, устойчивое равновесие, политическая система, свобода в принятии решений, институт гражданского общества, сущность и содержание политических отношений.

MUTALIMOV ABDULMUSLIM EMEEVICH

D. SOC.Professor of the Department " Humanitarian and socio-economic disciplines» North Caucasus Institute (branch) of the all-Russian state University of justice (RPA of the Ministry of justice of Russia) in Makhachkala,

e-mail: [email protected]

MECHANISMS OF INTERACTION OF THE CIVIL SOCIETY AND THE STATE

Abstract. The goal of the study is researching the establishment and development of the civil society in Russia, as well as in different regions of the Russian society and a constitutional state, as well as their interconnection and reciprocal influence on different levels of social-political, economic, spiritual development taking into account the fact that civil society is a product of long historical development in the conditions of modern market relations. The study is based on the general scientific methodology that stipulates using a systemic approach to solving problems. The basis of this study are major works of domestic and foreign thinkers on the issues of development of the civil society and a constitutional state. The results of the study may be used when forming a political system of managing the society. Keywords. A civil society; a constitutional state; structural elements of the civil society; nongovernmental organizations; a stable balance; a political system

Гражданское общество - продукт длительного исторического развития, современное понимание которого возникло под влиянием крупнейших мыслителей в истории человечества: Платона и Аристотеля, Цицерона и Горация, Гоббса и Локка, Гегеля и Маркса. Структурными элементами гражданского общества всегда признавались неправительственные общественные организации и объединения, политические партии и движения, негосударственные средства массовой информации и различные религиозные организации. Институт гражданского общества существует как политический оппонент государства, всегда готовый защищать интересы людей от государственного диктата. Если функции государства изначально заключались в том, чтобы прекратить «войны всех против всех», то теоретики гражданского общества полагали, что оно должно «защищать людей от государства», то есть гражданское общество - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность в правовом поле. Иначе говоря, гражданское общество - это общество, которое способно сделать государство правовым.

В научной и периодической литературе можно встретить различные подходы в понимании гражданского общества и правового государства. Одним из самых распространенных определений гражданского общества является то, что эта система неправительственных социальных и культурных обществ, институтов. К примеру, в Республике Дагестан, как и во всей стране, сложилась своя конъюнктура гражданского общества. На 1 января 2014 года зарегистрировано более 1400 общественных организаций. Однако, как отмечает журнал «Народы Дагестана» № 2 2018 года, количество организаций еще не свидетельствует о качественных изменениях. Эти организации больше заняты своими корпоративными интересами. В этих организациях, отмечает журнал, низкий уровень общественно-политической активности людей. Главы администрации районов и городов, депутаты слабо оказывают помощь и поддержку [15, с. 19].

На протяжении практически всей истории развития человечества идет поиск нахождения оптимальных взаимоотношений между властью и обществом. Не секрет, что гражданское общество и правое государство - это две непрерывно взаимодействующие и взаимодополняющие части одного политического организма. Гражданское общество является одной из основных предпосылок и одновременно важнейшим фактором формирования демократической политической системы в целом [1]. Оно характеризует всю совокупность многообразных общественно-политических объединений, принимающих участие в социально-политической жизни граждан.

Действительно, общественные движения, политические партии, разнообразные молодежные организации и другие некоммерческие структуры - это результат демократизации общества.

Решение вопроса формирования разнообразных институтов гражданского общества, а также согласования и обеспечения баланса государственных интересов с интересами общества и личности напрямую зависит от уровня развития взаимосвязей институтов государства и общества. Известно, что политика и методы ее реализации в значительной мере

предопределяются теми процессами, которые происходят в обществе. Многообразие типов негосударственных организаций, сформированных в результате объединений определенного числа представителей общества, позволяет установить, в чем состоит сущность и содержание политических отношений, а также определить национальные интересы, характер, степень свободы и выявить основные направления политических процессов, которые в этом обществе происходят [5]. От взаимодействия различных политических факторов на политическом поле государства зависит поддержание в относительно устойчивом равновесии сложившуюся политическую систему, а это имеет очень важное значение для предотвращения хаоса.

Политологический анализ развития институтов гражданского общества и их деятельности необходим для преодоления всех сложившихся препятствий и проблем во взаимодействии гражданского общества и государства. Важнейшей задачей на современном этапе является поиск возможностей и форм участия гражданского общества в преобразовании и совершенствовании существующей в настоящее время в России политической системы.

Именно институты гражданского общества могут способствовать нахождению компромиссных решений как внутри отдельного государства, так и на межгосударственном, наднациональном уровнях.

Реальная и ощутимая свобода граждан становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство, политическая власть господствует над обществом и его членами, а общество имеет безусловное первенство по отношению к государству. Переход к такому обществу - исторически длительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества. При этом в социально-политической практике органы государственной власти должны создавать максимально благоприятные условия для реализации инициатив граждан по разрешению конкретных социально значимых проектов посредством формирования и развития разнообразных институтов гражданского общества [7]. В научной среде принято понимать, что понятия «общество» и «гражданское общество» имеют точки соприкосновения. Однако они не являются тождественными, что вполне логично. Общество - более широкое понятие. И гражданским обществом оно становится только на определенной качественной ступени своего развития. В научных исследованиях (как российских, так и зарубежных) гражданского общества его содержательная составляющая наполняется по-разному. Есть различные подходы в различных политологических школах, а также других направлениях социально-гуманитарного знания. В частности, В. В. Гриб при рассмотрении им определения «гражданское общество» исходит из идентификации его с государством особого типа, в котором не только защищены основные права и свободы граждан, но и сформированы условия для реализации потенциала отдельно взятой личности [6]. Есть группа исследователей, например, политолог К. Котова, которая при его определении исходит из определенной сферы социума, в которой доминируют внегосудар-ственные отношения между различными авторами на политическом поле. Российские ученые, как правило, это называют «третьим сектором». Более правильный подход к определению гражданского общества - это свобода в принятии решений без диктата со стороны органов государственной власти.

Гражданское общество, а точнее - его качество, зависит от многообразных факторов. Не только экономических, но и духовных, религиозных, нравственных, и, как мы отмечали выше, от сложившихся традиций и сформированного менталитета [11]. При этом структура гражданского общества может отличаться от политического режима государства, интересов политической элиты и общества в целом.

В структуру гражданского общества входят разнообразные общественно-политические организации, и прежде всего политические партии, которые при поддержке граждан могут выходить на определенное время на уровень принятия решений при условии их поддержки на выборах.

Таким образом, политические партии являются связующим звеном между обществом и властью [14]. Среди других институтов необходимо выделить церковь, негосударственные средства массовой информации, образовательные и воспитательные учреждения, различные профессиональные объединения, в том числе «Российское общество политологов»,

«Российская ассоциация политической науки» и другие.

Сфера жизнедеятельности гражданского общества включает в себя три сферы общественных отношений: социальную - сфера повседневной жизнедеятельности общества, семья, школа и прочие; экономическая - сфера производства, обмена, распределения, потребления товаров и услуг -включает всю совокупность взаимоотношений по поводу создания и распределения материальных благ; политическую - политическая жизнь общества, факторами которой выступают отдельно взятые граждане, их общественно-политические объединения и государство [12]. При этом основным критерием качества социального развития является эффективность деятельности институтов гражданского общества в различных условиях, в том числе и с учетом противодействий санкционной политике, которая наносит ущерб всем участникам общества.

Разделяя позицию ученых в отношении того, что институциональное измерение гражданского общества можно представить как совокупность самодеятельных организаций неполитического и политического характера, выражающих интересы различных сегментов общества и реализующих их независимо от государства, можно выделить три устойчивые модели взаимодействия гражданского общества и государства:

1. Когда государство подавляет стремление граждан к экономической, политической и духовной свободе, отношения между гражданским обществом и государством носят характер противостояния, такие отношения характерны для авторитарных и переходных режимов.

2. Если государство подавляет стремление гражданского общества к экономической, политической и духовной свободе и стремится к тотальному контролю частной сферы либо ее уничтожению, то на практике это окажется очень затруднительным. В результате такого извращения общественных отношений гражданское общество и все его институты превращаются в объект государственного управления.

3. Если государство - проводник воли гражданского общества, отношения между обществом и государством регулируются на основе справедливого закона.

К условиям, обеспечивающим эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, следует отнести:

- всеобщность и развитость демократических институтов, а также их действительное проявление в основных сферах общественной жизни (гражданская политическая культура);

- легитимность власти и ее эффективность в интересах всех граждан общества;

- зависимость общества и власти от закона, их безусловная подчиненность и подконтрольность ему;

- развитость и эффективность функционирования институтов гражданского общества.

Процесс развития гражданского общества в России состоит из определенных исторических этапов, в рамках которых граждане нашей страны решают необходимые задачи для строительства демократического и правового государства. В современных политических условиях процесс дальнейшего развития гражданского общества в России объективно нуждается в четких характеристиках и представлениях о наиболее совершенной модели гражданского общества, которая отражает процесс культурно-исторического развития европейской цивилизации.

Таким образом, во-первых, институты гражданского общества при взаимодействии, как между собой, так и органами государственной власти, должны учитывать последствия как позитивные, так и негативные, которые могут быть отражены на всех гражданах страны; во -вторых, в мировой политической практике принято выделять три формы взаимодействия между обществом и государством, при этом в ходе общественной дискуссии в новом электоральном цикле можно выработать компромиссное решение, которое будет устраивать и большинство россиян, и политическую элиту в целом.

Литература

1. Авцинова Г. И., Супряга И. А. Взаимодействие государства и гражданского общества в контексте обеспечения общественной безопасности России // РоШВоок - 2016. - № 1.

2. Адам Смит. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М. - 1954.

3. Бланкенагель А. О понятии правового государства // Общественные науки. - 1990. - № 2.

4. Гаджиев К. С. Гражданское общество и правовое государство //Мировая экономика и междуна-

родные отношения. - 2007. - № 3.

5. Гаман-Голутвина О. В., Тимофеева Л. Н., Сморгунов Л. В. Политика модернизации неэффективна без сотрудничества государства с бизнесом и обществом //Власть. - 2014. - № 1.

6. Горелов А. А., Горелова Т. А. Предпосылки становления гражданского общества // PolitBook. -2016. - № 2.

7. Гриб В. В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно-правые аспекты: монография. 2-е изд., доп. и переработанное. -М.: Изд-во «Юрист». - 2011.

8. Дэвид Грин. Возвращение в гражданское общество: Социальное обеспечение без участия государства /Пер. с англ. - М.: Новое издательство, 2009. - 220 с.

9. Замбровский Б. Л. К вопросу о формировании гражданского общества и правового государства // Социально-политический журнал. -1991. - № 6.

10. Кальнов И. И. Гражданское общество. Истоки и современность. - М. - 2006.

11. Канунников А. А. Гражданское общество в контексте глобализации // PolitBook. - 2016. - № 2.

12. Комаровский В. С. Формирование национально-государственной идентичности России: вызовы и риски //Власть. - 2015. - № 3.

13. Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика. - М. - 1993.

14. Крючков В. А., Сковиков А. К., Шумилова О. В. Зарубежный опыт политического развития общества (по материалам архивных документов) // Современные проблемы науки и образования. -

2014. - № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.scienceeducation.ru/118-13948, свободный. - Загл. с экрана.

15. Курбанов М. Р. Социально-экономические основы на пути формирования гражданского общества //Народы Дагестана. - № 2. - 2018.

16. Людмила Грудцына, Дмитрий Пашенцев. Гражданство. Гражданское общество. Право. - М. -2017.

17. Сунгурова А. Ю. Сборник статей. / Под ред. А. Ю. Сунгурова. Фабрики мысли и центры публичной политики: исследовательская функция /Под ред. М. Б. Горного. - СПб. Норма. - 2006.

18. Тиунова Л. Б. Конституция и правовое государство. - СПБ. - 1992. - 32 с.: ил. РГБ ОД, 9 922/741-1.

19. Томас Пейн. Права человека (учебник для вузов) // 2003. - Москва. 10. Юрген Хабермас. Демократия. Разум. Нравственность (сборник). 1995.

References:

1. Adam Smith. An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. M. 1954.

2. Avcinova G. I., Supryaga I. A. Interaction of the State and Civil Society in the Context of Ensuring Russia's Public Security //PolitBook. 2016. No. 1.

3. Blankenagel A. On the concept of a law-governed state // Social Sciences. 1990. No. 2.

4. David Green. Return to civil society: Social security without state participation // Trans from English M.: New Publishing House, 2009. 220 p.

5. Gaman-Golutvina O. V., Timofeeva L. N., Smorgunov L. V. Modernization policy is ineffective without state cooperation with business and society //Power. 2014. No. 1.

6. Gorelov A. A., Gorelova T. A. Background of the formation of civil society // PolitBook. 2016. No. 2.

7. Grib V. V. The interaction of public authorities and civil society institutions in the Russian Federation: constitutional and legal aspects: a monograph. 2nd ed., Ext. and recycled. M .: Publishing house «Lawyer», 2011.

8. Hajiyev K. S. Civil Society and a law-governed sate // World Economy and International Relations.

9. Jürgen Habermas. Democracy. Mind. Morality (collection) //1995. Academia.

10. Kalnov 1.1. Civil society. Origins and modernity. M. 2006.

11. Kanunnikov A. A. Civil society in the context of globalization //PolitBook. 2016. No. 2.

12. Komarovsky V. S. Formation of the national-state identity of Russia: challenges and risks // Power.

2015. No. 3.

13. Kotlyarevsky S. A. Law-governed state and foreign policy. M. 1993.

14. Kryuchkov V. A., Skovikov A. K., Shumilova O. V. Foreign experience ofpolitical development of society (based on archival documents) // Modern problems of science and education. 2014. No. 4. [An electronic resource]. Access mode: www.scienceeducation.ru/118-13948, free. Heading from the screen.

15. Kurbanov M. R. Socio-economic foundations on the way to the formation of civil society.

16. Lyudmila Grudtsyna, Dmitry Pashentsev. Citizenship. Civil society. Pravo, M. 2017.

17. Sungurova A. Yu. Collection of articles // Ed. A. Yu.Sungurova. SPb: Norma, 2006. Factories of thought and public policy centers: research function / Ed. M. B. Gorny, St. Petersburg, Norma, 2006. No. 2. 2018.

18. Thomas Paine. Human Rights (textbook for universities) // 2003. Moscow.

19. Tiunova L. B. Constitution and Law-governed State.SPB.1992 32 p.: Ill. RSL OD, 9 92-2 / 741-1.

20. Zambrovsky B. L. To the question of the formation of a civil society and a law -governed state // Sociopolitical journal. 1991. No. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.