DOI: 10.24412/2076-1503-2022-11-122-129 NIION: 2018-0076-11/22-1120 MOSURED: 77/27-023-2022-11-1318
ЯРОШ Артур Валерьевич,
кандидат юридических наук, ГБУЗ «Центр крови имени О.К. Гаврилова Департамента здравоохранения города Москвы», аналитик, е-mail: [email protected]
МЕХАНИЗМЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕПРОДУКТИВНЫЕ ОБЛАСТИ МЕДИЦИНЫ
Аннотация. Финансовые трудности, с которыми сталкиваются медицинские организации при внедрении в процессы оказания медицинской помощи таких информационных инструментов как телемедицинские технологии, стимулируют к поиску различных способов и вариантов такого внедрения. Однако анализ порядка оказания медицинской помощи с применением вспомогательных репродуктивных технологий приводит к установлению факта отсутствия должного правового регулирования применения телемедицинских технологий в репродуктивной сфере деятельности. Автор, рассматривая различные модели государственно-частного партнерства, приходит к выводу, что модель государственно-частного партнерства является наиболее оптимальной для внедрения телемедицинских технологий в репродуктивную сферу деятельности. В статье обоснована необходимость в первичном создании нормативного акта, направленного на правовое регулирование отношений, которые могут возникнуть между врачом и пациентом, при оказании медицинской помощи с использованием ВРТ с помощью телемедицинских технологий.
Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, телемедицинские технологии, частный партнер, государство, медицинская организация, лечащий врач, пациент, соглашение о государственно-частном партнерстве, ответственность сторон, суррогатное материнство.
MECHANISMS FOR INTRODUCING TELEMEDICINE TECHNOLOGIES
Annotation. The financial difficulties that medical organizations face when introducing such information tools as telemedicine technologies into the processes of providing medical care stimulate the search for various methods and options for such implementation. However, the analysis of the procedure for the provision of medical care with the use of assisted reproductive technologies leads to the establishment of the fact that there is no proper legal regulation of the use of telemedicine technologies in the reproductive sphere. The author, considering various models of public-private partnership, comes to the conclusion that the model of public-private partnership is the most optimal for introducing telemedicine technologies into the reproductive sphere. The article substantiates the need for the primary creation of a normative act aimed at the legal regulation of relations that may arise between a doctor and a patient in the provision of medical care using ART using telemedicine technologies.
Key words: assisted reproductive technologies, telemedicine technologies, private partner, government, medical organization, attending physician, patient, public-private partnership agreement, liability of the parties, surrogacy.
Репродуктивная область медицинской нием жизнедеятельности общества. Данная сферы деятельности на сегодняшний область затрагивает как публичные, так и частные день является актуальным направле- интересы.
YAROSH Artur Valerievich,
PhD in Law, GBUZ «Blood Center named after O.K. Gavrilov of the Department of Health of the City of Moscow», analyst
IN REPRODUCTIVE MEDICINE
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
С принятием национального проекта «Демография» связан публичный интерес к увеличению рождаемости с помощью внедрения различных механизмов финансовой поддержки семей при рождении детей, а также созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи. Одним из финансово-правовых инструментов, используемых государством для повышения объема экстракорпорального оплодотворения семьям, страдающим бесплодием, являются средства базовой программы обязательного медицинского страхования [7].
При этом стоит обратить внимание, что начавшаяся в 2019 г. пандемия новой коронави-русной инфекции (COVID-19) внесла свои коррективы в процессы оказания медицинской помощи, в том числе, с использованием вспомогательных репродуктивных технологий (далее - ВРТ).
В соответствии с рекомендациями Европейского общества репродукции человека и эмбриологии (European Society for Human Reproduction and Embryology) и Американского общества репродуктивной медицины (American Society for Reproductive Medicine) «услуги по лечению бесплодия были значительно сокращены или приостановлены в качестве первоначальной реакции на пандемию коронавируса (COVID-19) в начале 2020 года» [18].
В связи с приостановлением оказания медицинской помощи с применением ВРТ из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Великобритании внесли изменения в Закон об оплодотворении человека и эмбриологии (Human Fertilisation and Embryology Act 1990) в части продления срока хранения биологического материала (гамет, зигот, эмбрионов) с 10 лет до 12 лет [21]. Такой подход позволяет поддержать и создать необходимое пространство для возможности использования вспомогательных репродуктивных технологий всеми пациентами, нуждающимися в данных услугах.
На сегодняшний день применение телемедицинских технологий в сфере оказания медицинской помощи в эпидемиологических условиях зародило свое плодотворное зерно1, что положительно сказалось на внедрении этих технологий в различные сферы медицинской деятельности. Например, в ГБУЗ «Московский научно-практический центр наркологии ДЗМ» врачами - психиатрами-наркологами посредством телемедицин-
1 См.: АНО «Российская система качества» (Роскачество) изучая популярные мобильные приложения оценило лучшие информационные платформы мобильных приложений телемедицины // URL: https:// hi-tech.mail.ru/news/luchshie_prilozhenija_telemediciny/ (дата обращения: 06.08.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
ских технологий проводились удаленные консультации пациентов [14]; на базе имущественного комплекса ГБУЗ «Центр медицинской профилактики ДЗМ» создан Телемедицинский центр, деятельность которого направлена на оказание консультативной медицинской помощи пациентам с подтвержденной новой коронавирусной инфекцией в домашних условиях - дистанционно [8].
Несмотря на то, что с использованием телемедицинских технологий решались многие вопросы, остаются еще актуальными вопросы, отвечающие за качество предоставления медицинских услуг с применением телемедицинских технологий. В условиях пандемии группа ученых провела оценку качества 20 дистанционных консультаций симулированных пациентов, по результатам которых установила, что «качество работы телемедицинских сервисов «пациент-врач» остается неудовлетворительным» [10, С. 61].
При этом не стоит забывать про исследования, сделанные до пандемии, по внедрению телемедицинских технологий в разных областях медицинской деятельности (высокотехнологичная медицинская помощь при врожденных пороках сердца; туберкулез; детская онкология, гематология, фтизиатрия, кардиология) [11, С. 6; 13, С. 7-8], которые показали, что национальная система здравоохранения готова преодолевать географические расстояния с использованием телемедицинских технологий для предоставления населению страны доступной и качественной медицинской помощи.
Несмотря на то, что эпидемиологическая ситуация во всем мире дала толчок к ускоренным темпам для внедрения телемедицинских технологий в медицинской сфере, они по-прежнему являются для медицинской организации очень затратным инструментом, поскольку оснастить медицинскую организацию современным оборудованием (портативные компьютеры, видеокамеры, мобильные диагностические устройства и программное обеспечение), подготовить медицинский персонал к работе на этом оборудовании, а также адоптировать его к дистанционному формату оказания пациентам медицинских услуг, потребует как финансовых, так и временных затрат.
Представляется, что одним из альтернативных выходов в преодолении финансовых затрат является привлечение инвестиционных средств в рамках государственно-частного партнерства (далее - ГЧП).
При этом стоит отметить, что медицинская организация может привлечь внебюджетные средства, к примеру, в рамках пожертвований на приобретение необходимого оборудования, для пре-
доставления медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий.
По такому пути в 2011 году в США пошел медицинский центр Юго-Восточной Алабамы (Southeast Alabama Medical Center), стремясь снизить показатель смертности от инсульта в своем штате. Фонд больницы и благотворительное подразделение собрали более 255 000 долларов на оплату шести телемедицинских аппаратов, оборудованных необходимыми ресурсами для обеспечения связи пациентов, получивших инсульт в сельской местности штата Алабамы, с неврологами, работающими в Southeast Alabama Medical Center и AcuteCare Telemedicine [20].
Широкое признание ГЧП для достижения социальной значимости в здравоохранении происходит в Индии. Удачное использование цифрового здравоохранения в рамках ГЧП в девяти округах штата Андхра-Прадеша, расположенного на юге Индии, позволило качественно предоставить пациентам цифровую медицинскую помощь в различных областях (кардиология, эндокринология, ортопедия, акушерство/гинекология) [19].
Майкл Райх из Гарвардской школы общественного здравоохранения определяет ГЧП как партнерство с участием, с одной стороны, частной коммерческой организации, с другой - государственной или некоммерческой организации, согласившихся объединить усилия и преимущества для достижение социального блага [17, р. 1].
На сегодняшний день правовое регулирование отношений, возникающих между публичным и частным сектором, при реализации различных инвестиционных проектов в рамках ГЧП, нашло свое закрепление в положениях Феде рального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципаль-но-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 02.07.2021) [1].
В правовой литературе верно отмечается, что «государственно-частное партнерство предполагает, что государство использует разнообразный (финансовый, интеллектуальный, управленческий) потенциал частного сектора для совершенствования качества предоставляемых услуг, ответственность за которые возложена законами на государственные органы и учреждения» [15].
В своем исследовании А.В. Белицкая предлагает определение ГЧП, под которым следует понимать «юридически оформленное на определенный срок, основанное на объединении вкладов и распределении рисков, сотрудничество публичного и частного партнеров в инвестицион-
ной сфере в целях решения общественно значимых задач» [9, С. 14].
Согласно предлагаемым дефинициям одним из ключевых моментов создания ГЧП является достижение цели, выраженной в решении и выполнение социально значимых задач, возложенных на государство перед обществом.
По словам Е.С. Сизовой, «мировая практика располагает тремя основными моделями инвестирования в инфраструктуру здравоохранения с использованием механизма ГЧП, а именно обеспечивающей, интегрированной и специализированной» [16, С. 10], проводя экономическое исследование, автор склоняется к тому, что «для России характерно использование преимущественно специализированной модели ГЧП для развития инфраструктуры здравоохранения» [16, С. 12].
Создание востребованных условий для инвестиционной привлекательности сегодняшней системы здравоохранения, является одной из ключевых задач большинства государств [2].
Для установления лучших практик взаимодействия публичного и частного сектора Министерство здравоохранения Российской Федерации проводит ежегодный всероссийский конкурс «Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении» [5], пытается оценить и выбрать самые лучшие проекты ГЧП.
Информационные технологии тоже являются актуальной тематикой и имеют свое место в номинации «Лучший инвестиционный проект по информационному обеспечению в сфере здравоохранения». Важным этапом внедрения информационных технологий является принятие Паспорта приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. № 9) [6]. Согласно этому документу во всех субъектах Российской Федерации к 10 ноября 2025 года будут организованы процессы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в соответствии с требованиями Минздрава России.
Как справедливо отмечает А.А. Мохов, «отрасль здравоохранения пока довольствуется общими нормами о государственно-частном партнерстве и ведомственными подзаконными актами, ориентирующими управленцев отрасли на решение, стоящих перед ними, задача посредством государственно-частного партнерства» [12, С. 33].
Внедрить процессы телемедицинских технологий в рабочую сферу медицинской организации
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
- непростая задача, требующая серьезных финансовых затрат, экономической инфраструктуры и организационно-правовых условий. Вместе с тем поддержка этого процесса занимает не меньше усилий, поскольку все эти технологии построены на программном обеспечении, которое необходимо периодически актуализировать, обновлять дорогостоящее оборудование, постоянно работать над повышением квалификации сотрудников, участвующих в предоставлении таких услуг и пр.
Медицинские услуги с применением ВРТ с помощью телемедицинских технологий, в силу своей специфики [4], не могут в полном объеме (как традиционные услуги) быть оказаны пациенту. При этом, стоит обратить внимание, что их частичное дистанционное предоставление позволит многим пациентам получить данные услуги, не затрачивая временного ресурса на преодоление расстояния, чтобы добраться до медицинской организации, а также на ожидание своей очереди к врачу.
Следовательно, с помощью частного сектора (частных партнеров), выраженных в развитии и внедрении информационных технологий в сферу здравоохранения, произойдет реализация публичных обязательств, закрепленных в Конституции РФ, связанных с предоставлением доступной медицинской помощи населению.
Изучение различных моделей ГЧП с учетом специфики оказания медицинских услуг с применением ВРТ, позволяет сделать вывод о том, что оптимальной моделью является обесп ечивающая модель ГЧП, внедрение которой позволит достичь баланса интересов между государством и частным сектором.
С одной стороны - частный партнер (предприниматель) заинтересован в том, чтобы его продукт (информационная система, оборудование) активно внедрялся в медицинскую сферу деятельности, с другой стороны - государственный партнер заинтересован в предоставление качественной и доступной медицинской помощи. Кроме того, частный партнер в дополнение может предоставлять различные услуги, связанные с информационным обеспечением, а также обучением медицинского персонала по использованию информационных платформ и систем, с помощью которых предоставляются дистанционные медицинские услуги.
Преодолевая финансовый дефицит, в соглашение о ГЧП необходимо предусмотреть следующие факультативные условия, направленные на внедрение телемедицинских технологий в репродуктивные услуги:
- обязанность частного партнера (бизнеса) создать информационную платформу, а также при
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
необходимости предоставить медицинской организации оборудование, позволяющее оказывать дистанционные консультации пациентам, а также обеспечивать различные возможности, учитывая специфику ВРТ;
- создание возможности для синхронизации информационной платформы с другими информационными системами в сфере здравоохранения, в том числе, с Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения;
- обеспечение периодического обслуживания и обновления информационного парка медицинской организации;
- закрепление ответственности операторов информационной системы относительно искажения информации, а также за разглашение сведений, составляющих персональные данные и врачебную тайну;
- организация возможностей для предоставления частным партнером дополнительных услуг, связанных, например, с утилизацией и обновлением оргтехники, или проведением дополнительных образовательных программ для адаптации медицинского персонала.
В настоящее время самой оптимальной медицинской услугой, оказываемой с применением ВРТ с помощью телемедицинских технологий, являются консультации врача в процессе оказания медицинских услуг по лечению бесплодия. Как правило, в рамках данных консультаций пациенты уже наблюдаются в конкретной медицинской организации и находятся на очном приеме у лечащего врача. Следовательно, в этом случае, использование телемедицинских технологий воспроизводит вспомогательный инструмент, который удобен как врачу (позволяет оперативно корректировать прием лекарственных препаратов), так и пациенту (позволяет дистанционно получать необходимую информацию без дополнительного визита в медицинскую организацию).
На практике предоставление медицинских услуг с применением телемедицинских технологий осуществляется в виде отдельных консультаций [22, 23], или в рамках предоставления пациенту пакета услуг, куда помимо основного набора медицинских услуг входит проведение консультации врача с применением телемедицинской технологии.
В этой связи представляет интерес деятельность федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный медицинский исследовательский центр эндокринологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации, которое с применением телемедицинских технологий с декабря 2018 года предоставило
пациентам возможность получить консультацию через видеоконференцсвязь или в режиме отложенных консультаций [23].
Другой пример - деятельность группы компаний «Мать и дитя»: предлагая пациентам ту или иную программу ЭКО, состоящую из набора нескольких медицинских услуг (прием гинеколога - репродуктолога, трансвагинальная пункция фолликулов, культивирование эмбрионов, перенос эмбрионов и пр.), включает в перечень этих услуг проведение консультации врача с использованием телемедицинских технологий [24].
Предоставляя супружеской паре (партнерам) медицинские услуги с применением ВРТ по программе «суррогатное материнство» с помощью телемедицинских технологий, в информационной системе необходимо предусматривать возможность подключения третьей стороны (потенциальные родители) при оказании дистанционной консультации лечащего врача суррогатной матери.
Правовое регулирование таких отношений должно быть закреплено в Порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г № 803н (далее - Порядок использования ВРТ) [4].
Учитывая специфику предоставления медицинских услуг с использованием ВРТ, в указанном Порядке использования ВРТ необходимо детализировать особенности предоставления таких услуг с применением телемедицинских технологий, а также определить их перечень и ситуации, при которых возможно оказание дистанционной медицинской помощи.
Такая практика нашла свои отражение при оказании медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий пациентам, страдающим новой коронавирусной инфекцией, в рамках дистанционного наблюдения на дому [3].
Следовательно, перед заключением подобных соглашений о ГЧП, частный партнер должен иметь четкое представление о возможности оказания медицинских услуг с применением ВРТ с помощью телемедицинских технологий, а также особенности предоставления таких услуг.
Не вызывает сомнения, что такие положения должны детализироваться уполномоченным органам в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения Российской Федерации) путем принятия нормативного правового акта, направленного на внесение изменений в Порядок использования ВРТ, в котором также будут урегулированы вопросы ответственности субъектов (медицинская организация, лечащий врач, оператор
информационной системы) за разглашение персональных данных пациента и врачебной тайны, а также за проявление халатности в отношении пациента и совершение врачебной ошибки.
Таким образом, привлекая частных партнеров, государству через уполномоченные органы необходимо создать ясный и прозрачный экономико-правовой климат для реализации ВРТ с помощью телемедицинских технологий, который способен отразить публичный интерес, направленный на обеспечение пациентов доступной и качественной медицинской помощью, в целях реализации их конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Как указывалось выше, сложность в преодолении географических расстояний в целях надлежащего медицинского обслуживания ложится на самого пациента, и это не только финансовые расходы, но и затраты его времени. В этой связи внедрение телемедицинских технологий - один из эффективных социально-правовых инструментов, направленных на решение этих проблем. Свою эффективность телемедицинские технологии доказали не только за рубежом, но и в нашей стране.
Разработка и внедрение информационных технологий в репродуктивную сферу, направленных на повышение точности дистанционной диагностики (в том числе через различные мобильные приложения), а также на решение вопросов доступности медицинской помощи - неизбежный процесс будущего. Правовое регулирование таких процессов непосредственно связано с принятием нормативного правового акта, направленного на внесение изменений в Порядок использования ВРТ с последующим созданием нормативной правовой базы, необходимой для регулирования возникающих отношений при использовании информационных технологий, связанных с предоставлением дистанционной медицинской помощи.
Внесение изменений в действующий Порядок использования ВРТ, позволит постепенно создавать нормативную правовую базу, направленную на регулирование отношений, возникающих между врачом и пациентом при оказании медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий в репродуктивной сфере, позволит законодателю быть готовым к регулированию последующих вопросов, возникающих при внедрении новых информационных технологий.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 29. Ст. 4350.
[2] Указ Президента Российской Федерации от 6 июня 2019 г. № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 23. Ст. 2927.
[3] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 98н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» // [Электронный ресурс] URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 19.03.2020).
[4] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 июля 2020 г № 803н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» // [Электронный ресурс] URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 19.10.2020).
[5] Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 апреля 2021 г. № 300 «О проведении в 2021 году Всероссийского конкурса «Лучший проект государственно-частного взаимодействия в здравоохранении»» // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
[6] Паспорт приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий» (приложение к протоколу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. № 9) // [Электронный ресурс] URL: http://static. government.ru (дата обращения: 06.12.2017).
[7] Паспорт национального проекта «Национальный проект «Демография»», утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации // [Электронный ресурс] URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 09.09.2021).
[8] Приказ Департамента здравоохранения города Москвы от 6 апреля 2020 г. № 356 «О применении телемедицинских технологий при организации оказания консультаций по вопросам коронавирусной инфекции COVID-19 и подборе персонала в медицинские организации города Москвы» // Документ опубликован не был. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
[9] Белицкая А.В. Правовое обеспечение государственной инвестиционной политики: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2018. 58 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
[10] Владзимирский А.В., Морозов С.П., Сименюра С.С. Телемедицина и COVID-19: оценка качества телемедицинских консультаций, инициированных пациентами с симптомами ОРВИ // Врач и информационные технологии. 2020. № 2. С. 52-63.
[11] Захаров Д.А. Социальные установки на потребление услуг телемедицины у пациентов и врачей: автореф. дис. ... канд. мед. наук. Астрахань, 2007. 24 с.
[12] Мохов А.А. Организационно-правовые основы государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения (на примере генетических технологий) // Публичное право сегодня.
2020. № 4. С. 22-36.
[13] Пивень Д.В. Научное обоснование модели внедрения телемедицины в регионах Сибири: автореф. дис. . док. мед. наук. М., 2004. 52 с.
[14] Платонова Н.И., Шахабов И.В., Смышляев А.В., Кузнецов Д.В. Телемедицинские технологии в условиях пандемии COVID-19 // Медицинское право. 2021. № 1. С. 21 - 28. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
[15] Путило Н.В., Волкова Н.С., Цомартова Ф.В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства в здравоохранении: опыт субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. № 8. С. 25 - 34. [Электронный ресурс] СПС «КонсультантПлюс».
[16] Сизова Е.С. Развитие инфраструктуры здравоохранения и качества услуг с использованием механизма государственно-частного партнерства: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2016. 23 с.
[17] Barnes J. Designing Public-Private partnerships in Health. July 2011. P. 13. // [Электронный ресурс] URL: https://www.shopsplusproject.org/ s ites/d efault/fi les/resou rces/P PP-Primer_ REV_092311f.pdf (дата обращения: 04.08.2022).
[18] Martins da Silva S.J., Campo-Engelstein L. Assisted reproductive technology, justice and autonomy in an era of COVID-19 // RBMO. February 01. 2021. DOI: https://doi.org/10.1016/]. rbmo.2020.11.004. // [Электронный ресурс] URL: https://www.rbmojournal.com/article/S1472-6483(20)30618-0/fulltext (дата обращения: 05.11.2021).
[19] Ganapathy K., Das S., Reddy S., ThaplooV., Nazneen A., Kosuru A., Shankar Nag U. Digital Health Care in Public Private Partnership Mode // 5 Apr
2021. // [Электронный ресурс] URL: https://www. liebertpub.com/doi/10.1089/tmj.2020.0499 (дата обращения: 02.08.2021).
[20] Restrepo K. The Case Against Telemedicine Parity Laws // John Locke Foundation. January 15.
2018. // [Электронный ресурс] URL: https://www. johnlocke.org/research/telemedicine/ (дата обращения: 02.08.2021).
[21] Human Fertilisation and Embryology (Statutory Storage Period for Embryos and Gametes) (Coronavirus) Regulations 2020 // [Электронный ресурс] URL: https://www.theyworkforyou.com/ wms/?id=2020-06-03.HLWS258.h (дата обращения: 19.09.2022).
[22] URL: https://www.promedicina.clinic/info/ (дата обращения: 08.08.2022);
[23] URL: https://www.endocrincentr.ru/ departments/mezhinstitutskie-klinicheskie-otdeleniya/telemedicinskie-uslugi (дата обращения 08.08.2022).
[24] URL: https://mamadeti.ru/program/eko-mat-i-ditya-maksimum-lapino/Сдата обращения: 08.08.2022).
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 13 iyulya 2015 g. № 224-FZ «O gosudarstvenno-chastnom partnerstve, municipal'no-chastnom partnerstve v Rossijskoj Fed-eracii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonod-atel'stva RF. 2015. № 29. St. 4350.
[2] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 6 iyunya 2019 g. № 254 «O Strategii razvitiya zdra-voohraneniya v Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2019. № 23. St. 2927.
[3] Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii ot 19 marta 2020 g. № 98n «O vre-mennom poryadke organizacii raboty medicinskih organizacij v celyah realizacii mer po profilaktike i snizheniyu riskov rasprostraneniya novoj koronavi-rusnoj infekcii COVID-19» // [Elektronnyj resurs] URL: http://pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 19.03.2020).
[4] Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 2020 g № 803n «O poryadke ispol'zovaniya vspomogatel'nyh reproduktivnyh tekhnologij, protivopokazaniyah i ogranicheniyah k ih primeneniyu» // [Elektronnyj resurs] URL: http://www. pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 19.10.2020).
[5] Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii ot 6 aprelya 2021 g. № 300 «O prove-denii v 2021 godu Vserossijskogo konkursa «Luch-shij proekt gosudarstvenno-chastnogo vzaimodejst-viya v zdravoohranenii»» // Dokument opublikovan ne byl. [Elektronnyj resurs] SPS «Konsul'tantPlyus».
[6] Pasport prioritetnogo proekta «Sovershen-stvovanie processov organizacii medicinskoj pomosh-chi na osnove vnedreniya informacionnyh tekhnologij» (prilozhenie k protokolu prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategich-
eskomu razvitiyu i prioritetnym proektam ot 25 oktya-brya 2016 g. № 9) // [Elektronnyj resurs] URL: http:// static.government.ru (data obrashcheniya: 06.12.2017).
[7] Pasport nacional'nogo proekta «Nacion-al'nyj proekt «Demografiya»», utverzhdennyj Minis-terstvom truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii // [Elektronnyj resurs] URL: https://mintrud.gov. ru (data obrashcheniya: 09.09.2021).
[8] Prikaz Departamenta zdravoohraneniya goroda Moskvy ot 6 aprelya 2020 g. № 356 «O prime-nenii telemedicinskih tekhnologij pri organizacii oka-zaniya konsul'tacij po voprosam koronavirusnoj infekcii COVID-19 i podbore personala v medicinskie organizacii goroda Moskvy» // Dokument opublikovan ne byl. [Elektronnyj resurs] SPS «Konsul'tantPlyus».
[9] Belickaya A.V. Pravovoe obespechenie gosudarstvennoj investicionnoj politiki: dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 2018. 58 s.
[10] Vladzimirskij A.V., Morozov S.P., Sime-nyura S.S. Telemedicina i COVID-19: ocenka kachestva telemedicinskih konsul'tacij, iniciirovannyh pacientami s simptomami ORVI // Vrach i informa-cionnye tekhnologii. 2020. № 2. S. 52-63.
[11] Zaharov D.A. Social'nye ustanovki na potreblenie uslug telemediciny u pacientov i vrachej: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Astrahan', 2007. 24 s.
[12] Mohov A.A. Organizacionno-pravovye osnovy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v sfere zdravoohraneniya (na primere geneticheskih tekhnologij) // Publichnoe pravo segodnya. 2020. № 4. S. 22-36.
[13] Piven' D.V. Nauchnoe obosnovanie modeli vnedreniya telemediciny v regionah Sibiri: avtoref. dis. ... dok. med. nauk. M., 2004. 52 s.
[14] Platonova N.I., SHahabov I.V., Smyshlyaev A.V., Kuznecov D.V. Telemedicinskie tekhnologii v usloviyah pandemii COVID-19 // Medicinskoe pravo. 2021. № 1. S. 21 - 28. [Elektronnyj resurs] SPS «Konsul'tantPlyus».
[15] Putilo N.V., Volkova N.S., Comartova F.V. Pravovoe regulirovanie gosudarstvenno-chastnogo partnerstva v zdravoohranenii: opyt sub"ektov Rossijskoj Federacii // ZHurnal rossijskogo prava. 2015. № 8. S. 25 - 34. [Elektronnyj resurs] SPS «Konsul'tant-Plyus».
[16] Sizova E.S. Razvitie infrastruktury zdravoohraneniya i kachestva uslug s ispol'zovaniem mekhanizma gosudarstvenno-chastnogo partnerstva: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. M., 2016. 23 s.
[17] Barnes J. Designing Public-Private partnerships in Health. July 2011. P. 13. // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.shopsplusproject.org/sites/ default/files/resources/PPP-Primer_REV_092311 f. pdf (data obrashcheniya: 04.08.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022
[18] Martins da Silva S.J., Campo-Engelstein L. Assisted reproductive technology, justice and autonomy in an era of COVID-19 // RBMO. February 01. 2021. DOI: https://doi.org/10.1016/j. rbmo.2020.11.004. // [Elektronnyj resurs] URL: https:// www.rbmojournal.com/article/S1472-6483(20)30618-0/fulltext (data obrashcheniya: 05.11.2021).
[19] Ganapathy K., Das S., Reddy S., Thap-looV., Nazneen A., Kosuru A., Shankar Nag U. Digital Health Care in Public Private Partnership Mode // 5 Apr 2021. // [Elektronnyj resurs] URL: https://www. liebertpub.com/doi/10.1089/tmj.2020.0499 (data obrashcheniya: 02.08.2021).
[20] Restrepo K. The Case Against Telemedi-cine Parity Laws // John Locke Foundation. January 15. 2018. // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.
johnlocke.org/research/telemedicine/ (data obrashcheniya: 02.08.2021).
[21] Human Fertilisation and Embryology (Statutory Storage Period for Embryos and Gametes) (Coronavirus) Regulations 2020 // [Elektronnyj resurs] URL: https://www.theyworkforyou.com/ wms/?id=2020-06-03.HLWS258.h (data obrashcheniya: 19.09.2022).
[22] URL: https://www.promedicina.clinic/info/ (data obrashcheniya: 08.08.2022);
[23] URL: https://www.endocrincentr.ru/depart-ments/mezhinstitutskie-klinicheskie-otdeleniya/tele-medicinskie-uslugi (data obrashcheniya 08.08.2022).
[24] URL: https://mamadeti.ru/program/eko-mat-i-ditya-maksimum-lapino/(data obrashcheniya: 08.08.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2022