Научная статья на тему 'Механизмы влияния средств театрального искусства на развитие социальной компетентности школьников'

Механизмы влияния средств театрального искусства на развитие социальной компетентности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
712
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SOCIAL COMPETENCE / ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА / КОМПОНЕНТЫ / COMPONENTS / МЕХАНИЗМЫ / MECHANISMS / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / THEATRICAL ART / MEANS OF THEATRICAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шахрай В.М.

В статье акцентируется внимание на значимости формирования социальной компетентности школьников средствами театрального искусства, определяются механизмы (социально-психологические, социально-педагогические), посредством которых театрально-игровое творчество школьников способствует развитию основных компонентов их социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISMS OF THE THEATRICAL ART TOOLS’ IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF THE SCHOOLCHILDREN SOCIAL COMPETENCE

The article emphasizes the significance of the schoolchildren’s social competence formation by the theatrical art means, the mechanisms (social-psychological, social-pedagogical), with the help of which dramatically actable schoolchildren creativity promotes the development of basic components of its social competence, are defined.

Текст научной работы на тему «Механизмы влияния средств театрального искусства на развитие социальной компетентности школьников»

УДК 37.035:371.383.1

В.М. Шахрай

канд. пед. наук, доцент, кафедра социальной работы, Белоцерковский институт экономики и управления Университета «Украина»

МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ СРЕДСТВ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье акцентируется внимание на значимости формирования социальной компетентности школьников средствами театрального искусства, определяются механизмы (социально-психологические, социально-педагогические), посредством которых театрально-игровое творчество школьников способствует развитию основных компонентов их социальной компетентности.

Ключевые слова: социальная компетентность, театральное искусство, средства театрального искусства, компоненты, механизмы, школьники.

V.M. Shakhrai, Belotserkovskii Institute of Economics and Management, University «Ukraine»

THE MECHANISMS OF THE THEATRICAL ART TOOLS' IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF THE

SCHOOLCHILDREN SOCIAL COMPETENCE

Abstract. The article emphasizes the significance of the schoolchildren's social competence formation by the theatrical art means, the mechanisms (social-psychological, social-pedagogical), with the help of which dramatically actable schoolchildren creativity promotes the development of basic components of its social competence, are defined.

Keywords: social competence, theatrical art, means of theatrical art, components, mechanisms, schoolchildren.

Введение. Проблема развития социальной компетентности у детей и молодежи является одной из важнейших в современном социальном воспитании, ведь сформированная социальная компетентность обеспечивает качественное, гармоничное взаимодействие личности с социальным окружением и дает ей возможность осуществлять полноценную жизнедеятельность в конкретных социальных условиях. Остро встает вопрос и о поиске эффективных путей развития социальной компетентности школьников, где должны учитываться, прежде всего, возрастные характеристики детей, современные социокультурные условия, особенности коммуникации нынешних учеников и др.

По нашему убеждению, одним из таких путей является организация различных видов деятельности школьников (как урочной, так и внеурочной), основанная на использовании средств театрального искусства. В процессе театрально-игровой деятельности углубляется понимание детьми жизни в социуме, осуществляется овладение ими социальными ролями, происходит развитие коммуникативных способностей детей и подростков, что позволяет им адекватно действовать, достигая желаемых социальных позиций. Юный человек, посредством театральной деятельности, погружается в осмысление и эмоционально-чувственное оценивание различных образов, ситуаций, отношений и поступков, укрепляя, тем самым, свои жизненные ресурсы и становясь более способным к сопереживанию и пониманию других людей.

В данной работе мы представляем свою трактовку социальной компетентности личности и ее структурных элементов, а также ставим задачу кратко раскрыть те основные механизмы, через которые средства театрального искусства могут способствовать развитию социальной компетентности школьников.

Основная часть. Мы определяем социальную компетентность как целостное интегра-тивное личностное образование, как совокупность социальных знаний, умений, ценностей, обеспечивающих гармоничное взаимодействие человека и общества (и прежде всего - через усвоение основных социальных ролей, эффективное решение социально-проблемных ситуаций), отражая качественную ступень социализированности индивида [5].

В структуру социальной компетентности нами включены три компонента: статусно-

ролевой, ценностно-диспозиционный и коммуникативный.

Статусно-ролевой компонент отображает уровень способности личности ориентироваться в социальном пространстве и определять собственное в нем место, интернализировать (осваивать) важные социальные роли, стремиться к самоутверждению в социуме (через достижение желаемых для себя социальных статусов) и т.д. Особый акцент мы делаем на определенной аналогии социальной роли и роли театральной, сценического спектакля и спектакля социального. Близость социальной и театральной ролей дает возможность подготавливать школьников к социально-ролевому поведению в реальном социуме посредством его воспроизведения в условном театрально-игровом пространстве.

Ценностно-диспозиционный компонент раскрывает социальные возможности личности, исходя из развития ее мотивационной сферы. Диспозиция - осознанная готовность человека к оценкам ситуации и поведению. В диспозиционную систему личности входят потребности, интересы, социальные установки, ценности. Эффективное взаимодействие индивидуума с социальным окружением во многом зависит от развитости этих диспозиций, в первую очередь ценностей, что и обусловило определение данного компонента социальной компетентности как ценностно-диспозиционного. Ценностно-диспозиционный компонент есть проявление развития ценностей, потребностей, жизненных целей личности, способствующих гармонизации ее отношений с социумом. Это, в частности, таких общечеловеческих ценностей, как добро, справедливость, красота, свобода, а также собственно социальных ценностей - коллективизм, солидарность и др.

Коммуникативный компонент является показателем способности личности реализовы-вать освоенные социальные роли и принятые социальные ценности в процессе взаимодействия и, прежде всего, между членами малой группы. В коммуникативный компонент мы включаем надлежащий уровень развития речевой культуры, социального интеллекта (умение адекватно воспринимать партнеров по взаимодействию и предвидеть их поведенческие реакции), способность к качественной групповой работе, направленность на дружеские отношения и т.д.

Самодеятельное театральное искусство, будучи искусством синтетическим, имеет в своем арсенале несколько основных средств (инструментов) воспитательного воздействия на детей. К средствам театрального искусства (в контексте их способности оказывать влияние на формирование социальной компетентности школьников) мы относим:

1) театральную игру, которая дает возможность через каналы перевоплощения и игровой свободы усваивать широкий спектр социальных ролей, совершенствовать свою личность;

2) театральный коллектив как модель социально-благоприятного социума, где ребенок апробирует, оценивает модели социального взаимодействия;

3) драматическую составляющую театральных постановок, благодаря которой школьники приближаются к общечеловеческим, социальным ценностям, совершенствуется понимание подростками социума и тех сложных, разнообразных связей, что его пронизывают;

4) организационно-методическую систему подготовки театральных постановок;

5) комплекс различных видов искусства, что используются в театральных постановках и усиливают эмоционально-чувственное влияние на учащихся, способствуя обогащению их межличностных отношений, восприятию ими целостности окружающего мира и осознанию необходимости его функционирования по законам красоты.

Использование названных выше средств дает возможность комплексно влиять на социальное становление учеников - расширять их социально-ролевой репертуар, развивать моти-вационную сферу, коммуникативные способности и др.

Например, такое средство, как театральная игра, которая близка к природной детской игре, создает условия для свободы выражения школьников, приближает их действия в театрально-игровом поле к действиям в реальном социуме, тем самым расширяя их опыт, познание

социальной жизни, и помогает выработке умений решать конкретные жизненные ситуации. Условная игровая реальность способствует развитию необходимых навыков социального взаимодействия в безопасной для психики ребенка обстановке. Коллективная подготовка театральных постановок дает возможность развивать у школьников навыки групповой работы, учить их лучше понимать друг друга, пробуждать чувства дружбы, взаимопомощи и др.

Правильный выбор сценариев театральных постановок (тематика, содержание) способствует развитию разумных потребностей, выработке идеалов, усвоению социально значимых ценностей. Методически грамотная организация деятельности детского театрального коллектива содействует проявлению и развитию детских способностей (изготовление костюмов, декораций, афиш, организация выступлений), а также привлечению к совместной работе родителей учеников и общественности, что расширяет воспитательные возможности школьной театральной деятельности.

Педагогически важным моментом является использование комплекса искусств (пение, изобразительное искусство, хореография), повышающим настроение школьников и приносящим в детскую жизнь чувства радости и вдохновения, без чего не может быть надежного усвоения предлагаемых социумом норм и ценностей.

Средства театрального искусства влияют на формирование личности через определенные психологические и социально-педагогические механизмы. Механизм - система подвижных звеньев или деталей, которая предназначена для передачи или преобразования (воспроизведения) движения [1]. Под механизмами средств театрального искусства (в контексте проблемы, поднимаемой в данной статье) будем понимать систему действий, обеспечивающих процесс (движение) становления социальной компетентности личности.

Опираясь на классификацию механизмов социализации (а мы понимаем социальную компетентность личности как качественную степень ее социализации), осуществленных А. Мудриком, попытаемся раскрыть механизмы, через которые средства театрального искусства могут способствовать развитию социальной компетентности детей и учащейся молодежи. Следует указать, что А. Мудрик объединяет механизмы социализации в две группы: 1 группа - социально-психологические и психологические; 2 - социально-педагогические [3, с. 12-14].

Прежде всего, остановимся на основных психологических и социально-психологических механизмах, ведь они формируют внутренний мир личности и ее мотивационные структуры. Это такие механизмы, как подражание (следование какому-либо примеру, образцу), идентификация (процесс отождествления человеком самого себя с другим человеком, группой), рефлексия (внутренний диалог) [3]. К ним также относят интериоризацию (процесс формирования внутренних структур психики через усвоение структур внешней социальной деятельности), экс-териоризацию (процесс порождения внешних действий, высказываний и т.д. на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека) [4, с. 417; 4, с. 455-456; 2, с.208].

В театрально-игровой деятельности школьников они находят отражение, на наш взгляд, в следующем.

Подражание - из-за довольно тесного общения как с товарищами по театральному коллективу (группе), так и с героями театральных постановок (эмоционально-мыслительного общения), ребенок начинает подражать - в большинстве случаев не совсем осознаваемо - тем или иным элементам поведения (прежде всего, внешнего проявления) театральных персонажей и партнеров по общению в театральной группе.

Идентификация - один из самых мощных психологических механизмов, который может быть запущен через театрально-игровые методы и приемы. Проникновение в глубины жизненных судеб героев спектаклей, их анализ и сравнение с собственной личностью, со своими поступками дает возможность ребенку ориентироваться на лучшие, более желательные, с его

точки зрения, черты личностей героев театральных постановок.

Рефлексия - в театрально-игровом и реальном общении с участниками театральных постановок и педагогами у детей вырабатываются навыки и умения, способствующие более углубленному познанию себя и выработке адекватной самооценки, и, соответственно, более четкому определению собственных сил, способностей, желаний и жизненных целей.

Интериоризация - через эмоционально-чувственное наполнение театрально-игровой деятельности и морально насыщенное общение в театральной группе происходит обогащение внутреннего мира школьников, усвоение социальных ценностей, формирование у них таких социально-психологических образований, как аттракция (понимание одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства), аффилиация (потребность человека в эмоциональных контактах, общении) и др. [4, с. 401-402].

Экстериоризация - театрально-игровая деятельность создает возможности для реализации, проверки усвоенных жизненных ценностей и идеалов для развития качеств, необходимых для социально компетентной личности (настойчивость, уверенность, самостоятельность и т.д.).

Влияние театрального искусства на становление социальной компетентности, посредством психологических и социально-психологических механизмов, отобразим в таблице 1.

Таблица 1 - Психологические и социально-психологические механизмы влияния средств театрального искусства на развитие социальной компетентности школьников

Вид механизма Влияние на личность школьника Компонент социальной компетентности

Подражание Освоение моделей поведения и характера театральных героев (в основном на неосознаваемом уровне) Коммуникативный (развитие речи, невербального общения)

Идентификация Осознанное восприятие и оценка социальных ролей, освоение качеств героев спектаклей, товарищей по театральной группе Статусно-ролевой (понимание социальной роли и ролевого сценария, определение для себя желательного социального статуса); ценностно-диспозиционный (формирование идеалов)

Рефлексия Формирование самооценки как результат сравнения собственного поведения с поведением героев пьес, товарищей по театральной группе Ценностно-диспозиционный (формирование потребностей, интересов, ценностей)

Инте-риори-зация Формирование внутреннего мира (аффилиация, аттракция, освоение ценностей) под эмоционально-чувственным воздействием театрально-игровой деятельности Коммуникативный (способность к групповой работе); ценностно-диспозиционный (становление идеалов и убеждений); статусно-ролевой (восприятие и освоение социальных ролей)

Эксте-риори-зация Способность к реализации освоенных ценностей, социальных ролей, норм социального взаимодействия, развитие признаков ассертивности, самопрезентации через подготовку спектаклей, выступления Статусно-ролевой (проявление ролевого поведения, достижение желательного статуса); ценностно-диспо-зиционный, коммуникативный (решение социальных проблем и ситуаций)

Мы также предполагаем, что организация театрально-игровых занятий школьников, привлечение их к различным видам театрального творчества существенно усиливают действие социально-педагогических механизмов социализации. К этим механизмам относят:

- традиционный (усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения);

- институциональный (накопление человеком опыта через взаимодействие с институтами общества и различными организациями);

- стилизованный (влияние на человека определенной субкультуры, с которой он связан);

- межличностный (влияние на человека личностей, субъективно для него значимых) [3, с. 13-14].

Таблица 2 - Социально-педагогические механизмы влияния средств театрального искусства на развитие социальной компетентности школьников

Вид механизма Влияние на личность школьника Компонент социальной компетентности

Традиционный Влияние семьи (поддержка театральной деятельности детей), улучшение отношений родителей и детей Статусно-ролевой, ценностно-диспозиционный (освоение семейных ценностей, семейных ролей)

Институциональный Освоение норм, ценностей, идеалов родного народа, общества, что осуществляется посредством общественно значимого содержания театральных постановок, субъект-субъектного взаимодействия педагогов и школьников Статусно-ролевой, ценностно-диспозиционный (освоение общественно значимых ценностей, совокупности социальных ролей)

Стилизованный Освоение норм, ценностей, развитие потребностей, речевой культуры, умений межличностного общения под влиянием референтной группы (театрального коллектива) Статусно-ролевой (освоение ролей друга, лидера и др.); ценностно-диспозиционный (освоение ценностей подростково-молодежной группы); коммуникативный (развитие и проверка действенности коммуникативных умений и навыков)

Межличностный Влияние привлекательных образов-героев театральных спектаклей, педагогов-руководителей, друзей Статусно-ролевой (ориентация на ролевое поведение значимой личности); ценностно-диспозиционный (восприятие в качестве образца идеалов этой личности); коммуникативный (ориентация на речевую культуру, поведенческие тактики значимой личности)

Привлечение детей к театрально-игровому творчеству дает возможность усиливать действие указанных социально-педагогических механизмов, что может проявиться в следующем.

Традиционный механизм - сотрудничество педагогов (в процессе организации театрально-игровой деятельности школьников) с родителями, семьей и привлечение их к деятельности театральных групп способствует усилению воздействия на детей семейных ценностей, а также тех ценностей и идеалов, что закладываются в основу спектаклей и организацию деятельности театральной группы.

Институциональный механизм - благодаря организации театрально-игровой деятельности усиливается влияние на школьников таких институтов воспитания, как школа, центры социальных служб для молодежи, внешкольные учреждения, коррекционно-реабилитационные центры, которые согласовывают свою деятельность в рамках решения определенных проблем и реализации социально-воспитательных проектов (в том числе и театрально-педагогических).

Стилизованный механизм - воздействие на детей осуществляется через референтную группу и желаемый стиль жизни. Театральный коллектив является той референтной группой (при условии педагогически взвешенного руководства), где ребенок может найти место для со-

циально-психологической защиты и поддержки, а также для самореализации, самоутверждения, достижения социального успеха, развития социального творчества. Театрально-игровая деятельность может стать определенным видом подростково-молодежной субкультуры, оказывая весомое позитивное влияние на личность юного человека.

Межличностный механизм - в процессе театрально-игровой деятельности осуществляется социально-психологическое воздействие на школьников значимых для них героев пьес, руководителей, товарищей и, прежде всего, товарищей-лидеров, способствуя личностному развитию детей, формированию у них идеалов, выработке ориентации на определенные образцы поведения и др.

Влияние средств театрального искусства на развитие основных компонентов социальной компетентности детей и подростков через социально-педагогические механизмы сжато отображает таблица 2.

Следует отметить, что механизмы влияния средств театрального искусства на развитие социальной компетентности школьников, охарактеризованные нами выше, действуют не изолированно, а в комплексе, усиливая и дополняя друг друга. Поэтому их вычленение есть, в определенной степени, процедура условная, но, вместе с тем, существенная для подтверждения достаточно широкого и глубокого воздействия средств театрально-игрового творчества на социальное развитие личности.

Выводы. Самодеятельное театральное искусство имеет значительный потенциал для развития социальной компетентности школьников, что проявляется, прежде всего, в способности театра, в котором играют дети, активизировать положительное воздействие социально-психологических и социально-педагогических механизмов. Вместе с тем нужно акцентировать внимание на том, что механизмы влияния театрально-игровых средств на становление социальной компетентности школьников будут эффективными при условии методически грамотного педагогического руководства, учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, а также уровня их социального развития, особенностей социального окружения и др.

Результативность названных выше механизмов должна усиливаться позитивной атмосферой детского театрально-игрового творчества, которая проявляется в субъект-субъектных межличностных отношениях, свободе, радости, комфортности самовыражения школьников.

Список литературы:

1. Мехаызм (значення) [Электронный ресурс]. - URL: http://u k.wiki pedia. огд^кШехашзм_(значення) (дата звернення: 20.12.13).

2. Москаленко В.В. Со^альна психолопя: пщручник [Текст] / В.В.Москаленко. - К.: Центр учбово'Т л^ератури, 2008. - 688 с.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебник / А.В.Мудрик. - М.: Академия, 2002. - 200 с.

4. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения [Текст]: учебное пособие / Ю.П.Платонов. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.

5. Шахрай В.М. Критерп та показники визначення сформованост со^ально'Т компетентност особистост [Электронный ресурс] / В.М. Шахрай // Народна осв^а: електронне наукове фахове видання. - 2011. - № 3 (15). - URL: http://www.narodnaosvita. kiev.ua/vupysku/15/statti/shahray.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.